Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал начального хореографического образования в детской школе искусств'

Воспитательный потенциал начального хореографического образования в детской школе искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / SPIRITUAL-MORAL QUALITIES / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SPECIAL DANCE DISCIPLINE / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ЭТИКА / НРАВЫ / MORALITY / MORALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поселкина Ольга Николаевна

Обучение таким специальным дисциплинам хореографических отделений детских школ искусств, как классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, формирует у детей не только психофизические, но и морально-нравственные качества. Из комплекса специальных дисциплин, преподаваемых на хореографических отделениях детских школ искусств, особо выделяется классический танец. Преподаватели специальных дисциплин хореографических отделений детских школ искусств имеют возможность использовать различные способы влияния на личность учащегося, как в формальной, так и в неформальной обстановке. Современный преподаватель хореографических дисциплин должен быть не только преподавателем, но и воспитателем. Таким образом, среда, создающаяся в детских школах искусств, становится полноправным участником воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational potential of special disciplines choreographic departments of children’s schools of arts at the formation of spiritual-moral qualities of the students

The choreographic Department of children's schools of arts, with the help of special disciplines, such as classical dance, folk-stage dance, historical dance cultivate in children's the moral and ethical qualities. Classical dance is the main academic discipline which develops the sense of the beautiful. Teachers of special disciplines of the departments of children's choreographic school of the arts have the opportunity to use a variety of methods of influence on the personality of the children's both the formal and informal atmosphere. A modern teacher of special disciplines should be not only a specialist professional in the field of choreography, but also as an educator. Thus, the situation, which is in the children's schools of arts, is a participant of the educational process.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал начального хореографического образования в детской школе искусств»

неиролингвистического программирования в процессе занятий спортивно-бальными танцами исполнитель уже может почувствовать себя более уверенно, раскрыть свои эмоции в каждом танце, выразить себя в поставленных тренером задачах посредством своего актёрского дарования. «Задача нейролингвистиче-ского программирования состоит в том, чтобы позволить людям взять под контроль своё когнитивное развитие и понять, что их внутренние образы, голоса и ощущения принадлежат им и что они могут управлять ими так же, как они используют свои пальцы, чтобы

повернуть ручку двери» [2, с. 15].

В образовательном процессе танцоров необходимо учитывать психолого-педагогические аспекты подготовки танцевальных пар к выступлениям на конкурсах спортивно-бальных танцев. Гармоничность творческого союза исполнителей, способность проявить свой талант будут зависеть от комплексного решения аспектов подготовки танцевальных пар: педагогической подготовки пары тренером, психологической поддержки со стороны родителей пары участников конкурсов, самоподготовки.

Примечания

1. Бакиров А. НЛП. Игры, в которых побеждают женщины. Москва : Эксмо, 2011.

2. Бэндлер. Р. НЛП в действии. Лучшие экспресс-техники НЛП для психологов, консультантов и психотерапевтов. Санкт-Петербург, 2008.

3. Гриндер М, Лойд Л. НЛП в педагогике. Москва, 2001.

4. Ершова, О. В. Понятийно-категориальный аппарат спортивно-бальных танцев и программ. Москва, 2011.

5. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва, 2002.

6. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : [учебник для студентов вузов культуры и искусств]. Москва, 2010.

В ОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЧАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

УДК 37.025:793.3 О.Н. Поселкина

Московский государственный университет культуры и искусств

Обучение таким специальным дисциплинам хореографических отделений детских школ искусств, как классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, формирует у детей не только психофизические, но и морально-нравственные качества. Из комплекса специальных дисциплин, преподаваемых на хореографических отделениях детских школ искусств, особо выделяется классический танец. Преподаватели специальных дисциплин хореографических отделений детских школ искусств имеют возможность использовать различные способы влияния на личность учащегося, как в формальной, так и в неформальной обстановке. Современный преподаватель хореографических дисциплин должен быть не только преподавателем, но и воспитателем. Таким образом, среда, создающаяся в детских школах искусств, становится полноправным участником воспитательного процесса.

Ключевые слова: духовно-моральные качества, специальные дисциплины, классический танец, этика, нравы.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 131-134 131

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^

O. N. Poselkina

Moscow State University of Culture and Arts

The educational potential of special disciplines choreographic departments of children's schools of arts at the formation of spiritual-moral qualities of the students

The choreographic Department of children's schools of arts, with the help of special disciplines, such as classical dance, folk-stage dance, historical dance cultivate in children's the moral and ethical qualities. Classical dance is the main academic discipline which develops the sense of the beautiful. Teachers of special disciplines of the departments of children's choreographic school of the arts have the opportunity to use a variety of methods of influence on the personality of the children's both the formal and informal atmosphere. A modern teacher of special disciplines should be not only a specialist — professional in the field of choreography, but also as an educator. Thus, the situation, which is in the children's schools of arts, is a participant of the educational process.

Keywords: spiritual-moral qualities, special dance discipline, morality, morals.

Система обучения и воспитания средствами хореографического искусства связанна с эстетической категорией прекрасного. В обучении таким специальным дисциплинам хореографических отделений детских школ искусств, как классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, возникает естественное совпадение освоения технологии танца и эстетически прекрасных категорий движений. Д. С. Лихачёв, рассуждая об искусстве и нравственности, говорил: «Связь красоты и нравственности несомненна. Ибо истинная красота никогда не лжёт, она правдива по своей сущности — какому бы стилю она не принадлежала ...красота, какой бы она ни была, основана на вековых традициях» [1, с. 211].

Аспекты нравственного воспитания средствами художественной культуры рассматривали известные философы и культурологи, такие как М. С. Коган, В. С. Соловьёв, А. ф. Лосев. Воздействия искусства на человека изучали педагоги А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. В. В. давыдов, занимаясь проблемами художественной культуры, говорил, что её содержательным центром является искусство, оказывающее огромное нравственное влияние.

Из комплекса специальных дисциплин, преподаваемых на хореографических отделениях детских школ искусств, особо выделяется классический танец. Он основан на вековых традициях и является стержневой

составляющей обучения хореографическому искусству. Без освоения азов классического танца не представляется возможным «воспитать» тело исполнителя-танцовщика, профессионально занимающегося любым видом хореографии. По мнению Д. С. Лихачёва, «классика — это то, что обнаруживает себя как вечная красота, она основа духовной оседлости ... вот почему красота — основа нравственности» [1, с. 211].

Идея о решающей роли духовно-нравственного воспитания в развитии и формировании личности возникла в глубокой древности. Аристотель, утверждающий важность развития личности в единстве формы и содержания, говорил, что в процесс воспитания необходимо включать продуманные, специальные упражнения, формирующие основы нравственного поведения. Педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в формировании личности. В частности, В. А. Сухомлинский отмечал: «Если человека учат добру — учат умело, умно и настойчиво, требовательно, в результате будет добро» [2, с. 554], «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве» [3, с. 258].

В немалой степени духовно-нравственные качества личности развиваются в ходе приобщения человека к искусству, творческой деятельности. Большим педагогическим потенциалом и богатым арсеналом средств, способствующим воспитанию личности,

обладает хореографическое искусство. Специфика хореографического искусства состоит в том, что оно предполагает обучение с раннего детства, в связи с чем у педагога-хореографа появляется возможность значительно влиять на формирование подрастающей личности.

Осмысливая сущность нравственности личности, мы признаем, что она неразрывно связана с моралью, но эти понятия необходимо различать. Термин «мораль» возник от латинского слова mos, означающего «нрав», «обычай». Мораль как форма общественного сознания и вид общественных отношений является одним из основных способов регуляций действий человека в обществе с помощью определённых норм, основывающихся на идеалах добра и зла, долга, чести, справедливости и т.п. Если правила поведения в обществе излагаются в чётко прописанных законах, регулирующих поведение человека в обществе, то исполнение моральных норм осуществляется с помощью общественной оценки, то есть формами духовного воздействия общества на личность. Эти формы охватывают нравственные взгляды, жизненные принципы и социальные ориентации, мотивы поступков и отношений, проводящие границу между добром и злом, честью и бесчестьем, совестливостью и бессовестностью, милосердием и жестокостью, справедливостью и несправедливостью и, в итоге, нормой и ненормальностью. мораль определяет нормы взаимоотношений на разных уровнях: индивид и общество; коллектив и коллектив; человек и человек и, самое главное, отношение человека к самому себе.

Термин «нравственность» происходит от древнеславянского «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. Нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни и заключается в добровольном согласовании чувств и действий членов общества с чувствами, интересами и действиями других равноправных членов общества и человеческого сообщества в целом.

Отсюда мы можем вывести понятия нрав-

ственного или безнравственного, основанные на принципах нравственности и морали и трансформирующиеся посредством определённых инструментов воспитания в морально-нравственные качества личности. Одним из таких инструментов является процесс воспитания на хореографических отделениях детских школ искусств средствами специальных дисциплин: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, сценическая практика.

Сущность этого процесса определяют такие принципы педагогики, как:

• добровольность — учащиеся свободны в выборе такой формы деятельности, как обучение хореографии;

• принцип личностной ориентированности: при обучении специальным дисциплинам учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка — здоровье, уровень интеллектуального развития, эстетические потребности;

• принцип индивидуального подхода: в формировании морально-нравственных качеств личности педагог опирается на знания типа высшей нервной деятельности ребёнка, особенностей его характера. На основании этого преподаватель специальных дисциплин «поднимает» учащегося до уровня общих требований нравственного развития учащихся хореографического отделения детской школы искусств. Опираясь на уже имеющиеся положительные качества учащегося, педагог воспитывает у него выносливость, трудолюбие, упорство, терпение, настойчивость, умение ставить цели в учебном процессе и стремиться к их достижению;

• принцип системности: использование совокупности форм, видов и методов организации учебного процесса. В процессе обучения хореографическому искусству большое значение придаётся методам убеждения, стимулирования и упражнения.

Реализуя эти принципы на практике, педагоги могут создать условия для эффективного развития способностей каждого обучающегося, осознания им своего места в жизни класса, в частности, и хореографическо-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^

го отделения в целом. Уроки специальных дисциплин (классический танец, народно-сценический танец) через познание и труд активизируют познавательную деятельность учащегося, развивают его умственные и волевые сферы, а на уроках сценической практики через общение и деятельность вырабатывают умение взаимодействовать с людьми.

Преподаватели специальных дисциплин хореографических отделений детских школ искусств имеют возможность использовать различные способы влияния на личность учащегося как в формальной (во время урока), так и в неформальной (во время концертной деятельности) обстановке. В современных условиях преподаватель специальных дисциплин должен быть не только специалистом — профессионалом в области хореографии, но и воспитателем. Преподавание специальных дисциплин должно являться одной из форм воспитательной работы, которая организует специфическую деятельность ребёнка. Однако это не всегда реализуется в действительности. Зачастую в ре-

альной практике преподаватели выступают лишь в роли урокодателя.

В целом эффективность воспитательной работы зависит от множества факторов: возраста учащегося, уровня подготовки преподавателя, условий детской школы искусств. Не вызывает сомнений одно — в опытно-педагогической работе нужно задавать соответствующую направленность деятельности ребёнка, поэтому учебный процесс на специальных дисциплинах хореографических отделений школ искусств постепенно должен «разворачиваться» на формирование у учащегося морально-нравственных качеств, развитие духовности и культуры. В спроектированном таким образом воспитательном пространстве школы искусств у учащегося в процессе учебно-творческой деятельности формируются необходимые специальные знания, умения и навыки, а также вырабатываются опыт самостоятельной деятельности и ответственность. Таким образом, среда, создающаяся в детских школах искусств, становится полноправным участником воспитательного процесса.

Примечания

1. Лихачёв Д. С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. Авторский сборник / Российский Фонд Культуры. Москва, 2006.

2. Мудрость родительской любви / В. А. Сухомлинский. Москва : Молодая гвардия, 1988.

3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения Москва : Просвещение, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.