Ратанова Андрющещр Е..В.
Проектирование индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
з ё
ЧИППКРО
УДК 37.014
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩЕГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ
Ратанова Н.Я., Андрющенко Е.В.
Аннотация. Авторами статьи предложен алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования в части раздела «Коррек-ционная работа».
Authors of the article offer algorithm of designing of an individual educational program for children with the limited possibilities of health in the conditions of introduction of federal requirements (FSR) to structure of the basic general educational program of preschool education, regarding section «Correctional work».
Ключевые слова: ФГТ, раздел ФГТ «Кор-рекционная работа», индивидуальные образовательные программы, дети с ограниченными возможностями здоровья, проектирование образовательной программы.
FSR, section of FSR «Correctional work», individual educational programs, children with limited abilities of health, educational program designing.
Стандартизация в системе дошкольного образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Раздел программы «Содержание коррекци-онной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой кате-
гории в освоении Программы. Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
— выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
— осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) [2];
— возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программы и их интеграции в образовательном учреждении [1].
На протяжении многих лет ученые и прак-тики-дефектологи считали, что детей с ограниченными возможностями здоровья лучше обучать в специальных (коррекционных) учреждениях, чем в общеобразовательных. Западные интеграционные тенденции в системе специального образования оказали свое влияние на понимание и принятие нашим государством, обществом проблем воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Под «интеграцией» в системе образования понимают создание единого образовательного пространства, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях, максимально приближенных к обычной среде, с наименьшими ограничениями. Интегрированное обучение рассматривается как обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья «в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми» [3].
На основании требований ФГТ образовательные учреждения, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывают индивидуальные коррекци-
Ясихрлого-педагогическде сопровождение фГОС
онно-развивающие программы. Рассмотрим на примере содержания программы по формированию у слабовидящего ребенка пространственной ориентировки алгоритм проектирования индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных программ.
Цель данной программы - формирование ориентировки в пространстве, то есть умения ориентироваться как в знакомом, так и в незнакомом пространстве, микро- и макропространстве, что является основой для развития слабовидящего ребенка.
В работе со слабовидящими детьми реализуются следующие коррекционные задачи по пространственной ориентировке:
— формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
— преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
— овладение ориентировкой на своем теле;
— обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге и т.д.);
— формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;
— ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы) [3].
Основой проектирования индивидуальной образовательной программы является знание особенностей развития слабовидящих детей. В связи с этим остановимся на характеристике слабовидящего ребенка.
Необходимо отметить, что контингент детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение IV вида, разнообразен. Это дети с косоглазием и амблиопией, а также дети с тяжелыми нарушениями зрения (снижение зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией).
Примерно 90 % всей информации человек получает через зрение. Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.
У слепых, имеющих остаточное зрение, и слабовидящих детей зрительное восприятие
совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов. Так тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа.
Тифлопсихологические исследования осязания, осуществленные М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, Л.И. Солнцевой, В.М. Ворониным, Р.Б. Каффеманасом, показали, что осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовиде-ния. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов. Тактильные рецепторы осуществляют фильтрацию раздражений и ограничение афферентного потока.
При остаточном зрении и слабовидении, когда зрительные стимулы неточно отражаются нарушенной зрительной системой, ослабляется интерес к окружающему, снижается общая активность и, как результат, у ребенка формируется избирательность восприятия, что сказывается на его общем развитии.
Формирование образа требует специально организованной деятельности детей, включающей развитие процессов анализа, идентификации, синтеза, процессов интеграционной деятельности с использованием речи.
Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодаль-ными: их структура сложна и всегда включает информацию, получаемую от различных анализаторов — и сохранных, и нарушенных. В зависимости от глубины поражения зрительного анализатора и индивидуальных особенностей доминирующей становится деятельность того или иного анализатора.
В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект. По мере того как звуки приобретают значение сигнала и связываются в представлении слепого с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.
Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализо-
Ратанова Н-Я-, Андрющенко Е.В.
Проектирование индивидуальнойкрррекцирннр-развивающейпрограммы...
вать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у них, чаще использующих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность.
Выделяется ряд своеобразных трудностей ориентации в пространстве, которые характеризуются отсутствием возможности фиксировать точное положение объекта в пространстве, невозможностью с помощью зрения анализировать глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства. С этим связана некоторая скованность при беге, прыжках, передвижении в колонне и других двигательных актов.
Нарушение зрения часто вызывает снижение мотивационной стороны познавательной деятельности, снижение интереса к занятиям, что обусловлено медлительностью, инертностью, малоподвижностью ребенка из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире, что приводит к изменениям в эмоциональном состоянии ребенка. В результате у слабовидящего ребенка формируются отрицательные черты характера — эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие и т.д. Вместо желания контактировать со взрослым и сверстниками у слабовидящего ребенка проявляется стремление уйти от контакта, замкнуться, обособиться от окружающих людей, что в будущем приводит к нарушению общения.
Все это говорит о необходимости системной работы всех специалистов учреждения и о создании полноценного развития, воспитания и обучения таких детей особенно в условиях интеграции. [5].
Основной формой обучения являются индивидуальные коррекционные занятия, которые входят в содержание индивидуальной коррек-ционно-развивающей программы. Успешность реализации индивидуальной программы с целью включения ребенка на четвертом году обучения в подгрупповые занятия зависит от выбора методов и приемов обучения, использования соответствующего дидактического материала, дозирования зрительной нагрузки и результатов освоения программных требований. Эти методы (различные упражнения и дидакти-
ческие игры) прописываются в плане индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Данная программа предусматривает создание индивидуального плана работы с ребенком на четыре года обучения. Представляет собой алгоритм поэтапного формирования компенсаторных навыков. На каждом этапе обучения сформулированы цели и задачи работы с ребенком и их реализация в рамках тематического планирования через дидактические игры, соответствующие данному возрасту, и различные виды деятельности.
1 год обучения направлен на формирование навыков самообслуживания и развития мелкой моторики по результатам диагностического обследования ребенка. Коррекционные занятия проводятся индивидуально.
2 год обучения направлен на формирование пространственных представлений и формирование представлений о способах зрительного восприятия предметов. Коррекционные занятия проводятся индивидуально, но с постепенным включением ребенка в подгрупповые занятия, в зависимости от сложности материала и темы.
На 3 год обучения планируется продолжение работы по развитию пространственных представлений и развитию мелкой моторики рук. Коррекционные занятия проводятся индивидуально. Педагог, ориентируясь на индивидуальные возможности ребенка, продолжает включать его в подгрупповые занятия.
На 4 году обучения планируется включение ребенка в подгрупповые коррекционные занятия, и индивидуальные занятия. Работа ориентирована на освоение всех разделов программы.
Для реализации программных задач необходимо создание условий для проведения кор-рекционных занятий. Это возможно при соответствующем создании предметно-развивающей среды. Это коррекционные уголки, которые оснащены следующим дидактическим материалом, подобранным с учетом возрастных особенностей детей и особенностей зрительного восприятия слабовидящего ребенка, отвечающим требованиям программного содержания по развитию ориентировки в пространстве:
— для развития осязания и мелкой мото-рики—шнуровка, нанизывание бус крупного размера, мозаика с крупными вкладышами, штриховка;
Ясихрлого-педагогическде сопровождение фГОС
— для коррекции зрительного восприятия - объемно-выпуклые (рельефные) иллюстрации, силуэтное, контурное изображение предметов (при этом контур рисунка должен быть четким, выделен жирно), муляжи, чучела животных и птиц, натуральные предметы, составление разрезных картинок, аппликация, тан-граммы;
— для развития графических навыков -контурные изображения предметов, тетради в крупную клетку (подготовительная группа), фломастеры, карандаши для обведения трафаретов, прорисовки контура по точкам, штриховки.
Весь перечисленный материал в процессе обучения детей помогает:
— сформировать точные пространственные представления,
— уточнить представления о предметах окружающего мира,
— на основе данных представлений расширить практических опыт ориентировки в окружающей среде.
— развить у детей оценку глубины и пространства (в малом и большом) на полисенсорной основе.
Обязательным условием в работе со слабовидящими детьми является соблюдение офталь-мо—гигиенического режима, который обеспечивает физиологический и зрительный комфорт, создаваемым дополнительными условиями:
— освещенность — наличие естественного и искусственного освещения;
— доступность дидактического материала и игрушек, расположенных в хорошо освещенных местах (вдоль стен, напротив окон);
— окраска стен кабинетов в зеленый, голубой, и бежевые цвета;
— соответствие всей мебели критериям безопасности детей — нет острых углов, косяки дверей обозначены зеленым цветом;
— соблюдение зрительных нагрузок — занятия проводятся в соответствии с требованиями программы для каждого возраста (продолжительность занятия, наличие зрительных нагрузок, физминуток);
— подбор наглядных пособий — использование пособий с учетом контрастности фона и объекта, степени насыщенности цветов, четкости изображения, иллюстраций без излишнего загромождения деталями, не используются пособия с блестящей поверхностью;
— соблюдение правил при размещении детей во время занятий в зависимости от остроты зрения.
Программа разработана на четыре года обучения. В течение недели предусмотрены 4-5 коррекционных индивидуальных занятий продолжительностью 10-20 минут, в зависимости от сложности материала и настроения ребенка, и 6 общеобразовательных занятий. Количество занятий варьируется, как и сам материал, и может быть растянут во времени.
Таблица 1
Примерное расписание организованных видов деятельности
Дни недели Индивидуальные занятия
Понедельник 1. Рисование (общеобразовательные занятия) 2. Музыкальное занятие (общеобразовательное занятие)
Вторник 1. Познавательно занятие и Лечебная физкультура (общеобразовательные занятия) 2.Индивидуальное коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке.
Среда 1. Индивидуальное коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия и остаточного зрения
Четверг 1.Музыкальное занятие (общеобразовательные занятия) 2.Индивидуальное коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики рук
Ратанова НЯ Андрющенко Е.В.
Проектирование индивидуальнойкоррекционно-развивающейпрограммы...
3. Лечебная физкультура (общеобразовательные занятия)
Пятница 1.Индивидуальное коррекционное занятие по ориентировке в пространстве
Коррекционная работа со слабовидящим ребенком строится по графику проведения индивидуальных коррекционных занятий с тифлопедагогом. Все занятия строятся в игровой форме и на доступном ребенку материале. В течение недели ребенок совместно с тифлопедагогом посещает общеобразовательные занятия (музыкальное, рисование, лечебно-физкультурное), на которых тифлопедагог ставит цель сформировать правильные ориентировочные действия как в макро-, так и в микропространстве.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2. Афонькина, Ю.А. Научно-теоретические
подходы к изучению профессиональной направленности как источника активности субъекта профессионального развития [Текст] / Ю.А. Афонькина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск, 2009. — № 2. — С. 59.
3. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Ма-лофеев. — М.: Права человека, 2001. — 40 с.
4. Дружинина, Л.А. Индивидуальные пропедевтические коррекционные программы обучения ребенка дошкольного возраста с тяжелой патологией зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. — Челябинск: ЧГПУ, 2010.
5. Плаксина, Л.И. Программа для специального коррекционного образовательного учреждения IV вида (детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией) [Текст] / Л.И. Плаксина. — М.: Коррекционная педагогика, 1998.