оно не раскроет вашей душе тайну» [3, с. 10]. Важно помнить о единстве движения и энергии человека. Посредством этого вида танца мы раскрываемся, познавая себя, выявляя силу энергии, и находим общее со Вселенной. Танец модерн воспринимается как озарение, как некая религия. Элементы медитации и релаксации в движении имеют место в танце модерн. Познавая себя, свой внутренний мир с помощью медитации, мы даем возможность энергии, находящейся в нас, выплеснуться наружу через танец. Это дает умение управлять собою, двигаться легко и пластично, свободно держаться в жизни. Во время занятий, общения со зрителем происходит взаимообмен энергиями, выявляется множество положительных энергетических волн. Танец и движение присущи природе и Вселенной. Движения, исполняемые в технике танца модерн, и позы, заимствованные из йоги, стимулируют определенные уровни сознания, активизируют духовную энергию, более полно вовлекая её во взаимодействие с физическим миром. Эти движения приводят к единению физического и духовного, а энергии вызывают в теле электрические изменения и таким образом воздействуют на сознание, помогая постигнуть скрытую красоту жизни. Духовное развитие через раскрепощенное тело ведет к единению с Высшим началом Вселенной. Это дает возможность исполнителю сконцентрировать и ощутить в своих движениях мощную энергию, которая в свою очередь обменивается на энергию зрительского восприятия. Сценическая энергетика - это важная составляющая современной хореографии и танца модерн в частности. Энергия исполнителя становится «мостиком» приобщения зрителя к хореографическому искусству, и от неё зависит, сможет ли исполнитель стать соединительным звеном между зрителем и Вселенной, приобщить его к наивысшему блаженству. Движения тела как бы связуют внешний мир человека с внутренним и служат соединительным звеном между ним и его сущностью. Для того чтобы движения тела обладали силой, ими нужно научиться управлять. Именно техника танца модерн, опирающаяся на законы движения человеческого тела, показывает всю его естественность, непосредственность и тесным образом связывает тело с некоей высшей духовностью.
Таким образом, танец модерн как нельзя лучше стимулирует творческие возможности и способствует переходу на более высокие уровни сознания, усилению перцепции духовной сферы жизни. И если наш дух имеет доступ к Вселенной и её силам, то физическая форма человеческого тела, являясь формой вопло-
Библиографический список
щения нашего духа, осуществляет связь с вселенскими энергиями посредством различных органов и центров, и эта связь наилучшим образом активизируется в танце модерн. Благодаря ему мы обнаруживаем в себе скрытые силы, которые воздействуют на нашу жизнь на самых тонких уровнях. В танце модерн мы раскрываемся, познаем себя, выявляем силу энергии и находим общее со Вселенной. Познавая себя, свой внутренний мир, мы даем возможность энергии, которая в нас находится, выплеснуться наружу через танец. «Я буду танцевать философию своей жизни», - говорила Айседора [3, с. 217].
Философские основы сыграли большую роль не только в зарождении, но и в становлении танца модерн. Если философия - это язык, на котором расшифровываются свидетельства сознания, то философия танца модерн - это умение пойти еще дальше в переживании и понимании своего жизненного опыта, то есть это продукт некоего духовного уровня. Когда у исполнителя возникает ясность душевного состояния, которое стремится выплеснуться наружу, то это становится понятным и зрителю. Исходя из этого, можно определить, что танец модерн - это сама жизнь, воплощенная движениями человеческого тела, окрашенными эмоциями, извлеченными из самых потаенных глубин человеческой души. Авторы хореографических произведений или исполнители авторской мысли ищут источник духовного выражения внутри себя, ту силу, которая может отражать видение духа. Эта внутренняя сила больше чувствуемая, нежели понимаемая.
В последнее время появилось множество стилизаций в духе модерна. Его эхо то неясно, то отчетливо звучало на протяжении всего XX столетия, и потому по отношению к творческим исканиям современников он выступает как «протостиль». Мимолетность судьбы модерна оказывается сейчас компенсированной его историко-культурной «канонизацией». На основе танца стилей модерн и постмодерн в конце XX века сформировался «новый» современный танец.
Современное искусство танца не должно быть бессмысленным. Это инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. В XXI веке стремительно продолжается развитие различных танцевальных техник и стилей. Остается неизменным исследовательская направленность деятельности хореографа, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
1. Шульц Т. Душа в движении: Танец и психология. Современные эстрадные танцы. 2002; 8: 22.
2. Horosko М. Marta Graham: the evolution of her dance theory and training. Chicago: A cappella books, 1991.
3. Дункан А. Моя жизнь. Перевод с английского Я. Яковлева. Москва: «Федерация»; Артель писателей «Круг», 1930.
References
1. Shul'c T. Dusha v dvizhenii: Tanec i psihologiya. Sovremennye 'estradnye tancy. 2002; 8: 22.
2. Horosko M. Marta Graham: the evolution of her dance theory and training. Chicago: A cappella books, 1991.
3. Dunkan A. Moya zhizn'. Perevod s anglijskogo Ya. Yakovleva. Moskva: «Federaciya»; Artel' pisatelej «Krug», 1930.
Статья поступила в редакцию 17.11.16
УДК 371.33+615.851.82:82
Kournikova T.A., Cand. of Sciences (Sociology), Senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Potapova R.P., Cand. of Sciences (Sociology), Senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Chernienko Yu.A., Cand. of Sciences (History), Senior lecturer, Department of Information Resources Management and Social Work, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING TECHNOLOGIES IN FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS. The article considers constructive potential of training technologies in the process of forming creative abilities of students. The authors inform about the results of ir texperimental bibliotherapheutic research, organized in the context of preparing of students to professional career and gave to the authors an opportunity to state this: not just a personality's informational culture or profound knowledge in computer and informational sphere, but also a personality's creative growth is important in today's educational process. The author gives several recommendation about realization of training form of bibliotherapy allows to form partnership between a teacher and a student. Key words: training, bibliotherapy, information culture, creative development of a personality.
Т.А. Курникова, канд. соц. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Р.П. Потапова, канд. соц. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Ю.А. Черниенко, канд. ист. наук, доц. каф. менеджмента информационных ресурсов и социальной работы Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются вопросы возможности использования тренинговых технологий в процессе формирования творческих способностей обучающегося в высшем учебном заведении. Представляются данные экспериментального библиоте-рапевтического исследования в контексте активизации подготовки студентов к профессиональной деятельности. Исследование показало, что в современном образовательном процессе большое значение приобретает не только формирование углубленных знаний современных компьютерных и информационных технологий, развитие информационной культуры, но и креативное развитие личности.
Ключевые слова: тренинг, библиотерапия, информационная культура, креативное развитие личности.
Специфика подготовки будущего специалиста высшей квалификации к работе в сфере управления информационно-библиотечным обслуживанием; комплектованием и организацией фондов, библиографической деятельностью библиотек; структурными подразделениями и персоналом библиотеки не возможна без формирования творческих способностей будущих управленцев.
Именно наличие креативности при высоких показателях уровня интеллектуального развития позволяет говорить о наличии управленческого потенциала у будущих выпускников. Умение подчиняться и качественно выполнять свою работу, партнерство и сотрудничество в рабочих отношениях не означает отказ личности от притязаний на руководящую должность. Ведь осознание собственной значимости, важности качественного выполнения своих должностных обязанностей подчиненным -ключ каждого руководителя к эффективной деятельности всего коллектива в целом. Следовательно, возможна и логична оценка учебной деятельности каждого студента не только по уровню профессиональной компетентности, приобретенных знаний, умений и навыков, но и способности к творческой интерпретации.
Возможности использования тренинговых технологий позволяют в полной мере раскрыть креативный потенциал учащихся. Термин «тренинг» имеет ряд значений: обучение, тренировка, воспитание. В отечественной науке распространено определение тренинга как активного метода обучения межличностному общению - социально-психологический тренинг. В связи с этим тренинг можно определить как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических, социальных, информационных феноменов человека, группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека [3].
Моделируя направление информационной культуры, представителями алтайской библиотечной школы разработана авторская методика проведения тренинговых занятий в формате библиотерапии как перспективной инновационной технологии социальной поддержки, направленной на активизацию духовных жизненных сил человека для погашения стрессовых ситуаций, выработку личностной программы духовной терапии как вариант коррекционного средства поведения. Методологически библи-отерапевтический тренинг выстраивается на концепции философии личностно-ориентированной терапии, сущность которой сводится к тому, что сам участник осуществляет изменения в своих информационных, социальных отношениях [1; 2; 3]. Безусловно, цель и задачи библиотерапевтического тренинга строятся с учётом возрастных показателей участников. Смешивать разные цели и задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно.
Специфика инструментальной базы библиотерапевтическо-го тренинга состоит в том, что наряду с практическими упражнениями, игровыми задания, основанными на групповой работе и составляющие базу тренинга, используются психодиагностические методики, предполагающие индивидуальное участие (тесты, опросы). Психодиагностические методики включены в программу работы без нарушения группового процесса и становятся важным дополнением в рефлексии тренинговой группы. Библио-терапевтический тренинг - это многоуровневая диагностика личности, предполагающая систематическую целенаправленную работу с аудиторией. Содержательное наполнение тренинговых программ с каждым разом становится сложнее, изящнее, тем самым наполняется личностным смыслом. В идеале формируется среда единомышленников (сторонников библиотерапевтическо-го тренинга), где каждый участник может исполнить роль ведущего (тренера), медиатора, модератора, участника. Наряду с этим приоритетным инструментом является игра как инструмент изменения «Я», механизм управления групповым процессом. Разновидности игр: - игры на знакомство, игры на сплочение
группы, коммуникативные игры, ролевые игры (проигрывание жизненных ситуаций). Важной особенностью игры, независимо от её вида, является свобода самовыражения всех участников, не стесненная канонами классического общения в библиотеке. Классики теории игры относят ее к одной из универсалий культуры: разнообразие её взаимосвязанных между собой функций поражает: социализирующая, познавательная, компенсаторная, развлекательная. Более того, игра - это средство воспроизводства культуры, средство передачи традиций. С помощью игры восстанавливались, передавались утраченные межпоколенные связи, ритуалы. Речь фактически идёт о воспроизводстве духовных ценностей. В библиотерапевтической практике игра становится главным принципом диалога с пользователем.
В ходе эксперимента отработана программно-методическая схема библиотерапевтического тренинга, которая дала возможность обоснованной разработки программ тренинга для разных возрастных групп. Библиотерапевтический тренинг реализуется по алгоритму социально-психологического тренинга, основная часть которого предполагает обязательно упражнения с информацией:
Знакомство (имя + определяющая характеристика) Упражнения на знакомство позволяет участнику представить себя в ином качестве, образе, в отличие от официального имени, которое дали родители. Традиционно осуществляется по схеме «снежного кома».
Упражнения на сплочение или «упражнения - разминка». Двигательные упражнения, направленные на создание атмосферы доверия, эмоционального сплочения. Выполнение механических движений снимает напряженность, облегчает мыслительный процесс. Цель упражнений - настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников.
Упражнение со словами (игра слов, перевертыши (палиндромы), приговорки, колыбельные, загадки). С одной стороны, данной комплекс упражнений, позволяет показать многоплановость информации, с другой, тренинг с детским фольклором позволяет сформировать собственную позицию у участника к информации, свое информационное окружение, проявлением которого можно считать феномен существования любимой считалки, загадки, колыбельной, приговорки в игре. В этом комплексе упражнений особой популярностью пользуются упражнения с загадками, так как новая разгаданная загадка укрепляет чувство собственного значения.
Материал по работе с загадками, словами можно считать усвоенным аудиторией только в том случае, если происходит обмен загадками, обсуждение ответов. В том случае, если тре-нинговая группа пассивна, то в данный момент она не готова к такой форме работы и нужно переходить к новым формам интеллектуальных заданий, направленных на творческое освоение информации.
Особое место занимает в этом блоке упражнений работа со сказкой (чтение вслух, иллюстрирование, написание сказки - кальки, интерпретация, издание сказки, сочинение сказки на заданную тему, проигрывание или «драматизация» сказки, так называемая ролевая игра). Народные и авторские сказки - это информация из детства, привычный материал для интеллектуальных игр. Разные формы работы со сказкой стимулируют обращение к оригиналу. На содержании сказок происходит воспитание подрастающего человека, закладывается основа нравственного сознания, развитие творческого потенциала, креативности. Многогранность смыслов в одной и той же сказке обеспечивает обращение к произведению в разные периоды жизни.
Упражнения с носителями информации, направленные на развитие моторики (оригами, тупумы). Согласие между моторикой (двигательными движениями человека) и мыслями без
напряженности - первый признак адекватности, гармоничности личности. Упражнения оригами способствуют развитию пространственного и логического мышления, воображения, памяти и речи, позволяют плоский текст перевести в трехмерное пространство. В ходе этих упражнений воздействие на человека в целом можно достигнуть через телесное на душевное, через душевное на духовное.
Упражнения - хобби, позволяющие личности самопрезентовать себя, и в тоже время, направленные на развитие моторики (вышивка, плетение бисером, выжигание - все, что создано на информационном фоне; позволяет раскрыть национальные традиции).
Упражнения - рефлексии. Осмысление происходящих действий, фиксирование изменения состояния личности. Упражнение целесообразно проводить в конце каждой встречи для подведения итогов и формулировки запросов на следующее занятие. Рефлексия как процедура обратной связи помогает почувствовать и осознать необходимость дальнейшего применения некоторых упражнений.
Все содержательное поле библиотерапевтического тренинга, его наполняемость ориентированы не на выявление информационного лидера, а на формирование толерантности, понимания друг друга. Это означает, что библиотерапевтический тренинг понимается как общение самих участников, читателей, для них тренинг - это возможность самовыражения. Тренинго-вые упражнения объединяют участников совместными положительными переживаниями.
Основные этапы развития группы в тренинге:
1 этап подготовка (создание рабочей атмосферы)
2 этап осознание (самораскрытие личности, осознание непохожести). Предусматривает формирование партнерских отношений. Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия, поведения.
3 этап переоценка (новый взгляд на информацию). Это смысловая часть, направленная на создание условий адаптации личности к информационным носителям, тексту. Стратегическая цель - формирование критерий оценки информации. Этот этап сопровождается увеличением когнитивных и оценочных процессов.
4 этап закрепление (осмысление происходящего, фиксирование новой информации). Предусматривает обобщение результатов тренинга.
Условия тренинговой работы:
1. Занятия должны проводиться в группе численностью от 10 до 20 (при оптимальном количестве 12-16 человек)
Библиографический список
2. Занятия должен проводить тренер с помощником (помощниками).
3. Все участники тренинга, по мере необходимости, должны быть обеспечены раздаточными материалами.
4. Тренинг должен проводиться в подготовленном помещении: свободная зона для подвижных упражнений, возможность «круглого стола», комфортность для участников.
Особый эффект библиотерапевтический тренинг приобретает с введением посредников. Специалисты в области социологии называют их медиаторами. Функции медиатора может исполнять тот, кто уже неоднократно принимал участие в тренинге, знает его программу и правила проведения. Медиатор, выполняя упражнения, будучи включенным, в процесс внутри группы, обеспечивает результативность правильного выполнения заданий в аудитории. Работа 2-3-х медиаторов заметно ускоряет консолидацию группы на начальных этапах работы и способствует эффективной групповой динамике. Равный с участниками статус способствует легкому установлению контакта, так называемому безбарьерному общению. Медиатор должен быть психологически готов к выполнению двух функций одновременно - посредника и модератора в практическом освоении информационного материала.
Разработанная форма реализации библиотерапии позволяет рассматривать социальные отношения под углом интеллектуальной собственности, что кардинально меняет политику работы с аудиторией. Личность рассматривается не как объект информационной манипуляции, а как субъект творческого развития. Формирование её интеллектуальной собственности является свидетельством этого преобразования. Предложенная методика библиотерапевтического тренинга позволяет решать вопросы, связанные с диагностикой, коррекцией, интеллектуального развития личности, а также строить инновационные программы подготовки и переподготовки специалистов, психологической основой которых будет профессиональное саморазвитие.
Следовательно, формирование творческих способностей будущего управленца позволяет обучающимся не только достаточно полно освоить содержание учебных дисциплин, но и оценить востребованность полученных знаний на практике создавая единую команду для достижения стоящих перед ними целей. В современном образовательном процессе большое значение приобретает не только процесс формирования углубленных знаний современных компьютерных и информационных технологий, развитие информационной культуры, подготовки студентов к профессиональной деятельности, но и креативное развитие личности.
1. Потапова РП. Библиотерапия. Барнаул: Издательство АГИК, 2015.
2. Кочемарская Ю.А. Библиотерапевтические технологии в преподавании дисциплин специализации. Теория и практика библиотечного дела на Алтае. Барнаул, 2003; Вып. 7: 57 - 60.
3. Курникова Т.А. Опыт и перспективы библиотерапевтической технологии библиосоциальной работы. Социально-информационные ресурсы библиосоциальной работы. Барнаул, 2012; Вып. 13: 26 - 35.
References
1. Potapova R.P. Biblioterapiya. Barnaul: Izdatel'stvo AGIK, 2015.
2. Kochemarskaya Yu.A. Biblioterapevticheskie tehnologii v prepodavanii disciplin specializacii. Teoriya ipraktika bibliotechnogo dela na Altae. Barnaul, 2003; Vyp. 7: 57 - 60.
3. Kurnikova T.A. Opyt i perspektivy biblioterapevticheskoj tehnologii bibliosocial'noj raboty. Social'no-informacionnye resursy bibliosocial'noj raboty. Barnaul, 2012; Vyp. 13: 26 - 35.
Статья поступила в редакцию 17.11.16
УДК 378.1+371.263
Kutkina O.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Kuran M.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF DEVELOPING TESTS AS A MEANS OF ASSESSMENT OF COMPETENCE LEVEL. The article focuses on a problem of choosing means for the assessment of a competence level in the context of transition of higher education to Federal state educational standard 3+ generation. Didactic tests are the basic evaluating tool of today's students' educational achievements. Students' competence level assessment tests should be developed with due consideration of learners' knowledge assimilation levels related with the taxonomy of educational objectives. The authors consider a methodology of students' knowledge assimilation levels, their gradual ascent on educational trajectories elaborated by Vladimir Bespalko. The methodology is used in the Federal Internet exam project framework in professional education sphere. The authors came to the conclusion: there is a necessity of development of tests for the whole complex of educational disciplines involved in the formation of a specific competence.
Key words: GEF, learning outcomes, competence model of graduate, tests, levels of knowledge assimilation.