Научная статья на тему 'Современная концепция танцевальной педагогики в условиях вуза'

Современная концепция танцевальной педагогики в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1047
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DANCE CONCEPT / CONTEMPORARY CULTURAL PARADIGM OF DANCE AND GENRE FEATURES OF MODERN DANCE / CULTURAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF MODERN DANCE / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ТАНЦА / ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурцева Г. В.

В статье раскрываются особенности образовательных компонентов танцевальной педагогики в контексте ценностного статуса современного танца в социокультурном пространстве Алтайского региона, исследуются актуальные хореографические потребности региона как важнейший ресурс развития современного вузовского хореографического образования. Автор вскрывает количественные и качественные изменения в практике любительских хореографических коллективов и образовательных учреждений культуры Алтая в плане использования выразительных возможностей современного танца как средства художественного воспитания и образования в период с 1990 годов до нашего времени. Статья знакомит читателя с первыми опытами постановочной работы практиков-хореографов по созданию композиций на основе лексики современного танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN CONCEPT OF DANCE PEDAGOGY IN CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

The article describes features of an educational component of dance pedagogy in the context of a contemporary dance of valuable status in socio-cultural space of the Altai region. The researcher explores topical choreographic needs of the region as an important resource for the development of a modern university's choreographic education. The author reveals quantitative and qualitative changes in the practice of amateur dance groups and educational institutions of the Altai culture in the use of the expressive possibilities of modern dancing as a means of artistic education and education in the period from 1990 up to the present time. The article shares the first experiments staging work-practitioner choreographers to create compositions based on the vocabulary of a modern dance.

Текст научной работы на тему «Современная концепция танцевальной педагогики в условиях вуза»

12. Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога. Available at: http://dis.podelise.ru/text/index-8936. html?page=12

13. Единое информационное образовательное пространство для педагогов прибалтийских стран «Miksike». Available at: http:// miksike.net/#/en/gnews.html

14. Открытое образовательное пространство всесезонной школы (Северная Африка, Австралия, страны Азии и Тихого океана). Embracing Diversity: Toolkit for Creating Inclusive, Learning-Friendly Environments Specialized Booklet 4, Practical Tips for Teaching Multigrade Classes. Paris, 2015.

References

1. Veretennikova L.A., Bokova O.A., Shamarina E.V. Formirovanie innovacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva obespecheniya professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59): 124 - 127.

2. Sozdanie setevogo professional'nogo soobschestva i ego organizaciya. Available at: http://yamal-obr.ru/articles/sozdanie-i-rabota-setevogo-prof-soobshes

3. Tehnologiya informacionno-metodicheskogo soprovozhdeniya innovacionnoj deyatel'nosti pedagogov v municipal'noj sisteme obrazovaniya. Available at: cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-informatsionno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-innovatsionnoy-deyatel-nosti-pedagogov-v-munitsipalnoy-sisteme

4. Proektno-setevaya organizaciya innovacionnoj deyatel'nosti pedagogov v municipal'noj sisteme obrazovaniya. Available at: http://5fan.ru/ wievjob.php?id=79323

5. Model' setevoj municipal'noj metodicheskoj sluzhby v municipal'nom obrazovatel'nom prostranstve. Available at: http://educoroang.ru/MMS/ opisanie_innovacionnoj_modeli_i_soderzhatelnykh_re.html

6. Sovremennaya model' informacionnoj obrazovatel'noj sredy na osnove proektno-setevogo vzaimodejstviya kak uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya Available at: https://infourok.ru/sovremennaya_model_informacionnoy_obrazovatelnoy_sredy_na_osnove_ proektno-_setevogo-382811.htm

7. Kondakova 'E.I. Setevoe vzaimodejstvie: mehanizmy realizacii obrazovatel'nojpolitiki. 2013; 3: 29 - 32.

8. Setevoe vzaimodejstvie kak sposob povysheniya masterstva pedagoga Available at: http://www.pedsovet.pro/index.php?catid=77:organization-of-educational-process&id=3507:2014-04-26-11-24-10&option=com_content&view=article

9. Innovacionnye metody setevogo vzaimodejstviya dlya professional'nogo razvitiya uchastnikov obrazovatel'nogo processa. Available at: http://www.бтпит.рф/data/documents/Sbornik-Setevoe-vzaimodeystvie-GOTOVO.pdf

10. Chernikova E.G. Sostoyanie iprotivorechiya social'no-professional'noj adaptaciimolodyh pedagogov: sociologicheskij analiz. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2008.

11. Tarunina L.V. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka molodyh uchitelej v municipal'noj sisteme obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2009.

12. Soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga. Available at: http://dis.podelise.ru/text/index-8936.html?page=12

13. Edinoe informacionnoe obrazovatel'noe prostranstvo dlya pedagogov pribaltijskih stran «Miksike». Available at: http://miksike.net/#/en/ gnews.html

14. Otkrytoe obrazovatel'noe prostranstvo vsesezonnoj shkoly (Severnaya Afrika, Avstraliya, stranyAzii i Tihogo okeana). Embracing Diversity: Toolkit for Creating Inclusive, Learning-Friendly Environments Specialized Booklet 4, Practical Tips for Teaching Multigrade Classes. Paris, 2015.

Статья поступила в редакцию 15.09.16

УДК 378:793.3

Burzeva G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

THE MODERN CONCEPT OF DANCE PEDAGOGY IN CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION. The article describes features of an educational component of dance pedagogy in the context of a contemporary dance of valuable status in socio-cultural space of the Altai region. The researcher explores topical choreographic needs of the region as an important resource for the development of a modern university's choreographic education. The author reveals quantitative and qualitative changes in the practice of amateur dance groups and educational institutions of the Altai culture in the use of the expressive possibilities of modern dancing as a means of artistic education and education in the period from 1990 up to the present time. The article shares the first experiments staging work-practitioner choreographers to create compositions based on the vocabulary of a modern dance.

Key words: dance concept, contemporary cultural paradigm of dance and genre features of modern dance, cultural and educational potential of modern dance.

Г.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В статье раскрываются особенности образовательных компонентов танцевальной педагогики в контексте ценностного статуса современного танца в социокультурном пространстве Алтайского региона, исследуются актуальные хореографические потребности региона как важнейший ресурс развития современного вузовского хореографического образования. Автор вскрывает количественные и качественные изменения в практике любительских хореографических коллективов и образовательных учреждений культуры Алтая в плане использования выразительных возможностей современного танца как средства художественного воспитания и образования в период с 1990 годов до нашего времени. Статья знакомит читателя с первыми опытами постановочной работы практиков-хореографов по созданию композиций на основе лексики современного танца.

Ключевые слова: танцевальная концепция, современная культурная парадигма танца, жанровые признаки современного танца, культурно-образовательный потенциал современного танца.

Трёхсотлетняя история развития российского хореографического образования в русле русской школы классического балета по праву считается одной из признанных в мире искусства и культуры. Танцевальная концепция А.Я. Вагановой «Создание единой методики классического танца» является основополагающей в воспитании тела исполнителя-хореографа в учебных заведениях различного уровня. Но мировое хореографическое образовательное пространство знает и ряд других танцевальных концепций: «Действенная театральная хореография Ж.Ж. Но-

верра, «Классическая хореография романтического балета» Ф. Тальони, «Воспитание балетного актера» М. Петипа. По нашему мнению, именно аргументированная смена исторически сложившихся танцевальных концепций и созревание хореографических инноваций в рамках классических традиций определяют вектор развития хореографического образования в современных реалиях.

Современная эпоха характеризуется процессом становления новой культурной парадигмы в теории и практике танцеваль-

ного образования. В российском хореографическом образовании становятся все более востребованными западные танцевальные концепции воспитания хореографа. Прежде всего, российских педагогов-новаторов интересуют концепции, связанные с поиском новых форм движения, приближенных к естественному раскрепощенному пластическому языку тела. Среди них следует выделить: «Пластические знаки чувств» (Ф. Дельсарт), «Ритмопластический жест» (Э. Ж. Далькроз), «Свободная пластика и раскрепощенное тело» (А. Дункан), «Неосознанные экспрессии тела в символическом пространстве сцены» (М. Грехем), «Экспрессивный танец и архитектура пространства (Р. Лабан). Именно концептуальный подход к танцевальной педагогике определяет характерные художественно-интеллектуальные, этические и социально культурные требования к личности педагога-хореографа и его творческой деятельности.

В концепции танцевальной педагогики необходимо понимать два важных структурных компонента: цель и особенности развития танцевального мышления. В различных танцевальных концепциях воспитание определенного типа танцовщика, как ведущая цель педагогического процесса, базируется на системе установленных ведущих хореографических дисциплин. Авторская концепция «ценностного статуса современного танца в отечественном хореографическом образовании» включает систему необходимых учебных курсов: «Философия танца», «Педагогика и психология танца», «История, теория и практика современных направлений хореографии», «Анализ движений по методу Р. Лабана», «Мастерство хореографа в современном танце», «Методика организации ритма в современных формах танца», «Актерская выразительность в современном танце», «Режиссура и постановка концептуальных форм танца», «Техника танца модерн», «Техника джазового танца», «Партнеринг и контактная импровизация». Именно в условиях педагогической системы формируются определенные телесные и интеллектуальные возможности студентов и их новый способ хореографического мышления.

В экспериментальном педагогическом опыте в вузе вырабатывались подходы к обучению современному танцу. Сформулированы ряд установок по ведению тренингов в учебном процессе: 1.Танец есть особая форма игры. Поддерживайте игровую атмосферу занятий. 2. Танец не является выражением чувств и способом мимического описания событий. Танец посвящен самому себе и процессам собственной трансформации. Необходимо обеспечить участникам творческую среду, в которой поддерживается желание танцевать, а не заучивать хореографические движения. 3. Инструмент экспрессии - не тело, а пространство. 4. Танец не есть последовательность шагов, а независимое средство выражения со своими законами и структурой. 5. Танец есть постоянное разрушение законов баланса, когда движения в нем существуют на уровне идеи в наиболее фантастических уходах от бытовых образов. 6. Танцевальный жест осмыслен только в связи с другими движениями, которые ему предшествуют и за ним следуют. 7. Использование пауз в бесконечном потоке движений и бесконечного появления вращающих осей есть основа формообразования танца. 8. Танец создает своеобразный ритм общения. 9. Человек не в состоянии изменить образ своего мышления, пока не изменил индивидуальный репертуар поз и движений. Совершенствование движений - это лучший способ совершенствования себя. 10. Чтобы изменить образ действия нужно изменить образ себя (движение, ощущение, чувствование, мышление). 11. Психологически массовое танцевальное действо способствует формированию «коллективного разума» как целостного единого организма. 12. Действие держится не на строгой логике развивающегося события, а на артефактах, которые фиксируют отношения тела и чувств, тела и пространства, предмета и мысли.

При разработке и реализации тренингов по развитию навыков исполнения и актерской выразительности в современном танце в вузовской практике использовались и были адаптированы: теория Габриэлы Рот, в основе которой лежит освоение пяти первичных движений, присутствующих во всех культурах; методика ключей психоэмоциональных состояний профессора Н.И. Козлова; система анализа танца Р. Лабана; идея импровизации в танце У. Форсайта.

В опыте выработались новые профессиональные знания о жанре. Современный танец по содержанию есть абстрактный и концептуальный танец, который отказывается от изображения реальных предметов, уходит от обычного предметного мира к изображению общих понятий и образов подсознания, в

нем важен конструктивный принцип для освещения актуальных проблем. Иллюстрация философских, психологических понятий происходит благодаря различным материалам, в том числе компьютерной графикой, предметами быта, текстами, актерской игрой, а не только движением тела, что позволяет отойти от привычных, традиционных ассоциаций. Концепция создаваемого художественного образа выступает разными гранями, но сохраняет нравственно-эстетическую ориентацию. Пластический язык строго не регламентируется. Каждая авторская хореография -это индивидуальный поиск, в композиции возникают одинокие темы-персонажи, каждый воспроизводит свой текст, но при этом сохраняется некий устойчивый тип движения. Современный танец усиливает акцент между намерением и действием, душой и телом, фантазией и реальностью, учит умению «отзеркалить» самые глубокие уровни эмпатической реакции тела, использовать все аспекты движения и средств выразительности в сценической реальности, работать в пространстве с противоположностями и полярностями [1; 2].

Современный танец как жанр хореографического искусства активно стал развиваться в Алтайском регионе с начала 90-х годов прошлого столетия, точнее надо сказать, что экспериментально-творческий возраст этого танцевального направления составляет примерно 20 - 25 лет. 3 мая 2000 года в газете «Молодёжь Алтая» вышла заметка «Модернисты уже в Барнауле» о первом профессиональном коллективе в городе модерн-балета «Пространство любви», работа которого началась в далеком 1989 году в обычных кафе-барах и ресторанах. И. Ткаченко, В. Истомина, О. Вернигора впервые осваивали стили современного танца в их чистом проявлении на сцене: сначала джаз, потом модерн, и, наконец, свое внимание остановили на техники contemporary dance. Первые постановки в этом направлении «В городе Н», «Его шаги», «Дева весна». «Соната Боль-минор» (совместный проект с поэтессой О. Казаковой), а затем и работа в театре драмы им. В.М. Шукшина в спектакле «Трехгрошо-вая опера», многометражный спектакль о Есенине, и, наконец, спектакль «Посткриптум» («Р^.»)принесли свои плоды и заслуженные аплодисменты и признания зрителей. Исполнители и эксперты современной хореографии в одном лице поясняли в интервью, что модерн выражает определенный образ мыслей и нельзя на сцене выразить эмоциями то, чего не переживал и не открывал в себе самом.

В первых опытах использования выразительных средств современного танца в своей постановочной работе практики-хореографы создавали композиции как некий сплав и конгломерат различных стилей, а в чистых жанрах (джаз, модерн, контактная импровизация, шоу, мюзикл, альтернативная хореография) почти не работали. Чаще всего современные формы танца и элементы свободной пластики хореографы заимствовали для создания танцев в стилизованных народных и классических мотивах.

В любительском хореографическом искусстве региона за прошедший период наметились целенаправленные модификации. 7 июня 2003 года в Алтайской правде вышла статья О. Польщиковой «Золотые лучи», в которой эксперты (члены жюри) оценили современное состояние любительского хореографического творчества, представленного на втором краевом фестивале-конкурсе «Навстречу солнцу». Экспертами было точно замечено, что на хореографической сцене Алтая произошли явные изменения в жанровом разнообразии танцевальных композиций, творческие акценты сместились в сторону стилизации традиционных видов танца (народный, классический) и современных направлений хореографии. Так, анализ репертуара краевого конкурса «Юные дарования Алтая» (2003 г.) показал, что более 40 % хореографических композиций имеют прямое отношение к современным направлениям хореографии. Первопроходцами в этом плане стали хореографические коллективы: «Калейдоскоп» (г. Рубцовск, художественный руководитель Т. Голубева), «Ассорти» (г. Барнаул, художественный руководитель О. Половинкина), «Соул» (г. Барнаул, художественный руководитель Л. Щербакова), «Хампти-Дампти» (г. Барнаул, художественный руководитель Н. Зотова). Искусство современного танца давало практикам выход на самовыражение, импровизацию и использование технических возможностей человеческого тела не по стандартам и канонам классики, а в его естественном фактурном проявлении.

Анализ фестивалей-конкурсов, которые прошли в столице Алтайского края с декабря 2015 года по апрель 2016 года, открыл новый фактический материал в плане перспективы развития жанра современного танца в регионе. В Международном

конкурсе детского и молодежного творчества «Звездный проект» (декабрь. 2015 г.) 2/3 участников представили свое творчество в номинациях эстрадный и современный танец. На зональном конкурсе «Веселый Морозко» (Родино, февраль 2016 г.) было представлено 80 хореографических композиций, из них третья часть работ показана в номинации: современный и эстрадный танец. С точки зрения грамотного подхода к композиции современного танца, следует выделить театр танца «Визави» (с. Павловск, руководители Н. Чернова и С. Романенко). Хореографические композиции: «Перерождение», «Думы», «О своем, о девичьем», «Под летним дождем» - показывают траекторию поисков коллектива в направлении стилизации современного танца [7 - 9].

В краевом конкурсе хореографического творчества «Алтайские россыпи» (март 2016 г.) в номинации «Современный танец» выступали дети разных возрастных категорий, начиная от 7-ми до 18 лет. Наиболее выразительными, на наш взгляд, являются следующие композиции в жанре современного танца: «Летели облака», «Валяшки», «Басня», «К знаниям», «Детки» (школа хореографического искусства «Карамель», художественный руководитель А. Ломова); «Опера нашего двора», «Шаг за шагом» (детский образцовый самодеятельный коллектив Алтая, эстрадно-хореографический ансамбль «Овация», руководители В. Вернигор и М. Шелепова, выпускники вуза); «Безумный музыкант» «Птицы» (образцовый коллектив России, студия детского современного танца «Ласточка», художественный руководитель Т. Казанцева, выпускница вуза); «Февраль», «Вакансия», «Перед выходом на сцену» (образцовый хореографический коллектив «Импульс», художественный руководитель Т. Бейч); «Шаги» (ансамбль современного танца «Автограф», руководители О. Сма-гина и А. Хлыстунова, выпускница вуза); «Путь», «Французская новелла» (образцовый коллектив Алтая театр-студия «Фиеста», художественный руководитель Г. Абрамова. Выпускница вуза). Всего в номинации было представлено 24 участника. Выразительные средства современного танца активно используют и коллективы эстрадного жанра, на конкурсе в этой номинации соревновались 56 участников.

Перспективным коллективом в плане развития чистого жанра является, на наш взгляд, молодой коллектив из Новоалтайска театр-студия современного танца «Юла» (художественный руководитель О. Воробьева, выпускница вуза). Композиция «Двое: я и моя тень», представленная на краевом фестивале-конкурсе хореографического творчества «Неваляшка-2016» поразила зрителей своей новизной и оригинальностью решения, высоким исполнительским уровнем участников. Автор понимает стилистику и законы современного танца, для создания художественно-эстетического сценического пространства и общения.

Интересно в стилистике современного танца работает образцовый коллектив Алтая «Вдохновение» (руководитель В. Ляпина, выпускница вуза). «Галерея современного искус-

Библиографический список

ства» - номер, который неоднократно был представлен на конкурсах различного уровня и получал всегда одобрение членов жюри.

Особняком выделяется на танцевальном небосклоне города команда «Технопарк», художественный руководитель А. Пучков, выпускник вуза. Этот коллектив преломляет современный танец сквозь призму альтернативной хореографии, классические музыкальные произведения модернизируются и становятся прекрасным звуковым фоном для оригинальных танцевальных композиций.

Таким образом, описанная картина перспективы развития современного танца в регионе в целом отражает основные процессы, складывающиеся на динамично формирующемся и развивающемся образовательном хореографическом пространстве Алтайского края. Однако при позитивных тенденциях освоения нового жанра, сдерживающим фактором, на наш взгляд, является удаленность Алтая от центров современного искусства в России, что влияет на медленные темпы освоения художественной информации в опыте практиков-хореографов и некий консерватизм мнений, бытующих в профессиональной среде по отношения к эстетики современного танца.

В связи с этим, во-первых, необходимо расширять связи со специалистами-хореографами из других регионов и из центральной России, ориентироваться на образцы современной хореографии западных хореографов, которые закладывали истоки теории и практики данного направления в искусстве. Во-вторых, действующим коллективам современного танца следует обратить внимание на профессионализм руководителей, качество ведения занятий с приглашением знающих свое дело образованных преподавателей. В-третьих, продолжать внедрять инновационные модели обучения хореографии в высшие учебные заведения с учетом появления новых форм и стилей танца. В-четвертых, вести постоянный региональный мониторинг, в рамках которого отслеживать положительные примеры творческого опыта коллективов, потребности хореографической практики, уровень востребованности специалистов данного профиля на рынке образовательных услуг.

Стремительное развитие современных форм танца в социокультурном пространстве Алтайского региона, актуализирует проблему формирования специфических (отличных от традиционных) компетенций выпускника вуза. Это, прежде всего, развитие концептуального мышления и умения создавать разнообразные композиции концептуального танца. Для этого необходимо в образовательном педагогическом процессе делать акцент на работу хореографического мышления с абстракциями, формирование навыков интерпретации смыслов и содержания философских, обобщенных понятий, развитие логики, осмысление проблем в системе взаимосвязанных, но отдаленных друг от друга представлений и воззрений.

1. Бурцева Г.В. Мастерство хореографа: учебно-практическое пособие. Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2014.

2. Бурцева Г.В. Инновационные процессы в хореографическом образовании. Опыт и проблемы повышения качества обучения студентов в Алтайском государственном институте искусств и культуры. Барнаул: АГИИК, 2002.

3. В стиле танго. Алтайская правда. 2003; 6 апреля.

4. Гуртенко Н. Наши танцоры поразили американцев. Алтайская правда. 2003; 5 ноября.

5. Ермолина Л. Ансамбль «Соул» вернулся с Никами. Алтайская правда. 2002; 14 ноября.

6. Польщикова О. Золотые лучи. Алтайская правда. 2003; 7 июня.

7. Стрельникова Н. Без нытья добиваются побед девчонки из «Соула». Алтайская правда. 2005; 19 февраля.

8. Цигвинцева Н. Стихотворный танец. Вечерний Барнаул. 2000;. 13 мая.

9. Шнитко О. Модернисты уже в Барнауле. Молодёжь Алтая. 2000; 3 мая.

References

1. Burceva G.V. Masterstvo horeografa: uchebno-prakticheskoe posobie. Barnaul: Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv, 2014.

2. Burceva G.V. Innovacionnye processy v horeograficheskom obrazovanii. Opyt i problemy povysheniya kachestva obucheniya studentov v Altajskom gosudarstvennom institute iskusstv i kul'tury. Barnaul: AGIIK, 2002.

3. V stile tango. Altajskaya pravda. 2003; 6 aprelya.

4. Gurtenko N. Nashi tancory porazili amerikancev. Altajskaya pravda. 2003; 5 noyabrya.

5. Ermolina L. Ansambl' «Soul» vernulsya s Nikami. Altajskaya pravda. 2002; 14 noyabrya.

6. Pol'schikova O. Zolotye luchi. Altajskaya pravda. 2003; 7 iyunya.

7. Strel'nikova N. Bez nyt'ya dobivayutsya pobed devchonki iz «Soula». Altajskaya pravda. 2005; 19 fevralya.

8. Cigvinceva N. Stihotvornyj tanec. VechernijBarnaul. 2000;. 13 maya.

9. Shnitko O. Modernisty uzhe v Barnaule. Molodezh'Altaya. 2000; 3 maya.

Статья поступила в редакцию 23.09.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.