Научная статья на тему 'Школьный учебный театр в формировании социальной активности подрастающей личности'

Школьный учебный театр в формировании социальной активности подрастающей личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ / ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / SCHOOL EDUCATIONAL THEATER / THEATER CLASSES / SOCIALLY ACTIVE PERSONALITY / NON-TRADITIONAL LESSONS / ARTISTIC COOPERATION / ARTISTIC ACHIEVEMENTS / PERSONAL GROWTH / WORK WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Литовченко Любовь Викторовна, Акулинина Виктория Сергеевна

Статья посвящена работе школьного учебного театра «ШУТ», его значимости в формировании социально активной личности. Рассматриваются основные направления деятельности школы по художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Раскрыта методика организации сотворчества педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATIONAL THEATER IN FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF GROWING PERSONALITY

The article is devoted to the work of school educational theater SHUT, it importance in formation of socially active personality. The main directions of school activity on art and esthetic education of growing generation are considered. The methodics of organization of co-work of pedagogues and students in educational process is revealed.

Текст научной работы на тему «Школьный учебный театр в формировании социальной активности подрастающей личности»

УДК 371.895

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ТЕАТР В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ

© Юрий Петрович ПРОКУДИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: ргоки&п68@тай.га © Любовь Викторовна ЛИТОВЧЕНКО МБОУ СОШ № 2, г. Тамбов, Российская Федерация, директор, почетный работник общего образования, e-mail: [email protected] © Виктория Сергеевна АКУЛИНИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий; МБОУ СОШ № 2, г. Тамбов, Российская Федерация, зам. директора, e-mail: [email protected]

Статья посвящена работе школьного учебного театра «ШУТ», его значимости в формировании социально активной личности. Рассматриваются основные направления деятельности школы по художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Раскрыта методика организации сотворчества педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: школьный учебный театр; театральные классы; социально активная личность; нетрадиционные уроки; творческое сотрудничество; творческие достижения; личностный рост; работа с родителями.

Федеральный государственный образовательный стандарт является одним из ключевых элементов модернизации российской школы, базовые параметры которой были определены в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации и на заседании Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию, а также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Стандарт учитывает объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и реализовывать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

В связи с этим отличительной особенностью нового образовательного стандарта яв-

ляется его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования; от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей; подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода. В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Развитие системы поддержки талантливых детей - одно из основных направлений развития общего образования в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Становление творческой и социально активной личности занимает особое место в процессе участия общеобразовательного учреждения в движении «Общественно активная школа: новое поколение», целью которого является сближение учебно-воспитательного процесса «Школа-сообщество» к миру окружения ребенка.

В числе основных задач современной школы находится раскрытие способностей

каждого учащегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичной, конкурентной среде. Школьное обучение сегодня ориентировано на выпускников, умеющих самостоятельно ставить и достигать определенные цели, оперативно реагировать на разные жизненные ситуации, творчески самореализовываться [1-4].

Творческая самореализация личности школьника как самостоятельное направление педагогических исследований возникло в науке сравнительно недавно. Вместе с тем проблема самоактуализации, духовного становления и самостоятельного максимального воплощения эмоционально-интеллектуальных направленностей школьников уходит вглубь веков истории образования и педагогической мысли.

Становление и жизненный путь выдающихся персоналий всех эпох (Э. Фромм, Ж.-Ж. Руссо, К. Роджерс, К.Д. Ушинский,

З.И. Равкин и др.) - достойный пример социальной и духовной самореализации, пример творческого решения всех жизненных проблем и ситуаций.

Самореализация школьника представляет собой осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия его способностей и возможностей в деятельности и межличностных отношениях. Самореализация, как процесс, предполагает гуманизацию педагогического образования, идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятию, разнообразное восприятие субъектом чувственно-заданных ситуаций, творческий характер активности, игровой подход, реализацию модели школы полного дня.

Развитие современного общества не могло не отразиться на изменении требований к образовательному процессу, в основу которого положены идеи гуманизации, требующие создания педагогических условий, способствующих формированию социально активной, самостоятельной, творческой личности, способной и готовой к саморазвитию и самосовершенствованию.

Общеобразовательная школа является местом, где ребенок проводит большую часть времени. На современном этапе обучения она должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробуждать и постоянно поддерживать их

стремление к самообразованию, реализации творческих способностей и талантов [5].

Одним из факторов формирования социальной активности школьников в МБОУ СОШ № 2 г. Тамбова, как показала практика, является организация деятельности школьного учебного театра «ШУТ».

В 1989 г. в школе появились театральные классы, в учебные планы которых были включены предметы художественно-эстетического профиля, проводимые в форме нетрадиционных уроков: игровой тренинг, сценическая речь, сценическое движение, хореография, изобразительное искусство, культура речи, художественный труд, вокал, мировая художественная культура, введение в театральное дело, театрально-декоративное искусство, техника сцены и др.

Освобождение пространства человеческого «Я», стремление педагогов уйти от схоластики в системе школьного воспитания и явилось феноменом театральной педагогики.

В школу пришел театр как социальный институт, вплотную занимающийся теорией, драматургией игры, игровым моделированием, практической психологией и артистической педагогикой.

В настоящее время школьный учебный театр «ШУТ» функционирует в двух формах: первая - это театральные классы (с 1 по 11), вторая - собственно, школьный учебный театр.

За двадцатилетний период совместной деятельности в школе сложился творческий коллектив единомышленников, специалистов, которым удалось органично объединить пространство искусства и образования. 19 педагогов, работающих в театральных классах и школьном учебном театре «ШУТ», имеют высшую и первую квалификационную категорию, в совершенстве владеют технологией духовного и словесного воздействия. Результат реализации режиссерского замысла каждого урока превращается в радость сотворчества педагогов и учащихся.

Школьный учебный театр - экспериментальная площадка творческих работ учащихся разных возрастных групп во внеурочное время. Возглавляет школьный учебный театр «ШУТ» художественный руководитель и главный режиссер Л.П. Третьякова.

Имея свое творческое начало, школьный учебный театр «ШУТ» существенно отлича-

ется от обычного театра, в т. ч. непрофессионального. Каждый театральный класс - это постоянная группа, представляющая собой мини-театр, в котором главный режиссер выполняет стратегическую задачу - развивать творческие способности каждого учащегося, обеспечивать возможность реализации интеллектуального потенциала детской одаренности, открывать скрытые таланты.

Школьный учебный театр «ШУТ» -творческий коллектив, объединяющий около 300 учащихся по трем возрастным категориям и условиям освоения образовательных программ: I ступень обучения - 1-4 классы; II ступень обучения - 5-9 классы и III ступень обучения - 10-11 классы.

Коллектив школьного учебного театра «ШУТ» имеет два оборудованных кабинета для проведения мастер-классов и игровых тренингов, хореографический класс, кабинеты сценической речи и сценического движения, декорационный кабинет, мастерскую для изготовления костюмов и реквизита, студию звукозаписи и зрительный зал на 170 посадочных мест.

Для обеспечения личностного роста ребенка, развития и реализации его общих специальных и интеллектуальных творческих способностей разработаны и апробированы 14 авторских образовательных программ: хореография (1-11 классы); игровой тренинг (1-6 классы); театрально-декорационное искусство (5-7 классы); техническое обеспечение театра (6-9 классы), игровой тренинг (7-9 классы); культура речи, сценический костюм, сценическое движение (5-9 классы); вокал и сольное пение (5-11 классы); культура речи, актерское мастерство и история театра (10-11 классы); сценарное мастерство, история русской драматургии, история зарубежной драматургии (11 класс).

В течение первой ступени обучения педагоги театральных дисциплин создают свою гибкую, дифференцированную методику, успешно сочетая общепедагогические и творческие задачи обучения - сохранение в ребенке его индивидуальной природы, любопытства к новому, самовыражения в игре, построение образовательного процесса как режиссерской игры, формирование на основе творческого опыта ребенка игрового многовариантного мышления.

Творческий опыт учащихся начальной школы накапливается в результате создания игровых образов персонажей в различных формах учебно-творческих работ: инсценированном стихотворении («Как сделать утро волшебным» О. Дриз), инсценированной песне («Айболит» О.И. Егоровой), инсценированной сказке («Тараканище» К.И. Чуковского), в учебных игровых этюдах и упражнениях («Птичий двор», «Манекены»).

Обучение школьников на второй ступени строится на соединении освоения сценической грамоты как практической, так и теоретической с нравственным воспитанием, эстетическим просвещением, развитием культурного потенциала учащихся.

При этом коллективная учебно-творческая работа выходит на первый план (анализ произведения, общий замысел работы, творческое сценическое решение образа роли и др.). Дети учатся находить тему, идею произведения, ставить задачи и сообща их решать, добиваясь намеченной цели. Каждый учащийся выполняет творческое задание: придумать, скомбинировать, сочинить, передать. Главный принцип этого периода обучения - сотворчество школьника и педагога, которое проявляется в самостоятельности, инициативности и поиске решений творческих задач.

Теоретические аспекты курса «Игровой тренинг» («Актер - важнейший компонент театрального искусства», «Учение об артистической этике», «Гражданственность театрального искусства», «Драматургия - основа театрального искусства» и т. д.) расширяют кругозор обучающихся, обосновывают необходимость регулярного тренинга актерских качеств и накопления читательского и зрительского багажа.

Репертуарная политика школьного учебного театра второй ступени строится на выборе и постановке высокохудожественных произведений классиков русской и зарубежной литературы. В сценических условиях спектаклей «Медведь», «Предложение» по пьесам А.П. Чехова, «Каширская старина», «Сказание о Фроле Скобееве» (Д. Аверкиев) и других осваиваются закономерности человеческого поведения, формируются навыки анализа человеческих поступков, взаимоотношений между людьми, формируется гражданская позиция школьника и его социальная

активность. Развитие художественного восприятия в реализации собственного творческого замысла школьника по созданию образа роли создает фундамент духовно-нравственного, эстетического потенциала личности, что очень важно для современного этапа развития общества, когда проблема духовнонравственного состояния подрастающего поколения представляет особую актуальность и требует позитивного решения.

На третьей ступени обучения школьникам не только предоставляется возможность реализации своего интереса к театру, но и проявления себя в актерском и режиссерском творчестве.

Огромное внимание в работе школьного учебного театра уделяется созданию более целостных постановок, литературно-музыкальных композиций, учебных спектаклей, раскрытию художественного образа произведения, сверхзадачи автора. Работа над учебно-творческим материалом развивает умение быть полезным членом коллектива, способствует накоплению знаний жизненных ситуаций, формированию мировоззрения, навыков общения, социальной активности в целом (спектакли «Сестра моя, Русалочка», «Дышим!» по пьесам Л. Разумовской, «Старший сын» по пьесе А. Вампилова и т. д.).

Ступени образования не являются замкнутыми циклами, что обеспечивает плавный рост творческого развития детей.

Сегодня в школьном учебном театре режиссером младшей группы работает М.И. Ко-зинец, средней - С.А. Ревякина, старшей -Л.П. Третьякова. Мастерство актера в старшей возрастной группе преподает М.И. Ко-зинец, культуру речи - И.В. Колтыгина и Л.Ф. Дупенко, хореографию - Е.И. Дюкова, сценический костюм - М.Ю. Понеделко, театрально-декорационное искусство - В. А. Савельева, технику сцены - И.А. Студенцова, сценическое движение - В.А. Беляев, музыкальное оформление спектакля - заслуженный работник культуры РФ О.И. Егорова.

Залог эффективности работы театра «ШУТ» - атмосфера успеха, вершиной которого является премьера спектакля. За прошедшее время на школьной сцене было поставлено 64 спектакля по произведениям русских и зарубежных драматургов, а также авторских проектов-инсценировок; 10 концертно-театрализованных программ театра

«Шут» представлялись на сцене областного драматического театра им. Г.Р. Державина. Зрительская аудитория школьного учебного театра - дети дошкольных учреждений, учащиеся школ, студенты вузов, воспитанники школ-интернатов, личный состав воинских частей, жители и общественность города Тамбова.

Материально-техническая база школьного учебного театра позволяет осуществлять постановки более 60 спектаклей и имеет в своем арсенале: пульты микшерский и

управления световыми приборами, радиомикрофоны, оборудование звукозаписывающей студии, акустическую систему, мультимедиа-проектор, сабвуфер, световые установки, машину легкого дыма, динамические прожекторы светового эффекта и другое техническое обеспечение театрального зала.

Работа школьного учебного театра «ШУТ» регламентируется положениями о школьном учебном театре «ШУТ» и его художественном совете.

Школьный учебный театр многократно был дипломантом театрального фестиваля «Синяя птица». Результатом коллективной деятельности является участие в конкурсах различного уровня (табл. 1).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 1475 школьному учебному театру «ШУТ» присвоено почетное звание «Образцовый детский коллектив».

Как показала практика, учащиеся, занятые в школьном учебном театре, свободны в межличностном общении и лучше усваивают школьную общеобразовательную программу, коммуникабельны и организованны. Выпускники, овладевшие высоким уровнем умений и навыков сценического мастерства и речи, сценического движения и танца, музыки и изобразительного искусства, продолжают обучение театральному искусству в крупнейших вузах страны, работают в театрах г. Москвы и областном драматическом театре им. Г.Р. Державина. Следует отметить, что в основной состав молодых актеров Тамбовского молодежного театра входят выпускники МБОУ СОШ № 2 г. Тамбова, участники школьного учебного театра, окончившие Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина.

Таблица 1

2006 - Алиса Шлеева - дипломант городского фестиваля творчества «Семья: без секрета всему свету»; - Александр Колмаков - 2 место в IV городском конкурсе юных дарований «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»; - Валерий Беляев и Виктория Мешкова - 2 место в региональном творческом конкурсе в номинации «Актерское искусство»

2007 - младшая группа школьного учебного театра - 3 место, средняя - 2 место, старшая - 1 место в городском фестивале «Ярче звезд тамбовские таланты»; - старшая группа школьного учебного театра - 2 место в городском конкурсе «Дыхание осени»; - Яна Полянинова - 3 место в V городском конкурсе юных дарований «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»; - средняя группа школьного учебного театра - дипломант областного фестиваля «Театральная весна -2007» в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля»; - Роман Чернов - 1 место в V городском конкурсе юных дарований «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»; - Школьный учебный театр получил благодарственное письмо Тамбовской областной Думы за развитие и пропаганду любительского искусства в Тамбовском крае

2008 - старшая группа школьного учебного театра - диплом третьей степени регионального этапа фестиваля детских театральных коллективов в номинации «Драматический театр»; - Дарья Егорова - 1 место, Ксения Морозова - 2 место в V региональном творческом конкурсе среди учащихся 11 классов школ Тамбовской области в номинации «Актерское искусство»; - Роман Чернов - 1 место, Анастасия Лятская - 2 место в городском конкурсе стихов С. Есенина

2009 - средняя группа школьного учебного театра - победитель фестиваля «Театральные сезоны»; - Анна Демина - 3 место в региональном творческом конкурсе в номинации «Актерское искусство»; - средняя и старшая группы школьного учебного театра - специальный диплом регионального этапа Всероссийского фестиваля детских любительских театров «Синяя птица» в номинации «Драматический коллектив»; - средняя группа школьного учебного театра - победитель фестиваля «Театральные сезоны» в номинациях «Лучший театральный ансамбль» и «Лучшее воплощение классики». - младшая группа школьного учебного театра - победитель фестиваля «Театральные сезоны» в номинации «Лучшее пластическое решение спектакля»; - Анастасия Лятская - Почетная грамота за участие в VI творческом конкурсе Тамбовской области в номинации «Актерское искусство»

2010 - старшая группа школьного учебного театра - 1 место и специальный диплом «За яркое воплощение военной темы» в региональном этапе фестиваля «Театральная юность России» в г. Ярославле; - 10 участников школьного учебного театра получили награды и призы в конкурсах различного уровня

Школьный учебный театр является методической площадкой по эстетическому образованию и воспитанию обучающихся г. Тамбова и Тамбовской области, участвует в реализации программы областной экспериментальной площадки по теме «Интегративный подход в развитии детской одаренности средствами театрального искусства».

Сохраняя многолетние традиции, коллектив школьного учебного театра постоянно находится в творческом поиске, расширяет жанровые и тематические границы, открывает новые выразительные средства.

Сегодня в репертуаре школьного учебного театра находятся спектакли: Э. Лазар «О квадратно-круглом лесе, Микке-Мяу и других»; М. Старицкий «За двумя зайцами»; Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»; Т. Дрозд «Это, девушки, война»; Б. Васильев «Завтра была война».

В едином творческом пространстве школьного учебного театра и театральных классов в МБОУ СОШ № 2 г. Тамбова успешно работает хореографический коллектив «Контраст», созданный в 1998 г., руководителем которого является учитель хореографии Е.И. Дюкова. На сегодняшний день численность коллектива составляет 62 ученика, его состав соответствует третьей возрастной категории и третьему уровню освоения образовательной программы.

Творческая деятельность хореографического коллектива «Контраст» построена таким образом, что авторская образовательная программа «Хореография» (1-11 классы) осваивается обучающимися на уроках хореографии, углубление предмета осуществляется на индивидуально-групповых занятиях и успешно реализуется во внеурочной деятельности. Традиционные и нетрадиционные

формы учебного процесса обеспечивают личностный рост ребенка, развитие и реализацию его общих и творческих способностей. К восьмому классу учащиеся овладевают основами классического, народно-сценического, русского, историко-бытового, современного бального и массового танца. На выпуске из 11 класса учащиеся свободно владеют лексическим материалом, методикой исполнения танца в стиле джаз, модерн, джаз-модерн, хип-хоп и другими направлениями современной хореографии, пластической импровизацией и основами композиции постановки танцев.

Полученные на уроках хореографии умения и навыки способствуют заинтересованности учащихся в занятиях хореографическим искусством. За годы обучения происходит накопление репертуарного багажа. Репертуар коллектива формируется из театрально-пластических композиций на основе синтеза танца и сценической речи, танца и вокала, танца и сценического движения. Такие синтетические виды деятельности позволяют учащимся знакомиться с различными стилями танцевального и музыкального искусства.

Хореографический коллектив «Контраст» имеет оборудованный станками и зеркалами танцевальный класс, костюмерную, обучающие мультимедийные диски по предмету; интернет-ресурсы, содержащие музыкальные записи, посредством которых создаются хореографические композиции; музыкальные инструменты. Имеющаяся материально-техническая база МБОУ СОШ № 2 г. Тамбова позволяет осуществлять постановку более 120 танцев и театрально-пластических композиций.

Хореографический коллектив неоднократно участвовал и побеждал в конкурсах различного уровня. Например, за последние три года коллектив и его участники были награждены благодарственным письмом председателя комитета по делам горожан за творческое и инициативное участие в концертных программах городских мероприятий, грамотой профсоюзного комитета ОАО «Пигмент» за участие в проведение праздничной программы, посвященной Дню Победы, дипломом регионального фестиваля эстрадного танца «Танцы на крыше» г. Липецка, благодарственным письмом за участие

в смотре-конкурсе УВД «Крепка семья -Сильна держава», почетной грамотой за второе место в конкурсе «Танцы славянских народов», дипломом за участие в юбилейном городском хореографическом фестивале «В ритме века», благодарственным письмом за участие в праздничных мероприятиях ко Дню детских организаций, дипломом первой степени в номинации «Эстрадный танец» VIII городского конкурса хореографических коллективов «Тамбовские самоцветы». Члены коллектива «Контраст» Павел Клюев и Юлиана Морозова заняли соответственно второе и третье места в региональном творческом конкурсе ТГУ им. Г.Р. Державина среди учащихся 11 классов в номинации «Хореография».

Хореографический коллектив «Контраст» - неотъемлемая часть школьного учебного театра, его танцевальные композиции использованы более чем в сорока спектаклях по произведениям русских и зарубежных авторов: В. Шекспир «Баллада о сердце», Г. Лорка «Тропинка к звездам», Г. Горин «Тиль», В. Катаев «Цветик-семицветик», А. С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан», Г.-Х. Андерсен «Огниво» и др.

13 выпускников «Контраста» продолжают обучение на хореографических отделениях различных вузов, а выпускники высших учебных заведений продолжают педагогическую и артистическую деятельность. Так, Анна Гордина является тренером-педагогом ансамбля спортивно-бального танца «Вдохновение», Алексей Чураков - артист балета ансамбля песни и танца «Ивушка», Дмитрий Жуков и Юлиана Морозова - тренеры-педагоги ансамбля спортивного бального танца «Визави» в г. Тамбове, Евгений Дура-нин - танцовщик-исполнитель казачьего хора в г. Краснодаре.

Накопленный опыт по работе с одаренными детьми показывает, что хореографический коллектив «Контраст» - сформировавшийся профессиональный коллектив, находящийся в творческом поиске и сохраняющий многолетние традиции. В настоящее время в репертуар коллектива входят следующие танцы и танцевальные композиции: «Элегия», «Сохрани, Земля», «Цветы»,

«Хип-хоп», «Ритмы лета», «Антре», «Отражение», «Желание», «Стиляги» и др.

Общеобразовательное учреждение остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие детей, родителей и социума. Работа МБОУ СОШ № 2 г. Тамбова по художественно-эстетической направленности нацеливает на поиск новых форм взаимодействия с семьей. Результат совместной деятельности может быть успешным, когда учителя и родители становятся союзниками. Этот союз должен быть основан на взаимопонимании, уважении, доверии и ответственности, на деятельности в интересах творческого развития личности школьника. Работа МБОУ СОШ № 2 г. Тамбова с родителями включает интерактивные (анкетирование, диагностика, дискуссии, консультации и т. п.), традиционные (тематические родительские собрания, творческие конкурсы и т. д.), просветительские (использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения, организация родительского всеобуча, информационные стенды и т. д.), государственно-общественные (попечительский и управляющий советы) формы взаимодействия, оказывающие огромное влияние и имеющие исключительную значимость для повышения социальной активности учащихся школы [6].

Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход. Не обязательно, чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объем, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения, и по результатам -значит, он достиг высокого уровня духовного развития. В таком случае, какой бы он деятельностью не занимался, постоянная ра-

бота над собой всегда будет способствовать развитию его неповторимой индивидуальности и черт характера, уникальных для него [7, с. 200-206].

Единая эстетическая воспитательно-образовательную среда, успешно выполняющая такие приоритетные задачи, как формирование основ творческой личности, художественно-эстетических, духовно-нравственных начал, чувства прекрасного, образного мышления и видения мира, ощущения сопричастности человека к всеобщей гармонии природы, развития культуры общения, эстетического вкуса, приверженности к идеалам добра, справедливости, гуманизма, человеческого взаимопонимания и взаимопомощи направлена на конечный результат воспитания и обучения - социальную активность подрастающей личности.

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. Вып. 1.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание? М., 2000.

4. Караковский В.А. Школа воспитания: 825-й маршрут. М., 2004.

5. Литовченко Л.В., Прокудин Ю.П., Акулинина В. С. Методические рекомендации по организации работы педагогов с одаренными детьми. Тамбов, 2010.

6. Прокудин Ю.П., Акулинина В.С. Роль дополнительного образования в школе в развитии одаренных детей: личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2010.

7. Прокудин Ю.П., Акулинина В.С. Творческая самореализация школьников средствами театрального искусства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 5 (97).

Поступила в редакцию 18.10.2011 г.

UDC 371.895

SCHOOL EDUCATIONAL THEATER IN FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF GROWING PERSONALITY Yuri Petrovich PROKUDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: р[email protected]

Lyubov Viktorovna LITOVCHENKO, MBGI Secondary School № 2, Tambov, Russian Federation, Honoured Worker of General Education, e-mail: [email protected]

Viktoria Sergeyevna AKULININA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Pedagogics and Educational Technologies Department; MBGI Secondary School № 2, Tambov, Russian Federation, Vice Director, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.