Научная статья на тему 'Средства оздоровительной физической культуры слабовидящих и слабослышащих детей 6-7 лет'

Средства оздоровительной физической культуры слабовидящих и слабослышащих детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1476
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НОЗОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кулькова Ирина Валерьевна

Поражение функции слухового или зрительного анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений. Прямым следствием данной патологии являются нарушения в речевом развитии, приводящие к недостаточному развитию психоэмоциональной и социальной сферы личности детей. Дети с нарушением слуха или зрения отстают в физическом развитии от своих сверстников, отличаются более высокой частотой сердечных сокращений и более низкими величинами артериального давления. Значительное снижение устойчивости организма дошкольников с данной патологией к переносимости гипоксических состояний ограничивает уровень их физической работоспособности. В числе важнейших оздоровительных средств при коррекции нарушений у детей дошкольного возраста, имеющих патологию слухового или зрительного анализатора, рассматриваются: основная гимнастика, акробатика, ритмическая гимнастика, танцы, подвижные игры и игровые упражнения, плавание и другие виды двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кулькова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of health improving physical culture of visually impaired and hard of hearing children aged 6-7 years

Deviation in function of the acoustic or visual analyzer leads to a number of secondary deviations. Violations in the speech development, bringing to insufficient development of the psychoemotional and social sphere of the identity of children are direct consequence of this pathology. Children with a hearing or vision disorder lag behind the contemporaries in physical development, differ by higher frequency of heart rate and lower indexes of arterial pressure. Considerable decrease in stability of an organism of preschool children with this pathology to hypoxemic states limits the level of their physical working capacity. Among the major improving means at correction of violations at the children of preschool age having pathology of the acoustic or visual analyzer, the following are considered: main gymnastics, acrobatics, rhythmic gymnastics, dances, outdoor games and game exercises, swimming and other types of physical activity.

Текст научной работы на тему «Средства оздоровительной физической культуры слабовидящих и слабослышащих детей 6-7 лет»

REFERENCES

1. Kostenko, R.V. (2013), "Diagnostics of readiness of the future economists to job in the currency market based on the computer technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 86-91.

2. Kostenko, R.V. (2013), "Theoretical substantiation of essence of the initial concepts used for the professional training of the future economists to work in the currency market", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 86-91.

3. Kostenko R.V. (2014), "System of methods of preparation of the future economists to job in the currency market", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 53-58.

4. Fetiskin N.P., Kozlov V.V. and Manuylov G.M. (2002), Social-psychological diagnostics of development of the person and small groups, publishing house Institute of Psychotherapy, Moscow, Russian Federation.

5. Kostenko R.V. (2008), Use of test self-checking of knowledge during preparation for practical employment on discipline "Organization of activity of a currency stock exchange and operations on the FOREX". The methodical recommendations, publishing house Bukaev Vadim Viktorovich, Odessa, Ukraine.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.02.2014.

УДК 796.011.3 (075)

СРЕДСТВА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе, профессор, Московский городской педагогический университет

Аннотация

Поражение функции слухового или зрительного анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений. Прямым следствием данной патологии являются нарушения в речевом развитии, приводящие к недостаточному развитию психоэмоциональной и социальной сферы личности детей. Дети с нарушением слуха или зрения отстают в физическом развитии от своих сверстников, отличаются более высокой частотой сердечных сокращений и более низкими величинами артериального давления. Значительное снижение устойчивости организма дошкольников с данной патологией к переносимости гипоксических состояний ограничивает уровень их физической работоспособности. В числе важнейших оздоровительных средств при коррекции нарушений у детей дошкольного возраста, имеющих патологию слухового или зрительного анализатора, рассматриваются: основная гимнастика, акробатика, ритмическая гимнастика, танцы, подвижные игры и игровые упражнения, плавание и другие виды двигательной активности.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, дети дошкольного возраста, нозологические группы, слабовидящие дети, средства физического воспитания, оздоровительная физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p87-91

MEANS OF HEALTH IMPROVING PHYSICAL CULTURE OF VISUALLY IMPAIRED AND HARD OF HEARING CHILDREN AGED 6-7 YEARS

Irina Valerevna Kulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City Teacher Training University

Annotation

Deviation in function of the acoustic or visual analyzer leads to a number of secondary deviations. Violations in the speech development, bringing to insufficient development of the psychoemotional and

social sphere of the identity of children are direct consequence of this pathology. Children with a hearing or vision disorder lag behind the contemporaries in physical development, differ by higher frequency of heart rate and lower indexes of arterial pressure. Considerable decrease in stability of an organism of preschool children with this pathology to hypoxemic states limits the level of their physical working capacity. Among the major improving means at correction of violations at the children of preschool age having pathology of the acoustic or visual analyzer, the following are considered: main gymnastics, acrobatics, rhythmic gymnastics, dances, outdoor games and game exercises, swimming and other types of physical activity.

Keywords: adaptive physical training, children of preschool age, nosological groups, visually impaired children, means of physical training, improving physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что в Российской Федерации больных с сенсорными нарушениями слуха насчитывается 13 млн. человек, из них более 1 млн. составляют дети. В структуре общей инвалидности болезней уха у детей в РФ преобладают мальчики (55,1%), удельный вес девочек несколько ниже (44,9%). Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек, постоянно растет и имеет тенденцию к омоложению.

Поражение функции слухового или зрительного анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений. Прямым следствием данной патологии являются нарушения в речевом развитии, приводящие к недостаточному развитию психоэмоциональной и социальной сферы личности детей. Дети с нарушением слуха или зрения отстают в физическом развитии от своих сверстников, отличаются более высокой частотой сердечных сокращений и более низкими величинами артериального давления. Значительное снижение устойчивости организма дошкольников с данной патологией к переносимости гипокси-ческих состояний ограничивает уровень их физической работоспособности.

Рациональная двигательная активность является одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье ребенка. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма детей, расширяющими их функциональные резервы.

Многообразие физических упражнений, характеризующихся различным воздействием на организм детей, вызвало необходимость рассмотрения их в связи с актуальностью проведенного исследования. Некоторые из них, основанные на естественных движениях человека, такие, как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, гребля, езда на велосипеде и другие, стали массовыми из-за их доступности [4-6].

Одним из самых простых видов двигательной деятельности является ходьба. В то же время многие специалисты признают, что это весьма эффективный вид физической нагрузки, так как способствует активизации многих мышечных групп, органов, физиологических систем.

Такой привычный, обычный вид движений, как бег, оказывает большое тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, опорно-двигательный аппарат и т.д.

Очень велико значение гимнастики для развития и укрепления организма. Специфика гимнастических упражнений позволяет локально воздействовать на развитие и укрепление не только организма в целом, но и отдельных мышечных групп (как крупных, так и мелких).

Большую группу разнообразных средств оздоровительной физической культуры представляют подвижные игры и игровые упражнения.

Физические упражнения существенно отличаются друг от друга по различным параметрам и по особенностям влияния на организм; знание и учет этих особенностей позволяют выбрать вид двигательной деятельности, наиболее полно соответствующий не только состоянию здоровья, но и возрасту, особенностям характера и привычек, образу жизни ребенка.

Занятия физической культурой по преодолению двигательных нарушений у аномальных детей следует проводить так, чтобы коррекционные задачи пронизывали все их формы. Важно, чтобы их содержание определялось необходимостью решения задач коррекции двигательных нарушений и имело оздоровительную направленность, т.е. осуществлялся бы комплексный подход. Нужно, чтобы специфические задачи физического воспитания решались и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток, игр во время перемен, занятий на физкультурном часе. Только на уроках физической культуры добиться высокой эффективности в коррекции двигательных нарушений невозможно, так как плановые уроки удовлетворяют естественную двигательную потребность ребенка лишь на 10-12%. Поэтому возникает необходимость определить эффективные средства физического воспитания дошкольников не только на физкультурных занятиях, но и в дополнительных занятиях, проводимых в образовательных учреждениях [1, 2, 3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью определения наиболее эффективных оздоровительных средств физического воспитания дошкольников были проанализированы диссертационные исследования, учебные пособия, статьи и монографии специалистов, работающих с аномальными детьми (слабослышащими и слабовидящими).

Анализ показывает, что в числе важнейших оздоровительных средств при коррекции нарушений у детей дошкольного возраста, имеющих патологию слухового или зрительного анализатора, рассматриваются: основная гимнастика, акробатика, ритмическая гимнастика, танцы, подвижные игры и игровые упражнения, плавание и другие виды двигательной активности [4, 5].

Однако, несмотря на многочисленные исследования и существование значительного количества научных разработок, по-прежнему, остается актуальной проблема разработки коррекционно-компенсаторных программ развития и воспитания детей с нарушением слуха и зрения. Определение приоритетов в построении таких программ: ориентация либо на комплексную интеграцию технологий физического воспитания в подготовке данной нозологической группы, либо упор на использование частных дифференцированных методик, построенных на избранных видах двигательной активности. Возможность коррекции двигательных и функциональных нарушений слабослышащих и слабовидящих детей 4-6 лет средствами оздоровительной физической культуры, а именно гимнастики, игровой деятельности, плавания остается не достаточно изученной. Таким образом, существуют противоречия между:

- необходимостью внедрения в процесс адаптивного физического воспитания слабослышащих и слабовидящих детей эффективных средств коррекции двигательных и функциональных нарушений и их недостаточной теоретической и методической разработанностью применительно к данной категории детей;

- потенциалом оздоровительной физической культуры в коррекции нарушений развития слабослышащих и слабовидящих детей 4-6 лет и отсутствием методики занятий средствами гимнастики, подвижных игр и игровых упражнений или плаванием направленными на коррекцию двигательных и функциональных нарушений детей данной нозологической группы.

В связи с этим была поставлена задача: определить наиболее эффективные средства оздоровительной физической культуры слабовидящих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Для этого был проведен годичный педагогический эксперимент на контингенте учащихся детского сада 6-7 летнего возраста. Были образованы три группы детей по 15 человек в каждой. Дети занимались физической культурой три раза в неделю по 25 мин. Время занятий распределялось следующим образом; 5 мин - разминка, 20 мин основная часть. Два раза в неделю основная часть посвящалась в группе «А» подвижным играм, в группе «В» гимнастики и акробатике, в группе «С» обучению плавания и в

дальнейшем плаванию.

Педагогический эксперимент продолжался с сентября по май 2013 г., 40 недель, чистого астрономического времени 50 часов, из них по 26,6 часов на игры, гимнастику и плавание.

В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование детей с целью определения уровня физического развития, физической подготовленности и координационных способностей. Анализ данных показал, что по всем тестам между экспериментальными и контрольной группой не было обнаружено достоверных различий (Р>0,05).

По окончанию педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование детей с целью определения уровня физической подготовленности, физического развития и координационных способностей.

По данным физической подготовленности произошли достоверные различия между тремя экспериментальными и контрольной группами по всем показателям. В группе «А» результаты были выше по отношению к к группе «В» в четырех тестах, по отношению к группе «С» - в пяти тестах.

Все это говорит о том, что занятия, проводимые с детьми группы «А» с преимущественным использованием подвижных игр способствуют развитию всех физических качеств, особенно быстроты, силы и скоростно-силовых качеств. Занятия, проводимые с детьми с преимущественным использованием гимнастических упражнений и плавания (группы «В» и «С») способствовали развитию скоростно-силовых качеств и гибкости.

Результаты педагогического эксперимента показали, что такие средства как подвижные игры, гимнастические и акробатические упражнения во многом способствуют развитию физических качеств, укреплению здоровья и помогают детям с врожденными недостатками здоровья войти в нормальную жизнь. Если ранжировать эти средства по значимости, то можно отметить, что на первое место выходят игровые средства в виде подвижных игр и игровых упражнений, так как в большинстве тестовых заданий они оказывались более эффективными. Гимнастические и акробатические упражнения также можно рекомендовать в учебный процесс как оздоровительные и эффективные [6]. Плавание тоже способствует оздоровлению организма, но, к сожалению, у нас в стране очень мало бассейнов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Модульная технология построения занятий физической культурой учащихся подготовительной группы в образовательных учреждениях / Г.Н. Германов, М.Е. Злобина // Вестник Воронежского государственного университета. [Серия «Проблемы высшего образования»]. - 2007. - № 1. - С. 118-123.

2. Злобина, М. Е. Программа физической подготовки учащихся 5-х классов подготовительной медицинской группы на основе блочно-модульной технологии построения уроков физической культуры / М.Е. Злобина, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 46-52.

3. Картавцева, А.И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях : учеб. пособие / А.И. Картавцева, О.Э. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2011. - 156 с.

4. Кулькова, И. В. Характеристика двигательных режимов и выбор эффективных оздоровительных средств адаптивного физического воспитания слабослышащих и слабовидящих младших школьников / И.В. Кулькова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 4 (98). - С. 62-70.

5. Кулькова, И.В. Корреляционные взаимосвязи в структуре физической подготовленности слабослышащих и слабовидящих младших школьников / И.В. Кулькова // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 3. - С. 67-70.

6. Кулькова, И. В. Педагогический контроль физической подготовленности и морфофункциональных показателей слабовидящих и слабослышащих младших школьников / И.В.

Кулькова, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). -С. 79-86.

REFERENCES

1. Germanov, G N. and Zlobina, M.E. (2007), "Modular technology of creation of occupations by physical culture of pupils of preparatory group in educational institutions", Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo Universiteta; [Serija «Problemy vysshego obrazovanija»], No. 1, pp. 118-123.

2. Zlobina M.E., Germanov, G.N. (2009),"The program of physical training of pupils of the 5th classes of preparatory medical group on the basis of block and modular technology of creation of lessons of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 55, No. 9, pp.46-52.

3. Kartavceva A.I. and Evseeva, O.E. (2011), The comprehensive program of adaptive physical training of not hearing children in preschool educational institutions, Soviet sports, Moscow, Russian Federation.

4. Kulkova, I.V. (2013), "Characteristic of motive modes and choice of effective improving remedies of adaptive physical training of hard of hearing and visually impaired younger school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.98, No. 4, pp. 62-70.

5. Kulkova, I.V. (2013), "Correlation interrelations in structure of physical readiness of hard of hearing and visually impaired younger school students", Kul'turafizicheskaja i zdorov'e, No. 3, pp.67-70.

6. Kulkova, I.V. and Germanov, G.N. (2013), "Pedagogical control of physical readiness and morfofunktsional development of visually impaired and hard of hearing junior schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 79-86.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.02.2014.

УДК 372.879.6

МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ ЮНОШЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент,

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП),

г. Санкт-Петербург, Константин Николаевич Дементьев, кандидат педагогических наук, профессор, Военный институт Железнодорожных войск и военных сообщений (ВИЖДВ и ВОСО),

г. Санкт-Петербург, Андрей Александрович Скороходов, аспирант, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)

Аннотация

Изучение компонентов волевой активности обусловлено тем, что, с одной стороны, недостаточно определено влияние физической культуры на прохождение адаптационного периода в высших учебных заведениях с точки зрения воздействия на волевую сферу обучающихся, с другой - наибольшее число отчислений из-за несоблюдения требований к обучающимся в высших учебных заведениях свидетельствует о недостаточном уровне сформированности произвольного поведения, основой которого являются волевые действия. Положительная динамика изменений волевых качеств прослеживается у юношей гражданских и военных вузов, но наиболее яркую картину показали результаты оценки курсантов вуза военного профиля за счет актуализации социальной значимости компонентов волевых качеств, отражающих отношение к требованиям воинской дисциплины, военно-профессиональной деятельности, характеризующих проявление волевой активности, что может быть обусловлено содержанием и прикладной направленностью занятий по физической подготовке в процессе обучения.

Ключевые слова: компоненты волевой активности; волевое усилие; инженерно-технические вузы гражданского и военного профиля; прикладная направленность; целенаправленное физическое совершенствование; адаптационный период; профессиональная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.