References
1. Mamadaliev K.R. Innovacionnye tehnologii v obuchenii. Molodoj uchenyj. 2012; 11: 450 - 452.
2. Nikitin V.Yu., Shvarc I.K. Kompoziciya vsovremennojhoreografii. Moskva, 2007: 4.
3. Kozlov V., Girshon A., Veremeenko N. Integrativnaya tanceval'no-dvigatel'naya terapiya. Moskva, 2005.
4. Burceva G.V. Principy kompozicii sovremennogo tanceval'nogo zhanra. Kul'turnaya tradiciya i sovremennyj tanec v obrazovatel'nom horeograficheskom prostranstve sibirskogo regiona. Sbornik statej. Barnaul, 2006: 121.
5. Deberdeeva T.H. Novye cennosti obrazovaniya v usloviyah informacionnogo obschestva. Innovacii v obrazovanii. 2005; 3: 79.
Статья поступила в редакцию 21.11.16
УДК 372.8: 793.3
Gorbunova N.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected] Molyavko G.P., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected] Ovcharenko E.B., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected] Perlina L.V., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected]
CULTURAL AND ESTHETIC ASPECTS OF CHOREOGRAPHY TEACHING. The article is dedicated to problems of educational training of highly qualified choreographers, who have fundamental knowledge based on philosophical and aesthetic world understanding. The authors present an analysis of modern dance techniques, its possibilities in reality reflection; prove the research orientation of the students' learning activity dictated by the interaction between a dance and permanent development of movement philosophy and knowledge about human body capabilities. The authors analyze, systemize some phases of modern dance considered as a unity of organically interacting elements forming together an integral, relatively stable system of thought and expression modes, having self-contradictory, disparate elements, which are the source of its development and movement.
Key words: perception, principles, artistic aspects, philosophy, integrity, spirituality, emotion, personality's inner world, dance technique, creative process.
Н.А. Горбунова, доц. каф. хореографии Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
Г.П. Молявко, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected] Е.Б. Овчаренко, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected] Л.В. Перлина, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МНОГООБРАЗИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена проблеме подготовки высококвалифицированных специалистов в области хореографии, обладающих фундаментальными знаниями, базирующимися на философски-эстетическом понимании мира. Статья представляет анализ возможностей отражения действительности средствами техники танца модерн, характеризует исследовательскую направленность работы обучающихся, обусловленную взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
Авторы подвергают структурному анализу и систематизируют этапы танца модерн как единства органически взаимодействующих элементов, образующих в совокупности целостную, относительно устойчивую систему способов мышления и выражения, имеющих внутренне противоречивые, разнородные элементы, являющиеся источником его развития и движения.
Ключевые слова: восприятие, принципы, художественные аспекты, философия, целостность, духовность, эмоциональность, внутренний мир, техника танца, творческий процесс.
В условиях всё возрастающего интереса к хореографическому творчеству важной задачей для вузов культуры становится профессиональная подготовка кадров руководителей хореографических коллективов. Повысился спрос на выпускников хореографического факультета не только в учреждениях культуры, но и в общеобразовательных учреждениях, профессиональных коллективах, спортивных, клубных и других организациях.
Уровень развития хореографического творчества требует подготовки высококвалифицированных специалистов-педагогов, руководителей, обладающих фундаментальными знаниями, позволяющими быстро ориентироваться в современном обществе. Инновационное обучение ориентировано на готовность субъекта к быстро наступающим переменам в хореографической практике. И наряду с теми, кто обладает знанием классического, народного и русского танцев нужны специалисты в области современной хореографии.
Функциональные значения всего хореографического искусства, как и танца модерн, одного из видов современной хореографии, связаны с определёнными его аспектами. Они нацелены на многообразные духовные потребности человека познающего, творящего, играющего, оценивающего мир и общающегося с другими людьми, воспитывающегося и воспитываемого. В этом смысле очень важны социальные, оценочные аспекты. Хореограф - создатель творческого произведения, через художественный образ в своем «сочинении» внушает определенные чувства, создаёт определённый душевный настрой. Мы видим отражение объективной реальности сквозь призму духовного мира человека - автора. Большое значение при восприятии художественного «продукта» играют эмоции, являющиеся основой эстетического
воздействия искусства. Благодаря эмоциям зрителю передается заряд творческой энергии создателя хореографического произведения, творческое освоение, осмысление увиденного, эмоция пережитого. Немаловажными являются психологические аспекты, играющие роль компенсационной функции, которые, в свою очередь, связаны с катарсической составляющей высокохудожественного произведения, снимающей духовное напряжение личности.
Обучение танцу модерн и восприятию его культурно-эстетических аспектов необходимо начать с процесса понимания сути стиля модерн и задач, стоящих в искусстве этого направления. Модерн - название одного из стилевых направлений в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX веков. Рубеж XIX-XX вв. имел значение этапа, завершающего великий цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в пору античности. Само слово модерн (фр. modern) означает «новейший, современный». Модерн - единый стиль жизни общества, призванный создавать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей платья). Он воскрешает, вызывает к новой жизни нравственные и эстетические идеалы эпох, создавших великие ценности искусства. Модерн заключает в себе вполне отчетливую эстетическую программу, замысел всеобщих эстетических преобразований. В «чистом» виде она может быть представлена как идея сотворения прекрасного в окружающей действительности. Носителем прекрасного служит само искусство.
Каждая эпоха выдвигает перед искусством новые вопросы, новые задачи. Модерн открывает собой двадцатый век. Возникнув в сложной исторической и культурной ситуации, модерн был
призван решать многие проблемы и противоречия старого и нового, пришедшего с началом XX века. Он является тем искомым феноменом эпохи, который отвечал общественным и индивидуальным запросам времени, новому мировосприятию. Модерн представляет собой единство органически взаимодействующих элементов, образующих в совокупности целостную, относительно устойчивую систему способов мышления и выражений, имеющих внутренне противоречивые, разнородные элементы, являющиеся источником его развития и движения. Он может рассматриваться как образный почерк, как эстетический идеал, как метод. Новаторство модерна - обогащение художественного творчества новыми героями, темами, прогрессивными идеями, методами, приемами и средствами. Изображение новых героев, новые конфликты требуют обновления способов и средств художественного отображения мира. Модерн, ставший определенной философией Серебряного века, несет в себе тенденции обновления, нового миропонимания и эстетизма. В связи с формированием художественного языка модерна наметилась новая эстетическая система, и модерн отмечает не только границу между XIX и XX веками. Он стоит между традиционным, историческим пониманием искусства и современностью. Именно в модерне начинает складываться основной тип динамики культурных процессов XX века, который сохранился до нашего времени. В частности - принцип синтеза, рассматриваемый как один из главных культурных механизмов этих процессов. Принцип, который обеспечивает органическую целостность произведений модерна. Главное в модерне - не просто стремление к переосмыслению старых и открытию новых художественных форм и приемов, но создание целостного эстетического мироощущения, сотворенного с помощью соединения различных видов и жанров искусства.
В хореографическом искусстве родился новый тип танца, названный в общем контексте эпохи - «танец модерн». Он явился созидательной вспышкой человеческого гения. Цель этого танца - прежде всего, духовность, затрагивающая глубочайшие чаяния человека. В качестве отклика на понимание мира, как становления, и поиска опоры не в высоте разумного, а в глубине бессознательного, танец модерн сформировал собственную эстетику. Пластика «модерна» способна выразить проблемы, которые приобретают более приземленный характер: «Больно бунтовать против такой изысканной красоты, какой являлась собой Анна Павлова. В сольных партиях она танцевала стрекозу, лебедя, только не разумное существо. Вот почему мы решили, в Америке наших дней будем танцевать роль мужчины и женщины...» [1, с. 10]. Пока балет освобождал танцора от серьезности жизни, новый вид танца тянул его обратно к земле, к выражению суматошной психологии новой эры - времени изменения художественных ценностей. Он зародился из принципов Айседоры и проникся ее психологической правдой. Танец модерн - это язык чувств, выражающий самые потаенные движения души. Это самостоятельная форма искусства танца, где по-новому соединились движения, музыка и свет. Здесь тело обрело свой полнокровный язык. Создались новые возможности для танцовщиков за счет использования движений, выражающих непомерную тяжесть, а также уродливость. «Уродливые» движения в танце могут способствовать выражению чувств и эмоций. Балетная тренировка базировалась на точно неизменной программе движений. Танец модерн эту программу отверг, видоизменив, доказав, что движение возникает естественно и индивидуально. Движения в танце модерн продиктованы природой. «Я всегда говорю детям, когда учу их: смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер колышет ветви деревьев, как он рябит воду. Учитесь движениям у природы. Всё, что природно, - естественно» [2, с. 265].
Но танец модерн - это и определенная танцевальная система со своими принципами и законами технического исполнения. Это вид танца, который в начале 20 столетия становится отчетливой альтернативой классическому танцу. Первой системой танца модерн стала техника Марты Грэм. Техника этого танца строится по законам движения человеческого тела. Это метод движений, подчиненный дыханию и анатомическим изменениям тела. Задача обучения танцу модерн - воспитание мышечного аппарата, свободного от канонов классического танца. Это уверенная и сознательная работа над телом. Роль танца модерн в том, что он помогает физическому развитию человека и обогащает его духовно, развивает и освобождает человеческое тело. Через технику танца модерн открываются возможности выражения самого себя. «Свобода тела и духа рождает творческую мысль...» [3, с. 23]. Цель танца модерн - постичь и выразить
себя изнутри: «....движения тела должны быть выражением внутреннего импульса» [3, с. 23]. Техника Марты Грэм - это сильное сокращение мышц всего тела, радость расслабления, мощные рассекающие движения рук и ног. Это изумительная техника, техника - философия, которая дает мощный толчок творчеству. Изучение техники Марты Грэм позволяет «осмыслить связь хореографии с философией и общемировой культурой, рассматривать хореографию как отражение реалий сегодняшней жизни, как отражения бытия» [1, с. 78]. Танец модерн формирует активную жизненную позицию, свободу духа творчества, даже бунтарства.
Древние и современные учёные, философы сходятся во мнениях, что жизнь состоит из вибраций, которые являются результатом движений электронов и протонов каждого атома, каждой молекулы вещества. Вибрации свойственны предметам, животным, людям и окружающей атмосфере. Вибрации одухотворенной жизни более энергичны, высокочастотны и разнообразны. А танцующее тело, его красота и гармоничность отличаются именно этими колебаниями внутренней энергии, которые индивидуальны для каждого. И когда «танцующий» находит это ощущение гармонии, наполняющее все клеточки тела и сознания, то достигает высокой релаксации и наслаждения прекрасным посредством танца. С помощью танца мы можем перевоплотиться в любой образ, будь он реальный или придуманный. С его помощью мы пробуждаем, направляем и используем силу, которая может принести нам совершенство, радость, процветание. Духовность была и остается главной внутренней силой танца модерн. Свободный танец, как было принято его называть в начале ХХ столетия, является действенным инструментом пробуждения и активации тонких энергий жизни. Это внешнее выражение внутреннего духа, свободный танец тела и души. Он раскрепощает и развивает внутреннее «я», скрытые способности, а значит, способность к самореализации и возможности выполнения своей собственной программы жизни, заложенной в нас Природой через Высшие силы. Чтобы достичь гармонии, необходимо научиться доверять своему телу, понять, что ему нужно для полного расслабления или концентрации. Исполнитель должен признать свое тело как средство накопления и проявления энергии, не забывая при этом о том, что он хочет выразить с помощью своего тела. Наше тело, ноги, руки, кисти и глаза играют важную роль в танце. С их помощью можно достичь конкретного эффекта, ведь танец - творческий процесс. Освоив движения и жесты, можно достичь наиболее плавного перехода импульса из внешнего мира во внутренний мир и обратно. Ведь жесты и позы определяют эмоцию более точно. Профессионализм в хореографии проявляется не только в ее чистом виде, но и в мимике, в жесте, во всем поведении актера на сцене. Главное конечно танец, его пластика, движения, их гармония. Но лицо исполнителя, его выразительность, играет не последнюю роль. Лицо должно быть одухотворенным, мимике должна предшествовать мысль. Не меньшую роль в создании образа играет жест исполнителя. Прежде, чем выразить жестом любое чувство, мысль, актер должен в своем сознании прожить то мгновение, в которое совершится тот или иной поступок. И он обязательно должен быть понятен: можно сжать руку в кулак, чтобы собрать волю, сдержать себя, обрести мужество; можно сжать кулак, замахнувшись для удара и не ударить. По жестам можно определить время, когда совершаются события, определить характеры и национальные черты героев. Жест - та же пластика образа. Жест, заменяющий в хореографии слово, бывает и вопросительным, и утвердительным, и обличительным. Один и тот же жест может передать столько оттенков.Танец не должен делать ничего, что мы можем сказать словами. Он должен выражаться действиями, окрашенными глубокими чувствами, которые могут быть выражены только движениями. Танцуя, мы имеет возможность с помощью определенных движений ощущать свою энергию, активизировать ее, управлять ею. Уйдя в танец всем своим существом, мы можем почувствовать себя частичкой огромного мира, передвигаясь в нем с помощью определенных движений танца, соприкасаться с наивысшим блаженством, и ощущать себя в единстве с Вселенной. Являясь прямым и мощным средством связи с космическими силами, которые действуют вокруг и внутри нас, движения помогают нам сосредоточиться, реализовать наши способности. Чем больше значения мы вкладываем в них, тем более действенными они становятся. Это еще один возможный гармоничный контакт с жизнью, где мы можем творить, двигаться, воплощать в движение свои фантазии или же просто находить гармонию тела и души. Айседора Дункан писала: «Погрузите вашу душу в божественное бессознательное, уйдя на такую глубину, пока
оно не раскроет вашей душе тайну» [3, с. 10]. Важно помнить о единстве движения и энергии человека. Посредством этого вида танца мы раскрываемся, познавая себя, выявляя силу энергии, и находим общее со Вселенной. Танец модерн воспринимается как озарение, как некая религия. Элементы медитации и релаксации в движении имеют место в танце модерн. Познавая себя, свой внутренний мир с помощью медитации, мы даем возможность энергии, находящейся в нас, выплеснуться наружу через танец. Это дает умение управлять собою, двигаться легко и пластично, свободно держаться в жизни. Во время занятий, общения со зрителем происходит взаимообмен энергиями, выявляется множество положительных энергетических волн. Танец и движение присущи природе и Вселенной. Движения, исполняемые в технике танца модерн, и позы, заимствованные из йоги, стимулируют определенные уровни сознания, активизируют духовную энергию, более полно вовлекая её во взаимодействие с физическим миром. Эти движения приводят к единению физического и духовного, а энергии вызывают в теле электрические изменения и таким образом воздействуют на сознание, помогая постигнуть скрытую красоту жизни. Духовное развитие через раскрепощенное тело ведет к единению с Высшим началом Вселенной. Это дает возможность исполнителю сконцентрировать и ощутить в своих движениях мощную энергию, которая в свою очередь обменивается на энергию зрительского восприятия. Сценическая энергетика - это важная составляющая современной хореографии и танца модерн в частности. Энергия исполнителя становится «мостиком» приобщения зрителя к хореографическому искусству, и от неё зависит, сможет ли исполнитель стать соединительным звеном между зрителем и Вселенной, приобщить его к наивысшему блаженству. Движения тела как бы связуют внешний мир человека с внутренним и служат соединительным звеном между ним и его сущностью. Для того чтобы движения тела обладали силой, ими нужно научиться управлять. Именно техника танца модерн, опирающаяся на законы движения человеческого тела, показывает всю его естественность, непосредственность и тесным образом связывает тело с некоей высшей духовностью.
Таким образом, танец модерн как нельзя лучше стимулирует творческие возможности и способствует переходу на более высокие уровни сознания, усилению перцепции духовной сферы жизни. И если наш дух имеет доступ к Вселенной и её силам, то физическая форма человеческого тела, являясь формой вопло-
Библиографический список
щения нашего духа, осуществляет связь с вселенскими энергиями посредством различных органов и центров, и эта связь наилучшим образом активизируется в танце модерн. Благодаря ему мы обнаруживаем в себе скрытые силы, которые воздействуют на нашу жизнь на самых тонких уровнях. В танце модерн мы раскрываемся, познаем себя, выявляем силу энергии и находим общее со Вселенной. Познавая себя, свой внутренний мир, мы даем возможность энергии, которая в нас находится, выплеснуться наружу через танец. «Я буду танцевать философию своей жизни», - говорила Айседора [3, с. 217].
Философские основы сыграли большую роль не только в зарождении, но и в становлении танца модерн. Если философия - это язык, на котором расшифровываются свидетельства сознания, то философия танца модерн - это умение пойти еще дальше в переживании и понимании своего жизненного опыта, то есть это продукт некоего духовного уровня. Когда у исполнителя возникает ясность душевного состояния, которое стремится выплеснуться наружу, то это становится понятным и зрителю. Исходя из этого, можно определить, что танец модерн - это сама жизнь, воплощенная движениями человеческого тела, окрашенными эмоциями, извлеченными из самых потаенных глубин человеческой души. Авторы хореографических произведений или исполнители авторской мысли ищут источник духовного выражения внутри себя, ту силу, которая может отражать видение духа. Эта внутренняя сила больше чувствуемая, нежели понимаемая.
В последнее время появилось множество стилизаций в духе модерна. Его эхо то неясно, то отчетливо звучало на протяжении всего XX столетия, и потому по отношению к творческим исканиям современников он выступает как «протостиль». Мимолетность судьбы модерна оказывается сейчас компенсированной его историко-культурной «канонизацией». На основе танца стилей модерн и постмодерн в конце XX века сформировался «новый» современный танец.
Современное искусство танца не должно быть бессмысленным. Это инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. В XXI веке стремительно продолжается развитие различных танцевальных техник и стилей. Остается неизменным исследовательская направленность деятельности хореографа, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
1. Шульц Т. Душа в движении: Танец и психология. Современные эстрадные танцы. 2002; 8: 22.
2. Horosko М. Marta Graham: the evolution of her dance theory and training. Chicago: A cappella books, 1991.
3. Дункан А. Моя жизнь. Перевод с английского Я. Яковлева. Москва: «Федерация»; Артель писателей «Круг», 1930.
References
1. Shul'c T. Dusha v dvizhenii: Tanec i psihologiya. Sovremennye 'estradnye tancy. 2002; 8: 22.
2. Horosko M. Marta Graham: the evolution of her dance theory and training. Chicago: A cappella books, 1991.
3. Dunkan A. Moya zhizn'. Perevod s anglijskogo Ya. Yakovleva. Moskva: «Federaciya»; Artel' pisatelej «Krug», 1930.
Статья поступила в редакцию 17.11.16
УДК 371.33+615.851.82:82
Kournikova T.A., Cand. of Sciences (Sociology), Senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Potapova R.P., Cand. of Sciences (Sociology), Senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Chernienko Yu.A., Cand. of Sciences (History), Senior lecturer, Department of Information Resources Management and Social Work, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING TECHNOLOGIES IN FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS. The article considers constructive potential of training technologies in the process of forming creative abilities of students. The authors inform about the results of ir texperimental bibliotherapheutic research, organized in the context of preparing of students to professional career and gave to the authors an opportunity to state this: not just a personality's informational culture or profound knowledge in computer and informational sphere, but also a personality's creative growth is important in today's educational process. The author gives several recommendation about realization of training form of bibliotherapy allows to form partnership between a teacher and a student. Key words: training, bibliotherapy, information culture, creative development of a personality.
Т.А. Курникова, канд. соц. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Р.П. Потапова, канд. соц. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Ю.А. Черниенко, канд. ист. наук, доц. каф. менеджмента информационных ресурсов и социальной работы Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]