Научная статья на тему 'Актуальные проблемы хореографического образования'

Актуальные проблемы хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9047
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА / CHOREOGRAPHY / TRAINING / MODERN DANCE / PEDAGOGICS OF ART / TENDENCY OF DEVELOPMENT OF CHOREOGRAPHIC ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Вадим Юрьевич

Статья посвящена актуальным проблемам хореографического образования: системе обучения, переквалификации артистов балета, обучению педагогов и балетмейстеров, дублированию специальностей и другим. Автор высказывает своё субъективное мнение по ряду вопросов, связанных с профессиональным обучением в хореографическом искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of choreographic education

Article is devoted to actual problems of choreographic education: to system of training, retraining of ballet dancers, training of teachers and ballet masters, duplication of specialties and others. The author expresses the subjective opinion on a number of questions, connected with a vocational education in choreographic art.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы хореографического образования»

ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ

17.00.00 - Искусствоведение

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Вадим Юрьевич НИКИТИН,

доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры танцев народов мира и современной хореографии хореографического факультета Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: dancer-v@mail.ru

Статья посвящена актуальным проблемам хореографического образования: системе обучения, переквалификации артистов балета, обучению педагогов и балетмейстеров, дублированию специальностей и другим. Автор высказывает своё субъективное мнение по ряду вопросов, связанных с профессиональным обучением в хореографическом искусстве.

Ключевые слова: хореография, обучение, современный танец, педагогика искусства, тенденции развития хореографического искусства.

ACTUAL PROBLEMS OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION

V. Yu. Nikitin, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Ph.D. (Art Criticism), Associate Professor, Professor of Department of folk dances and modern choreography, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture e-mail: dancer-v@mail.ru

Article is devoted to actual problems of choreographic education: to system of training, retraining of ballet dancers, training of teachers and ballet masters, duplication of specialties and others. The author expresses the subjective opinion on a number of questions, connected with a vocational education in choreographic art.

Key words: choreography, training, modern dance, pedagogics of art, tendency of development of choreographic art.

Автор ни в коей мере не претендует на объективный анализ состояния хореографического образования в России в настоящий момент. Есть только какие-то наблюдения, размышления, которые накопились в результате практического опыта работы педагогом в течение многих лет. Не более того! Решать обозначенные проблемы не в компетенции автора. Но решать их необходимо, поскольку профессиональное сообщество наблюдает объективную картину снижения качества хореографического образования, вследствие чего уровень развития хореографического искусства, как профессионального, так и любительского, также неизменно снижается.

ПРОБЛЕМА 1.

Ранняя профессионализация и проблема выбора специальности

Начинают обучение в хореографическом искусстве с десяти лет и раньше. Да, ранняя профессионализация существует и в других видах искусства. Но у художника или музыканта впереди долгие годы творческой карьеры, а артист балета востребован максимально 20 лет! Однако не все дети, обладающие данными для этой профессии, поступают в хореографические колледжи и академии, многие из них идут в любительские хореографические коллективы. Сознательный выбор профессии артиста балета делает не ребёнок, а его родители. В своей практической деятельности автор встречался с детьми, у которых были прекрасные профессиональные данные, но родители на предложение отдать ребёнка в хореографическое училище отвечали: «Ни за что!» Родителям нужно решать, когда ребёнку 10 лет,- отдавать или не отдавать в профессию. Ребёнок в лучшем случае хочет просто красиво танцевать на сцене, он не понимает, какой это адский труд, и не понимает того, что этому искусству нужно посвятить всю свою жизнь. Родители более опытны и, наверное, прекрасно понимают, что судьба артиста балета -лотерейный билет: ты можешь взлететь высоко, а можешь до пенсии протанцевать в 6-й линии, «у воды». И кто пожелает своему ребёнку такой судьбы? Трагедией можно назвать ситуацию, когда ребёнок, который учится на артиста балета, уже в осознанном возрасте понимает, что это не его выбор, что эта профессия ему не нравится! Однако всё детство отдано танцу, хорошее среднее образование при таком профессионально-ориентированном обучении получить очень сложно, так же как другую профессию. Это серьёзная этическая проблема, когда молодой человек, отдавший 5-8 лет каторжного труда, не может или не хочет быть танцовщиком в силу различных причин.

ПРОБЛЕМА 2.

Хореографическое профессиональное образование и обучение танцу как художественно-эстетическое развитие

Итак, первый путь получения профессионального образования - обучение в соответствующем учебном заведении. Второй путь - ребёнок занимается в любительском коллективе «для здоровья», в качестве хобби. Ходит два-три раза в неделю на занятия, репетиции, выступает на сцене и не думает о том, что же потом с этими профессиональными навыками делать. Но наступает время выбора профессии (обычно в 16-17 лет), и подросток решает свою жизнь связать с танцем. Как правило -

в качестве исполнителя. Автор статьи неоднократно проводил опросы абитуриентов, поступающих на хореографический факультет МГИК. На вопрос: «Кем вы хотите работать после окончания вуза - педагогом, балетмейстером или исполнителем?», 50% отвечали: «Исполнителем»! Хотя прекрасно знали, что в вузах исполнителей не готовят! Но в училище уже опоздали, а танцевать на сцене хочется. И вот, заканчивая вуз по профилю педагога или балетмейстера, выпускники кладут диплом «на полку» и идут танцевать. Как правило, на непродолжительный срок в шоу-группы или на подтанцовку к звёздам эстрады. Потом карьера исполнителя заканчивается в силу возраста, и тут вспоминают про образование. Но с вузов-то требуют, чтобы они готовили выпускников именно для работы по направлению подготовки, которое указано в дипломе! И получается, что педагогов или балетмейстеров выпускается много, а работают они исполнителями! И, как правило, при поступлении в вуз у подобных абитуриентов профессиональные данные уже сформированы (лучше или хуже, это зависит от уровня любительского коллектива, в котором занимался подросток). И вот приходится педагогам обучать, как совершенно правильно выразилась заведующая кафедрой танцев народов мира и современной хореографии МГИК Н. Ю. Андреева,- «дилетантов широкого профиля», которые не очень хорошо подготовлены как исполнители, мало ставят как балетмейстеры и совсем не хотят работать в будущем в качестве педагогов, потому что мечтают о карьере исполнителя!

ПРОБЛЕМА 3.

Система профессионального обучения в хореографии.

Кого, для какого рода деятельности и в каком количестве мы обучаем?

Ответы на поставленные вопросы могут быть очень приблизительными, поскольку статистику о кадровой обеспеченности государственных коллективов, государственных школ и студий получить можно, а вот статистику о кадровой обеспеченности частных концертных организаций и школ - практически невозможно, хотя только в Москве работает порядка полутора тысяч частных школ, и большая часть из них обучает детей. Хотя существуют такие организации, как ОРТО, Ассоциация и Федерация бальных танцев, Дом народного творчества, координирующие и контролирующие процесс художественного воспитания и обучения детей танцевальному искусству. И эти организации, по идее, должны предоставлять подобную статистику. Но, к сожалению, этого не происходит. Наиболее оптимальным вариантом для получения подобной статистики, а самое главное - контроля над кадровым и программно-методическим обеспечением подобной деятельности, по мнению автора, является создание Центра танцевального искусства России, который бы контролировал не только любительское искусство, как это делает сейчас Дом народного творчества в Москве, но и профессиональное искусство, а главное - частные коммерческие школы и концертные организации.

Итак, перечень специальностей, связанных с хореографическим искусством, которые обучающиеся получают в государственных учебных заведениях, выглядит следующим образом:

1. Исполнители: артисты балета, артисты народного танца, артисты развлекательного (эстрадного танца), артисты современного сценического танца, артисты бального танца.

2. Педагоги (классического балета, народно-сценического танца, современного танца).

3. Балетмейстеры (хореографы).

4. Администраторы, продюсеры, менеджеры.

5. Критики, балетоведы.

Оставим за скобками последние две категории, поскольку непосредственно с танцем они не связаны. Главный герой, конечно, исполнитель! Не будет его, человека, который выходит на сцену, и всё хореографическое искусство погибнет. Но исполнитель исполнителю - рознь! Безусловно, в табеле о рангах самую высокую позицию занимают артисты балета. Они дольше всех учатся, их работа наиболее престижна. Но, увы, это в прошлом! Прошли те времена, когда поступить в хореографическое училище было практически невозможно. Раньше был, как выразился замечательный фигурист и тренер Г. Карпоносов, «жестокий отбор, а сейчас - набор». Не хочется приводить цифры, но специалисты прекрасно знают, сколько сейчас выпускается из наших прославленных хореографических академий. А главное - куда эти выпускники потом устраиваются работать. И все педагоги прекрасно понимают, что звёзды, которые имеют известность, деньги, гастроли,- это «штучный товар», а артистов балета за долгие годы было подготовлено очень много. И творческая судьба их совершенно не радостна, поскольку до настоящего времени не решён главный вопрос сценической карьеры - куда устраиваться работать артистам балета после выхода на пенсию? Да, после 20 лет стажа (исключительно в государственных театральных и концертных организациях) артист балета может выйти на пенсию. Но что делать дальше? Образования, позволяющего работать педагогом или балетмейстером, нет, естественно, в 18 лет об этом молодые исполнители не думают. Садиться за парту в 38-40 лет, для того чтобы получить диплом,- немногие на это способны. А главное - есть прекрасные навыки профессиональной работы, но нет теоретических знаний и диплома, дающего право работать. И тут возникает проблема переквалификации, которая, к сожалению, сейчас решается очень слабо.

На втором месте по рейтингу (но отнюдь не по зарплате) находятся артисты государственных концертных организаций. В основном это артисты ансамблей народного танца, хоров, военных ансамблей, филармоний и так далее. Сказать, что они влачат жалкое существование,- нельзя, государство всё-таки выделяет дотации коллективам, прожиточный минимум обеспечивает. Но гастролей в настоящее время практически нет, концертов - минимальное количество, поскольку «советская» система проката канула в Лету и каждый коллектив выживает как может. Говорить о творчестве в такие меркантильные времена даже не стоит.

И, наконец, на последнем месте рейтинга расположились артисты современного танца. Обсуждать в контексте данной статьи проблемы развития современной хореографии в России не хотелось бы, этому посвящено несколько статей автора, но вот на положении, статусе исполнителей в этом направлении хореографического искусства хотелось бы остановиться подробнее.

Первая категория, наиболее оплачиваемая, востребованная и наименее выученная,- артисты различного типа шоу-групп. Как правило, вся программа таких коллективов строится на модных направлениях бытового танца «а-ля хип-хоп» и не требует высокого профессионального уровня. Однако подобные коллекти-

вы востребованы на «корпоративах», в ночных клубах, на телевидении, во всех направлениях индустрии развлечений. Подобная «творческая деятельность» позволяет безбедно существовать артистам подобного жанра. Как правило, такая артистическая карьера продолжается недолго - 5-8 лет, пока артист молодой, в дальнейшем танцовщики меняют профессию. А это сделать совсем не просто!

Вторая категория - исполнители, которые действительно занимаются современной хореографией в мировом понимании, то есть танцем модерн, contemporary, современным балетом и другими направлениями сценической хореографии. Часто танцовщики плохо выучены в области классического балета, не имеют профессионального образования, но много занимаются на мастер-классах, выезжают учиться за рубеж. Обычно в современную хореографию приходят уже сложившиеся личности, поэтому время формирования профессиональных навыков, с точки зрения обучения техники классического танца, уже упущено. Обычно данная категория исполнителей собирается на конкретный проект, они работают (а значит, получают деньги) непродолжительный период времени.

В репертуарных труппах современного танца, которых очень немного (Т. Бага-новой, О. Поны, С. Смирнова), ситуация гораздо сложнее, поскольку есть минимальная оплата, которая чаще всего поступает из средств муниципалитета или спонсорских пожертвований. Однако, насколько автору статьи известно, балетной пенсии артисты не получают и текучка кадров очень большая.

Педагоги. Это наиболее многочисленная профессия в хореографической практике. И львиная доля заслуг наших звёзд балета принадлежит именно их педагогам. Благодаря титаническим усилиям тогда ещё заместителя председателя УМО по хореографическому образованию господина А. Фомкина наконец-то в 3-м поколении ФГОС произошло долгожданное разделение на педагогов балета, педагогов народно-сценического танца, педагогов современного танца, педагогов эстетической хореографии, то есть педагогов для детей.

Теперь о том, что касается профессиональной подготовки балетмейстеров. В советские времена балетмейстеров готовили в двух высших учебных заведениях - ГИТИСе и Петербургской консерватории. В год выпускалось максимум 15-20 человек. И, как ни странно,- хватало на всю страну. Сейчас, когда каждый вуз культуры и искусств имеет право получить лицензию на подготовку по направлению «Хореографическое искусство», а профили подготовки определяет сам вуз, стало гораздо больше учебных заведений, которые готовят по этой специальности. Автор «на глазок» прикинул, сколько в численном выражении выпускников с дипломами балетмейстера-постановщика выпускается в Москве. Получилось ежегодно 50-60 человек. И, наверное, все прекрасно понимают, что в Москве столько рабочих мест для балетмейстеров просто не существует.

ПРОБЛЕМА 4.

Личностно-ориентированная директория обучения в хореографическом искусстве

Одним из способов решения некоторых проблем, связанных с профессиональным обучением, является введение личностно-ориентированной директории обучения, которая успешно действует во многих европейских странах и в США.

Сразу необходимо уточнить, что личностно-ориентированное обучение - это педагогические технологии, а личностно-ориентированная директория обучения - это порядок организации обучения в соответствии с личным выбором, способностями и возможностями обучающегося. Понятие «личностно-ориентированная директория обучения» - это, прежде всего, организация обучения, то есть менеджмент образования, который связан с директорией (от англ. direction - 'направление'), то есть выбором и формированием индивидуального графика и содержания программы обучения, которые зависят от уровня творческих способностей, интересов, объективных физических и психологических данных студента.

По мнению автора, именно организация обучения творческим специальностям, в том числе и в хореографическом искусстве,- важная задача современной модели профессионального образования. Проблема выбора студентом способов и методов профессионального образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты с позиций высокого качества образования становится особо актуальной.

Чем отличается личностно-ориентированная система образования от традиционной системы? Например, главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» - система выбора, позволяющая студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями и практической работой. В США учебный план для подготовки на первую академическую степень (обычно бакалавра) в общеобразовательных колледжах рассчитан на 4 года, хотя отдельные вузы стараются этот срок уменьшить. В первые два года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык, иностранные языки, гуманитарные дисциплины, математика, естественные науки и компьютеры. Обычно в конце второго года обучения студенты должны определить дисциплины для своего дальнейшего обучения, после чего с помощью тьюторов намечают более специализированные учебные программы. В Англии также существует возможность выстроить программу обучения в соответствии с собственными потребностями и желаниями. Основными видами занятий в вузе являются не только лекции, семинары, лабораторные работы, но и так называемые тьюториалы, индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия со студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю. Именно тью-торское сопровождение позволяет обеспечить качество освоения основных профессиональных образовательных программ не только уровня высшего профессионального образования, но и среднего образования.

Тьютор - исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Он обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. Для того чтобы выстроить директорию своего индивидуального образования, студенту необходимо пройти этап осмысления своей образовательной истории и построить проект собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Педагог, помогающий в этом процессе,- тьютор.

В хореографическом искусстве важную роль играют такие критерии, как физические данные, внешность, актёрские способности и так далее. И понятно, что не все выпускники соответствуют высоким требованиям рынка труда. Тогда возникает закономерный вопрос: а какой смысл, например, изучать студенту репертуар классического наследия, если он не обладает ни физическими данными, ни внешностью, ни техническими возможностями для того, чтобы стать премьером в театре? Но существует учебный план, система сессий, студент должен сдать общий для всех экзамен, а главное - педагог должен потратить огромное количество учебного времени на то, чтобы научить студента, который никогда в жизни не станцует репертуар солиста. И тот же студент прекрасно осознаёт, сравнивая свои объективные данные с данными других студентов, что карьера премьера ему «не светит». Но это же не значит, что он не может найти себе применение в качестве танцовщика современного танца, хореографа или педагога. Именно на этом этапе работа тьютора является необходимой, хотя в настоящее время выбора и возможности создать собственную директорию обучения у российского студента всё равно нет.

Для примера рассмотрим процесс профессионального обучения профессии хореографа. Долгое время считалось, что обучить этой профессии невозможно, это только природные способности и талант. Однако, как было исследовано автором настоящей статьи в докторской диссертации, всё-таки профессиональное образование необходимо. Также не вызывает сомнения тот факт, что уровень способностей у всех студентов разный. Для кого-то задание педагога является простым, и он справляется с ним за 2 репетиции, а для кого-то - сложным, и он не может справиться с заданием на протяжении долгого времени. Да, безусловно, существуют часы индивидуальных занятий, на которых педагог может что-то объяснить и помочь, но задание-то у всей группы одинаковое и сроки сдачи работы определены учебным планом. И программа обучения тоже у всех одинаковая, совершенно не учитывающая способности каждого студента. И в результате творческая личность «закована» в рамки усреднённых методик, которые были разработаны много лет назад и совершенно не учитывают индивидуальность студента. Поэтому внедрение личностно-ориентированной программы и организации обучения для хореографов является насущной задачей.

Очень необходима такая форма организации учебного процесса при заочном обучении. Понятно, что многие исполнители, зная о сложности переквалификации после выхода на пенсию, заранее получают дипломы по заочной форме обучения, которые позволят им работать в качестве педагога или хореографа после окончания карьеры исполнителя. Однако концертные организации и театры очень неохотно идут навстречу своим учащимся исполнителям, поскольку страдает репертуар из-за их ежегодного двухмесячного отсутствия, связанного с сессиями. И необходимо учитывать, что профессиональная подготовка у всех исполнителей разная. Поэтому, наверное, будет лучше, если сами студенты, которые уже достаточно взрослые люди, определят, что им необходимо при обучении, какие предметы и в каком объёме. Поэтому внедрение личностно-ориентированной организации обучения могло бы помочь именно в большей профессионализации и в меньшей степени в обучении общеобразовательным предметам. Да и свобода в выборе времени сдачи зачётов и экзаменов сняла бы вопросы, связанные с отпусками для учёбы.

ПРОБЛЕМА 5. Дублирование специальностей

На одной из конференций автор статьи беседовал в кулуарах с иностранными педагогами, и когда они узнали, что педагогов для хореографии у нас готовят три разных ведомства,- удивлению их не было границ. Педагогов для хореографического искусства готовят вузы культуры и искусств по направлению подготовки «Хореографическое искусство»: профили «педагогика балета», «педагогика народно-сценического танца», «педагогика» современного танца» и «педагогика эстетической хореографии», то есть педагоги для детей. Руководителей любительских хореографических коллективов, то есть тех же самых педагогов для детей, готовят и вузы культуры по направлению подготовки «Народная художественная культура». И опять же педагогов для обучения детей в общеобразовательных школах готовят педагогические вузы по профилю - «Художественное образование (в области хореографии)». И получается странная картина: дети одни и те же, немного различны места обучения - любительские коллективы, профессиональные учебные заведения, общеобразовательные школы, программа примерно одна и та же, а специальности разные.

«Педагог хореографических дисциплин» - на взгляд автора - это наиболее точное название профессии, не важно, учишь ли ты детей в любительском коллективе или преподаёшь классический танец в академии балета. Причём подобная квалификация уже использовалась в дипломах в 1990-е годы. Безусловно, уровень преподавателя хореографии в общеобразовательной школе и в хореографическом колледже различен. Безусловно, что принятое сейчас разделение на педагогов балета, педагогов народно-сценического танца и педагогов современного танца необходимо сохранить и зафиксировать в профилях. Но название профессии должно быть одинаковым для всех! Необходимо создание единых учебных планов и программ, с тем чтобы специалисты имели право заниматься преподавательской деятельностью в любом образовательном учреждении. Автор знаком с педагогами, которые закончили ГИТИС и преподают в детских любительских коллективах. Уровень педагогического мастерства - понятие индивидуальное.

На взгляд автора, необходима более углубленная специализация внутри профилей, но - общее название профессии. Причём специализация должна начинаться с 3-го курса, а первые 2 курса все педагоги должны пройти одинаковую программу-минимум, освоив в первую очередь теорию и практику именно методической и педагогической работы, то есть такие предметы, как «Возрастная анатомия и психология», «Педагогика», «Методика преподавания классического танца», «Методика преподавания народно-сценического танца» и так далее.

В заключение хотелось бы отметить, что хореографическое образование всегда стояло последним пунктом в области образования в искусстве. На первом месте - музыка, на втором - живопись, и только потом - хореография. Хотя и в музыке, и в живописи проблемы те же самые. Безусловно, пока в России не нужно утверждать национальные программы поиска и воспитания одарённых детей, как это делается во многих странах Западной Европы. Русская земля не оскудела талантами! И пока есть талантливые дети, есть высокопрофессиональное искусство танца, но, увы, развитие экстенсивным путём давно уже считается нецелесообразным. Необходима интенсификация, развитие внутренних резервов, инновационные модели обучения. К сожалению, в хореографическом образовании подобные тенденции выражены очень слабо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.