Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагога-хореографа: компетентность и развитие'

Повышение квалификации педагога-хореографа: компетентность и развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1392
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CHOROGRAPHICAL EDUCATION / PEDAGOGUE-CHOREOGRAPHER / COMPETENCE MODEL OF SPECIALIST / COMPETENCES / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьева Марина Николаевна, Макарова Людмила Николаевна

В статье разработан инвариант компетентностной модели педагога-хореографа, определены состав и содержание универсальных и профессиональных компетенций, формируемых в послевузовский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFICATION RISE OF PEDAGOGUE-CHOREOGRAPHER: COMPETENCE AND DEVELOPMENT

The article develops the variant of competence model of pedagogue-choreographer, determines the content of universal and professional competences formed in post-university period.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагога-хореографа: компетентность и развитие»

УДК 371

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА: КОМПЕТЕНТНОСТЬ И РАЗВИТИЕ1

© Марина Николаевна ЮРЬЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор; зав. кафедрой хореографии, е-тай: mar_nik@bk.ru © Людмила Николаевна МАКАРОВА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, е-тай: mako20@tamb.ru

В статье разработан инвариант компетентностной модели педагога-хореографа, определены состав и содержание универсальных и профессиональных компетенций, формируемых в послевузовский период.

Ключевые слова: хореографическое образование; педагог-хореограф; компетентностная модель специалиста; компетенции; личностное и профессиональное развитие.

В течение длительного периода в России складывалась многоуровневая и многокомпонентная система подготовки специалистов в сфере культуры и искусств, не имеющая аналогов в мировой системе образования. Эффективность данной системы подтверждается высоким уровнем экспорта образовательных услуг сферы искусства, показателями трудоустройства по специальности молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений культуры, признанием мировым сообществом отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах исполнительских искусств, а также востребованностью педагогов российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере искусства за рубежом.

Образование в сфере хореографического искусства - самостоятельная, исторически сложившаяся, целостная, многоуровневая, многоцелевая художественная система, в которой целеполагание выступает как процесс проектирования профессионально-творческого и личностного развития специалиста. Содержание профессионального хореографического образования сводится не только к научным знаниям, а включает эмоциональнообразный мир искусства, исторические тра-

1 Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., проект № 20101.2.1-102-016-041.

диции и современные инновации, ценностные ориентации и отношения, личностные творческие проявления и совокупность видов хореографической деятельности. По мнению ученых, «хореографическое образование -целенаправленный и организованный процесс и результат овладения и присвоения личностью языка и техники хореографического искусства, один из способов формирования целостной творческой личности, интеллектуально, нравственно и эмоционально развитой» [1, с. 129-132].

Целью обучения по творческо-исполнительским специальностям является достижение наивысшего уровня профессионального исполнительского мастерства и высокой педагогической квалификации. В разные годы специфика послевузовской подготовки творческо-исполнительских и педагогических кадров в области искусства находила свое отражение в различных организационных формах, таких как «аспирантура искусств» и «ассистентура-стажировка». Статус обучающихся данных форм послевузовской подготовки не отличался от статуса аспиранта, однако не требовал написания диссертации. Впоследствии при разработке законодательной базы послевузовского образования особенности образования в сфере искусства не были учтены и ассистентура-стажировка, как одна из форм послевузовского образования, оказалась вне правового поля. В настоящее время из-за нестыковки особенностей после-

вузовского образования в творческих вузах и требований, предъявляемых действующим законодательством к институту аспирантуры как форме подготовки научно-педагогических кадров, встал вопрос о дальнейшей судьбе системы послевузовского образования по творческо-исполнительским дисциплинам.

На данный момент в первом чтении принят проект федерального закона, который направлен на поддержку уникальной системы послевузовского образования в области искусства, вносящий изменения в законы РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ. В связи с этим начинается интенсивный процесс подготовки необходимых документов и разработок, которые урегулируют требования к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования (для обучающихся в ассистентуре-стажировке), положения об итоговых экзаменах для асси-стентов-стажеров, а также получения квалификации Мастера, которая дает право работы в жанрах исполнительского искусства и преподавания в высшей школе.

«В отличие от аспирантуры, предполагающей написание научной работы, ассистентура-стажировка предполагает особую организацию учебного процесса, особые формы творческих занятий и подготавливаемых аттестационных работ (например, концерты, постановки). Подготовка специалистов высшей квалификации творческого мастерства и одновременно педагогических работников в вузах искусств специфична, т. к. совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, осмысление той или иной дисциплины в этой области очень тесно связаны с исполнительским творчеством на высочайшем профессиональном уровне» (Г. Ивлиев).

Несмотря на решение задач модернизации хореографического образования, позволяющих в той или иной степени определить основные направления его развития, проблема развития профессиональной компетентности будущих педагогов-хореографов высшей школы в послевузовский период по-прежнему в достаточной степени не решена.

В литературе указывается, что понятие компетенция не тождественно понятию компетентность [2; 3, с. 10-19]. «Компетенция есть «системное образование» в личности учащегося, которое является «компонентом его качества». Причем компетенция относится в большей степени к потенциальному качеству, чем к актуальному качеству. ...Компетентность есть актуализированный комплекс компетенций, . динамическое качество человека-профессионала, которое «движется» от начального уровня, заложенного в системе высшего профессионального образования, к мастерству как высшей форме компетентности» [4, с. 46-47].

Профессиональная компетентность преподавателя высшего профессионального образования в послевузовский период представляет собой интегративное свойство личности, отражающее единство теоретической, практической и нравственно-психологической готовности педагога к профессиональной деятельности и включающее в себя совокупность психолого-педагогических, методических и специально-предметных знаний, исполнительских умений, личностных характеристик, обеспечивающих эффективную педагогическую деятельность.

Сущность развития профессиональной компетентности педагога-хореографа заключается в освоении личностью профессиональных ролей (преподавателя, воспитателя, исполнителя) на основе углубления знаний, умений, развития профессиональной мотивации для обеспечения творческой самореализации в профессиональной деятельности. Компетентностная модель педагога-хореог-рафа понимается нами как результативноцелевая основа процесса личностного и профессионального развития специалиста, выраженная системным качеством - компетентностью, обеспечивающей его готовность и способность к продуктивной хореографической деятельности в профессиональной сфере.

Анализ различных подходов к моделированию профессиональной послевузовской подготовки педагогов-хореографов, современные подходы и взгляды на проблему компетентности в образовании позволили нам выстроить компетентностную модель специалиста. При конструировании данной

модели мы исходили из того, что она должна отражать:

- требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки педагогов-хореографов высшей школы;

- организацию процесса профессиональной переподготовки специалистов хореографов;

- содержание процесса непрерывной педагогической практики;

- основные критерии и показатели уровней готовности педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в вузе.

В основу разработки компетентностной модели нами положена бинарная классификация, состоящая из двух основных групп компетенций: универсальных (общих) и

профессиональных, состав и содержание которых определены в соответствии с общими квалификационными требованиями к специалисту хореографу, учетом профессиональной среды, личностных качеств, основных видов, структуры и содержания педагогической и творческо-исполнительской деятельности (рис. 1) [5, с. 50-53].

Универсальные компетенции являются базовой основой личностного и профессионального развития специалиста любой области деятельности, т. к. обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Они дают возможность выпускникам вузов культуры и искусства в случае необходимости быть востребованными на рынке труда, успешно реализовать себя в других профессиях (в сферах деятельности, не связанных с полученной в вузе квалификацией). При характеристике универсальных компетенций важным является учет основных индивидуальных ресурсов личности: интеллектуальных, познавательных, морально-нравственных, творческих, коммуникативных

и т. д. [6].

Следующей составляющей компетентно-стной модели специалиста-хореографа являются профессиональные компетенции, сфор-мированность которых способствует самореализации и конкурентоспособности хореографа на рынке труда. Рассмотрим их краткую характеристику.

Рис. 1. Компетентностная модель педагога-хореографа

Блок универсальных компетенций.

- Общенаучные компетенции определяют фундаментальность высшего хореографического образования и составляют основу для профессиональных компетенций, позволяют более полноценно реализовываться в процессе личностного и профессионального развития. Данная группа компетенций про-фессионально-ориентирована на основные направления переподготовки специалиста-хореографа и включает в себя: знание основ гуманитарных, экономических наук, знания законодательных, эстетических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, а также высокий уровень анализа ситуаций, знание норм деловой письменной и устной речи, профессиональных требований и особенностей профессиональной деятельности, постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений и т. д. Общенаучные компетенции являются ядром модели выпускника вузов культуры и искусства, предоставляя им возможность успешно реализовывать себя в различных сферах хореографической деятельности.

- Инструментальные компетенции выражаются в способностях и умениях личности специалиста. Для их формирования необходимы следующие группы умений: психомоторные, конструктивные (умения проектирования, прогнозирования, аналитические), организаторские (информационные, развивающие, ориентационные, мобилизационные, проективные), коммуникативные (управленческие, перцептивные, умения профессионального общения), способность организовывать время, выстраивать стратегии саморазвития и т. д.

- Социально-личностные компетенции являются итогом внутреннего саморазвития личности. Под данными компетенциями мы понимаем систему знаний о социальной действительности и себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. Социально-личностные компетенции характеризуют способность педагога-хореографа выстраивать и реализовывать перспективные

линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического саморазвития, осуществлять эмоциональную саморегуляцию, позволяют усваивать получаемые в ходе повышения квалификации знания и совершенствовать умения и навыки. Социально значимые качества личности хореографа подвижны во времени, направления их трансформирования диктуются объективными социальными условиями и факторами социально-экономической и культурной среды вуза.

- Общекультурные компетенции

включают совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих педагогу-хореографу свободно владеть инструментарием различных видов искусств, педагогических технологий, других сфер человеческой деятельности, получивших отражение в различных образовательных областях. Данные компетенции предполагают свободное владение понятиями, принципами, теориями текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества, что позволяет хореографу ориентироваться в социальном и культурном окружении, оперировать его элементами.

Общекультурные компетенции характеризуют способность и готовность понимать роль искусства, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому самосовершенствованию, бережно относиться к историческому наследию отечественных и мировых традиций, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур в их взаимодействии. Общекультурная составляющая включает разнообразные культурные области, в которых происходит жизнедеятельность человека (академическая, оздоровительная, креативная и др.), проявления гражданских чувств, отстаивание прав человека, гуманное поведение и т. д. Профессионально-педагогическая культура базируется на общей культуре личности, выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности культуры педагога и педагогической культуры общества в целом и представляет собой «систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности» (И.Ф. Исаев).

Блок профессиональных компетенций.

- Общепрофессиональные компетенции, инвариантные к направлению переподготовки, обеспечивают готовность педагога-хореографа к решению той совокупности профессиональных задач, которые должен уметь решать специалист с высшим профессиональным образованием в сфере хореографического искусства и образования. Данная группа компетенций имеет системный и междисциплинарный характер и включает: способность к реализации авторских образовательных программ; способность к дальнейшему совершенствованию знаний по гуманитарным, искусствоведческим наукам в контексте исторических, философских, культурных и социальных явлений; способность понимать основные тенденции развития мирового хореографического, драматического, изобразительного искусства, особенностей современного пластического языка, владение методологией хореографической деятельности и т. д.

- Профильно-специализированные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Группа профессиональных компетенций формируется в рамках конкретной предметной области (вида хореографической деятельности) или надпредмет-ной сферы профессиональной деятельности, отражает деятельностную природу педагогического труда, включает в себя высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических и творческих задач: аналитических, прогностических, исследовательских и т. д.

В процессе разнообразных видов деятельности педагога-хореографа в вузе данная группа компетенций обеспечивает планирование и реализацию учебно-воспитательного процесса, проектирование, разработку типовых мероприятий, связанных с преподаванием уроков, лекций, индивидуальных и групповых, семинарских и практических занятий, проведение консультаций и аттестационных мероприятий; внедрение авторских, инновационных технологий обучения и воспитания; применение наиболее эффективных форм, методов и средств обучения; разработку от-

дельных образовательных программ, методических рекомендаций, пособий в соответствии с нормативно-регламентирующими документами различного уровня, подготовку и выпуску хореографических спектаклей, концертных программ, экспертно-аналитическую работу по проблемам хореографического искусства в концертных и театральных организациях.

Овладение профильно-специализированными компетенциями позволяет выстроить индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития педагога-хоре-ографа, позволяет в процессе повышения квалификации выйти с разным (но определяемым лично педагогом) уровнем подготовки - как минимальным, так и максимально возможным (углубленным либо расширенным).

В целом можно констатировать, что для формирования и развития компетенций педа-гога-хореографа необходимы различные типы обучения, способные моделировать и воспроизводить в сфере высшего хореографического образования социальную практику общества и профессиональную деятельность, ради которой обучение и предпринимается.

Выбор соответствующего типа обучения, форм и методов для продуктивного процесса формирования и развития определенного вида (совокупности) компетенций заключается в подборе соответствующего диагностического средства к каждому структурному элементу формируемых компетенций (когнитивному, деятельностному, личностному).

Критериями оценки уровня развития компетентности педагога-хореографа являются:

- степень его профессионализма (уровень профессиональной квалификации) как характеристика уровня личностно-профессионального и творческого потенциала;

- показатели итоговой рейтинговой оценки;

- готовность педагога-хореографа к совершенствованию компетентности как условие его профессиональной успешности и дальнейшего карьерного роста.

Введение компетентностного подхода в отечественное образование, обусловленное общеевропейской тенденцией перестройки системы высшего образования, предполагает глубокие системные преобразования, затра-

гивающие преподавание, содержание, оценивание. Апробация процесса формирования компетенций на основе предложенной модели позволит разработать общую методику формирования компетенций, которая может быть использована как инвариант для различных образовательных программ послевузовской подготовки педагога-хореографа.

1. Филановская Т.А. Становление системы хореографического образования в России: XVIII - начало XIX в. // Общество. Среда. Развитие. СПб., 2010. № 3.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: методологические и методические вопросы. М., 2005.

3. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций. Москва; Уфа, 2005. Кн. 2.

4. Техническое и профессиональное образование и обучение в XXI веке. М., 2003.

5. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Компетентност-ная модель выпускника-хореографа // Высшее образование сегодня. 2010. № 4.

6. Юрьева М.Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: методология, теория, практика. Тамбов, 2010.

Поступила в редакцию 11.11.2011 г.

UDC 371

QUALIFICATION RISE OF PEDAGOGUE-CHOREOGRAPHER: COMPETENCE AND DEVELOPMENT

Marina Nikolayevna YURYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Choreography Department, е-mail: mar_nik@bk.ru

Lyudmila Nikolayevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, е-mail: ma-ko20@tamb.ru

The article develops the variant of competence model of pedagogue-choreographer, determines the content of universal and professional competences formed in post-university period.

Key words: chorographical education; pedagogue-choreographer; competence model of specialist; competences; personal and professional development.

i13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.