Научная статья на тему 'Хореографическое искусство в контексте современных концепций развития культуры'

Хореографическое искусство в контексте современных концепций развития культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3866
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ / CONCEPTS OF DEVELOPMENT OF CULTURE / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / CHOREOGRAPHIC ART / ЭСТЕТИКА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА / AESTHETICS OF MODERN DANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Касиманова Л. А.

В статье представлен исторический анализ состояния хореографического искусства в контексте современных концепций развития культуры. Автор рассматривает хореографическое искусство в системе общечеловеческой культуры и прослеживает основные этапы его развития: классический, неклассический и постнеклассический периоды. Хореографическое искусство признается одним из лучших творческих проявлений, позволяющих переживать богатейшую гамму эмоций и чувств человека. Автор подробно останавливается на проявлениях постнеклассической культуры на хореографическим искусстве, рассматривая одну из его форм танец, выделяя современный танец, свободный пластический танец, модерн танец, постмодерн танец. Прослеживая эволюцию эстетики современного танца XX века, автор отмечает постепенный уход от традиций классического балета, развитие танца модерн с 20-х годов и постмодерн и современного танца с 60-х. В последующие годы уход от танца модерн и различные формы современного танца автор обозначает как хореографический материализм нерепрезентативного авангардного танца 60-х, расцвет соматических практик в «новом танце» 70-х, фрагментированная драматургия и обращение к зрителю в 80-е, отказ от какого-либо общего хореографического языка, исчерпывание движения и концептуальный танец 90-х.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHIC ART IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTS OF CULTURE DEVELOPMENT

The article presents a historical analysis of the state of choreographic art in the context of modern concepts of cultural development. The author considers choreographic art in the system of universal culture and traces the main stages of its development: classical, non-classical and post-non-classical periods. Choreographic art is recognized as one of the best creative manifestations, allowing you to experience the richest range of emotions and feelings of a person. The author dwells in detail on the manifestations of post-nonclassical culture on choreographic art, considering one of its forms dance, highlighting modern dance, free plastic dance, modern dance, postmodern dance. Tracing the evolution of the aesthetics of modern dance of the 20th century, the author notes a gradual departure from the traditions of classical ballet, the development of modern dance from the 1920s and postmodern and modern dance from the 60s. In subsequent years, the author denotes the departure from modern dance and various forms of modern dance as the choreographic materialism of the unrepresentative avant-garde dance of the 1960s, the flowering of somatic practices in the “new dance” of the 1970s, fragmented dramaturgy and appeal to the viewer in the 80s, either the general choreographic language, the exhaustion of the movement and the conceptual dance of the 90's.

Текст научной работы на тему «Хореографическое искусство в контексте современных концепций развития культуры»

УДК 7.011

Kasimanova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Choreographic Art, Herzen State Pedagogical

University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

CHOREOGRAPHIC ART IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTS OF CULTURE DEVELOPMENT. The article presents a historical analysis of the state of choreographic art in the context of modern concepts of cultural development. The author considers choreographic art in the system of universal culture and traces the main stages of its development: classical, non-classical and post-non-classical periods. Choreographic art is recognized as one of the best creative manifestations, allowing you to experience the richest range of emotions and feelings of a person. The author dwells in detail on the manifestations of post-nonclassical culture on choreographic art, considering one of its forms - dance, highlighting modern dance, free plastic dance, modern dance, postmodern dance. Tracing the evolution of the aesthetics of modern dance of the 20th century, the author notes a gradual departure from the traditions of classical ballet, the development of modern dance from the 1920s and postmodern and modern dance from the 60s. In subsequent years, the author denotes the departure from modern dance and various forms of modern dance as the choreographic materialism of the unrepresentative avant-garde dance of the 1960s, the flowering of somatic practices in the "new dance" of the 1970s, fragmented dramaturgy and appeal to the viewer in the 80s, either the general choreographic language, the exhaustion of the movement and the conceptual dance of the 90's.

Key words: culture, concepts of development of culture, choreographic art, aesthetics of modern dance.

Л.А. Касиманова, канд. пед. наук, зав. каф. хореографического искусства, Российский государственный

педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

В статье представлен исторический анализ состояния хореографического искусства в контексте современных концепций развития культуры. Автор рассматривает хореографическое искусство в системе общечеловеческой культуры и прослеживает основные этапы его развития: классический, неклассический и постнеклассический периоды. Хореографическое искусство признается одним из лучших творческих проявлений, позволяющих переживать богатейшую гамму эмоций и чувств человека. Автор подробно останавливается на проявлениях постнеклассической культуры на хореографическим искусстве, рассматривая одну из его форм - танец, выделяя современный танец, свободный пластический танец, модерн танец, постмодерн танец. Прослеживая эволюцию эстетики современного танца XX века, автор отмечает постепенный уход от традиций классического балета, развитие танца модерн с 20-х годов и постмодерн и современного танца с 60-х. В последующие годы уход от танца модерн и различные формы современного танца автор обозначает как хореографический материализм нерепрезентативного авангардного танца 60-х, расцвет соматических практик в «новом танце» 70-х, фрагментированная драматургия и обращение к зрителю в 80-е, отказ от какого-либо общего хореографического языка, исчерпывание движения и концептуальный танец 90-х.

Ключевые слова: культура, концепции развития культуры, хореографическое искусство, эстетика современного танца.

Искусство играет большую роль в жизни людей, занимая при этом особое место. Обобщая, перерабатывая и в особой манере, свойственной определённому виду искусства, отражая через художественные образы саму жизнь, искусство становится неисчерпаемым источником познания. Только искусство, благодаря своей уникальной способности влиять на человека, дает необыкновенную возможность проявлять творческие порывы и раскрывать дарования и способности.

Хореографическое искусство признается одним из лучших творческих проявлений, позволяющих переживать богатейшую гамму эмоций и чувств человека. Хореографическое искусство непосредственно связано с музыкой, что обусловлено важностью музыки в раскрытии хореографического образа во всей его полноте, выразительности и яркости. Пластика движений - еще одна составляющая хореографического искусства, связанная с передачей чувств и переживаний.

Искусство сочинения танца и создания образа пластическими средствами особое творческое проявление, требующее специальные способности, художественный вкус, чувство ритма и музыкальный слух. Хореография сформировала свою специфическую систему средств, методов и приемов, особый язык пластической выразительности, раскрывающий эмоциональное состояние и внутренний духовный мир человека. При этом, хореографическое искусство постоянно развивается, впитывает в себя многообразие танцевальных культур многочисленных этносов.

Хореографическое искусство или хореография (от греческого слова хор£1а - хороводная пляска и Ypaфы - записывать) рассматривается в качестве искусства сочинения, сценической постановки танца. Сам термин «хореография» появился примерно в 1700 гг. для названия системы описания (стенографирования) танцев, позднее это понятие стало применяться к танцевальному искусству в целом.

Хореографическое искусство - комплексное явление, включающее балета, бальные танцы, народные танцы, современные танцы и т.д. Зарождение искусства хореографии произошло в глубокой древности, когда сам танец выполнял ритуальные

функции (культовые и религиозные церемонии, охотничьи и др. обряды). Развитие хореографического искусства продолжалось в Древнем Египте, Индии, Китае, Древней Греции, Древнем Риме и других, и постепенно стало восприниматься в качестве зрелища. Во времена средневековья на хореографическое искусство было наложено табу. Запрет был снят только в Эпоху Возрождения, однако настоящий период рассвета искусства танца начинается с середины 17 века, в 1661 году во Франции была создана Королевская академия танца. Именно в этой Академии была создается основная, используемая и сегодня, система классической хореографии, закладывается фундамент современного балета. Развитие искусства хореографии многие авторы связывают с культурами Западно-Европейских стран - Австрии, Англии, Италии, а особенно Франции.

Основные правила и законы классического балета сложились в 17 - 18 веках. В начале 19 века ведущие школы классического балет развиваются в Италии и Франции. В России расцвет балетного искусства пришелся на вторую половину 19 и начало 20 веков. После революции Советская Россия во все времена уделяла огромное внимание развитию культуры, приобщению населения к культурному наследию, поскольку искусство является важным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Вместе с другими областями искусства стало развиваться и хореографическое искусство, высшей формой которого явился классический балет. Расцвет искусства хореографии в России во второй половине 20 века связан с такими именами как Г. Уланова, О. Лепешинская, Ю. Григорьевич, М. Плисецкая, Н. Безсмертнова, М. Лиепа, В. Васильев, Р. Нуриев, М. Барышников и др.

Сегодня сложился самобытный и уникальный феномен хореографического искусства - многонациональный балет. Развитие национальных хореографических коллективов, обогащенных этническими культурой и традициями, предопределил путь развития российского хореографического искусства.

Рассмотрим хореографическое искусство в системе современной культуры.

Большаков В.П., проведя солидный анализ определения феномена искусства, рассматривает искусство как особую сферу человеческой деятельности - целенаправленной, осознанной в своем значении специализированной художественной активности (художественного творчества) и её результатов (художественные произведения, произведения искусства), их функционирование и восприятие [1, с. 34]. По мнению известных культурологов Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева [2, с. 143], характеризуя понятие «искусство», многие исследователи рассматривают его как

1) «специфический вид духовного отражения и освоения действительности»;

2) «один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности»;

3) «форма чувственного познания мира»;

4) «проявление творческих способностей человека» (проблема художника-творца);

5) «процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение» (проблема восприятия и понимания искусства).

Классифицируя виды искусства, ученые-культурологи рассматривают их в качестве способов «художественного воплощения жизненного содержания в произведениях, характеризующихся специфическими изобразительными выразительными средствами и приемами» [3].

Различные исследователи в типологизации искусства используют следующие подходы:

1) историографический подход (по определенным эпохам);

2) социально статусный подход (массовое и элитарное);

3) хронологический подход (современное и несовременное);

4) по отношению к традициям (традиционное и авангардное, каноническое и актуальное и т.д.).

Отдельные ученые-культурологи (А.Я. Флиер [4; 5; 6]) предлагают новую модель культурной типологии: классическая культура, неклассическая культура, постнеклассическая культура. Появление классической культуры относят к эпохе Возрождения (15 век), период продолжался следующие четыре столетия. По мнению А.Я. Флиера (2015) [7], характерной особенностью классического периода культуры «является её императивная идео-логичесность, обусловленность определенной религией или политической пропагандой... предельно четкое деление мира на добро и зло, хорошее и плохое, благостное и греховное, правильное и неправильное и т. п.».

Во второй половине 19 века начался научно-технический переворот, в науке этот период назывался постнеклассическим (теория относительности Эйнштейна, корпускулярно-волновая теория строения атома и т.д.). Отказ от постулата абсолютной истины оказал заметное влияние, как на культурное сознание, так и на развитие культуры и искусства. Наступил неклассический период развития культуры.

В 70-х годах 20 века мир испытал следующий научно-технический переворот, приведший к появлению постнеклассического периода в науке (ярким примером которого явилась синергетика - наука об саморганизующихся системах), который оказал заметное воздействие на культуру и искусство. Постнекласси-ческий период развития культуры породил «социальное возобладание массовой культуры как основной культуры повседневности». Специфические черты постнеклассической культуры исследованы в работах О.В. Архиповой (2012) [8], И.П. Ильина (1996) [9]; Н.Б. Маньковской (2000) [10], М.А. Можейко (1999) [11], А.Я. Флиер (2011, 2012) [4,5]

Как отмечает А.Я. Флиер [6], постнеклассическая культура отвергает культурные смыслы прошлого, которые со временем могут меняться, относясь к прошлым культурным формам «с ироническим покровительством», используя художественные образы в разных интерпретациях. «Если неклассическая культура была озабочена созданием новых форм, то постнеклассическая занимается в основном реинтерпретацией старых форм... Представляется, что постнеклассическое направление войдет в историю культуры в первую очередь своими интеллектуальными поисками в области философии, гуманитарных наук, публицистики, переосмысливающими ярлыки добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного, накопившиеся за века господства классической культуры», -считает А.Я. Флиер [6].

Остановимся на проявлениях постнеклассической культуры на хореографическим искусстве, рассматривая одну из его форм - танец. В танце создается художественный образ сред-

ствами положения тела, пластики движения, мимики и т. д. В качестве примера постнеклассического направления в хореографии можно выделить:

1. Современный танец (Contemporary Dance) - в данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

2. Свободный пластический танец - новый вид танца рождается на рубеже XIX - XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремится сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей - отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов - музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.

3. Модерн танец (Modern Dance) - направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Анья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лои Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен Дени, Тед Шон.

4. Постмодерн танец (Postmodern Dance) - направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960 - 1970-е гг., ведущими представителями которого являются Мерс Каннин-гхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.

Эволюцию эстетики современного танца XX века можно обозначить как постепенный уход от традиций классического балета, развитие танца модерн с 20-х годов и постмодерн и современного танца с 60-х. В последующие годы уход от танца модерн и различные формы современного танца можно обозначить как хореографический материализм нерепрезентативного авангардного танца 60-х, расцвет соматических практик в «новом танце» 70-х, фрагментированная драматургия и обращение к зрителю в 80-е, отказ от какого-либо общего хореографического языка, исчерпывание движения и концептуальный танец 90-х.

Во второй половине XX века развивается постмодерн, в арсенал выразительных средств которого вошли использование кино и фотопроекций, эффекты освещения, звука, электронная музыка появился жанр контактной хореографии, стал доминировать одноактный балет-миниатюра и т.д. Эпоха постмодерна провозгласила в танце свободу от каких-либо канонов и повествований. Более интенсивно развивающимся и популярным танцевальным жанром становится contemporary dance. Театральная форма подачи танцевального действа и перфоманс, случай и игра, импровизация и ценность момента «здесь и сейчас», - все это основа современного танца (contemporary dance).

Contemporary dance не дает зрителям готового рецепта, а предлагает абсолютную свободу понимания действия. Важно, чтобы зритель начал видеть себя внутри художественного процесса, был не столько наблюдателем, а скорее участником. Пионерами современного танца считаются Рут Сен-Дени, Дорис Хамфри, Мэри Вигман, Франсуа Дельсарт, Эмиль Жак-Далькроз, Пол Тейлор, Рудольф фон Лабан, Лои Фуллер, Хосе Лимона и Мари Рамбер.

^^em^ra^ dance включает танцевальные техники и стили XX - XXI вв.: техника Але^андера, метод Фельденкрайза, соматикс, анализ движения Рудольфа Лабана (Лейбана), основы Ирмгард Бартеньефф, техника танца Марты Грэм, техника танца Мерса Каннингэма, техника танца Хампри-Уэйдмана, техника танца Хосе Лимона, техника Лестера, техника танца Эрика Хоукинса, контактная импровизация, танцевальная импровизация, техника релиз (освобождения), техника освобождения Джоан Скиннер, пилатес, кинезиология, гиротоник и гирокинезис, bodymind centering (bmc), йога.

Библиографический список

1. Большаков В.П. Культура как форма человечности: учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.

2. Багдасарьян Н.Г., Иванченко Г.В., Литвинцева А.В. и др. Культурология: учебное для студ. техн. вузов. Под редакцией Н.Г. Багдаса-рьян. 4-е изд., испр. Москва: Высш. шк., 2002; 416.

3. Искусство. Available at: http://feb web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-3101.htm

4. Флиер А.Я. Вектор культурной эволюции. Обсерватория культуры. 2012: 5; 4 - 16.

5. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. Москва: Согласие, 2012; 528.

6. Флиер А.Я. Модель культурной типологии: классическая, неклассическая и постнеклассическая культуры. Информационный гуманистический портал «Знание. Понимание. Умение». 2016: 3.

7. Флиер А.Я. Добро и зло в культурно-историческом понимании Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015: 3; 17 - 36. Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/

8. Архипова О.В. Идеи образования в контексте постнеклассической культуры. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

9. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. Москва: Интрада, 1996.

10. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000.

11. Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. Минск: Издательство Белорус. гос. экон. ун-та, 1999.

References

1. Bol'shakov V.P. Kul'tura kak forma chelovechnosti: uchebnoe posobie. Velikij Novgorod: NovGU imeni Yaroslava Mudrogo, 2000.

2. Bagdasar'yan N.G., Ivanchenko G.V., Litvinceva A.V. i dr. Kul'turologiya: uchebnoe dlya stud. tehn. vuzov. Pod redakciej N.G. Bagdasar'yan. 4-e izd., ispr. Moskva: Vyssh. shk., 2002; 416.

3. Iskusstvo. Available at: http://feb web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-3101.htm

4. Flier A.Ya. Vektor kul'turnoj 'evolyucii. Observatoriya kul'tury. 2012: 5; 4 - 16.

5. Flier A.Ya. Ocherki teorii istoricheskoj dinamiki kul'tury. Moskva: Soglasie, 2012; 528.

6. Flier A.YA. Model' kul'turnoj tipologii: klassicheskaya, neklassicheskaya i postneklassicheskaya kul'tury. Informacionnyj gumanisticheskij portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2016: 3.

7. Flier A.Ya. Dobro i zlo v kul'turno-istoricheskom ponimanii Informacionnyj gumanitarnyj portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2015: 3; 17 - 36. Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/

8. Arhipova O.V. Idei obrazovaniya v kontekste postneklassicheskoj kul'tury. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. RGPU im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

9. Il'in I.P. Poststrukturalizm, dekonstruktivizm, postmodernizm. Moskva: Intrada, 1996.

10. Man'kovskaya N.B. 'Estetika postmodernizma. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2000.

11. Mozhejko M.A. Stanovlenie teorii nelinejnyh dinamik v sovremennoj kul'ture: sravnitel'nyj analiz sinergeticheskoj i postmodernistskoj paradigmy. Minsk: Izdatel'stvo Belorus. gos. 'ekon. un-ta, 1999.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 376.56

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg),

E-mail: [email protected]

THE PROGRAM SUPPORT INDIVIDUAL DEVELOPMENT AND WAY OF LIFE OF ORPHAN STUDENTS IN THE INDUSTRIAL-SHIPBUILDING LYCEUM AS A MEANS OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION. The article studies a problem of maintenance of socio-professional adaptation of orphan students at the Industrial-Shipbuilding Lyceum of St. Petersburg. Is the program support individual development and way of life of orphan students, the work shows goals, objectives, and implementation phases. The program is introduced through an individual development plan and the way of life of the pupil includes an information sheet, a comprehensive psycho-pedagogical diagnosis of pupils, psychological, socio-pedagogical and medical support, social protection and protection of the rights of the pupil assistance in organizing socio-cultural activities, assistance in obtaining vocational education, socio-professional adaptation, social and educational activities to promote the device of the pupil in the family, support in placing a pupil in a family, provision of advisory, psychological, pedagogical, legal, social and other assistance to children who finish the lyceum.

Keywords: orphan students, socio-professional adaptation, support individual development and way of life.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гэрцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА УЧАЩИХСЯ-СИРОТ ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

В статье раскрывается проблема сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот Индустриально-судостроительного лицея Санкт-Петербурга. Представляется программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства учащихся-сирот, показаны её цели, задачи, этапы реализации. Программа реализуется посредством Индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника включает в себя информационную справку, комплексную психолого-педагогическую диагностику состояния воспитанника, психологическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение, социальную защиту и охрану прав воспитанника, помощь в организации социально-культурной деятельности, содействие в получении профессионального образования, социально-профессиональной адаптации, социально-педагогическую деятельность по содействию устройства воспитанника в семью, сопровождение при помещении воспитанника в семью, оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и другой помощи выпускнику, завершившему пребывание в профессиональном лицее.

Ключевые слова: учащиеся-сироты, социально-профессиональная адаптация, сопровождение индивидуального развития и жизнеустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.