Научная статья на тему 'Применение здоровьесберегающих технологий в школе полного дня'

Применение здоровьесберегающих технологий в школе полного дня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Владимирович, Никитенко Светлана Владимировна

Концепция модернизации российского образования ориентирована на всестороннее развитие учащихся, укрепление их психологического и физического здоровья. В связи с этим приобретает особую актуальность вопрос о разработке здоровьесберегающих технологий и возможностях их реализации в условиях современной школы. В данной статье представлен опыт комплексной работы школы полного дня, в течение трех лет реализующей программу «Школа здоровья». Анализ деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся позволяет представить общие критерии здоровьесберегающего образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-KEEPING TECHNOLOGIES’ APPLICATION IN A FULL-DAY SCHOOL

The process of the Russian education modernization is determined by the comprehensive students' development concept. This is closely connected with the problem of health-keeping technologies and the possibilities of their realization under the modem school conditions. The article presents the results of the work on realization of the Health school Program within the period of three years. On the basis of thorough investigation general criteria of health-keeping educational process have been elaborated.

Текст научной работы на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в школе полного дня»

Акмеология, № 4, 2005 Литература_

1. Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни. - М., 1991. - 229 с.

2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1993. -275 с.

3. Амосов Н М Раздумья о здоровье. - М., ¡995. - 166 с.

4. Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания. - СПб., 1996. - 2S5 с.

5. Бакштанский В.Л.,Жданов О.И. Менеджмент вашего здоровья. - М., 2001. - 576 с.

6. Братусь Б.С. Психология личности. - Самара, 2000. - 127 с.

7. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. - М., 1990. - 208 с.

8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. Л.А.Коростылевой - СПб, 2002.

9. Гиппократ. О здоровом образе жизни // Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления.

1998. С. 131—139.

10. Гурвич H.H. Социальная психология здоровья. - СПб., 2000. - 1023 с. Vv

11. Деркач A.A. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. Ч. 1. - М., 2001. - 279 с.

12. Жданов О.И. Практическая психология к аутопсихотерагшя: Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья государственных служащих» / Под общ. Ред. Деркача A.A. - М.,

1999. - 76 с.

13. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции// Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 3—11.

14. Секач М.Ф., Лелякоеа О.И. Здоровье — акмеологическая ценность. - М., 2002. - 55 с.

15. Фрейд 3. Психология бессознательного. Под науч. Ред. М.Г. Ярошевского. - М., 1989. - 448 с.

© Горобец Т. Н., 2005

К.В. Петров, C.B. Никитенко

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ

Модернизация современного образования направлена на повышение качества процесса обучения, укрепление тех направлений в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Целью модернизации является достижение опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы, способствующее личностному развитию учащихся, укреплению их физического и психологического здоровья.Однако, физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования свидетельствуют о необходимости принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся.

В связи с этим в образовательных учреждениях необходимо создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

рационализации досуговой деятельности и отдыха учащихся. На этой основе разрабатываются и апробируются перспективные модели здо-ровьесберегающего процесса в образовательных учреждениях различных типов и

видов.К таким образовательным учреждениям относится и наша школа. С 2002/03 учебного года мы реализуем в своей деятельности программу «Школа здоровья». Накоплен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Проведенная работа позволила разработать схему оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учрежде-

Можно выделить следующие здоровьесберегающие элементы инфраструктуры нашей школы, отвечающие требованиям САНПиНов: расположение здания школы; наличие транспортного обслуживания (два школьных микроавтобуса и школьный автобус); участок образовательного учреждения; оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.); водоснабжение и канализация; учебные кабинеты: площадь и оснащенность, четыре кабинета информатики и их оснащенность; наличие учебных мастерских и студий; соблюдение размеров мебели; воздушно-тепловой режим; освещенность мест занятий; отличное санитарное состояние; наличие двух спортивных залов, раздевалок, подсобных помещений; спортивное оборудование и инвентарь; оборудование двух спортивных площадок на пришкольной территории и межшкольного стадиона; оборудование игровой площадки для учащихся начальной школы на пришкольной территории; наличие кабинета развивающих игр; наличие тренажерного зала.

Также условием создания школьной полноценной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры: зал для занятий ЛФК; медицинский, стоматологический, физиотерапевтический, массажный кабинет; кабинет компьютерной психофизиологической диагностики; зал психологической разгрузки.В столовой организовано качественное четырехразовое бесплатное питание всех учащихся.

Школа обеспечена квалифицированными специалистами. Это учителя физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, специалист-физиолог компьютерной системы контроля за физиологическим состоянием учащихся, специалист-терапевт, старшая медицинская сестра, детский педиатр, стоматолог, физиотерапевт, массажист, куратор психолого-логопедо-медико-недагогической службы.

Основными формами здоровьесберегающей деятельности в школе являются: диспансеризация, профилактические прививки, дни и недели здоровья, спортивные школьные праздники, участие в районных спортивных соревнованиях, беседы о здоровье с учащимися, беседы о здоровье с родителями; витаминизация, оформление классных и школьных уголков здоровья.

Кроме традиционных форм работы, содействующих сохранению и укреплению здоровья, в пашей школе используется комплекс корригирующих лечебных процедур и методов профилактики так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки).

Профилактика и коррекция «школьных» болезней во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника, проводятся занятия лечебной физкультурой в школе и дома, игры, способствующие улучшению осанки, общеукрепляющий массаж. Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится витаминизация. В кабинете физиотерапии проводятся различные процедуры с помощью УВЧ, облучателя ОУФНУ, ингалятора «Вулкан».С первого класса на уроках музыки и английского языка проводится профилактика заболеваний носоглотки с использованием дыхательной и звукоречевой гимнастики.

Наиболее значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьесберегающей направленности являются режим дня учебной и внеучебной нагрузки школьников, организация физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников.

В школе имеется материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы: два спортивных зала, оборудованная спортивная площадка, игровая площадка для детей, медицинские кабинеты, кабинет ЛФК, тренажерный зал, зал психологической разгрузки. В каждом учебном кабинете поставлены ионизаторы «люстры Чижевского», фонтаны для поддержания оптимальной влажности воздуха, собственные фильтры для очистки воды и соблюдения питьевого режима. В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных ком-нат.Коридоры школы украшают картины, аквариумы, фонтаны, цветы, что создает положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников школы. Для удобства каждая рекреация и школьные коридоры оснащены комплектом мягкой мебели и мягким ковровым покрытием.

В школе значительное внимание уделяется соотношению учебной нагрузки и методов преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка.Возрастной подход к обучению и воспитанию детей позволяет согласовывать все компоненты системы каждой ступени образования (цели, задачи, содержание, методы, формы организации учебно-воспитательного процесса) с возрастными особенностями и возможностями развития детей. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребенка на каждом этапе школьного образования. Исключительное значение имеют самостоятельность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития; индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный на сохранение и укрепление их здоровья, предполагает следующие принципы отбора содержания и методов непрерывного образования:

Принцип развития означает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития и саморазвития детей, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей ребенка в различных видах его деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При.этом сохраняется значимость усвоения знаний, овладения умениями и навыками — но как средства детского развития, а не как самоцели начального образования.

Принцип вариативности содержания образования полагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей, особенностей их развития — в соотношении с достижениями современной науки, потребностями общества и социокультурными особенностями региона. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка, и, что особенно важно, учет особенностей различных контингентов детей. При этом

обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка — гражданина РФ — на получение равного с другими образования.

С учетом требований возрастного подхода школа обозначает возможные направления определения содержания и методов обучения, адекватно отвечающих задаче сохранения и укрепления здоровья школьников.

Перед поступлением в школу проводится комплексная медико-психологическая оценка готовности детей к школьному обучению с целью адаптации к школе. В итоге при всех различиях индивидуальных особенностей дети достигают более однородного стартового уровня перед школой и, следовательно, у них с меньшим напряжением для здоровья проходит переориентация организма на новые условия жизни. ^

В школе открыта группа раннего развития. Основной целью подготовки к школе является формирование у дошкольника тех качеств, которые прежде всего необходимы для овладения учебно-познавательной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.

Изменяется характер контроля в процессе обучения. Важную роль приобретают показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребенка, показатели социализации детей, а также в широком смысле показатели здоровья школьников. Состояние здоровья (физического, психологического, социального, нравственного) должно стать приоритетным при оценке эффективности образования.

Контроль за качеством обучения — это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку. Без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности «учения-обучения» нельзя пранильно строить начальное образование как базу всего последующего обучения. Так, важным условием обучения детей в начальной школе является наличие отделенного от остальной школы (собственного) пространства жизнедеятельности. Для начальной школы отведен отдельный этаж, а также собственные уголки отдыха, позволяющие ребенку чувствовать себя уютно и комфортно.

Обучение в начальной школе ведется в рамках четырехлетней системы начального образования. В 2003/04 учебном году состоялся полный переход на занятия по четырехлетней системе как более приемлемой в «Школе содействия здоровью». Учителя начальных классов широко применяют в работе систему развивающего обучения.

Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что связано с:

возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки; выходом на парвый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую роль, в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;

усложнением характера взаимоотношений «учитель — ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.

В нашей школе учебный процесс построен таким образом, что с первого класса предметы углубления ведут учителя-предметники. Поэтому ребенок с первых дней знакомится не только с классным руководителем, но и с другими учителями, что позволяет постепенно привыкать к требованиям разных предметов и строить отношения с разными педагогами.

Педагогами и администрацией школы уделяется пристальное внимание вопросам регламентации учебного материала, создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время.

В образовательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию ведения здорового образа жизни. Осознание ценности здоровья одинаково для всех участников образовательного процесса.

Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе. Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. Для предотвращения этого в процесс обучения, особенно в начальных классах, вводятся так называемые «динамические паузы», а также специально составленное для начальной школы расписание, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами,

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослаблять психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия, и просто давать ребенку возможность подвигаться. Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.

Физкультурные минуты обязательно проводятся в начальных и средних классах. Каждый комплекс состоит из 4-5 упражнений, повторяемых .4-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы во время урока. В комплексах используются упражнения на потягивания, прогибания, наклоны и полунаклоны, полуприседания и приседания с различными движениями рук.Диг намические паузы и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.

В каждом классе урок ведут два учителя, что позволяет делить детей на подгруппы по медицинским или физиологическим показателям, по видам деятельности на уроке. Часть уроков проводятся в зале ЛФК и тренажерном зале под руководством инструктора. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на природе. В рамках программы «Школа — центр содействия здоровью детей» учащиеся на уроках посещают бассейн в течение третьей четверти.

Мы сознательно сделали больший упор на активизацию двигательной активности учащихся, предполагая, что, создав благоприятные условия для реализации физиологических потребностей детей, мы сможем повлиять на сохранность здоровья учеников и, следовательно, на улучшение их учебы. Влияние активизации двигательной активности учащихся на результаты образовательного процесса мы сможем оценить только в длительной перспективе, а вот влияние на сохранность здоровья очевидна.

В нашей школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают психолог, медицинские специалисты.

А к м е о л о г и я, № 4, 2005

Работа реализуется в виде бесед о здоровье с учащимися, с родителями, в виде выпуска специальных информационных листков, санбюллетеней, газет, проведения дней здоровья и спортивных праздников. Реализуются обучающие программы, направленные на формирование гигиенических знаний, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В каждом учебном кабинете силами учащихся оформлены уголки культуры здоровья, отражающие здоровьесберегаю-щую деятельность классных коллективов.

Какой бы совершенной пи была методика здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, состояние здоровья наших учеников во многом зависит от школьной среды. Ее характеризует масса факторов, но преобладает один — взаимоотношения учителя и ученика. Точнее, на какой основе они строятся: авторитарности или сотрудничества. Педагоги нашей школы считают, чгсМгалько взаимное уважение и взаимопонимание способствуют сохранению здоровья учащихся и развитию высокой познавательной мотивации.

Для планирования и осуществления здоровьесберегающей деятельности в школе создана психолого-логопедо-медико-педагогическая служба (ПЛМПС).

Остановимся более подробно на медицинском (физиолого-валеологическом) направлении работы этой службы. Это направление работы предполагает формирование здоровья ребенка немедикоментозными средствами и реабилитацию детей с наиболее часто встречающимися школьными заболеваниями без отрыва от учебного процесса.

В медицинском направлении в «Школе здоровья» проводится большая работа по сохранению физического здоровья, укреплению имеющегося здоровья без отрыва от занятий, профилактике сезонных заболеваний. Специалистами-медиками по плану осуществляется диспансеризация учащихся, по необходимости проводятся прививки и витаминизация. Практически все учащиеся обследованы и получили помощь в стоматологическом кабинете. Учащиеся в соответствии с медицинскими показателями получают сеансы массажа, различные физиотерапевтические процедуры.

Забота о физическом здоровье неразрывно связана с заботой о психологическом благополучии учащихся. В школе работает психолог, который организует индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу.

В большинстве случаев обращается внимание на физическое состояние здоровья (осанку, зрение, работу внутренних органов и т.д.), без учета психического состояния. А ведь между физическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь. Известно, что раннее повреждение центральной нервной системы, то есть нарушенное психическое здоровье ребенка, является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, и наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

Школьный психолог осуществляет развивающую работу со школьниками и помощь детям группы риска. С детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся коррекционно-развивающие занятая по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Психолог много работает индивидуально и с детьми, и с родителями, и с педагогами.

С целью развития представлений детей о человеческой психике и о себе, для развития восприятия, внимания, памяти, воображения, воли с первого класса школы для учащихся организованы факультативные занятия по психологии.

Учащимся дается представления о сфере общения человека, рассматриваются причины ошибок и затруднений в повседневном общении, способы их преодоления. Учащиеся 9-11-х классов проходят тесты на профориентацию. Им даютря рекомендации по выбору профессии.

Родителям педагог-психолог помогает грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми, способствует тому, чтобы родители были активными союзниками в разрешении школьных психологических трудностей. Психолог выступает практически на каждом родительском собрании.

Одним из наиболее важных участков работы школьного психолога является совместная работа с учителем. Практика показывает, что существенное число внут-ришкольных конфликтов изначально порождается тем, что педагоги недостаточно углубляются в проблемы детей и их эмоциональное состояние. Результаты анкетирования учащихся и их родителей помогают психологам так построить систему работы, чтобы избежать конфликтных ситуаций и вовремя скорректировать взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса.

Специалисты ПЛМПС организуют и проводят групповые и индивидуальные консультации, семинары-тренинги, выступает на школьных методических объединениях по различной тематике: роль диагностики в учебно-воспитательном процессе; работа с трудными учащимися; педагогическое общение в свете личностно ориентированного подхода и др.

Совместная работа психолога, учителей и родителей направлена на сохранность психического здоровья детей и дает положительные результаты — в школе намного меньше конфликтов «учитель — ученик», «родитель — ученик», «родитель — учитель».

Весь учебно-воспитательный процесс в «Школе здоровья» организуется таким образом, чтобы избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую помощь непосредственно в школе, ставя физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся в центр внимания.

Сотрудничество медика, психолога и педагога предусматривает ежегодное возрастное обследование школьников: адаптация к школе, переход в среднее звено, пубертантный период, адаптация к социуму и профориентация.

Кроме запланированных обследований проводятся индивидуальные и групповые обследования по заявкам администрации школы, учителей, классных руководителей. Результаты обследований выносятся на рассмотрение психолого-логопе-до-медико-педагогической службы школы, которая формулирует рекомендации для учителей, работающих с конкретным ребенком, и его родителей, направленные на оптимизацию процесса учебы и сохранения его здоровья. Там же формируются группы для занятия с психологом, логопедом, ЛФК, определяются дети для индивидуальной работы со специалистами и педагогами.

В результате кропотливой работы в школе создается банк данных о школьнике, выявляются особенности каждого ученика с целью его адаптации к учебному процессу. Банк данных способствует формированию у педагогов собственной точки зрения на проблемы школьника и перспективы его развития, а сотрудничество с психологом и врачом позволяет уточнить наиболее рациональную программу социально-педагогической поддержки учащегося.

О Петров К.В.? Никитенко C.B., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.