УДК 371.71
Антоновская Елизавета Юрьевна
Заместитель директора во ВР, почетный работник общего образования Российской Федерации; МскОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 106 для слепых и слабовидящих детей», [email protected], Новокузнецк
Крахмелец Людмила Александровна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Ы^5сИоо1106@ yandex.ru, Новокузнецк
Овчарова Наталья Викторовна
Учитель английского языка высшей квалификационной категории, ЫМбсИоо1106@ yandex.ru, Новокузнецк
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ІІІ-ІУ ВИДА
Antonovsky Elizabeth Jurevna
The deputy director in BP, honourable rabotnik the general education of the Russian Federation, [email protected], Novokuznetsk
Krahmelets Lyudmila Aleksandrovna
The teacher of initial classes of the higher kva-lifikatsionnoj categories, blindschooll06@ yandex.ru, Novokuznetsk
Ovcharova Natalia Viktorovna
The teacher of English language of the higher kvalifikatsionnoj categories, blindschooll06@ yandex.ru, Novokuznetsk
USING OF THE HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT SCHOOL OF THE III-IV VARIETY
В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников имеет первостепенное значение в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
В концепции модернизации российского образования указывается на необходимость создания условий для повышения качества общего образования. Одним из таких условий является сохранение и укрепление здоровья учащихся, в том числе за счет использования эффективных методов обучения. Таким образом, одной из важнейших задач в образовательных учреждениях является применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Цели и условия воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения определены нормативными документами Министерства образования РФ и реализуются в специальных (коррекционных) школах III—IV вида. Длительное время ограничение зрительной нагрузки считалось единствен-
ной мерой по охране зрения. В настоящее время разработан комплекс лечебно-педагогических мероприятий, предупреждающих возможность дальнейшего падения зрения.
Субъектный состав коррекционных образовательных учреждений особый - это специально подготовленные учителя-тифлопедагоги и ученики с ограниченными возможностями здоровья, требующие внимательного и чуткого отношения к себе. Поэтому создание здоровьесберегающей среды помогает обучающимся с сенсорно-соматическими нарушениями в социализации и реализации своих возможностей во всех сферах жизни современного общества.
Важнейшим направлением МскОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 106 для слепых и слабовидящих детей» г. Новокузнецка является применение здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, имеющих сложную структуру зрительного дефекта и вторичные нарушения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер.
В этой связи важным направлением в переустройстве образа жизни школьников является системное, поэтапное, вариативное их погружение в социум с помощью здоровьесберегающих технологий, внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательный процесс.
Создание здоровьесберегающей среды обеспечивает решение следующих воспитательно-образовательных задач учреэ/сдения:
- формирование у обучающихся осознанного отношения к здоровью и физической культуре;
- пропаганду здорового образа жизни;
- обучение поведению в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры;
- медико-психолого-педагогическую поддержку детей с дефектами зрения.
Здоровьесберегающая деятельность осуществляется по следующим направлениям: диагностика и мониторинг состояния здоровья обучающихся и учителей; коррекция здоровья при осуществлении воспитательно-образова-тельного процесса и в каникулярное время; поддержка санитарно-гигиенических правил, профилактика травматизма среди детей и подростков; оптимизация зрительного и двигательного режима; психолого-медико-педагоги-ческое сопровождение детей-инвалидов. Реализуется через: эколого-эсте-тическую, физкультурно-оздоровительную, эмоционально-поведенческую, информационно-коммуникационную, коррекционно-развивающую работу.
В нашей школе деятельность всего педагогического коллектива ориентирована на формирование здорового образа жизни, культуры здоровья у слепых и слабовидящих школьников. Здоровьесберегающие технологии внедряются во время проведения уроков, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий учителями-тифлопедагогами, педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачом-офтальмологом.
Формирование мотивации здорового образа жизни, овладение основами знаний о здоровье человека невозможно без проведения специальных занятий, тренингов, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, имитационных и ролевых игр, арттерапии, изотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, проектной деятельности, формирующих здоровьесберегающее пространство реабилитационной работы, ведущей к повышению остроты зрения.
Администрация, педагогический коллектив, родительский комитет следят за санитарно-гигиеническим состоянием помещения школы и контингентом обучающихся; нормированием учебной нагрузки, объемом классных и домашних заданий; внедрением здоровьесберегающих технологий с учетом офтальмо-эргономических условий; привлечением специалистов различного уровня.
Важнейшим направлением реабилитационной работы в учреждении является коррекция нарушений зрительных функций, охраны зрения и системного компенсаторного развития зрительного восприятия на всех ступенях обучения.
Большое внимание уделяется гигиеническим условиям проведения урока с позиций здоровьесбережения: профилактике нарушений осанки, улучшению кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости, развитию осязания и мелкой моторики. Тяжелая патология зрения у обучающихся корригируется при помощи очков и луп.
Атмосфера на уроке во многом зависит от позитивного взаимодействия в системе учитель-тифлопедагог - ученик. Необходимо помнить, что улыбка учителя и искренний смех ребенка - это мощный противовес состоянию утомления.
Применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности позволяет совместить игровую и учебную работу, тем самым, повышая мотивацию к изучаемому материалу. Использование графических и звуковых возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на уроках, коррекционных занятиях, внеклассных мероприятиях, способствуя развитию обучающихся. Незрячим пользователям компьютера обеспечены равные условия - функционирует программа экранного доступа в комплекте с брайлевским дисплеем и принтером. Благодаря урокам с использованием мультимедийной презентации школьники становятся более активными, рассудительными, не боятся высказывать свое мнение.
Коррекционные занятия по охране и развитию остаточного зрения предусмотрены базисным учебным планом. Компетенции школьников, приобретенные во время коррекционных курсов, развивают процессы компенсации, сглаживают недостатки познавательной деятельности, формируют потенциальные возможности для становления личности детей с нарушением зрения.
Тифлопедагогами школы № 106 разработаны специальные программы: «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия», «ЛФК. Массаж», «Ритмика», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие мимики и
пантомимики», «Социально-бытовая ориентировка», «Предметно-практи-ческая деятельность», получившие одобрение Л. И. Плаксиной - профессора института коррекционной педагогики и психологии (г. Москва).
Данные программы включают психолого-педагогические приемы и методы коррекционной работы, реализуются с помощью предлагаемых наглядных и практических средств коррекции. Используется специальное оборудование: звуковые сигналы, цветовые ориентиры, сигнальные карточки, сенсорно-координатные тренажеры и траектории.
Реализация программ имеет положительные результаты в работе по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков. Важным условием внедрения программ является творческий характер образовательного процесса: включение школьника в поисковую деятельность, развивающую среду, адаптационное пространство.
Внедрение новых форм работы школы Ш-1У вида продиктовано необходимостью интенсифицировать стимулирующее и развивающее воздействие коррекционных курсов, сделать их разносторонними и комплексными, влияющими на всю многоуровневую систему зрительного восприятия и связанные с ним другие психические процессы.
Использование различных методов и компенсаторных приёмов здоровьесберегающих образовательных технологий зависит от многих условий: профессионализма тифлопедагога, его личной заинтересованности, уровня подготовки класса.
Большое внимание в воспитательно-образовательном процессе отводится самомассажу, как дополнению к утренней зарядке, физкультминуткам. Самомассаж головы, ушей, кистей руки снимает усталость и напряжение. Умственную и физическую нагрузку снижает динамическая пауза, зрительное напряжение - зарядка для глаз. В коррекционно-восстановительной работе используются разные виды массажа, являясь эффективным приемом здоровьесберегающей педагогики. Точечный массаж воздействует на биологически активные точки и показан при многих глазных заболеваниях: ам-блиопии, миопии, косоглазии, гиперметропии. Массаж применяется в комплексе оздоровительных мероприятий.
Для гармоничного развития слепых и слабовидящих детей используется методика энергии полного дыхания, которая улучшает самочувствие, позволяет обучающимся легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
Здоровое поколение может быть только при условии сотрудничества детей и взрослых, доброжелательной атмосфере, комфортных социально-бытовых условиях, соблюдении режима. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, очками, одеждой и обувью.
Обучающиеся школы № 106 находятся в благоприятном психологическом микроклимате, способствующем развитию талантов, способностей,
компетенций при наименьших психоэмоциональных затратах. Они получают витаминизированное двухразовое питание. Для удовлетворения биологических потребностей в движениях детей-инвалидов по зрению продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, две перемены по 20 минут для организации горячего питания, прогулок на свежем воздухе, игрового взаимодействия. В рамках воспитательно-образовательного процесса проводятся физкультминутки, динамические паузы с имитационными движениями в сопровождении стихов и музыки.
Ежегодно проводится ремонт здания и оборудования школы. Своевременно проходят инструктажи по охране труда и технике безопасности для обучающихся и работников учреждения. В соответствии с требованиями проводятся влажная уборка, проветривание мест общего пользования и учебных кабинетов, поддерживается оптимальная температура.
В школе созданы оптимальные офтальмоэргономические условия воспитания, обучения и развития слепых и слабовидящих детей, показателями которых является наличие материально-технической базы, соответствующей современным требованиям СанПиН:
- учебные классы оборудованы с учетом санитарно-гигиенических требований (мебель по росту, освещенность не менее 500 люкс на рабочей поверхности стола, соответствующая воздушная среда);
- в кабинетах тифлопедагогов сосредоточен богатый дидактический материал; созданы комплекты коррекционных игр, гимнастик для глаз, тренингов.
За соблюдение санитарных норм отвечает медработник и дежурные: администратор, учитель, классный коллектив.
Оздоровительно-развивающие мероприятия носят положительно-эмоциональный характер, благоприятно сказываются на состоянии здоровья школьников. Творчески организованная спортивно-массовая работа включает в себя проведение спортивных соревнований, состязаний, турслётов, дней здоровья.
Под руководством администрации школы успешно реализуется программа «Родники», в ходе реализации которой обучающиеся получают информацию о вреде табакокурения и наркомании, нормах поведения в общественных местах и правонарушениях. Проходят различные конкурсы, КТД, викторины с целью профилактики вредных привычек.
Большое внимание в учреждении уделяется профориентационной работе. Классные руководители проводят тематические беседы, классные часы
о выборе возможных профессий для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение здоровьесберегающих технологий способствует в решении вопросов социализации и реабилитации детей с дефектами зрения путем:
- соблюдения режима охраны зрения в урочное и внеурочное время;
- создания условий для предупреждения снижения зрения и развития зрительных функций;
- проведения комплекса лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мер;
- соблюдения требований режима дня.
Диагностика общего физического состояния обучающихся и учителей школы проводится в рамках ежегодного углубленного медосмотра по выявлению отклонений в здоровье при осмотре узкими специалистами.
Врачом-офтальмологом ведется мониторинг здорового образа жизни обучающихся, результаты которого обобщены в медицинском, офтальмологическом паспорте учреждения. Согласно статистическому анализу результатов мониторинга наблюдается стабилизация и некоторое улучшение зрения, нивелирование вторичных отклонений в развитии.
Систематическая работа по формированию здорового образа жизни осуществляется посредством:
- ежедневной утренней зарядки;
- физкультминуток для расслабления мышц и снятия усталости глаз;
- динамической паузы для первоклассников;
- прогулки на свежем воздухе воспитанников группы продлённого дня;
- третьего урока физкультуры;
- коррекционных курсов;
- занятий творческих объединений;
- спортивно-оздоровительных мероприятий;
- подвижных перемен;
- школьной ПМПк;
- тренингов;
- родительских собраний и лекториев;
- педагогических советов, семинаров-практикумов, мастер-классов;
- повышения уровня профессиональной квалификации и самообразовательной деятельности педагогического коллектива.
Формирование у детей с дефектами зрения осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре осуществляется через взаимодействие с медицинскими учреждениями, глазным диспансером, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, Управлением социальной защиты, Центром психолого-медико-социального сопровождения.
Таким образом, совместная работа администрации, педагогического коллектива и родительского комитета в школе № 106 способствует созданию благоприятной образовательно-воспитательной среды: сохранению и укреплению здоровья, коррекции и развитию личности, формированию стиля поведения слепых и слабовидящих детей, снижению заболеваемости среди обучающихся и педагогов школы.
Библиографический список
1. Амбрукайтис, Ю. П. Изменение в воспитании детей со специальными потребностями и программа [Текст]/ Ю. П. Амбрукайтис //Дефектология. - 2003. -№5.-С. 22-24.
2. Виллей, П. М. Педагогика слепых. [Текст]/ П. М. Виллей. - М.: Учпедгиз. -1998.
3. Подколизина, Е. Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей [Текст]/ Е. Н. Подколзина. - М.: Академия. - 2005. 42-59 с.
4. Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст]/ Л. И. Солнцева - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС» - 2003. -161 с.
5. Тупоногов, Б. К. Основы коррекционной педагогики [Текст]/ Б. К. Тупоно-гов. - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС». - 2004. - 375 с.
6. Григорьева, Г. В. Особенности слепых и слабовидящих детей [Текст]/Г. В. Григорьева //Дефектология. - 2004. - № 2. - С. 15-21.
7. Солнцева, Л. И. Здоровьесберегающие технологии в школе Ш-1У вида [Текст]/ Л. И Солнцева. - М.: Проспект. - 2005. - 197 с.
8. Денискина, В. 3. Коррекционно-развивающие занятия со слепыми и слабовидящими детьми [Текст]/ В. 3. Денискина. - М.: Академия. - 2006. - 167 с.
УДК 371.71
Алонцева Александра Ивановна
Ассистент кафедры психологии НФИ Кемеровского государственного университета, Новокузнецк
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Alontseva Alexandra Ivanovna
The assistant to chair of psychology Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk
HEALTH SAVING SUPPORT OF SENIOR SCHOOLCHILDREN DURING THE PERIOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Успешное профессиональное самоопределение играет существенную роль в формировании и сохранении физического и психического здоровья как в аспекте минимизации «цены» профессиональной адаптации и «стоимости» деятельности, так и в плане развития личности, реализации её мотивов и установок. Условиями успешного выбора профессии являются осознание своих физических возможностей и психических особенностей, а так же оценка их соответствия требованиям избираемого вида деятельности [4].
Период выбора профессии приходится на подростковый возраст. Подростковый возраст - это достаточно сложный период жизни. Он знаменует-