Научная статья на тему 'Творческий путь солистов балета Алтайского краевого театра музыкальной комедии Людмилы Михайловны и Анатолия Михайловича Аксеновских'

Творческий путь солистов балета Алтайского краевого театра музыкальной комедии Людмилы Михайловны и Анатолия Михайловича Аксеновских Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
625
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иркутский театр музыкальной комедии / Бийский театр оперетты / Алтайский краевой театр музыкальной комедии / «Корсар» (балет) / Людмила Михайловна Аксеновская / Анатолий Михайлович Аксеновский. / Irkutsk Theatre of Musical Comedy / Biysk Theatre of Operetta / Theatre of Musical Comedy of Altai Krai / “Le Corsair” (ballet) / Lyudmila Mikhailovna Aksenovskaya / Anatolii Mikhalovich Aksenovskii

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смолянинова Надежда Ивановна

Статья освещает основные этапы творческой деятельности Людмилы Михайловны и Анатолия Михайловича Аксеновских – ведущих солистов балета первого профессионального музыкального театра Алтайского края с 1962 по 1965 гг., исполнителей главных партий в балете «Корсар». Представленный материал включает новые данные по историографии исполнительского искусства в области классического танца на Алтае второй половины ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE BIOGRAPHIES OF LYUDMILA AKSENOVSKAYA AND ANATOLII AKSENOVSKII – BALLET SOLOISTS OF THE ALTAI KRAI THEATRE OF MUSICAL COMEDY

The paper highlights the key stages of Lyudmila Aksenovskaya’s and Anatolii Aksenovskii’s creative bios; they were leading soloists of the Musical Theatre of Altai Krai, the first professional theatre of the region, in 1962–1965, the couple was the main part performers in “Le Corsaire” ballet. The article includes new information about historiography of art of classic dance performing in Altai region of the second half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Творческий путь солистов балета Алтайского краевого театра музыкальной комедии Людмилы Михайловны и Анатолия Михайловича Аксеновских»

сотен юношей и девушек были участниками коллектива. На профессиональную сцену вышли Л. Капустина, З. Сахарова, Г. Лылов, Л. Пенькова, Н. Дубровина и т. д. Получив профессиональное образование, стали педагогами: Э. Третьякова, Г. Богданов, Л. Слыханова, О. Моравская, З. Степанова, В. Денисова, В. Жукова, В. Иванов, Г. Лебедева, Е. Кулакова, Л. Жданова, Е. Вдовина и др. Но самого большого уважения заслуживают «ветераны» театра, для которых балет стал второй профессией, - Н. Наумова, Л. Смышляева, Л. Батанина. Они бережно хранят воспоминания о своем учителе М. А. Зарайской-Теймуразовой. Ими переданы в Государственный музей истории литературы и искусства Алтая десятки бесценных документов о Народном театре балета, по которым должна быть восстановлена полная его история.

Список литературы

1. Государственный архив Республики Алтай. Ф. Р-223. Оп. 1. Д. 14. Л. 22.

2. Мартынов, И. Государственный русский народный хор им. Пятницкого. - Москва : Искусство, 1953. - 135 с.

3. Смолянинова, Н. И. Первый национальный балет «Шелковая кисточка» как объект культурного наследия алтайцев // Хранители наследия. - 2003. - Вып. 1. - С. 65-68.

4. Балет : энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва : Сов. энциклопедия, 1981. -632 с. : ил.

5. Флоринский, И. В краю алтайском // Советская культура. - 1965. - 16 апр.

6. Шеваров, Е. Спешите на «Лауренсию» // Алтайская правда. - 1965. - 13 марта.

Nadezhda I. Smolianinova

Center of Altaian Culture "Ulala" (Barnaul, Russia)

nadezhda@altaynux.ru

MARGARITA ZARAISKAIA'S CONTRIBUTION TO DEVELOPMENT OF THE PEOPLE'S THEATRE OF BALLET (BARNAUL, RUSSIA)

Abstract. The paper considers influence of a dance teacher and a ballet master Margarita A. Zarais-kaia's creative work on development of amateur choreographic activities in Altai region of the second half of the 20th century. The author highlights the key stages of history of a dance ensemble of the People's Ballet Theater of House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex (Barnaul, Altai Krai, Russia). Stage performances that have been included at different times in repertoire of the dance ensemble are described. The author gives some little-known archival data concerning history of staging ballet "Little Silk Brush" (1961) themed on Altaian people's tales.

Keywords: People's Theatre of Ballet of the House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex, Margarita A. Zaraiskaia-Teimurazova, a dance teacher, a ballet master, amateur choreographic activity in the Altai region.

УДК 725.822:792.56(571.150)"1962/1965"

Н. И. Смолянинова

Центр алтайской национальной культуры «Улала» (Барнаул, Россия)

nadezhda@altaylinux.ru

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОЛИСТОВ БАЛЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ И АНАТОЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА АКСЕНОВСКИХ

Аннотация. Статья освещает основные этапы творческой деятельности Людмилы Михайловны и Анатолия Михайловича Аксеновских - ведущих солистов балета первого профессионального

музыкального театра Алтайского края с 1962 по 1965 гг., исполнителей главных партий в балете «Корсар». Представленный материал включает новые данные по историографии исполнительского искусства в области классического танца на Алтае второй половины ХХ в.

Ключевые слова: Иркутский театр музыкальной комедии, Бийский театр оперетты, Алтайский краевой театр музыкальной комедии, «Корсар» (балет), Людмила Михайловна Аксеновская, Анатолий Михайлович Аксеновский.

За каждым спектаклем на балетной сцене стоит жизнь артистов - тех, кто создает и доносит до зрителя сценические образы прекрасного искусства танца.

Более пятидесяти лет назад на Алтае появилась замечательная балетная пара: Людмила Михайловна Аксеновская и Анатолий Михайлович Аксеновский. Их имена были хорошо известны в кругу театральных деятелей и зрителей - поклонников театра 60-70-х годов XX в. В то время связи между театрами Сибири были тесными, гастрольные поездки по всей стране регулярными. В 1962 году эти артисты приехали в г. Бийск из Иркутского театра музыкальной комедии (впоследствии Бийский театр оперетты получил статус краевого и был переведен в г. Барнаул, где стал называться Алтайским краевым музыкальным театром).

Л. М. Аксеновская (Шеина) родилась 26 января 1937 года в г. Якутске. Отец - военнослужащий, мать - медицинский работник. Вскоре родители переезжают в г. Иркутск, где с 1946 года девочка начинает обучаться в балетной студии Дворца пионеров у бывшей балерины В. Холщевниковой, оказавшейся в годы Великой Отечественной войны в этом городе. Окончив балетную студию одновременно с общеобразовательной школой, она была принята артисткой балета в Иркутский музыкальный театр. С 1953 г. по 1962 г. танцевала в спектаклях: «Голубой гусар» Н. Рахманова, «Когда ты со мной» А. Новикова, «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, «Мадмуазель Нитуш» Ф. Эрве, «Фраскита» и «Граф Люксембург» Ф. Легара, «Марица» И. Кальмана и др.

Полученная в детстве балетная подготовка, позволила Л. М. Аксеновской впоследствии стать балериной лирико-драматического амплуа с хорошей технической подготовкой и исполнять ведущие партии не только в балетных сценах классических оперетт, но и балетах (например, Медора в балете «Корсар» и др.).

Встреча с будущим супругом, А. М. Аксеновским, произошла в 1957 году по возвращении Иркутского музыкального театра с гастролей из г. Москвы. В те годы Иркутский музыкальный театр входил в число 5 лучших театров оперетты страны. Директор театра - засл. артист РСФСР Н. М. Загурский. Главный балетмейстер театра - А. Д. Гулеско, педагог-репетитор и второй балетмейстер - Т. Е. Куржиямская (обучалась классическому танцу в Ленинградском хореографическом училище в одном классе с О. В. Лепешинской).

А. М. Аксеновский родился 21 июля 1939 года в г. Иркутске. По его собственным словам, был «народником», т. е. занимался народными танцами и балетного образования в детстве не получил. Его первым педагогом по танцу стал А. П. Усов, солист балета Иркутского театра музыкальной комедии, который и привел молодого человека на профессиональную сцену. Среди способной молодёжи, окончившей двухгодичные хореографические курсы при театре, появился будущий солист характерного плана А. М. Аксеновский. Ведущими педагогами на курсах были Таисья Евгеньевна Куржиямская и Анна Леонидовна Нелидова. При театре также имелась детская балетная студия, руководимая Т. Е. Куржиямской и И. А. Юзефович.

С 1957 г. по 1962 гг. А. М. Аксеновский работает солистом балета Иркутского музыкального театра. «Гусарская пляска», «Чардаш» (венгерский танец), «Вальс», «Танец с веером», «Танец марсельцев», «Вальс-дуэт», «Цыганский танец» - репертуар, в котором был занят мужской состав театра. Балетный ансамбль состоит из солистов В. Быкановой, В. Кузнецовой, Н. Громова, Н. Аксеновского, Н. Исаева и А. Усова. Кроме классических оперетт театр осуществляет постановки балетов: «Коппелия», «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Корсар», которые тепло принимаются зрителем. В спектаклях сезона 1962-1963 гг. балетные сцены поставлены балетмейстерами Е. Д. Эджубовой и Н. З. Громовым.

С 1962 г. по 1965 г. Людмила Михайловна и Анатолий Михайлович Аксеновские - солисты балета Алтайского краевого театра музыкальной комедии. В бийский период они исполняли хореографические номера в спектаклях: «Счастливого пути» Ю. Владимирова, «Друзья встречаются вновь» и т. д.

Летом 1963 года на сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии состоялось рождение первого в истории Алтая балетного спектакля на профессиональной сцене. Балет на музыку А. Адана и Л. Делиба «Корсар» зрители увидели 22 августа в г. Барнауле. Осуществил постановку молодой балетмейстер Николай Захарович Громов, с именем которого четверть века была связана история театра музыкальной комедии и хореографического искусства Алтая [1].

«Балет в репертуаре театра оперетты - явление необычное. И надо обладать известной смелостью, чтобы при весьма скромных возможностях, какими обладает наш театр, взяться за сценическое воплощение классического произведения, каким является «Корсар». И думается, что эта смелость, помноженная на энтузиазм и трудолюбие актеров, достигла своей цели: спектакль

создан яркий, интересный» [2].

Балет «Корсар» не сходит со сцен театров оперы и балета более ста лет и пользуется неизменным успехом у зрителей. Первое обращение к поэме Дж. Байрона произошло в 1856 г., когда балетмейстер Ж. Мазилье на сцене Парижской оперы воплотил в хореографических образах дух произведения великого английского поэта, мыслителя-романтика. «Свобода и справедливость, счастье и радость жизни - вот основной лейтмотив балета «Корсар». И он пронизывает весь спектакль краевого театра» [2].

На барнаульской сцене это первый спектакль, поставленный по всем законам жанра, представляющий собой классический балет в 3-х действиях, 5 картинах с прологом. Либретто Сен-Жоржа и Мазилье, музыкальная обработка и инструментовка В. Н. Кнушевицкого, дирижер Г. А. Бабич, художник В. К. Алексеев. Ассистент балетмейстера А. М. Аксеновский. Главные герои: предводитель корсаров Конрад и девушка-невольница Медора (Л. Аксеновская).

В одной из рецензий на постановку балета на сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии И. Демин делится своими впечатлениями: «Поэтический нежный образ Медоры создает актриса Л. Аксеновская (см. фото 1). Танец её пластичен, мягок. Актриса точно передает душевные настроения героини: любовь к Конраду и тревогу за него. Особенно впечатляющи адажио Медоры и Конрада, танец и вариация Медоры во второй картине. Роль Конрада хорошо исполнил Н. Скоров. Средствами танца он выпукло передает благородство и чистоту души своего героя» [2].

Партию Бирбанта, помощника Конрада танцует солист театра А. Аксеновский. «Его Бирбанто - алчный пират, человек жестокой души, для которого превыше всего «звон презренного метала» (см. фото 2). Бирбанто вступает в борьбу с Конрадом за Медору, и, похитив, продает её во дворец Сен-паши. Бирбанто возмущен тем, что Конрад отпускает невольниц на свободу. Бирбанто - прямая противоположность благородному, мужественному Конраду. И. А. Аксеновский своим великолепным мастерством подчеркивает это. Но вот одержал победу над Сеид-пашой храбрый

Л

Фото 1. Л. М. Аксеновская - Медора в балете «Корсар». Постановка Н. Громова, 1963 г.

Фото 2. А. М. Аксеновский - Бирбанто в балете «Корсар». Постановка Н. Громова, 1963 г.

Конрад. Вот пришел час расплаты, и А. Аксеновский блестяще, в выразительном бурно-лихорадочном танце раскрывает сущность образа Бирбанто: трусость, страх перед возмездием, продажность» [2].

Известная в Алтайском крае педагог хореографии Л. С. Силантьева в статье «На Алтае будет свой балет!» подробно анализирует спектакль, даёт профессиональную оценку актерским работам: «Из отдельных исполнителей прежде всего хочется назвать А. Аксеновского, соединяющего хорошую технику с темпераментной передачей внутренней жизни образа. Танец Аксеновского -Бирбанто свободен и красив, движения артиста четки и энергичны» [3].

Премьера спектакля прошла с большим успехом, о чём свидетельствуют положительные отзывы в краевой печати и в местных газетах во время гастролей театра в городах: Рубцовск (Алтайский край), Прокопьевск (Кемеровская область) [4]. Во многом успех спектаклей музыкального театра определяется коллективом единомышленников, профессиональным мастерством режиссёра, дирижёра, художника, балетмейстера. Именно в этот период в Алтайском краевом театре музыкальной комедии работают: главный режиссёр - засл. артист РСФСР П. В. Алдахин, главный дирижер -засл. артист БАССР А. Б. Супер, главный балетмейстер - Н. З. Громов. Директор театра И. О. Налбан-дов многое сделал для создания благоприятных условий жизни актёров.

В текущем репертуаре Алтайского театра музыкальной комедии артисты были заняты в спектаклях: «Роз-Мари» Г. Стотгардта и Р. Фримля («Негритянский танец», 1963), «Человек в опасности» Н. Минха («Тарантелла», «Баркарола», «Липси», «Кубинский танец», 1964), «Роза ветров» Б. Мокроусова (1964).

Театральный сезон 1965 г. по 1966 г. Аксеновские - солисты музыкально-драматического театра г. Томска. С июня 1966 г. по ноябрь 1966 г. - солисты Удмуртского музыкально-драматического театра, в котором исполнили ведущие партии в национальном балете «Сюлемгур» (г. Ижевск, балетмейстер - И. С. Брижинский). Сезон 1966 - 1967 гг. - солисты Иркутского театра музыкальной комедии. С 1967 г. по 1976 г. - вновь солисты Алтайского краевого театра музыкальной комедии.

Именно в эти годы начинается новый этап творческого развития театра, который связан с именем главного режиссера И. А. Дубницкой, сменившей П. В. Алдахина в 1968 г. и возглавлявшей труппу театра до 1977 г. Театром был взят курс на современный репертуар.

4 марта 1968 г. состоялась премьера последней постановки режиссера П. В. Алдахина на сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии «Цыган - премьер» И. Кальмана.

Театральный сезон 1968-1969 гг. проходит без балетмейстера Н. З. Громова, который работает в театре оперетты Кузбасса. На постановки танцев в спектаклях Алтайского театра музыкальной комедии приглашаются балетмейстеры Ю. И. Коровкин и Ю. Л. Волков, которые ранее на Алтае не работали.

Спектакли сезона 1968-1969 гг.: «Табачный капитан» В Щербачева, «Черный дракон» Д. Модуньо, «Полярная звезда» В. Баснера, «Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели. Спектакли сезона 1969-1970 гг.: «Баядера» И. Кальмана, «Верка и алые паруса» М. Михайлова, «Не бей девчонок» С. Заславского, «Требуется героиня» В. Баснера, «Москва-Париж-Москва» В. Мурадели. Зрители с интересом посещают театр, знакомятся с творчеством новых композиторов, с хореографическим почерком других балетмейстеров. В составе балетного ансамбля театра солисты А. Аксеновский, В. Михайлов, Л. Аксеновская, Н. Шустова, артисты балета Л. Свирко, О. Ахметчина, О. Кешишьянц, Л. Дудкина, Г. Черепанова, А. Татаринова, В. Новикова, З. Богданова, Н. Дубровина, Т. Козицына, С. Маркелова, Л. Рогачева, Н. Соболевская, Л. Тырышкина, Г. Черных, А. Атажукин.

В 1970 году Н. З. Громов возвращается на пост главного балетмейстера в Алтайском краевом театре музыкальной комедии и плодотворно работает с новым главным режиссером И. А. Дубницкой. Поиски современной пластики в решении хореографических образов, обращение к национальной и молодёжной тематике приносят свои плоды.

«Холопка» Н. Стрельникова, открывшая страницу русской историко-бытовой оперетты, приходит на сцену музыкального театра Алтая. Премьера спектакля состоялась 16 марта 1974 г., осуществил постановку режиссер Л. Э. Халифман, балетмейстер Н. З. Громов, ассистент балетмейстера Г. Черепанова. В первом акте солируют Л. Аксеновская и Г. Черепанова, демонстрируя мастерство

русского характерного танца. В сцене «Классический балет» второго акта заняты Л. Аксеновская, Л. Дудкина, Н. Шустова, А. Аксеновский, В. Михайлов, Л. Сверко.

В этом же театральном сезоне с успехом принимается зрителем музыкальная комедия «Проделки Ханумы» (см. фото 3).

Фото 3. О. Кешишьянц, Л. Аксеновская, З. Мирхайдаров в спектакле «Проделки Ханумы». Постановка Н. Громова. Сезон 1973-1974 гг.

Великолепна музыка Г. Канчели. Грузинский танец «Кинтаури» исполняет мужской ансамбль балета. «Гандаган» - А. Аксеновский, В. Михайлов, Л. Свирко, женский танец «Джейран» -Л. Дудкина, Л. Аксеновская, Г. Черепанова, Н. Шустова. Парный танец «Картули» - Л. Аксеновская, Г. Черепанова, Н. Шустова, А. Аксеновский, В. Михайлов, Л. Свирко.

В 1976 г. Людмила Михайловна и Анатолий Михайлович Аксеновские навсегда уходят из балетной труппы Алтайского краевого театра музыкальной комедии. С 1976 г. по 1979 г. они самостоятельно готовят концертные номера, которые исполняются ими на сцене Алтайской краевой филармонии, а также в составе концертной бригады артисты гастролируют по Алтаю (см. фото 4).

Артист балета А. М. Аксеновский на сценах музыкальных театров Сибири сформировался, прежде всего, как многоплановый характерный танцовщик, создавший яркие, запоминающиеся образы как комическом, так в героико-романтическом амплуа. Ему присущи и лирика и мужество, а также остро-характерные роли, среди которых наиболее значительным было его выступление на сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии в партии Бирбанто в балете «Корсар». А образ нежной, романтичной Медоры - Л. М. Аксеновской навсегда запечатлен в зрительских отзывах тех лет и в печати [5].

В исполнительском хореографическом искусстве Алтая эта удивительная балетная пара - Людмила Михайловна и Анатолий Михайлович Аксеновские останутся первыми профессиональными артистами, приехавшими на Алтай, чтобы дарить зрителю радость общения с одним из самых прекрасных видов искусства - балетом.

Список литературы

1. Огнева, Е. В. Балетный маг [К 90-летию балетмейстера Николая Громова] // Культура Алтайского края. -2015. - № 4. - С. 34-35.

Фото 4. Л. М. Аксеновская и А. М. Аксенов-кий - концертный номер "Цыганский танец", 1978 г.

2. Дёмин, И. Балет «Корсар» // Коммунистический призыв. - 1964. - 21 мая. - С. 3.

3. Силантьева, Л. На Алтае будет свой балет! // Алтайская правда - 24 авг. 1963. - С. 3.

4. Лабутина, Л. «Корсар» /Л. Лабутина, В. Лабутин // Шахтёрская правда. - 12 июня. - 1964. -

С. 3.

5. Театральная энциклопедия Алтайского края / сост. И. Н. Свободная, Е. В. Огнева ; Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Гос. музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. -Барнаул : Гос. музей литературы, искусства и культуры Алтая, 2017. - 496 с. : ил.

Nadezhda I. Smolianinova

Center of Altaian Culture "Ulala" (Barnaul, Russia)

nadezhda@altaylinux.ru

CREATIVE BIOGRAPHIES OF LYUDMILA AKSENOVSKAYA AND ANATOLII AKSENOVSKII - BALLET SOLOISTS OF THE ALTAI KRAI THEATRE OF MUSICAL COMEDY

Abstract. The paper highlights the key stages of Lyudmila Aksenovskaya's and Anatolii Aksenovskii's creative bios; they were leading soloists of the Musical Theatre of Altai Krai, the first professional theatre of the region, in 1962-1965, the couple was the main part performers in "Le Corsaire" ballet. The article includes new information about historiography of art of classic dance performing in Altai region of the second half of the 20th century.

Keywords: Irkutsk Theatre of Musical Comedy, Biysk Theatre of Operetta, Theatre of Musical Comedy of Altai Krai, "Le Corsair" (ballet), Lyudmila Mikhailovna Aksenovskaya, Anatolii Mikhalovich Aksenovskii.

УДК 793.3:377:008(571.150)

Т. А. Шевцова

Алтайский краевой колледж культуры и искусств (Барнаул, Россия)

dancecolleg @mail.ru

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. Рассмотрена краткая история работы танцевального отделения Алтайского краевого колледжа культуры и искусств (г. Барнаул Алтайского края, Россия). Используя материалы архивных фондов учреждения, автор указывает конкретные годы трудовой занятости профессиональных хореографов в качестве педагогов классического танца при учреждении, даёт объективную оценку их коллективного творческого вклада в развитие школы классического танца на Алтае. Представлен авторский взгляд на место классического танца в системе преподавания хореографических дисциплин в условиях современной отечественной образовательной организации среднего профессионального образования.

Ключевые слова: Алтайский краевой колледж культуры и искусств, хореография, классический танец, танцевальное отделение Алтайского краевого колледжа культуры и искусств, программа обучения классическому танцу, преподавание классического танца, школа классического танца на Алтае.

В 2019 году исполнится 60 лет с тех пор, как на базе Алтайского краевого колледжа культуры и искусств (Алтайское культурно-просветительное училище - с 1959 по 1992 гг.), было открыто танцевальное отделение. С 1959 года осуществляется профессиональное хореографическое образование в крае. Содержание статьи формировалось на основе архивных документов Краевого государствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.