ны. Наиболее интересные находки возможны в южных и юго-восточных районах области в пределах степной зоны. Исходя из ареалогических данных и материалов по фауне сопредельных регионов в дальнейшем можно ожидать обнаружение еще около 15-25 видов.
БЛАГОДАРНОСТИ. Автор выражает благодарность членам Пензенского отделения РЭО за предоставленные на обработку полевые материалы и дневниковые записи. За постоянную помощь и консультации автор выражает особую благодарность доц. кафедры зоологии и экологии ПГПУ Т.Г. Стойко и секретарю Пензенского отд. РЭО О.А. Полумордвинову за постоянную помощь и консультации.
список литературы
Благовещенская Н.Н. Каталог фауны жалящих перепончатокрылых (подотряд Aculeata) Ульяновской области // Серия "Природа Ульяновской области". Ульяновск, 1994. Вып. 5. С. 82-94. Буганин С.И., Исаев А.Ю., Харисов М.А. Результаты и перспективы изучения фауны ос надсемейства Chrysidoidea в Ульяновской области // Насекомые и паукообразные Ульяновской области. Ульяновск, 2000. Вып. 9. С. 145-150. Дмитриев Г.В. Материалы к энтомофауне Жигулевских гор // Rev. d'Ent. URSS. XXV. 1935. № 3-4. С. 254-264. Званцов А.Б. Фауна и распространение ос-блестянок Московской области // Насекомые Московской области. М., 1988. С. 80-97.
Килимник А.Н. Осы-блестянки рода Hedychrum La-treille, 1806 (Hymenoptera, Chrysididae) Восточной Европы // Энтомологическое обозрение. LXXI. 2. 1993. С. 388-399.
Керенский И.П. К познанию фауны перепончатокрылых России (Ч.2). Перепончатокрылые из Керенского и Чембарского уезда Пензенской губернии // Изв. Донского ун-та. 1918. Ростов-на-Дону, 1919. Т.1. С. 3-48.
Краснобаев Ю.П. и др. Фауна беспозвоночных жигулей. V. Отряд Hymenoptera (Insecta) // Самарская Лука, 1995. С. 127-128.
Никольская М.Н. Надсемейство Chrysidoidea // Определитель насекомых Европейской части СССР. Л.: Наука, 1978. T.III. Ч.1. С. 58-71.
Новодережкин Е.И. Список перепончатокрылых Жигулевского заповедника // Социально-экологические проблемы Самарской луки. Тез. докл. второй научн.-практ. конф. (1-3 октября 1990 г., Куйбышев). Куйбышев, 1990. С. 129-131.
Присный А.В. Экстразональные группировки в фауне наземных насекомых юга Среднерусской возвышенности. Белгород, 2003. БГУ. 296 стр.
Стойко Т.Г., Полумордвинов О.А. Обзор фауны ос-блестянок (Hymenoptera: Chrysididae) Пензенской области // Энтомологические и паразитологи-ческие исследования в Поволжье. Саратов: СГУ, 2004а. Вып. 3. С. 53-57.
Kimsey. L.S. & Bohart R.M. 1990. Oxford, New York, Toronto: Oxford University press, 1990. P. 652.
кафедра анатомии, Физиологии и гигиены человека
УДК 371.7
оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений
л.н. САВИНА, Н.Г. МОНАХОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека
Проведено обследование ряда сельских школ на предмет рейтинговой оценки деятельности учреждений образования по охране и укреплению здоровья учащихся. Используемая методика проведения мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений показала свою эффективность, простоту применения и возможность определения приоритетных направлений в организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Здравоохранение и образование находятся сегодня в центре внимания всей страны. Развитию и совершенствованию этих сфер жизни посвящены две из четырех национальных программ. В проекте федерального закона «Об образовании» предусмотрено обязательное проведение в школах монито-
ринга здоровья учащихся - медико-педагогического анализа физического и психического развития учащихся.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социальная адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде
всего, условиями обучения в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.
В последние годы увеличилось число гимназий, школ с углубленным изучением ряда предметов, и в обычных школах появилось много новых учебных курсов, увеличился объем информационной нагрузки, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса.
Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, значительной активности, что сказывается на состоянии здоровья, а также физическом и психическом развитии учащихся.
По данным официальной статистики за последние 10 лет отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста:
- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (32,1%);
- рост числа функциональных нарушений в 1,5 раза (51,7%), хронических заболеваний в 2 раза (16,2%);
- изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилось число болезней пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата, втрое - мочевыделительной системы);
- снижение зрения у 30% детей;
- рост неврологических патологий до 20% детей;
- увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (Кучма, 2006).
Серьезную обеспокоенность вызывает и физическое развитие учащихся.
Несомненно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием так называемых «школьных факторов». необходимо учитывать неблагоприятные социально-экономические условия жизни многих семей, отрицательное влияние некоторых экологических факторов, сниженный адаптивный ресурс большинства детей и ряд других факторов. Но все эти негативные явления, за исключением «школьных факторов», изменить в ближайшие годы невозможно.
Это и определяет важность и значимость снижения или полного исключения действия этих факторов. К школьным факторам, оказывающим влияние на здоровье относятся: педагогические (организация учебного процесса, учебная нагрузка, методики обучения, физическое воспитание); социо-психоло-гические (мотивация учащихся, взаимоотношения участников образовательного процесса); физиолого-гигиенические (режим дня, качество оборудования, двигательная активность и оздоровительные мероприятия).
Специалисты считают, что 20% - 30% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%.
В ходе многолетних исследований Институт возрастной физиологии РАО проранжировал по значимости и силе влияния школьные факторы риска:
- стрессовая педагогическая тактика;
- интенсификация учебного процесса;
-несоответствие методик и технологий обучения
возрастным и функциональным возможностям учащихся;
- нерациональная организация учебной деятельности;
- низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, что и определяет силу их негативного воздействия на развивающийся организм. Опасность влияния этих факторов усиливается и тем, что их действие проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет.
Влияние школьных факторов на физическое развитие и здоровье учащихся подтверждается целым рядом исследований, проводимых кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека ПГПУ им. В.Г. Белинского. Изучение состояния здоровья младших школьников г. Пензы выявило прогрессирующее ухудшение здоровья учащихся с 1 по 4 класс. За четыре года обучения в школе число здоровых детей (I группа здоровья) снизилось на 12% и в два раза увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями (III группа здоровья). За время обучения в школе в два раза увеличивается число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в три раза с заболеваниями органа зрения, растет число заболеваний пищеварительной и нервной систем. Изучение состояния здоровья детей, обучающихся в гимназиях, показало, что по сравнению с учащимися в обычных школах гимназисты имели худшие показатели здоровья. Ухудшение здоровья гимназистов в динамике школьного обучения происходит более быстрыми темпами. Это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, не подкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья.
Мониторинг весо-ростовых данных показал продолжающиеся процессы децелерации в большинстве возрастно-половых групп. Обследование учащихся сельских школ Пензенской области выявило нарушения физического развития в 18,9% случаев. Преобладала сниженная масса тела при нормальной длине - 12, 5%, низкая масса при низком росте - 3,5%, избыток массы - 2,9%. Среди детей, проживающих в сельской местности достоверно ниже удельный вес здоровых детей по сравнению с городскими. Отмечается рост аллергических заболеваний на селе, а также широкое распространение ЛОР-заболеваний и близорукости.
В комплексе перспективных мер, направленных на снижение влияния школьных факторов риска, со-
хранение и укрепления здоровья учащихся, можно выделить три направления:
1. Научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих психолого-физиологические основы здоровьесберегающей деятельности.
2. Прикладное, решающее комплекс практических здоровьесберегающих задач современной школы.
3. Организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психолого-физиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, которые предполагают проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки, улучшение питания, создание благоприятных условий обучения.
В настоящее время разработаны и апробируются перспективные модели здоровьесберегающих образовательных процессов в учреждениях различных типов и видов. Поэтому необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации образовательного процесса с участием опытных экспертов - специалистов в области педагогики, школьной гигиены, возрастной физиологии и психофизиологии.
В рамках модернизации структуры и содержания образования, проводимой по программе Министерства образования, осуществляется не только внедрение в общеобразовательные заведения здоро-вьесберегающих технологий, но и решаются задачи мониторинга, то есть динамического наблюдения за условиями обучения, уровнем учебной нагрузки, а также состоянием здоровья и развитием учащихся.
В последние годы в школах Пензы и Пензенской области создаются валеологические службы и центры здоровья, апробируются различные формы и технологии профилактики и укрепления здоровья и др. Но, как правило, школа выбирает только одно из направлений работы по созданию и укреплению здоровья (фиточай, музыкотерапия, тренажеры и т.п.), не затрагивая всю оздоравливающую инфраструктуру образовательного учреждения, весь комплекс задач. Поэтому эффективность такой работы низка и не приводит к существенному улучшению.
Системная работа по охране и укреплению здоровья должна начинаться с анализа ситуации, а затем определения приоритетов деятельности в рамках комплексной системной работы по здоровьесбе-режению учащихся.
Методология физиолого-гигиенического и психофизиологического мониторинга разработана Институтом возрастной физиологии РАО и строится на принципах комплексности, системности, целост-
ности, динамичности, репрезентативности, обратной связи. Мониторинг необходим для решения целого ряда прикладных задач:
- описание здоровьесберегающей деятельности школ на современном этапе;
- анализ реальной ситуации в области здоровья и факторов, которые позитивно и негативно влияют на учащихся;
- оценка эффективности использования различных схем и моделей здоровьесбережения в условиях школы (Безруких, Сонькин, 2004).
Методика комплексной оценки здоровьесбере-гающего образовательного процесса предполагает участие администратора, врача, классных руководителей, учителей, преподавателей физической культуры, а также родителей. Основной метод мониторинга - анкетирование, а также применяется тестирование, проводятся наблюдения и беседы. Методика включает тесты физического развития, анкеты для опроса, алгоритмы обработки и интерпретации результатов исследования.
Мониторинг обеспечивает широкий, комплексный и объективный анализ состояния здоровья, учебной нагрузки, двигательной активности, физического и моторного развития учащихся, условий обучения и здоровьесберегающей активности общеобразовательных учреждений.
В последние годы большое внимание в Пензенской области уделяется развитию сельских школ: укрепляется материальная база, создаются спортивно-оздоровительные комплексы и социокультурные центры, улучшается организация школьного питания, появляются компьютерные классы. Администрация и педагогические коллективы все чаще внедряют различные формы здоровьесберегающей деятельности.
С целью апробации методики мониторинга и сравнительной оценки эффективности здоровьес-берегающих компонентов образовательной среды и состояния здоровья учащихся нами проведено обследование трех школ Бековского района Пензенской области: МОУ СОШ с. Яковлевка, МОУ СОШ с. Сосновка, МОУ СОШ с. Пяша.
Рейтинговая оценка здоровьесберегающей деятельности позволяет оценить ее эффективность, проанализировать возможности, выявить и проанализировать недостатки. Исследование проводилось на основе трех анкет, позволяющих оценить оздоровительный потенциал, здоровьесберегающую деятельность образовательного учреждения и ее эффективность. Каждая анкета состоит из нескольких критериальных блоков. Сумма баллов по всем блокам анкеты является основанием для оценки эффективности деятельности учебного заведения по сохранению здоровья.
При оценке оздоровительного потенциала школы, самым весомым признаком является наличие развитой оздоровительной инфраструктуры, на вто-
ром месте - характеристика персонала школы, на третьем - активность оздоровительной и спортивно-массовой работы. Весьма важное место занимает педагогический коллектив школы, здание школы и его санитарно-техническое оснащение и школьная инфраструктура. Анкета №1 по оценке оздоровительного потенциала состоит из шести блоков и заполняется директором и другими ответственными специалистами.
В каждом из блоков содержится от 4 до14 утверждений, их которых выбираются те, которые соответствуют положению дел в образовательном учреждении. При этом каждому учреждению соответствует некоторое количество баллов, отражающих относительный вес рассматриваемых признаков. Вычисляется итоговая сумма баллов по всем блокам, которая является количественной оценкой оздоровительного потенциала школы. Ее сравнение со стандартными значениями, которые были получены в результате статистического анализа общероссийской выборки школ, позволяет отнести учебное заведение к одной из трех групп в зависимости от уровня ее оздоровительного потенциала. Ранжирование учебных заведений на группы: I - низкий оздоровительный потенциал (10 и менее баллов), II - средний оздоровительный потенциал (больше 10 и менее 13 баллов), III - высокий оздоровительный потенциал (13 и более баллов).
Анализ и оценка оздоровительного потенциала в нашем исследовании позволили определить, что средние образовательные школы в селах Яковлевка и Пяша имеют средний оздоровительный потенциал. Они имеют умеренно развитую оздоровительную инфраструктуру и физкультурно-оздоровительную работу; минимально достаточный персонал и уровень медицинского обслуживания, но недостаточную активность педагогического коллектива. В настоящее время такие школы наиболее типичны для России (53,6%).
Сосновская общеобразовательная средняя школа имеет более высокий суммарный балл и попадает в III группу с высоким оздоровительным потенциалом. Эта школа характеризуется хорошо развитой оздоровительной инфраструктурой; усиленным персоналом; достаточным уровнем организации медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы; квалифицированным педагогическим коллективом; активной организацией просветительской работы. Школы этой категории представляют собой наиболее динамично развивающуюся часть российских школ. В России насчитывается 22,4% школ, относящихся к III группе.
Наличие высокого оздоровительного потенциала за счет хорошего оборудования школы еще не означает, что данное учебное заведение успешно ведет системную работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся школьников. Так же как и невысокий оздоровительный потенциал может со-
четаться с высокой активностью педагогического коллектива и иметь хорошие результаты, несмотря на слабо развитую материальную базу.
Для дифференцированной оценки потенциальных возможностей и конкретных усилий педагогического коллектива использовалась анкета № 2, которая предназначена для количественной оценки здоровьесберегающей активности педагогического коллектива. Разнообразие форм и методов здоровь-есберегающей работы в школе можно учесть, анализируя деятельность каждого класса, поэтому анкета заполняется классными руководителями. На основе анкет, заполненных классными руководителями, мы составили сводные таблицы и рассчитали средний балл по школе. Анкета состоит из трех критериальных блоков.
1. «Учебная нагрузка учащихся класса» характеризует соответствие учебной нагрузки нормативным требованиям. Она не должна превышать физиологически обоснованный для каждого возраста гигиенический норматив, обеспечивающий сохранение здоровья.
2. «Двигательная и спортивно-оздоровительная активность учащихся» характеризует двигательную активность школьников, количество уроков физической культуры, наличие школьных спортивных секций и занимающееся в них количество учащихся, организацию физкультурной работы со спецмед-группами.
3. «Оздоровительно-профилактические мероприятия в классе» оценивает участие школьников в спортивных соревнованиях, праздниках, а также различные формы профилактической работы с учащимися и родителям по проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Анализ и оценка здоровьесберегающей деятельности Яковлевской, Сосновской и Пяшинской средних школ позволил отнести их к категории школ, имеющих средний уровень ЗСД. Обращает на себя внимание то, что во всех школах строго соблюдаются нормы учебной нагрузки, большое внимание уделяется рациональной организации двигательного режима, ежедневно используются малые формы двигательной активности (гимнастика до занятий, динамические перемены). К сожалению, ни в одной из школ не организована работа с ослабленными детьми, составляющими специальную медицинскую группу. Эти дети лишены столь необходимой им умеренной и дозированной двигательной активности, что отнюдь не способствует укреплению здоровья этого контингента обучающихся, более других нуждающихся в оздоровлении.
В исследуемых сельских школах уделяется определенное внимание оздоровительно-профилактической работе. Во всех школах имеются социокультурные центры, стадионы, спортивные залы, лыжные базы, зимние катки, которые используются для проведения спортивно-оздоровительных ме-
роприятий с привлечением родителей. Пропаганда здорового образа жизни осуществляется на уроках здоровья, днях здоровья, во время бесед о здоровом образе жизни, профилактике вредных привычек.
Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе анкеты №3. Анкета предусматривает анализ усредненных индивидуальных характеристик каждого ученика. Наиболее важными характеристиками являются ражим дня, который характеризует соответствие возрастным гигиеническим нормативам продолжительность ночного сна, приготовления домашних заданий и прогулки; заболеваемость учащихся класса в течение года; двигательная подготовленность учащихся класса.
Во всех школах продолжительность основных режимных моментов близка к норме. Школьники достаточное время проводят на свежем воздухе. Коэффициент острой заболеваемости и процент учащихся, не болевших в течение года в яковлевской и Сосновской школах одинаков. В Пяшинской школе наблюдается высокий уровень заболеваемости. Это объясняется тем, что село Пяша многонациональное, много беженцев, семьи многодетные, материально не обеспечены, нет соответствующего контроля со стороны родителей. Уровень физического и моторного развития выше (12 баллов) у учащихся Сосновской школы, поскольку в этой школе эффективно используется оздоровительный потенциал.
Обследование школ Бековского района по трем анкетам выявило, что по всем показателям яков-левская школа имеет среднюю рейтинговую оценку, Сосновская школа имеет высокий рейтинг по оздоровительному потенциалу и эффективности здоро-вьесберегающей деятельности, а по здоровьесберега-ющей деятельности - средний; в Пяшинской школе отмечается низкий рейтинг по эффективности здо-ровьесберегающей деятельности, а по остальным критериям средний.
Сумма баллов по трем анкетам показала, что наиболее высокие показатели здоровьесберегающей деятельности имеет Сосновская средняя общеобразовательная школа (79,5), на втором месте - Яков-левская средняя общеобразовательная школа (66,2), на третьем - Пяшинская средняя общеобразовательная школа (59,2).
Результаты проведенного обследования школ были подвергнуты экспертной оценке, на основе которой сделан ряд выводов.
Наилучшая работа по здоровьесберегающей деятельности ведется в Сосновской средней общеобразовательной школе. Условия обучения в ней школьников соответствует высокому уровню. Вместе с тем при наличии высокого здоровьесберегаю-щего потенциала школы усиление реальной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, позволит вывести систему здоровь-есбережения образовательного учреждения на еще более высокий уровень, соответствующий перспективной модели школы ближайшего будущего.
В Яковлевской средней общеобразовательной школе условия обучения соответствуют среднему уровню, типичному для большинства школ. Коллективу школы следует направить основные усилия на совершенствование системной организации работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Низкий уровень эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья в Пяшин-ской средней общеобразовательной школе не соответствует средним оценкам оснащения школы и организации работы коллектива школы. Возможно, имеющийся потенциал не используется в полной мере, а направления здоровьесберегающей деятельности коллектива требуют коррекции. Следует больше внимания уделять реальной разгрузке учащихся и организации их оздоровительной двигательной активности.
Главная идея рейтинговой оценки деятельности учреждений образования по охране и укреплению здоровья в том, чтобы каждый работник коллектива любой школы обратил внимание на успехи и недостатки в своей работе, позаимствовал позитивный опыт коллег, сумел на основе полученных данных определить «узкие места» в здоровьесберегающей деятельности, наметил конкретные пути ее совершенствования.
Важную информацию может дать сопоставление потенциала здоровьесбережения и здоровьесберега-ющей активности педагогического процесса. Высокий потенциал при низкой активности педагогического коллектива вряд ли можно считать эффективным. Напротив, даже невысокий потенциал может быть скомпенсирован активной и целенаправленной работой коллектива единомышленников.
В целях сохранения, укрепления, формирования здоровья и приобщения учащихся к здоровому образу жизни необходимо создать валеологическую службу, которая обеспечит контроль за соблюдением гигиенических норм обучении; усилить обеспеченность школ медицинскими работниками, психологами, логопедами, руководителями спортивных секций; повысить образовательный уровень педагогов по здоровьесберегающей деятельности, профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни; развивать в школах оздоровительно-профилактическую работу, внедрять образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья, привлекать родителей к участию в спортивных соревнованиях, занятиям по профилактике вредных привычек, проводить лекции, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья.
список ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М.М., Сонькин В.Д. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 380 с. Кучма В.Н. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения? // Здоровье детей. 2006. № 1. С 4-9.