opened virtual space as its own resource base. The author reflects upon usefulness of inclusion pedagogi-cally valuable technologies of "blogging" into an educational training of today's sound engineers, sound directors.
Keywords: sound for a documentary film, "blogging", education, sound engineering, e-learning.
УДК 792.8:7.071.1Громов:792.8(571.150)"1960-1990"
Г. В. Бурцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
РОЛЬ Н. З. ГРОМОВА В РАЗВИТИИ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА НА АЛТАЕ
Аннотация. Охарактеризованы основные этапы творческой биографии Николая Захаровича Громова (1925-1994 гг.) - профессионального артиста балета и балетмейстера, работавшего в Алтайском краевом театре музыкальной комедии (г. Барнаул, Россия) в период с 1960 по 1990 гг. Впервые в историографии русского провинциального балета освещены исторические подробности постановки первого в истории Барнаула балетного спектакля на сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии (1964 г.; балетмейстер-постановщик и балетмейстер-репетитор - Н. З. Громов). Автор прослеживает эволюцию выразительных средств классической хореографии, характерных для профессиональных театральных коллективов и любительских хореографических ансамблей Алтая второй половины прошлого столетия, напрямую связывая её с определяющим влиянием личного художественного вкуса балетмейстера Н. З. Громова, оставившего заметный след в истории хореографического искусства на Алтае.
Ключевые слова: Николай Захарович Громов, Алтайский государственный театр музыкальной комедии, первый профессиональный балетный спектакль в Барнауле, становление профессиональной школы классического танца на Алтае, первая балетная студия на Алтае.
В Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА, г. Барнаул Алтайского края, Россия) хранится фонд Заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Захаровича Громова на том основании, что рассвет его творческой деятельности пришелся на годы жизни и работы в Алтайском крае в качестве главного балетмейстера Алтайского краевого театра музыкальной комедии почти со дня его основания в г. Бийске. Именно в этом театре формировался творческий стиль балетмейстера, расцвел многообразными гранями его талант.
Для нас, тех, кто считает себя его учеником, несомненно, велико влияние его творчества на развитие школы классического танца на Алтае. Николай Захарович Громов - уроженец Украины, родился 29 октября 1925 года в Запорожье, увлекался танцами с детства, а, потому, без всякого сомнения, поступил учиться в Киевское хореографическое училище. Маленький Коля мечтал о театре, ходил в Дом пионеров в класс игры на скрипке. Но война помешала учебе и его желанию служить театру.
Нелегким был путь к искусству хореографии. Началась творческая биография артиста балета Н. Громова на сцене Бурятского театра оперы и балета. В дальнейшем Николаю приходилось много заниматься самообразованием уже в Иркутске, где с 1949 года на протяжении 14 лет он работал артистом балета в музыкальном театре [1]. В рецензии на балет «Корсар» в иркутском театре музыкальной комедии представлен снимок, на котором запечатлен молодой Н. Громов в роли Конрада. Рецензент указывает на высокое настоящее мастерство исполнителя главной партии в классических дуэтах с Медорой (В. Быканова). Артист блестяще справился с противоречивой и сложной ролью, «характерно, живо, остро рисует он характер своего героя. Чувствуется, что артист вдумался в свою роль и сумел передать характер горячего по натуре человека, который в «душе таил живого чувства уцелевший пыл» [2].
В 1963 году Н. Громов, ведущий солист балета Иркутского театра музыкальной комедии, приехал на Алтай в г. Бийск. У него был уже опыт успешной постановочной работы в том же театре в спектаклях режиссёра А. Орлова, который первым заметил в нем дарования балетмейстера.
В Бийске Николай Громов стал воплощать свою мечту о постановке профессионального балетного спектакля, и уже в августе 1963 состоялся премьерный показ первого в истории театрального искусства Алтая профессионального балета «Корсар» (музыка А. Адана и Л. Делиба).
Сейчас может выглядеть наивной попытка поставить классический балет с весьма маленькой и не вполне профессиональной труппой. Но начинающий и амбициозный балетмейстер решился на этот дерзкий опыт, и результат превзошел все ожидания. Партии главных героев исполнили Анатолий и Людмила Аксеновские. Сам Громов танцевал партию Конрада. Балет имел огромный успех. Громов заслужено получил статус профессионального балетмейстера и последующие двадцать пять лет своей работы посвятил служению этому прекрасному искусству в Алтайском краевом театре музыкальной комедии в г. Барнауле, куда в июле 1964 года переехал театр [1].
Барнаульские зрители увидели новую постановку балета «Корсар» в августе 1964 года. Театровед Л. Силантьева писала об этом событии, что премьера балетного спектакля в г. Барнауле прошла с большим успехом и была принята зрителем с энтузиазмом. Н. Громов «...проделал работу за двоих, соединив в своем лице балетмейстера-постановщика и балетмейстера-репетитора. Балет поставлен на хорошем профессиональном уровне, хотя танцевальные партии основных персонажей несколько облегчены. Танцевальные характеристики разнообразны и достаточно индивидуализированы. Дивертисментные номера также отличаются разнохарактерностью. Линия развития сюжета подана очень наглядно, преимущественно танцевальными средствами при минимальном использовании пантомимы» [3].
После этой работы Н. Громова и любительских спектаклей в Народном театре балета при клубе меланжевого комбината («Шелковая кисточка» на музыку А. Ильина по мотивам алтайской народной сказки, балетмейстер М. Зарайская, 1961 г. и «Бахчисарайский фонтан» на музыку Б. Асафьева, балетмейстер А. Саркисьян, 1962 г.), барнаульским театралам стало ясно, что на Алтае будет свой балет.
Н. Громов свой второй балет «Эсмеральда» на музыку Ц. Пуни, Р. Дриго, Р. Глиера. С. Василенко поставил под воздействием времени триумфа этой постановки, осуществленной балетмейстером В. П. Бурмейстером в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В Барнауле премьера спектакля состоялась 19 января 1967 года на сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии.
Главной исполнительницей роли Эсмеральды стала воспитанница Пермского хореографического училища Наталья Шустова (Овчинникова), которая приехала вместе с мужем Э. Овчинниковым в Барнаул из Сыктывкарского музыкального театра. Балетмейстер-постановщик задумал спектакль как историю любви главной героини, историю её жизни и смерти. Образ требовал от балерины актерского темперамента и высокой технической подготовки. Шустова безукоризненно исполнила и выразительно сыграла свою роль. Громов сам принимал участие в балете. Он танцевал с Н. Шустовой на премьере партию Феба, а в последующих спектаклях выходил на сцену в роли Квазимодо [4].
По воспоминаниям ведущей солистки балета Шустовой, этот балетный спектакль очень любил зритель, спектакль шел всегда с полным аншлагом, его возили на гастроли по Алтайскому краю, в Туркмению и Казахстан. Н. Шустова в частной беседе говорила о том, что исполнители спектакля В. Михайлов, А. Татарникова, Н. Дубровина «выкладывались полностью», получая огромный поток любви от зрителей и гром аплодисментов. Известный историк театра, балетовед Н. Эльяш дал высокую оценку этой работе. В дальнейшем критик часто отдавал должное многим постановкам балетмейстера Н. Громова, подчеркивая, как умело постановщик проводит в танцах живую мысль, которая помогает вскрыть суть танцевального образа и вместе с тем приносит в танцевальный образ ритм самой жизни [5].Спектакль «Эмеральда» стал важной вехой на пути постижения сценического мастерства артистами балетной труппы Алтайского краевого театра музыкальной комедии.
Николай Захарович на протяжении всей своей деятельности работал над созданием качественной и многочисленной балетной труппы, приглашая в свой коллектив талантливых солистов и артистов балета со всей России, которые имели хорошую выучку и школу классического танца. Вначале педагог-балетмейстер формировал труппу из студентов колледжа культуры -старейшего образовательного учебного заведения в г. Барнауле. В коллектив пришли выпускники училища Л. Тырышкина, А. Водина, В. Гаан. Отбирал Н. Захаров и талантливую молодежь «из народа». Так, Л. Богородицкая пришла в балетную труппу из народного театра балета меланжевого комбината, где и проработала до окончания карьеры в качестве артистки балета. Не без помощи Н. Громова в спектаклях театра танцевали не только артисты балета, но артисты хора и солисты [6]. Например, в знаменитом балете «Эсмеральда» Клода играл Э. Овчинников.
Роль Сенд-паши в «Корсаре», решенную средствами пантомимы, с успехом исполнял один из ведущих артистов театра П. Рябов.
В своем интервью Н. Громов сказал: «Есть одно общее требование к хореографии в классических и современных спектаклях - это владение танцовщиками суммой профессиональных навыков, танцевальной техникой и артистической выразительностью» [7]. Хорошей школой для ансамбля балета в этом отношении Николай Захарович считал чисто балетные спектакли. Поэтому он не раз возвращался к созданию крупных балетных форм. Помимо «Корсара», «Эсмераль-ды» в репертуар вошли балеты для детей «Приключения Чиполлино» (сезон 1974 г.) Н. Зориной по повести Д. Родари, «Кошкин дом» (сезон 1979 г.) А. Кулешова, «Петя и волк» (сезон 1985 г.) С. Прокофьева.
Критика отмечала убедительную работу в роли Чиполлино А. Урлекова, обаятельной Вишенки Н. Шустовой, забавную игру в пантомимических сценах сыщика Моркоу А. Сверко и синьора Помидора А. Аксеновского, выразительную пластику Редиски С. Костенковой, Горошека С. Ерощенко, Крысы Л. Мальцевой. В балете «Приключения Чиполлино» хореография не была просто серией последовательно чередующих танцев, а составляла единое целое с музыкой, декорациями, костюмами, световым оформлением, создавая образ спектакля [8].
В балете «Кощкин дом» Н. Громову «удалось сохранить основные нравственные и смысловые акценты сказки С.Я. Маршака, её атмосферу» [9]. Артисты осваивали достаточно сложный музыкальный материал балета: ритмы польки, мазурки, полонеза, марша, классического адажио, русских мотивов и музыкальных пародий. В хореографическом действии органично переплетались классические балетные и характерные формы танца. В заглавной роли хорошие сценические данные раскрылись у двух исполнительниц - ведущей солистки театра Н. Шустовой и молодой выпускницы Московского хореографического училища при Государственном академическом Большом театре С. Глуховой, которая впервые исполнила свою большую роль с партнером В. Ба-бенковым в роли Кота Василия.
Сложность исполнительской техника отличала В. Киселева в партии Петуха. Яркое сценическое воплощение получил дуэт Козы и Козла в исполнении Г. Черепановой и Ю. Писаревского. Л. Богородицкая и А. Водина создали добродушный образ мещанки в партии Свиньи. Запомнились барнаульскому зрителю и небольшие танцевальные партии драчливых Петушков в исполнении Л. Рыжовой и И. Щербаковой, предводителя Бобров-пожарников в исполнении А. Рыжова, Курочки В. Пиникер, Котят в исполнении Н. Балахниной и С. Сталюковой - выпускниц балетной студии при театре.
Инициатива создания балетной студии принадлежит Н. Громову, который хотел воспитать артистов балета для собственного театра, тем самым укрепить танцевальный коллектив, способный решать задачи повышенной технической сложности. Собственной рукой в своих дневниках он пишет, что с 1-го января 1975 года при Алтайском театре музыкальной комедии начала работать балетная студия с профилем подготовки артистов балета для театров оперетты по учебной программе, рассчитанной на три года обучения [10]. Для этих целей Громов переработал программы 8-ми и 6-ти летнего обучения по дуэтно-сценическому танцу Московского академического хореографического училища Большого театра Союза ССР, составитель Ю. Г. Кондратов (1961 г.), программу по классическому танцу для отделения народного танца, подготовленную Е. Н. Сергиевской, М. Н. Николаевой (Москва. 1958 г.). В личных архивах Н. Громова хранятся многочисленные тетради с записью уроков А. Мессерера, у которого он получал знания на курсах повышения профессионального мастерства. Эти уроки взяты были за основу ведения практических занятий в балетной студии. Вместе с Н. Громовым уроки в студии вели ведущие солисты и артисты балета: Н. Шустова (Пермская школа классического танца), В. Бабен-ков (Московская школа классического танца), С. Костенкова (Новосибирская школа классического танца). Народно-сценический танец вела З. Г. Соловьева, преподаватель Алтайского краевого колледжа культуры, с которым театр поддерживал тесные связи. Курировал работу студии профессор Н. Эдьяш, когда он приезжал из Москвы в барнаульский театр, то читал студийцам лекции по истории балета.
Отбирали абитуриентов в студию несколько дней, всего прошло через отбор 200 молодых юношей и девушек не только из г. Барнаула, но и со всего Алтайского края. Комиссия во главе с Н. Громовым проверяла физические данные: шаг, гибкость, пластичность стопы, танцевальность, музыкальный слух и ритм. Педагоги проводили творческий коллоквиум, задавали вопросы, чтобы раскрыть художественный интеллект поступающих. И только после этого выносили вердикт.
Было сформировано 2 группы по 20 человек. Так, как в студию поступали уже выпускники средней школы, т. е. взрослые люди, то учебу зачисляли в трудовой стаж, студийцев занимали во всех репертуарных спектаклях в массовых сценах и танцах. Балет «Приключения Чиполлино» ставили уже с учетом учащихся, опираясь на их хореографическую индивидуальность давали маленькие партии образов фруктов. Требования к обучающимся были жестоко профессиональными: отчисляли после каждого показа тех. кто не справлялся с программой и тех. кто нарушал трудовую и творческую дисциплину. После окончания студии в театре оставили всего шесть человек: Л. Шелепову. Т. Лисину, Н. Балахнину, Н. Акимову, С. Сталюкову, Г. Женещук (Бурцеву). Выпуск состоялся в 1977 году. Многие выпускники до сих пор работают в театрах, хореографических коллективах края и города. В этом же году Н. З. Громову было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Ценители балетмейстерского дарования Н. Громова отмечали, что лаконичность его хореографической лексики как способ выражения точности замысла и пластическая завершенность создаваемого образа со временем стали одной из примечательных особенностей его хореографии в более 180-ти театральных спектаклях. Н. З. Громов был полноправным соавтором с режиссёром, художником и композитором лучших спектаклей того исторического периода 1970-1980 гг. «В своих постановках он идет от внутренней логики развития образа, а не только собственно танцевальных фрагментов» [6].
H. Громов сумел ярко воссоздать в хореографии режиссёрскую идею в спектаклях: «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1968 г.), «Не прячь улыбку» Р. Гаджиева (1970 г.), «Летучая мышь» И. Штрауса (1971 г.), «Сорочинская ярмарка» Л. Рябова (1971 г.), «Фраскита» Ф. Легара (1972 г.), «Тогда в Севилье» Н. Самойлова (1973 г.), «Холопка» И. Стрельникова (1974 г.), «Проделки Ха-нумы» Г. Канчели (1974 г.), «С любовью не шутят» П. Кальдерона и Г. Гоберника (1976 г.), «Фиалка Монмартра» И. Кальмана (1976 г.), «Хелло, Долли» Дж. Германа (1977 г.), «Герцогиня Ге-рольштейнская» Ж. Оффенбаха (1978 г.), «Девичий переполох» Ю. Милютина (1978 г.), «Мари-ца» И. Кальмана (1979), «Человек из легенды» В. Рубашевского (1983 г.), «Принцесса цирка» И. Кальмана (1983 г.) и во многих других.
Его хореографический действенный язык, который создан на основе афористичного способа Дудкина, Ю. Писаревский, В. Михайлов, артисты - корифеи балета А. Урлеков, В. Воробьев, А. Кожевников, Л. Семенкова, А. Водина, Т. Лисина, Л. Шелепова, В. Волкова, Л. Баринова, Н. Балахнина (Писаревская) и др.
Девяностые годы - трудные времена как в истории страны, так и в истории театра. Были разочарования и у Н. Громова. По причине больного сердца он ушел из театра, но его неутомимое желание заниматься творчеством помогло ему вернуться к любимому делу. С 1992 по 1994 годы он вновь активно начинает работать балетмейстером в созданном Э. Овчинниковым в 1990 году Маленьком музыкальном театре. Ничто не предвещало трагедии, в свой последний день жизни Николай Захарович был весел, много шутил. 22 февраля 1994 его не стало с нами, нет больше возможности поговорить с ним, попросить совета, но память об этом прекрасном и уникальном человеке жива.
Через пять лет после ухода Николая Захаровича из жизни коллектив театра организовал краевой фестиваль классического и эстрадного танца, посвященный памяти талантливого, увлекающегося балетмейстера Алтая. В 1999 году провели 2-ой фестиваль танца памяти Н. Громова, в котором участниками стали не только коллективы города и края, но и коллективы с Урала, Кемерово, Республики Алтай. Сейчас, к сожалению, традиция незаслуженно прервалась. В этом смысле будет уместно напомнить о том, как ответил в юбилейном интервью Николай Захарович на вопрос: в чем можно позавидовать молодым? Он сказал: «В легкости. Им многое дается легко, без усилий. Это открывает большие возможности для самовыражения, творчества. Но это же влечет за собой и опасность болезни потребительства, притупление чувства ответственности, долга» [6]. Так давайте вновь ощутим на себе воздействие его большой и прекрасной души и впитаем глубокие знания замечательного педагога и творческого человека. И будет в театре вновь вечер танца, посвященный памяти балетмейстера, который соберет всех, кто его помнит, любит, ценит!
Список литературы
I. Огнева, Е. Балетный маг // Культура Алтайского края. - 2015. - № 4. - С. 34-35.
2. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры (ГМИЛИКА). - Справочно-информационный фонд (СИФ) 5-5-118.
3. Силантьева, Л. На Алтае будет свой балет // Алтайская правда. - 1963. - 24 авг.
4. Огнева, Е. Барнаульская Эсмеральда // Культура Барнаула. - 2017. - № 3. - С. 42-44.
5. Эльяш, Н. Еще один шаг // Театральная жизнь. -1978. - № 4. - С. 22-23.
6. Паклина, О. Рыцарь Терпсихоры // Молодежь Алтая. - 1986. - 8 февр. - С. 10-11 : портр.
7. Медведева, И. О чем размышляют в оперетте // Алтайская правда. - 1983. - 18 мая.
8. Шахова, З. Сказки нужны всем // Алтайская правда. - 1974. - 30 нояб.
9. Йост, И. «Кошкин дом» // Алтайская правда. - 1980. - 25 февр.
10.ГМИЛИКА. - СИФ 5-5-5. [Громов, Н. З. Из дневников].
Galina V. Burtseva, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
NIKOLAI GROMOV'S ROLE IN EVOLUTION OF CLASSICAL DANCE SCHOOL IN ALTAI
Abstract. The article outlines the creative biography events of Nikolai Zakharovich Gromov (1925-1994), professional ballet dancer, ballet-master, who was working in Altai State Musical Comedy Theatre (Barnaul, Russia) from the 1960s till the 1990s. For the first time in Russian provincial ballet historiography, the details of the first ballet show in Barnaul performed on stage of the Altai State Musical Comedy Theatre (1964; ballet master is Nikolai Gromov) are highlightened. The author traces an evolution of expressive means of classic choreography that are representative of professional theatrical troupes and amateur choreographic ensembles of the Altai territory of the second half of the past century. In the author's opinion, it related with strong influence of Nikolai Gromov's taste for art on the whole process, he leaved a notable trace in history of choreography in Altai.
Keywords: Nikolai Zakharovich Gromov, Altai State Musical Comedy Theatre, the first professional ballet performance in Barnaul, becoming of the professional classic dance school in Altai region, the first ballet dance studio in Altai.
УДК 792.8:378.1:008(571.150)
О. Н. Вернигора, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ -ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС БАЛЕТМЕЙСТЕРСКИХ РАБОТ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТАНЦА «ОБРАЗ» КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И ПРОДВИЖЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ, ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Изложены результаты предварительного анализа работы ежегодного фестиваля-конкурса балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ», организуемого с 2015 г. по инициативе кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия). Мероприятие нацелено на выявление современных одаренных постановщиков танца, всестороннее содействие их профессиональному росту, успешным карьерным поискам талантливых хореографов. Фестиваль за время своего существования, по мнению организаторов, «вырос» до уровня педагогической площадки, на которой коллективными усилиями конкурсантов и мастеров танцевальной сцены ведётся продуктивный поиск и апробация инновационных педагогических технологий подготовки творчески состоятельных специалистов в области современного хореографического искусства. Доказавшие свою эффективность образовательные технологии находят своё место в системе образовательной программы по профилю подготовки «Танец и современная пластическая культура».
Ключевые слова: современный танец, хореографические коллективы, балетмейстерская работа, молодые хореографы, мастерство хореографа, композиция и постановка танца в современной хореографии.