Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания'

Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3239
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНТЕРЕС / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮБОПЫТСТВО / ECOLOGICAL EDUCATION / DIDACTIC GAME / COGNITIVE THINKING / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / INTEREST / INQUISITIVENESS / CURIOSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошилова Валентина Михайловна, Баглаева Юлия Павловна

Раскрывается роль дидактических игр экологической направленности в развитии познавательного мышления и его основных показателей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошилова Валентина Михайловна, Баглаева Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic game as means of development of cognitive thinking at preschool children during ecological education

The role of didactic games of an ecological orientation in development of cognitive thinking and its basic parameters at children of preschool age during ecological education is revealed.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания»

УДК 373.24

В. В. Ворошилова, Ю. П. Баглаева

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическое воспитание; дидактическая игра; познавательное мышление; дети дошкольного возраста; интерес; любознательность; любопытство.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается роль дидактических игр экологической направленности в развитии познавательного мышления и его основных показателей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

V. V. Voroshilova, J. P. Baglaeva

DIDACTIC GAME AS MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE THINKING AT PRESCHOOL CHILDREN DURING ECOLOGICAL EDUCATION

KEYWORDS: ecological education; didactic game; cognitive thinking; children of preschool age; interest; inquisitiveness; curiosity.

ABSTRACT. The role of didactic games of an ecological orientation in development of cognitive thinking and its basic parameters at children of preschool age during ecological education is revealed.

Еще 20—30 лет назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты-биологи, а сейчас этот термин прочно вошел в нашу жизнь и даже дети знают, что не надо портить «окружающую экологию».

Однако социологические опросы в нашей стране с неизменностью показывают, что большинство людей хорошо знает, например, что такое загрязнения окружающей среды и как они влияют на здоровье человека, но эти знания не становятся жизненным смыслом, реальным побудительным мотивом их экологически целесообразного поведения.

В настоящее время господствующей является такая точка зрения на природу, которая противопоставляет человека как высшую ценность и природу как его собственность, отношение к природе как объекту воздействий, преобразований и использования. Поэтому экологической проблематике уделяется определенное внимание в школьном и вузовском образовании, издаются соответствующие программы и для дошкольников.

Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном возрасте преждевременно и не соответствует возрастным особенностям.

Однако дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда закладываются основы интеграции целостной личности и формируются знания о природных объектах, явлениях и причинно — следственных зависимостях между ними, служащие базой для развития представлений о мире в целом и отношений к нему, т. е. мировоззрения [4].

Таким образом, на целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей, под которым подразумевается — воспитание нравственности (т. е. воспитание гуманного отношения к природе), духовности, интеллекта (т. е. формирование системы экологических знаний и представлений), развитие эстетических чувств (т. е. умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею) [8].

Одновременно решаются задачи развития их эмпирического и теоретического мышления, познавательной активности, закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

Мир учит ребенка во всем своем многообразии и неожиданности, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому, удивиться неизведанному, влекущему своей новизной.

В результате у ребенка проявляется интерес — стремление к познанию предмета, овладению той или иной деятельностью, основывающийся на любопытстве и любознательности; любопытство — стремление, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное; любознательность — желание познавать закономерности окружающего мира, что в свою

очередь дает возможность развитию познавательного мышления — способность исследовать мир и систематизировать подход к его изучению [10].

Роль данных показателей в развитии познавательного мышления заключается в том, что именно они стимулируют ребенка к познанию того, что скрыто от глаз [10].

Познавательное мышление —

мышление, позволяющее исследовать окружающий мир, с проявлением любознательности, любопытства и интереса

[10].

Данный тип мышления позволяет детям узнавать мир (о множестве странных предметов, объектов, явлений природы) и то, как он действует. Начинается оно с любопытства, которым обладают все дети.

Развивать познавательное мышление означает задавать вопросы о явлениях, предметах, объектах природы, а также посредством наблюдений, различных теорий, которые объясняют, а что собственно видим, доказать, что представление о данных явлениях, предметах, объектах природы верно; и сделать так, чтобы ребенку хотелось узнавать больше (стимул), а также помогать ему познавать все то, что его окружает (реакция) и поощрять его попытки понять то, что он увидел или сделал (вывод) [10].

Познавательное мышление не бывает случайным. Для того чтобы собрать все те знания, которыми ученые обладают сегодня, потребовались тысячи лет. И ребенку дошкольного возраста предстоит узнать о мире, либо самостоятельно, либо с помощью взрослого. Но эта помощь должна быть представлена не в виде сухих фактов.

Роль взрослого научить ребенка думать познавательно, проявлять любопытство, и не только узнавать то, что уже всем известно, но и искать новые знания, используя новые способы и средства.

Развитие познавательного мышления Условия

Стимул Создание ситуаций, условий со стороны взрослых: поощрение, которое позволяет ребенку в дальнейшем присматриваться к окружающему миру; вопросы, побуждающие ребенка высказывать новые мысли; придумывание различных способов познания нового.

Реакция Ребенок учится пристально наблюдать, задавать вопросы, придумывать что-то новое, искать подтверждение, проверять, а также показывать и рассказывать о том, что узнал.

Вывод Ребенок может доказать свои идеи, понять увиденное, может это объяснить, и он уверен в том, что способен узнать больше.

Способы развития познавательного мышления:

• внимательно наблюдать за окружающим миром;

• находить объяснения происходящим явлениям;

• придумывать, как узнать больше;

• называть то, что видите;

• проверять идеи;

• задавать вопросы.

Развитие мышления не происходит изолированно, оно связано с более общими изменениями в жизни ребенка, с изменением его отношения к окружающей действительности, т. к. природа непосредственно воздействует на ребенка своей необычностью, новизной, разнообразием; вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мысли.

Яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, т. е. ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, а именно, учится элементарно объяснить наблюдаемое; совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольников — это формирование активности, которое имеет разные выражения у ре-

бенка: проявление интереса к окружающим предметам, объектам, явлениям природы, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью взрослых; и формирование самостоятельности мыслительной деятельности. Решая данную проблему, мы должны вовлекать детей в процесс познания, привлекая их внимание, побуждая интерес [7].

На каждом этапе развития определенный вид деятельности приобретает доминирующее значение в жизни и в формировании психических особенностей.

Так, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельного психического процесса — познавательное мышление, необходимо рассмотреть природу дошкольной детской игры и ее роль в развитии. Так как обучение развивает ребенка тогда, когда представляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.

Ведущая деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, тем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.

И такой наиболее соответствующей дошкольному возрасту формой и средством является дидактическая игра.

Однако значение проблемы эффективности использования дидактических игр, направленных на развитие познавательного мышления у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания настолько велико, что мы сочли возможным обратиться к ее рассмотрению, так как многие считают, что дидактическая игра необходима исключительно только для развития интеллектуальных способностей и для того, чтобы дети, сталкиваясь с дидактической задачей, умели принять нужное решение, проанализировать ситуацию, моделирующую природные условия.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, представляющая собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей младшего дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности [6].

Дидактическая игра призвана прежде всего дать ребенку новый опыт переживания той или иной ситуации и поведения в ней.

Сделать игру средством развития познавательного мышления в процессе экологического воспитания, значит, повлиять на ее содержание, научить детей размышлять, проявлять интерес и любопытство к окружающему, действовать с различными предметами и объектами живой и неживой природы, и способам полноценного общения с ней.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательнообразовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую задачу,

игровые правила, игровое действие. Именно дидактическая игра способствует развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения: развитию памяти, внимания, наблюдательности; обогащают словарь; способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

С целью выявления эффективности использования дидактической игры как средства по развитию познавательного мышления у детей дошкольного возраста нами было проведено исследование с использованием двух разработанных комплексов дидактических игр (приложения 1 и 2), включающих в себя задания продуктивного и репродуктивного характера, сопровождаемые эмпирическими и диагностическими методами психолого-педагогического исследования: наблюдение, сравнение, беседа с детьми, а также с использованием клинического метода исследования интеллектуального развития ребенка, предложенного Ж. Пиаже, позволяющего компетентно подойти к разработке и проведению диагностических заданий, позволяющие выявить уровни развития познавательного мышления у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Из сказанного следует:

• экологическое воспитание призвано способствовать формированию осознанно-правильного отношения детей к природе, осуществлять переход к новой экологической деятельности (виды дидактической игры), используя для этого наиболее эффективный арсенал средств, форм и методов; способствовать развитию сенсорных и познавательных способностей, позволяющие детям больше узнавать об окружающем мире и о том, как он действует;

• необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию приводит к развитию интереса, прояв-

лению любопытства и, к самостоя- тии собственной познавательной ак-

тельному освоению и использование тивности ребенка с проявлением лю-

различных способов познания, кото- бопытства, интереса, любознательно-

рое представлено как высшая форма сти к предметам, объектам и явлени-

отражения объективной действитель- ям природы;

ности; а значит, и к развитию познава- • дидактическая игра — наиболее дос-

тельного мышления в данном возрас- тупное игровое средство, используете, так как именно познание будит мое при усвоении любого программ-

«ребячью мысль», способствует разви- ного материала, так как позволяет

тию творчества и самостоятельности, обеспечить нужное количество поучит «вдумчивее» относиться к приро- вторений при сохранении эмоцио-

де; нально положительного отношения к

• развитие познавательного мышле- заданию. Именно в данной игре ярко

ния в процессе экологического вос- проявляются основные показатели

питания состоит не только в усвое- познавательного мышления, непо-

нии какого-либо объема знаний, или средственно направленные на его

суммы навыков, определенных умст- формирование; воображение ребен-

венных способностей, но и в разви- ка, его эмоциональность, активность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АРТЕМОВА, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : кн. для воспитателей дет. сада / Л. В. Артемова. — М. : Просвещение, 1992.

2. БОГДАНЕЦ, Т. Игры и экология / Т. Богданец // Дошкольное воспитание. — 2006. — №7.

3. БУКАТОВ, В. М. Педагогические таинства дидактических игр : учеб.-метод. пособие / В. М. Букатов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Моск. психол. -соц. ин-т : Флинта, 2003.

4. ВОЛКОВ, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах : учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М. : ТЦ Сфера, 2002.

5. ГАЗИНА, О. Играя, изучаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. — 1995. — №7.

6. КОЗЛОВА, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. для студентов вузов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М. : Изд. центр «Академия», 2001.

7. КУЛАГИНА, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, А. Н. Колюцкий. — М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003.

8. НИКОЛАЕВА, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М. : Изд. центр «Академия», 1999.

9. ТИХОМИРОВ, О. К. Психология мышления : учеб. пособие для студентов вузов / О. К. Тихомиров. — М. : Изд. центр «Академия», 2002.

10. ФИШЕР, Р. Как развить ум вашего ребенка / Р. Фишер ; пер. с англ. Л. В. Тишковой. — М. : Астрель : АСТ, 2006.

11. ЭЛЬКОНИН, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студентов вузов / ред.-сост. Д. Б. Эльконин. — М. : Изд. Центр «Академия», 2004.

Приложение 1

ИГРА «СЛОЖИ КАРТИНКУ» (задание 1)

Дидактическая цель. Обогатить детей знаниями о различных свойствах (форма,

цвет, величина) овощей, фруктов, растений.

Дидактические задачи:

• Учить детей проявлять любопытство к результату (что получится?) и интерес к игровым действиям;

• Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей (2—4);

• Развивать любознательность;

• Воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Игровое правило. Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.

Игровые действия. Поиск частей, складывание целой картинки.

Игровая задача. Найти отдельные элементы целой картинки с изображением фруктов, овощей или растений.

Подготовка к игре. Для игры необходим набор картинок (неразрезных и разрезных) на тему «Овощи», «Фрукты», «Растения» и т. д.

Игровое условие. За каждое правильное и быстрое выполнение задания ребенок получает награду, например фишку. Победителя определяют по количеству набранных фишек.

Ход игры. В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов и растений. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные части по вертикали и по горизонтали. Воспитатель показывает детям картинки с изображением фруктов, овощей и растений, обращая их внимание на характерные признаки (цвет, форма, величина).

Затем воспитатель показывает часть картинки от целой карточки с изображением яблока и спрашивает:

— Как вы думаете, от какой картинки эта часть? (от яблока)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

— А теперь найдем другие части этой картинки.

Дети вместе с воспитателем ищут картинки с изображением частей яблока. Когда все отдельные части картинки найдены и положены рядом с картинкой с целым изображением, воспитатель говорит:

— Смотрите, дети получилось целое яблоко. (После, воспитатель предлагает детям другие карточки с различными изображениями)

— Сейчас я вам дам грушу, помидор, морковь. (Так все дети получают по целой картинке). А теперь соберите целые картинки из их частей. Разрезанные картинки лежат на столе.

Сам процесс поиска, нахождения, складывания частей увлекает детей. «У меня уже целая морковка получилась», «А у меня помидор», — радуются они тому, что сами «сделали» из кусочков целый предмет (помидор, яблоко, морковь).

— А теперь давайте положим на место все картинки и поиграем по-другому, — предлагает воспитатель. — Я сейчас дам вам не целую картинку, а отдельную ее часть. А вы по этой отдельной части картинки догадайтесь, какую картинку надо собрать.

— Сложи, а мы посмотрим, не ошибся ли ты, — увлекает дальше игрой воспитатель.

ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (задание 2)

Дидактическая цель. Развивать сенсорные способности (тактильное восприятие) детей посредством использования данной игры.

Дидактические задачи:

• Учить детей узнавать предметы по характерным признакам на ощупь;

• Учить детей правильно выделять форму, цвет овощей и фруктов;

• Вызывать у детей интерес и любопытство в процессе выполнения игровых действий;

• Развивать сенсорные способности;

• Воспитывать внимание, усидчивость, волю.

Смысл игры. На ощупь отгадывать положенный в мешочек овощ или фрукт, указывая его характерные признаки: твердый или мягкий, форму, величину (большой, маленький); указывать цвет овоща или фрукта и его применение.

Подготовка к игре. Для игры нужны: мешочек, дидактический набор на тему «Овощи», «Фрукты».

Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнали по описанию, если он неправильно назван.

Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.

Ход игры: Организуя игру, воспитатель подбирает овощи: картофель, помидор, морковь, свекла; фрукты: яблоко, груша, апельсин, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все овощи и фрукты были видны детям, он проводит краткую беседу о каждом из них, например:

— Что это за овощ — Сидит девица в темнице, а коса на улице? Этот овощ особенно любят зайчата и кролики; он полезен для нашего зрения. Цвет этого овоща — оранжевый.

Затем просит нескольких детей повторить название овоща (или фрукта), ответить, для чего он нужен, какого он цвета, формы.

Воспитатель говорит:

— Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек. Вася, посмотри внимательно на все овощи и фрукты, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу в мешочек фрукт, а ты потом отгадаешь, какой фрукт я положила. (Кладет грушу в мешочек). Вася, опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Описание ребенком овоща на ощупь). Ты правильно назвал этот фрукт. А теперь Вася выберет того, кто подойдет ко мне т тоже узнает, какой овощ я положила в мешочек (Кладет помидор в мешочек).

Игра продолжается до тех пор, пока все овощи и фрукты не будут названы. Усложнение. В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько овощей и фруктов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав один овощ или фрукт, рассказывает о нем. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают овощ или фрукт.

ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?» (задание 3)

Дидактическая цель. Дать знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а закономерно и обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов.

Дидактические задачи:

• формировать осознанное отношение к правилам поведения в природе;

• стимулировать развитие любознательности;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ 20

• развивать способность к анализу, сравнению, обобщению;

• побуждать детей проявлять интерес к игровым действиям;

• воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Смысл игры. Ребенок, сопоставляя требования организма к среде обитания и наличие в ней необходимых условий, принимает решение о том, сможет данный организм жить на данной территории или нет, можно его туда поселить или нет. В ходе игры от ребенка требуется анализ ситуации. Он может делать это самостоятельно или с помощью воспитателя. Свое решение ребенок должен объяснить. Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся друг от друга количеством факторов, которые необходимо учитывать, а значит, степенью сложности для играющего. Поэтому, сохраняя смысл игры и дидактическую цель, ее можно адаптировать к разным возрастным группам.

Подготовка к игре. Для игры нужны игровое поле и игровые карточки. Роль игрового поля может играть любая ровная поверхность: стол и даже пол. На игровом поле разбросаны разные сказочные страны: остров Буян, Тридевятое царство, Тридесятое государство, Муолындия, Лапландия, Кривляндия и т. д.

Рис. 1

Роль «стран» исполняют листы бумаги, которым можно придать разную форму, чтобы они отличались друг от друга. На каждом листе — стране условными значками обозначены имеющиеся там условия.

По трафарету необходимо также вырезать фигурки персонажей, например Винни-Пуха, Колобка, Кляксы, Пяточка и т. д. (рис. 2).

Требования каждого из них к среде могут быть в зависимости от их количества обозначены значками на самой фигурке или на отдельном листе (рис. 3).

Карточки к игре «Кто где живет?»: фигурки игровых персонажей (Клякса, Винни-Пух, Пятачок, Колобок); условия (дождь, солнце, яблоко, дерево с дуплом, лиса, апельсин, снег).

Рис. 2

Рис. 3

Требования к среде: а) на игровой фигурке (не любит солнце); и б) на отдельном листе (любит дождь и не любит солнце);

Игровая задача. Расселить виды организмов (персонажей) на подходящие для них территории.

Игровые действия. Ребенку (или группе детей) дают несколько фигурок выбранного персонажа (по общему числу стран), и он должен, учитывая его требования к среде и наличные условия, поселить его в подходящих для него странах. Разложив фигурки по игровому полю, дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.

Игровое условие. За каждое правильно выполненное задание ребенок (или группа) получает награду, например флажок. Победителя определяют по количеству набранных флажков.

Ход игры. (Простой вариант) Требования к среде включают только один фактор — пищевые предпочтения героя. Условными значками обозначаются разные виды пищи (яблоко, мед и т. д.). Персонажу требуется только один вид пищи, например яблоко; при этом в сказочных странах обозначается наличие тоже только одного типа пищи (или условия существования).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ 22

Учет одного фактора (вид пищи или одно из условий существования)

ПЕРСОНАЖ ВИД ПИЩИ

Пятачок Орех, яблоко, апельсин

Винни-Пух Мед, ягоды

Лиса Мышь, колобок, сметана

ПЕРСОНАЖ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Клякса Вода

Колобок Солнце, дуплистое дерево

Винни-Пух Дерево, солнце

Руководствуясь требованиями персонажей к среде, дети расселяют Кляксу — на остров Буян, Колобка — в Мурлындию, Пятачка — в Кривляндию, Винни-Пуха — в Лапландию и т. д. Воспитатель задает детям вопросы:

— Почему вы поселили Кляксу на остров Буян? Почему она не может жить в Мурлындии?

— Почему вы поселили Колобка в Мурлындию (можно поселить в Лапландию)? Почему вы думаете, что он сможет жить в этой стране? Что с ним может произойти, если мы его поселим в другую страну, где будет жить лиса?

— Что случится с Винни-Пухом, если в стране, в которую мы его поселили (Лапландия), изменятся условия (дождь, снег)?

— Почему вы поселили Пятачка в страну Кривляндия?

Приложение 2

КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Формирование интереса к объектам живой и неживой природы; развитие любознательности и проявление любопытства у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ДЕРЕВО?»

Дидактическая задача: познакомить со способами проращивания семян; побуждать детей к активным действиям с объектами природы; развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».

Дидактический материал: карточки с изображениями семян деревьев (желудь, березовые серьги, «самолетики», яблочное семечко и т. п.);

Ход игры. Воспитатель показывает детям наглядные пособия (картинки с изображениями семян деревьев: желудь, березовые серьги, яблочное семечко и т. д.). Спрашивает, знают ли они, что изображено на картинках? Рассказывает, что из чего вырастает. Изображает схематично прорастание семян (использует наглядный материал): семя лежит в земле, семя дает росток, росток пробивается сквозь землю, превращается в полноценное растение. Предлагает детям самостоятельно «вырастить» свое дерево, используя карточки, на которых изображены: семя, росток и полноценное дерево.

«РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»

Дидактическая задача. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); стимулировать развитие любознательности и наблюдательности.

Игровое правило. Наблюдать за процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании). Осуществлять практические действия. Делать выводы.

Игровые действия. Предложить детям взять на кисточку краску, поместить ее в баночку с водой и пронаблюдать за процессом ее растворения, и сделать выводы. После замораживания воды, предложить детям из цветных льдинок выложить узор на снегу. Дидактический материал:

• акварельные краски;

• баночки с водой;

• кисточки;

• тряпочки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. В одну баночку они добавляют много синей краски — (выясняют, какого цвета получилась вода) — темно-синяя вода, в другую — меньше, вода получится светлее. Можно сделать и три оттенка одного цвета разной светлоты, а если постараться — то и еще больше. Окрашивание воды поможет детям понять закономерности смешивания цветов. Сочетание красной и желтой краски дает оранжевую воду, желтой и синей — зеленую, синей и красной — фиолетовую. Воспитатель показывает детям изображение радуги из 6 цветов (исключая голубой) и объясняет «волшебные свойства» красок: из основных цветов (красный, желтый, синий) получаются промежуточные, лежащие между основными. После замораживают покрашенную воду, а потом рассматривают вместе разноцветные льдинки и вспоминают, как получились такие цвета. Если на дворе зима, можно выложить узор из цветных льдинок [1].

«УТОНУЛ? ДОСТАНЕМ!»

Дидактическая задача. Формировать у детей живой интерес к предметам окружающего мира и к действиям с ними; стимулировать развитие любознательности и наблюдательности, мелкой моторики; навыков классифицирования предметов по свойствам (легкий, тяжелый)

Игровое правило. Брать и бросать предмет в воду можно только после того, как ребенок скажет, что у него в руках и выскажет свое мнение о том, утонет ли этот предмет или нет.

Игровые действия. Брать по очереди предметы, тонущие в воде и не тонущие и так же, по очереди, опускать их в воду, наблюдая за тем, что с ними происходит. Дидактический материал:

• предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики и т. д.);

• предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т. д.);

• емкость с водой.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям встать около тазика с водой. Показывает подобранные предметы, дети рассматривают их, а затем по очереди опускают их в воду. Воспитатель комментирует происходящее. В процессе игровых действий устанавливается: не все предметы держатся на воде — на поверхности плавают легкие предметы (пластмассовые игрушки, деревянные дощечки, резиновый шарик), а металлические (железные), более тяжелые предметы тонут. Воспитатель предлагает детям подуть на воду, направив плавающие предметы в определенную сторону. В заключение «испытывают» бумажные лодочки.

«ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»

Дидактическая задача. Учить детей пользоваться заместителями — уметь соотносить картинки с определенными значками; формировать умение варьировать заместителями при выполнении одного и того же задания; развивать смекалку, любознательность.

Игровое правило. Закрыть значки на полоске подходящими картинками, с изображениями животных, опираясь на образец.

Игровые действия. Накрыть значки нужными картинками.

Дидактический материал:

• набор картинок (размер 4 х 4см) с изображениями животных: петух, собака, еж, цыпленок, кошка (по 50 изображений каждого животного);

• 10 полосок бумаги с различными значками (треугольник, квадрат, круг, овал, «плюс»). На каждой полоске по 6 значков. Каждая пара значков отделена друг от друга вертикальной чертой. Разные значки (от 2 до 5) повторяются в различных сочетаниях;

• 5 полосок-образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая пара (картинка-значок) отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.

Ход игры. Педагог показывает играющим материал: картинки, разложенные кучками (в каждой кучке одинаковые картинки), полоска-образец (шифр), полоски бумаги со значками. Картинки кладутся в центр стола, за которым рассаживаются дети для игры. Полоска-образец ставится ребром, чтобы дети ее хорошо видели. Ребята получают полоски со значками. Воспитатель говорит, что нужно все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками. А чтобы не было ошибок, предлагает всем смотреть на общую полоску, где показано, какая картинка какому значку соответствует (например, петушком надо закрыть треугольник, а собачкой — квадрат, и так до конца полоски). Затем предлагается задание: «Накройте свои значки нужными картинками» или «Посадите на дорожки зверюшек».

После выполнения задания дети складывают в кучки одинаковые картинки. При повторном проведении игры ребята меняются дорожками или получают новые.

щ 4Щ.

А я О • +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щ \

^3' л- ^ЗГ

т т А

щ л ы

. + а (В

«СОБЕРЕМ УРОЖАЙ»

Дидактическая задача. Учить детей различать по внешнему виду овощи (морковь оранжевая, огурцы зеленые, помидоры красные, и др.); упражнять в названии овощей; учить действовать самостоятельно, выполняя игровые действия.

Игровое правило. Найти среди множества карточек, рассыпанных на полу с изображением различных овощей только те, на которых нарисованы морковь, огурец и помидор, и рассортировать их по трем ведеркам.

Игровые действия. Находить на полу маленькие карточки с изображением овощей и раскладывать их в три ведерка.

Дидактический материал:

• карточки с изображением моркови, огурцов, помидоров или дидактический набор «Овощи»;

• 3 ведерка.

Ход игры. Воспитатель рассыпает карточки на полу. Объясняет детям, что все овощи на огороде перепутались, надо их собрать и разложить по разным ведеркам. В одно ведерко — помидоры, в другое — морковку, в третье — огурцы. (После проведения игры педагог обращает внимание на правильность выполнения задания и просит детей объяснить, по какому принципу они сортировали все овощи по трем ведеркам).

Усложнение. Данную игру можно проводить в виде игры-соревнования (кто быстрей и правильнее выполнит задание).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ 26

«НА РЕЧКУ ИЛИ ПО ГРИБЫ?»

Дидактическая задача. Развивать навыки классифицирования; учить размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты.

Игровое правило. Выбрать понравившуюся карточку с изображением того или иного предмета, разместить на диаграмме смены времен года и объяснить значимость его использования.

Игровые действия. Подбирать карточки к соответствующему времени года: зима-весна-лето-осень.

Дидактический материал:

• карточки с изображениями предметов, имеющих отношение к тому или иному времени года: лето — сачок, спасательный круг, панама, сандалии; зима — санки, лыжи,

валенки, коньки; осень — резиновые сапоги, зонт, корзинка для грибов; весна — кораблик, лейка, лопата, грабли;

• круговая диаграмма смены времен года.

Ход игры. Воспитатель раскладывает карточки с изображениями предметов, имеющих отношение к тому или иному времени года на столе и просит детей помочь разобраться, для каких времен года подходят эти предметы, изображенные на карточках, задавая при этом вопросы: «А спасательный круг для чего нужен? А почему купаться можно только летом? Почему осенью надо ходить в резиновых сапогах? И т. п.» [1]

«КОШКА»

Дидактическая задача. Развивать интерес к животному и желание рассматривать его в действительности и на картинках; побуждать детей проявлять активность и самостоятельность в выполнении игровых действий; развивать навыки классифицирования, сопоставления.

Игровое правило. Следовать образцу педагога; в процессе выполнения игровых действий побуждать детей к совместному составлению рассказа о животном.

Игровые действия. Имитация голоса животного и его движений.

Дидактический материал:

• карточка с изображением кошки;

• игрушка-кошка.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть на карточке кошку. Просит показать, где у нее «ушки, глазки, лапки, хвостик». Вместе вспоминают, как «разговаривает» кошка (мяукают), как «умывается» (показ движений). Педагог поясняет, что кошка — домашнее животное, потому что она живет в доме. Рассказывает, что кошка любит кушать, где спит, как играет. Показывает детям, как надо гладить кошку. Игра сопровождается прочтением какой-нибудь потешки или стиха о кошке, например:

Котик мягенький, котик ласковый,

Коготки из лап не вытаскивай.

Ты мурлыкалка, ты мяукалка,

Ты пушистая моя куколка!

(Ю. Мориц)

«СОБАКА»

Дидактическая задача. Развивать интерес к данному животному и желание рассматривать его в действительности и на картинках; побуждать детей проявлять активность и самостоятельность в выполнении игровых действий; развивать навыки классифицирования, сопоставления.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ 27

Игровое правило. Следовать образцу воспитателя; в процессе выполнения игровых действий побуждать детей к совместному составлению рассказа о животном.

Игровые действия. Имитация голоса животного и его движений.

Дидактический материал:

• игрушка-собака.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми придумывает имя игрушке-собачки. Задает вопросы детям: знает ли они, где живет собака. Совместно делают конуру из кубиков или из картонной коробки. Рассказывает детям, что собака умеет сторожить дом. Играют в собаку-сторожа. Воспитатель просит детей изобразить собачий лай, побегать на четвереньках. Проводят беседу о том, чем собака отличается от кошки. Обобщают материал: собака, как и кошка, живет с людьми, значит, она — домашнее животное. (Прочтение потешки.)

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собаченька, не лай,

Моих деток не пугай,

А играй в жалейку,

Потешай Андрейку.

«ЛОШАДЬ»

Дидактическая задача. Развивать интерес к животному и желание рассматривать его в действительности и на картинках; побуждать детей проявлять активность и самостоятельность в выполнении игровых действий; развивать навыки классифицирования, сопоставления.

Игровое правило. Следовать образцу воспитателя; в процессе выполнения игровых действий побуждать детей к совместному составлению рассказа о животном.

Игровые действия. Имитация голоса животного и его движений.

Дидактический материал:

• картинки с изображением лошади;

• картинка с изображением всадника на коне;

• игрушка-лошадь.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривают игрушку-лошадь. Дети показывают, где у нее глазки, носик и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у лошади есть грива. Сравнивают хвосты лошади и коровы. Рассматривают картинки с изображением всадника на коне (проводят беседу). Играют в игрушку-лошадь.

«ЗАЯЦ»

Дидактическая задача. Развивать интерес к животному и желание рассматривать его на картинках; побуждать детей проявлять активность и самостоятельность в выполнении игровых действий; развивать навыки классифицирования, сопоставления; учить обобщать результаты.

Игровое правило. Следовать образцу воспитателя; в процессе выполнения игровых действий побуждать детей к совместному составлению рассказа о животном.

Игровые действия. Имитация движений животного.

Дидактический материал:

• картинка с изображением зайца в лесу;

• игрушка-заяц.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривают, где у зайчика глазки, носик, какие у него ушки, хвостик. Сравнивают с другими животными. Воспитатель показывает

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ 28

детям картинки с зайчиком, рассказывает, где живет заяц, как его называют (длинноухий, косой, горбатый и т. д.). Поясняет: «Заяц живет в лесу, значит, это — дикое животное». Просит детей вспомнить, каких животных называют домашними. (Прочтение потешки)

Зайчишка-трусишка,

Зайчишка-трусишка По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капусту нашел,

Сидит, грызет,

Ай, кто-то идет.

Примечание: познакомить детей с дикими животными (заяц, лиса) можно в процессе чтения и рассказывания сказок «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок» и др. [1]

«ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА»

Дидактическая задача. Развивать интерес к животному и желание рассматривать его на картинках; побуждать детей проявлять активность и самостоятельность в выполнении игровых действий; развивать навыки классифицирования, сопоставления; учить обобщать результаты.

Игровое правило. Следовать образцу воспитателя; в процессе выполнения игровых действий побуждать детей к совместному составлению рассказа о животном.

Игровые действия. Имитация движений животного.

Дидактический материал:

• картинка с изображением лисы;

• игрушка-лиса.

Ход игры. Воспитатель берет в руки игрушку, инсценирует приход лисы и говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел?» (пусть дети вам ответят сами). Продолжает: «Да, это лисичка-сестричка. Какая она рыжая и пушистая, какой у нее красивый хвост. Здравствуй, лисичка, ты откуда? — Я пришла из леса, посмотреть на (имя ребенка). В лесу у меня уютная норка и маленькие лисята. Я принесла вам свою фотографию», — воспитатель показывает детям картинки с изображением лисы. — Какая ты лисичка, рыжая! И т. д.». Дети рассматривают картинки, еще раз обращая внимание на цвет «шубки» лисы, на длину ее хвоста (сравнивают с заячьим хвостиком) и т. д. Дети вместе с педагогом обобщают: лиса живет в лесу, значит, это дикое животное [1].

«БЕСКОНЕЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ»

Дидактическая задача. Развивать внимание, навыки классифицирования предметов; побуждать детей проявлять интерес к игровым действиям.

Игровое правило. Из предложенного количества карточек с изображениями животных, выбрать тех: кто имеет рога и копыта, кто не имеет рогов и копыт, животных, которые меняют свою «шубку» на зиму и животных, которые не меняют своей «шубки.

Игровые действия. Раскладывать карточки с изображениями животных на две группы: диких и домашних.

Дидактический материал:

• карточки с изображениями животных.

Ход игры. Воспитатель выкладывает карточки на стол. Предлагает детям отделить все карточки с изображениями животных на две группы: на диких и домашних живот-

ных. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, рога, и кто не имеет рогов и копыт; из диких — кто меняет свою «шубку» на зиму, а кто нет.

Усложнение. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый — гладкошерстный, хищник — травоядный, плавает — не плавает, прыгает — не прыгает и т.д. [1].

Получено 15.01.09 © Ворошилова В. М., Баглаева Ю. П., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.