иметь положительный эффект. В высшем образовании полевые знания в основном даются студентам в виде различных типов данных. Студент слушает и изучает информацию в аудитории непосредственно от профессора.
Студентам будет предложено выполнить поставленные задачи и предоставить оперативную информацию. Для этого студент должен использовать социальные сети интернет.
В качестве примера рекомендуется проводить практические занятия с использованием мессенджера telegram. В академической группе будет сформирована группа, называемая предметом, и все студенты и преподаватели группы будут приняты в качестве членов. Студенты выполняют поставленные задачи и помещают их в мессенджер группы. Учитель, проверив задание, снова помещает его обратно в группу. Другие ученики в группе смогут напрямую отслеживать задачи и решения учителя и устранять любые ошибки, допущенные учителем. Дело не в том, чтобы ставить вопрос до того, как учитель ответит на каждый вопрос в группе. Тогда есть уникальное решения в виде, вопросов и ответов. Кроме того, учитель может поместить задание в эту группу и представить его ученикам. Темы или литература также могут распространять через этого посланника. Этот предложенный метод также использовался в качестве экспериментального теста в небольшой группе с высоким уровнем положительных результатов [4].
Список литературы / References
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан». 29.11.2017. Ташкент.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uza.uz/ (дата обращения: 10.10.2019).
3. АвлиякуловН.Х. «Замонавий укитиш технологиялари». Руководство по обучению. Т., 2001. C. 68.
4. Нишоналиев У.Н. Модульные педагогические технологии. Профессиональное образование. М., 2002. № 14. С. 10-12.
5. Педагогическая технология / Под ред. Кукушкина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов. Издательский центр Март, 2002. C. 320.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗЕ Шаталова Т.Н. Email: [email protected]
Шаталова Татьяна Николаевна — старший преподаватель, кафедра хореографии, Волгоградского государственного института искусств и культуры, г. Волгоград
Аннотация: в статье обосновываются современные подходы к формированию творческой компетентности будущих педагогов-хореографов в условиях их готовности к работе в новых условиях, проявления способности адаптироваться к педагогическим инновациям и реагировать на процессы развития общества. Автор убеждён, что в настоящий момент возросла потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать процесс на уровне современных требований. Педагог-хореограф должен уметь совместить образовательную деятельность с задачами эстетического обучения и нравственного воспитания, с репетиционной и постановочной работой. Анализируя образовательные аспекты, автор делает вывод о том, что педагог-хореограф выступает в роли педагога, постановщика, воспитателя, наставника и является идейно-творческим руководителем хореографического коллектива.
Ключевые слова: педагог-хореограф, творческая компетентность, компетентность, творчество, система высшего образования, компетентностный подход.
THE PROCESS OF FORMING THE CREATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS-CHOREOGRAPHERS TO THE UNIVERSITY
Shatalova T.N.
Shatalova Tatyana Nikolaevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF CHOREOGRAPHY, VOLGOGRAD STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, VOLGOGRAD
Abstract: the article substantiates the modern approaches to the formation of creative competence of the future teachers-choreographers in the terms of their readiness to work in the new conditions; the ability to adapt to pedagogical innovations and respond to the processes of development of society. The author is convinced that there is an increased need for the highly qualified teachers with high culture, able to organize the process at the level of modern requirements. The teacher-choreographer should be able to combine the educational activity with tasks of aesthetic training and moral education, with rehearsal and staging work. Analyzing the educational aspects, the author concludes that the teacher-choreographer acts as a teacher, educator, mentor and the ideological and creative director of the choreographic team. Keywords: teacher-choreographer, creative competence, competence, creativity, higher education system, competence approach.
УДК 378.14
Социальные и культурные преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно строить и разрешать творческие концепты. В связи с этим перед современной образовательной системой вуза стоит важная задача формирования творческой компетентности будущих педагогов-хореографов.
Творчество направлено на создание новых материальных и духовных ценностей и предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, с помощью которых создаётся продукт, характеризующийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Развитие творчества педагогов-хореографов зависит от наличия творческой компетентности [1].
Компетентностный подход в подготовке педагогов-хореографов предполагает ориентацию образования на усвоение знаний и развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Компетентность соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (О.В. Иустинина) [9].
Компетентность специалиста - «продукт педагогического творчества, основанный на использовании психологических механизмов передачи и обработки информации, освоении когнитивных, креативных аспектов знаний, умений и навыков профессионала в методических разработках педагогов» (Л.Д. Ивлева) [8].
Компетентность характеризует субъекта деятельности, выполняющего его со знанием дела и творчески, достигая результата с минимальными потерями.
Изменения в деятельности педагогов-хореографов начинаются с преобразования ее творца и создателя. Совокупность личностных характеристик, необходимых для выполнения педагогической деятельности, определяется понятием «профессиональная компетентность», которое отражает «единство теоретической и практической готовности педагога-хореографа» (М.М. Зиновкина) [7].
В настоящий момент структура профессионального становления педагогов-хореографов представляет социальный процесс, обеспечивающий превращение личности в субъект жизнедеятельности, обогащённый способами деятельности, типом отношений к окружающим и самому себе.
Успешность профессиональной подготовки педагога-хореографа зависит от «уровня развития их духовной и личной культуры, профессиональных качеств, способности спрогнозировать ситуацию в обществе к моменту окончания учебного заведения» (А.В. Баранова, А.В. Кислякова) [3].
В этом контексте выявился приоритет развития творческой личности в системе подготовки педагога-хореографа.
Творческая компетентность педагога-хореографа включает 3 аспекта: (И.Г. Есаулов) [6].
- способность и подготовленность к повышению качества и эффективности профессиональной деятельности путём создания оригинальных приёмов;
- качество личности, формируемые образовательными средствами;
- средство и способ творческой самореализации и саморазвития человека.
Учитывая специфику подготовки педагога-хореографа в вузе, мы определяем творческую компетентность как интегративное профессиональное качество личности, формируемое образовательными средствами, направленное на разрешение возникающих в профессиональной деятельности проблем, создание новых ценностей с целью достижения социально и личностно значимых результатов в области хореографии.
Творческая компетентность в профессионально-педагогической подготовке будущего педагога-хореографа носит надпредметный характер, формируемый в рамках смежных научных областей и носит междисциплинарный характер, позволяя решать проблемы в профессиональной и социальной жизни воспитанников.
Процесс формирования творческих компетентностей педагога-хореографа в вузовском образовании вводит в мир художественных образов, понимание которых углубляется в творческой деятельности. Это способствует «развитию творческого воображения, воспитывает умение использовать разнообразные средства, присущие разным видам художественной деятельности, в самостоятельном творчестве при создании собственных продуктов творчества» (М.М. Калашников) [10].
Педагогическая линия по организации процесса формирования творческих компетентностей педагога-хореографа направлена на способность достигать качественных результатов (ср.: Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская, Н.Б. Венгер, М. Вертгеймер, А.Ю. Козырева, Б.М. Теплов, др.) и развитие творческого воображения (ср.: Л.С. Выготский, А.З. Зак, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, Л.А. Никонорова, Н.П. Сакулина, др.) [12].
Творческая компетенция формируется на занятиях хореографией благодаря творческому началу человека. Хореография, как метод фиксации танца определённого стиля, представляет «деятельность по преобразованию человеческой природы и тела согласно мотивов самореализации индивидуальных способностей личности» [7, 6].
А.Н. Мукина полагает, что «занятия хореографией в вузе при формировании творческой компетентности способствуют овладению умениями и навыками искусства танца и танцевальных па, схематических фигур и позиций, системы условных знаков, зрительных ассоциаций с рисунком движений, пространственных соотношений в акценте связности и непрерывности, последовательности движений и амплитуда согласно стилистических и эмоциональных факторов» [13].
Методика формирования творческой компетентности в вузе обусловлена направленностью педагогического процесса, что определяет «концепцию построения и содержания занятия хореографией» (В.В. Утемов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев) [14].
Построение педагогического процесса, определение дидактических подходов, постановка и решение задач хореографической деятельности обусловлено «психическими и личностными особенностями будущих хореографов и их потребности в выражении в движении, игре, эмоциях и общении» (В.М. Петров) [15].
Б.Г. Ананьев установил, что «построение процесса обучения движению характеризуется усвоением специфических свойств движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах» [5].
Формирование в нем творческой компетентности связано с развитием «пластичности и чувствительности к овладению концептом физического упражнения, устойчивости вертикальной позы, сохранения равновесия, способности соизмерять и регулировать действия в пространстве, свободным и точным их выполнением без напряжения и скованности». (Д.Б. Богоявленская) [4]
Направленность процесса формирования творческой компетентности связана с процессом усвоения двигательного действия и развитием локомоций.
Концептуальным положением в формировании творческой компетентности будущего педагога-хореографа является взаимосвязь и психофизическое единство организованной двигательной деятельности и целенаправленного формирования личности через «развитие его способности к творчеству, сенсорных систем, восприятия и внимания, памяти и эмоций, мышления и общения; мотивов, интересов и потребности самовоспитания» [12].
Следовательно, занятия хореографией в вузе предназначены для формирования творческой компетентности в процессе реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; формирования специальных знаний и двигательных умений; развития физических качеств и координационных способностей, сенсорных систем и психических функций.
Таким образом, творческая компетентность формируется посредством творческого восприятия формы стиля и пространства благодаря образности памяти, эмоционально-эстетической оценке своего творчества, готовности идти от замысла к его воплощению, экспериментированию.
Формирование творческой компетентности будущих педагогов-хореографов продуктивно поскольку развиваются 3 способности (А.А. Мелик-Пашаев) [12]:
- способность к восприятию: эмоциональная отзывчивость; чувствительность к средствам выразительности;
- способность к исполнительству: способность к осмыслению технической стороны; способности подчинять технические задачи созданию образа; способность контролировать свои действия;
- способность к творчеству: способность самостоятельно мыслить, используя цвет, форму, композицию, творческую инициативу, оригинальность образа, самостоятельность и активность при выборе средств выразительности [11].
Я.А. Пономарев выделяет 4 группы условий формирования творческой компетентности [16]:
1. Физические условия: наличие материалов и инструментов для творческой деятельности.
2. Социально-эмоциональные условия: чувство безопасности и творческие проявления, положительная оценка.
3. Психологические условия: чувство внутренней уверенности, раскованности, инициативности и свободы творческого процесса.
4. Интеллектуальные условия: разрешение творческого замысла.
Формирование творческой компетентности эффективно в том случае, если представляет целенаправленный процесс, в ходе которого реализуются педагогические задачи, направленные на достижение конечной цели.
Организация процесса формирования творческой компетентности строится согласно принципов: «обеспечения индивидуальной деятельности; организации «зоны приватности»; представления свободы выбора; моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональности» (ММ. Калашников) [10].
В процессе занятий хореографией формирование творческой компетентности происходит благодаря раскрытию индивидуальных личных качеств, методов преобразования действительности, стимулирования активности и самостоятельности на основе имеющегося опыта.
Развитие творческой деятельности будущих педагогов-хореографов связано со стремлением использовать свой творческий дар, создать условия для психологического и творческого равновесия, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки, слова, движения и образа.
Процесс организации занятий хореографии в вузе направлен на развитие творческой компетентности и осуществляется с учётом образовательных программ вуза, тематических планов и занятий творческой деятельностью. Занятия хореографической деятельностью способствуют развитию форм мышления в тандеме с творческим воображением, фантазии посредством обогащения предметно-пространственной среды технического и эстетического характера. Развитие творческой компетентности происходит под руководством педагога и способствует приобретению и накоплению знаний благодаря ее отображению в творческой деятельности [8].
В основу педагогической деятельности в вузе положены 6 принципов, направленных на личностно-ориентированный подход к обучению будущих педагогов-хореографов (Л.Д. Ивлева) [8]:
- принцип развивающего взаимодействия педагога и студента;
- принцип развития творческой компетентности;
- принцип ведущих целей обучения для стимулирования к творческим поискам и находкам;
- принцип партнёрства педагога и студента для поддержки творческой инициативы;
- принцип индивидуальности для самореализации студента в процессе освоения творческой деятельности с учётом накопленного индивидуального опыта, особенностей эмоциональной сферы;
- принцип интегрированного подхода при планировании творческой деятельности.
Эффективной формой организации творческой деятельности студентов в вузе являются
групповые творческие проекты. Планирование деятельности осуществляется на тематической основе с учётом принципа интеграции разных видов творческой деятельности.
Ключевым условием формирования творческой компетентности способностей будущих педагогов-хореографов является обогащение опыта на основе взаимосвязи различных видов искусства.
Л.Д. Ивлева и О.В. Иустинина акцентируют внимание на «особом значении комплексных и интегрированных занятий, целью которых является формирование представлений о специфике разных видов искусства, выразительных особенностях художественных средств, возможностях по-разному выразить представления, мысли и настроение» [8, 9].
И.Г. Есаулов отмечает, что при организации занятий по хореографии большое внимание следует уделять эмоциональному развитию. В этом направлении должны быть реализованы активность, эмоциональная насыщенность и самостоятельность; умение находить новые способы для творческой реализации; умение передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности [6].
М.М. Зиновкина пишет, что «использование в обучении различных техник обогащает творческие умения студентов и насыщает их эмоциональное состояние, развивает творческую самостоятельность. Успех применения техник зависит от методов и приёмов, используемых педагогом для раскрытия содержания хореографического действия и формирования творческой компетентности» [7].
В.А. Левин и А.Н. Мукина советуют использовать такие методы обучения, как: репродуктивный (усвоение движений, повтор); информационно-рецептивный (наблюдение, демонстрация); исследовательский (творчество, фантазия); эвристический (самостоятельное выполнение задания) [11, 13].
При формировании творческой компетентности будущих педагогов-хореографов относят метод используют метод выражения эмоций в движении через распознавание эмоционального состояния; метод создания образов, метод отражения эмоции, чувства и настроения.
Алгоритм формирования творческой компетентности будущих педагогов-хореографов предполагает: демонстрацию движения, привлечение внимания к изображению деталей с конкретным настроением; вербализация состояний, эмоций, настроения; составление движений, в которых «задействованы» все элементы; приём «оживления» в развитии способности совершать движение; приём анализа и предвосхищения будущего танца; завершение активной работы и составление сюжета танца [14].
Результат формирования творческой компетентности будущих педагогов-хореографов зависит от активизации творческой активности и побуждения к творческому процессу, проявления эмоционального настроя, проявления умения само развиваться с помощью педагогической поддержки.
Создание ситуации вовлеченности в творческую деятельность путём педагогической поддержки является основным условием формирования творческой компетентности через приёмы, снимающие «барьеры», высвобождающих творческие ресурсы.
Приём демонстрации движения и его презентация - один из распространённых приёмов обучения: студенты рассматривают движение и повторяют его, что способствует восприятию образа движения и танца, в целом. Тем самым обеспечивается активное изучение и усвоение материала.
Приём показа образца движения, то есть объект, который служит изображению движения (видео, презентация, схема, т.д.) [7].
При повторении образца движения студенты обращают внимание на целостность образ движения, на технику выполнения и запоминают моменты работы, поэтому при выполнении движения студенты аргументируют свой выбор.
Приём показа способа действия способствует развитию способности к творческой деятельности. Демонстрация образа движения позволяет студентам представить те стороны и свойства изучаемого движения, которые они не могут непосредственно воспринять.
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) на занятиях хореографией активизирует внимание студентов перед занятием и подкрепляет ранее изученные движения. Использование описаний и историй пробуждает интерес к заданной теме занятия и даёт повод для размышления о будущем сюжете танца. Описание движения активизирует воображение и даёт толчок для творчества [14].
Поэтапный показ и руководство самостоятельной деятельностью студентов позволяют педагогу осуществлять помощь при выполнении различных элементов творческой работы. Студенты воплощают и подкрепляют ранее усвоенный материал и представления о теме танца и стараются проявить индивидуальность при создании образа.
Таким образом, формирование творческой компетентности в вузе будущих педагогов-хореографов происходит в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии, в условиях приобретения студентами социокультурного опыта. Реализация занятий хореографической деятельность происходит индивидуально или в группах. Каждый вид творческой деятельности используется изолированно и в совокупности. Эффективными являются методы наглядности, демонстрации и словесные методы.
Педагогический процесс, направленный на развитие творческой компетентности будущих педагогов-хореографов средствами хореографии должен выстраиваться с учётом основных положений и программного обеспечения вуза. Учебный процесс по формированию творческой компетентности будущих педагогов-хореографов должен быть системным и в этом направлении заранее должны быть разработаны мероприятия, определены сроки реализации, создана благоприятная развивающая среда.
Список литературы / References
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. / Приказ Минобрнауки России от 30.01.2015. № 33. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-d.ok.html/ (дата обращения: 14.06.2019).
2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности [Текст] / Б.Г. Ананьев // Проблемы способностей. Сборник статей под ред. В.Н. Мясищева. М.: РефлБук, 2012. 65 с.
3. Баранова А.В., Кисляков, А.В. Моделируем творческую деятельность обучающихся [Текст] / А.В. Баранова, А.В. Кислякова. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. М.: Сфера, 2012. 608 с.
5. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. / Анализ эстетической реакции. 5-е изд. М.: Лабиринт, 2004. 344 с.
6. Есаулов И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник. Ижевск, УдГУ, 2005. 68 с.
7. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование / М.М. Зиновкина // Концепт, 2016. № 9. С. 98.
8. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. 67с.
9. Иустинина О.В. Создание условий для развития художественно-творческих способностей [Текст] / О.В. Иустинина // Социальная сфера, управление и экономика: актуальные проблемы и перспективы, 2016. С. 101-103.
10. Калашников М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии [Текст] / М.М. Калашников // Вестник Брянского государственного университета, 2014. № 1. С. 45-52.
11. Левин В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. - М.: Просвещение, 2014. - 302 с.
12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству[Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. М.: Педагогика, 2016. 806 с.
13. Мукина А.Н. Возможности развития творческих способностей [Текст] / А.Н. Мукина // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена, 2017. Вып. № 31. Том 10. С. 213-218.
14. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие [Текст] / В.В. Утемов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. Киров, 2013. 444 с.
15. Петров В.М. Технологии творчества - ТРИЗ [Текст] / В.М. Петров // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика, 2016. № 1 (12). С. 18-19.
16. Пономарев Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. М.: Издательство Наука, 2013. 473 с.