Библиографический список
1. Макареня А.А., Обухов В.Л. Методология химии: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1985.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. Российская академия образования. Под редакцией Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Москва: Просвещение, 2008.
3. Ниязова Г.Б. Развитие основ исследовательской компетенции учащихся начальной школы. Проблемы современного образования . 2017; 1: 90 - 98.
4. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие для школьных психологов. Москва: Генезис, 2005.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Москва: 2003.
6. Дорошенко С.С., Трушин Б.Н. Научно-исследовательская работа учащихся в сельской школе. Химия в школе. 1989: 95 - 96.
7. Лазарева П.В. Взаимодействие вуза и школы как один из механизмов реализации компетентностного подхода к обучению учебному предмету химии в условиях сельской школы. Наука и школа. 2011; 1: 60 - 63.
8. Осипова М.Ф., Егорова К.Е. Проектная технология при изучении раздела «Химия и жизнь». Наука и школа. 2011; 1: 63 - 66.
9. Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). Москва: Педагогическое общество России, 1999.
References
1. Makarenya A.A., Obuhov V.L. Metodologiya himii: posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1985.
2. Koncepciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov obschego obrazovaniya: proekt. Rossijskaya akademiya obrazovaniya. Pod redakciej Kondakova A.M., Kuznecova A.A. Moskva: Prosveschenie, 2008.
3. Niyazova G.B. Razvitie osnov issledovatel'skoj kompetencii uchaschihsya nachal'noj shkoly. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017; 1: 90 - 98.
4. Savenkov A.I. Put' v neizvedannoe: Razvitie issledovatel'skih sposobnostej Shkolnikov: metodicheskoe posobie dlya shkol'nyh psihologov. Moskva: Genezis, 2005.
5. Leontovich A.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost'uchaschihsya. Moskva: 2003.
6. Doroshenko S.S., Trushin B.N. Nauchno-issledovatel'skaya rabota uchaschihsya v sel'skoj shkole. Himiya vshkole. 1989: 95 - 96.
7. Lazareva P.V. Vzaimodejstvie vuza i shkoly kak odin iz mehanizmov realizacii kompetentnostnogo podhoda k obucheniyu uchebnomu predmetu himii v usloviyah sel'skoj shkoly. Nauka i shkola. 2011; 1: 60 - 63.
8. Osipova M.F., Egorova K.E. Proektnaya tehnologiya pri izuchenii razdela «Himiya i zhizn'». Nauka i shkola. 2011; 1: 63 - 66.
9. Ryzhakov M.V. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart osnovnogo obschego obrazovaniya (teoriya ipraktika). Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1999.
Статья поступила в редакцию 17.09.18
УДК 793.3(571+470)
Vorobyova O.A., lecturer, Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: oxyfreshness@mail.ru
Demina K.B., lecturer, Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: kksenia2000@yandex.ru
CONTEMPORARY DANCE IN RUSSIA. The article observes a problem of formation and development of modern dance, which originates from the "natural dance" by Isadora Duncan and to this day develops and progresses, giving rise to new names. Modern dance is one of the "hot spots" of contemporary art culture. On the one hand, the phenomenon of modern dance is of active public interest, there is a kind of fashion for this art, and on the other hand, it provokes the most contradictory reactions from both the viewer and critics. Special attention is paid to acquaintance with the main founders of the modern dance abroad and in Russia. It is argued that modern dance in Russia is in a state of active development.
Key words: modern dance, modern, jazz, dance expressionism, dance theater, contemporary dance, Russian choreographers of modern dance, types of modern dance training in Russia.
О.А. Воробьева, преп. каф. хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: oxyfreshness@mail.ru
К.Б. Демина, преп. каф. хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: kksenia2000@yandex.ru
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ В РОССИИ
Статья посвящена проблеме становления и развития современного танца, который берёт свое начало от «естественного танца» Айседоры Дункан и по сегодняшний день развивается и прогрессирует, рождая всё новые имена. Современный танец является одной из «горячих точек» современной художественной культуры, в том числе - отечественной. С одной стороны, феномен современного танца вызывает активный общественный интерес, наблюдается своеобразная мода на это искусство, а с другой - именно он провоцирует самые противоречивые реакции как со стороны зрителя, так и критики. Особое внимание в статье уделяется знакомству с основными родоначальниками современного танца за рубежом и в России. Утверждается мнение о том, что современный танец в России находится в состоянии активного развития
Ключевые слова: современный танец, модерн, джаз, танцевальные экспрессионизм, танцтеатр, contemporary dance, российские хореографы современного танца, виды обучения современному танцу в России.
Раскрывая утверждение, что современный танец является самостоятельным прогрессирующим направлением хореографии необходимо обратиться к истокам его возникновения, а именно зарождение американского модерна, германского экспрессивного танца и европейского contemporary dance, как ответной реакции на изменения, носящие политический, социально-экономический, территориальный, временной и культурный характер.
Начало эпохи модерна связано с именем американской танцовщицы Айседоры Дункан. Она пропагандирует «естественный» танец, исключающий элементы акробатики, прыжки, фуэте
и танец на пуантах. Это был своеобразный толчок к появлению нового искусства [1].
В 1915 году в Америке хореографы Рут Сен Дени и Тед Шон создают свою школу «Денишон», основной концепцией которой становится эклектика. Среди учеников школы появляются Марта Грэхем, которая вошла в историю мирового танцевального искусства как хореограф, сумевший сделать то, что не удалось Айседоре Дункан - создать школу танца модерн, приемами и техникой которой пользуется теперь весь мир (на основе данной техники сейчас обучают студентов Алтайской государственной академии культуры и искусств г. Барнаула) [2]. Среди последова-
телей начавшейся эпохи танца модерн в Америке такие знаменитые имена как: Хосе Лимон, Триша Браун, Мэри Вигман, Кэтрин Данэм, Стив Пэкстон, Мерс Каннингем.
Тридцатые годы XX века Америки знаменуются мощным расцветом джазовой музыки и негритянского танца, Элвин Эйли - первый негритянский хореограф, который смог вывести труппу, долго находящуюся вдали от глаз из-за негритянского происхождения, на мировую танцевальную сцену. Эйли соединил в своем творчестве элементы классического танца с негритянским фольклором.
В начале XX века в Германии классическому танцу активно противостоит танцевальный экспрессионизм. Основоположником нового направления в хореографии становится Рудольф фон Лабан. Он создает свою систему танца, где движение осуществляется в объемном пространстве с различными направлениями, и где пространство перемещается вместе с танцором. Позже Лабан знакомится с Куртом Йоссом, который вводит в немецкий экспрессивный танец понятие «танцтеатра». В 1927 году Курт Йосс создает танцевальное отделение при консерватории в городе Эссене «FOLKWANGSCHULEN ESSEN», воспитавшее не одну плеяду талантливых хореографов и ставшее центром современного танца Германии [3]. В 30-е годы XX века современный танец в Германии впервые включается в официальный репертуар балетных театров. Ученики Рудольфа фон Лабана по всей Европе создают свои труппы и школы. Среди них Мари Вигман, которая приглашается в Америку для создания школы. С приходом к власти Гитлера в Германии начинается повальное закрытие танцевальных школ и театров. Школа Мари Вигман переходит в собственность государства, а ее творчество объявляется декадентским.
1945 год - война Германии приводит к краху танцевальное экспрессивное искусство. Школа Курта Йосса, открытая для всех стилей и направлений, рождает будущую звезду, гениального хореографа XX века Пину Бауш, чье влияние на своем творчестве испытали и еще будут испытывать многие поколения молодых хореографов. В 1973 году Пина Бауш создает в городе Вупер-таль танцтеатр, который даже после ее смерти, продолжает существовать и гастролировать по всему миру до сегодняшнего дня [4].
В начале XX века рождается современный танец во Франции (contemporary dance) от американского модерна, немецкой танцевальной экспрессивности и неоклассики Мориса Бежара. В течение последующих двадцати лет Франция выходит вперед в области contemporary dance. По мнению многих специалистов хореографического искусства, Франция до сих пор остается ведущей страной мира в области contemporary dance. Франция, лишившая приоритета классический танец, сделавшая contemporary dance своим национальным достоянием и давшая миру такие имена как Анжелин Прельжокаж, Жан Клод Галотта, Доминик Багуэ, Катрин Деверес, Даниель Ларье и многие другие [5].
Зародившись и пройдя долгий путь, современный танец доходит и до России, которому на данный момент более 20 лет. В России он появился после «горбачевской» перестройки, как реакция на тоталитарный режим. Во многом благодаря перестройке он был вызван к жизни и во многом оказался перестройке созвучен: разрушение классических танцевальных традиций, строгих геометрических линий и канонов красоты, отзывалось на разрушение тоталитарных государственных «тел» и в зарождении современного танца, как ответной реакции на происходящие перевороты [6]. Дополнительным стимулом становились мастер-классы привозимые зарубежными хореографами и танцовщиками, фестивали американского и европейского современного танца, проводимые Владимиром Уриным, Натальей Черновой, Ольгой Кораблиной, Львом Шульманом, Маргаритой Мойжес. Воркшопы (workshop - обучающее мероприятие) мировых знаменитостей позволяли российским танцовщикам попробовать свои силы в зарубежных школах и академиях, культурные центры при посольствах на протяжении многих лет давали такому культурному обмену «зеленую свет» [7]. Первое поколение российских хореографов и танцовщиков создавших свои труппы учеников и последователей в области современного танца, которые боролись за право признания себя и своего «нового» искусства, в России:
• Александр Пепеляев в 1994 создал собственный проект «Кинетический театр», посвященный синтезу современной хореографии и современного текста, а с 2000 по 2010 являлся художественным руководителем Международного центра танца
и перформанса ЦЕХ, куда съезжаются все хореографы и танцовщики страны для получения новой профессиональной, теоретической и практический информации.
• «Балет Евгения Панфилова» создан в 1987 году в г. Пермь, победитель Всемирных и Международных фестивалей, неоднократный лауреат главной театральной премии страны «Золотая маска». Учреждена премия им. Е.Панфилова.
• Театр «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой (г Екатеринбург), существующий с 1990 года. Признан за рубежом как авангардный, неоднократно удостоен премии «Золотая маска».
• Челябинский театр Ольги и Владимира Пона. Театр учрежден в 1992 году и неоднократно получал премию «Золотая маска»
• Кинетик-театр Саши Пепеляева (г. Москва). Театр существует с 1994 года и также признан за границей.
• «Эксцентрик-Балет» Сергея Смирнова создан в 1995 году г. Свердловск, неоднократный лауреат «Золотой маски».
• Танцевальная компания «Окоём» основатель Александр Гурвич, появилась в 2003 году в Челябинске как постоянно действующая труппа «Окоём» образовался в Екатеринбурге в 2007 году. Компания зарекомендовала себя как профессиональная труппа, ведущая активную гастрольную деятельность в России и за её пределами.
• Театр «Балет Москва» - один из самых сильных хореографических театров России. Театр был основан в 1989 году Николаем Басковым, долгое время занимавшем пост художественного руководителя театра. В 2012 году проект перешел под опеку Елены Тупысевой.
• Театр танца Александра Кукина «Sasha Kukin Dance Company» был основан в 1990 году в г. Санкт-Петербург
• Театр танца «Инклюзы» Натальи Агульник родился в 1994 году в г. Калининград
• Танцевальная компания Дениса Бородицкого «Boroditsky Dennis Dance Company» Компания образовалась в 2006 году в г. Москва
• Компании современного танца «Акведук» Константина Кейхеля г. Санкт-Петербург
• Школа современной хореографии Александра Шишкина г. Москва
• Школа современного танца Николая Огрызкова г. Москва
• Школа современного танца «Диалог-данс» Евгения Кулагина и Ивана Естегнеева г. Кострома
• Школа современного танца «Каннон-данс», основатели школы — Вадим и Наталья Каспаровы г. Санкт-Петербург и многие другие.
С 2000-х годов в России на базе высших учебных заведений и колледжей внедряется новое направление подготовки специалистов - современный танец. Современная хореография вступила на новый этап своего развития. Основные ВУЗы подготавливающие специалистов, бакалавров в области современного танца: Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Московский государственный институт культуры, Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств, Кемеровский государственный институт культуры, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Тюменский государственный институт культуры, Красноярский государственный институт искусств, Самарский государственный социально-педагогический университет, Гуманитарный университет г. Москва, Екатеринбургская академия современного искусства, Алтайский государственный институт культуры. Основные программы обучения: Искусство и гуманитарные науки, Педагогика современного танца.
Современный танец в России развивается так же благодаря курсам повышения квалификации, творческим лабораториям, конференциям, конгрессам, вебинарам и мастерским. На семинарах педагоги-хореографы и танцовщики могут почерпнуть новый технических материал, новые композиционные и постановочные приемы и углубится в теорию современного танца. Большую роль в интеграции современного танца в общую культурную жизнь сыграли: Цех - центр современного танца г. Москва, International Festival of Modern Choreography (IFMC) - Международный фестиваль современной хореографии г. Витебск, International Dance Center - Международный Центр современной хореографии г. Санкт-Петербург, Центр Танца NEXT PRO г. Ижевск, Танц-отель - сезонная мастерская г. Новосибирск. На данный момент мастер-классы проводятся на базе фестивалей и конкурсов. Помимо непосредственно участия в конкурсе каж-
дый участник, руководитель или любой желающий может пройти серию мастер-классов от разных педагогов, они же в свою очередь привозят свои танцевальные компании и показывают свои спектакли. В этом смысле хочется отметить: Международный фестиваль современного танца «Точка» организаторы Андрей и Ольга Горобчук г. Омске, Всероссийский хореографический фестиваль-конкурс «Контур» организатор Елена Коротаева г. Екатеринбург, Международный фестиваль «На грани» организатор Лариса Барыкина, Наталья Курюмова г. Екатеринбург, Национальная премия в области современной хореографии - «Приз хореографа Сергея Смирнова» г. Сочи, Фестиваль «Неделя современного танца» Андрея Разживина г. Самара, Международный фестиваль CONTEXT. Дианы Вишневой г. Москва, Международный фестиваль - конкурс современной хореографии «Новая Лиса», г. Саранск, Фестиваль современной хореографии «CDF» г. Москве, Международный фестиваль современной хореогра-
Библиографический список
фии «Айседора» Елены Слободчиковой г. Красноярск, Международный фестиваль-конкурс балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ» организаторы Ольга Вернигора, Дмитрий Голубев г. Барнаул, которые уже на протяжении многих сезонов открывают новые имена, новых постановщиков, хореографов, танцовщиков и новые веяния в современной хореографии, дают ориентир подрастающему поколению.
Таким образом, современный танец в России успешно начал свое развитие и как любое новое направление в искусстве, уже имеет свою историю, особенности и выдающиеся имена. Своим повсеместным распространением он обязан театрам танца и школам, создатели которых долгое время проходили зарубежные практики и интегрировали полученные знания в своем творчестве, передавая опыт своим ученикам. На данный момент есть большой выбор вузов, которые готовят специалистов в области современного танца.
1. Дункан А. Моя жизнь: Мемуары; Танец будущего. Москва: «Контракт-ММТ» 1992.
2. Перлина Л.В. Танец модерн и методика его преподавания: учебное пособие. Барнаул: АлтГАКИ, 2009.
3. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. Москва: Книга, 1990.
4. Полятков С.С. Основы современного танца. Москва: Феникс, 2005.
5. Никитин В.Н. Пластикодрама: новые направления в арт-терапии. Москва: Когито-центр, 2003.
6. Никитин В. Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры. Available at: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyb erleninka:33002:16153705
7. Современный танец в России. Available at: https://studfiles.net/preview/4583329/
References
1. Dunkan A. Moya zhizn': Memuary; Tanec buduschego. Moskva: "Kontrakt-MMT" 1992.
2. Perlina L.V. Tanec modern i metodika ego prepodavaniya: uchebnoe posobie. Barnaul: AltGAKI, 2009.
3. Fomin A.S. Tanec: ponyatie, struktura, funkcii. Moskva: Kniga, 1990.
4. Polyatkov S.S. Osnovy sovremennogo tanca. Moskva: Feniks, 2005.
5. Nikitin V.N. Plastikodrama: novye napravleniya vart-terapii. Moskva: Kogito-centr, 2003.
6. Nikitin V. Yu. Tanec kak sociokul'turnyj fenomen. Tri lika Terpsihory. Available at: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberlenin ka:33002:16153705
7. Sovremennyj tanec v Rossii. Available at: https://studfiles.net/preview/4583329/
Статья поступила в редакцию 14.09.18
УДК 378
Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Mathematics Teaching Methods,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: isaeva_m_a@mail.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PERFECTION OF THE PROCESS OF FORMING THE PROJECT RESEARCH CULTURE OF STUDENTS. The article reveals the ways and pedagogical conditions for improving the process of forming the design and research culture of students of pedagogical specialties in the system of mathematical education; the principles of organizing collective scientific activity have been supplemented and refined. The conclusion is made that the evaluation of the effectiveness of the influence of the professional-pedagogical orientation on the quality of students' design and research activities and the development of their creative abilities depends on a number of factors and the conditions for its organization. The author notes that students' active participation in the discussion and decision of professional and pedagogical tasks together with teachers of secondary schools in the process of teaching practices and university lecturers with pronounced creative research approach are very important.
Key words: research activity, design and research culture, student, future teacher of mathematics.
М.А. Исаева, кан. пед. наук, доц. каф. геометрии и методики преподавания математики,
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: isaeva_m_a@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
В статье выявлены пути и педагогические условия совершенствования процесса формирования проектно-исследова-тельской культуры студентов педагогических специальностей в системе математического образования; дополнены и уточнены принципы организации коллективной научной деятельности. Сделан вывод о том, что оценка эффективности влияния профессионально-педагогической направленности на качество проектно-исследовательской деятельности студентов и развитие их творческих способностей зависит от целого ряда факторов и условий ее организации. Большое значение автор предаёт активному участию студентов в обсуждении и решении профессионально-педагогических задач совместно с учителями средних школ в процессе педагогической практики и преподавателями университета, обладающими выраженным творческим, исследовательским подходом к делу.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская культура, студент, будущий учитель математики.
Воспитывая у студентов готовность к проектно-исследова-тельской деятельности, мы формируем и творческие качества будущего специалиста. Эти процессы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Благодаря своей игровой, соревновательной форме предметные олимпиады и конкурсы спо-
собствуют привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности (НИД), выработке у них готовности к исследовательской деятельности.
Ретроспективный анализ собственного опыта участия в исследовательской деятельности и руководстве НИД студентов,