Научная статья на тему 'Значение адаптивной физической культуры в коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Значение адаптивной физической культуры в коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2789
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Похоруков Олег Юрьевич

При учёте возрастных и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, средства и методы адаптивной физической культуры, весьма эффективно содействуют коррекции нарушений и социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Похоруков Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение адаптивной физической культуры в коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья»

2) формирование и совершенствование у детей жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и двигательным действиям;

3) повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям и расширение его функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорнодвигательного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

4) развитие способности ориентироваться с помощью собранных анализаторов;

5) сообщение специальных знаний в области физической культуры, спорта, привитие гигиенических знаний и навыков;

6) воспитание морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), имеющих важное значение в бытовой и трудовой деятельности;

7) воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями [2].

Адаптивное физическое воспитание для слепых и слабовидящих детей имеет очень большое значение, поскольку оно является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций, средством приобщения детей к трудовой деятельности и полноценной подготовки к жизни. Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся не только с целью улучшения здоровья и физического развития учащихся. Они направлены на создание определенного жизненного тонуса у слепых и слабовидящих детей, на снижение утомления, которое у них наступает значительно быстрее, чем у здоровых детей,

Нормализация хода развития слабовидящего ребенка зависит от характера и степени нарушения функций, с одной стороны, и процессов компенсации и коррекции - с другой. Развитие процессов компенсации связано с мобилизацией резервных возможностей как внутри зрительной системы, так и в других сенсорных системах. Наиболее успешно процессы компенсации и восстановления функций зрения осуществляются в результате коррекционновоспитательной работы, в ходе обучения и воспитания детей, сочетающейся с лечебно-воспитательной деятельностью и зависят, главным образом, от содержания методов и условий обучения. Исследования дефектологов показали, что в условиях специального обучения даже слепо-глухонемые дети могут достигнуть высокого совершенства в сенсорном и умственном развитии, получить среднее, а в некоторых случаях и высшее образование.

В школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, как и в массовых общеобразовательных школах, основной формой занятий физическими упражнениями является урок, на котором решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

а) их глубокая биологичность и адекватность;

б) универсальность (нет ни одного органа, который бы не реагировал на движения);

в) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);

г) возможность длительного применения [1].

Однако следует отметить, что двухразовых учебных занятий по физкультуре недостаточно для обеспечения нормального физического развития и коррекции недостатков в двигательной подготовленности слепых и слабовидящих детей. Поэтому в системе адаптивного физического воспитания в такой школе (и во всех специализированных школах в целом) важное место должно отводиться физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым в режиме учебного дня и внеклассных занятий.

Подготовительная часть урока в данной школе более продолжительна по времени по сравнению с общеобразовательной школой. Это связано с тем, что слепые и слабовидящие дети зачастую не могут быстро построиться для выполнения заданий, сразу сделать упражнения, поскольку нуждаются в более подробной словесной инструкции учителя, в четкой и последовательной системе подготовительных упражнений, способствующих формированию и упрочнению определенного двигательного навыка.

В настоящее время существует достаточное многообразие здоровьесберегающих технологий обучения. В данной статье мы приводим лишь некоторые из них, имеющие коррекционную и профилактическую направленность. Они позволяют учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упражнений для глаз в течение урока; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.

Тренировка глаз всегда была и остается актуальной, а своевременная профилактика снижает потерю зрения. Учителя, родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз:

- все упражнения выполнять без очков;

- упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряжения;

- научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление);

- начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;

- между упражнениями часто моргать глазами;

- продолжительность занятий: начинать с 1-2 мин, постепенно увеличивая до 10 мин;

- упражнения выполнять два раза в день.

Г. Г. Демирчоглян для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки:

- моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма;

- дышать легко и непрерывно;

- смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза;

- возбуждать в себе интерес - во время рассматривания объекта путешествовать по нему;

- воспринимать увиденное без усилия;

- часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых [2].

При проведении занятий могут применяться различные специфические средства низкой интенсивности: упражнения и игры на внимание («Будь внимателен», «Слушай сигнал»), дыхательные упражнения и упражнения на расслабления (динамические широко «амплитудные «медленные повороты, вращения, и медленный бег, ходьба), координационные упражнения типа: и. п. - стойка на одной ноге, различные движения рук с закрытыми глазами. Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли отмечает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз, Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии) [1].

Для улучшения аккомодационной способности глаза при близорукости часто используется упражнение «метка», которое можно проводить как в школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диаметром 3-5 мм. Ребенок становится на расстоянии 30-35 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят два раза в день. Хорошим средством для развития глазодвигательной функции является сбор фишек определенного цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу. Для контроля фиксируется время выполнения задания [7].

При расслаблении боль и напряжение снижаются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения. Поэтому следует чаще использовать упражнения на релаксацию, вспоминая при этом какие-нибудь приятные моменты, спокойную музыку (например, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Олимпийская сказка» А. Пахмутовой и др.). Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения. При обучении детей с нарушенным зрением можно использовать мячи с различными запахами, внутри которых находятся цветные шарики. Запахи елки, мандарина и ванилина благоприятно действуют на снятие психического напряжения [4].

Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

- использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) виды нагрузки;

230

- варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;

- варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;

- варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;

- воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, ишемию, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;

- учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;

- для улучшения психосоматического состояния использовать психогимнастику;

- наблюдать за самочувствием занимающихся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной организации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;

- при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимулирование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интенсивности, все то, что может спровоцировать приступ;

- учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперактивность соразмеряются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз - «пальмингом» [1].

В целом, организация подготовки и дополнительного обучения детей со зрительной депривацией в сочетании с реабилитационно-оздоровительными мероприятиями, становятся важным фактором поддержки их жизнедеятельности и открывают большие возможности для роста и развития личности каждого ребенка. В свою очередь раннее включение таких детей в систему профессиональной и психосоциальной реабилитации позволяют снизить риск формирования их болезни или недостаточности в стойкое нарушение здоровья и хотя бы частично решить проблему их социальной интеграции в общество.

Таким образом, использование средств и методов адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, затруднения в обучении, трудности в адаптации позволяет преодолевать эти нарушения, предупреждать развитие патологических состояний, укреплять их психическое здоровье. Максимальный эффект в реализации имеющихся у ребенка возможностей достигается лишь в том случае, если применяемые методы, средства, формы обучения, воспитания и коррекции строятся в соответствие с психофизиологическими особенностями возраста и с учетом индивидуального развития ребенка.

Библиографический список

1. Нарзулаев, С. Б. Адаптивное физическое воспитание. [Текст] / С. Б. Нарзулаев, В. Ф. Пешков, Г. Н. Попов и др. - Томск, 2002.

2. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации [Текст]: учебно-методическое пособие / сост.: проф. М. В. Коробов, доценты Э. А. Дворкин, Ж. Г. Деденева, Т. Н. Шеломанова, - СПб, 1999. - 84 с.

3. Психология здоровья [Текст]: учебник для вузов\ под ред. Г. С. Никифорова. - СПб: ПИТЕР, 2003. - 607с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»),

4. Прайс, Ш. Аромотерапия. [Текст] / Ш. Прайс. - М., Изд-во ВНЕШСИГМА, ACT. 2000. - 95 с. (Серия «Энциклопедия современного массажа»),

5. Специальная педагогика под ред. Назаровой М., 2000. — 67 с.

6. Специальная психология [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. пед, учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. — М.: Идательский центр «Академия», 2003,-464 с.

7. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. Т. 1. - М.: 2002. - 448 с.

УДК: 376.356

Беляева Ольга Леонидовна

Старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, oliyass@mail.ru, Красноярск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Beljaeva Olga Leonidovna

The senior teacher offaculty of correctional pedagogics of institute ofspecial pedagogic of Krasnoyarsk state pedagogical university ofV. P. Astafjev, oliyass@mail.ru, Krasnoyarsk

PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL SUBSTANTIATION VARIANTS OF THE INTEGRATED TRAINING THE CHILD HARD OF HEARING IN THE COMPREHENSIVE SCHOOL

С конца 90-х годов прошлого столетия в России идет процесс модернизации системы образования на основе принципов демократизации и гуманизации. В этой связи актуальным стал вопрос об интегрированном (совместном) обучении нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

С 2002 г. на базе Красноярской средней общеобразовательной школы № 17 под научным руководством доктора психологических наук, профес-232

сора Л. П. Уфимцевой осуществляется интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

На основании анализа работ Т. С. Зыковой, Т. А. Соловьевой [1], В. М. Колесова [2], Т. В. Николаевой [3], Н. Д. Шматко [4; 5] нами были разработаны специальные психолого-педагогические критерии (см. табл. 1), которые позволяют выбрать оптимальный вариант интегрированного обучения слабослышащего ребенка в общеобразовательной школе с учетом уровня сформированности у него слуховой функции и устной речи, учебных умений и навыков, познавательных процессов и общего состояния здоровья.

Опираясь на данные критерии, можно дать следующие рекомендации по интегрированному обучению слабослышащего ребенка в общеобразовательной школе.

Вариант 1. Комбинированная интеграция.

Первоклассник может быть определен для обучения в массовый класс по варианту комбинированной интеграции в следующем случае.

Понимание обращенной речи, уровень сформированности навыков ч тения с губ и навыков слухозрительного восприятия звучащей речи выше среднего; объем словарного запаса приближен к возрастной норме; ребенок владеет развернутой достаточно внятной (70-80%) связной речью, но допускает нечастые аграмматизмы.

- Сформированность познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, представления об окружающем мире, уровень общей осведомленности) выше среднего. Индивидуально рассматриваются и дети со средним уровнем сформированности познавательных процессов.

- Приспособленность к дефекту слуха достаточная: использует остаточный слух и сохранные функции для компенсации нарушенной (т. е. уровень готовности дошкольника к поступлению в общеобразовательную школу не зависит напрямую от степени снижения слуха).

- Психологическая (личностная) готовность к школе (наличие учебной мотивации, сформированность новой социальной роли) на среднем уровне или выше среднего.

- Физическая готовность: общее физическое состояние удовлетворительное (кроме нарушенной слуховой функции), повседневное настроение в большинстве случаев устойчивое, преобладает хорошее, сон и аппетит без нарушений, при физических и умственных нагрузках утомляется в меру.

В данном случае индивидуальный образовательный маршрут такого ребенка может выглядеть следующим образом.

Образовательный блок включает в себя:

- учебные дисциплины, предусмотренные Программами общеобразовательной средней школы (интегрируемый ребенок посещает все уроки в массовом классе);

- в качестве школьного компонента для преодоления недоразвития речевого общения могут быть добавлены часы развития речи, содержание которых определяется специальной коррекционной программой школ I—II вида.

Таблица 1

Пснхолого-иедагогические показания для различных видов интегрированного обучения слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе

№ Готовность дошкольников к образовательному процессу Полная интеграция Комбинированная интеграция Частичная интеграция

1 2 3 4 5

1. 1.1. И нтеллектуальная готовность Речевая готовность - Понимание обращенной речи Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень

-Объем словарного запаса Соответствует возрастной норме Приближен к возрастной норме Ограничен

- Уровень овладения грамматическим строем языка Развернутая связная речь Нечастые аграмматизмы, развернутая связная речь Фразовая речь с аграмматизмами

- Внятность речи 80% и более 70-80% не менее 70%

— Уровень сформированное™ навыков чтения с губ Высокий Выше среднего Средний

-Уровень сф ормированности навыков слухозрительного восприятия звучащей речи Высокий Выше среднего Средний

1.2. Сформированность познавательных процессов - восприятие - внимание ~ память - мышление - представления об окружающем мире, уровень общей осведомленности Высокий уровень по всем критериям, эрудиров анност ь, использование смысловой догадки Выше среднего Средний

1.3. Уровень успеваемости по общеобразовательным предметам (после первого года обучения в школе) Высокий Выше среднего Средний

1.4. Наличие слухового резерва - Степень снижения слуха 1—2 степень 1-4 степень 1-4 степень

-Индивидуальная приспособленность к дефекту слуха Высокая Выше среднего Средняя

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

2 2.1 2.2 Личностная готовность к школе Наличие учебной мотивации Высокая мотивационная готовность Достаточная мотивационная готовность (средний уровень) Уровень средний или ниже среднего

Сформированное^ новой социальной роли (школьника) - Умение общаться со сверстниками, в том числе слышащими Сформировано на высоком уровне Сформировано на достаточном или среднем уровне • Сформировано на уровне среднем или ниже среднего

— Умение общаться со взрослыми Сформировано на высоком уровне Сформировано на достаточном или среднем уровне Сформировано на уровне среднем или ниже среднего

- Способность управлять своим поведением в разных ситуациях (по законам детских групп) Умеет управлять своим поведением и эмоциями Управляет своим поведением и эмоциями в большинстве случаев Не всегда управляет своим поведением и эмоциями (в случаев конфликтов)

3. 3.1 Физическая готовность Здоровье ребенка - Наличие соматических или хронических заболеваний Общее физическое состояние в норме (кроме нарушенной слуховой функции). Общее физическое состояние удовлетворительное (кроме нарушенной слуховой функции). Общее физическое состояние относительно удовлетворительное (кроме нарушенной слуховой функции могут быть другие хронические заболевания)

3.2. - Индивидуальные особенности ребенка Индивидуальные особенности не вызывают опасений. Повседневное настроение устойчивое; сон и аппетит без нарушений, при продолжительных физическихи умственных нагрузках утомляется. Индивидуальные особенности в зоне риска: неустойчивое настроение, нарушения сна, пониженный аппетит, быстрая утомляемость, физическая вялость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коррекционный блок состоит из учебных часов для индивидуальных и подгрупповых занятий, которые проводит сурдопедагог по программе «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению». Количество часов на каждого ученика определяется базисным учебным планом для школ 1-11 вида.

Вариант 2. Частичная интеграция.

Вариант частичной интеграции рекомендуется в том случае, если по всем психолого-педагогическим показаниям ребенок обнаруживает средний или выше среднего уровни, но имеет ограниченный (ниже возрастной нормы) словарный запас, в самостоятельной речи использует простые предложения с аграмматизмами; общее впечатление от речи - в большинстве случаев внятная.

Индивидуальный образовательный маршрут выглядит следующим образом.

Образовательный блок представлен учебным планом школ 1-Н вида, но при этом включает в себя;

-учебные дисциплины, предусмотренные Программами общеобразовательной средней школы;

- для преодоления недоразвития речевого общения могут быть добавлены часы развития речи, содержание которых определяется специальной коррекционной программой школ 1—11 вида; дается дополнительный час на изучение курса математики.

Количество учебных часов в неделю и предмет (предметы), который посещает ученик с нарушенным слухом в общеобразовательном классе, определяется членами школьного ПМП консилиума с согласия ребенка и его родителей.

Коррекционный блок состоит из учебных часов для индивидуальных и подгрупповых занятий, которые проводит сурдопедагог по программе «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению». Количество часов на каждого ученика определяется базисным учебным планом для школ 1-Н вида.

Вариант 3. Полная интеграция.

Предполагает перевод ученика в общеобразовательную школу по месту жительства; образовательная программа рекомендуется специалистами отправляющей стороны, но окончательное решение принимается специалистами принимающей на обучение ребенка стороны.

Если по всем показателям выявлен высокий уровень, то такому ребенку можно рекомендовать обучение в школе по месту жительства, но при условии постоянного наблюдения и консультативной помощи сурдопедагога из сурдологического центра.

Индивидуальный образовательный маршрут имеет следующий вид.

Образовательный блок включает в себя учебные дисциплины, предусмотренные Программами общеобразовательной средней школы.

Коррекционный блок может включать в себя:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.