Научная статья на тему 'Роль М. А. Зарайской в становлении и развитии Народного театра балета'

Роль М. А. Зарайской в становлении и развитии Народного театра балета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Народный театр балета Дома культуры Барнаульского меланжевого ком‐ бината / педагог‐балетмейстер М. А. Зарайская‐Теймуразова / самодеятельное хореографическое творчество на Алтае. / People’s Theatre of Ballet of the House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex / Margarita A. Zaraiskaia‐Teimurazova / a dance teacher / a ballet master / amateur choreographic activity in the Altai region.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смолянинова Надежда Ивановна

В статье рассматривается влияние творчества М. А. Зарайской – педагога‐ балетмейстера, деятеля самодеятельного хореографического творчества на Алтае – на развитие ре‐ гиональной школы классического танца второй половины прошлого века. Рассмотрены основные этапы формирования танцевального коллектива Народного театра балета, действовавшего при До‐ ме культуры Барнаульского меланжевого комбината (г. Барнаул Алтайского края, Россия). Охарак‐ теризованы сценические постановки, в разное время составлявшие репертуар коллектива; приво‐ дятся малоизвестные архивные данные, относящиеся к истории постановки балета по мотивам ал‐ тайских народных сказок – «Шёлковая кисточка» (1961 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Народный театр балета Дома культуры Барнаульского меланжевого ком‐ бината, педагог‐балетмейстер М. А. Зарайская‐Теймуразова, самодеятельное хореографическое творчество на Алтае.

The paper considers influence of a dance teacher and a ballet master Margarita A. Zaraiskaia’s creative work on development of amateur choreographic activities in Altai region of the second half of the 20th century. The author highlights the key stages of history of a dance ensemble of the People’s Ballet Theater of House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex (Barnaul, Altai Krai, Russia). Stage performances that have been included at different times in repertoire of the dance ensemble are described. The author gives some little‐known archival data concerning history of staging ballet “Little Silk Brush” (1961) themed on Altaian people’s tales.

Текст научной работы на тему «Роль М. А. Зарайской в становлении и развитии Народного театра балета»

2. Райкова, Е. Второе рождение балета // Алтайская правда. - 1963. - 23 марта.

3. Хранилова, А. Скоро буду. «Лауренсия» // Алтайская правда. - 1965. - 3 февр.

Lyudmila V. Sibiriakova

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

sibirjaki1@rambler.ru

BALLET MASTERS OF PEOPLE'S THEATER OF BALLET OF HOUSE OF CULTURE OF BARNAUL MELANGE INDUSTRIAL COMPLEX

Abstract. The paper reviews creative activity of several ballet masters of People's Ballet Theater of House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex (Barnaul, Altai Krai, Russia) during the period 1962-1970: A. K. Sarkisyan, V. A. Preobrazhenskii, L. I. Krylov, M. A. Mikser, G. V. Orlova, E. M. Elgina. The author outlines a brief history of staging the next performances that became very important for history of ballet art in Altai: "The Fountain of Bakhchisaray (1962), "Laurencia" (1965), "Sleeping Beauty" (1968), "Scheherazade" (1968), "Giselle" (1970), and the second edition of the ballet "Little Silk Brush" (1961). The article at the first time provides the amateur dance ensembles participants' memoires of past years.

Keywords: a ballet master, amateur artistic activities, people's ballet theatre, People's Ballet Theater of House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex.

УДК 793.3-051Зарайская:792.8(571.150-25)

Н. И. Смолянинова

Центр алтайской национальной культуры «Улала» (Барнаул, Россия)

nadezhda@altaynux.ru

РОЛЬ М. А. ЗАРАЙСКОЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ТЕАТРА БАЛЕТА

Аннотация. В статье рассматривается влияние творчества М. А. Зарайской - педагога-балетмейстера, деятеля самодеятельного хореографического творчества на Алтае - на развитие региональной школы классического танца второй половины прошлого века. Рассмотрены основные этапы формирования танцевального коллектива Народного театра балета, действовавшего при Доме культуры Барнаульского меланжевого комбината (г. Барнаул Алтайского края, Россия). Охарактеризованы сценические постановки, в разное время составлявшие репертуар коллектива; приводятся малоизвестные архивные данные, относящиеся к истории постановки балета по мотивам алтайских народных сказок - «Шёлковая кисточка» (1961 г.).

Ключевые слова: Народный театр балета Дома культуры Барнаульского меланжевого комбината, педагог-балетмейстер М. А. Зарайская-Теймуразова, самодеятельное хореографическое творчество на Алтае.

Народный театр балета Дома культуры меланжевого комбината вписал яркую страницу в историю культуры г. Барнаула. В небольшой по объему статье невозможно подробно осветить более чем 50-летнюю деятельность этого коллектива. Становление и развитие Народного театра балета может стать темой отдельного специального исследования. Ограничимся теми временными рамками, в которые театр стал известен далеко за пределами Алтайского края -50-70-е гг. XX века, когда о нём много писали не только местные газеты, но и центральные издания.

Откуда взялся в Барнауле, где никогда не было балетного училища, зрелый коллектив, умевший создавать сложные спектакли в лучших традициях русского хореографического искусства?

История его создания тесно связана с именем М. А. Зарайской-Теймуразовой, выдающегося деятеля в области развития самодеятельного хореографического творчества на Алтае.

Маргарита Аркадьевна Зарайская-Теймуразова родилась 9 февраля 1906 (1908?) г. в Тбилиси. С 1918 по 1928 гг. она одновременно обучалась в общеобразовательной школе и в Тбилисской государственной балетной студии, созданной известной итальянской танцовщицей М. И. Перини. Многие крупнейшие мастера хореографии, в том числе В. Чабукиани, Е. Гварамадзе, М. Бауэр, Е. Чикваидзе, Т. Чабукиани, постигали азы балетного искусства у М. И. Перини. Получив профессиональное хореографическое образование, М. А. Зарайская танцевала на сценах многих городов Советского Союза: Киевского театра музыкальной комедии (1928 - 1930 гг.), театра Санпросвета г. Луганска (1930 - 1933 гг.), Театра музыкальной комедии Республики немцев Поволжья г. Энгельса (1933 - 1935 гг.), Национального Узбекского театра г. Андижана (1936 - 1937 гг.), Театра музыкальной комедии Чечено-Ингушской АССР г. Грозного (1937 - 1938 гг.), Ленинградского театра оперетты (1939 - 1941 гг.).

Великая Отечественная война прервала её сценическую карьеру. В составе фронтовых бригад Маргарита Аркадьевна выезжала на фронт, в одной из таких поездок (в 1943 году), в результате контузии балерина потеряла слух. Врачи долго боролись с недугом, слух ей частично удалось вернуть, но путь на сцену был закрыт. Однако она обратилась в Союз работников искусства (членом которого являлась с 1928 г.) с просьбой оказать содействие в трудоустройстве. В 1947 г. её направили балетмейстером в Ойротский национальный театр. В архиве Министерства культуры Республики Алтай хранится личное дело М. А. Зарайской и другие документы. Именно по ним удалось восстановить творческий путь бывшей балерины [1].

В 1950 г. в стране государственные театры были переведены на хозрасчет, артистам перестали выплачивать зарплату. Национальный театр закрыли до 1971 г. М. А. Зарайская уходит из театра и переезжает в Барнаул, где к тому времени не было ни профессионального балета, ни одного самодеятельного коллектива классического танца. Её приглашают работать в коллектив художественной самодеятельности при Доме культуры (клубе) Барнаульского меланжевого комбината, который являлся в то время одним из культурных центров города.

При клубе существовал самодеятельный танцевальный коллектив (руководитель Дмитрий Николаевич Ганин), в репертуар которого входили народные танцы. С приходом нового руководителя постепенно меняется репертуар, в него начинают входить танцы из классических балетов. Коллектив ещё долго оставался «синтетическим», т. е. исполнял как классические, так и народные танцы: «Украинская сюита», венгерский танец «Чардаш», восточный и китайский «Танец с веерами», «Вальс-каприз», «Сибирская кадриль», сибирский мужской пляс «Пятера».

В 1955 г. к смотру художественной самодеятельности была поставлена «Сюита» на музыку советских композиторов. Двенадцать исполнительниц танцевали уже на «пальцах». Работу одобрила комиссия и посоветовала поставить что-нибудь цельное.

В сезон 1956-1957 гг. в коллективе началась большая работа - постановка 2-го акта оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», - «Половецкие пляски». Первоначально планировалось поставить лишь танцы, но впоследствии к работе подключились самодеятельный академический хор клуба Меланжевого комбината и симфонический оркестр Алтайской краевой филармонии. «Половецкие пляски» стали большим событием в культурной жизни города. С этой постановкой, а также с «Сибирской кадрилью» и «Пятерой» весной 1957 г. коллектив выезжал на Зональный смотр художественной самодеятельности в г. Новосибирск (см. фото 1).

Репертуар коллектива постепенно обновлялся.

- Сезон 1957 - 1958 гг.: дивертисмент из балета Р. Глиэра «Красный мак», «Молдавская сюита».

- Сезон 1958 - 1959 гг.: русский лирический танец «Иркутяночка» (постановка Новиковского), мужской «Танец алтайских табунщиков».

- Сезон 1959 - 1960 гг.: «Космическая сюита», связанная с первым полётом человека в космос.

Фото 1. После репетиции, 1956 г. Второй ряд: третья справа - М. А. Зарайская

М. А. Зарайская старалась идти в ногу со временем. Все новое, приходящее в жизнь, она пыталась показать на сцене средствами искусства хореографии.

В клубе существовала традиция приглашать на встречу с участниками художественной самодеятельности артистов, балетмейстеров, которые приезжали в Барнаул. В 1955 г. на гастролях в городе побывал Государственный хор им. М. Пятницкого. Руководство клуба пригласило на встречу с коллективом главного балетмейстера Т. А. Устинову. «Дорогой Маргарите Аркадьевне в знак теплой встречи в городе Барнауле с Вами и Вашими воспитанниками от Татьяны Алексеевны Устиновой. 10/111. 55 г.», - такую надпись оставила в книге, подаренной М. А. Зарайской, известный балетмейстер [2]. Участники самодеятельного коллектива показали несколько номеров. Среди них Т. А. Устинова особо выделила «Сибирскую кадриль», которая привлекла её внимание оригинальностью композиционного построения и самобытностью манеры исполнения. Она посоветовала сделать запись этого танца. К сожалению, это так и осталось неосуществимым .

Все годы работы в Барнауле М. А. Зарайская вынашивала идею, которая зародилась ещё в процессе работы в Ойротском национальном театре, идею создания балета на алтайскую тему. Несколько лет она изучала историю алтайцев, наконец, почувствовала готовность коллектива, насчитывавшего около 40 человек, осилить такую нелегкую работу по созданию балетного спектакля. Были организованы 2 экспедиции в Горный Алтай. Неоценимую помощь в постановке «Шёлковой кисточки» оказал солист Новосибирского театра оперы и балета Е. Г. Ефимов, ставший на долгие годы большим другом коллектива. Именно он осуществил позже, в 1962 г., постановку одноактного балета «Вальпургиева ночь» на музыку Ш.Гуно ( см . фото 2).

Фото 2. После премьеры одноактного балета «Вальпургиева ночь». М. А. Зарайская и Е. Г. Ефимов с участниками коллектива, 1962 г.

Фото 3. Репетиция балета «Шелковая кисточка». В центре - Н. Наумова, солистка театра, 1961 г.

27 мая 1961 г. состоялась премьера балета по мотивам алтайской сказки на музыку А. М. Ильина «Шелковая кисточка» (см. фото 3, 4).

История его создания подробно описана [3]. Именно за эту постановку коллективу художественной самодеятельности было присвоено почетное звание Народного театра балета. А впоследствии в энциклопедии «Балет» под редакцией Ю. Н. Григоровича появляется упоминание о коллективе [4, с. 449].

В Народный театр для постановок приглашаются профессиональные балетмейстеры - известные мастера танца. Начинает работу детская балетная студия, обучение в которой М. А. Зарайская строит по системе Ленинградского хореографического училища. Народный театр становится известен широкой публике. Его выступления ждут с

интересом и нетерпением. В 1962 г. коллектив берется за новую работу под руководством Арама Карповича Саркисяна - постановку балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Этот балет по праву можно назвать классикой XX в. Романтическая взволнованность музыки, стилизованной «под пушкинскую эпоху», сочетается с точным учётом хореографической природы, но уже не в плане удобных для танца построений, а в соответствии со сложными актёрскими задачами. Четыре месяца шла работа над «Бахчисарайским фонтаном». Сам факт создания такого сложного спектакля, в 4-х действиях с прологом и эпилогом, говорит о высоком уровне исполнительского мастерства коллектива. Главные партии в балете исполнили: Мария - Н. Наумова, Зарема - Л. Смышляева, Гирей - Г. Зенин, Нурали - Б. Бакулин, Вацлав -Г. Серебренников.

В августе 1964 г. театр встречал нового балетмейстера - Макса Александровича Миксера, имевшего большой опыт работы за границей и неудержимую фантазию. М. А. Миксер начал работу над балетом А. Крейна «Лауренсия» (по мотивам драмы Лопе де Вега «Фуентэ Овехуна»), одной из самых трудных и редких постановок в то время даже на сценах столичных театров. 12 марта состоялась премьера балета, которая прошла с огромным успехом. «Редко можно наблюдать бурю восторгов, подобную той, что звучала в финале «Лауренсии» - красочном, необычайно ярком, подлинно народном представлении с полными экспрессии массовыми сценами, динамичными танцами. Зал стоя аплодировал солистам и кордебалету, режиссеру-балетмейстеру и всем - тем, чьими усилиями создавался спектакль» [5].

Балет «Лауренсия» стал ярким явлением в культурной жизни города и края. О нём писали как местные газеты, так и центральная печать («Известия», «Правда», «Советская культура»). Фрагменты из балета сохранились в документальном киножурнале «Сибирь на экране» (1965 г. № 34).

Фото 4. Фрагмент балета «Шелковая кисточка», 1961 г. Л. Смышляева в роли Торко-Чачак, В. Малков - Балыкчи

В одном из интервью М. А. Миксер сказал: «В свое время мне приходилось выступать во многих странах и почти во всех крупных городах Советского Союза, я видел лучших солистов балета, звезд мирового класса. Одним из первых моих учеников был, например, Махмуд Эсамбаев. Не хочу сравнивать, как танцуют эти звёзды и мои новые воспитанники. Это будет бестактно в отношении и тех и других. Но их можно сравнить по степени упорства и трудолюбия. И тут ещё неизвестно, кому отдать пальму первенства...» [6].

Балет - это, может быть, самое трудное из всех искусств. Он требует колоссального физического напряжения, полной отдачи сил. Но это хорошо, если занимаешься только балетом, а если он лишь увлечение, тогда как? Вот почему балетный спектакль в самодеятельности можно без всякого преувеличения назвать творческим подвигом.

Главные партии в балете исполняли: Лауренсия - Н. Наумова, Фрондозо - Г. Богданов, Паскуала

- Л. Бояркина, Хасинта - Л. Смышляева, Командор - Г. Зенин, Менго - В. Чадаев. Лауренсия Н. Наумовой - гордая и страстная испанка, веселая и отчаянная, а в финале - гневная, решительная, прекрасная, как символ свободы. Интересен образ юной Хасинты, созданный Л. Смышляевой. Надолго запоминаются озорная женственная Паскуала Л. Бояркиной, самоотверженный добряк Менго В. Чадаева и чистый романтический Фрондозо Г. Богданова. Для каждого из них «Лауренсия»

- ещё один шаг вперед. И сегодня, спустя ни один десяток лет, бывшие артисты театра вспоминают о «Лауренсии» как о лучшем своем балете.

С осени 1966 г. коллективом руководит балетмейстер Лев Иванович Крылов, выпускник Московского хореографического училища. Вместе с новым педагогом в театр пришла академичность. Большое внимание уделяется секретам техники исполнения. Постановки этого времени: «Pas de trois» из балета А. Адана «Корсар», хореографическая композиция на музыку Д. Шостаковича «Вставай, страна огромная». Последняя работа была представлена на Смотре художественной самодеятельности в Новосибирске, где была отмечена дипломом I степени. В основном период 1966-1967 гг. был посвящен «чистке» старого репертуара, повышению уровня исполнительского мастерства.

Таким образом, педагоги - руководители, во многом опираясь на опыт профессиональной хореографии, вели Народный театр балета к вершинам танцевального искусства, новым знаниям и умениям.

К окончанию сезона 1966-1967 гг. коллектив остался без руководителя, работал самостоятельно, занятия и репетиции вели «ветераны» театра.

В 1968 г. с приходом балетмейстера Галины Васильевны Орловой, бывшей балерины Свердловского оперного театра, осуществились постановки балетов «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова и «Спящей красавицы» П. Чайковского. Ушли из коллектива многие «ветераны», на смену им пришла молодёжь. Многие из них выпускники детской балетной студии, ученики М. А. Зарайской. Среди них В. Мальцева, С. Вилкова, М. Вилкова, Т. Девкина, Т. Ипатова, Р. Баталова, Г. Лебедева и др.

Период 1970 - 1974 гг. для Народного театра балета был очень трудным. Коллектив опять остался без балетмейстера. Руководит театром Н. В. Наумова. Вспоминаются номера из старого репертуара: «Танец маленьких лебедей» и «Ната-вальс» П. Чайковского, «Поэма» З. Фибиха, дивертисмент из балета «Шелковая кисточка» А. Ильина. В 1972 г. приезжим балетмейстером В. Коровкиным ставятся стилизованный русский танец «За дальней околицей» на музыку А. Будашкина и дуэт на музыку П. Чайковского.

В 1974 г. театром руководит Валентина Максимовна Елгина, бывшая солистка Алма-Атинского театра оперы и балета. Репетитором работает Л. Н. Смышляева. Готовится к постановке балет «Жи-зель» А. Адана. Но балет не увидел рампы. Больше повезло третьему акту балета «Бахчисарайский фонтан». В концертах можно было увидеть «Танец Никии» из балета Л. Минкуса «Баядерка», «Галоп» Р. Дриго, «Испанский танец» из «Лебединого озера» П. Чайковского, «Сюиту» на музыку Ф. Шопена.

Руководители могут уходить и приходить, но коллектив сохраняется до тех пор, пока есть в нём энтузиасты. Такие, как М. А. Зарайская и её ученики, которых она познакомила с одним из самых прекрасных видов искусств - балетом. За время существования Народного театра балета несколько

сотен юношей и девушек были участниками коллектива. На профессиональную сцену вышли Л. Капустина, З. Сахарова, Г. Лылов, Л. Пенькова, Н. Дубровина и т. д. Получив профессиональное образование, стали педагогами: Э. Третьякова, Г. Богданов, Л. Слыханова, О. Моравская, З. Степанова, В. Денисова, В. Жукова, В. Иванов, Г. Лебедева, Е. Кулакова, Л. Жданова, Е. Вдовина и др. Но самого большого уважения заслуживают «ветераны» театра, для которых балет стал второй профессией, - Н. Наумова, Л. Смышляева, Л. Батанина. Они бережно хранят воспоминания о своем учителе М. А. Зарайской-Теймуразовой. Ими переданы в Государственный музей истории литературы и искусства Алтая десятки бесценных документов о Народном театре балета, по которым должна быть восстановлена полная его история.

Список литературы

1. Государственный архив Республики Алтай. Ф. Р-223. Оп. 1. Д. 14. Л. 22.

2. Мартынов, И. Государственный русский народный хор им. Пятницкого. - Москва : Искусство, 1953. - 135 с.

3. Смолянинова, Н. И. Первый национальный балет «Шелковая кисточка» как объект культурного наследия алтайцев // Хранители наследия. - 2003. - Вып. 1. - С. 65-68.

4. Балет : энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва : Сов. энциклопедия, 1981. -632 с. : ил.

5. Флоринский, И. В краю алтайском // Советская культура. - 1965. - 16 апр.

6. Шеваров, Е. Спешите на «Лауренсию» // Алтайская правда. - 1965. - 13 марта.

Nadezhda I. Smolianinova

Center of Altaian Culture "Ulala" (Barnaul, Russia)

nadezhda@altaynux.ru

MARGARITA ZARAISKAIA'S CONTRIBUTION TO DEVELOPMENT OF THE PEOPLE'S THEATRE OF BALLET (BARNAUL, RUSSIA)

Abstract. The paper considers influence of a dance teacher and a ballet master Margarita A. Zarais-kaia's creative work on development of amateur choreographic activities in Altai region of the second half of the 20th century. The author highlights the key stages of history of a dance ensemble of the People's Ballet Theater of House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex (Barnaul, Altai Krai, Russia). Stage performances that have been included at different times in repertoire of the dance ensemble are described. The author gives some little-known archival data concerning history of staging ballet "Little Silk Brush" (1961) themed on Altaian people's tales.

Keywords: People's Theatre of Ballet of the House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex, Margarita A. Zaraiskaia-Teimurazova, a dance teacher, a ballet master, amateur choreographic activity in the Altai region.

УДК 725.822:792.56(571.150)"1962/1965"

Н. И. Смолянинова

Центр алтайской национальной культуры «Улала» (Барнаул, Россия)

nadezhda@altaylinux.ru

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОЛИСТОВ БАЛЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ И АНАТОЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА АКСЕНОВСКИХ

Аннотация. Статья освещает основные этапы творческой деятельности Людмилы Михайловны и Анатолия Михайловича Аксеновских - ведущих солистов балета первого профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.