Научная статья на тему 'К вопросу о стилевых определениях в современной хореографии'

К вопросу о стилевых определениях в современной хореографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5501
712
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ ТАНЦА / STYLES IN DANCE / СОЦИАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / SOCIAL DANCE / ДЖАЗОВЫЙ ТАНЕЦ / JAZZ DANCE / ТАНЕЦ МОДЕРН / MODERN DANCE / СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / SCENIC DANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитин Вадим Юрьевич

Данная статья посвящена анализу основных стилей танца, которые существуют в настоящий момент на сцене и в социальном танце. В статье рассматриваются такие стили танцевального искусства, как джазовый танец, танец модерн, contemporary, обсуждаются вопросы симбиоза сценического и социального танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STYLES IN THE MODERN CHOREOGRAPHY

The present article is devoted to the analysis of the basic styles in dance (social dance included) which exist on stage for the time being. The article features such styles of dancing art as jazz dance, modern dance and contemporary dance. It investigates into the origins of interrelations between scenic and social dance.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стилевых определениях в современной хореографии»

В. Ю. Никитин*

К ВОПРОСУ О СТИЛЕВЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Данная статья посвящена анализу основных стилей танца, которые существуют в настоящий момент на сцене и в социальном танце. В статье рассматриваются такие стили танцевального искусства, как джазовый танец, танец модерн, contemporary, обсуждаются вопросы симбиоза сценического и социального танца.

Ключевые слова: стили танца, социальный танец, джазовый танец, танец модерн, сценический танец.

V. Nikitin. THE STYLES IN THE MODERN CHOREOGRAPHY

The present article is devoted to the analysis of the basic styles in dance (social dance included) which exist on stage for the time being. The article features such styles of dancing art as jazz dance, modern dance and contemporary dance. It investigates into the origins of interrelations between scenic and social dance.

Key words: styles in dance, social dance, jazz dance, modern dance, scenic dance.

Определение стиля — одна из самых сложных задач в искусствоведении и культурологии. Современные представления о стиле, широкие и многосторонние, пока еще не сведены в единую теорию. Не существует определения сущности этого термина, знания об его использовании в культуре и искусстве не приведены в систему. По словам Шпенглера, «стиль объединяет совокупность всех проявлений культуры в одну громадную целостность душевного выражения, придает ее формам определенное и уникальное единство внешнего вида, тем самым отличая одно такое единство от любого другого» [Материалы из Интернета: http://de.info.ru/bk_netra/ page.php?tutindex=12&index=3].

Самой органичной сферой выражения стиля в материале, по мнению Е. Устюговой, является искусство. Именно в искусстве стиль становится активной силой, создающей художественный

* Никитин Вадим Юрьевич — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор кафедры танцев народов мира и современной хореографии Московского государственного университета культуры и искусств. Тел.: 8-916-177-17-04.

образ. В художественном произведении, в которое стиль включен как существенный слой смысла, содержание и материал составляют единое целое. Искусство оказывается той сферой, где создание индивидуального стиля художника выражается наиболее полно, на всех уровнях формообразования, объединенного эстетической целостностью.

Достаточно актуальным в настоящее время именно в российском искусствоведении является вопрос создания некой классификации определения стилей в современной хореографии. Русское хореографическое искусство как часть культуры за последнее время претерпело радикальные изменения. Они коснулись репертуара, привели к расширению жанрового и стилевого многообразия; изменилась структура профессиональной подготовки исполнителей и хореографов, а в целом — роль хореографии в социальной жизни общества.

Развитие хореографического искусства привело в конце XX века к появлению спектра новых форм, стилей и жанров, объединенных термином современный танец. Однако до настоящего времени не существует четкого определения этого термина, что вносит определенную путаницу в научные исследования этого направления в хореографическом искусстве.

Что же подразумевается под термином «современный танец» с точки зрения искусствоведения? Спектакли академических театров оперы и балета, поставленные в настоящее время? Постановки независимых компаний и трупп, репертуар которых составляют в основном одноактные спектакли? Спектакли, решенные языком танца модерн или других танцевальных стилей, рожденных в XX веке? Что есть современная хореография? Какие признаки отличают ее от классического балета и других направлений танца? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить основные стили хореографического искусства XX века, каждый из которых характеризуется определенной эстетической парадигмой.

В исследованиях Г. К. Вагнера понятие «стиль» определяется как «мировоззренческая, эстетическая проблема и вместе с тем... исторически конкретная категория, в которой отражается если не эстетический идеал эпохи, то во всяком случае преобладающие художественные тенденции» [Г. К. Вагнер, 1987, с. 57—58].

Исходя из этого, мы должны прежде всего определить основные художественные тенденции в современной хореографии. Однако их возможно определить только в отношении произведения искусства, а термин «современный танец» распространяется и на бытовой, социальный танец.

В широком понимании современный танец — это танец настоящего времени, однако мы четко можем разделить его на две большие группы: танец сценический (хореографическое искусство) и танец социальный (бытовой), то есть танец как культурный феномен, составляющий единое целое с обыденной жизнью нашего общества. Эта двойственность приводит к тому, что бытовой танец часто подменяется танцем сценическим и наоборот. Безусловно, эти направления влияли и продолжают влиять друг на друга: бытовой танец заимствует то, что появляется на сценических подмостках, и наоборот, сценический танец чутко реагирует на появление новых, модных направлений социального танца. Многие хореографы стали известны и популярны благодаря тому, что в своей сценической хореографии использовали лексику и манеру исполнения бытовых популярных танцев того или иного времени.

Таким образом, первый признак, определяющий современный танец как стиль, — это форма его презентации: стилевые особенности современного танца необходимо рассматривать с двух сторон — как искусства хореографии (профессионального или любительского), то есть сценический танец, и с точки зрения социального или бытового танца, который также попадает под это определение — современный танец.

Стиль — это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Фактически это достаточно устойчивая для определенного периода истории искусства, или для конкретного направления, течения, школы, или даже для одного художника, трудная для описания, но хорошо ощущаемая многоуровневая целостная система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п.

Если с этой точки зрения рассматривать сценическую хореографию XX века, то можно выделить следующие стили:

Танец модерн.Для модернизма в искусстве характерны полемическое отторжение всего предшествующего искусства, разрушение традиционных представлений о природе художественного, переоценка эстетических ориентиров. Изменения в мире искусства были столь кардинальными, что побудили признать их в качестве настоящей революции. Модернистское искусство выдвинуло новые эстетические критерии, новые художественные принципы, новое понимание соотношения искусства и жизни, новое философское обоснование разнообразного экспериментирования. При этом модернистское искусство не может быть представлено в виде какой-либо целостности или системы, здесь нет речи о едином стиле, скорее речь о различных творческих методах, об экспериментировании, о несостоявшихся проектах, о неожиданных творческих прозрениях и находках.

Танец модерн возник в начале XX века как направление, противопоставляемое классическому балету. Он получил развитие прежде всего в Соединенных Штатах и Германии, где в начале XX века начались экспериментальные поиски творческого самовыражения индивидуальности хореографов в борьбе против условностей, формализма, тривиальности классического танца. Каждый хореограф в танце модерн ставил целью спровоцировать зрителей к новому пониманию внутренних или внешних фактов реальности, отраженных через форму танца. Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период создавали свою концепцию творчества, было намерение создать хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека нового времени. Основными принципами этой хореографии являлись: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов, оригинальные лексические средства художественного выражения.

Само слово «модерн» означает «новый, современный»; конечно, в настоящее время эта танцевальная система отличается от того, что существовало в начале прошлого столетия. Термин «танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, он достаточно быстро вытеснил другие термины, которые возникли в начале XX века: свободный танец, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный,

экспрессивный танец, новый танец и т.д. То, что сейчас понимается под термином «танец модерн», можно выразить как концентрацию хореографа или исполнителя не только на движениях тела, но и на ощущениях, возникающих в процессе танца, на душевном состоянии, которое они вызывают. Танец модерн иногда называют «танцем для головы», «философским танцем».

Углубляясь в историю, необходимо отметить, что танец модерн возник как авторский, то есть он ничего не заимствовал ни из фольклорного, ни из бытового танцев, он не имеет аналогов в прошлом. И основатели танца модерн — А. Дункан, Л. Фуллер, Р. Сен-Дениз, М. Грэхем, Д. Хэмфри, Т. Шоун, Э. Тамарис, Х. Хольм — создавали индивидуальный стиль выражения своих мыслей и эмоций через движение. В дальнейшем практически каждый из этих хореографов и исполнителей создал собственную школу.

В танце модерн существенной является попытка выстроить связь между формой танца и внутренним психологическим состоянием исполнителя или хореографа. Большинство направлений танца модерн сформировалось под влиянием какой-либо философской идеи или определенного видения мира. Движение не может родиться из ничего, внутреннее оправдание внешней выразительности — одна из основополагающих идей этого направления в хореографии. Художнику танца модерн важна определенная концепция своего творчества, определенная идея, которую он воплощает в зримой видимости танца.

Джазовый танец. Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных открытия: танец модерн и афро-американский джазовый танец, который был привезен неграми-рабами из Африки, но исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность джазового танца — совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джаз, как и классика, — прежде всего танец формы. Но, в отличие от классики и модерна, джаз невозможен без яркого выражения эмоций исполнителя на сцене, и эти эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, как в классике или танце модерн, а от телесных ощущений танцовщика при исполнении заданной хореографом формы.

К концу 60-х годов XX века джазовый танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широким: бытовой танец, танец театральный, танец кино и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца.

Можно условно классифицировать четыре направления, в которых развивается джазовый танец. Первое — танец театральный, танец, органически соединяемый с вокалом и актерской игрой, в основном он используется в мюзиклах.

Второе направление — танец концертный, тесно связанный с миром шоу-бизнеса и прежде всего с популярной музыкой. Сегодня практически все поп-певцы выступают вместе с танцевальной группой, но манера танца «бэк-балета» зависит от стиля музыкального произведения, исполняемого певцом. Поэтому хореографы используют в своих постановках не только классический джаз, но и его соединения с различными стилями бытового танца, популярными в настоящее время.

Третье направление, в котором джазовый танец представлен наиболее близко к его историческим корням, — это сценические спектакли, в которых используется лексика джазового танца. Наиболее яркий представитель этого направления хореографического искусства — А. Эйли.

Четвертое направление — бытовой или «социальный танец». Это направление широко представлено в молодежной субкультуре.

Будучи «открытой» системой, джазовый танец в своих исканиях обращался к средствам выразительности других танцевальных систем, вбирая в себя достижения танца модерн, классического балета, народной хореографии и других направлений. В результате начался процесс ассимиляции различных техник современной хореографии, и джазовый танец видоизменился. Появилось множество стилей джазового танца, среди которых мы можем выделить:

Мюзикл-джаз или модерн джаз. Само название говорит о том, что этот джаз чаще всего можно увидеть на Бродвее, именно там возник стиль джаза с одновременным исполнением вокальной и танцевальной партии. Для виртуозного исполнения танцев в бродвейские постановки приглашались танцовщики с

классической балетной подготовкой. Поэтому джаз заимствовал черты классического танца. Это слегка увело в сторону от нарочито-импровизационной свободы, присущей джаз танцу изначально, но определило один из путей его дальнейшего развития.

Афроджаз — это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканскими корнями. Различие заключается в том, что африканский фольклорный танец несет в себе большую функциональную нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация.

Самое виртуозное и яркое направление в джаз танце — это стиль флэш. Само название (в переводе «вспышка») говорит о том, что это нечто виртуозное. Исполнителей этого стиля отличает силовая выносливость, необычайная внутренняя энергетика, мгновенность переходов танцевальных па, сложность исполнения танцевальных и акробатических трюков. Более всего джаз в его первоначальном виде выражен в стритджазе или фанки-джазе. Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления танца: брейк, хаус, тиктоник — это проявления джазового танца в социальном танце.

Еще одно направление — соул или блюз-джаз. Это название распространено в основном среди вокалистов как музыкальное направление, а в танцевальном варианте характеризуется большим количеством движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко, без видимого напряжения. Движения исполняются с максимальным растягиванием их во времени, то есть с использованием ферматы. С одной стороны, максимальное количество движений на единицу темпа, с другой — замедления их исполнения за счет минимума напряжения и видимого отсутствия сложности.

Фолк-джаз. К этому направлению относятся не только афроджаз и «латина», то есть те стили джазового танца, которые импортированы из США, но в нашей стране это еще и соединение джазового танца с народным русским танцем. В настоящее время на эстраде мы видим достаточно много номеров, которые используют лексику русского танца, но исполняются эти номера под современную музыку, имеющую джазовые интонации. Возможно назвать это стилизацией, однако использование джазовой техники исполнения приводит к некоторой трансформации

не только лексики, но и манеры. Это достаточно перспективное направление для творческих поисков хореографов в России.

Развитие джазового танца привело к появлению не только различных стилей в социальном танце, не только к развитию театрального джазового танца, но и к многообразию различных джазовых техник, которые имеют именное происхождение, то есть они создавались известными педагогами и хореографами. Среди наиболее известных техник джазового танца второй половины XX века — техники Г. Джордано, Луиджи и М. Меттокса.

Джаз танец — это ритм и техническое мастерство, именно то, что требуется сегодня многим современным хореографам. Современный джаз танец апеллирует к молодым талантливым танцовщикам. Хореографы сейчас могут свободно соединять разнообразные стили и направления, что способствует дальнейшему развитию джаз танца. Его движение вперед скорее всего будет идти через эклектичное использование танцевального материала различных стилей: этнического танца, модерн джаза, балета, степа, а также популярных направлений стритджаза. Современный джаз танец уничтожает границы в танцевальном искусстве, соединяя воедино все стили, формы и направления.

Джазовый танец используется в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографе, в варьете и драматических спектаклях. Это происходит потому, что джазовый танец по своей природе — дивертисментный, он рассчитан на внешнее восприятие, без излишней интеллектуальной подоплеки, без включения подсознания. Ему чужды идеи и философия танца модерн или изысканная романтичность и возвышенность классического балета. Джазовый танец — танец эмоций, ярких форм, танец энергии и силы.

Будучи относительно самостоятельным, образуя собственную традицию, стиль танца может существовать гораздо дольше, чем социально-культурная ситуация, его породившая. Именно так происходило с вышеперечисленными стилями, которые были актуальными и новыми в свое время, являлись современным танцем в его точном значении, но с течением времени им на смену пришла новая эстетическая парадигма и новый стиль в современной хореографии.

Постмодерн. Постмодернистский танец тяготеет к «интернационализму», поскольку соединяет в себе элементы нацио-

нального танцевального искусства, неоклассического танца и танца модерн. Используются элементы медитации йогов, театра абсурда, происходит сближение с бытовой пластикой, присутствует чувственная раскрепощенность, гротескность, хаотичность. Все это создает некий новый имидж танца как квинтэссенции различных искусств. Многие принципы «тотального театра» П. Брука и Е. Гро-товского оказались востребованными современным танцем. Само по себе обращение к различным формам пластики, в которых заключены неосвоенные возможности человеческого тела, дает интересные результаты. Примером может служить творчество М. Бежара, ориентированное на создание универсального языка танца, в котором заложен глубокий экзистенциальный смысл. Вбирая в себя все исторические и этнические тенденции, постановщик свободно синтезирует танцевальную технику всех направлений.

«В танце, как и в других видах искусства, более не существует определенного смысла-послания. Поэтому хореографический текст может строиться как из разнородной лексики, так и устоявшейся, но грубо интерпретируемой, ибо смысл танца не в "чистоте" формы, а в некой универсально неоднозначно понимаемой идее. Не секрет, что сейчас наибольшее место в танце занимает экзистенциальная и психологическая тематика. Однако танец постмодерна скрывает более глубокий подтекст, так как уходит от традиционной позиции. Неопределенность и изменчивость темы, сюжета и смысла, отсутствие главного героя — вот что определяет стиль современной хореографии» [Ю. Кондратенко, 1999, с. 16—20].

Постмодернистский танец лишен единства стиля и эстетики. Он похож на здание-лабиринт со множеством по-разному обставленных комнат. Это и «абстрактный» танец, развивающийся в Америке, и европейский contemporary dance, и «театр танца» П. Бауш, и танец Буто, родившийся в Японии, и соединение традиций китайского национального танца с западной балетной техникой в творчестве Линь Хуан-Миня, и органическое сплетение индийского танца с западной музыкой, осуществленное Ш. Джейя-сингхом, и многие, многие направления, труппы и хореографы, которые не похожи в своем творчестве ни на кого из предшественников. Многообразие форм современного танца настолько велико, что трудно предугадать, в каком направлении пойдет его развитие.

Долгие годы новые формы танцевального искусства, которые успешно развивались на Западе и в США, в примитивном виде существовали только на советской эстраде; в советском искусствознании появился даже термин «эстрадный танец». И хотя исследованию этого направления танца посвящены серьезные искусствоведческие работы, сам термин дословно обозначает лишь место, где выступает исполнитель, то есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. К этому направлению в различные годы относились стилизации народных танцев, спортивные (акробатические) танцы, неоклассика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, то есть произведения «малых форм».

«Можно классифицировать жанровые разновидности эстрадного танца по применяемой в них технике: классического танца, танца пластического, ритмического (чечетка, степ), акробатического или бытового. Такое формальное подразделение не дает, однако, верной характеристики жанров эстрадного танца, так как они почти все строятся на сочетании различных технических приемов, тех, что наиболее соответствуют замыслу номера и данных исполнителей» [Н. Шереметьевская, 1985, с. 80].

В настоящее время на эстраде мы видим целый ряд постановок, решенных в манере джазового танца или танца модерн. Понятие «эстрадный танец» объединяет достаточно много стилей хореографического искусства. Но именно это направление танцевального искусства на долгие годы осталось единственным синонимом современного танца в России. Сейчас во многих университетах и институтах культуры и искусства открыты отделения именно «эстрадного танца».

Хочется привести пример из собственной практики. Будучи председателем жюри на одном из любительских хореографических конкурсов, я увидел следующее разделение по номинациям — «эстрадный танец» и «современный танец». Задав вопрос организаторам, по каким признакам и критериям происходит такое разделение, я услышал следующий ответ. «Ну эстрадный танец — это "развлекаловка", а современный танец — это "серьезная" хореография!» На данный момент, к сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя, можно только признать официально два термина: «современный танец»

(как эстрадный, социальный) и «модерн» или «постмодерн» (как современный сценический танец в общемировом понимании).

В России сложилась ситуация, когда новые направления танца развиваются вне стен официального искусства и в большей степени благодаря усилиям зарубежных культурных центров, фондов и организаций. Это позволило включить определенный круг российских танцовщиков и хореографов (очень часто не получивших специального хореографического образования) в мировой процесс развития современного танца, установить профессиональные контакты между русскими и зарубежными специалистами.

«В конце концов, и в нашем современном танце идеи растут быстрее, чем "ноги". А новых и новых хореографов порождает отнюдь не академическая среда. И в России современный танец легко адаптирует самые нетрадиционные пространства — от дра-магического до циркового. И легко находит контакт с новой литературой, музыкой или живописью. Не говоря уже о драме, из которой наш современный танец собственно и вырастал. С драматическими актерами начинала "русский модерн" Алла Сига-лова. От разрушения навыков драматических актеров к новой телесной выразительности шел Геннадий Абрамов в своем "Классе экспрессивной пластики". Драматический режиссер Саша Пепеляев начал соединять движение и литературные тексты, играя на двусмысленности того и другого в зависимости от предложенного контекста. К тому же маленькие труппы мобильны и легко перемещаются по свету. Сегодня их уже трудно упрекнуть в недостатке образования. Они быстро учатся, в том числе и классике. В некоторых провинциальных городах труппы современного танца в профессиональном отношении иногда даже превосходят уровень академических театров, вынужденных довольствоваться не лучшими выпускниками хореографических училищ. Правда, у российского танца есть одна, абсолютно национальная особенность — нелюбовь к голой абстракции и потребность литературно оправдать каждое телодвижение» [О. Гердт, 1999, с. 28].

Таким образом, определив основные стили современного танца в общемировом культурном аспекте (джазовый танец, танец модерн и постмодернистский танец), выяснив, что термин

«современный танец» относится и к сценическим произведениям искусства, и к бытовому танцу, хотелось бы более подробно остановиться на использовании различных стилей современной хореографии в бытовой и сценической практике.

Наиболее широко используется джазовый танец. Как уже говорилось, он применим и в сценическом варианте, и в бытовом танце. Наверное, нужно как-то разграничить эти виды джазового танца, поэтому, используя американскую классификацию, отнесем все виды бытового танца к направлению хип-хоп. Безусловно это очень общий термин, хип-хоп танец имеет очень много под-стилей, которые существовали в то или иное время, однако главная особенность хип-хоп танца — его несценический характер, то есть отсутствие зрителей и их оценки результатов творчества.

Тем не менее практика танцевальных конкурсов и деятельность Общероссийской танцевальной организации (ОРТО) часто приводят к тому, что джаз и все стили хип-хопа становятся сценической формой, правда, в соревновательном варианте. Включение джазового танца в перечень конкурсных направлений ведет к тому, что бытовое направление танца становится сценическим, но здесь необходимо учитывать, что даже в этом варианте отсутствует творческая работа хореографа и процесс создания произведения искусства. Джазовый танец широко распространен и в любительском искусстве, в основном здесь фигурирует термин «эстрадный танец». Широкая известность любительских коллективов эстрадного и современного танца позволяет сделать некий анализ репертуара подобных коллективов, который включает в себя достаточно традиционные группы танцев.

Первая группа — стилизации. В основном стилизации подвергаются русские, восточные, испанские, цыганские, латиноамериканские фольклорные танцы. В гораздо меньшей степени используются танцы Китая и Японии, танцы северных народов, историко-бытовые танцы, но и они присутствуют.

Вторая группа танцев в репертуаре любительских коллективов эстрадного танца — танцы в современных ритмах. Обычно это номера, использующие лексику бытового танца, они часто напоминают дискотеку, то есть работа хореографа минимальна — подбор движений, соединение их в комбинацию и распределение под музыку. Очень часто подобные номера можно исполнять

под любую «квадратную» музыку, содержание их от этого не меняется.

Третья группа, встречающаяся достаточно редко, — это абстрактные, концептуальные танцы, относящиеся скорее к модерну. В них прежде всего находят выражение идеи и мысли хореографа.

Четвертая группа — степ, который выделился в отдельное направление, имеет свои разновидности (ирланский степ, американский степ, чечетка), хореографов и исполнителей.

На профессиональном сценическом уровне джазовый танец используется в основном в развлекательных жанрах — танец шоу и ревю, мюзик-холла, эстрадный танец, танец на ТВ (клипы), танец кино. В России это направление джазового сценического танца развивается в тесном слиянии с бытовой хореографией. Обычно хореографы развлекательных программ используют манеру и лексический материал бытующих в настоящее время социальных танцев. Номера, решенные подобным способом, не отличаются глубокой идеей или мыслью хореографа — это набор движений под зажигательную музыку, призванных «завести» зал, однако высокопрофессиональное, высокотехническое исполнение, особенно трюков, приводит к тому, что подобная хореография имеет большой успех.

К сожалению, сценических спектаклей, решенных средствами джазового танца, подобных спектаклям А. Эйли, в России в настоящий момент не наблюдается.

Достаточно успешно джазовый танец используется на профессиональной эстраде, то есть в так называемых «малых формах», в номерах, которые создаются хореографом, но используются опять же для развлечения зрителя.

Танец модерн в России развивается менее успешно и на профессиональном, и на любительском уровне. И проблема тут не в отсутствии талантливых хореографов и исполнителей. Актуальность танца модерн в начале XX века состояла прежде всего в его борьбе с засильем классического балета — в настоящее время танцевального плюрализма такая задача перед хореографами не стоит. Тем более, что использование идей, на которых строился танец модерн в начале своего развития, в настоящее время и в России, и во всем мире не актуально. Поэтому гораздо большее распростра-

нение получил постмодернистский танец, contemporary dance, о котором достаточно подробно говорилось в этой статье.

Как нам кажется, развитие танца, особенно современного, — процесс совершенно непредсказуемый. Трудно предугадать тенденции и направления, по которым пойдет его развитие. Да, наверное, это и не нужно! Именно спонтанность, экспериментальность творческих поисков молодых хореографов приводит к новым художественным открытиям.

Список литературы

Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

Гердт О. Территория возможностей // В движении: Институт театра Нидерландов. М., 1999.

Кондратенко Ю. Синтез в хореографическом искусстве эпохи постмодерна // Голос художника: Проблема синтеза в современной хореографии: Материалы международной конференции. Волгоград, 1999.

Материалы из Интернета: http://de.info.ru/bk_netra/ page.php?tu-tindex=12&index=3.

Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., 1985.

Российская академия театрального искусства — ГИТИС на

своей базе организовала и провела научную конференцию по теме: «Современная система профессионального обучения режиссера в театральной школе». Конференция проводилась кафедрой режиссуры драмы в соответствии с «Перечнем мероприятий», утвержденным на 2010 год приказом Министерства культуры РФ, и при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Первичной профсоюзной организации работников музыкальных и художественных школ г. Москвы.

В конференции приняли участие около 80 человек — педагоги, аспиранты и студенты театральных вузов. С докладами и мнениями выступили: К. Л. Мелик-Пашаева, ректор академии, профессор; Л. Е. Хейфец, народный артист РФ, режиссер, профессор академии; Е. Б. Каменькович, режиссер, профессор академии; Н. Д. Чиндяйкин, заслуженный артист РФ, режиссер, педагог Школы-Студии МХТ; Н. А. Зверева, профессор академии, кандидат искусствоведения; Л. Н. Новикова, профессор ВТУ (институт) им. М. С. Щепкина; А. И. Живова, педагог МГУ (Центр международного образования); Г.-С. М. Багов, заслуженный артист РФ;

A. А. Бартошевич, доктор искусствоведения, профессор академии;

B. Ю. Силюнас, доктор искусствоведения профессор академии; О. Л. Кудряшов, кандидат искусствоведения, профессор академии; Т. В. Ахрамкова, заслуженный деятель искусств РФ, профессор академии.

В выступлениях были затронуты темы педагогического наследия мхатовской школы (К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, А. Д. Попов); проблемы преемственности — развитие традиций от Михаила Чехова до современных режиссеров; вопросы современной системы профессионального обучения режиссеров в театральных вузах (М. М. Буткевич, А. А. Васильев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.