Научная статья на тему 'От шоу‐балета к театру современного танца'

От шоу‐балета к театру современного танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
235
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный танец / шоу‐программа / джаз‐балет / модерн‐балет / семинар современного танца / кафедра хореографии Алтайского государственного института культуры / творческое сотрудничество / джазовый танец / Алтайский театр музыкальной комедии / Алтай‐ ский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина / modern dance / a show / jazz ballet / modern ballet / workshop on modern dance / Chair of Choreography of Altai State Institute of Culture / creative cooperation / a jazz dance / Altai Theatre of Musical Comedy / Shukshin Drama Theatre of Altai Krai

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вернигора Ольга Николаевна, Голубев Дмитрий Викторович

Краткая летопись художественных поисков и творческих достижений театра совре‐ менного танца «Модерн‐балет “Пространство любви”» (1989–2004 гг.) Алтайского краевого теат‐ ра драмы им. В. М. Шукшина (г. Барнаул Алтайского края, Россия), труппа которого состояла из вы‐ пускников Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул Алтайского края, Россия) разных лет. Авторы обзорно характеризуют историко‐культурный контекст формирования танце‐ вального коллектива, рассматривают особенности стилевого самоопределения ансамбля, излагают хронику эволюции техники исполнения танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вернигора Ольга Николаевна, Голубев Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM A SHOW BALLET TO A THEATRE OF MODERN DANCE

The brief chronicle of artistic search and creative achievements of Theatre of Modern DanceModern Ballet ‘Space of Love’” (1989–2004) of Shukshin Drama Theatre of Altai Krai (Barnaul, Russia) which troupe had included graduates of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) of various years. The authors review historical and cultural context of forming of the dance group, consider peculiarities of stylistic self‐identification of the ensemble, trace evolution of techniques of dance performing.

Текст научной работы на тему «От шоу‐балета к театру современного танца»

Раздел 6

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

УДК 793.3:792.2(571.150-25)Пространство любви"1989/2004"

О. Н.Вернигора, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

vernigora_olga@mail.ru

Д. В.Голубев

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

dove333@mail.ru

ОТ ШОУ-БАЛЕТА К ТЕАТРУ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Аннотация. Краткая летопись художественных поисков и творческих достижений театра современного танца «Модерн-балет "Пространство любви"» (1989-2004 гг.) Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина (г. Барнаул Алтайского края, Россия), труппа которого состояла из выпускников Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул Алтайского края, Россия) разных лет. Авторы обзорно характеризуют историко-культурный контекст формирования танцевального коллектива, рассматривают особенности стилевого самоопределения ансамбля, излагают хронику эволюции техники исполнения танца.

Ключевые слова: современный танец, шоу-программа, джаз-балет, модерн-балет, семинар современного танца, кафедра хореографии Алтайского государственного института культуры, творческое сотрудничество, джазовый танец, Алтайский театр музыкальной комедии, Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина.

Становление современного танца на Алтае неразрывно связано с творческой жизнью в нашей стране в целом. Более 70 лет Россия была оторвана от мирового процесса развития современного танца. На сцене царил только классический танец. В своих строго очерченных рамках развивался народный и бальный танцы, были отдельные исполнители степа, которые пытались развить это направление. Начиная с 90-х годов XX в., периода, когда творческое взаимодействие между западным и отечественным танцевальным искусством стало осуществляться без каких-либо преград, более 25 лет российский современный танец пытается влиться в общемировой процесс.

Развитие современного танца в Алтайском крае имеет свою интересную и насыщенную историю. Как и по всей стране, различные формы современного танца, полученные зачастую полулегальными средствами, нашли своё применение у взрослых танцоров в ночных клубах в начале 90-х годов прошлого века. Далее, по мере появления различных образовательных семинаров по танцам модерн и джаз формировалась база для усвоения современного танца. В Барнауле «пионерами» изучения современного танца и его практического применения на сцене (сначала ночных клубов, а затем профессиональных театров) стали несколько выпускников Алтайского государственного института культуры разных лет. Периодически объединяясь на определенный срок для создания совместных танцевальных программ, а затем и спектаклей, эти увлечённые современным танцем творческие личности оказали огромное влияние на становление и развитие современной хореографии на Алтае. Ирина Ткаченко, Виктория Истомина, Елена Каменская, Наталья Зотова, Алексей

Каменский, Ольга Вернигора, Юлия Колченская, Дмитрий Голубев, Александр Шубин, Татьяна Ми-хель, Юлия Власова - участники модерн-балета «Пространство любви», танцевавшие в разные годы и внёсшие большой личный вклад в творчество коллектива и в развитие современного танца не только в Алтайском крае, но и в сибирском регионе.

Вспоминая некоторые события, детали, людей, которые вдохновили нас на создание подобного коллектива, необходимо отметить профессора кафедры хореографии АГИК Николая Петровича Сингача. В 1988-1989 учебном году Николай Петрович вёл композицию и постановку танца на курсе, на котором учились Елена Каменская (Хандогина) и Ирина Ткаченко (Падалко). Это было время перестройки, зарождавшейся «гласности», поиска чего-то нового, необычного. Николай Петрович всегда шёл в ногу со временем. Он решил сделать концерт выпускников в совершенно новом для того времени стиле. Силами студентов была создана шоу-программа «Ритмы и мода 2000 года», в которую вошли порядка 17 номеров. Идеи номеров, в основном принадлежали Николаю Петровичу, ко многим номерам он сам подбирал музыку, которая была записана на виниловых пластинках, привезённых из-за границы.

Джаза в Советском Союзе не было, поэтому лексика сочинялась по наитию. Хотя какая-то информация иногда проскакивала. В программе «Ритмы и мода» в основном были лёгкие эстрадные номера (в т. ч. «по мотивам джазового танца»), небольшие эстрадные миниатюры, антре. С этой программой мы объехали многие населённые пункты Алтайского края. Номера, вошедшие в эту концертную программу, стали нашими дипломными работами. После показа в Барнауле проект закрыли, посчитав его неприличным.

«Когда ты понимаешь своё предназначение и не видишь другого смысла, ты всё подчиняешь творчеству» - это выражение художественного руководителя коллектива Ирины Ткаченко стало девизом начала 2000-х гг. для всех участников модерн-балета «Пространство любви». Ирина не собиралась становиться профессиональным танцором. Ей нравилось то направление, которого не было в нашей стране, которое впоследствии увидела в фильме Боба Фосса - «Все это джаз!». Она создала шоу номера с коллективом единомышленников (см. фото 2).

Какое-то время этот проект жил, затем, исчерпав себя, был закрыт. Поступило предложение сделать свою программу и летом поехать на гастроли в Кемерово и Новокузнецк, в составе коллектива под названием «Рандеву» были: Елена Каменская (Хандогина), однокурсница Ирины Ткаченко, Алексей Каменский, Владимир Ткаченко (в то время занимался в балете в клубе Барнаульского меланжевого комбината), Анна-Виктория Истомина и Ольга Половинкина.

Состав коллектива периодически менялся, и каждый участник привносил в него что-то своё. С приходом в коллектив Романа Попова появились новые разноплановые номера. Работали практически каждый день, нужно было постоянно обновлять репертуар. Основная информация была из видеоклипов и видеофильмов. Особое впечатление произвёл фильм Боба Фосса «Весь этот джаз». Фильм пересматривали много раз, выучив его практически наизусть. Под его воздействием появились номера «Кордебалет», «Лайнер», «Веера». После просмотра кассеты с клипами Майкла Джексона родился номер «Египетская фреска» (эта хореографическая миниатюра до сих пор присутствует в репертуаре ансамбля эстрадного танца «Ассорти» ЦБЮТ Железнодорожного района, худ. рук. Ольга Половинкина).

Фото 1. «Shu-shu baby»; В. Истомина, И. Ткаченко, Л. Каменская, Р. Попов, 1990 г.

Фото 2. Шоу-балет без названия, 1989-90 гг.

Самыми невероятными способами приобретались видеозаписи новых направлений в хореографии. Изучались внимательно. Информационный голод был огромным! И, вдохновленные чем-то новым, сочинялись танцевальные номера. В какой-то момент балетмейстерская мысль зашла в тупик,

сказалась нехватка информации, нужна была новая техника. Выпускницей АГИК 1988 г. Натальей Зотовой был поставлен первый джазовый номер. В 1992 г. проходил один из первых семинаров по джазовому танцу в Москве на базе института культуры. Приехали французские преподаватели джазового танца. Информация, которую они привезли, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Техника была абсолютно новой, интересной. Совершенно иные двигательные принципы (см. фото 3).

За время постановки новые принципы движений и сама джазовая техника, и манера исполнения усваивались, давая импульс к новому творческому процессу. Площадки развлекательных заведений уже не прельщали, хотелось чего-то более серьёзного. Менялся и репертуар коллектива.

Переломным моментом в развитии коллектива стала учеба в Международной школе современного танца, организованного Андреем Чеше-вым при Новосибирском государственном университете (см. фото 4).

Участники коллектива, посетившие семинар, попали в «другое измерение». Они открыли для себя, что современный танец не имеет границ, но имеет определенную школу. Впервые услышали о «contemporary dance», «contraction», «relies» и

Фото 3. «Гимн восходящему солнцу». В. Истомина, И. Ткаченко, Л. Каменская, Р. Попов, 1989-90 гг.

Фото 4. Семинар по джаз танцу. Victoria Dale. Америка, 1997 г.

Фото 5. Vicki Charlton Великобритания, 1996 г.

многом другом. Получали знания практически из первых уст. На семинарах делились информацией солисты труппы Хосе Лимона и выпускники школы Марты Грэхем (см. фото 8), и даже артистка американского фильма «Кордебалет» которым мы когда-то восхищались (см. фото 5)!

Это было совсем другое понимание танца. Нас учили «прорастать сквозь пол» в plie, становиться невесомыми, чувствовать тело изнутри и отпускать его в свободный полет ... Проект Андрея Чешева был уникален не только в том, что создавал условия для развития и продвижения современных направлений танца, но и в том, что собирал прогрессивных хореографов всего Зауралья. В рамках «обмена опытом» проводились концерты участников.

Обучение в международной школе оказало влияние на формирование репертуара. С 1996 г. в состав коллектива вошла Ольга Вернигора и коллектив насчитывал 5 девушек. В лексике стали вырисовываться движения в соответствии с техникой модерна, рос и общий уровень исполнительского мастерства. Мы стали участвовать в хореографических конкурсах. В нашем регионе конкурсов современной хореографии не проводилось, поэтому приходилось выезжать в г. Новосибирск, где заняли призовое место. Эта победа стала признанием творческой состоятельности нашего коллектива. Группа оставалась очень популярной в городе, нас приглашали на все крупные городские мероприятия и в 1998 году джаз-балет «Рандеву» был удостоен муниципальной премии, которую лично вручил нам глава г. Барнаула Владимир Николаевич Баварин (см. фото 6).

Фото 6. Диплом лауреата муниципальной премии джаз-балету «Рандеву», 1998 г.

Фото 7. «Пещеры древних». С. Зяблицкий, В. Истомина, И. Ткаченко, Н. Зотова, 1998 г.

В связи с тем, что у джаз-балета отсутствовало собственное помещение для проведения репетиций, администрацией города коллективу было предложено два варианта размещения: 1) здание закрытого кинотеатра; 2) в качестве второго состава балета (для постановки мюзиклов) в Алтайский краевой театр музыкальной комедии. Выбор пал на музыкальный театр, так как здание кинотеатра требовало реконструкции и вложения денег, которых коллектив не имел.

В составе альтернативной труппы театра музыкальной комедии было создано много хореографических миниатюр. «Пещеры древних» - номер, поставленный по мотивам семинаров (см. фото 7), мы подтанцовывали вокалистам. В нашем составе была прекрасная саксофонистка - Юлия Колченская (см. фото 8). О нас писали в газетах, потому, что все, что мы делали, было новым для театра. Руководство театра предложило нам сделать сольный концерт. Участниками джаз-балета была создана программа, вторым отделение которой стал спектакль «Черный человек» по творчеству С. Есенина на музыку Андрея Афанасьева, работавшего концертмейстером в основной балетной трупе.

Этот момент стал рубежом, или своеобразным переходом от эстрадного балета «Рандеву» к модерн балету «Пространство любви» (см. фото 9). Творчество коллектива вдохновило музыканта и композитора Евгения Балакина. Результатом сотрудничества стала совместная постановка отрывка спектакля «Мастер и Маргарита» с вокалистами и солистами театра. Через год Ирине Ткаченко предложили стать хореографом спектакля в драме и соединить актёров и балет. Так начался этап профессиональной театральной деятельности. Это был 2000 год. Развитие современного танца шло активно и в самодеятельных коллективах и в учебных заведениях. В 2000 году было открыто отделение современного танца на хореографическом факультете Алтайского государственного института культуры.

На этапе работы в Алтайском краевом театре драмы им. В. М. Шукшина, помимо участия в спектаклях были поставлены пластические спектакли «Два мира» и «Постскриптум». Как главный режиссёр драматического театра, так и приглашённые режиссёры с большим воодушевлением приглашали нас для участия в драматических спектаклях. Для начала 2000 гг. это было явление новое, давшее спектаклям, ставившимся тогда

Фото 8. Юлия Колченская, 1999 г.

Фото 9. «Соната боль минор». Т. Михель, Ю. Колченская, И. Ткаченко, В. Истомина, О. Вернигора, 1999 г.

с

***

/

в драмтеатре иное качество. Так происходило потому, что качество пластики отличалось от ранее использованной.

В 1999 году переехал в Барнаул и стал работать в Алтайском государственном театре музыкальной комедии, а так же в модерн балете «Пространство Любви» Александр Шубин. Он станцевал главную партию в спектакле «Черный человек» Вместе с составом «Пространства Любви» ушел работать в драматический театр, где в настоящее время работает главным балетмейстером. В 2003 г. был награжден дипломом Алтайского отделения Союза театральных деятелей РФ «За создание пластических образов в спектаклях Краевого театра драмы».

В 2001 году в состав коллектива вошел выпускник АГИК Дмитрий Голубев. Его отличительной чертой в исполнительском мастерстве было умение импровизировать. В одной из сольных сцен ему была доверена ответственная роль - импровизация. Сцена была решена через дуэт танцовщика и музыканта. Он использовал танцевальную импровизацию, Юлия Колченская - музыкальную.

В 2004 труппой балета выпускается спектакль "Постсткриптум" (хореография Ирина Ткаченко, Ольга Вернигора). Это была самая мощная по мысли и самая взрывная по энергии работа балета (см. фото 10).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие современного танца в Алтайском крае начиналось в соответствии с общими культурными процессами в стране. Постоянное желание учиться присутствует практически у всех любителей современного танца конца 90-х прошлого века. Результатами обучения на мастер-классах в разных городах России (Новосибиск, Волгоград, Ярославль, Красноярск, Москва) стали не только новые спектакли в драматическом театре, но и сотрудничество с детскими хореографическими коллективами города Барнаула и Алтайского края и сибирского региона. Участники коллектива «Пространство Любви» часто приглашались руководителями детских хореографических коллективов, желающих осваивать современный танец для проведения семинаров по техникам и постановок. Постепенно современный танец занял своё место в структуре хореографического образования региона, как в любительских коллективах, так и в высших учебных заведениях.

Фото 10. Спектакль «Постсткриптум», хореография Ирины Ткаченко, Ольги Вернигора. Исп. Д. Голубев, А. Шубин, 2004 г.

Olga N. Vernigora, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) vernigora_olga@mail.ru

Dmitrii V. Golubev

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

dove333@mail.ru

FROM A SHOW BALLET TO A THEATRE OF MODERN DANCE

Abstract. The brief chronicle of artistic search and creative achievements of Theatre of Modern Dance "Modern Ballet''Space of Love'" (1989-2004) of Shukshin Drama Theatre of Altai Krai (Barnaul, Russia) which troupe had included graduates of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) of various years. The authors review historical and cultural context of forming of the dance group, consider peculiarities of stylistic self-identification of the ensemble, trace evolution of techniques of dance performing.

Keywords: modern dance, a show, jazz ballet, modern ballet, workshop on modern dance, Chair of Choreography of Altai State Institute of Culture, creative cooperation, a jazz dance, Altai Theatre of Musical Comedy, Shukshin Drama Theatre of Altai Krai.

УДК 792.8

С. С. Грибов

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

freran92@gmaii.com

ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП ХОРЕОГРАФИИ В ПОСТДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

Аннотация. Представлены результаты анализа структурообразующих принципов хореографии в современном постдраматическом спектакле. Автор, опираясь на ключевые исследования в области теории исполнения танца, характеризует особенности включения некоторых элементов и приёмов хореографического искусства в постдраматический театральный дискурс. На примере спектаклей Э. Някрошюса «Моцарт и Сальери» и «Отелло» автор поясняет содержание ряда концептов телесного существования, активно циркулирующих в пространстве постдраматической театральной коммуникации: «коллективное тело», «контактная импровизация», «отстраненное тело».

Ключевые слова: постдраматический театр, присутствие, современный спектакль, принцип хореографии, контактная импровизация, перформанс, театр Някрошюса, художественный код.

В постдраматическом театре для создания текста спектакля существуют различные художественные практики, связанные с феноменальным телом исполнителя. Тело становится своего рода знаковой базой, транслирующей смыслы. Для выделения тех или иных приемов и способов из огромного вариативного пространства, необходимо использовать структурообразующий принцип, который позволил бы артикулировать место тех или иных приемов в общем поле телесного бытия исполнителя. В пространстве постдраматического театра понятие исполнителя несет в себе достаточно широкое поле смыслов, которое мы не можем рассмотреть в данной статье в полной мере. В качестве общего концепта исполнителя в постдраматическом театре мы будем понимать любую физическую активность, транслируемую в публичном пространстве. Основную нашу цель определяем в выявлении некоторых структурных принципов в постдраматической парадигме исполнитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.