ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
і
Т.А. ФИЛАНОВСКАЯ, доцент Владимирский государственный гуманитарный университет
Структура компетентностной модели будущего педагога-хореографа
В статье рассматривается структура компетентностной модели будущего пе-дагога-хореографа. Художественная компетенция имеет проникающий характер, присутствует во всех подгруппах компетенций, являясь важнейшей основой профессионального личностного успеха. Автор приходит к выводу, что художественная компетенция определяет специфику содержательно-организационных форм хореографического образования.
Ключевые слова: компетентностная модель, художественная компетенция, хореографическое образование.
Система профессионального хореографического образования в России заслуженно считается одной из лучших в мире. Она стабильно демонстрирует высокое качество подготовки специалистов. Вместе с тем ей свойственны изменения во времени как результат проявления способности системы адаптироваться к новым условиям функционирования. Доминирующим фактором динамики хореографического образования является стилистическое и жанровое развитие искусства танца, изменение его социокультурной роли. Фактор управленческой активности, или культурной политики, также определяет направление и характер реформирования хореографического образования. Успешность реформ во многом зависит от тщательно продуманных решений, принятых законодательно, так как они должны способствовать сохранению необходимого баланса между традициями и инновациями, учитывать специфику организационно-содержательных форм хореографического образования.
В последнее время нарастает тревога деятелей искусств, руководителей образовательных учреждений искусства и культуры, вызванная отсутствием особых подходов к реформированию уникальной системы художественного образования, сложившейся в России. На состоявшихся
5 ноября 2009 г. парламентских слушаниях, посвященных вопросам развития системы художественного образования, многие руководители (Л.Г. Сундстрем - ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, Г.В. Маяровская - ректор Российской академии музыки им. Гнесиных, М.К. Леонова - ректор Московской государственной академии хореографии и другие) не без основания отметили, что в новых стандартах и программах недостаточно учитывается специфика подготовки специалиста в области искусства. Е.Э. Чуковская, заместитель министра культуры РФ, полагает, что малая доля лиц, обучающихся в вузах искусства и культуры (всего 1,5% от общего числа студентов), является одним из аргументов, позволяющих не рассматривать специфику образования в этой сфере [1, с. 25]. Л.Г. Сундстрем отметил необходимость сохранения уникальных подходов к подготовке специалиста в области художественной культуры, так как искусство и наука - два разных способа познания мира, следовательно, обучать искусству следует в координатах художественно-творческой деятельности [1, с. 30]. М.К. Леонова акцентировала внимание на том, что хореографическое образование «базируется на творческих способностях и физических возможностях, дан-
ных человеку природой. В этом образовании велика роль не столько теоретической, сколько непосредственной, практической передачи ученику опыта педагога. Это основной путь формирования профессиональной компетенции в сфере искусства» [1, с. 102].
Внедрение компетентностного подхода к планированию и реализации образовательной деятельности по подготовке специалиста в сфере хореографического искусства и образования осуществлено в Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО РФ по направлению подготовки «Хореографическое искусство », утвержденном 14.01.2010 г. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выражены в перечне общекультурных и профессиональных компетенций. Компетенция выпускника - это его готовность и способность успешно применять приобретенные знания, умения и опыт в профессиональной творческо-исполнительской, педагогической, организационно-управленческой деятельности в сфере хореографической культуры. Рассматривая интегральную сущность понятия компетентности, отметим, что оно синтезирует когнитивные и деятельностные свойства личности, формирующие профессионализм специалиста.
В настоящее время основные образовательные программы ВПО по профилям: «Педагогика народного танца», «Педагогика современного танца», «Искусство балетмейстера», «Менеджмент исполнительских искусств», «Танцевально-художественная педагогика» и др. - находятся в стадии разработки в соответствии с требованиями нового государственного стандарта образования. Отправной точкой в создании программ является уточнение системы компетенций, учитывающей требования личности, общества и государства, задающей универсальные и особенные характеристики модели хореографического образования ближайшего будущего. Система компетенций выпускника должна опреде-
лить структуруи содержание основных образовательных программ: перечень и объем изучения общепрофессиональных и специально-профессиональных дисциплин, сроки и направления практик, формы итоговой государственной аттестации. Верно сформулированная компетентностная модель выпускника позволит сохранить уникальный опыт подготовки специалиста в сфере хореографической культуры, учесть специфику этого типа образования, обосновать необходимость введения инноваций. В связи с этим педагогическое хореографическое сообщество ожидает появления разработанной структуры компетент-ностной модели выпускника. Нами предлагается необходимый набор планируемых компетенций выпускников как исходных данных для определения целей, результатов обучения и проектирования основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагог народного (современного, классического) танца».
В компетентностной матрице педагога-хореографа мы выделяем две крупные группы компетенций: универсальные и профессиональные, которые вместе составляют полиструктурный, многофункциональный социально-психологический культурный феномен - личностно-профессиональную компетентность.
Универсальные компетенции необходимы для социально продуктивной деятельности современного специалиста как адаптированного члена общества, способного потреблять, сохранять и приумножать культурные ценности, выражать индивидуальные способности в приемлемых культурных формах. Универсальные компетенции, которые подразделяются на культурные, социальные, личностные, являются ключевыми в структуре модели выпускника. Однако у педагога-хореографа эти компетенции имеют свою специфику, обусловленную присутствием в структуре компетентност-ной модели особой компетенции - художественной, о которой мы скажем ниже.
Профессиональные компетенции - это
146 Высшее образование в России • № 11, 2010
совокупность свойств личности специалиста, определяющих его ответственную готовность и способность к осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне, а также характеризующие степень готовности личности к самосовершенствованию. Они связаны с областью деятельности будущего педагога-хореографа
- с театральными предприятиями и учреждениями образования и культуры, к которым относятся хореографические коллективы, ансамбли, студии, антрепризы, детские школы искусств, детские хореографические школы, общеобразовательные учреждения, учреждения физической культуры и спорта. Профессиональные компетенции также обусловлены видами деятельности. Будущий педагог-хореограф должен, с одной стороны, освоить исполнительскую и творческо-постановочную сценическую деятельность по созданию и интерпретации хореографических произведений различной формы, с другой - уметь осуществлять педагогическую деятельность по обучению хореографическому искусству (классическому, народному, спортивно-бальному танцу и др.). В этой связи объектом профессиональной деятельности выпускника являются, согласно стандарту, «психический, физиологический, биомеханический и весогабаритный аппарат танцовщика и процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями хореографического искусства» [2, с. 5], атак-же закономерности, принципы, методы и технологии педагогического процесса. Это обусловливает выделение двух групп компетенций: художественно-исполнительских и художественно-педагогических.
Однако в круг компетенций специалиста в области хореографического образования входит еще одна, особая компетенция
- художественная, которая определяет специфику его профессиональной подготовки. С точки зрения П. Бурдье, художественная компетенция - это способность оценивать произведение искусства с точки
зрения универсума искусства, а не универсума повседневных объектов, это умение оперировать категориями искусствоведческого анализа. Вместе с тем художественная компетенция проявляется не только в восприятии произведений искусства, но и в особой, эмоционально-ценностной, оценке объектов окружающей реальности как с точки зрения их функции, так и со стороны художественной формы [3]. Например, специалист в сфере искусства танца отметит не только функциональное предназначение атласных лент (удерживать обувь на ноге), но и их эстетическую роль (подчеркивать красоту линии голеностопа).
Таким образом, художественная компетенция - это способность и готовность личности интегративно познавать, преобразовывать, ценностно оценивать и реальный мир, и мир искусства сквозь призму художественно-эстетических координат. Она придает личности специалиста глубину эмоционально-эстетических чувств, высокую чувственность, эмоциональную отзывчивость на реальные и художественные объекты мира. Художественная компетенция является системообразующим компонентом в структуре компетентностной модели педагога-хореографа. Она пронизывает все остальные компетенции: культурные, социальные, личностные, специально-профессиональные, характеризуя их качество и придавая им особое свойство. Художественно-творческий компонент присутствует во всех подгруппах компетенций, являясь важнейшей основой профессионального личностного успеха и формирования иных компетенций. В этом случае универсальные компетенции становятся культурно-художественными, социально-художественными, личностно-художественными.
Обоснованием тезиса о проникающем характере художественной компетенции является идея уникальности художественной деятельности, в ходе которой происходит развитие художественно-эстетической культуры будущего специалиста. Согласно концепции М.С. Кагана, который
исследовал строение, формы человеческой деятельности и ее воплощение в культуре, существует четыре ее вида: преобразовательная (созидательная), познавательная (гносеологическая), ценностно-ориентационная (аксиологическая) и коммуникативная (общение). Для их осуществления человеку необходимо обладать готовностью и способностью к созиданию, познанию, ценностной оценке и общению. Однако в условиях художественного освоения мира вторая, вымышленная, реальность создается и узнается (кодируется и декодируется) в процессе качественно иной деятельности. «В искусстве происходит нечто удивительное и на первый взгляд трудно объяснимое - органическое слияние, полное совпадение четырех основных видов деятельности, в результате чего рождается пятый ее вид, обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты» [4, с. 121]. Этим видом является художественная деятельность, представляющая синтез других видов, неразложимое художественное целое, имеющее уникальную природу, ярко воплощающуюся в искусстве.
Человек, воспитанный художественной культурой и созидающий произведения искусства, - это особый, другой человек -не усовершенствованный, а именно другой, так как у него меняется модус восприятия мира и себя в обществе, обогащается палитра эмоционально-ценностного отношения к миру и к другим, эстетизируется мировоззрение. В.И. Самохвалова отмечала, что для человека мира искусства происходит «не просто обогащение бытия, а выход его в иное качество» [5, с. 42]. Эмоционально-ценностные, художественно-эстетические ориентации будущего специалиста в художественной сфере определяются уровнем сформированности художественной компетенции.
Интегральный характер художественной компетенции педагога-хореографа обусловлен многогранной природой танцевального искусства. Танец требует прежде
всего логического, целесообразно организованного, грациозного, выразительного движения, отражающего гармонию внутреннего мира. Огромное значение в освоении профессии танцовщика имеет точное и эффектное исполнение технических элементов. А.Я. Ваганова, Н. Базарова, В. Мей, А. Мессерер, Н.И. Тарасов и другие педагоги-хореографы отмечали, что красота движений достигается за счет легкости, геометрической точности, ритмичности, гармоничности сочетания движений и музыки. Однако, наряду с формой исполнения, в художественном образе, созданном исполнителем танца, должна присутствовать эмоционально развернутая мысль. Движение создает красоту, если за ним прочитывается духовный смысл. Единство технического и ценностно-смыслового, жизненно-реального и условно-вымышленного в искусстве танца органично достигается танцовщиком, у которого на высоком уровне сформированы художественно-профессиональные компетенции, развито художественное мышление, механизмами управления которого являются эмпатия, рефлексия, воображение.
Таким образом, в структуру компетент-ностной модели будущего педагога-хорео-графа входит следующий итоговый набор планируемых компетенций и их компонентов.
1. Универсальные компетенции включают культурно-художественные, социально-художественные и личностно-художественные подгруппы компетенций.
1.1. Культурно-художественные компетенции определяют картину мира личности, ее сознание и меру ответственности за сохранение национальных богатств культуры. Сознание специалиста, адекватное ценностям и высоким смыслам духовной культуры, - это условие идеального образа человека, создающего, интерпретирующего продукты художественной культуры. Культурно-художественные компетенции
- это способность понимать роль искусства в жизни человека и общества, готовность
148 Высшее образование в России • № 11, 2010
сделать выбор в пользу высоких духовнонравственных, художественно-эстетических ценностей, эстетических потребностей, отражающихклассические идеалы и высокий художественный вкус.
1.2. Социально-художественные компетенции помогают выстраивать взаимоотношения как внутри корпоративной профессиональной системы, так и с обществом в целом, уравновешивая социумность и самость личности. Преобладание общественно значимых отношений характеризует более высокий уровень развития личности. Он выражается в готовности и способности к конструктивному сотрудничеству, кросс-культурному общению, к проявлению толерантности к другой национальной культуре, к религиям, в готовности и способности вести ролевой диалог автора и зрителя, режиссера и исполнителя, исполнителей между собой.
1.3. Личностно-художественные компетенции определяют индивидуальный стиль творчества специалиста, так какпроизведе-ние искусства - это выражение внутреннего мира творца. Художественное сознание в качестве гуманитарного включает не только рационально-теоретическое, но и эмоциональное видение. Предметом исследования художественного сознания являются ценности человеческого бытия, которые способен постичь и воплотить в художественный образ человек свободной мысли с нравственнодуховным стержнем. Динамикой художественного сознания управляют личностные механизмы эмпатии, рефлексии, воображения. Поэтому основными компонентами личностно-художественной компетенции являются готовность к проявлению эмпатии, рефлексии; способность к творческому воображению, адекватному художественному восприятию и эстетическому отношению к действительности; готовность и способность ктворческому саморазвитию, художественному самовыражению, умение мыслить в художественных образах; морально-нравственная ответственность в контексте единства истины, добра и красоты.
2. Профессиональные компетенции включают художественно-исполнительские и художественно-педагогические подгруппы компетенций.
2.1. Художественно-исполнительские компетенции необходимы для решения конкретных профессиональных задач, так как развитие творческих способностей базируется на сугубо практическом - чувственном, физическом и интеллектуальном
- постижении сути осваиваемого искусства, на раскрытии психофизических возможностей личности, тренировке тела и психики, выработке комплекса психофизических качеств, необходимых для самореализации в художественной профессии. К числу подобных компетенций относятся: готовность и способность осваивать технику исполнения, выразительно-языковые средства танца как основу профессии; готовность и способность осуществлять постановку собственных хореографических произведений, разучивать хореографический текст, совершенствовать технику пластической выразительности; готовность и способность генерировать новые творческие идеи, интерпретировать произведения искусства с точки зрения направления, жанра, стиля, выразительных средств создания художественного образа.
2.2. Художественно-педагогические компетенции определяют основу художественно-педагогической деятельности, обусловленную спецификой искусства как образного способа познания мира. Следовательно, доминирующим личностным свойством педагога-хореографа является умение объективно оценивать индивидуальные природные данные учащихся, выявлять особенности их психики, темперамента, учитывать их эмоциональное состояние и на основе индивидуально-ориентированного подхода выстраивать педагогическую деятельность. Выпускник должен быть готов к педагогическому целеполаганию, диагностике, прогнозированию, проектированию, рефлексии художественно-педагогического опыта.
Итак, художественная компетенция выполняет системообразующую роль в структуре компетентностной модели специалиста в сфере хореографического образования и обусловливает специфику художественно-образовательной деятельности.
Литература
1. Вопросы развития системы художественного образования: Стенограмма парламентских слушаний от 5.11.2009 г. URL:
http:/ / www.council.gov.r/ files/ parliament_attend/l36.doc
2. Федеральный государственный образова-
тельный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 «Хореографическое искусство». М.: ЛЕМА, 2010.
3. Bourdieau P. Distinction. Routlege, 1994.
4. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.:
Политиздат, 1974.
5. Самохвалова В.И. О ценностной состав-
ляющей эстетической культуры // Современные подходы к теории эстетического воспитания. М.: ИХО РАО, 1999.
FILANOVSKAYA T. THE COMPETENCE MODEL STRUCTURE OF THE FUTURE TEACHER-CHOREOGRAPHER
The structure of competence model of the future teacher-choreographer is suggested. The author asserts that the art competence plays the key role among the range of the competences as it penetrates all the competence subgroups and constitutes the major basis of professional personal success. The author comes to a conclusion that the art competence determines the specific of content-organizational forms of choreographic education.
Keywords: competence model, art competence, choreographic education.
Е.В. ЗЕЛЕНКОВА, доцент Компетентностный ПОДТОД
Казанская государственная в высшем МуЗЫКЯЛЬно-
консерватория (академия) про^фессиональном
им. Н.Г. Жиганова К-
образовании
В статье рассматривается проблема совершенствования процесса подготовки студентов в музыкальном вузе на основе компетентностного подхода. Анализируется специфика формирования универсальных и профессиональных компетенций музыкан-та-педагога. Представлена структура профессионально-педагогической компетентности музыканта. Предлагаются инновационные педагогические технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в высшем музыкально-профессиональном образовании.
Ключевые слова: компетентностный подход, высшее музыкальное образование, компетенции, профессионально-педагогическая компетентность, инновационные педагогические технологии.
В сфере музыкально-профессионального образования актуальность компетентно-стного подхода обусловлена современной социокультурной ситуацией, связанной со стремлением к переосмыслению и возрождению в новых социальных условиях исторически сложившихся традиций музыкальной культуры.
Модернизация системы непрерывного музыкально-профессионального образования призвана способствовать воспитанию современного музыканта, обладающего необходимыми качествами для полноценной профессиональной деятельности во всех сферах музыкального творчества. Выпускники консерватории в подавляющем боль-