УДК 376
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Казанцева Галина Павловна.
Россия, г. Новосибирск, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №158 комбинированного вида», учитель-дефектолог, [email protected].
Константинова Светлана Александровна.
Россия, г. Новосибирск, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №158 комбинированного вида», учитель-дефектолог, [email protected].
Аннотация. В данной статье представлен опыт коррекционной работы учителей-дефектологов в дошкольном учреждении по обучению, воспитанию и развитию детей с нарушением зрения с использованием различных дидактических игр и пособий.
Ключевые слова: дидактические игры, дидактические пособия, коррекционная работа, дети с нарушением зрения.
THE ROLE OF DIDACTIC PLAYS AND AIMS IN CORRECTIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES UNDER THE CONDITIONS OF FSES KE IMPLEMENTATION
Kazantseva Galina Pavlovna.
Russia, Novosibirsk, Municipal State Pre-School Educational Institution "Kindergarten No. 158 of the combined type", Defectologist teacher, [email protected].
Konstantinova Svetlana Aleksandrovna.
Russia, Novosibirsk, Municipal State Pre-School Educational Institution "Kindergarten No. 158 of the combined type", a defectologist teacher, [email protected].
Abstract. This article presents the experience of defectologist teachers' correctional work in preschool institutions on the training, education and development of children with visual impairment using various didactic games and aids.
Key words: didactic games, didactic aids, remedial work, children with visual impairment.
«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - пишет В. А. Сухомлинский.
Развивающая предметно-пространственная среда - одно из основополагающих средств в работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения. И чем она разнообразнее, тем результативнее будет проведена коррекционная работа. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [6, с. 19].
В нашем дошкольном учреждении функционируют 6 групп с нарушением зрения. Согласно рекомендациям Л.И. Плаксиной и Л.С. Сековец, в каждой группе создана коррекционно-развивающая среда, которая базируется на принципах поэтапного введения ребенка в коррекционно-развивающую среду, учитывает «зону актуального развития ребенка» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития» [4, с. 4]. Одним из приоритетных направлений является оздоровительно-лечебная деятельность, направленная не только на развитие и восстановление нарушенных функций дошкольников с нарушением зрения, но и организацию коррекционно-развивающей работы тифлопедагогов с детьми и образовательной деятельности в пяти образовательных областях [1, с. 10]. В работе с детьми с нарушением зрения коррекционно-педагогическое обучение занимает одно из важных мест и играет большую роль в развитии личности ребенка. Одним из эффективных средств коррекционного обучения являются дидактические игры, которые направлены на развитие сенсорных эталонов, формирование предметных представлений, познавательной активности и мотивации детей. Благодаря использованию дидактических игр, возможно развивать психические процессы, формировать полисенсорные взаимосвязи, развивать умственное и нравственное воспитание детей, имеющих зрительную патологию, оказывать содействие в преодолении различных затруднений в интеллектуальной, трудовой, бытовой и образовательной деятельности.
Одной из коррекционных задач в работе учителя-дефектолога является задача, направленная на развитие зрительного восприятия. Согласно программным и должностным требованиям, он формирует у детей способы чувственного познания, учит правильно обследовать предметы с помощью нарушенного зрения и сохранных анализаторов [5, с. 33]. Дидактические игры, по развитию зрительного восприятия подразделяются: на различение формы, цвета, величины предметов, пространственного положения предметов с использованием сенсорных эталонов, движущихся объектов; на называние, уточнение, конструирование, анализ, сравнение визуальных сенсорных признаков предметов; на сличение реального объекта с цветным, силуэтным и контурным изображением предмета; на группировку предметов по форме, цвету, величине; на развитие глазомера, глубинного зрения. Благодаря их использованию, для детей с нарушением зрения открываются новые возможности активной самостоятельной деятельности.
На занятиях по развитию ориентировки в пространстве используются дидактические игры, обучающие детей зрительно-пространственной
ориентировке. К ним относятся игры на ориентировку на себе, относительно себя, относительно предмета, по схеме, с помощью слуха и обоняния. Детей учат ориентироваться на плоскости, на листе, в трехмерном пространстве; моделировать пространственные отношения, «читать» графические изображения, составлять различные схемы, игры-путешествия.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке дидактические игры направлены помочь детям с нарушением зрения расширить представления об окружающих предметах, закрепить и развить представления о предметах домашнего обихода, которыми пользуются в быту, выработать навыки социальной ориентировки, сформировать знания о самом себе и своем организме, научить вступать в общение с различными людьми, развивать эмоциональную сферу, вербальную и невербальную коммуникацию, познакомить с различными профессиями в организациях, учреждениях и службах быта, куда можно обращаться.
На занятиях по развитию осязания и мелкой моторики мы также используем различные целенаправленные дидактические игры. Это игры, развивающие умение определять предметы на ощупь, различать осязательно различную поверхность, материал, из которого они сделаны. Овладение приемами осязательного восприятия и умение выполнять предметно-практические действия позволяют детям с нарушением зрения наиболее точно формировать образ предметов и уметь с ними взаимодействовать. Наиболее часто используются дидактические игры, направленные на развитие пальцевой моторики («Разложи фигуры по цвету», «Кто быстрее соберет бусинки» и т.д.). Любимыми дидактическими играми на развитие осязания являются: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка». Материал для этих игр разнообразен: муляжи фруктов и овощей, фигурки животных, геометрические формы, различные ткани, виды бумаги и т.д. В старшем дошкольном возрасте используются игры, направленные на обследование себя, своих сверстников и взрослых: «Найди ребят с длинной прической», «Найди самого высокого», «Угадай, кто это?».
Для обогащения чувственного опыта детей с нарушением зрения проводятся дидактические игры на развитие слухового восприятия, развивающие способность определять речевые и неречевые звуки. К ним относятся игры на различение бытовых звуков, звуков природы, музыкальных звуков - различение голосов людей, животных и птиц, звуков транспорта, речевых звуков и предметно-практических действий: «Угадай, кто позвал?», «На каком инструменте играю?», «Чей это шум?», «Минута тишины», «Мир вокруг нас в звуках», «Чье имя я назвала?». При формировании представлений о животных или птицах мы включаем видеозапись с голосами. При ознакомлении с реальными звуками у детей расширяются социально-адаптивные возможности, складывается целостный образ о данном природоведческом объекте.
В работе с детьми, имеющими зрительную патологию, необходимой задачей является задача, направленная на развитие обоняния и вкусовой чувствительности. Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец считают, что «ориентация на запахи является неотъемлемой частью жизни человечества, и чем успешнее развито обоняние, тем эффективнее осуществляется социальная адаптация» [4,
с. 73]. Игры на сочетание вкусового/обонятельного и осязательного восприятия помогают детям активнее различать предметы по вкусу и запаху, ориентироваться в окружающей обстановке. На коррекционных занятиях, прогулках и в повседневной жизни педагоги обращают внимание детей на окружающие запахи, запахи фруктов, овощей, пищевые, растительные запахи. В кабинетах тифлопедагогов и в группах имеется набор баночек для знакомства и дифференцировки запахов, которые периодически обновляются. Подбираются они с учетом возраста детей и уровня развития. К таким запахам относятся: лекарственные, пищевые, бытовые, парфюмерные и другие. Примерные игры: «Угадай, чей запах?», «Угадай по запаху, что лежит в баночке?», «Найди одинаковые запахи», «Выбери по запаху фрукт, овощ», «Чем пахнет весна?», «Угадай по запаху помещение». При формировании представлений о разных вкусовых качествах, сначала знакомим детей с сенсорными эталонами вкуса -сладкий, соленый, горький, кислый. Формируя представления о вкусовых свойствах, учим устанавливать степень приятности пищи, свежести продукта, зрелости плодов. В коррекционном обучении организуем и проводим игры на дифференциацию продуктов «Съедобные - несъедобные», «Заколдованные продукты», «Определи по вкусу», «Угадай и назови вкус продукта», «Волшебная вода», которые рекомендует Т.А. Грищенко [2, с. 29].
Содержание дидактических игр, используемых на коррекционных занятиях по развитию познавательных процессов, направлено на развитие у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Игры на внимание формируют наблюдательность, умение правильно обследовать предметы, находить и выделять признаки сходства и отличия, развивается поисковая функция. Дидактические игры, направленные на развитие мышления, формируют умение объединять предметы, классифицировать, группировать по определенным признакам, анализировать. Подбор дидактических игр соответствует лексическим темам, которые позволяют активизировать не только мыслительную, но и речевую деятельность детей, закрепить полученные знания по данной теме. Примерные игры: «Найди отличия в картинках», «Какая картинка лишняя?», «Ассоциации», «Кто больше назовет профессий?», «Лишнее слово», «Загадки о предметах» и т.д.
В старшем дошкольном возрасте широко используются игры с математическим содержанием, которые являются познавательными и коррекционными: «Цифры разбежались», «Выложи цифру», «У кого больше?» и т.д. Играя, дети учатся воссоздавать из частей целое, узнавать по описанию определенные предметы, считать предметы, объединять и группировать их, что расширяет границы познавательной деятельности.
В кабинетах учителей-дефектологов дидактические игры классифицированы по разделам:
- игры для восприятия формы;
- игры для восприятия цвета;
- игры для восприятия величины;
- игры для развития осязательной чувствительности;
- игры для развития мелкой моторики;
- игры для развития предметных представлений;
- игры для развития временных представлений;
- игры для развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
- игры для развития пространственной ориентировки;
- игры для развития эмоций.
Дидактические игры и пособия используются в коррекционной работе целенаправленно и планомерно. Известный педагог К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, обучение в форме игры может и должно быть интересным, но никогда не развлекающим. Большинство дидактических игр создано руками педагогов, в соответствии с требованиями к методическим пособиям для детей с нарушением зрения, к которым относятся:
- учет остроты зрения, зрительных возможностей и возрастных особенностей каждого ребенка;
- соблюдение пропорций в соответствии с соотношениями реальных предметов;
- соблюдение цветового контраста в изображении;
- присутствие в цветовой гамме желто-красно-оранжевых и зеленых тонов;
- четкое выделение контура в изображении;
- четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов;
- подбор и предъявление сюжетных картинок без лишних деталей;
- правильное расположение картинок на доске.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения осуществляется в тесном сотрудничестве всех педагогов: учителей-дефектологов, воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, воспитателя по физической культуре и изобразительной деятельности. Это позволяет более эффективно осуществлять коррекционную работу и получать стабильные результаты к концу дошкольного образования. При проведении дидактических игр каждый педагог основывается на общих дидактических принципах: системности; повторности; наглядности; образности; доступности. Руководя игрой, педагоги осуществляют дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия и правила. Многократное выполнение и повторение заданий при встречах с разными специалистами способствует эффективному развитию зрительного восприятия, наблюдательности, что позволяет ребенку составить целостное и, в то же время, детальное представление об объектах и предметах окружающего мира, развивать осмысленное видение, использовать сохранные анализаторы [3].
Коррекционная работа прослеживается во всех видах деятельности, тщательно подбирается дидактический материал для каждой возрастной группы и с учетом нарушений зрения, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование игр с игрушками и предметами развивают умения обследовать предметы, сравнивать их, находить общее, учат детей действовать с игрушками и предметами, использовать их в сюжетно-ролевых играх, свободной
самостоятельной игровой деятельности. Настольно-печатные игры формируют представления об окружающем мире, развивают сенсорные зрительные возможности, расширяют познавательную деятельность детей. В группах оборудованы экспериментальные уголки, где дети имеют возможность познакомиться с различным природным и бросовым материалом (песок, камешки, плоды и семена растений, крупы и др.), поэкспериментировать с ним, что развивает не только представления об окружающем, но и способствует развитию осязательного восприятия и тактильной чувствительности. В каждой группе имеются музыкальные уголки с различными шумовыми и детскими музыкальными инструментами, спортивные уголки со специальным оборудованием и играми для развития основных движений, глазомера, сохранения равновесия, повышения двигательной активности. Многие дидактические пособия изготовлены руками педагогов: макет леса, скотного двора, пещеры, календари времен года, тактильная доска и т.д. В дошкольном учреждении проводился конкурс «Лучший коррекционный уголок». Педагоги ДОУ представили дидактические игры и пособия по этапам лечения зрения: плеоптика, ортоптика, диплоптика, стереоптика. В итоге педагоги обменялись своим педагогическим опытом и повысили профессиональную компетентность.
В музыкальном и физкультурном залах подобраны дидактические пособия с учетом зрительных особенностей и возраста детей, что позволяет решать ряд коррекционных задач на развитие слуховой и пространственной ориентировки, совмещение зрительного и слухового образов, формирование бинокулярного зрения.
Педагогами ведется большая просветительская работа среди родителей наших воспитанников. В родительских уголках отражается тематика познавательных образовательных задач, даются рекомендации по уточнению и закреплению пройденной темы. Привлекая родителей к совместным играм в домашних условиях по закреплению пройденного материала, предлагаем взять домой какую-либо дидактическую игру и вместе с ребенком еще раз в нее проиграть. Это позволяет обеспечить необходимое количество повторений, заинтересовать родителей в успешном результате, тем самым получить положительную динамику в освоении ребенком определенной темы.
Таким образом, умелое использование дидактических игр и пособий способствует развитию познавательных возможностей, сообразительности, умению решать познавательные задачи, проявлять волевое усилие при достижении поставленной цели, а также положительно влияет на развитие детей с нарушением зрения в целом.
Библиографический список: 1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием [Э/р]. - Режим доступа: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/2017/praoop_do_ambliop_new.pdf (дата
обращения: 10.10.2018).
2. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры: метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 96 с.
3. Одинокова Н.А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями: учебное пособие. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - 159 с.
4. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебное методическое пособие. - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2006. - 99 с.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.