and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 54-56.
4. Korolkov, A.N. (2011), “Regularities of formation of motor skill in young players in the mini-golf’, Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 6, pp. 36-37.
5. Korolkov, A.N. and Yakovlev, B.A. (2013), “Interpretation of the results of studies of the wells in the game of minigolf’, Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, treni-rovka, No. 2, pp. 40-42.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2013.
УДК 37б
ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ И ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе,
Московский городской педагогический университет,
Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)
Аннотация
В статье на основе анализа показателей двигательной активности детей 5-6 лет и учащихся младших классов коррекционных школ г. Москвы изучены режимы двигательной активности у учащихся с нарушениями зрения и слуха. Установлено что школьники, имеющие отклонения в области зрения и слуха дееспособны переносить достаточно высокие параметры физической активности в недельном режиме жизнедеятельности, но не получают во взаимодействии с родителями и учителями физической культуры своих школ той нормы физкультурно-спортивных движений, которая наблюдается у здоровых школьников начальных классов. Данная проблематика требует повышения продуктивности процесса адаптивного физического воспитания, внедрения новых технологий и методик развивающего и коррекционного направления, поиска эффективных средств исправления функциональных нарушений, разработки программно-методического материала к проведению соответствующих занятий, определяющих комплексную и дифференцированную формы организации двигательной деятельности среди учащихся данных нозологических групп.
Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, двигательный режим, нормы физической активности, дети дошкольного и младшего школьного возраста, коррекционные учебные заведения IV и V видов, нозологические группы, слабовидящие дети, с нарушением зрения, слабослышащие и позднооглохшие дети, с нарушением речи, эффективные средства физического воспитания - бег, ходьба, плавание, аэробика, комплексный подход в построении занятий.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p62-70
CHARACTERISTIC OF THE MOTION MODES AND CHOICE OF EFFECTIVE IMPROVING REMEDIES OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING FOR THE HARD OF HEARING AND VISUALLY IMPAIRED JUNIOR SCHOOL STUDENTS
Irina Valerevna Kulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City Teacher Training University
Annotation
The article has studied based on the analysis of indicators of physical activity of children aged 5-6 years old and pupils of elementary grades of correctional schools of Moscow the modes of physical activity at pupils with visual and hearing violations. It has been established that the school students with deviations in vision and hearing are capable to transfer rather high parameters of physical activity within a
week mode of activity, but don't receive in interaction with parents and teachers of physical culture of the schools that norm of sports and sports movements which is observed among the healthy school students of the initial classes. This perspective demands increase of efficiency of process of adaptive physical training, introduction of the new technologies and techniques with the developing and correctional direction, search of the effective remedies for correction of the functional violations, development of the program and methodical material for carrying out the corresponding occupations defining complex and differentiated forms of the organization of motion activity among the pupils of the given nosological groups.
Keywords: improving physical education, adaptive physical education, motoring, standards of physical activity, preschool and primary school children, correctional educational institutions of IV and V types, nosological groups, children with visual impairment, hard of hearing and late become deaf children with speech violation, effective remedies of physical training - run, walking, swimming, aerobics, integrated approach in creation of occupations.
ВВЕДЕНИЕ
В стратегии развития физической культуры и спорта заявлены определённые ориентиры в физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи. В частности, предлагается разработать нормы двигательной активности для различных возрастных, профессиональных и нозологических групп взрослых людей, молодежи, детей и подростков. В этой связи актуальным является определение объемов двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста с недостатками физического развития, а именно, - слабовидящих и слабослышащих. В последнее время в проведенных научных исследованиях изучались новые методики адаптивного физического воспитания в общеобразовательных школах стандартного типа, где апробировались технологии обучения и физической подготовки детей подготовительной и специальной медицинской группы [1, 6]. Вместе с тем, перспектива исследований данной нозологической группы связывается с разработкой учебных программ физического воспитания в системе коррекционных учебных заведений, в которых потребность в программно-методическом обеспечении учебного процесса велика и требует научно-обоснованных методических рекомендаций. В данных программах необходимо представить как содержание двигательной активности учащихся, так и требования к их психофизическому статусу, нормам двигательного режима, и разработка таких программ становится актуальной текущей научной задачей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для определения двигательной активности детей были проведены исследования в образовательных учреждениях г. Москвы: в ГБОУ детский сад комбинированного типа №355 ЮАО; в ГБОУ школах-интернатах №1, №5 СВАО, № 2 САО для детей с нарушением зрения IV вида, № 52 САО для слабослышащих и позднооглогших детей, №101 СЗАО для детей с нарушением слуха, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате V вида № 96 САО для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В качестве контроля и сравнения были задействованы образовательные учреждения стандартного типа ГБОУ СОШ № 524 ЮАО, №533, № 27 «Школа здоровья» ЮЗАО, где анализировалась двигательная активность младших школьников, сравнивались показатели физического развития и двигательной подготовленности с учащимися коррекционных школ на основе стандартных методов антропометрии, педагогического наблюдения, анкетного опроса, контрольного тестирования.
Тестирование проводилось при помощи шагомеров Ошгон HJ-152. Изучение двигательной активности детей 5-6 лет начиналось сразу после прихода ребёнка в группу и продолжалось в течение всего дня. Средняя величина общего объема движений в течение всего дня составила 7560±690 движений (n=8). Верхняя граница объёма соответствовала значению 9180 движений, а нижняя - 6480 шагов. Расчеты объёма движений при пересчёте на одну минуту показали, что дети совершали в среднем до 14 движений в минуту.
Индивидуальные показатели отдельных детей изменялись в пределах от 12 до 17 движений в минуту. В то же время, этот показатель у здоровых детей, как определяют норма-тивно-регламентирующие документы организации двигательной деятельности в ДОУ, должен составлять 50-60 движений в минуту, или 29700 движений за 9 часовое дневное пребывание ребенка в дошкольном учреждении. Сравнимые показатели у здоровых детей были получены Н.Г. Михайловым [7]. Индивидуальные показатели у обследуемых им детей изменялись в пределах от 25 до 38 движений в минуту, что в два раза ниже рекомендуемых параметров движений, представленных в научно-методической и норматив-но-регламентирующей литературе по теории и методике дошкольного физического воспитания. Таким образом, на фоне снижения двигательной активности здоровых детей нами просматривается неблагоприятная картина и у детей с отклонениями в развитии слуха и зрения.
Изучение показателей двигательной активности у детей младшего школьного возраста проводилось при помощи анкетного опроса. Всего в опросе приняли участие 107 учеников начальных классов коррекционных школ города Москвы и их родители. В заданных вопросах выяснялось соотношение двигательной активности в самостоятельных спонтанных формах бытовой подвижности (куда включалась и ходьба, а также трудовые действия) и формах целенаправленной двигательной деятельности у детей, организуемых в системе школьной физической культуры и практике семейного воспитания в соответствии с главными задачами физического воспитания. Установлено, что суммарный объем спонтанной бытовой подвижности в режиме учебной недели у мальчиков, учеников 1-2 классов, в среднем составляет 15,9±2,2 часов в неделю. При этом объем двигательной активности в системе школьного физического воспитания, включающий уроки физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, внеклассные формы двигательной активности, а также общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивномассовые мероприятия с учетом индивидуальных возможностей психосоматики и состояния здоровья учащихся, варьировался от 3 до 5 часов в неделю, или составил всего 3%. Неоправданно малым остается участие семьи в физическом воспитании детей [5]: нормы времени в физкультурно-спортивных занятиях у таких школьников со своими родителями составляют всего 30 мин в неделю, что подчеркивает, во-первых, непонимание родителями оздоровительных и развивающих свойств физической культуры, а, во-вторых, типичное восприятие своих детей как больных и отстающих в физической подготовленности от сверстников, что значительно принижает возможности ювенальной активности у этой категории детей. У девочек данного возраста объем спонтанной бытовой подвижности в дневном режиме составил 7%, а в недельном режиме 10,6±3,2 часов, что значительно меньше, чем у мальчиков, но при равенстве затрат времени на организованные формы движений. Подобные различия мы наблюдаем и у учащихся 3-4 классов коррекционных школ, где показатели составили в формах самостоятельной подвижности у мальчиков - 18,2±4,1 часов, у девочек - 11,1±3,7 часов, а в формах целенаправленного педагогического руководства - все те же 4-6 часов.
Сравнение недельного объема двигательных нагрузок учащихся 1-2 и 3-4 классов в коррекционных учреждениях с аналогичными показателями у детей этого возраста в стандартных общеобразовательных учреждениях (п=96) показало, что достоверно значимых различий в спонтанных формах бытовой подвижности у школьников не наблюдается (Р>0,05; 1=0,67). Следует заключить, что учащиеся, имеющие отклонения в области зрения и слуха, дееспособны переносить достаточно высокие параметры физической активности в недельном режиме жизнедеятельности, они подвижны, с удовольствием играют, бегают, состязаются, тем самым пытаются пополнить свой дефицит двигательной активности. Однако заметим, что они не получают во взаимодействии с родителями и учителями физической культуры своих школ той нормы физкультурно-спортивных движений, которая наблюдается у здоровых школьников начальных классов. Так, например,
объем организованной целенаправленной двигательной активности у учащихся 1-2, 3-4 классов стандартных школ достоверно выше, чем у учащихся коррекционных школ, и составляет 7-10 часов в неделю (Р<0,01; 1=3,67). Хотя и это нельзя рассматривать как удовлетворительную норму, поскольку в стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года в одном из пунктов отмечается необходимость довести недельный двигательный режим физической активности на втором этапе ее реализации до 8-12 часов при не менее чем 3-4 разовых занятиях в зависимости от возрастных особенностей занимающихся. Там же отмечено, что увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения должно возрасти на первом этапе - с 3,5% до 10%, и на втором этапе - до 20%. Такая постановка стратегических целей предусматривает серьезные меры по расширению физкультурно-двигательной активности в среде учащихся коррекционных школ, выход на нормативные показатели двигательного режима, и в первую очередь за счет организованных форм педагогического руководства школьниками, когда они рассчитывают и имеют полное право на квалифицированное обучение, соответствующие научно-методические рекомендации и программное обеспечение педагогического процесса при системном использовании всех форм физического воспитания.
Отметим еще один факт, который мы выявили в проведенных исследованиях, что, чем сильнее степень заболевания, глубина наблюдаемых отклонений, например, среди учащихся с недостатками развития по слуху, когда мы выделяем группы слабослышащих и позднооглогших детей, детей с нарушением слуха и речи, детей с тяжелыми нарушениями речи и других, тем ниже уровень физического развития по показателям роста и веса, он отличен по степени соответствия средним показателям в меньшую сторону, более дисгармоничен, дети слабее по уровню физической подготовленности, а нормы двигательной активности у них меньше.
Дальнейший анализ показал, что у учащихся начальных классов коррекционных школ структура двигательной активности в организованных формах складывалась из времени, затраченного на физкультурные занятия, мероприятия в режиме дня, спортивные занятия (табл. 1).
Таблица 1
Структура двигательной активности учащихся начальных классов коррекционных
школ в недельном режиме физической активности, мальчики (%)
Классы Уроки физкультуры Занятия в кружках, секциях Утренняя гимнастика паузы, Подвижные перемены Самостоятельная физическая активность, семья Бытовая подвижность
1-2 1,2 - 0,3 0,6 0,9 6,5
3-4 1,2 0,6 0,3 0,3 1,2 7,1
Анализ динамики недельных объемов двигательных нагрузок позволил установить ряд тенденций, негативно характеризующих общую ситуацию. Дети, поступающие в первый класс, ограничены в удовлетворении потребности в двигательной активности. В определенной степени это связано с периодом адаптации к новым (учебным) нагрузкам и, возможно, эти нагрузки избыточны. Такое положение диктует необходимость развивать доступные для этого возраста формы занятий физическими упражнениями, к которым можно отнести физкультминутки, часы здоровья и другие физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
В 3-4 классах время на активный отдых у детей увеличивается, но в тоже время возрастает и их двигательная активность. Анализ содержания двигательной деятельности учащихся коррекционных школ в рамках организованных урочных и дополнительных форм занятий показал, что первостепенное значение в числе оздоровительных средств
приобретает ходьба и ее разновидности, в первую очередь ритмического характера, используемая как на уроках физической культуры, так и на занятиях в спортивных секциях; вторыми по значимости и популярности оказались игровые средства, используемые как в рамках урочных занятий, так и на подвижных переменах, во время самостоятельной физической активности, в семье; на третьем месте расположились общеразвивающие и координационные упражнения, выполняемые во время утренней гимнастики, во время физкультурных пауз, физкультурных минут. Очевидно, что за счет отсутствия возможностей реализовать свою онтогенетическую потребность в движениях на занятиях в секциях или на спортивных сооружениях, ведущим средством физической активности в этот период становится именно ходьба (53% недельного объема). Очень важно активно развивать систему дополнительного образования спортивной направленности для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Иначе говоря, в этом возрасте необходимо расширять сеть секций и кружков, оказывающих физкультурно-спортивные услуги на базе детских образовательно-оздоровительных центров и спортивных школ, в которых могут заниматься дети различных нозологических групп.
Анализ показывает, что в числе важнейших оздоровительных средств при коррекции нарушений у детей школьного возраста, имеющих патологию слухового или зрительного анализатора, рассматриваются: основная гимнастика (Е.Г. Камышникова, 2007 [4], Н.В. Губарева, 2009; Л.А. Добрынина, 2002; К.Ю. Заходякина, 2012; С.А. Королев, 2004, Е.Ф. Мухамедьярова, 2003; Н.В. Надежина, 2007; Л.П. Салтымакова, 2005; Л.В. Харченко, 1999), ритмическая гимнастика, танцы (Е.П. Прописнова, 2003 [11], Т.С. Сму-рова, 1999 [13]; Е.В. Чернобыльская [15]), художественная гимнастика (В.А. Первеева, 2003 [10]), аэробика (О.В. Горбунова, 2008 [2], Я.В. Калинчева, 2012), плавание (С.А. Мясищев, 2003 [8], Я.А. Смекалов, 2000 [12], А.М. Фетисов, 2010 [14]), игровая деятельность (А.И. Картавцева, 2010; А.П. Киргизов, 2011, Е.В. Новичихина, 2005 [9]), общеразвивающие упражнения на силу (С.А. Калмыков, 2007 [3]), спортивное ориентирование (Т.А. Федорова, 2011; В.А. Чешихин, 2012) и другие виды двигательной активности. Однако, несмотря на многочисленные исследования и существование значительного количества научных разработок, по-прежнему, остается актуальной проблема разработки коррекционно-компенсаторных программ развития и воспитания детей с нарушением слуха и зрения, определение приоритетов в построении таких программ: ориентация либо на комплексную интеграцию технологий физического воспитания в подготовке данной нозологической группы, либо упор на использование частных дифференцированных методик, построенных на избранных видах двигательной активности.
В проведенной экспертизе оценивалась эффективность и продуктивность средств физической культуры, оказывающих развивающее и коррекционное воздействие на физическую подготовленность и психофизиологическое состояние слабослышащих и слабовидящих школьников; эти средства несут оздоровительный эффект, а также широко используются для решения задач физического воспитания детей данной нозологической группы. В анкетировании приняли участие 15 учителей физической культуры, работающих в школах-интернатах коррекционного типа для детей с нарушением зрения IV вида и слабослышащих и позднооглогших детей, с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи V вида. При формировании выборки экспертов в основу был положен критерий профессиональной компетенции и высокой квалификации. Достоверность и точность оценок по результатам их деятельности не вызывала сомнений. Способ проведения экспертизы основывался на методах предпочтения. Пользуясь этим методом, эксперты расставляли оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества. Обычно наиболее предпочтительному объекту приписывается наивысший ранг, наименее предпочтительному - последний ранг. Наивысшая оценка предусматривает 10 баллов, наиболее низкая 1 балл. Место, занятое каждым объектом, определялось числом набранных баллов. Согласованность мнений экспертов выявлялась на основе коэффициента конкор-
дации. Коэффициент конкордации выражает либо согласованное мнение экспертов, полное единодушие ^>0,7~1,0), либо несогласованность или полное отсутствие единства в мнениях экспертов (^<0,7). Результаты исследований представлены в таблице 2.
Анализ показал, что 73% (11 учителей) высказались в пользу комплексного подхода в преподавании адаптивного физического воспитания у слабовидящих и слабослышащих школьников, базирующегося на интеграции и сопряжении многих видах двигательной активности, предусматривающего, в первую очередь, внедрение циклических, аэробных, игровых, гимнастических систем упражнений. Лишь 27% педагогов (4 человека) отстаивают приоритет специализированного избирательного применения эффективных видов двигательной активности, в том числе народно-игровых и национальных видов упражнений.
Таблица 2
Результаты статистической обработки данных экспертного опроса педагогов
по физической культуре коррекционных школ
Объекты оценива- ния Средства физического воспитания школьников, рекомендуемые в научных исследованиях по АФК
на силу на координацию на выносливость комплексного характера
Основная гимнастика, ОРУ - е Я й І в й а а $ ^ а й є о м Ч 5 5І « се о н и Легкая атлетика: прыжки, спринт | [3 Рч Акробатика Художественная гимнастика Легкая атлетика: медленный бег, ходьба Аэробика Плавание Подвижные и народные игры е ны л 5 о п о Туризм, ориентирование
Сумма баллов 65 58 33 43 17 12 137 90 116 129 120 20
Средняя арифметическая сумма рангов ( Х): Х=70 1 п Формула расчета: х = — Vі х. п ,=1 '
величина отклоне- ний -5 -12 -37 -27 -53 -58 67 20 46 59 50 -50
Величина отклонений сумм рангов от средней суммы рангов Формула расчета: ^хі — X )
квадраты отклоне- ний 25 144 1369 729 2809 3364 4489 400 2116 3481 2500 2500
Сумма квадратов отклонений сумм рангов, приписанных каждому объекту оценивания, от средней суммы рангов 8=23926; 128=287112; п 2 Формула расчета: S = ^ (х{ — X ) 1=1
ш=15 (количество экспертов); ш2 =225 п=12 (количество объектов оценки); (п3-п)=1716; ш2(п3-п)=386100 12^ Формула расчета: ^ = , . ш2(п3—п]
Коэффициент конкордации Значение ^=0,744 Р<0,05
Установлено, что педагоги коррекционных школ неодинаково оценивают адаптационный и оздоровительный эффект различных видов двигательной активности, и в разной мере включают в содержание адаптивного физического воспитания для коррекции выявленных нарушений зрения и слуха. Наибольшую сумму баллов из состава предлагаемых средств физического воспитания, заняв ведущую позицию в рейтинге оценок,
набрали следующие виды двигательной деятельности: легкая атлетика (бег дистанционный медленный, ходьба равномерная) - 137 баллов, подвижные и народные игры - 129 баллов, спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол) - 120 баллов, плавание - 117 баллов. На второй позиции в рейтинге при ранжировании средств физического воспитания расположились три вида упражнений, в том числе: аэробика - 90 баллов, основная гимнастика (ОРУ) - 58 баллов, ритмика (танцы) - 43 балла. Низкий уровень оценок, по мнению учителей, приобрели спортивные координационные и силовые упражнения, а также упражнения в прыжках, подскоках. Это объясняется специфическими противопоказаниями, например, для школьников с нарушениями зрения. К ним были отнесены: легкая атлетика (прыжки, спринт) - 33 балла, туризм (ориентирование) - 20 баллов, акробатика - 17 баллов, художественная гимнастика - 12 баллов.
ВЫВОДЫ
Завершая обсуждение полученных результатов, можно резюмировать, что в настоящий момент очень важно обеспечить повышение продуктивности процесса адаптивного физического воспитания в коррекционных школах за счет разработки новых технологий и методик коррекционного направления, создания специальных условий для оздоровительно-коррекционной работы, путем повышения двигательной активности и внедрения научно обоснованных двигательных режимов для данной категории детей, за счет использования комплексных и избирательных видов и форм физкультурно-спортивной активности среди школьников установленных нозологических групп, а вместе с тем и обеспечить разработку программно-методического материала к проведению такого рода занятий. Решение данной проблематики поможет повысить эффективность адаптивного физического воспитания в коррекционных образовательных учреждениях IV и V видов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Германов, Г.Н. Модульная технология построения занятий физической культурой учащихся подготовительной группы в образовательных учреждениях / Г.Н. Германов, М.Е. Злобина // Вестник Воронежского государственного Университета [Серия «Проблемы высшего образования»]. - 2007. - № 1. - С. 118-123.
2. Горбунова, О.В. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями средствами аэробики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Горбунова О.В. - Хабаровск, 2008. - 21 с.
3. Калмыков, С. А. Методика коррекции и развития силы и гибкости у глухих детей среднего школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Калмыков С.А. - Тамбов, 2007. - 26 с.
4. Камышникова, Е.Г. Технология построения занятий основной гимнастикой с дошкольниками 5-6 лет с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Камышникова Е.Г. - Малаховка, 2007. - 24 с.
5. Копнина, О. О. Развитие педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха в условиях неформального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.01, 13.00.08 / Копнина О.О.. - Ставрополь, 2008. - 19 с.
6. Кулькова, И.В. Вновь о специальной медицинской группе / М.Д. Рипа, И.В. Кулькова // Физическая культура в школе. - 2012. - № 4. - С. 8-13.
7. Михайлов, Н.Г. Влияние знаний детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни на повышение активности к занятиям физическими упражнениями и рост физической подготовленности / Н.Г. Михайлов, Р.М. Галухин // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы III науч.-практ. конф. с междунар. участием (21 февраля 2013 г.). - М., 2013. - С. 59-62.
8. Мясищев, С. А. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослы-
шащих мальчиков 9-12 лет средствами плавания : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Мясищев С.А. - Краснодар, 2003. - 22 с.
9. Новичихина, Е.В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации неслышащих детей 8-11 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Новичихина Е.В. - Хабаровск, 2005. - 24 с.
10. Первеева, В.А. Формирование моторики и комплексное развитие эстетикопсихологических способностей детей 4-6 лет с нарушением функции речи средствами художественной гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Первеева В.А. -СПб., 2003. - 25 с.
11. Прописнова, Е.П. Методика сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики для дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Прописнова Е.П. - М., 2003. - 25 с.
12. Смекалов, Я. А. Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Смекалов Я.А. -СПб., 2000. - 20 с.
13. Смурова, Т. С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучения танцам : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Смурова Т.С. - М., 1999. - 23 с.
14. Фетисов, А.М. Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Фетисов А.М. - Тамбов, 2010. - 22 с.
15. Чернобыльская, Е.В. Использование средств ритмической гимнастики в физическом воспитании слепых и слабовидящих детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Чернобыльская Е.В. - СПб., 1999. - 24 с.
REFERENCES
1. Germanov, G N. and Zlobina M.E. (2007), “Modular technology of creation of occupations by physical culture of pupils of preparatory group in educational institutions”, Messenger of the Voronezh state University, Problems of the Higher Education series, No. 1, pp. 118-123.
2. Gorbunova, O.V. (2008), Development of coordination abilities in children ofpreschool age with speech violations by means of aerobics, dissertation, Habarovsk, Russian Federation.
3. Kalmykov, S.A. (2007), Technique of correction and development offorce and flexibility at deaf children of middle school age in special (correctional) educational establishments, dissertation, Tambov, Russian Federation.
4. Kamyshnikova, E.G. (2007), Technology of creation of occupations by the main gymnastics with preschool children of 5-6 years with the general underdevelopment of speech, dissertation, Malahovka, Russian Federation.
5. Kopnina, O.O. (2008), Development of pedagogical culture of parents of children with hearing restrictions in the conditions of informal education, dissertation, Stavropol, Russian Federation.
6. Ripa, M.D. and Kulkova, I.V. (2012), “Again about special medical group”, Fizi-cheskaja kultura v shkole, No. 4, pp. 8-13.
7. Mihajlov, N.G. and Galuhin, R.M. (2013), “Influence of knowledge of children of preschool age about a healthy lifestyle on activity increase to occupations by physical exercises and growth of physical readiness”, Innovative technologies in sports and physical training of younger generation, conference, Moscow, pp. 59-62.
8. Mjasishhev, S.A. (2003), Motive and mental rehabilitation of deaf and boys of 9-12 years hard of hearing means of swimming, dissertation, Krasnodar, Russian Federation.
9. Novichihina, E.V. (2005). Technique of game activity in an adaptive motive recrea-
tion of not hearing children of 8-11 years, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.
10. Perveeva, V.A. (2003). Formation of a motility and complex development of es-tetiko-psychological abilities of children of 4-6 years with violation of function of speech by means of rhythmic gymnastics, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
11. Propisnova, E.P. (2003), Technique of subject and role logarithmic gymnastics for preschool children with the general underdevelopment of speech, dissertation, Moscow, Russian Federation.
12. Smekalov, Ja.A. (2000), Elementary education to swimming of children of younger school age hard of hearing, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
13. Smurova, T.S. (1999), Social and pedagogical rehabilitation of visually impaired persons in the course of their physical preparation and training in dances, dissertation, Moscow, Russian Federation.
14. Fetisov, A.M. (2010), Technique of training of specialists on adaptive physical culture to carrying out classes in swimming with deaf children of б-l years, dissertation, Tambov, Russian Federation.
15. Chernobylskaja, E.V. (1999), Use of means of rhythmic gymnastics in physical training of blind and visually impaired children, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2013.
УДК 159.9:331 К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Ирина Мерабовна Кусраева, аспирант,
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
Б статье поднимается проблема психологического сопровождения студентов в процессе профессионального обучения. Представлены обобщенные результаты проведенного лонгитюдного исследования динамики психологических детерминант профессионального становления в вузе, а также данные анкетного опроса выявляющего актуальность психологического сопровождения для студентов разных этапов обучения. Акцентируется внимание на различиях в технологии психологического сопровождения в зависимости от факультета и этана обучения. Предложены задачи, в решении которых могла бы принять участие психологическая служба вуза, а также возможные формы работы по программе психологического сопровождения. Подчеркивается актуальность и важность организации системы психологического сопровождения в вузе, в частности специалистами психологической службы.
Ключевые слова: студент вуза, система обучения в вузе, профессиональное становление, психологические детерминанты профессионального становления (ПДПС), психологическое сопровождение (ПС), психологическая служба вуза (ПСБ).
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p70-75
PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE PROFESSIONAL FORMATION OF THE HIGHER SCHOOL STUDENTS Irina Merabovna Kusraeva, the post-graduate student,
Saint-Petersburg State University
Annotation
The article raises the problem of psychological support of students in vocational training. Summarized results of a longitudinal study of the dynamics of psychological determinants of professional devel-