УДК 792.8
Ю.А. Кившенко* СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ
В статье рассматривается специфика профессиональной деятельности хореографов; определяются роли, требующие исполнения определенных видов деятельности, в области хореографического искусства; обосновывается влияние формирования индивидуального почерка балетмейстера у студен-тов-хореографов на качество профессиональной деятельности будущих специалистов.
Ключевые слова: профессиональная деятельность хореографа, хореографическое искусство, балетмейстер, педагог-хореограф.
Войдя в новое тысячелетие, современное российское общество сконцентрировалось на динамичном развитии различных отраслей производства и технического прогресса страны. Стремительный рост межотраслевых государственных отношений вызывает радикальные социальные преобразования, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей, формирование их взглядов и идей. Происходит постепенная коммерциализация общества и отношений между людьми, основу которых в преобладающем большинстве составляют рыночные и товарно-денежные отношения. Общественные изменения непременно сказываются на культурном развитии молодого поколения и формировании его отношения к национальной культуре как источнику национальных традиций. В данных условиях возрастает потребность в культурном и нравственном развитии личности как одном из основополагающих факторов успешного существования и дальнейшего развития государства.
Необходимость решения возникших проблем развития молодого поколения, гуманизации современного общества, возрождения и сохранения национальных традиций ставит перед гуманитарными вузами задачу подготовки специалистов в соответствии с духовно-культурными потребностями общества. Требуются специалисты, обладающие высоким уровнем духовности и патриотизма, способные обеспечить развитие и популяризацию отечественной культуры, привлекая внимание общественности к проблеме возрождения и сохранения традиций российской национальной культуры.
В современную структуру высшего образования вносится большое количество изменений, меняется его парадигма: антропоцентрическая, гуманная в своей основе, она соотносится с целями профессиональной
* © Кившенко Ю.А., 2008
Кившенко Юлия Артуровна — кафедра народного танца Самарской государственной академии культуры и искусств
подготовки. Одновременно со сменой привычных представлений относительно цели образования как формирования «систематизированных знаний, умений и навыков» приходит осознание специфики профессиональной деятельности, необходимости компетентных решений специалистами во всех сферах профессиональной деятельности [1. С.25]. Хореография, как и другие отрасли человеческой деятельности, призвана соответствовать требованиям времени, состоянию культурного пространства, что обуславливает открытие ее новых форм и направлений, а значит и изменения в процессе овладения профессией педаго-га-хореографа.
Следует отметить, что сложившиеся стереотипы восприятия личности педагога-хореографа, недостаточно эффективное содержание и средства их профессиональной подготовки снижают качество самореализации молодых специалистов. Длительное время специалисты в области хореографического искусства воспринимались общественностью как исполнители-танцовщики, осуществляющие свою профессиональную деятельность лишь в рамках сценической площадки. С целью получения современного портрета специалиста в области хореографии была рассмотрена специфика профессиональной деятельности.
Наряду с музыкой и литературой, хореография относится к выразительным видам искусства: дословно, в переводе с греческого СИогеио означает «писать танец», хотя понятие является более широким и вмещает в себя все виды хореографической деятельности, а также и педагогической в области хореографического искусства, осуществляющей процесс создания и сценического воплощения хореографических произведений.
Таким образом, хореограф выполняет несколько ролей, требующих исполнения определенных видов деятельности.
Виды профессиональной деятельности хореографа имеют схожие черты, но в различных профессиональных ситуациях каждая из них может оказывать опосредованное влияние на итоговый профессиональный результат.
Балетмейстер, мастер балетного спектакля, автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев [2. С. 11], востребован в различных формах хореографического искусства: в профессиональном и любительском ансамблях народного, современного, классического танцев; в театре оперы и балета; в различных видах спорта (спортивные бальные танцы, гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание); в профессиональных учебных заведениях. Были выделены специальности для реализации профессиональной деятельности балетмейстера: 1) ба-летмейстер-сочинителъ — автор, создатель хореографического произведения, создание хореографического текста и композиции; 2) балетмейстер-постановщик — специалист, осуществляющий постановку сочиненного кем-либо или авторского хореографического произведения; 3) балетмейстер-репетитор — специалист, выполняющий репетиторскую работу, вносящий коррективы в работу исполнителей, добиваясь от них необходимой техники и характера исполнения хореографического произведения для наиболее яркого отражения творческого замысла балет-мейстера-сочинителя.
Педагог-хореограф — специалист, осуществляющий педагогическую деятельностью в области хореографического искусства (народно-сценического, современного, классического танца); как преподаватель хореографических дисциплин он обучает различным видам и направлениям хореографического искусства, осуществляя сочинение и постановку хореографических произведений различной формы в рамках учебных занятий и сценического исполнения.
Исполнитель-хореограф — артист, исполняющий хореографическое произведение перед публикой (танцовщик или танцовщица, исполняющий партии в различных хореографических произведениях; артисты балета, ансамбля народного танца, современного танца, варьете и т.д.) выступающий в различных амплуа, которые определяются в зависимости от множества данных исполнителя: исполнителъ-солист, исполнителъ-типаж, исполнителъ-трюкач, исполнителъ группы кордебалета.
Помимо видов деятельности хореографа существуют и различные виды и направления хореографического искусства, которые накладывают отпечаток на специфику деятельности хореографа. К ним относятся классический, народный и современный танец.
В ходе проведенного опроса работодателей — директоров центров дополнительного образования, хореографических школ, художественных руководителей любительских и профессиональных коллективов была выявлена потребность в высокопрофессиональных специалистах, которые могут заинтересовать и объединить вокруг себя массы людей, нуждающихся в культурном развитии. Отсутствие высокопрофессиональных педагогов-хореографов в области народной хореографии порождает проблему отсутствия любительских коллективов и объединений, сохраняю-
щих традиции национальной хореографической культуры. В настоящее время само понятие «народный танец» вызывает искаженные ассоциации у наших современников и отторжение от процесса его изучения: посещая концерты любительских коллективов, зритель наблюдает однообразие народного танца, отсутствие новизны в композиционном и текстовом хореографическом содержании танца, который соответствует хореографии ушедших лет, не несет современных тенденций развития народной хореографии. Становится очевидным, что данное направление в искусстве значительно отстает в развитии. Таким образом, актуализируется проблема профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Полученные результаты опроса работодателей позволили констатировать, что данная проблема требует анализа и осмысления существующей системы подготовки специалистов, переоценки исторического опыта подготовки специалистов на основе национально-культурных традиций, отбора и систематизации средств профессиональной подготовки педа-гогов-хореографов, формирования индивидуального балетмейстерского почерка у будущих педагогов-хореографов.
Требуется интеграция двух видов подготовки (профессионально-педагогической и профессионально-специальной), которые обуславливают структуру педагогического мастерства (формируются профессионально значимые качества личности педагога, вырабатываются умения в области определенной специальности). Отмечая важность развития личности будущих специалистов утверждаем, что первоочередная задача совершенствования процесса профессиональной подготовки заключается в формировании индивидуального почерка балетмейстера у будущих пе-дагогов-хореографов. Впервые в педагогическую практику это понятие было введено педагогом и балетмейстером Р. Захаровым в конце XX века. По мнению ряда исследователей в области хореографического искусства, именно формирование индивидуального балетмейстерского почерка будет способствовать росту качества профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Индивидуальный почерк — неповторимая, своеобразная, индивидуальная манера создания хореографического произведения, совокупность характерных черт и особенностей лексического и композиционного построения танца, присущих отдельному педагогу-хореографу, отличающих его творческие работы от других. Сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, профессиональных способностей образует уникальную целостную структуру личности, способной к созданию нового, неповторимого произведения хореографического искусства [3. С.105].
Формирование индивидуального почерка балетмейстера обусловлено темпераментом и характером, являющимися основанием для выделения различных типов почерка. Индивидуальный почерк балетмейстера реализуется в поведении в ситуациях общения, культивировании различных способностей в актах профессиональной деятельности. Таким образом возникает необходимость в уточнении методологических основ
профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Если исследователями выделяется компитентностный, культурологический и средовой подходы, то новые целевые установки требуют опоры на принципы культурно-этнического и личностно-ориентированного подходов, среди которых принцип индивидуации предполагает выделение единичного и индивидуального из всеобщего в процессе профессиональной подготовки: принцип этничности — овладение специалистами не только современными направлениями хореографии, но и отражающими национальные и культурные традиции народа. Появилась потребность в создании любительских коллективов и объединений, хореографических школ, в основу которых положены традиции национальной хореографической культуры, что требует от молодых специалистов расширения содержания изучения народного танца, способностей для обогащения хореографического текста и создания композиций привлекающих внимание и прививающих любовь и уважение молодого поколения к национальной культуре.
Библиографический список
1. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению: Общепедагогический подход: дис. ...д-ра пед. наук / Л.К. Гейхман. — Екатеринбург, 2003. — 426 с.
2. Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р.В. Захаров. — М. : Искусство, 1983. — 237 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.] — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
U.A. Kivshenko PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHERS
In the paper a specific character of the choreographer’s professional activity is considered; the rolls requiring the fool filaments of the certain kinds of activity in the field of choreography art are determined; the influence of the individual ballet-masters. Stile forming on the quality of the future specialists’ professional activity is revealed.
Key words and phrases: choreographer professional occupation, choreographic skill, ballet-master, pedagogue-choreographer.
Статья принята в окончательном варианте 27.08.08 г.