Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая педагогика в практике работы общественно-активной школы'

Здоровьесберегающая педагогика в практике работы общественно-активной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
637
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА» / «ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ» / МОНИТОРИНГ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / PROGRAM "HEALTH OF PUPILS" / "SCHOOL MEALS" / EDUCATIONAL PROCESS / HEALTH-KEEPING ENVIRONMENT / HEALTH SAVING PEDAGOGY / MONITORING / RECREATIONAL AND REHABILITATION CENTER / DIAGNOSTIC TOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Прокудин Алексей Юрьевич, Филиппова Галина Викторовна, Поликарпова Елена Николаевна

Раскрывается актуальная проблема для современного этапа развития образования создание здоровьесберегающей среды в условиях школы. Глубоко и всесторонне анализируется деятельность общеобразовательного учреждения по реализации различных форм здоровьесберегающей педагогики в работе с учащимися. Анализируемый эмпирический материал наглядно подтверждает эффективность деятельности областных экспериментальной и стажерской площадок, школы-лаборатории инновационного развития по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Прокудин Алексей Юрьевич, Филиппова Галина Викторовна, Поликарпова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-KEEPING PEDAGOGY IN PRACTICE OF COMMUNITY SCHOOLS

The article deals with an urgent problem for the modern stage of education development the creation of health-environment in the school. Thoroughly and comprehensively the activities of general educational institutions for the implementation of various forms of health-pedagogy in working with students are analyzed. The analyzed empirical data quite clearly confirms the effectiveness of regional and trainee sites, schools, laboratories of innovation development to preserve and improve the health of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая педагогика в практике работы общественно-активной школы»

УДК 37l

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНОЙ ШКОЛЫ

© Юрий Петрович ПРОКУДИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: [email protected] © Алексей Юрьевич ПРОКУДИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства, e-mail: [email protected] © Галина Викторовна ФИЛИППОВА СОШ № 36, г. Тамбов, Российская Федерация, директор, e-mail: [email protected] © Елена Николаевна ПОЛИКАРПОВА СОШ № 36, г. Тамбов, Российская Федерация, зам. директора, e-mail: [email protected]

Раскрывается актуальная проблема для современного этапа развития образования - создание здоровьесберегающей среды в условиях школы. Глубоко и всесторонне анализируется деятельность общеобразовательного учреждения по реализации различных форм здоровьесберегающей педагогики в работе с учащимися. Анализируемый эмпирический материал наглядно подтверждает эффективность деятельности областных экспериментальной и стажерской площадок, школы-лаборатории инновационного развития по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс; здоровьесберегающая среда; здоровьесберегающая педагогика; программы «Здоровье школьника», «Школьное питание»; мониторинг; оздоровительно-реабилитационный центр; диагностический инструментарий.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. На школу любого типа возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение физического, психического и нравственного здоровья участников образовательного процесса, создание безопасных условий их жизнедеятельности, в целом организации здоровьесберегающей среды. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в средней общеобразовательной школе (СОШ) № 36 города Тамбова осуществляется на основе интегрированного и исследовательского подхода к реализации разработанной системы мер по сохранению здоровья обучающихся и обеспечено нормативно-правовой базой, включающей основные направления комплексно-целевой программы «Здоровье школьника», положения о Школе

здоровья и ее Совете, Школьном оздоровительно-реабилитационном центре.

Разработанная модель управления развития «Школа здоровья» направлена на активизацию деятельности всего педагогического коллектива в реализации здоровьесберегающей педагогики в контексте современной ситуации, представлении проблематики и решении следующих задач:

1) сохранить и укрепить здоровье обучающихся школы посредством использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

2) создать оптимальные условия для здоровьесберегающей деятельности участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов;

3) активизировать родителей к активному участию в сохранении и укреплении здоровья детей;

4) обеспечить совместное сотрудничество с представителями различных служб и ведомств в здоровьесберегающей деятельности школы.

Цели по организации здоровьесберегающей среды определяются на основе анализа полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, неблагоприятных для него факторах в социуме и использования достижений современной педагогической науки и практики. Эмпирический материал, обобщенный нами в ходе изучения проблемы, свидетельствует, что решение задачи здоровьесберегающей педагогики в плане организации режима труда и отдыха обучающихся и учителей, создание условий для научных основ школьного курса обеспечивает высокую работоспособность и активность обучающихся как во время учебных занятий, так и во внеурочное время, способствует избеганию фактов утомления и переутомления.

СОШ № 36 города Тамбова выступает как единое образовательное пространство, где активно взаимодействуют педагоги, дети и их родители. Приказом Управления образования и науки Тамбовской области № 240 от 9 февраля 2011 г. школа является областной экспериментальной площадкой по проблеме: «Школа здоровья: комплексное создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении». Опытно-экспериментальная работа позволяет осуществлять валеологизацию всего учебно-воспитательного процесса, реализовывать модель «Школы здоровья», накапливать значительный научно-методический материал, вырабатывать и совершенствовать критерии эффективности и намечать дальнейшие пути развития.

В целях распространения инновационных методик, технологий, образцов проектного менеджмента приказом Комитета образования администрации г. Тамбова № 56 от

7 февраля 2008 г. СОШ № 36 г. Тамбова присвоен статус школы-лаборатории инновационного развития, в рамках которого работает постоянно действующий областной и городской семинар: «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях развития школы».

В соответствии с приказом Управления образования и науки Тамбовской области от

6 февраля 2009 г. № 257 на базе общеобразовательного учреждения также открыта стажерская площадка по повышению профессионального мастерства педагогических кадров: «Образовательная среда как определяю-

щий фактор формирования здорового образа жизни», что позволяет транслировать накопленный опыт и инновационные практики.

Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс систематически проводятся конкретно направленные тематические педагогические советы, семинарские занятия, методические недели. Высокую результативность в повышении методической и профессиональной подготовки работников образования показали следующие формы здоровьесберегающей педагогики: «Урок - средство формирования информационной грамотности школьников» (методическая неделя); «Школьный оздоровительный центр как средство сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса», «Повышение качества образования и мотивации к здоровому образу жизни на основе деятельностного подхода» (научно-практические семинары); «Результаты реализации проекта «Новая модель организации школьного питания», «Школа здоровья», «Менеджер школьного питания»

(межрегиональные семинары); «Здоровьсбе-регающие технологии в начальной школе» (областной семинар в рамках реализации ФГОС по начальному образованию); «Здоровьесберегающая педагогика в организации детского питания» (семинар-конференция с участием работников образования Воронежской области); «Здоровый образ жизни» (научно-практическая конференция по ступеням развития) и др.

Реализации задач программы развития «Школа здоровья» способствуют традиционно проводимые Дни диагностики и коррекции по имеющимся проблемам, в которых принимают участие члены школьного управляющего совета, ученического самоуправления, классных родительских комитетов: «Профилактика инфекционных заболеваний», «Питание и здоровье», «Путь к здоровью», «Здоровым быть модно»; тематические круглые столы регионального и муниципального уровней «Организация работы по обеспечению здорового питания детей в образовательных учреждениях», «Сохранение и укрепление здоровья учащихся в условиях модернизации образования» и т. д. В целях укрепления здоровья и привлечения обучающихся к систематическим занятиям фи-

зической культурой и спортом, повышения их двигательной активности в школе ежемесячно проводятся Дни и Недели здоровья, спортивно-массовые мероприятия в рамках ассоциации «Спортивные надежды» и месячников «За здоровый образ жизни!».

Учебно-воспитательный процесс организуется с учетом требований нормативных документов, регулирующих работу школы, каждую четверть проводятся смотры предметных кабинетов. Учителями правильно определяется время включения искусственных источников света и режим проветривания классных комнат. В школе и в классных аудиториях силами обслуживающего персонала, обучающихся и учителей поддерживается санитарное состояние в соответствии с установленными нормативами [1]. Рацио -нальная организация урока - составная часть здоровьесберегающей педагогики, имеющая исключительную значимость. Именно от соблюдения гигиенических и психолого-педа-гогических условий его проведения в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Рациональная организация урока отслеживается по определенным гигиеническим критериям. Например, анализируя посещаемые уроки, администрация школы обращает внимание на то, как учитель решает вопросы психогигиены: насколько гармонично психическое развитие детей, нет ли на уроке психотравмирующих ситуаций, как ведется профилактика чрезмерного умственного напряжения обучающихся, насколько достигается цель обучения на фоне положительных эмоций и т. д.

Чтобы создать физиологичный урок, почувствовать радость творчества, сам учитель должен быть здоровым. Если учитель не здоров, то он не реализует в достаточной степени свой потенциал, его состояние нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, что, в свою очередь, может подорвать и здоровье учеников.

По разработанной инструкции оценивается, как решается проблема сохранения здоровья детей в процессе проведения урока (учитываются степень трудности предмета при составлении расписания, соблюдение режима проветривания и температурного режима, продолжительность урока, физкультурные паузы, стиль общения, психотравми-

рующие ситуации на уроке, позиция учителя, работоспособность учащихся, положительный эмоциональный настой).

Оценка результатов.

Работоспособность обучающихся можно определить с помощью корректурной пробы (1 балл дается, если более 50 % обучающихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу учебного дня).

Эмоциональный настрой оценивается в середине урока при помощи методики цветописи (1 балл, если более 60 % обучающихся свое настроение оценивают как положительное).

Среди критериев удачного, с точки зрения сохранения здоровья учеников, урока мы выделили:

- отсутствие усталости у детей и учителя;

- положительный эмоциональный настрой;

- удовлетворение от сделанной работы и желание ее продолжать.

Предлагаемый подход не исчерпывает здесь всех нюансов, но позволяет учителю, администрации оценить реальную форму здоровьесберегающей педагогики, а именно, как решается проблема сохранения здоровья детей на уроке. Обязательное требование -соблюдение учителем соответствия содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям обучающихся.

Проектная деятельность в области здо-ровьесбережения является методом обучения, который используется в формировании культуры здоровья и навыков здорового образа жизни, ориентированным на достижение поставленных целей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий [2].

Главное внимание справедливо уделяется рациональному составлению расписания занятий. Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью обучающихся на протяжении учебного дня и недели и с учетом СанПин 2.4.2-1178-02, утвержденных Роспотребнадзором. Также ис-

пользуется таблица известного педагога

Н. Т. Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах. Школьное расписание утверждается Территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения и директором школы. Учебная нагрузка на каждый класс соответствует учебному плану. Недельная динамика изменения работоспособности в 5-11 классах, как показала практика, характеризуется тем, что среда и четверг - дни оптимальной нагрузки по шкале трудности предметов. В четверг работоспособность падает. Сдвоенные уроки допускаются только в 10-11 классах по основным и профильным предметам.

Анализ учебной нагрузки по параллелям подтверждает рациональность разработанной организации учебно-воспитательного процесса. Каждый учебный год проводится экспертиза расписания и состояния учебных кабинетов.

Организация учебных занятий по 6-дневной учебной неделе осуществляется в две смены. Продолжительность уроков 45 минут, перемены между уроками 10 минут, большие перемены 20 минут, промежуток между сменами 45 минут. Для обучающихся первых классов предусмотрена дополнительная неделя каникул. Учебные занятия начинаются в

8 часов утра. В первую смену учатся 1-4, 8-11 классы; во вторую смену - 5-7 классы.

Главное, что приобрела школа за последние годы - это стремление к перестройке своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В учебном плане за 2011/2012 учебный год количество часов, отведенных на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, осталось стабильным по сравнению с предыдущим. Сохраняются элективные предметы: «Младшая медицинская сестра», «Аварийно-спасательное дело», «Медицинская подготовка» - 11-е классы; факультативы: «Валеология», «Юный натуралист» - 8-е классы.

В СОШ № 36 традиционно функционируют профильные классы: химико-биологический, социально-гуманитарный, оборонноспортивный (кадетский класс спасателей). Большое внимание уделяется обеспечению

условий безопасности участников образовательного процесса, чему способствует выполнение плана комплексных мероприятий СОШ № 36: школа полностью оборудована автоматической пожарной сигнализацией, установлены круглосуточная тревожная кнопка и видеонаблюдение. Создан и активно работает штаб по повышению уровня безопасности, которым разработана Памятка по методике подготовки и проведения плана эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, утвержден график тренировок по эвакуации обучающихся, персонала и материальных ценностей из здания школы. Ежемесячно членами штаба проводятся теоретические и практические занятия по обучению педагогических работников и обучающихся действиям в чрезвычайных ситуациях.

В школе ведется мониторинг, отслеживающий динамику травматизма учащихся во время пребывания в школе: 2008/2009 учебный год - 0,5 %; 2009/2010 - 0,2 %; 2010/ 2011 - 0,2 %; 2011/2012 - менее 0,2 % от количества учащихся. Одним из показателей состояния здоровья является количество детей, обучающихся на дому (табл. 1).

Таблица 1

Учебные года Количество обучающихся

2008/2009 24

2009/2010 23

2010/2011 15

2011/2012 12

Все дети обучаются по массовой общеобразовательной программе. Уроки проводятся по индивидуально составленному и утвержденному расписанию. Количество индивидуально обучающихся на дому по школе составляет около 0,8 % от всех учеников. По сравнению с 2008/2009 учебным годом количество детей, обучающихся на дому, уменьшилось на 12 человек, из которых пять имеют острое течение заболеванич и семь - хронические заболевания. На основании пункта 6.1.12 приложения к письму Министерства образования и науки от 16 января 2001 г. № 20.58-196/20-5/7 заработная плата учителям увеличена на 20 % на часы, проводимые индивидуально на дому.

Анализ заболеваемости распределяется следующим образом:

34 % - заболевания нервной системы;

13 % - заболевания опорно-двигательной системы;

26 % - травмы и переломы;

13 %- сердечно-сосудистые заболевания;

7 % - заболевания зрения;

7 % - сахарный диабет.

В прошедшем учебном году уменьшилось количество патологий заболеваемости нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Качество знаний школьников, обучающихся на дому, составляет в среднем 67 %, обученности - 100 %.

Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения. Особое значение приобретает правильное школьное питание с учетом того, что в последние годы дети проводят все больше времени в образовательном учреждении при весьма интенсивном характере процесса обучения, а низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить детей полноценным питанием.

Работа педагогического коллектива по организации питания имеет системный характер, строится на основе локальных актов: Устава школы, Правил внутреннего трудового распорядка, подпрограммы Программы развития «Школьное питание», должностной инструкции классного руководителя, решений педагогического совета.

В школе разработан и реализуется план по пропаганде здорового питания. Разработан и контролируется администрацией порядок приема учащимися пищи, осуществляемый строго по графику. Меню разнообразно, качество приготовления блюд достаточно высокое. Как показал проведенный социологический опрос, учащиеся и их родители отмечают, что готовят в школьной столовой вкусно. Рацион питания согласовывается и утверждается Территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения. При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи, в школе соблюдаются основные принципы рационального, сбалансированного, полноценного питания, учитываются индивидуальные особенности детей (в т. ч. непереносимость ими отдельных видов пищевых

продуктов или блюд). Это дает возможность обеспечить школьников полноценным питанием путем составления разнообразного меню с учетом рекомендуемых СанПиН 2.4.5.2409-08 среднесуточных наборов продуктов для питания детей с 7 до 11 и с 11 до 17 лет, их калорийности и энергетической ценности. При этом учитываются санитарноэпидемиологические требования, предъявляемые к организации общественного питания [3].

Применение и использование современного технологического оборудования значительно меняет качество приготовления пищи, что позволяет решать вопросы сохранения здоровья детей. Широко используется современный аппарат пароконвектомат. Режим конвекции гарантирует равномерную температуру во всех точках внутренней камеры. Продукты не перегреваются, что очень важно для диетического и детского питания. Система пароувлажнения и возможность регулирования температурного режима позволяют получать высококачественную продукцию.

Программа «Школьное питание» сопровождается автоматизированной системой питания. Установка программного продукта «1С: Школьное питание ПРОФ» дает возможность организовать системный мониторинг охвата обучающихся школы горячим питанием, производить количественный учет и его качественную характеристику. На базе программы «1С: Школьное питание ПРОФ» ведется учет численности питающихся, как количественный (в упрощенном порядке), так и детальный персональный учет раздельно по группам питания (обеды, экспресс-завтраки, сухие пайки); для каждой группы указываются нормативы по стоимости питания. Внутри группы питающиеся разделены по категориям. Например, группа «обед» делится на такие категории: «обед детей из многодетных семей», «обед детей из социально незащищенных семей», «обед детей-инвалидов», «обед детей-чернобыльцев».

Состав групп питающихся и категории внесены в электронный справочник, в котором данные изменяются по мере необходимости. По каждому питающемуся ведется личная электронная карточка. Фактическая явка детей отмечается ежедневно в «Табеле питания». Сведения о численности питающихся используются затем при составлении меню

школы, регистрации стоимости фактического питания и его планировании.

В общеобразовательном учреждении организовано трехразовое питание, бесплатное питание предоставляется детям из многодетных и социально-незащищенных семей. СОШ № 36 г. Тамбова продолжает принимать участие в реализации регионального проекта «Школьное молоко».

Установленная автоматизированная система (терминал) учета питания обучающихся позволяет ученикам 10-11 классов расплачиваться за него по безналичному расчету при помощи пластиковых карт. У обучающихся третьей ступени обучения определяется выбор школьного меню.

Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Практически все обучающиеся 1-11 классов школы получают горячее питание. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное меню. Отпуск горячего питания осуществляется учащимся каждого класса по графику на переменах. Организация обслуживания строится путем предварительного накрытия столов. В ежедневном рационе питания учитывается оптимальное соотношение пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах и микроэлементов, белков, жиров и углеводов. Энергетическая ценность рационов питания на одного обучающегося соответствует утвержденным нормам: 7-10 лет - 1178-1410 Ккал; 11-15 лет - 1356,5-1627,8 Ккал.

Сбалансированность белков, жиров и углеводов составляет:

Норма Белки - 1, жиры - 1,

углеводы - 4

Фактически Белки - 1, жиры - 1,

углеводы - 3,7

В целях укрепления здоровья и обеспечения дополнительного питания обучающиеся начальной школы два раза в неделю получают молоко.

В школе были проведены такие мероприятия, как: зональный конкурс «Фирменное блюдо-2010»; конкурсы методических разработок классных часов по теме «Школь-

ное питание», буклетов «Здоровым быть -модно», компьютерных презентаций «Питание - основа жизни»; родительский лекторий «Роль семьи в формировании правильного пищевого поведения». Мониторинг количества питающихся показал, что из 1867 обучающихся в столовой питаются 1750 человек, что составляет 94 %, это на 1 % больше, чем за прошедший год. Сравнительный анализ с сентября по май 2011/2012 учебного года показывает стабильность количества учащихся, питающихся в школьной столовой. Из 922 обучающихся начальной школы горячее питание получают 894 человек (97 %), из них питаются за родительскую плату 684 человек, бесплатно - 210 человек. Из 786 обучающихся 5-9 классов горячее питание получают 652 человека (83 %). Из них питаются за родительскую плату 480 человек, бесплатно - 172 человека. Из 159 обучающихся 10-11 классов горячее питание получают 99 человек (62 %), из них за родительскую плату питаются 84 человека, бесплатно - 15. Двухразовое питание получают 50 детей групп продленного дня.

По результатам комплексного валеоло-гического мониторинга состояния здоровья детей процент охвата обучающихся школы горячим питанием вырос с 85 до 94 %, количество детей с заболеваниями органов пищеварения за последние три года снизилось на 9 %.

Мы считаем, что правильно организованное питание обеспечивает сохранение здоровья школьников, стабилизирует уровень психологической комфортности детей и подростков, дает положительную динамику социальной активности, формирует здоровые интересы и привычки, культуру питания и правильное пищевое поведение. Хорошо организованная система питания в школе - гарант укрепления здоровьесберегающей среды.

На наш взгляд, формированию, развитию и сохранению здоровья школьников во многом способствует создание благоприятных условий и уровень организации медицинского обслуживания. Данное положение подтверждается на практике. Медицинский кабинет СОШ № 36 г. Тамбова оснащен автоматизированным программным продуктом «Здоровый ребенок» и имеет соответствующую лицензию.

Статистические данные обрабатываются при помощи информационной программы «Здоровый ребенок», которая позволяет отслеживать и накапливать сведения о патологиях обучающихся. Для оценки физического развития определяются соматотип (длина и масса тела) и гармоничность развития, а также силовой индекс (отношение показателя силы кисти к возрасту школьника). Использование информационной программы «Здоровый ребенок» позволяет отслеживать детей с недостатком или избытком веса. В связи с этим ведется расчет белков, жиров, углеводов, калорийность пищи при составлении меню.

С ноября 2003 г. в СОШ № 36 работает школьный оздоровительно-реабилитационный центр. Это подразделение школы, созданное с целью повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности на основе комплексного подхода к формированию здоровья учащихся, организует их медицинское обслуживание, проводит индивидуальную оздоровительную работу. Детская поликлиника им. В. Коваля совместно со школьным медицинским персоналом систематически проводит обследование детей. За основу диагностической работы медицинским персоналом школы взят трехэтапный скрининг: школьная медсестра - врач-педиатр - врач-специалист.

Реабилитационная и развивающая работа в «Школе здоровья» включает два этапа: формирование здоровья обучающихся немедикаментозными средствами и реабилитация детей без отрыва от учебного процесса наиболее часто встречающихся специфических «школьных» заболеваний. Все обучающиеся проходят ежегодный углубленный медицинский осмотр с целью выявления, в первую очередь, динамики развития и отклонений в состоянии здоровья. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний различного характера включает в себя профилактические прививки, дополнительную витаминизацию ослабленных и часто болеющих детей в периоды вспышек инфекционных заболеваний и возможности летнего оздоровительного лагеря при школе. Плановая санитарно-просветительская деятельность

«Школы здоровья» предусматривает выпуск ежемесячных санитарных бюллетеней; проведение лекций для обучающихся и родите-

лей о вреде курения, алкоголя, наркомании, необходимости соблюдения правил гигиены; уроков по основам медицинских знаний в 10-11 классах; бесед по классам о способах профилактики различных заболеваний (в т. ч. и по запросам классных руководителей).

Таким образом, деятельность реабилитационного центра направлена на оздоровление, в первую очередь, часто болеющих детей, имеющих нарушения в носоглотке, функциональные изменения осанки и стопы, органов зрения. Ежегодно порядка 98 % учащихся школы дважды проходят в нем оздоровительные процедуры. Мониторинг деятельности школьного оздоровительно-реабилитационного центра показал, что получают массаж более 50 % обучающихся, лечение в кабинетах ФК - около 70 %, ЛФК - 77 % и коррекции зрения - 12 %.

Реабилитация обучающихся составляет единое целое с комплексом мероприятий по первичной профилактике и строится с учетом индивидуальных особенностей личности школьника, своеобразия патологических и функциональных изменений. За последние три года количество случаев острых заболеваний снизилось на 43 % (табл. 2).

Мониторинг здоровья обучающихся -это целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства, система работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Система, как показали результаты обобщения эмпирического материала, представляет собой замкнутый цикл, включающий в себя мониторинг на входе (как правило, в начале года), систему мер по оздоровлению, профилактике и лечению и мониторинг на выходе (позволяющий оценить эффективность оздоровительной работы и выработать новые рекомендации).

Перед службой мониторинга, утвержденной администрацией школы, поставлены следующие задачи:

1) получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья обучающихся школы, с целью планирования оздоровительной деятельности;

Таблица 2

Динамика показателей по учащимся, получившим медицинскую помощь в школьном оздоровительно-реабилитационном центре по различным заболеваниям

Патология

Показатели Ортопедия Органы дыхания Органы зрения Органы пищеварения Нервная система

2009 г.

человек % человек % человек % человек % человек %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 1103 - 79 % 596 54 554 50 180 16,5 9 0,8 98 8,9

Получили массаж 354 - 32,5 % 219 37 21 4 48 27 66 67

ЛФК 583 - 535 % 6 1 535 96,5 20 11 22 22,5

Физиолечение 485 - 44 % 458 77 10 1,8 9 0,8 8 8

Коррекция зрения 121 67

2010 г.

Всего 1367 - 84 % 887 65 580 35 132 8 14 0,9 58 3,5

Получили массаж 409 - 30 % 297 18 37 2,3 23 1 52 3

ЛФК 779 - 57 % 749 46 24 1,5 6 0,3

Физиолечение 611 - 45 % 33 2 552 34 20 1,2 14 0,9 6 0,3

2011 г.

Всего 1278 - 69 % 742 | 40 611 | 33 230 | 12 ,8 0, 5 ,8 3, 0 7

Получили массаж 266 31 43 51

ЛФК 618 8

Физиолечение 19 586 48 4

Коррекция зрения 163

2) оценить эффективность лечебнопрофилактической работы;

3) выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей;

4) определить потребность в специфических мероприятиях и кадрах.

Оценка состояния здоровья школьников осуществляется посредством наблюдения, анализа медицинских карт, результатов медицинских осмотров, статистической медицинской отчетности, анализа распространения хронических заболеваний для выявления негативных внешних и внутренних факторов влияния на него. По результатам ежегодных медицинских осмотров, осмотра специалиста по скрининг диагностике зрения и ортопеда формируются группы для занятий лечебной гимнастикой, в т. ч. дыхательной и для глаз, принятия лечебного массажа.

Анализ диагностики позволяет выявлять проблемы, находить пути их решения: для администрации - комплектование классов; для учителя, классного руководителя - возможность индивидуального подхода в воспи-

тании и обучении, определении индивидуальной траектории развития ученика. По результатам мониторингов создается электронный паспорт здоровья.

Проводится ежегодная диспансеризация с обязательным анализом состояния здоровья детей и информированием педагогов школы, родителей и выработкой совместного плана деятельности школы и семьи по сохранению и улучшению состояния здоровья ученика. Например, оценка состояния здоровья первоклассников проводилась непосредственно перед поступлением в школу и в начале учебного года (табл. 3).

Количество детей, поступающих в первый класс и имеющих первую группу здоровья, остается стабильным. В целом по школе количество детей с третьей группой здоровья уменьшилось, что свидетельствует об эффективности проводимых в школе лечебнопрофилактических мероприятий. Заболеваемость обучающихся по результатам медицинского осмотра представлена в табл. 4.

Таблица 3

Распределение по группам здоровья первоклассников

Классы Учебный год Первая группа здоровья Вторая группа здоровья Третья группа здоровья

человек % человек % человек %

2009/2010 15 8,2 156 85,7 11 6,7

Первые классы 2010/2011 17 8,9 162 85,7 10 5,4

2011/2012 21 7,8 245 91 3 1,2

Таблица 4

Заболеваемость обучающихся по результатам медицинского осмотра

Учебный год

Профиль заболевания 2009/2010 2010/2011 2011/2012

человек % человек % человек %

Ожирение 32 2 27 1,6 26 1,4

Костно-мышечная система 578 36 545 33 552 30

Органы зрения 161 10 155 9 159 8,5

Органы пищеварения 187 11 174 10 186 9,9

Неврология 105 6 105 6 116 6,2

ЛОР 432 27 405 24 413 22,1

Кожные 7 0,4 6 0,3 8 0,3

Мочеполовая система 59 3,7 51 3,1 63 3,3

Бронхиальная астма 30 1,8 30 1,7 26 1,3

Сердечно-сосудистые 55 3,4 53 3,2 61 3,2

Дефицит массы тела 109 6,8 108 6,6 105 5,6

Первое место среди заболеваний у школьников занимает патология костномышечной системы, прежде всего нарушения осанки и плоскостопие, которые появились по данным обследования в дошкольном периоде, второе место - патология органов дыхания, прежде всего, ЛОР-болезни и третье место - болезни органов пищеварения. За последние три года процент заболеваний органов пищеварения к окончанию школы снизился, благодаря сбалансированному питанию в школьной столовой. На фоне снижения числа пропущенных по болезни дней в году, в среднем одним учеником школы, наблюдается снижение заболеваемости ОРВИ.

Физическое здоровье школьников стабилизируется и улучшается: уменьшилось количество часто болеющих детей и заболеваний на одного ребенка (табл. 5).

Мониторинг здоровья обучающихся, объема усвоенных знаний по формированию культуры здоровья, прочности приобретенных навыков здорового образа жизни выявляет:

- изменения в уровне усвоения знаний;

- качество образовательного процесса в вопросах формирования культуры здоровья;

- результативность применяемых здоровьесберегающих технологий;

- уровень образованности школьников в вопросах собственного здоровья, сохранения и увеличения имеющегося потенциала;

- сформированность навыков здорового образа жизни;

- уровень активности обучающихся в реализации приобретенных знаний в различных жизненных ситуациях.

Реализация диагностирующих программ способствует привлечению внимания школьников к проблеме своего здоровья, учету индивидуальных способностей и возможностей, что является неотъемлемой частью воспитания культуры здоровья. Результаты мониторинга позволяют оценить правильность выбранного пути, используемых программ и методов.

Положительные тенденции по основным показателям заболеваемости учащихся подтверждают необходимость работы школьного оздоровительно-реабилитационный центра и соответствующего его развития в образовательном учреждении.

За последние три года произошли изменения в общем состоянии здоровья школьни-

ков, о чем свидетельствует динамика распределения количества обучающихся по группам здоровья.

Удалось предотвратить переход функциональных нарушений в органическую патологию.

Таким образом, можно утверждать, что формирование целостного воспитательного пространства, ведущим направлением развития которого является «культура здоровья», дает реальные результаты, проявляющиеся в позитивном изменении здоровья школьников.

Психологический климат в школьном коллективе благоприятный, в основном преобладают доброжелательные, деловые отношения. Организация деятельности школы способствует нахождению оптимального баланса между учебной нагрузкой, системой организации занятий и физическими возможностями обучающихся. Учебно-воспитательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных интересов, склонностей и потребностей обучающихся, воспитывая у школьников интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, повышению их теоретической подготовленности; получает развитие дифференцированно-групповой и индивидуальный подход к дозированию физических нагрузок, что позволяет добиваться необходимого оздоровительного эффекта.

Основная ответственность за восполнение двигательной активности обучающихся в школе ложится на уроки физической культуры, где реализуется 27 % суточной потребности в физической нагрузке. В соответствии с учебным планом в каждом классе предусмотрено два часа уроков физической культуры, кроме профильного оборонно-спортивного класса, где планом определено три часа.

Начиная с начальных классов, учителя формируют физическую культуру личности обучающихся посредством освоения физ-

культурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Большое значение придается совместной деятельности физкультурников с учителями начальных классов по освоению на различных интегрированных уроках содержания учебного курса физической культуры. Так как освоение младшими школьниками учебного содержания программного материала требует реализации принципа межпредметных связей, то такой подход позволяет не только формировать у обучающихся целостность представлений об изучаемых явлениях, но и проявлять внимание к личности каждого школьника.

При работе с учащимися 10-11 классов главным является формирование физической культуры личности посредством освоения основ физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью. Особое значение приобретает организация на уроках физической культуры такой деятельности, которая нацеливала бы обучающихся на осознанное совершенствование своих физических навыков, коррекцию телосложения и двигательных действий, активное участие в разнообразных самостоятельных и самодеятельных формах физической культуры. Именно в старших классах практикуется проведение уроков с теоретико-методической и консультативной направленностью. В рамках этих занятий обучающимися разрабатываются индивидуальные комплексы упражнений различной направленности и осуществляется их непосредственное разучивание, также отслеживается индивидуальная динамика показателей физического развития и физической подготовленности. Все это позволяет старшим школьникам определять специфические особенности и возможности своего организма, более целесообразно организовывать самостоятельные занятия.

Таблица 5

Показатели физического здоровья школьников

Класс Кол-во детей Кол-во заболеваний на 1-го человека, % Не болевшие дети, % Часто болеющие дети, %

1-4 классы 922 1,4 41 4,8

5-9 классы 786 1,0 32,1 1,5

10-11 классы 159 0,8 27 1,1

Всего 1-11 классы 1867 1,1 40,8 2,3

Организуя физическое обучение и воспитание в школе, учителя физической культуры и ОБЖ творчески относятся к организации учебно-воспитательного процесса, преломляя свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями школьников и конкретными условиями обучения. Физическая активность учащихся организована в двух направлениях: уроки физической культуры и работа спортивных секций, объединений во внеурочное время («больших» и «малых» форм), которые введены в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. К примеру, гимнастика до уроков проводится в обе смены на протяжении 5-10 минут и имеет свое конкретное назначение -подготовить ученика к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. На малых переменах в начальной школе проводятся подвижные игры. В определенной системе на уроках учителями и учениками в старших классах организуются физкультминутки, где учитывается специфика конкретного предмета и возрастные особенности детей. В содержание физкультминуток включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке рационального дыхания. На уроках и переменах они вырабатывают у детей умение самостоятельно использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья и

профилактики заболеваний; формируют чувство ответственности за свое здоровье [4]. На рис. 1 и 2 даны сравнительные показатели динамики физических способностей детей.

Результаты проведенного тестирования показали положительную динамику роста физической подготовленности учащихся. Графическая диаграмма уровня физической подготовленности показывает тенденцию роста числа детей со средним уровнем подготовленности с 46 до 49 %, количество обучающихся с низким уровнем по сравнению с прошлым годом уменьшилось с 30 до 23 %.

Внеурочная деятельность детей строится с учетом реализации подпрограммы «Здоровье школьника». Работа классных детских коллективов тесно взаимосвязана со школьной системой дополнительного образования, которая включает в себя сеть различных объединений, в т. ч. кружков, студий и спортивных секций [5]. Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе. Все больше и больше детей приходят в школу уже с ослабленным здоровьем. Большая умственная нагрузка, загруженность детей школьной программой при двухчасовых занятиях в неделю физической культурой привело к тому, что детям не хватает движения, они устают. Гиподинамия ухудшает общее физическое состояние.

Рис. 1. Динамика физических способностей (сентябрь, 2011 г.)

Рис. 2. Динамика физических способностей (май, 2012 г.)

Число учеников школы, занимающихся в спортивных секциях, кружках, клубах различной тематической направленности ежегодно растет. Открыты секции легкой атлетики и баскетбола. Оснащенность материальной базы постоянно растет: в наличии два спортивных зала, тренажерный класс, реконструированный школьный стадион (футбольное поле с искусственным покрытием, площадка для волейбола, большого тенниса и баскетбола, игровые площадки). Сложный физкультурно-оздоровительный комплекс

сориентирован на создание здоровьесберегающей среды. Интерес детей и родителей к массовым спортивным школьным делам достаточно высок. Многие из них стали традиционными, такие как «Веселые старты», легкоатлетические эстафеты, осенние и весенние легкоатлетические кроссы, «Баскетбольное и звездное шоу», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Масленица» с народными играми, лыжные гонки, игры дворовых команд взрослых и детей по футболу и др. Популяризации здорового образа жизни способствуют спортивно-массовые мероприятия в каждой четверти в рамках ассоциации «Спортивные надежды».

Взаимодействие семьи и школы - традиционная форма сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Результативность обучения школьников зависит от того, насколько грамотно будет организована работа. В условиях интенсивной занятости родителей школа решает эту задачу, открыв свои двери и в выходные, и

в будние дни до позднего вечера. Палитра предоставляемых возможностей, кроме традиционных родительских собраний, включает:

- циклы просветительских программ по типу родительского лектория по вопросам детского здоровья;

- занятия по актуальным вопросам: «Как не заболеть гриппом?», «Как подготовить школьника к летнему отдыху?», «Как с пользой для здоровья загорать и купаться?», «Как готовиться к экзаменам?» и т. п.;

- консультации школьного врача, других специалистов по вопросам, связанным со здоровьем школьников;

- предоставление родителям возможности вместе с детьми заниматься в спортивном и тренажерном залах;

- участие родителей в подготовке и проведении школьных праздников.

Дополнительным ресурсом является использование профессиональных возможностей родителей, особенно таких профессий, как врач, психолог, тренер спортивной школы и т. д. Проводимая работа позволяет превратить школу в социокультурный центр микрорайона. Совместная деятельность школы и семьи помогает формировать у школьников мотивацию потребности в здоровом образе жизни.

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без сопутствующего тематического анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя. Включение каждого участника педагогической системы в процесс само-

оценки эффективности своего труда по принципу результативности - реальный шаг к гармонизации внутришкольных отношений.

Образовательное учреждение постоянно занимает призовые места в областных и городских соревнованиях «Кожаный мяч», «Веселые старты», плаванию и другим видам спорта.

Эффективность работы СОШ № 36 г. Тамбова по сохранению и укреплению здоровья обучающихся характеризуется показателями развития инновационной деятельности управленческих процессов учреждения. Постоянно идет поиск оптимальных форм, методов, средств здоровьесберегающей педагогики по сохранению и укреплению здоровья школьников, реализуемых в инновационных проектах. Комплексная и системная работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся позволяет удовлетворить социальный заказ всех участников образовательного процесса, сформировать культуру здоровья и заложить основы здорового образа жизни. Понимая здоровье как состояние физического, духовного и социального благополучия человека, все участники образовательного процесса определили свои действия, направленные на обеспечение условий и реализацию средств здоровьесберегающего сопровождения в учебно-воспитательном процессе.

Практическим результатом этих действий является превращение общеобразовательной школы в «Школу здоровья», где решение образовательных задач не вступает в противоречие с возможностями обучающихся, их физическим, психическим и нравственным потенциалом [6].

Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном учреждении, позволяют эффективно решать одну из самых актуальных задач современного образования - формирование здорового образа жизни обучающихся. Главное приобретение школы за последние годы - это стремление перестройки своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Мы считаем, что реализуя в жизнь идею здоровь-есбережения, учащиеся школы могут более успешно адаптироваться в социуме, научатся грамотно определять вектор своего профессионального и личностного развития.

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 класс. М., 2004.

3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.М. Безруких. М., 2002.

4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Прокудин Ю.П. Интеграция общего и дополнительного образования в условиях современной школы: сущность и опыт реализации // Интеграция формального и неформального образования / под науч. ред. В. А. Горского. М., 2011.

6. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб., 1998.

Поступила в редакцию 14.06.2012 г.

UDC 371

HEALTH-KEEPING PEDAGOGY IN PRACTICE OF COMMUNITY SCHOOLS

Yuri Petrovich PROKUDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: [email protected]

Aleksey Yuryevich PROKIDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Senior Lecturer of Management and Entrepreneurship Department, e-mail: [email protected]

Galina Viktorovna FILIPPOVA, Secondary School № 36, Tambov, Russian Federation, Director, e-mail: [email protected]

Elena Nikolayevna POLIKARPOVA, Secondary School № 36, Tambov, Russian Federation, Vice Director, e-mail: [email protected]

The article deals with an urgent problem for the modern stage of education development - the creation of health-environment in the school. Thoroughly and comprehensively the activities of general educational institutions for the implementation of various forms of health-pedagogy in working with students are analyzed. The analyzed empirical data quite clearly confirms the effectiveness of regional and trainee sites, schools, laboratories of innovation development to preserve and improve the health of the younger generation.

Key words: educational process; health-keeping environment; health saving pedagogy; program “Health of pupils”, “School meals”; monitoring; recreational and rehabilitation center; diagnostic tool.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.