Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обоснование вариантов интегрированного обучения слабослышащего ребенка в общеобразовательной школе'

Психолого-педагогическое обоснование вариантов интегрированного обучения слабослышащего ребенка в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
286
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОСЛЫШАЩИЙ РЕБЕНОК / ВАРИАНТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляева Ольга Леонидовна

В статье обосновывается выбор вариантов интегрированного обучения слабослышащего ребенка в общеобразовательной школе с учетом уровня сформированности у него слуховой функции и устной речи, учебных умений и навыков, познавательных процессов и общего состояния здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Беляева Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обоснование вариантов интегрированного обучения слабослышащего ребенка в общеобразовательной школе»

Коррекционный блок состоит из учебных часов для индивидуальных и подгрупповых занятий, которые проводит сурдопедагог по программе «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению». Количество часов на каждого ученика определяется базисным учебным планом для школ 1-11 вида.

Вариант 2. Частичная интеграция.

Вариант частичной интеграции рекомендуется в том случае, если по всем психолого-педагогическим показаниям ребенок обнаруживает средний или выше среднего уровни, но имеет ограниченный (ниже возрастной нормы) словарный запас, в самостоятельной речи использует простые предложения с аграмматизмами; общее впечатление от речи - в большинстве случаев внятная.

Индивидуальный образовательный маршрут выглядит следующим образом.

Образовательный блок представлен учебным планом школ 1-Н вида, но при этом включает в себя;

-учебные дисциплины, предусмотренные Программами общеобразовательной средней школы;

- для преодоления недоразвития речевого общения могут быть добавлены часы развития речи, содержание которых определяется специальной коррекционной программой школ 1—11 вида; дается дополнительный час на изучение курса математики.

Количество учебных часов в неделю и предмет (предметы), который посещает ученик с нарушенным слухом в общеобразовательном классе, определяется членами школьного ПМП консилиума с согласия ребенка и его родителей.

Коррекционный блок состоит из учебных часов для индивидуальных и подгрупповых занятий, которые проводит сурдопедагог по программе «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению». Количество часов на каждого ученика определяется базисным учебным планом для школ 1-Н вида.

Вариант 3. Полная интеграция.

Предполагает перевод ученика в общеобразовательную школу по месту жительства; образовательная программа рекомендуется специалистами отправляющей стороны, но окончательное решение принимается специалистами принимающей на обучение ребенка стороны.

Если по всем показателям выявлен высокий уровень, то такому ребенку можно рекомендовать обучение в школе по месту жительства, но при условии постоянного наблюдения и консультативной помощи сурдопедагога из сурдологического центра.

Индивидуальный образовательный маршрут имеет следующий вид.

Образовательный блок включает в себя учебные дисциплины, предусмотренные Программами общеобразовательной средней школы.

Коррекционный блок может включать в себя:

ПСИХОЛОГО-ПБДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ...

- консультации сурдопедагога на предыдущем месте обучения для интегрированного в другую школу ученика и его родителей, касающиеся проведения в домашних условиях занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению;

- регулярные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в местном сурдологическом центре, Центре диагностики и консультирования или других заведениях дополнительного образования.

Вариант 4. Временная интеграция.

Дети, которые будут обучаться по данному варианту, по большинству показателей схожи с теми, кому рекомендована частичная интеграция, т.е. по всем показателям обнаруживают уровень средний или ниже среднего, Фактически, это дети, которым можно было бы рекомендовать обучение в специальной (коррекционной) школе I—II вида, но родители выбирают школу по месту жительства (на что имеют конституционное право), зная, что здесь осуществляется специальное сопровождение образовательного процесса (сурдопедагогами, медицинскими работниками, психологами и т. д.), ничем не отличающееся от специальных учреждений. В данном случае образовательный маршрут ребенка будет следующим.

Образовательный блок включает в себя учебные дисциплины, предусмотренные Программами специальных коррекционных школ 1-11 вида. Количество учебных часов в неделю определяется также учебным планом для школ 1-11 вида. Срок обучения слабослышащих детей в специальных классах I ступени, функционирующих по варианту временной интеграции, определяется городской психолого-медико-педагогической комиссией.

При отсутствии личностной готовности к обучению в общеобразовательном классе или нежелании родителей определять детей в такой класс, но при высоких показателях готовности к обучению общеобразовательным дисциплинам, слабослышащим учащимся, находящимся в специальном классе, может быть рекомендована программа массовой школы, идентичная с параллельным массовым классом. В дальнейшем это позволит осуществить постепенный переход отдельных учеников (при желании их самих и их родителей, а также при наличии положительной динамики всех показателей) на вариант частичной и комбинированной интеграции без выраженной разницы в усвоении знаний, предусмотренных данной общеобразовательной программой.

Коррекционный блок состоит из учебных часов для индивидуальных и подгрупповых занятий, которые проводит сурдопедагог по программе «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению», учебных занятий по «Социально-бытовой ориентировке». Количество часов на каждого ученика определяется базисным учебным планом школ I—II вида.

Практика показала, что выбор оптимального варианта интеграции для каждого слабослышащего ребенка является залогом его дальнейшего успешного обучения и развития в условиях общеобразовательной школы.

Библиографический список

1. Зыкова, Т. С. Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушенным слухом [Текст] / Т. С. Зыкова, Т. А. Соловьева // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии, —М.: Школа-Пресс, 2008, — № 3. — С. 16-20.

2. Колесов, В. М. Интегрированный подход к обучению глухих школьников [Текст] / В. М. Колесов // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. - М.: Школа-Пресс, 2007. - № 3. - С. 12-18.

3. Николаева, Т. В. Комплексное психолого - педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. [Текст] / Т. В. Николаева. — М.: Экзамен, 2006. - 190 с.

4. Шматко, Н. Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Д, Шматко // Дефектология. - М.: 1998. -№ 3. - С. 38-44.

5. Шматко, Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение [Текст] / Н. Д. Шматко // Дефектология. - М.: 1999. - № 1. - С. 41-47.

УДК 371,01

Евдокимова Екатерина Юрьевна

Аспирант кафедры история образования, этнопедагогики и Яковлев введения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», [email protected], Чебоксары

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Evdokimova Ekaterina Yrevna

Post-graduate student department of history of education Chuvash State Pedagogic University named after I. Y Yakovlev, [email protected], Cheboksary

REHABILITATION ACTIONS AS A TRADITIONAL MECHANISM OF A PERSONALITY OF A DISABLE CHILD IN ESTABLISHMENTS

OF SOCIAL SERVICE

Одной из главных целей государственной политики в отношении семьи и детей является обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее репродуктивной, воспитательной, психологической и экономической функций. Среди приоритетных задач в области поддержки семьи - совершенствование системы государственных социальных гарантий семьям с детьми, развитие инновационных технологий и расширение сети специализированных 238

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ...

учреждений социального обслуживания. Благодаря изменению взглядов на многие жизненные процессы в обществе, меняется и отношение к проблемам воспитания, социализации, образования, реабилитации и оздоровления детей инвалидов. Инвалидизация детей является важной медико-социальной проблемой. В настоящее время вопрос о социальном положении в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья весьма актуален. Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничения жизнедеятельности возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Несмотря на растущее число реабилитационных учреждений, специализированных интернатов, детских садов, санаториев, дневных стационаров решение проблем детей инвалидов в нашей стране не теряет своей остроты.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии (несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания) став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В Чувашской Республике ведется комплексная работа по обеспечению социальной поддержки и защиты семьи, материнства и детства. В целях реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, улучшению социально-экономического положения семей с детьми реализуются Законы Чувашской Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», «О социальном обслуживании в Чувашской Республике», республиканская целевая программа «Дети Чувашии» и др. В республике в полном объеме выполняются все социальные стандарты в отношении семьи и детей, возложенные федеральным центром на субъекты Российской Федерации.

Наиболее уязвимыми являются семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида. Ребенок-инвалид - это лицо до 18 лет, имеющий значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем [2, с, 121]. В Чувашской Республике прослеживается тенденция к незначительному уменьшению детей инвалидов, о чем свидетельствуют следующие данные (таблица).

Численность детей инвалидов в Чувашской Республике на 1 января 2005-2009 гг.

2005 г. 2006 г, 2007 г. 2008 г. 2009 г.

В целях организации работы по социальной поддержке семей, имеющих детей инвалидов, на территории Чувашской Республики созданы и функционируют учреждения социального обслуживания данной категории семей и детей. Сеть таковых учреждений состоит из 12 учреждений социального обслуживания семьи и детей (из них: 10 являются специализированными, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 детский дом для умственно отсталых детей) и 6 отделений по работе с семьей и детьми при центрах социального обслуживания населения. Особенностью данных центров является их многопрофильность, способность оказывать реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. Часто и родители детей с ограниченными возможностями испытывают множество трудностей различного характера, связанных с лечением, развитием, обучением и социализацией ребенка, получением профессии и трудоустройством, налаживанием внутрисемейных отношений. Именно эти учреждения берут на себя функцию социально-педагогической коррекции, адаптации и интеграции детей инвалидов в общество.

Например, в республиканском государственном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики существует ряд реабилитационных мероприятий. Они являются, как показывает практика, традиционным механизмом социализации детей инвалидов. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения.

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ...

В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни, могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах [1, с. 12]. Так, главной целью социокультурной реабилитации является социализация личности ребенка-инвалида и приспособление его к окружающей среде. Методики данного вида реабилитации позволяют творчески одаренным детям реализовать свой потенциал и поднять самооценку.

С этой целью в Центре созданы:

- «Сейшн» - вокальная группа слабослышащих детей (исполнение песен с использованием жестовой речи);

- «Доброта» - вокальная группа слабовидящих и слепых детей;

- «Данс-класс» - хореография (танцы на колясках).

Привлечение детей и родителей к участию в культурных и спортивных мероприятиях, способствуют формированию у них здорового образа жизни, положительного отношения к жизни, а также воспитанию духовности и нравственности, патриотизма и любви к близким. Большое место педагоги Центра уделяют анимационной деятельности. Совместные выезды на экскурсии, спектакли, концерты оказывают положительное влияние на психофизическое и эмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями и их родителей, расширяют круг общения. Особое место выделяется сотрудничеству с различными организациями. Совместные концерты и спектакли со студентами, школьниками, воспитанниками детских садов демонстрируют существенное повышение у детей чувства самопринятия и самоуважения, основанных на чувстве ценности собственной личности -дети с ограниченными возможностями убеждаются, что они могут делать то же, что делают здоровые люди. Дети могут выразить себя в различных образах и во время ролевых игр. Это помогает им адаптироваться к различным ситуациям и почувствовать себя полноценным членом общества. Социальная реабилитация также предполагает формирование начальных необходимых навыков самообслуживания, освоения жизненно важного пространства (приборов домашнего обихода, транспорта, магазинов), ознакомление с профессиями через игровые формы (ролевые игры или создание бытовых ситуаций), освоение начальных трудовых навыков, ориентацию на определенный вид надомного труда, что в конечном итоге должно обеспечивать практическую готовность детей инвалидов к самостоятельной жизни и значительно расширить их реабилитационное пространство.

Не менее важной является и психолого-педагогическая реабилитация. Она предполагает диагностику уровня психического развития детей и сформированное™ их знаний, умений, навыков с последующей педагогической

коррекцией выявленных нарушений. Основными применяемыми методиками в работе с детьми инвалидами являются: игротерапия, драматизация, арттерапия, песочная терапия, сказкотерапия, пальчиковый театр, аромо-терапия, кляксография, психологические тренинги и т. д. Эти методики успешно применяют на занятиях логопеды, психологи, педагоги и других специалисты с целью психолого-педагогической коррекции развития личности, коммуникативных навыков, профилактики отклонений в поведении, формирования позитивных интересов и моделей активного отношения к жизни, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Большое место уделяется и семейной терапии. Для этого в Центре создана «Семейная гостиная». Это, своего рода, школа для родителей, созданная с целью содействия в организации правильного воспитания ребенка с учетом его дефекта и возрастных особенностей, формирования адекватного представления о ребенке и его месте в обществе.

Таким образом, совместные усилия родителей и специалистов направлены на то, чтобы вселить в ребенка оптимизм и уверенность в достижении намеченных результатов и стремлений к полной социализации и последующей интеграции. Проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями стоят перед родителями, а также перед государственными и негосударственными организациями. Эти проблемы нуждаются в теоретическом осмыслении и реализации научных разработок в практике реабилитационной деятельности. Также необходимо усилить внимание общественности к проблемам детей инвалидов, к их социально-бытовой, педагогической., медицинской реабилитации, следует активизировать работу по восстановлению способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, а также проводить дальнейшую работу по формированию сети специализированных учреждений социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учебник для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик; под ред. В. А, Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Академия, 2005.-200 с.

2. Социальная энциклопедия [Текст] / под ред. А. П. Горкина, Г. Н, Кареловой, Е. Д. Катульского и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 438 с.

3. Ярская-Смириова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами [Текст] / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. - Спб.: Питер, 2004. — 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.