Научная статья на тему 'Проблема компетентностного подхода в воспитании морально-нравственных качеств учащихся хореографических отделений детских школ искусств'

Проблема компетентностного подхода в воспитании морально-нравственных качеств учащихся хореографических отделений детских школ искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
50
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / COMPETENCE APPROACH / MORAL EDUCATION / SPECIAL CHOREOGRAPHIC DISCIPLINE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поселкина Ольга Николаевна

В статье рассматривается проблема обоснования компетентностного подхода к организации педагогического процесса в детских школах искусств. Актуализируется вопрос интеграции процессов обучения и воспитания на хореографических отделениях ДШИ. Акцентируется внимание на интенсивном развитии учащегося, формировании компетентной, конкурентоспособной, нравственной личности при условии усиления воспитывающей функции специальных хореографических дисциплин. Обращается внимание на необходимость создания условий в процессе обучения для мотивирования ценностно-смысловой сферы личности, опираясь на парадигму воспитывающего обучения. Компетентностный подход в сфере хореографического образования рассматривается как средство формирования компетенций, необходимых для активной творческой деятельности личности как в сфере хореографического искусства, так и в широкой социальной сфере.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поселкина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE PROBLEM OF THE COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION OF THE MORAL QUALITIES OF THE STUDENTS OF CHOREOGRAPHICDEPARTMENTS OF CHILDREN''S ART SCHOOLS

The article deals with the problem of justifying the competence approach in educational process of children's art schools. In particular, attention is paid to the issue of integration of processes of training and education at the choreography offices of children's art schools. Focuses on intensive development of the learner in the development of competent, competitive moral personality under the condition of strengthening of raising a special dance disciplines. Attention is drawn to the need to create conditions in the learning process for motivation value-semantic sphere of personality, based on the paradigm of fostering teaching. Competence approach in the field of choreographic education is seen as a means to develop competencies required for active creative activity of the individual as in the field of choreographic art and broader social sphere.

Текст научной работы на тему «Проблема компетентностного подхода в воспитании морально-нравственных качеств учащихся хореографических отделений детских школ искусств»

3. кузнецов в. г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях : учебник для вузов культуры и искусств. Москва : Музыка, 2000.

4. Немирович-Данченко в. и. Из прошлого. Москва : Художественная литература, 1938.

5. Психология процессов художественного творчества : сборник статей / отв. ред. Б. С. Мейлах. Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. 285 с.

6. Цагарелли Ю. А. Диагностика музыкального воображения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4 / сост. и отв. ред. В. М. Цеханский ; Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск : НГК, 1986. 152 с.

7. Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Tomus III. Budapest: Akademia Kiado, 1962.

References

1. Ananyev B. G. Teoriya oshchushchenii [The theory of sensations]. Leningrad, Publishing house of Leningrad State University, 1961. 156 p.

2. Blokh O. A. Pedagogika i psikhologiya muzykal'nogo tvorchestva [Pedagogy and psychology of musical creativity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014.

3. Kuznetsov V. G. Teoriya i metodika uchebno-tvorcheskogo processa v lyubitel'skikh estradnykh orkestrakh i ansamblyakh [Theory and methods of teaching and the creative process in amateur orchestras and ensembles of pop]. Moscow, Music Publ., 2000.

4. Nemirovich-Danchenko V. I. Iz proshlogo [From the past]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1938.

5. Meylakh B. S., ed. Psikhologiya protsessov khudozhestvennogo tvorchestva [Psychology processes of artistic creation]. Leningrad, Nauka Publ., 1980.

6. Tsagarelli Yu. A. Diagnostika muzykal'nogo voobrazheniya [Diagnosis of musical imagination]. Psihologicheskie i pedagogicheskie problemy muzykal'nogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical problems of music education]. Novosibirsk, Publishing house of Novosibirsk State Conservatory named after Glinka, 1986. 152 p.

7. Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Tomus III. Budapest: Akademia Kiado, 1962.

СУСРОБАЕМА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В ВОСПИТАНИИ МОРААЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ ШКОА ИСКУССТВ УДК 37.034:793 О. Н. Поселкина

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается проблема обоснования компетентностного подхода к организации педагогического процесса в детских школах искусств. Актуализируется вопрос интеграции процессов обучения и воспитания на хореографических отделениях ДШИ. Акцентируется внимание на интенсивном развитии учащегося, формировании компетентной, конкурентоспособной, нравственной личности при условии усиления воспитывающей функции специальных хореографических дисциплин. Обращается внимание на необходимость создания условий в процессе обучения для мотивирования ценностно-смысловой сферы личности, опираясь на парадигму воспитывающего обучения. Компетентностный подход в сфере хореографического образования рассматривается как средство формирования компетенций, необходимых для активной творческой деятельности личности как в сфере хореографического искусства, так и в широкой социальной сфере.

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, нравственное воспитание, специальные хореографические дисциплины.

ПОСЕЛКИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры теории и истории народной художественной 164 культуры факультета СКД Московского государственного института культуры

POSELKINA OL'GA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of theory and history folk art culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: olga09021967@mail.ru © Поселкина О. Н., 2015

O. N. Poselkina

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE PROBLEM OF THE COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION OF THE MORAL QUALITIES OF THE STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC DEPARTMENTS OF CHILDREN'S ART SCHOOLS

The article deals with the problem of justifying the competence approach in educational process of children's art schools. In particular, attention is paid to the issue of integration of processes of training and education at the choreography offices of children's art schools. Focuses on intensive development of the learner in the development of competent, competitive moral personality under the condition of strengthening of raising a special dance disciplines. Attention is drawn to the need to create conditions in the learning process for motivation value-semantic sphere of personality, based on the paradigm of fostering teaching. Competence approach in the field of choreographic education is seen as a means to develop competencies required for active creative activity of the individual as in the field of choreographic art and broader social sphere.

Keywords: competence approach, moral education, special choreographic discipline, competence.

При реализации образовательно-воспитательной работы на хореографических отделениях детских школ искусств проблематика компетентностного подхода рассматривается в контексте осуществления программ дополнительного образования — общеразви-вающих, художественно-просветительских и программ предпрофессионального образования. Официально стандарты реализации подобных программ дополнительного образования не утверждены; не разработаны также и требования к формируемым компетенциям. Поэтому столь актуально обоснование ком-петентностного подхода к организации педагогического процесса подготовки учащихся хореографических отделений детских школ искусств, и в частности воспитания их морально-нравственных качеств на занятиях по специальным дисциплинам.

Определённым ориентиром при этом могут являться утверждённые стандарты среднего и высшего профессионального образования, связанные с хореографической подготовкой, в которых представлены значимые компетенции и личностно-профессиональные качества специалиста в области хореографии. Реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения. Но в отличие от образования, компетентност-

ный подход в воспитании акцентирует внимание на интенсивном развитии воспитанников, на формировании компетентной конкурентоспособной, нравственной, духовной, толерантной личности.

Соответственно, построение педагогического процесса должно опираться на парадигму воспитывающего обучения (В. И. Журавлев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер), сущность которой связана с интеграцией усвоения содержания хореографического образования (соответствующих знаний, способов и опыта художественно-творческой деятельности) и опыта эмоционально-ценностного деятель-ностного отношения к миру, самому себе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необходимость усиления воспитывающей функции специальных дисциплин на хореографических отделениях детских школ искусств обусловлена нарастанием таких негативных явлений, как бездуховность, снижение общей культуры подрастающего поколения, социальное неравенство, пропаганда насилия в средствах массовой информации.

Воспитывающее обучение определяется особенностями протекания педагогического процесса, когда деятельность по освоению содержания образования коррелирует-ся с характером комплексного воздействия на личность учащегося. При этом технологические (целевые, содержательно-процессуаль-

ные) особенности учения поставлены в зависимость и соотнесённость с совершенствованием ценностно-смысловой сферы личности. Парадигма воспитывающего обучения требует от педагога создания условий для идеало-направленного и мотивированного возвышения ценностно-смысловой сферы личности посредством присвоения содержания образования, когда само содержание образования осознано и востребовано обучаемым, осваивается им в реальном переживании, становясь на этой основе средством понимания действительности и ориентации в окружающем мире.

Воспитывающее обучение требует оптимизации методического компонента дидактической подсистемы целостной воспитательной системы хореографического отделения детской школы искусств в направлении обеспечения ценностно-ориентирующей функции образования и реализации воспитательной функции обучения на уровне теории и методики преподавания специальных дисциплин.

в этом отношении наиболее продуктивной представляется реализация компетентност-ного подхода в воспитании морально-нравственных качеств учащихся хореографических отделений детских школ искусств. Компетент-ностный подход в сфере хореографического образования предполагает существенную переориентацию оценки результата подготовки с критериев, определяемых понятиями «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучаемых.

Целью компетентностного подхода становится формирование компетенций, то есть качеств, способностей и готовности личности к активной творческой деятельности как в сфере хореографического творчества, так и в широкой социальной сфере, связанной с учёбой, трудом, общественной деятельностью, досугом и бытом.

компетентностный подход ориентирован прежде всего на успешную социализацию, на развитие способностей творчески и эффективно решать различные профессиональные

задачи, готовности бороться с возникающими проблемами действительности.

Базовыми для компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность». Употребление указанных понятий дискуссионно: некоторые авторы рассматривают их как синонимы, есть исследователи, которые выделяют специфику указанных терминов. Эта специфика сводится к тому, что компетенция, как правило, включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов деятельности, а компетентность предполагает владение или обладание человеком соответствующей компетенцией.

внедрение компетентностного подхода во многом опирается на западный, в частности американский, опыт реализации компетент-ностных образовательных моделей, предполагающих выдвижение на первый план эффективного исполнения действия, операции, соотносящихся не с реальным или идеальным объектом, а с конкретными ситуацией или проблемой.

Напротив, в отечественных исследованиях понятия «компетенция» и «компетентность» трактуются как идеальные феномены, подлежащие объяснению и осмыслению. в частности, И. А. Зимняя рассматривает компетенции как «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [1]. А. В. Хуторской [см.: 3; 4] трактует компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность же — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции — это не только целостная система знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать их на практике в процессе выполнения разнообразных видов деятельности в процессе решения теоретических и практических художественно-творческих задач. Категория компетенции рассматривается как интегративное качество личности, включающее её морально-волевую характеристику, мотивационную и эмоционально-волевую сферы, поведенческие паттерны, выражающие степень готовности обучаемого к реализации знаний, умений, навыков при осуществлении социальной деятельности, в том числе хореографической. Во всех определениях компетенции отражается происходящий общесистемный сдвиг образования от содержательно-знаниево-пред-метной парадигмы к новой, ориентированной на готовность личности эффективно действовать в современном мире. Императив «знаю что» сменяется императивом «знаю как». Главное в компетенции — не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное личностное качество в нужный момент. Тем самым компетенция является интегрированным качеством, проявляющимся ситуативно, в зависимости от задачи.

В отличие от элемента функциональной грамотности, она позволяет решать целый класс задач; в отличие от навыка — осознана; в отличие от умения — переносима на другие предметы воздействия, совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями. В отличие от знания компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Компетентность же следует понимать как комплекс устойчивых способностей и готовности индивида к решению задач и выполнению профессиональной роли в той или иной области деятельности. Компетентность складывается из глубокого понимания существа выполняемых задач и разрешаемых проблем; активного овладения лучшими достижениями

и передовым опытом в данной области; развитых умений выбирать и использовать средства и способы действия, адекватные конкретным условиям; а также чувства ответственности за достигнутые результаты; способности корректировать процесс и результаты достижения поставленных профессиональных целей. Компетентность трактуется как уровень образованности, сформированности знаний, умений и навыков, достаточный для самообразования, самостоятельного решения возникающих проблем, определения собственной позиции в какой-либо деятельности.

Компетентность позволяет индивиду ориентироваться в сложных и непредвиденных социальных ситуациях, успешно социализироваться.

Проявление компетентности во многом зависит от внешних и внутренних обстоятельств, а также от совокупности личностных качеств обучаемого (ценностно-смысловых ориента-ций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно значимой сфере. Компетентность означает эффективную мобилизацию в конкретной ситуации полученных знаний и опыта.

Компетентность учащихся хореографических отделений детских школ искусств предполагает сознательное управление собственной деятельностью; интеграцию различных результатов образования (полученных знаний, умений, навыков, интериоризированных ценностей) для творческой самореализации в хореографической деятельности. Компетентность характеризуется возможностью и способностью переноса имеющихся компетенций и опыта в новые условия.

Таким образом, подчёркивается контекстная сущность компетенции по отношении к виду, времени и месту деятельности: контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция, самопозиционирование.

Следовательно, понятие «компетентность»

интегрирует личные и потенциальные познавательно-практические качества учащихся хореографических отделений детских школ искусств, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания. категорию компетенции учащихся хореографических отделений детских школ искусств правомерно рассматривать как интегратив-ное качество личности, выражающее степень её готовности к реализации знаний, умений, навыков, владение духовно-нравственными и морально-волевыми качествами, мотивацией, поведенческими паттернами, присущими индивидам в сфере хореографического творчества.

существуют различные подходы к классификации компетенций. Большинство исследователей выделяет:

1) базовые компетенции, формируемые на основе знаний, умений, способностей, проявляющиеся в определённых видах деятельности;

2) ключевые компетенции, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы её деятельности;

3) специальные компетенции, отражающие специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности (в данном случае — хореографической).

Базовыми компетентностями называют универсальные компетентности широкого спектра использования, они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. к ним относят политические и социальные компетенции (способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряжённости личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов); межкультурные компетенции (способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга); коммуникативную

компетенцию (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе общения через Интернет); социально-информационную компетенцию (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМК); персональную компетенцию (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию).

К ключевым относятся те компетенции, овладение которыми позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессионально-творческой или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях. Ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, на обобщённый опыт творческой деятельности и т.п., они также надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в сфере хореографического творчества, но и в домашней обстановке, в широкой социальной сфере. В структуре ключевых компетенций представлены пять сфер человеческой деятельности: познавательная, гражданско-общественная, социально-трудовая, бытовая, культурно-досуговая.

К ключевым компетенциям, в частности, относят компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне образовательного учреждения; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение оценивать собственные художественно-творческие возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений в хореографическом коллективе, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, соблюдения режима дня и проч.); компетентность в сфере

культурно-досуговой деятельности (способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающие личность).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В контексте воспитания морально-нравственных качеств учащихся хореографических отделений детских школ искусств особую значимость приобретают:

• ценностно-смысловые компетенции (компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);

• общекультурные компетенции (характеризуют учащегося хореографического отделения школы искусств как носителя ценностей общечеловеческой и национальной культуры, нравственных норм и принципов, обусловленных ими взглядов, действий и поступков, культуросообразного и природосо-образного поведения и деятельности, владеющего устной и письменной речью, способами коммуникации с другими людьми);

• компетенции личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки);

• нравственные компетенции (готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам).

Нравственные компетенции выступают ведущим регулятором саморазвития личности учащихся детских школ искусств и характеризуются наличием системы знаний, отражающих содержательную сущность интеллектуальных, мировоззренческих и нравственных ценностей, а также способностью прогнозировать и конструировать деятельность с учётом норм, нравственно-моральных императивов и социально-нравственных идеалов.

В структуре специальных компетенций хореографической деятельности можно выделить следующие:

• владение элементарным понятийным ап-

паратом хореографии, текстологией, знанием лучших образцов хореографического наследия, способность элементарно анализировать особенности творческого почерка мастеров хореографии;

• способность к осознанному пониманию взаимосвязи хореографического искусства с музыкой, драматическим театром, изобразительным искусством, кинематографом и другими видами искусства;

• способность на начальном уровне анализировать хореографические произведения, их композиционную структуру, особенности хореографического текстосложения, идею, смысл, образное решение;

• способность под руководством педагога собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать необходимую информацию для выработки собственных суждений по художественно-творческим, эстетическим и этическим проблемам;

• способность самостоятельно пополнять знания, ставить и решать несложные художественно-творческие задачи, предлагать альтернативные решения;

• способность грамотно исполнять хореографический репертуар, демонстрировать необходимую технику исполнения в соответствии с программными требованиями и индивидуально-творческими особенностями.

• способность исполнять различные виды танца, предусмотренные программой: классический, народно-сценический, историко-бы-товой, бальный, современный;

• способность готовить поручаемые партии под руководством педагога (репетитора);

• способность воплощать художественно-сценический образ в соответствии со стилем хореографического произведения;

• способность определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;

• способность запоминать и стилистически верно воспроизводить хореографический материал и хореографические тексты (порядок танцевальных движений, сочинённый хореографом);

• способность сочинять несложный хореографический текст, создавать элементарные учебные танцевальные композиции от простых танцевальных комбинаций до малых музыкально-хореографических форм;

• способность видеть и корректировать технические, стилевые ошибки учащихся, на элементарном уровне объяснять особенности исполнения методически трудных приёмов и сочетаний движений;

• способность осознавать этические нормы коллективного творчества, создавать условия благоприятной творческой атмосферы и самочувствия;

• способность использовать в хореографической деятельности элементарные знания о физиологии, основах медицинской профилактики травматизма, методики контроля и дозирования специфической физической нагрузки

хореографа во время репетиционных занятий;

• способность применять в творческой деятельности собственный практический опыт исполнения хореографического репертуара;

• владеть на элементарном уровне методикой репетиционной работы, способностью осуществлять несложную репетиционную работу с учениками младших классов.

Эти положения компетентностного подхода послужили основой для разработки и экспериментальной апробации на базе Кайер-канской детской школы искусств г. норильска педагогической модели воспитания морально-нравственных качеств учащихся хореографических отделений, призванной существенно модернизировать и оптимизировать традиционные педагогические подходы к формированию личностно-профессиональных качеств учащихся хореографов.

Примечания

1. Зимняя и. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. C. 34—44.

2. Лебедева Г. а. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника : методические рекомендации. Соликамск : РИО СГПИ, 2006. 110 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58—64.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55—61.

References

1. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences — a new paradigm of result of education]. Higher Education Today. 2003, No. 5, pp. 34—44.

2. Lebedeva G. A. Obshchekul'turnaya kompetentnost' kak pokazatel sotsializirovannosti shkol'nika [Cultural competence as an indicator of socialservices student]. Solikamsk, Publishing house of Solikamsk State Pedagogical Institute, 2006. 110 p.

3. Hutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmi obrazovanya [Key competences as a component of the personality-oriented paradigm of education]. Narodnoe obrazovanie [Popular education]. 2003, No. 2, pp. 58—64.

4. Hutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii. Tehnologiya konstruirovaniya [Key competences. Technology design]. Narodnoe obrazovanie [Popular education]. 2003, No. 5, pp. 55—61.