Научная статья на тему 'Инновационные методы преподавания "контактной импровизации" как средство создания композиции современных форм танца'

Инновационные методы преподавания "контактной импровизации" как средство создания композиции современных форм танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / СТУДЕНТ / STUDENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / КОНТАКТНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / CONTACT IMPROVISATION / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / MODERN (CONTEMPORARY) DANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубев Д.В.

Статья освещает систему профессиональной подготовки специалистов в области современного хореографического искусства в вузе культуры и искусств. Инновационные методы преподавания контактной импровизации должны привести к формированию эмоциональной и культурной сферы, что позволит осмыслить связь хореографии с философией и общемировой культурой и рассматривать хореографию как отражение реалий сегодняшней жизни, как отражение бытия. Данная методика обеспечит планомерное развитие, повышение качества образовательного процесса и последовательное овладение профессиональными навыками студентов в области современного танца. Подробно рассмотрены этапы обучения контактной импровизации (одиночная, парная, групповая) с последовательным разбором практических заданий от начального уровня с переходом к практическим заданиям с использованием методической литературы и технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубев Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTACT IMPROVISATION INNOVATIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF COMPOSING OF FORMS OF THE CONTEMPORARY DANCE

The article deals with the specifics of choreographer training in the context of Russian higher education system. In the author's opinion, innovative methods of contact improvisation teaching should have as a result a student's emotional and cultural sphere formation. This will enable us to comprehend the connection between choreography and philosophy and all-world culture, also it will allow to consider choreography as reflection of today's life realities, as an existence reflection. These methods, as an author says, will ensure a planned development, improvement of the educational process quality and consistent acquisition of professional skills by students in the sphere of modern (contemporary) dance. The article defines some stages of contact improvisation training (single, in a pair, in a group) with a serial analysis of practical tasks from entry level to the practical tasks transition (with the methodical literature and technical means).

Текст научной работы на тему «Инновационные методы преподавания "контактной импровизации" как средство создания композиции современных форм танца»

- качественно-количественный анализ социально-культурных потребностей различных групп слушательской и зрительской аудитории с целью подготовки специалистов, профессиональная деятельность которых будет направлена на удовлетворение данных потребностей;

- обеспечение полной гуманитарной и общекультурной подготовки в соединении со специальной профессиональной подготовкой, развитие интеллектуальных, творческих способностей;

- обучение искусству делового общения с представителями средств массовой информации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры;

- создание у студентов устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, сведение к минимуму пассивных форм восприятия учебного материала, оптимальное сочетание репродуктивных, поисковых и творческих методов обучения, сочетание обязательных предметов и дисциплин для изучения по выбору.

Сущностью подготовки к музыкально-просветительской деятельности является воспитание профессионально грамотного специалиста, осознающего важнейшие процессы развития музыкального искусства, имеющего представление о роли и значении музыки в системе культуры.

В процессе обучения будущий музыкант-просветитель не только приобретает знания о сущности, закономерностях, функциях и принципах музыкально-просветительской деятельности, знакомится с основными формами и педагогическими методами музыкально-просветительской работы, но и развивает про-

Библиографический список

фессиональные умения и навыки: организации и проведения музыкального лектория, построения концертной программы, освоения начал риторики, работы с концертными исполнителями. Дисциплины «Основы коммуникативной деятельности хормейстера», «Связь с общественностью хорового коллектива», «Основы менеджмента хорового коллектива» существуют не как самостоятельные дисциплины профессиональной подготовки, а работают на единый учебно-творческий результат.

Все сказанное дает основание подчеркнуть, что в институтах культуры сложилась система профессиональной подготовки дирижеров-хормейстеров, в достаточной мере отвечающая требованиям настоящего времени. Она включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты: собственно специальные дисциплины (как теоретические, так и практические): дирижирование, хоровой класс, хороведение, методика работы с хором и т.д., профилированные предметы педагогического цикла; дисциплины, призванные обеспечить подготовку в области музыкально-просветительской деятельности. Реализуется основная задача высшей школы - подготовка профессионала, точно знающего свой предмет и владеющего методикой его реализации. Одновременно с профессиональным становлением молодых специалистов идет активный процесс приобретения психолого-педагогической культуры.

Приоритетной целью подготовки будущих руководителей хоровых коллективов является становление высококвалифицированного специалиста в области хорового искусства, владеющего специальными, общекультурологическими, психолого-педагогическими, искусствоведческими и менеджерскими знаниями, готового к новаторству и творчеству, быстро реагирующего на изменения в профессиональной деятельности.

1. Шамаева Н.В. Вуз и конкурентоспособность выпускника. Оригинальные исследования. 2011; 1. Available at: http://ores.su/ indeks.php/

2. Закутский В.И. Исполнительство как творческая деятельность. Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков. Москва, 2002: 10 - 15.

3. Прокофьева И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2002.

References

1. Shamaeva N.V. Vuz ikonkurentosposobnost' vypusknika. Original'nye issledovaniya. 2011; 1. Available at: http://ores.su/indeks.php/

2. Zakutskij V.I. Ispolnitel'stvo kak tvorcheskaya deyatel'nost'. Problemy muzykal'nojpedagogikina rubezhe vekov. Moskva, 2002: 10 - 15.

3. Prokof'eva I.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuzov iskusstv i kul'tury k hudozhestvenno-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2002.

Статья поступила в редакцию 11.11.16

УДК 371.3+378.1

Golubev D.V., senior teacher, Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: dove333@mail.ru

CONTACT IMPROVISATION INNOVATIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF COMPOSING OF FORMS OF THE CONTEMPORARY DANCE. The article deals with the specifics of choreographer training in the context of Russian higher education system. In the author's opinion, innovative methods of contact improvisation teaching should have as a result a student's emotional and cultural sphere formation. This will enable us to comprehend the connection between choreography and philosophy and all-world culture, also it will allow to consider choreography as reflection of today's life realities, as an existence reflection. These methods, as an author says, will ensure a planned development, improvement of the educational process quality and consistent acquisition of professional skills by students in the sphere of modern (contemporary) dance. The article defines some stages of contact improvisation training (single, in a pair, in a group) with a serial analysis of practical tasks from entry level to the practical tasks transition (with the methodical literature and technical means).

Key words: teacher, student, innovation, composition, contact improvisation, modern (contemporary) dance.

Д.В. Голубев, ст. преп., каф. хореографии Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: dove333@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ «КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ»

КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ТАНЦА

Статья освещает систему профессиональной подготовки специалистов в области современного хореографического искусства в вузе культуры и искусств. Инновационные методы преподавания контактной импровизации должны привести к формированию эмоциональной и культурной сферы, что позволит осмыслить связь хореографии с философией и общемировой культурой и рассматривать хореографию как отражение реалий сегодняшней жизни, как отражение бытия. Данная методика обеспечит планомерное развитие, повышение качества образовательного процесса и последовательное овладе-

ние профессиональными навыками студентов в области современного танца. Подробно рассмотрены этапы обучения контактной импровизации (одиночная, парная, групповая) с последовательным разбором практических заданий от начального уровня с переходом к практическим заданиям с использованием методической литературы и технических средств.

Ключевые слова: преподаватель, студент, инновации, композиция, контактная импровизация, современный танец.

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере непрерывного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т. к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности [1].

Всестороннее развитие личности будущих хореографов предполагает не только техническое совершенствование и приобретение профессиональных навыков, но и формирование эмоциональной и культурной сферы, что позволит осмыслить связь хореографии с философией и общемировой культурой и рассматривать хореографию как отражение реалий сегодняшней жизни, как отражение бытия. В современном танце пластический язык не регламентирован, каждый хореограф должен создать свою собственную манеру выразительных средств, каждая композиция - это индивидуальный поиск, индивидуальный способ выражения [2].

Импровизация - один из основных способов осознания взаимосвязей пространства, движения и состояния танцовщика. Контактная импровизация (танцевальная техника, оказавшая наибольшее влияние на современный танец, начиная с 1970 года) позволяет использовать свой телесный опыт в создании танца: это внутренняя практика, установление особых отношений с собственным телом, умение слышать естественные импульсы и легко следовать им. Здесь наилучшим образом проявляется индивидуальность студентов, проявляется новый подход к танцу, осуществляются инновации в практике.

На начальном этапе изучения программы студенты исследуют базовые принципы контактной импровизации, освобождающие от телесных зажимов, способствующие возникновению спонтанного и осознанного танца, открывают новые возможности самовыражения в танце, через творческие и физические упражнения, через игры и импровизационно-танцевальные структуры. Используя активное слушание, внимание к партнеру и прикосновение, студенты исследуют возможность начать танцевальный диалог - создаётся танец. Эти упражнения - мостик в танец, отправная точка, поскольку контактная импровизация - это не набор технических элементов, позиций, стоек, а прежде всего практика осознания себя в пространстве с партнером в едином потоке движения.

В программе освоения предмета контактной импровизации заключительной частью является создание композиции современных форм танца, как возможность осуществления сценической формы выпускного спектакля. Студенты приступают к моделированию отношений в контактной импровизации. Контактная импровизация существует как форма взаимодействия двух и более танцоров, в результате чего возникает модель технического исполнения конкретной задачи. В процессе выполнения каждой из задач исполнители определяют центр внимания и точку контакта в танце. Этот поиск определяется в процессе самостоятельной работы студентов, где проявляется индивидуальность мышления исполнителя, импровизационные навыки, способность прочувствовать форму движения в предлагаемых обстоятельствах.

Далее определяется модель отношений в контактной импровизации, которую необходимо назвать. Это как создание игры, где у каждого участника есть своя индивидуальная задача, которую необходимо выполнять пока игра не завершится. Название моделей студенты определяют в зависимости от приёмов использования принципов контактной импровизации, среди которых основными являются: импульс, инерция, отдача-принятие веса, перетекание, безопасность и т. д.

Библиографический список

Следующим этапом является определение развития в модели отношений. Любой элемент движения, любой участник модели отношений, любая игра находятся в постоянном развитии. Студентами определяется логическая составляющая (мотив поведения участников) развития модели отношений. Внешняя форма развития определяется через конкретные технические приёмы: смена темпа (ускорение, замедление), смена уровней вертикали исполнения (верхний, средний, нижний), развитие ритма движений (равномерный, дробный, синкопированный).

Этап объединения моделей в единую композицию определяется через поиск соответствий в эпизодах и носит коллажный характер. В этой работе студентам помогает видеосъемка.

Стив Пэкстон, основатель контактной импровизации, отмечал, что без видео многие наблюдения и открытия, легшие в основу техники танца, не были бы сделаны. В ХХ веке появился миф об «объективности» техники и сомнение в легитимности субъективного восприятия. «Субъективное» - значит, ненадежное, поэтому почти бессознательно, «реальность» видеозаписи воспринимается более «реальной», чем собственное переживание [3].

Учитывая, что видеозапись изначально не соответствует «человеческому» восприятию, сужает спектр воспринимаемой реальности, но при этом обладает уникальной возможностью -кнопкой «перемотка назад», позволяя вновь и вновь всматриваться в некоторые эпизоды хореографии студентов, находя все новые возможности осмыслить его, находя новые позиции восприятия.

В результате возникает композиция современного танца средствами контактной импровизации. Композиция современного танца передает чувственный мир и его взаимоотношение с миром внешним. Мастерство автора композиции заключается в умении выстроить внутреннюю драматургию в смысловом чередовании эпизодов, их неожиданности (то есть в способности умело определить, с какого места его начинать, и в каком ритме, какими дополнительными средствами его наполнить и когда поменять) [4].

Очевидно, что в контактной импровизации хореография выстраивается на основе парной работы. В развитии эта работа переходит в групповое исполнение. Следовательно, процесс работы над лексикой танца результативнее начинать в паре и позднее переходить к групповой импровизации. Парная и групповые формы работы приемлемы и на этапе демонстрации импровизации и модели отношений.

Методы моделирования отношений в контактной импровизации, создание композиции танца средствами контактной импровизации и анализ видеосъемки позволяют повышать уровень обучения будущих специалистов и способствуют их дальнейшему профессиональному и личностному росту.

По своей сути все задания, предлагаемые студентам для создания и анализа контактной импровизации нацелены на то, чтобы стимулировать активность обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности, способствуют развитию творческого потенциала, порождая тем самым потребность в самостоятельном поиске, в расширении компе-тентностей.

Именно поэтому в образовательном процессе по современной хореографии важно уделить особое внимание формированию инновационных методов контактной импровизации и проявлению творческой активности обучающихся как развитию профессионально значимых качеств личности [5]. Это, безусловно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса и последовательному овладению профессиональными навыками.

1. Мамадалиев К.Р. Инновационные технологии в обучении. Молодой учёный. 2012; 11: 450 - 452.

2. Никитин В.Ю., Шварц И.К. Композиция в современной хореографии. Москва, 2007: 4.

3. Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-двигательная терапия. Москва, 2005.

4. Бурцева Г.В. Принципы композиции современного танцевального жанра. Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона. Сборник статей. Барнаул, 2006: 121.

5. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества. Инновации в образовании. 2005; 3: 79.

References

1. Mamadaliev K.R. Innovacionnye tehnologii v obuchenii. Molodoj uchenyj. 2012; 11: 450 - 452.

2. Nikitin V.Yu., Shvarc I.K. Kompoziciya vsovremennojhoreografii. Moskva, 2007: 4.

3. Kozlov V., Girshon A., Veremeenko N. Integrativnaya tanceval'no-dvigatel'naya terapiya. Moskva, 2005.

4. Burceva G.V. Principy kompozicii sovremennogo tanceval'nogo zhanra. Kul'turnaya tradiciya i sovremennyj tanec v obrazovatel'nom horeograficheskom prostranstve sibirskogo regiona. Sbornik statej. Barnaul, 2006: 121.

5. Deberdeeva T.H. Novye cennosti obrazovaniya v usloviyah informacionnogo obschestva. Innovacii v obrazovanii. 2005; 3: 79.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 372.8: 793.3

Gorbunova N.А., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: gorbunova.nat@mail.ru Molyavko G.P., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: gorbunova.nat@mail.ru Ovcharenko E.B., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: gorbunova.nat@mail.ru Perlina L.V., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: gorbunova.nat@mail.ru

CULTURAL AND ESTHETIC ASPECTS OF CHOREOGRAPHY TEACHING. The article is dedicated to problems of educational training of highly qualified choreographers, who have fundamental knowledge based on philosophical and aesthetic world understanding. The authors present an analysis of modern dance techniques, its possibilities in reality reflection; prove the research orientation of the students' learning activity dictated by the interaction between a dance and permanent development of movement philosophy and knowledge about human body capabilities. The authors analyze, systemize some phases of modern dance considered as a unity of organically interacting elements forming together an integral, relatively stable system of thought and expression modes, having self-contradictory, disparate elements, which are the source of its development and movement.

Key words: perception, principles, artistic aspects, philosophy, integrity, spirituality, emotion, personality's inner world, dance technique, creative process.

Н.А. Горбунова, доц. каф. хореографии Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: hg@agaki.ru

Г.П. Молявко, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: hg@agaki.ru Е.Б. Овчаренко, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: hg@agaki.ru Л.В. Перлина, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: hg@agaki.ru

КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МНОГООБРАЗИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена проблеме подготовки высококвалифицированных специалистов в области хореографии, обладающих фундаментальными знаниями, базирующимися на философски-эстетическом понимании мира. Статья представляет анализ возможностей отражения действительности средствами техники танца модерн, характеризует исследовательскую направленность работы обучающихся, обусловленную взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

Авторы подвергают структурному анализу и систематизируют этапы танца модерн как единства органически взаимодействующих элементов, образующих в совокупности целостную, относительно устойчивую систему способов мышления и выражения, имеющих внутренне противоречивые, разнородные элементы, являющиеся источником его развития и движения.

Ключевые слова: восприятие, принципы, художественные аспекты, философия, целостность, духовность, эмоциональность, внутренний мир, техника танца, творческий процесс.

В условиях всё возрастающего интереса к хореографическому творчеству важной задачей для вузов культуры становится профессиональная подготовка кадров руководителей хореографических коллективов. Повысился спрос на выпускников хореографического факультета не только в учреждениях культуры, но и в общеобразовательных учреждениях, профессиональных коллективах, спортивных, клубных и других организациях.

Уровень развития хореографического творчества требует подготовки высококвалифицированных специалистов-педагогов, руководителей, обладающих фундаментальными знаниями, позволяющими быстро ориентироваться в современном обществе. Инновационное обучение ориентировано на готовность субъекта к быстро наступающим переменам в хореографической практике. И наряду с теми, кто обладает знанием классического, народного и русского танцев нужны специалисты в области современной хореографии.

Функциональные значения всего хореографического искусства, как и танца модерн, одного из видов современной хореографии, связаны с определёнными его аспектами. Они нацелены на многообразные духовные потребности человека познающего, творящего, играющего, оценивающего мир и общающегося с другими людьми, воспитывающегося и воспитываемого. В этом смысле очень важны социальные, оценочные аспекты. Хореограф - создатель творческого произведения, через художественный образ в своем «сочинении» внушает определенные чувства, создаёт определённый душевный настрой. Мы видим отражение объективной реальности сквозь призму духовного мира человека - автора. Большое значение при восприятии художественного «продукта» играют эмоции, являющиеся основой эстетического

воздействия искусства. Благодаря эмоциям зрителю передается заряд творческой энергии создателя хореографического произведения, творческое освоение, осмысление увиденного, эмоция пережитого. Немаловажными являются психологические аспекты, играющие роль компенсационной функции, которые, в свою очередь, связаны с катарсической составляющей высокохудожественного произведения, снимающей духовное напряжение личности.

Обучение танцу модерн и восприятию его культурно-эстетических аспектов необходимо начать с процесса понимания сути стиля модерн и задач, стоящих в искусстве этого направления. Модерн - название одного из стилевых направлений в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX веков. Рубеж XIX-XX вв. имел значение этапа, завершающего великий цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в пору античности. Само слово модерн (фр. modern) означает «новейший, современный». Модерн - единый стиль жизни общества, призванный создавать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей платья). Он воскрешает, вызывает к новой жизни нравственные и эстетические идеалы эпох, создавших великие ценности искусства. Модерн заключает в себе вполне отчетливую эстетическую программу, замысел всеобщих эстетических преобразований. В «чистом» виде она может быть представлена как идея сотворения прекрасного в окружающей действительности. Носителем прекрасного служит само искусство.

Каждая эпоха выдвигает перед искусством новые вопросы, новые задачи. Модерн открывает собой двадцатый век. Возникнув в сложной исторической и культурной ситуации, модерн был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.