Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование в деятельности общественно активной школы как фактор ее инновационного развития'

Педагогическое проектирование в деятельности общественно активной школы как фактор ее инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНО-ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕСТВЕННО АКТИВНАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PEDAGOGICAL PROJECTING / PROJECT-PROGRAM APPROACH / SOCIO-ACTIVE SCHOOL / INNOVATION DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / METHOD OF PROJECTS / REALIZATION PROGRAMS / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Филиппова Галина Викторовна, Никулина Наталья Анатольевна

Раскрываются теоретические аспекты педагогического проектирования во взаимосвязи с практикой разработки и реализации проекта «Новая школа – новые возможности». Анализируются возможности общеобразовательного учреждения как основного ресурсного центра местного сообщества, влияющего на социализацию подрастающей личности. В широко представленном эмпирическом материале даны конкретные программы осуществления социального проекта и его значимости в инновационном развитии общественно активной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Филиппова Галина Викторовна, Никулина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROJECTING IN WORK OF SOCIO-ACTIVE SCHOOL AS FACTOR OF ITS INNOVATION DEVELOPMENT

The theoretical aspects of pedagogical projecting in interrelation with practice of development and realization of project “New school – new opportunities” are revealed. The opportunities of general educational institution as main resource center of local community influencing on socialization of growing personality is analyzed. In presented empiric material the concrete programs of developing of social project and its importance in innovation development of socio-active school are given.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование в деятельности общественно активной школы как фактор ее инновационного развития»

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО АКТИВНОЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ЕЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

© Юрий Петрович ПРОКУДИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: [email protected] © Галина Викторовна ФИЛИППОВА СОШ № 36, г. Тамбов, Российская Федерация, директор, e-mail: [email protected] © Наталья Анатольевна НИКУЛИНА СОШ № 36, г. Тамбов, Российская Федерация, зам. директора по учебно-воспитательной работе, e-mail: [email protected]

Раскрываются теоретические аспекты педагогического проектирования во взаимосвязи с практикой разработки и реализации проекта «Новая школа - новые возможности». Анализируются возможности общеобразовательного учреждения как основного ресурсного центра местного сообщества, влияющего на социализацию подрастающей личности. В широко представленном эмпирическом материале даны конкретные программы осуществления социального проекта и его значимости в инновационном развитии общественно активной школы.

Ключевые слова: педагогическое проектирование; проектно-программный подход; общественно активная школа; инновационное развитие; педагогическая технология; метод проектов; программы реализации; социальное партнерство.

На современном этапе развития российского общества образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Образовательное пространство сегодня характеризуется значительным ростом инноваций и инновационных подходов в работе общеобразовательных учреждений. Развитие инновационных процессов обусловлено рядом причин: демократические преобразования, дающие учебным заведениям возможность для проведения педагогических экспериментов; повышение интереса к проблеме рефлексии; концентрированность внимания к анализу и развитию собственной деятельности. На инновационные преобразования школьной жизни ориентирован и новый федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», в котором определены содержание и основные направления образовательной политики.

Достижение целей развития современного образования будет более результативным при условии качественных его изменений, включая образовательную среду и формирование потребности обучения в течение всей жизни. Непрерывность образования обеспечивает возможность человека постоянно развиваться и образовываться вне зависимости от возраста, состояния здоровья и других характеристик, способствует гармонизации общественных отношений через справедливое перераспределение знаний как основного его капитала.

Федеральная целевая программа развития образования «Наша новая школа» предусматривает реализацию планов долгосрочного развития системы образования, направленного на опережающее обучение и воспитание школьников, повышение потенциала образования в консолидации общества, сохранение единого социокультурного пространства, более полное обеспечение образовательных потребностей личности.

Как показала практика, исключительную значимость в инновационном развитии общеобразовательного учреждения на современном этапе развития нашего общест-

ва играет проектно-программный подход. Педагогическое проектирование - явление многоаспектное. Сущность этого понятия в научно-педагогической литературе рассматривается как методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия; как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта, а проектная деятельность - есть смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога.

На наш взгляд, проект выступает как педагогическая технология, которая предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждение ее смысла в дискуссионных формах, обмен мнениями и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижение консенсуса в предполагаемых результатах и оценку ресурсных возможностей при его осуществлении. Проектно-программный подход на основе прогноза позволяет создавать такие технологии, которые выступают:

- как значимый фактор при построении реального педагогического действия, направленного на достижение поставленной цели, способствующей развитию всех участников педагогического процесса;

- как функция педагога, не менее значимая, чем организаторская или коммуникативная, направленная на создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирования ее результата;

- как компонент профессиональной деятельности педагога, который связан с постановкой ее целей и предполагает совместное с учащимися определение путей их достижения.

Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и учителей это и есть педагогическое проектирование. Различают два типа проектирования:

а) психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала: обучения - как освоения способов деятельности; формирования - как освоения совершенной формы действия, воспитания - как взросления и социализации;

б) социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. Оно предполагает изучение и учет содержания социального заказа, особенностей социальной среды, уклада жизни, национальных и других социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных учреждений (В.И. Слободчиков).

Метод проектов также определяется как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Под методом проектов нами понимается как совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель этого метода состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в рамках проектно-программного подхода отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта [1].

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в проектной деятельности. К таким качествам можно отнести:

- умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;

- изменение роли учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;

- выработку у учащихся своего собственного аналитического взгляда на информацию, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;

На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, понимание ошибок - все это создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, позволяет сформировать адекватную оценку и самооценку.

Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педсистема - это особое образование, имеющее специфические признаки:

- она всегда имеет цель - развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

- ведущим звеном всегда является учащийся (воспитанник);

- строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

Педагогический процесс - динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством - взаимодействие учителя и ученика. Педагогический процесс - главный для учителя объект проектирования.

Педагогическая ситуация - это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Другой подход к пониманию сущности педагогической ситуации трактует ее как особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, ориентирующую на новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации (В.В. Сериков).

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Сегодня наиболее признанными формами педагогического проектирования, наряду с концепцией, моделью и планом, являются собственно проекты и программы. Именно проектно-программный подход, на наш взгляд, является важным фактором инновационного развития общественно активной школы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (далее - СОШ) № 36

г. Тамбова является одним из ведущих инновационных учебных заведений города и области, включившимся в региональную программу «Общественно активная школа». В 2010 г. Управлением образования и науки Тамбовской области СОШ № 36 г. Тамбова, наряду с Новолядинской СОШ Тамбовского и Хобото-Богоявленской СОШ Первомайского районов, была определена как областная опытно-экспериментальная площадка «Общественно активная школа: новое поколение». Главная цель создания этих площадок состояла в том, чтобы приблизить учебный процесс «Школа-сообщество» к миру окружения ребенка.

В настоящее время школа должна предоставлять не только образовательные услуги, но и развивать социальное партнерство, приобщать к своей деятельности и решению возникающих трудностей участников образовательного процесса и жителей близлежащих микрорайонов. Активность горожан микрорайонов СОШ № 36 Северный и Московский достаточно высокая, что положительно влияет на эффективность деятельности Советов территорий. Работая по модели общественно активной школы и являясь центром развития социума по принципу «Микрорайонообразующая школа» на сегодняшнем этапе учебное заведение играет лидирующую роль в решении социальных задач сообщества, в т. ч. по снижению социальной напряженности среди населения.

Наиболее актуальными и приоритетными направлениями в деятельности общеобразовательного учреждения являются реализация здоровьесберегающих технологий, досуговой сферы и социального партнерства, в плане работы которых открыты и функционируют структурные подразделения: ШОРЦ (школьный оздоровительно-реабилитационный центр), Центр дополнительного образования детей, социальная гостиная для детей с дивиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и оздоровительно-спортивный клуб [2].

В рамках участия в движении «Общественно активная школа» для обучающихся и их родителей, жителей микрорайонов было подготовлено большое количество мероприятий, среди которых концерты, посвященные Дню матери, «Весенняя капель», «День Победы» и др.

Воспитательно-образовательной направленностью отличались празднично-развлекательные программы «Новогодний калейдоскоп», «Их имена в названиях улиц», «Мор-дасовские частушки», фольклорные праздники «Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасхальный благовест», различные спортивные соревнования, областной турнир бальных танцев и т. д.

На базе СОШ № 36 проведено пять организационно-методических семинаров по теме «Менеджер школьного питания» для представителей центрального федерального округа.

В 2011 г., участвуя в областном конкурсе по поддержке областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений «Народный проект», общественно активная школа стала победителем разработанного социального проекта «Новая школа -новые возможности». Полученный грант был направлен на создание зон активного отдыха для детей и жителей микрорайонов. Особое внимание было уделено футбольному полю, легкоатлетической сфере (беговая дорожка, яма для прыжков, сектор метания, гимнастическая зона, оборудованная спортивными снарядами), включая полосу препятствия, баскетбольную и волейбольную площадки, детские игровой комплекс и автогородок, места проведения праздников и представлений, организации пассивного отдыха и ландшафтного дизайна. На сегодняшний день многое из запланированного по проекту удалось реализовать.

В процессе целенаправленной организации соответствующих направлений деятельности удалось получить следующие результаты:

- увеличить количество участников из числа населения, охваченного организованными формами досуга;

- создать здоровьесберегающую среду, направленную на повышение мотивации и удовлетворение потребностей ведения здорового образа жизни;

- разработать систему оказания родителям профессиональных услуг по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

- способствовать повышению статуса школы в сообществе;

- усилить конкурентоспособность школы в образовательной среде города и области.

Результаты анализа эмпирического материала свидетельствуют, что работа СОШ № 36 г. Тамбова в рамках общественно активной школы, в т. ч. реализации проекта «Новая школа - новые возможности» удовлетворяют актуальную потребность всех участников образовательного процесса, жителей микрорайонов в проведении совместных мероприятий культурной, спортивно-оздоровительной, гражданско-патриотической, духовно-нравственной направленности. Проект успешен, т. к. его социальными предпосылками является необходимость продолжения формирования на базе школы единого центра для творчества, спорта, отдыха, отвечающего интересам всех поколений, призванного обеспечить возможности для организации семейного досуга и образования, укрепления межличностных связей, формирования здорового общества.

В разработке проекта СОШ № 36 г. Тамбова «Новая школа - новые возможности» учитывались основные принципы педагогического проектирования.

Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека является главным и предполагает:

- подчинение проектируемых педагогических систем, процессов, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников;

- не навязывание учащимся выполнения своих проектов, конструктов, умение отступить, заменить их другими;

- отказ от жесткого и детального проектирования, возможность для импровизации;

- необходимо ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, чувства, возникающие в содержании создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

Принцип саморазвития проектируемых педагогических систем, процессов, ситуаций означает их достаточную динамичность, гибкость, способность по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Стратегической целью проекта «Новая школа - новые возможности» является создание механизма устойчивого развития школы, обеспечивающего соответствие образовательного учреждения современным требованиям, социально-экономическим тенденциям, запросам личности, гражданского

общества и государства, а также организация социальной среды, в которой общеобразовательное учреждение становится основным ресурсным центром местного сообщества, влияющего на социализацию подрастающей личности. В процессе осуществления проекта решаются следующие задачи:

1) расширение сферы деятельности участников образовательного процесса, общественности, населения микрорайонов в государственно-общественном управлении школой и включение в процессы принятия решений, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие;

2) дальнейшее совершенствование в условиях муниципального учреждения системы интеграции основного и дополнительного образования;

3) расширение спектра услуг для всех участников образовательного процесса и местного населения в целом;

4) создание условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечение безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса и населения микрорайонов за счет деятельности оздоровительно-спортивного клуба на базе школы;

5) создание условий для формирования духовно-нравственного, эстетического воспитания всех участников образовательного процесса и населения микрорайонов за счет деятельности Центра поддержки творческой молодежи;

6) создание условий для социальной адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, путем создания пространства, которое позволяет удерживать их в школе и получать своевременную психологопедагогическую и социальную помощь, сокращая время пребывания ребенка без надзора взрослых;

7) создание условий для организации деятельности в микрорайонах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, формированию у детей дошкольного и школьного возрастов навыков безопасного поведения на дороге;

8) повышение статуса школы в социуме.

Проект «Новая школа - новые возможности» охватывает все возрастные категории учащихся и населения микрорайонов школы. Реализация проекта осуществляется через следующие разработанные программы:

«Школа - социокультурный центр», «Школа - территория здоровья», «Центр поддержки творческой молодежи», «Школа социального успеха», «Социальная гостиная «Надежда», «Важный перекресток», «Школа полного дня», «Школа детского творчества», «Дошкольник».

В настоящее время в целях улучшения деятельности общественно активной школы, проводимой СОШ № 36 г. Тамбова, требуется серьезное усовершенствование ее материально-технической базы. В связи с этим в проекте предусмотрена программа «Школа -территория здоровья», т. к. здоровье детей -особая забота. Данная программа является победителем областного конкурса 2011 г. Опыт работы по ней обобщен на областном уровне. За прошедший учебный год на базе школы было проведено четыре межрегиональных семинара по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся [3].

Реализация программы предполагает:

- развитие деятельности оздоровительно-спортивного клуба;

- реконструкцию спортзала согласно нормам САНПИН и требованиям ФГОС;

- оснащение спортзала спортивным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями и уровнем физической подготовленности обучающихся;

- создание лыжной базы.

Программа «Центр поддержки творческой молодежи» направлена на дальнейшее развитие школьного Центра дополнительного образования детей. Наибольшим спросом у детей и их родителей пользуется художественно-эстетическая направленность его деятельности. Творческие коллективы принимают активное участие в конкурсах вокального исполнительского мастерства, хореографии, являются призерами и победителями различных уровней. Большое значение уделяется работе с одаренными детьми. Активными участниками концертных программ в школе, микрорайонах, массовых мероприятиях города являются коллективы вокальной и хореографической студий. Отрадно отметить, что хореографическая школьная студия обеспечила во внеурочное время цикл занятий с младшими школьниками в рамках внедрения ФГОС по начальному образованию.

Развитие данной программы предполагает:

- реконструкцию и оснащение хореографического зала в соответствии с современными требованиями, а также нормам САНПИН и требованиями ФГОС;

- реконструкцию и оснащение музыкальной студии современным оборудованием.

Планируемые результаты:

- развитие у детей двигательных навыков;

- привитие детям дошкольного и школьного возрастов основ нравственной культуры, этикета и грамотной манеры поведения в обществе;

- обеспечение самоопределения и самореализации ребенка, оптимального развития его личности в соответствии со склонностями и способностями;

- повышение качества содержания дополнительного образования детей дошкольного и школьного возрастов по всем видам деятельности, его организационных форм, методов и технологий;

- расширение видов творческой деятельности с целью привлечения к ней обучающихся среднего и старшего школьного возраста;

- развитие социального партнерства с учреждениями дополнительного образования и культуры;

- сохранение и укрепление здоровья школьников.

Программа «Школа социального успеха» направлена на активизацию детского движения как сложной социально-педагогической реальности, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей согласно их интересам, запросам и желаний, инициативы, как своеобразном отклике на события окружающей действительности. Особенность детской организации - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения, самоутверждения и социального развития. Участники школы -лидеры школьной детской общественной организации «Юность», школьного самоуправления, школьных СМИ и педагоги-координаторы. Одно из условий воспитательной значимости детского движения - педагогически организованная, социально и личностно направленная деятельность детского объединения [4].

Развитие программы предполагает реконструкцию и оснащение современным

оборудованием комнаты детских организаций и создание благоприятных условий для работы детской организации, ее Школы актива.

Планируемые результаты:

- повышение роли детской общественной организации в школе, ее авторитета в глазах детей, педагогов, родителей, общественности в целом;

- улучшение показателей результативности воспитательной системы школы в целом.

В школе работает социальная гостиная, в плане которой разработана и реализуется программа «Социальная гостиная «Надежда». Эта программа является победителем в региональном конкурсе социальных гостиных.

Социальная гостиная создана с целью оказания помощи в социальной адаптации детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, посредством создания безопасного реабилитационного пространства, социально-психологической и педагогической поддержки процесса их развития, содействия в творческой и личностной самореализации.

Реализация программы предполагает реконструкцию и оснащение современным оборудованием социальной гостиной и создание благоприятных условий для ее деятельности.

Планируемые результаты:

- создание безопасного пространства дневного пребывания для ребенка;

- повышение мотивации к учебе у детей (снижение педагогической запущенности, повышение самооценки, уверенности в своих силах; уменьшение пропусков уроков);

- снятие в семьях риска направления детей в интернатские учреждения за счет восстановления детско-родительских отношений и решения проблем ребенка.

В последнее время достаточную актуальность приобрела проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Увеличение количества ДТП с участием детей дошкольного и школьного возрастов стало главной причиной создания программы «Важный перекресток». Программа направлена на своевременное обучение детей дошкольного и школьного возрастов умению ориентироваться в дорожной ситуации, позволяет воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице и соблюдать правила дорожного движения. По результа-

там реализации программы планируется оборудовать специализированные площадки для изучения правил дорожного движения с детьми дошкольного и школьного возрастов, создать и укомплектовать тренировочные площадки и автогородок.

В процессе реализации программы осуществляются профилактические мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей, обеспечению безопасности их жизни, на которые приглашаются родители и сотрудники ГИБДД УВД по Тамбовской области, проводятся практические занятия по правилам дорожного движения с детьми дошкольного и школьного возрастов, обучающихся в школе и проживающих в микрорайонах Северный и Московский; закрепляются навыки поведения детей и родителей на проезжей части дороги и другие формы.

В школе созданы все условия для реализации программы «Школа полного дня». Для проведения учебных занятий предназначены учебные кабинеты, для занятий во второй половине дня - комнаты отдыха. Все кабинеты оснащены новейшим оборудованием, интерактивными досками, современной мебелью. Дети находятся в школе в течение всего светового периода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Созданию условий для успешной адаптации и социализации личности ребенка через широкий спектр дополнительных образовательных услуг способствует программа «Школа детского творчества». Реализация программы осуществляется через работу музыкальной, художественной, вокально-хоровой, хореографических студий, кружков декоративно-прикладного искусства и оригами.

В школе созданы все условия для качественной организации и осуществления дополнительного образования: оборудованы

современные помещения для организации студийных занятий, проведения различных экспозиций и выставок. Имеющиеся условия позволяют вовлекать обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, осознавать свои возможности, получают навыки самореализации.

Одной из принципиальных позиций развития системы образования является обеспечение готовности всех детей к обучению в

первом классе [5]. В комплексе мер, направленных на создание новых вариативных форм дошкольного образования, школа реализует программу «Дошкольник», предоставляя услуги предшкольной подготовки, в рамках школы будущего первоклассника «Букваренок». Созданы условия для развития детей

6-7 лет в системе дополнительного образования, осуществляется психологическая и логопедическая поддержка, консультативная помощь родителям будущих первоклассников.

Успешной реализации обозначенных программ социального проекта «Новая школа - новые возможности» в социуме общественно активной школы способствует совместная деятельность СОШ № 36 г. Тамбова ссоциальными партнерами: с администрацией г. Тамбова; Комитетами образования, по делам молодежи, культуры администрации г. Тамбова; Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина; Тамбовским государственным техническим университетом; юридической фирмой «Гарант»; Домом творчества «Радуга»; колледжем искусств; Советами территорий микрорайонов школы; родительской общественностью.

Активное участие школьников в многообразном спектре деятельности СОШ № 36 г. Тамбова позволяет получать не только необходимый академический уровень образования, но и формировать навыки гражданской и творческой активности, креативности и толерантности в межличностном общении. Исключительную значимость приобретает позитивное отношение местного сообщества к деятельности общеобразовательного учреждения и расширению предоставляемых им услуг.

1. Прокудин Ю.П., Курбатова И.В., Ферман А.А. Реализация социально значимых проектов общественно активной школы в системе «школа - вуз» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 173-178.

2. Прокудин Ю.П., Филиппова Г.В., Никулина НА. Программы реализации социального проекта «Новая школа - новые возможности. Пути развития» // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 4 Всероссийской научно-практической Шетй-конференции. 5-11 ноября 2012 г. Тамбов, 2012. С. 212-220.

3. Прокудин Ю.П., Прокудин А.Ю., Филиппова Г.В., Поликарпова Е.Н. Здоровьесберегающая педагогика в практике работы общественно активной школы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 9 (113). С. 207-220.

4. Прокудин Ю.П., Старкова Г.В. Лидер детского сообщества: система подготовки и ста-

новления в деятельности детских общественных организаций. Тамбов, 2012.

5. Луков В.А. Социальное проектирование. М., 2000.

Поступила в редакцию 6.i2.20i2 г.

UDC 371

PEDAGOGICAL PROJECTING IN WORK OF SOCIO-ACTIVE SCHOOL AS FACTOR OF ITS INNOVATION DEVELOPMENT

Yuri Petrovich PROKUDIN, Tambov State University named after G.D. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: [email protected]

Galina Viktorovna FILIPPOVA, Secondary School № 36, Tambov, Russian Federation, Director, e-mail: [email protected]

Natalia Anatolyevna NIKULINA, Secondary School № 36, Tambov, Russian Federation, Vice Director for Educational Work, e-mail: [email protected]

The theoretical aspects of pedagogical projecting in interrelation with practice of development and realization of project “New school - new opportunities” are revealed. The opportunities of general educational institution as main resource center of local community influencing on socialization of growing personality is analyzed. In presented empiric material the concrete programs of developing of social project and its importance in innovation development of socio-active school are given.

Key words: pedagogical projecting; project-program approach; socio-active school; innovation development; pedagogical technology; method of projects; realization programs; social partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.