ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Х ОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 37.013:793 В. Ю. Никитин
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена анализу хореографического профессионального образования и хореографического обучения как вида досуговой деятельности. Автор анализирует систему профессиональной подготовки будущих специалистов в области хореографического искусства. При этом необходимо заметить, что обучение танцам — это не синоним профессиональному образованию в области искусства танца. Рассматривая тенденции в хореографическом обучении, которые существуют в настоящее время, мы можем чётко выделить определённые структуры, государственные и коммерческие, функцией которых является обучение танцу широких слоёв населения (в основном детей). Однако это обучение не ставит цели профессиональной подготовки. Мы можем сделать вывод, что цели, задачи и формы обучения танцу и профессионального образования в хореографии — существенно отличаются. Занятия танцем позволяют развить у ребёнка эстетическое восприятие, эмоциональность, получить знания в области искусства танца, развить музыкальность.
Ключевые слова: профессиональное хореографическое образование, любительское хореографическое обучение, обучение танцу.
Ф Ф
V. Yu. Nikitin
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
CHOREOGRAPHIC EDUCATION AND TRAINING: TRENDS AND PROSPECTS
The article is devoted to the analysis of professional choreographic education and choreographic training as a form of leisure activity. The author analyzes the system of professional training of future specialists in the field of dance. However, it should be noted that the dances are not synonymous with professional education in the field of art of dance. Considering the trends in the choreographic training that exist at the present time, we can clearly identify specific patterns, state and commercial whose function is learning to dance wide layers of the population (mostly children). However, this training is not set targets to professional training. We can conclude that the goals, tasks and forms of learning to dance and professional education in choreography, differ significantly. Lessons dance allow to develop the child's aesthetic perception, emotion, to get knowledge in the field of dance art, to develop musicality
Keywords: professional choreographic education, Amateur choreographic training, learning to dance.
НИКИТИН ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, заместитель декана хореографического факультета по научно-методической работе и профессор кафедры танцев народов мира и современной хореографии Московского государственного университета культуры и искусств
NIKITIN VADIM YUR'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Ph.D. (History of Arts), Deputy Dean of the faculty of choreography for scientific and methodical work and the Professor of Department of the dances of the peoples of the world and modern choreography, Moscow State University of Culture and
282 Arts
e-mail: [email protected] © Никитин В. Ю., 2014
^ Образование в сфере культуры
Ф
Хореографическое искусство является одним из видов художественно-творческой деятельности, в специфической присущей ей форме — танцах, отражает внутренний мир человека, его желания, стремления, творческое становление. Выдающийся балетмейстер и педагог Р.В. Захаров даёт такое определение этому понятию: «Хореография — искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения между людьми. Специфика её заключается в том, что чувства, переживания людей она передаёт в пластической образно-художественной форме»1.
«В танце, благодаря своеобразной и сложной технике этого вида искусства, раскрывает ся внут рен ний мир че лове ка, его ли ри-ко-романтические отношения, героические поступки, отражается национальная, стилевое и историческая принадлежность»2.
В современном мире особое значение приобретает хореографическое искусство, которое по сво ей при роде являет ся синтетическим. Занятия танцем развивают эмоциональную и волевую сфе ру лич но сти, способствуют привлечению к национально-культурным ценностям, ориентируют человека на здоровый образ жизни, повышают работоспособность, что обеспечивает целе-на прав лен ное раз ви тие жиз нен но важ ных духовных, интеллектуальных и физических качеств будущего поколения.
При этом необходимо заметить, что обучение танцам — это не синоним профессиональному образованию в области искусства танца. Рассматривая тенденции в хореографическом обучении, которые существуют в настоя щее вре мя, мы можем чёт ко вы де лить определённые структуры, государственные и коммерческие, функцией которых является обучение танцу широких слоёв населения (в основном детей). Однако это обучение не
1 Захаров Р. Слово о танце. Москва : Молодая гвардия, 1976. С. 159.
2 Самодеятельное хореографическое искусство в клубе / отв. ред. Ю. И. Громов. Ленинград, 1988. С. 98.
ста вит це ли про фессиональной под го товки. Мы можем еде лать вы вод, что це ли, за да чи и формы обучения танцу и профессионального образования в хореографии — существенно отличаются.
Путь к успеху в профессиональной деятельности напоминает пирамиду. Каждый вто рой ре бё нок в дет ст ве за ни мался музыкой, танцем, пением, живописью. Но, возможно, только один из ста поступил в музыкальное, хореографическое или художественное училище. Только один из тысячи про дол жил обу чение в кон серватории, ака-де мии тан ца или в те ат ральном ин сти ту те. Безусловно, автор не владеет точными статистически ми дан ны ми в сфере подго тов-ки специалистов и их вос требован ности на рынке труда. Как нам кажется, такой статистики нет и в Министерстве культуры, которое априори должно контролировать процесс про фес сио наль ной под го товки в сфе ре искусства, в том числе и в хореографии.
Первоначально мы должны определить те це ли, ко торые ста вят роди те ли, ре шив отдать ребёнка заниматься танцем, поскольку именно в обучении любому направлению хореографического искусства желание родителей является определяющим. Так лее как в му зы каль ном и худо же ст вен ном творчестве, в хореографическом искусстве существует ранняя профессионализация детей и под ро ст ков, и имен но от ре ше ния роди те лей за ви сит буду щая спе ци аль ность ребёнка. Исходя из практической работы ав тора и мно го лет них наблю де ний за раз ви-тием любительского и профессионального обучения танцу, можно сделать вывод, что в основном родители ставят воспитательные и общеразвивающие цели, не думая о дальнейшей про фессиона лиза ции.
И вот здесь мы должны остановиться на двух направлениях хореографического искусства — любительском и профессиональном. Именно выбор этого приоритета определяет дальнейшую судьбу ребёнка, а главное, возмож но сти и спо со бы раз ви тия хореографических способностей и дирек-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
торию дальнейшего обучения. Безусловно, важную роль играют природные данные, но много раз в практической работе автор встречал родителей, дети которых обладали феноменальными хореографическими данными, но на предложение педагога отдать ребёнка в профессиональное учебное заведение, они категорически отвечали — нет! К сожалению, прошли те времена, когда профессия танцовщика была престижна, высоко оплачивалась и артисты балета были национальной гордостью нашей страны. Понятно, что родители, заботясь о буду щем сво его ре бён ка, пред по чи та ют выбрать бо лее вы год ную и пре стиж ную профессию для него. И как часто, опять же в практической деятельности, автор занимался с уче ни ка ми, ко торые по лу чи ли в дет ст ве прекрасное хореографическое образование, но в силу определённых жизненных обстоятельств они не связали свою профессиональную деятельность с искусством танца, при этом продолжая заниматься танцем любительски. Вернёмся к вышеуказанным целям, которые ставят родители, отдавая ребёнка заниматься танцем, и рассмотрим их под роб нее.
На первом месте, безусловно — физическое развитие ребёнка, и, как правило, девочек. Танец является наиболее гармоничным видом искусства, который позволяет развить необходимые для любого человека данные — осанку, координацию, умение ориентироваться в пространстве и т.д. С помощью регулярных занятий танцем, особенно в раннем возрасте, можно скорректировать физические недостатки: сколиоз, лордоз, плоскостопие, «завернутость» бёдер и так далее. Именно желание родителей видеть своего ребёнка стройным, подтянутым, физически выносливым и определяет их ре-ше ние.
На втором месте — эстетическое развитие ребёнка. Занятия танцем позволяют развить у ребёнка эстетическое восприятие, эмо циональность, по лу чить зна ния в об ласти искусст ва тан ца, развить музыкальность.
Танец, будучи неотъемлемой частью духовной культу ры, спо со бен не только ак ку му-лировать социально-исторический опыт, но и накапливать собственный духовный потен ци ал, по сколь ку его сущ ность за клю чает ся в том, что он яв ля ет ся ду хов но-прак-тическим способом освоения действительности. Исследования социологов свиде-тельст ву ют, что уровень художест вен ных потребностей во время занятий танцем тесно связан со степенью культурного развития лич ности.
На третьем месте — досуговая деятельность. Родителям, в принципе, безразлично, каким видом искусства будет заниматься ребёнок в свободное время. Их задача — отвлечь ребёнка от улицы, дурных привычек, воспи тать чув ст во кол лек ти визма. Занятия танцем организуют и дисциплинируют детей, вносят разнообразие в их жизнь, повышают уровень культурного развития, час-тич но ком пенсирует низкий уровень двигательной активности, формируют навыки организации двигательного режима, способствуют укреплению здоровья, физическому развитию, повышению работоспособности.
И наконец, родители мечтают видеть ребёнка на про фессиональной сцене. Как уже ука зы ва лось вы ше, это наи бо лее ред кая цель занятий танцем. Однако, исходя из вышеописанных целей, достаточно резко отличаются форма занятий, способы обучения и критерии диагностики хореографических спо соб но стей. Имен но этот ис ход ный посыл — ребёнок занимается «для себя», для здоровья, или ребёнок занимается для того, что бы стать в буду щем про фес сио наль-ным исполнителем, и определяет разницу в системе обучения. Таким образом, мы можем сделать вывод, что хореографическое образование и обучение подразделяются на две категории: любительское и профессиональное.
В нашей стране длительное время функционируют четыре основные системы обучения различным видам искусств, в том чис-
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
ле и хореографическому искусству: художественное образование, дополнительное обра зова ние, пред про фессиональное и профессиональное образование.
Эти системы, к сожалению, в настоящий момент модифицируются и разрушаются во многом благодаря коммерциализации процесса обучения, но и также из-за реформ, которые исходят из соответствующих министерств и ведомств, старающихся таким способом оптимизировать затраты на обучение. На схеме, приведённой ниже, мы можем видеть те организации, в которых дети, под ро ст ки и взрос лые могут по лу чить хореографическое обучение и профессиональное образование. Автор умышленно перечисляет только государственные струк-ту ры на уровне пред про фессионального и профессионального образования, хотя на любом из этих уровней существует конкуренция с частными школами и даже институтами.
Уровень любительского обучения:
1. Дошкольное художественное обучение — рекомендуется для осуществления на базе специализирован ных дошкольных учреждений с эстетическим уклоном. Его цель со сто ит в ран ней ди аг но сти ке и раз ви тии творче ских спо соб но стей ре бён ка.
2. Обучение танцу в государственных общеобразовательных школах предусматривает раз ви тие уча щих ся в рам ках обра зо-вательной программы «Искусство», а в некоторых школах существуют хореографические классы, либо такие предметы, как «Ритмика», «Основы хореографии», введённые в расписа ние за нятий.
3. Система дополнительного образования для детей. Внешкольные занятия в многопрофильных центрах творчества.
4. Художественные школы, которые стоят как бы на «стыке» любительского обучения и пред про фессионального обра зо-вания. Часть детей, которые закончили подобные школы, в дальнейшем получают профессиональное образование.
5. Коммерческие школы.
При анализе возрастных категорий мы можем за ме тить, что наи боль шее ко ли че ст-во приходится на возраст от 8 до 12 лет и от 16 до 25. Это ос но выва ется на том, что, как пра ви ло, ос нов ной кон тин гент дет ских любительских хореографических коллективов составляют школьники с 1 по 9 класс. Далее идёт не ко торое сни жение, свя зан ное с проблемами взросления, получением аттестата, поступлением в вуз. А вот следующие 5—6 лет — сно ва пик ак тив но сти, осо бен но среди девушек, для которых занятия танцами, прежде всего, способ сохранить красивую фигуру и быть привлекательными в глазах противоположенного пола.
Уровень профессионального образования:
1. Хореографические училища. Начальное про фес сио нальное обра зова ние в сфере хореографического искусства имеет ряд особенностей. Прежде всего, это жёсткий отбор детей по критериям природной одарённости и обучение их по определённой сис те ме. В про фес сиональных хорео гра фи-ческих образовательных учреждениях существует: набор дисциплин, зафиксированных в учебном плане, чёткий график посещения занятий, группы подразделяются по воз рас ту, да ют ся глу бо кие зна ния об ос но-вах танца, о танцевальной культуре и мире танца в целом.
2. Среднее образование осуществляется на основе хореографических отделений или кафедр в кол лед жах культу ры и ис кусств. На дан ном этапе меж дисци п ли нарный ха-рак тер обра зователь ной и про фес сиональ-ной под го тов ки дол жен быть на прав лен в сторону пре дос тав ления зна ний из разных сфер профессиональной хореографической деятельности: исполнительской, преподавательской, постановочной, организационно-управ лен ческой, науч ной.
3. Высшее хореографическое образование — осуществляется на кафедрах хореографии академий или университетов культу ры и ис кусств. Дан ный этап пре дусмат ри-вает обучение бакалавров, формирование
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
модулей эли тар ной под го тов ки одарён ной молодёжи, способной в дальнейшем освоить более сложные и напряжённые программы магистров, а далее — более продвинутый аспирантский модуль подготовки аналитиков и ис сле до вате лей.
4. Послевузовское образование осуществляется, в основном, на базе академий и университетов. Предполагает практическую и теоретическую подготовку. Практическая подготовка осуществляется на базе ассистентуры-стажировки. Теоретическая подготовка осуществляется в аспирантуре и докторантуре, где разработаны специальные модули воспитания аналитиков-исследователей.
Достаточно интересными являются наблюдения автора статьи о примерном распре де ле нии при ори те тов в сти лях и на правлениях хореографического искусства в любительском обучении и профессиональном образовании.
Основное внимание в профессиональном обучении уделяется классическому танцу, далее следует народно-сценический танец и только на третьем месте — современные на прав ле ния тан ца. В лю би тель ском обу че-нии, следуя требованиям моды в бытовом танце (особенно в коммерческом обучении), востребованы больше современные направ-ле ния тан ца и в гораз до меньшей сте пе ни — народно-сценический танец и классический ба лет.
Все вы ше из ложен ное при водит нас к определённым выводам, связанным непосред-ст вен но с сис темой профессионального обучения, особенно в сфере хореографической педагогики, поскольку существующее положение требует, на наш взгляд, некоторой корректировки целей и задач обучения на уровне учебных планов, программ и методического обеспечения.
Безусловно, большое количество образовательных учреждений различного аккре-дитационного уровня приводит к тому, что во многом цели и задачи обучения и образования пересекаются и дополняют друг дру-
га. Это часто приводит к тому, что нарушают ся меж дисципли нарные связи, программы обучения не выстроены с учётом требо-ва ний и ком пе тен ций буду щего спе циа ли ста в сфере хореографического искусства.
Уже при анализе программ обучения бакалавра возникает некое недоумение, поскольку в стандарте «Народно-художественная культура» указывается следующий профиль — «Руководитель любительского хореографического коллектива», что практически идентично специальности, которую получают в колледже — «Руководитель творческого коллектива. Педагог». Таким образом, и после 9-го класса школьники могут поступать в коллеж и учиться в течение четырёх лет, и после 11 класса школьники могут поступать в институт и опять же учится четыре года, получив степень бакалавра, но такую же специальность, как после колледжа. Безусловно, программы обучения в колледже и вузе несколько отличаются, но это отличие касается, прежде всего, общеобразовательных дисциплин и в меньшей степени — специальных, которые примерно одинаковы.
Процесс про фессиональной под го товки руководителей для любительских коллективов вообще в стандартах третьего поколения изложен в очень урезанной форме. Вузы культуры и искусств, готовящие специалистов в области народно-художественной культу ры (хореографии), не име ют пра ва готовить специалистов, например, в области классического тан ца, этот профиль сейчас относится к направлению подготовки «Хореографическое искусство», несмотря на то, что на практике мы наблюдаем большое количество любительских коллективов классического танца. Также исключён из программ под го товки специа листов и бальный танец, который относится к спорту (хотя на практике также существует большое количество коллективов бального танца именно в детских центрах творчества и домах культу ры).
Такая же стран ная кар ти на наблюдает ся
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
и в содер жа нии стан дар та по на прав ле нию подготовки «Хореографическое искусство», по тому что сре ди ос нов ных за дач в об лас ти методической деятельности стоят, например, следующие задачи: изучать и обобщать опыт сохранения и развития хореографической культуры, художественного творчества в России и зарубежных странах; участвовать в разработке и внедрении методик организации и ру ко водства худо же ст вен ным твор че-ством; разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству коллективами художественного творчества культурными учреждениями и организациями. Эти задачи целиком и полностью соответствуют таким лее задачам в стандарте НХК. В примерных образовательных программах, разработанных УМО по хореографическому искусству, предлагается профиль «эстетическая хореография», ко торый го то вит специа листов для пре пода ва ния тан це валь ных дис ци п лин де тям, при чём ни где не ого вари вает ся, что эти де ти занимаются танцем на любительском уровне в системе дополнительного образования в домах творчества. Таким образом, можно сде лать вы вод, что содер жа ние стан дар тов по НХК и хореографическому искусству пересекается, и, на наш взгляд, эти специально сти настолько до пол ня ют друг дру га, что разделять их нет необходимости. Не меньше удивления вызывают и ФГОС для среднего специального образования. Во-первых, в дей-ст вующем стандар те наконец-то произош ло раз де ле ние по ви дам тан ца и про фес сиональ-ная под го тов ка для ар тистов ба ле та, ар ти-стов ансамбля народного танца, ансамбля современ ного тан ца и бального тан ца — стала раз лич на. Это по ложи тель ная сторона, и она соответствует реалиям и практике нашего вида искусства. Однако, наряду с пололси-тельными моментами, существует огромное количество замечаний, особенно в программе и перечне предметов для будущих артистов современного танца. Складывается ощущение, что разработ чи ка ми дан ного стандар та
являлись люди, совершенно не знакомые ни с направлениями современной хореографии, ни с тех ни кой того или ино го на прав ле ния, ни во об ще с совре мен ным тан цем. В действующей редак ции дан ный стан дарт ни од но хореографическое училище или колледлс не смо жет реа ли зовать в пол ной мере, ибо это не воз мож но.
Вто рое су ще ст вен ное за ме ча ние — это появление педагогических компетенций. Теперь артисты любых танцевальных направлений имеют право преподавать. Правда, сфера преподавательской деятельности существенно ограничена — только система дополнительного образования. Возникает закономерный вопрос, если могут преподавать люди, окончившие среднее специальное заведение как артист танцевального кол лек ти ва, то зачем учит ся в кол лед жах, институтах и университетах? Мало этого, все пред ме ты, свя зан ные с пе да гоги че ской деятельностью (методика, композиция, возрастная педагогика и анатомия), изучаются только на старших курсах, причём в таком мизерном объёме, что говорить о формировании полноценных педагогических компе-тен ций не воз мож но.
Автор статьи умышленно не делает никаких вы водов и не да ёт ни ка ких ре ко мен да-ций. Есть констатация несуразностей, недоработок, с которыми столкнулись в учебной работе вузы и ссузы культуры и искусств. Как решать эти проблемы и кто будет их решать — не в компетенции автора статьи. Одна ко ав тор ста тьи име ет сме лость за ме тить, что подобная неразбериха в специальностях, учебных планах и требованиях стан-дар тов при ве дёт к сни же нию уров ня профессиональной подготовки не только в системе высшей школы, но и на уровне среднего специального образования. И вместо подго-тов ки высоко класс ных, ком пе тент ных, кон-курентоспо собных про фессиона лов, мы будем вы пус кать сла бо под го тов лен ных специалистов, которые не смогут кон ку риро-вать на рынке труда.
Ф