Научная статья на тему 'Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры'

Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4019
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / CHOREOGRAPHY / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / CONTEMPORARY DANCE / СОЦИАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / SOCIAL DANCE / ДЖАЗ ТАНЕЦ / JAZZ DANCE / ТАНЕЦ МОДЕРН / MODERN DANCE / EDUCATION / DANCE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитин Вадим Юрьевич

Статья посвящена трем основным путям развития танца профессиональному хореографическому искусству, любительскому искусству и социальному танцу. Рассматривается история развития этих направлений танца в России и за рубежом и дано определение понятия «современный танец». Автор анализирует различия в эстетической парадигме, социальную и культурную значимость этих направлений танца. Классифицированы танцевальные системы в профессиональном хореографическом искусстве и сделан краткий обзор взаимовлияния их на современном этапе развития танца как вида искусства. Определены функции и роль бытового (социального танца) в молодежной субкультуре. Рассматривается роль импровизации в социальном, (бытовом) танце. Сформулированы основные культурологические, социальные и воспитательные функции хореографического искусства на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON. THREE FACES OF TERPSICHORE

The article is devoted to three main ways of development of dance is a professional dance arts, Amateur arts and social dance. Examines the history of development of these areas of dance in Russia and abroad, and the definition of the term "modern dance". The author analyzes the differences in aesthetic paradigm, social and cultural significance of these areas of dance. Classified dance system in professional dance and made a brief overview of their interaction at the present stage of development of dance as an art form. Define the functions and role of household (social dance) in the youth subculture. Examines the role of improvisation in the social (household) dance. The basic cultural, social and educational functions of choreographic art at the present stage of development of society.

Текст научной работы на тему «Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры»

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

АНЕЦ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

ТРИ ЛИКА ТЕРПСИХОРЫ

УДК 793

В.Ю. Никитин

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена трем основным путям развития танца — профессиональному хореографическому искусству, любительскому искусству и социальному танцу. Рассматривается история развития этих направлений танца в России и за рубежом и дано определение понятия «современный танец». Автор анализирует различия в эстетической парадигме, социальную и культурную значимость этих направлений танца. Классифицированы танцевальные системы в профессиональном хореографическом искусстве и сделан краткий обзор взаимовлияния их на современном этапе развития танца как вида искусства. Определены функции и роль бытового (социального танца) в молодежной субкультуре. Рассматривается роль импровизации в социальном, (бытовом) танце. Сформулированы основные культурологические, социальные и воспитательные функции хореографического искусства на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: хореография, обучение, современный танец, социальный танец, джаз танец, танец модерн.

V. Iu. Nikitin

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

DANCE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON. THREE FACES OF TERPSICHORE

The article is devoted to three main ways of development of dance is a professional dance arts, Amateur arts and social dance. Examines the history of development of these areas of dance in Russia and abroad, and the definition of the term "modern dance". The author analyzes the differences in aesthetic paradigm, social and cultural significance of these areas of dance. Classified dance system in professional dance and made a brief overview of their interaction at the present stage of development of dance as an art form. Define the functions and role of household (social dance) in the youth subculture. Examines the role of improvisation in the social (household) dance. The basic cultural, social and educational functions of choreographic art at the present stage of development of society.

Keywords: choreography, education, training, social dance, jazz dance, contemporary dance, modern dance, dance techniques.

Ф

Как правило, каждый вид искусства рассматривается исследователями с одной точки зрения, например с искусствоведческой — как способ воздействия на художественное восприятие зрителя. Или с культурологической, то есть исследуется роль того или иного вида искусства в обществе. Возможно рассмат-

ривать каждый вид искусства с педагогической точки зрения, как средство формирования эстетического вкуса. Однако подобная дифференциация приводит к тому, что каждое направление искусства, в том числе и хореографическое, предстает только с одной стороны. Как нам кажется, назрела необхо-

НИКИТИН ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, заместитель декана хореографического факультета по научно-методической работе и профессор кафедры танцев народов мира и современной хореографии Московского государственного университета культуры и искусств

NIKITIN VADIM YUR'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Ph.D. (History of Arts), Deputy Dean of the faculty of choreography for scientific and methodical work and the Professor of Department of the dances of the peoples of the world and modern choreography, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Никитин В. Ю., 2014

^ Искусствознание

Ф

димость многоаспектного исследования любого направления искусства именно с точки зрения его роли в социальной и культурной жизни нашего общества, поскольку искусство пронизывает всю нашу жизнь, начиная с самого раннего возраста. Но его воздействие на различных этапах становления личности является неодинаковым, и зачастую противоречивым. Актуальность данной статьи, на наш взгляд, заключается в том, что впервые пред принята попыт ка рассмотреть танец как социокультурный феномен, то есть определить его роль в жизни общества в различных аспектах. Как абсолютно правильно замечает М. М. Шибаева: «Именно поэтому при всей ценности традиций художественного развития личности как потенциального субъекта творчества ряд содержательно-стилистических моментов приобщения к культуре нуждается в обновлении с учетом "предлагаемых обстоятельств" современности» [1, с. 251].

Что есть та нец, ка ковы при чи ны его воз ник-новения, какова его роль в жизни и в искусстве? Это вопросы современной теории танца, которая, к сожалению, еще не создана. К исследованию танца и его роли в жизни обращаются этнографы и хореографы, историки и культурологи, биологи и психологи; известны био логи че ские тео рии тан ца, под ход к танцу как средству выражения эмоций, психологические, социальные и философские теории танца. И только многоаспектное исследование танца с точки зрения философии, психологии, искусствоведения, культурологии поможет создать объективную картину.

Главное противоречие восприятия танца: танец — как вид искусства, то, что мы называем хореографией, и танец как социокультурный феномен, являющийся неотъемлемой частью жизни человеческого общества. Рас-смат ри вая роль тан ца в соци альной жиз ни, мы можем выделить два направления — бытовой танец, то есть танец, который изменяется в со от вет ст вии с культур ны ми тра ди ция-ми разных эпох, и любительское хореографическое искусство, которое является хобби, досуговой деятельностью. Таким образом и определяются три направления, по которым в настоящее время развивается танец: про-

фессиональное искусство, любительское искусство, бытовой танец. Безусловно, каждое на прав ление име ет свою ис торию, свои эстетические особенности, свои культурные и социологические аспекты, художественные критерии и так далее. Попробуем разобраться в этом.

Первым воз ни кает вопрос: что раз ли ча ет ся — танец как вид искусства, то, что мы называем сценическим танцем или хореографическим искусством, или бытовой танец, являющийся неотъемлемой частью жизни человеческого общества.

Как нам кажется, некое противопоставление социального (бытового) танца и танца как вида искусства именно в России вызвано се-ман ти чески ми при чи на ми, поскольку один и тот же термин «современный танец» имеет раз ное зна че ние. Глав ное раз ли чие за клю чается в том, что, анализируя танец, который тесно связан с жизнью человеческого общества, мы понимаем, что в этой роли он существовал на протяжении всей истории человечества. Рассматривая же танец как вид искусства, то есть хореографию, мы можем точно определить исторические рамки зарождения, раз ви тия и ис чез но ве ния того или ино го направления, стиля, жанра танцевального ис-кусст ва.

Социальный (бытовой) танец и танец как вид искусства различает также и процесс творческого выражения в реальной форме. Бытовой танец не имеет задачи создания про-из ве де ния ис кус ст ва, он не ста вит цель соз дания некого результата творчества, несущего какую-либо идею и создаваемого хореографом-творцом либо группой творцов. Однако на всем протяжении истории развития хореографического искусства эти два направления танца так активно влияли и дополняли друг друга, что мы не можем четко разделить их. К примеру, классический балет, как танцевальная система, родился из бытового танца, но с течением времени, утратив свое социальное значение, стал сценическим танцем. Джазовый танец родился из фольклорного африканского танца, однако афроджаз стал стилем джа зового тан ца как тан ца сцени ческого.

Таким образом, необходимо четко диффе-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

ренцировать эстетические категории и дать примерную классификацию основных стилей и направлений танца как профессионального искусства и как бытового танца.

Хореографическое искусство. Уже само слово «хореография» («хорео» — движение, «графо» — пишу), предполагает, что профессиональное искусство — это зафиксированный продукт творчества, который требует присут ст вия зри те лей, которые воспри ни-мают и оценивают произведение искусства. В «Театральной энциклопедии» дано следующее определение танца: «Танец — вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник тан ца — раз но образ ные дви же ния и жес ты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно из-меня лись, пре обра жа лись, под верга лись художественному обобщению, и это привело к возникновению искусства танца, являющегося одним из древнейших проявлений народного творчества» [1, с. 50]

Танец отражает объективную действительность: безус ловность реаль ного жиз нен но-го содержания выражается в нем в условной форме. Главным выразительным средством является пластика человеческого тела, обобщенная до символа. Движения танца организуются во времени и пространстве на основе музыки. Танец не только рассказывает о реальных явлениях, событиях или о конкретных предметах, но и является искусством, в ко тором от ра жа ют ся, пре ж де все го, внут рен-ний мир человека, его эмоциональное состояние, настроения, чувства, мысли.

Каждый вид искусства, постигая благодаря сво ей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельст ва обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде все го, здесь на до от ме тить осо бое худо же-ственное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. Танец, в силу своих изо-бра зительно-вы разительных возможностей,

более чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Вместе с тем балетмейстер не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Язык танца — это язык че-лове ческих чувств, и ее ли слово что-то обозначает, то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда, находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения. Обобщенность и многозначность хореографической пластики требуют применения осо бых за конов ото бра же ния дейст ви тельно-сти, состоящих в поэтической условности хореографических образов.

Рассмотрим исторически процесс возник-нове ния раз лич ных тан це валь ных сис тем в хореографическом искусстве. Но первоначально определим, что мы подразумеваем под системой танца. «Системой танца можно назвать направление танцевального искусства, которое имеет:

а) эстетический модуль (например, эстетику романтизма, лежащую в основе классического балета, или выражение идеи индивидуальности художника, как в танце модерн);

б) лексический модуль, то есть определенный кодифицированный танцевальный язык, благодаря которому можно зрительно узнать это на прав ле ние тан ца;

в) методику обучения и систему воспитания, то есть способ под го товки испол ни те-лей;

г) определенное творческое мышление хореографа, создающего произведение искусства, пользуясь выразительными средствами той или иной системы танца» [2, с. 7].

В настоящее время существуют пять основных сис тем тан ца как ви да ис кус ст ва: классический танец (балет), народно-сценический та нец, джа зовый та нец, та нец модерн и contemporary dance (постмодернисткий танец), которые с различных художественных позиций отображают действительность, пользуясь своим собственным выразитель-

Ф

^ Искусствознание

Ф

ным язы ком и опи ра ясь на соб ст вен ные эстетические законы. Это те системы, которые имеют свою историю, свою эстетику, свою технику, свою систему подготовки исполните лей, свой тан цевальный язык.

Одновременно существуют и развиваются различные стили танца. К ним можно отнести: бальный (спортивный) танец, степ, фламенко, социальный, или бытовой танец (хип-хоп и все его разновидности). Эти стили имеют свой язык движений, свою историю, но в некоторых случаях не имеют эстетической парадигмы или системы воспитания исполни те лей.

Бытовой танец. Социальный танец (бытовой) — категория временная. В разные эпохи популярными были те или иные бытовые танцы: менуэт, павана, сарабанда, вальс, полька и множество других. Именно из бытового танца родился бальный, или, как его сейчас называют, «спортивный» танец. Танцы, которые со став ля ют ев ропей скую и лати ноаме ри-канскую програм мы, были популярны в быту в начале и середине XX века. Стили бытового танца, существовавшие в конце XX — начале XXI века: диско, брейк, вог, хип-хоп, хаус и дру гие, ко торые рож да лись и уми ра ли вме сте с музыкальной модой, возможно, будут когда-то изучаться в предмете «Историко-бы-товой танец».

Каждая историческая эпоха, каждая социальная груп па влия ли на соз дание того или иного направления бытового танца, отражались на его сти листи ческих особен ностях, создавали свои определенные музыкально-хореографические формы. Бытовые танцы передавались из поколения в поколение, их традиции носили отпечаток норм поведения людей при общении, традиционные праздничные ка но ны и моральные нормы. Из ме не ния в укладе жизни и нормах поведения приводили к изменениям в характере и манере исполнения танцев, к появлению новых их форм. Формы бытового танца рождались и рождаются спон тан но, в со от вет ст вии с тре бова ния ми моды, вне зависимости от политики государ-ст вен ных струк тур, и яв ля ют ся пло дом коллективного творчества. Коллективность бытового танца проявляется как в процессе его

соз да ния, так и в про цес се ис пол не ния, по-сколь ку лишь кол лек тив, оп ре де лен ная социальная группа общества делает возможным длительное существование того или иного бытового тан ца. Рассмот рим этот процесс на при мере та кого тан ца, как вальс.

Ему принадлежит ведущее место среди бытовых танцев в XIX века. Преобладание вальса на балах не было стихийно, оно возникало по степен но. Из вест но, что вра щательные дви жения в тан цах поя ви лись за дол го до рождения специальной вальсовой музыки. Слово «вальс» вошло в употребление еще в XVIII веке, это видно из названия танца «Вальсен», что означает «кружиться», «скользить».

Вальс не имел ни одной черты модного салонного танца. Кроме того, до вальса не было салонного танца, где бы даму обнимали за талию, глядя ей прямо в глаза. Именно в вальсе да ма и ка ва лер впер вые ста но вят ся еди ной тан цую щей парой. Про тив валь са бы ло множество официальных и неофициальных выступлений и протестов. Например, в Вене в первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс более десяти минут. На балах, которые давались во дворцах немецких кайзеров, вальс был под запретом на протяжении почти всего XIX века, так как считался «чувственным и непристойным танцем». Консервативное английское общество допустило вальс на балы на четверть века позже, чем большинство других европейских стран. В России вальс также подвергался гонениям. Его не любила Екатерина II, а при Павле I было опубликовано полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсе-ном именуемой». Но все это только увеличило тягу к танцу, и XIX век прошел под символом вальса, его танцевали во всех кругах обще ст ва. Вальс ока зал су ще ст вен ное влия ние на развитие всей европейской музыки XIX и XX веков.

В настоящее время вальс составляет основу европейской программы спортивно-бальных тан цев. Из пя ти тан цев ев ропей ской программы два из них вальсы: медленный и венский. Умение танцевать вальс легко и динамично, двигаясь в паре как одно целое, требует долгих лет тре ни ро вок, большого труда и тер пе-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

ния, которые доступны не каждому.

Что касается бытового танцевания, то без вальса не обходится практически ни одно событие, связанное с жизнью человека. Вальс танцуется на школьных выпускных балах, на свадьбах, на официальных приемах. Существует множество групп, особенно зрелого возраста, для которых вальс стал хобби. Таким образом, мы можем сделать вывод, что вальс

— это часть культуры общества, а также самый красивый из бальных танцев.

Само понятие «социальный танец» является переводом с англоязычного понятия "social dance". Следовательно, социальный танец имеет непосредственное отношение к обществу и связан с общением.

Истоками формирования современного бытового танца служат различные направления историко-бытового и социального танца и соответствующие им досуговые традиции баль ной и бы товой тан це вальной культу ры. Поэтому истоки современной культуры бытового танца целесообразно рассматривать в кон тексте эволю ции бы товой хо рео гра фии. Термины «социальный», «общественный», «бытовой», «массовый» танец тождественны. М.Загорц утверждает, что социальный танец

— это вид танца, который никогда не был связан с ре ли ги ей или обря да ми.

Сле дует от ме тить, что соци альный та нец не является показателем какой-либо одной на цио наль ной культу ры. В настоя щее вре мя он является довольно распространённым явлением во многих странах Западной Европы, Латинской Америки, а также в США, России и даже в странах Азии. Так, например, танец «танго» представляет собой, с одной стороны, локальное явление, тесно связанное с породившим его местом — городом Буэнос-Айрес в Аргентине. С другой стороны, это явление, на удив ле ние, уни вер сальное, при жив-шееся не только в Европе и Америке, но даже в Японии.

Приобретая всё большую популярность во мно гих стра нах ми ра, соци альный та нец со временем становится явлением международным. Проведение фес тива лей по раз лич ным направлениям социального танца свидетель-ст вует о том, что со ци аль ный та нец приобрёл

международный характер. Примером этому могут служить ежегодные международные фестивали сальсы в Мексике, Нью-Йорке, Берлине, Риге и других городах. На подобных фестивалях выступают не только танцовщики стран-организаторов фестиваля, но и иностранцы. Это, в свою очередь, способствует коммуникативному взаимодействию танцующих, которые являются представителями различных национальных культур. К тому же целью таких фестивалей является не столько демонстрация танцевальных навыков, сколько об ще ние лю дей по сред ст вом тан ца.

Барбара Кохен-Стратинер — автор статьи "Social dance: Contexts and definitions" («Социальный танец: контексты и определения») отмечает: «Считается, что функция социального танца заключается в объединении обще-ст ва. Од но из мно гих на зна че ний соци ально-го танца — это собрать всех вместе, для того чтобы что-то отпраздновать» [4, с. 2]. Именно посредством социального танца осуществляется объединение людей, принадлежащих к разным культурам, их коммуникативное взаимодействие и взаимопонимание. Со-ци альный та нец со би ра ет всех вме сте с це лью празд ника.

Важным принципом социального танца является отсутствие постоянного танцевального партнёра. В студиях социального танца разных стран практикуется смена партнёров, что способствует активному общению танцующих. Мы можем сделать вывод, что основная роль социального танца — расширение коммуникативного взаимодействия.

Вторым принципом социального танца является импровизация. Владея определённым набором дви же ний, тан цую щие могут сочинять свою схему их исполнения, то есть самостоя тельно созда вать танец во время его ис пол не ния. Соци альный та нец не пре ду-сматривает жёстко структурированной последовательности движений, что позволяет танцевать с разными партнёрами и партнёрша ми, не пе ре жи вая за то, что кто-то не зна ет тан цевальной вариа ции.

Любительское хореографическое искусство. Хореография — одно из средств эстетического воз действия на личность и вос пита ния

Ф

^ Искусствознание

Ф

творче ско го нача ла в че ло веке. Как и вся кое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает непо-вто ри мые ощу щения от сво боды и лег ко сти своих движений — от умения владеть своим те лом, его ра ду ют точ ность, красо та, пластичность, с которыми он исполняет сложные тан це валь ные па.

Любительское хореографическое искусство стоит как бы на сты ке профессионального искусства и бытового танца. С одной стороны, это хобби, которым человек занимается в свободное от основной работы время. С другой сторо ны, для того что бы тан це вать хо ро-шо далее бытовые танцы, необходимы тренинг и обучение. Любительское хореографическое искусство в нашей стране активно развивалось на про тя же нии мно гих лет и про должает существовать до настоящего времени. В качестве примера роли и значения любительского хореографического искусства мы можем привести книгу Т. В. Пуртовой «Танец на любительской сцене», где рассматриваются основ ные эта пы раз ви тия хо рео гра фи че ско го искусства на любительской сцене в России на протяжении XX века.

В последние годы интерес к любительскому хореографическому искусству в нашей стране зна чи тельно вы рос. Во мно гих круп ных городах, отдаленных районах, поселках, где есть Дворцы культуры, Дома и Дворцы Творчества юных, мож но встре тить дет ские хореографические коллективы различных направлений. Иногда они имеют в составе десятки и даже сотни участников. Это не только ансамбли народного и бального танца, с которыми педагоги создают концертные программы, но и кол лек ти вы, рабо таю щие над сюжет ны-ми танцами и да же дет ски ми балетами. Такой диапазон в области любительского хореографического искусства говорит о возросшей культуре и эстетических потребностях населения, что, в свою очередь, требует от педагогов и руководителей коллективов особого вни ма ния к дет ской тан це валь ной прак ти ке.

Хореография играет немаловажную роль в эстетическом воспитании детей и молодежи. Это свя за но с мно гогран но стью тан ца, ко то-

рый сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.

К сожалению, взрослые хореографические коллективы в настоящее время практически исчезли. Это связано, на наш взгляд, с определенной социально-экономической обстановкой. Взрослые должны много работать, и для по стоян ных за ня тий в кол лек ти вах у них нет времени. Однако большое распространение и в нашей стране, и за рубежом получили танцевальные школы и студии, в которых взрослые занимаются «для себя», для поддержания хорошей физической формы.

Ос вое ние лю бых ви дов тан цев свя за но с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные занятия, построенные на основных хореографических техниках, позициях и элементах. Эти подго-то ви тельные уро ки и эк зер си сы и соб ст вен-но исполнение танцев в различных стилях да ют значи тельную спортивно-физическую нагрузку. Не случайно еще в Древней Греции от ме ча лись боль шие воз мож но сти танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц. Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека, собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания хореографии в системе эстетического и физического вос пи та ния.

Занятия танцем оказывают большое влияние и на форми ро ва ние внут рен ней культу ры человека. Они органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые вос пи ты ва ют ся у уча щих ся в про цессе за-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ня тий тан цем и ста но вят ся не отъ ем ле мы ми в по все днев ной жиз ни.

Широкое распространение любительских коллективов эстрадного и современного танца привело к тому, что можно сделать некий ана лиз репер туара подобных кол лективов, который включает в себя достаточно традиционные группы танцев.

Первая группа — стилизации. В основном стилизации подвергают ся русские, вос точ ные, испанские, цыганские, латиноамериканские фольк лор ные тан цы. В гораз до мень шей сте пени используются танцы Китая и Японии, танцы северных народов и стилизация историко-бы-товых танцев, но и они присутствуют.

Вто рая груп па тан цев в ре пер туаре лю би-тель ских кол лекти вов эс т радного тан ца — танцы в современных ритмах. Обычно это номера, использующие лексику бытового танца. Подобные номера часто напоминают дискотеку, то есть работа хореографа минимальна — подбор движений, соединение их в комбинацию и распределение под музыку. Очень часто подобные номера можно исполнять под

любую «квадратную» музыку, содержание их от этого не меняет ся.

Третья группа, встречающаяся достаточно редко, — это абстрактные, концептуальные танцы, относящиеся скорее к танцу модерн. Это, прежде всего, выражение идей и мыслей хо реогра фа.

Четвертая группа — степ, который выделился в отдельное направление, имеет свои на прав ления (ирландский степ, амери канский степ, че чет ка).

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает немалую рабо ту для того, что бы эта кра со та ста ла ему дос тупна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства — более зрелы.

Примечания

1. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Москва : ГИТИС. 2011. 7 c.

2. Театральная энциклопедия. Москва, 1967. Т. 4. С. 5.

3. Шибаева М. М. Проблемы художественного образования в социокультурных реалиях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 250—255.

4. Cohen-Stratyner B. Social dance: Contexts and definitions [Электронный ресурс]. Компания ProQuest Research Library. 2002.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.