Научная статья на тему 'Тенденции развития инноваций в хореографическом образовании'

Тенденции развития инноваций в хореографическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗОВСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIONS IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION / TECHNOLOGICAL ELEMENTS OF A TEACHER-CHOREOGRAPHER'S INNOVATIVE ACTIVITY / QUALITATIVE CRITERIA OF INNOVATIVE EDUCATIONAL AND CREATIVE PROCESSES / CONCEPTIONS OF TODAY'S CHOROGRAPHICAL EDUCATION IN ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева Г.В.

В статье раскрываются особенности инноваций в контексте развития современ-ного танца в социокультурном пространстве алтайского региона, рассматриваются технологиче-ские компоненты инновационной педагогической деятельности как важнейший ресурс формиро-вания концепции современного вузовского хореографического образования. Автор выявляет ха-рактерные особенности учебно-творческого процесса в плане использования современного танца как средства хореографического воспитания и образования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION: TENDENCIES OF DEVELOPMENT

The article reveals the features of innovations in context of modern dance development in the social and cultural sphere of the Altai region, examines the technological components of innovative pedagogical activity as the most important resource for the formation of conception of today’s choreo-graphic education in an organization of higher education. The author names the characteristic features of the educational and creative process in using of the modern dance as a means of choreographic educa-tion.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития инноваций в хореографическом образовании»

УДК [378:793.3]:001.895

Г. В. Бурцева

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрываются особенности инноваций в контексте развития современного танца в социокультурном пространстве алтайского региона, рассматриваются технологические компоненты инновационной педагогической деятельности как важнейший ресурс формирования концепции современного вузовского хореографического образования. Автор выявляет характерные особенности учебно-творческого процесса в плане использования современного танца как средства хореографического воспитания и образования студентов.

Ключевые слова: инновации в хореографическом образовании, технологические компоненты инновационной деятельности педагога-хореографа, критерии качества инновационного учебнотворческого процесса, концепции современного вузовского хореографического образования.

Galina V. Burtseva Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

INNOVATIONS IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION: TENDENCIES OF DEVELOPMENT

Abstract. The article reveals the features of innovations in context of modern dance development in the social and cultural sphere of the Altai region, examines the technological components of innovative pedagogical activity as the most important resource for the formation of conception of today’s choreographic education in an organization of higher education. The author names the characteristic features of the educational and creative process in using of the modern dance as a means of choreographic education.

Keywords: innovations in choreographic education, technological elements of a teacher-choreographer’s innovative activity, qualitative criteria of innovative educational and creative processes, conceptions of today’s chorographical education in organizations of higher education.

Совместимы ли понятия «инновация», «педагогический эксперимент» и «профессиональное образование» в учебном процессе вузовской подготовки хореографа? Есть мнения в профессиональной среде, что классическое хореографическое образование должно быть консервативным, а эксперименты в педагогике не дают положительных результатов. Педагоги-новаторы им возражают, что художественное образование без педагогического экспериментирования вообще не имеет смысла, что в творческом вузе не может быть раз и навсегда установленной методики преподавания хореографического предмета. Спорят о том, что собственно можно считать инновацией в опыте педагога-хореографа.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «тпоуаНо» и буквально переводится «новое, обновление, изменение». Педагогическая инновация связана с изменениями, направленными на улучшение существующего обучения, воспитания и развития студентов. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Конкретные идеи, концепции, технологии бывают объективно новыми в определённое время, но когда они становятся достоянием многих, то переходят в норму, а могут и вообще устареть и уже быть тормозом для развития в новое время. Поэтому пе-дагогу-практику нужно постоянно следить за новшествами в профессиональном образовании и желательно активно осуществлять инновационную педагогическую деятельность по изменению педагогического процесса и его компонентов (целеполагание, стандарты и содержание, технология, управление и пр.).

В контексте исследования бесспорным является тезис о том, что сосуществование в системе хореографического образования двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной соответствует требованиям современной образовательной ситуации. При этом большин-

ство исследователей отмечает, что инновационный тип обучения стимулирует активный отклик на продуктивную совместную и творческую деятельность в процессе обучения, готовность к сотрудничеству в новых ситуациях, раскрепощает личность учителя и ученика. По мнению авторов, инновационная среда благоприятно влияет на проявление креативных свойств личности, развитие разнообразных форм мышления, способствует постоянной переоценке ценностей.

Инновационность, как один из принципов педагогики, для практиков-хореографов явление не новое. Давно известно, что основной смысл понятия «новаторство» в хореографическом творчестве состоит в распространении оригинального художественного опыта сочинения танца, преобразовании и изменении способов профессиональной деятельности, приёмов хореографического мышления. К этому также следует отнести самобытность, готовность воспринимать перемены в области искусства, внедрять новые творческие идеи в сознание зрителей, в хореографическую практику. Благодаря проявлению в профессиональной деятельности такого рода действий специалиста-хореографа идёт накопление социокультурного творческого опыта, который обуславливает развитие и прогресс в хореографическом искусстве. Но вопрос о том, насколько оригинальным и обширным должно быть новшество педагога-хореографа, работающего в вузе, чтобы оно имело право именоваться истинно инновационным, об этом исследователи не говорят.

В современной танцевальной педагогике становятся все более востребованными западные концепции, связанные с поиском новых форм движения, приближенных к естественному раскрепощенному пластическому языку тела. Следует выделить такие концепции, как: «Пластические знаки чувства» Ф. Дельсарта, «Ритмопластический жест» Э. Ж. Далькроза, «Свободная пластика и раскрепощенное тело» А. Дункан, «Неосознанные экспрессии тела в символическом пространстве сцены» М. Грехем, «Экспрессивный танец и архитектура пространства» Р Лабана. Этот концептуальный подход к развитию хореографического образования определяет иные художественно-интеллектуальные, этические и социально культурные требования к личности педагога как субъекта образовательного процесса и его творческой профессиональной деятельности.

Современный танец как жанр хореографического искусства активно стал развиваться в Алтайском регионе с начала 1990-х гг., точнее надо сказать, что экспериментально-творческий возраст этого танцевального направления составляет примерно 20-25 лет. Первопроходцами в этом плане стали хореографические коллективы: «Калейдоскоп» (г. Рубцовск, художественный руководитель Т Голубева), «Ассорти» (г. Барнаул, художественный руководитель - О. Половинкина), «Соул» (г. Барнаул, художественный руководитель - Л. Щербакова), «Хампти-Дампти»

(г. Барнаул, художественный руководитель - Н. Зотова), «Пространство любви» (г. Барнаул, руководитель - И. Ткаченко).

Параллельно с творческой работой любительских хореографических коллективов преподаватели Алтайского государственного института культуры Г. В. Бурцева и Л. В. Перлина начинают эксперименты по освоению выразительных средств современного танца в высшем учебном заведении. Хотя преподаватели-новаторы вполне отдают себе отчёт в том, что процесс формирования эмоционально-эстетического восприятия средств современного хореографического искусства длительный, требующий глубокого проникновения в эстетику современного танца, законы композиции и исполнительского мастерства. На первоначальном этапе освоения нового танцевального материала возможны издержки, что чаще вызывает у традиционного зрителя негативное отношение, качество исполнения не идеально, смысловые конструкции требуют более детального и режиссёрски более художественно-выразительного решения.

Современный этап стандартизации хореографического образования объективно повышает требования к реализации образовательного потенциала будущих выпускников вуза с учётом становления и развития региональной танцевальной культуры как ведущего фактора современного социально-культурного процесса. На интеграцию частных методик преподавания различных техник современного танца и замену этого понятия понятием «технология инновационной деятельности педагога-хореографа» должны быть направлены устремления теоретиков и практиков хореографического образования, которые разрабатывают и реализуют новую модель профессионального обучения хореографа, что может, на наш взгляд, гарантировать качество учебнотворческого процесса в заданных условиях педагогического эксперимента. И повышение эффективности процесса обучения, как известно, в педагогической науке возможно на основе системно-

го метода преподавания, формирования знаний и совершенствования профессиональных компетенций с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.

Обучение хореографии в режиме педагогических инноваций, как показывает опыт, обеспечивает реализацию не только накопленных, но и динамично формирующихся теоретических и практических знаний и умений субъектов художественно-предметной деятельности. Более того, обучение ориентируется на готовность субъектов к быстро наступающим переменам в хореографической практике, переоценке профессиональных ценностей. Подобный тип организации обучения обязан решать вопросы стимулирования методического нарабатывающегося опыта обновлённого преподавания и учения, активного отклика на возникающие в педагогическом процессе проблемные ситуации, связанные с процессом познания объекта. Учебный процесс в данной модели является непрерывно инновационным и в нём реализуется открытый тип сотрудничества преподавателя и студентов, причём профессионально-познавательная и проектно-созидательная деятельность осуществляется одновременно всеми субъектами педагогического процесса.

Таким образом, когда речь заходит о проектировании профессионального обучения в современных условиях, то целесообразно говорить о будущих качественных изменениях педагогической системы в целом и способах обеспечения эффективности управления инновационным педагогическим процессом, овладения его процессуальными компонентами, средствами и условиями.

При этом необходимо учитывать роль не только научных, но и непосредственных, чувственных знаний на уровне восприятий и образов субъекта познавательно-практической деятельности, так как эти знания (опыт) имеют актуальное значение для успешного овладения индивидуальными способами профессиональной деятельности. Знания и умения в процессе обучения необходимо формировать не только о предметно-практических действиях хореографа, но и на уровне общей теории (законов, принципов, понятий). В этом случае приобретённые специалистом-хореографом навыки обладают широтой приложения в различных сферах профессиональной деятельности, что обеспечивает активное использование компенсаторных возможностей личности.

Личностно-ориенированный подход к проектированию профессионального обучения даёт возможность соединить в учебном процессе формирование теоретических знаний студентов с их практическими потребностями и интересами. Кто-то хочет быть методистом, кто-то исполнителем, а кто-то создаст свой хореографический коллектив конкретной направленности или будет работать педагогом в школе искусств, колледже культуры, а может быть попробует себя в качестве преподавателя вуза.

Наши исследования профессиональной деятельности педагога-хореографа показали, что самообразование и самообучение в его работе занимают главные функции. Проблема заключается, с одной стороны, в том, что приходится одновременно учиться самому и обучать большому количеству новых движений других. А, с другой стороны, при инновационном обучении педагог должен располагать знаниями по биомеханике, физиологии, анатомии, психологии, дидактики. Таким образом, профессиональное обучение современной хореографии требует умения интегрировать и актуализировать фундаментальные знания в развивающемся творческом опыте преподавателя новых для вуза хореографических дисциплин.

С точки зрения формирования предметных навыков, понятие «профессиональное обучение современному танцу» можно определить как процесс взаимодействия студента и педагога, направленный на поиск наиболее эффективных способов выполнения танцевально-двигательной учебно-творческой задачи по особым правилам:

- точная работа мышц при исполнении танцевального движения;

- ощущение правильной (принятой в методике исполнения современного танца) формы движения;

- проживание необходимого эмоционально-энергетического импульса при исполнении движения;

- точное воспроизведение синкопированного ритма исполненного танцевального движения;

- осознание смыслового контекста семантической природы танцевального движения;

- методически верно поставленное дыхание при исполнении движений.

Современные взгляды исследователей на сущность профессиональной деятельности педаго-га-хореографа позволяют составить программу постижения профессионального мастерства. Этот алгоритм включает:

- познание истории и теории предмета;

- создание оптимальной технологии проектирования инновационного обучения хореографии;

- выработку частной (авторской) практики преподавания в практике выполнения танцевально-двигательных действий. Такой подход требует внесения некоторых корректив в понятия «,методика» и «технология» применительно к хореографической специализации. Методикой предлагаем считать все возможные педагогические частные средства, приёмы, которые могут использоваться для эффективного обучения танцевально-двигательному действию. Под технологией необходимо подразумевать научный подход к проектированию хореографического обучения, система взаимодействий преподавателя и студентов с целью приобретения опыта профессиональной педагогической деятельности, в которой ярко выражен художественно-инновационный компонент. Наличие технологии уменьшает вероятность непродуктивных действий преподавателя и студента. Наиболее существенными характеристиками педагогической технологии является новизна и преобразование. Технология выражается в системных действиях студента и педагога, направленных на эффективное достижение конечной цели опытно-экспериментального обучения: подготовка к новому виду преподавательской деятельности хореографа в области современного танца, важным компонентом которой является профессиональное проектирование.

Выделим сущностные компоненты технологии инновационной деятельности педагога-хореографа:

- цели и задачи обучения в контексте инноваций педагога-хореографа;

- систему дидактических условий, гарантирующих достижение запрограммированных целей инновационного обучения современной хореографии;

- закономерности структурирования процесса сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студентов в модели инновационного обучения современной хореографии;

- наличие диагностических средств и тестовых заданий, которые позволяют отслеживать и корректировать результаты педагогического эксперимента и их воздействие на развитие личностных и профессиональных качеств будущего выпускника-хореографа.

К неотъемлемым свойствам технологии следует отнести её целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях вуза. Свойство целостности означает, что технология отвечает всем выделенным признакам. Свойство оптимальности (от лат. слова optimums - наилучший выбор) означает то, что технология наиболее соответствует конкретным условиям и задачам проектируемой модели хореографического обучения. Результативность технологии выражается в позитивных изменениях студентов-хореографов (уровень обученности, уровень воспитанности, уровень сформированности профессиональных компетенций, уровень наработанного творческого опыта).

В данном контексте исследования метод проектирования специального обучения хореографа на основе интеграции используемых в исследовании подходов, в целом включает:

- выработка основополагающих идей технологии, гарантирующих эффект инновационной деятельности педагога-хореографа;

- проектирование целей обучения в соответствии с совокупностью требований стандартов в области культуры и искусства;

- разработка образовательной программы с учётом заданного дерева педагогических целей;

- проектирование критериев качества профессиональной деятельности педагога-хореографа и учебно-творческого процесса;

- проектирование форм и методов хореографического обучения в профессиональном инновационном контексте («проблемная видеолекция», «системное практическое занятие», «конкурс авторских учебных занятий», «инновационное решение профессионально-дидактических проблем», «самоанализ профессионально-творческого опыта», «экспериментальная площадка», «профессионально-производственная практика», «творческий показ авторских проектов», «классконцерт», «спектакль выпускного курса», «курсовое и дипломное проектирование» и др.);

- проектирование адекватных диагностических средств оценки результатов инновационного обучения на основе разработанных критериев качества профессиональной подготовки;

- проектирование учебно-методического комплекса инновационной хореографической дисциплины.

В связи с этим концептуальным подходом, разработанные в авторском опыте главные черты принципа инновационности, обоснованно формулируются следующим образом:

- проблематизация и самоанализ нарабатывающего педагогического опыта;

- ведущая роль в обучении отводится систематическому решению профессиональнодидактических проблем;

- предвосхищение, способность к прогнозу в педагогическом процессе;

- разработка совместных художественно-педагогических проектов в учебно-творческом процессе;

- переоценка ценностей, отказ от устаревшего знания, ревизия устаревших норм, подходов к обучению, а зачастую и их пересмотр;

- открытость педагогическому эксперименту в процессе обучения.

В педагогической танцевальной концепции необходимо понимать два важных структурных компонента: цель и особенности развития танцевального мышления. В различных танцевальных концепциях воспитание определённого типа танцовщика, как ведущая цель педагогического процесса, базируется на системе установленных автором ведущих хореографических дисциплин. Именно в этих условиях образовательного процесса формируются определённые телесные и интеллектуальные возможности студентов и их способ хореографического мышления. Таким образом, фокус проблем хореографического образования находится не в области первичных факторов, как качество и количество (стандарты) знаний, а в способности педагогической системы воспитать определённый тип хореографа и сформировать у него определённый способ художественноэстетического освоения мира и себя в этом мире.

В нашем опыте сформулирован ряд установок по ведению профессиональных тренингов в учебно-творческом процессе:

1. Танец есть особая форма игры. Поддерживайте игровую атмосферу занятий.

2. Танец не является выражением чувств и способом мимического описания событий. Танец посвящён самому себе и процессам собственной трансформации. Необходимо обеспечить участникам творческую среду, в которой поддерживается желание танцевать, а не заучивать хореографические движения.

3. Инструмент экспрессии - не тело, а пространство.

4. Танец не есть последовательность шагов, а независимое средство выражения со своими законами и структурой.

5. Танец есть постоянное разрушение законов баланса, когда движения в нём существуют на уровне идеи в наиболее фантастических уходах от бытовых образов.

6. Танцевальный жест осмыслен только в связи с другими движениями, которые ему предшествуют и за ним следуют.

7. Использование пауз в бесконечном потоке движений и бесконечного появления вращающих осей есть основа формообразования танца.

8. Танец создаёт своеобразный ритм общения.

9. Человек не в состоянии изменить образ своего мышления, пока не изменил индивидуальный репертуар поз и движений. Совершенствование движений - это лучший способ совершенствования себя.

10. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя (движение, ощущение, чувствование, мышление).

11. Психологически массовое танцевальное действо способствует формированию «коллективного разума» как целостного единого организма.

12. Действие держится не на строгой логике развивающегося события, а на артефактах, кото -рые фиксируют отношения тела и чувств, тела и пространства, предмета и мысли.

Таким образом, описанная картина тенденций развития современного хореографического образования в вузе в целом отражает основные процессы, складывающиеся на динамично формирующемся образовательном хореографическом пространстве Алтайского края в области современной хореографии. Однако при позитивных тенденциях освоения нового жанра, сдерживающим фактором, на наш взгляд, является удаленность Алтая от центров современного искусства в России, что замедляет темпы освоения художественной информации в опыте практиков-

хореографов и создаёт некий консерватизм мнений, бытующих в профессиональной среде по отношению к восприятию форм современного танца.

Формирование психологической готовности обучения современной хореографии в подобной организации образовательного процесса должно сводиться к тому, чтобы студент хотел и мог научиться видеть мир во всем многообразии образов, а не только в привычном (традиционном) ракурсе художественного восприятия и истолкования явлений на основе собственного опыта, сложившихся стереотипов и принципов в искусстве.

В авторском подходе является принципиально важным теоретическое положение о том, что спонтанные формы движений и состояний в современном танце связаны с новыми формами мыслей, и человек не в состоянии изменить традиционный образ своего мышления, пока не изменил привычный для собственного тела репертуар поз и пластических движений. С позиций данного тезиса необходимо понимать семантическое и контекстуальное значение, невербальную содержательность танцевальных движений: течение, вес, время, направление и пространственный фокус, сущность формы и пространства, актёрскую (игровую) природу первичных ритмов движения (движения «женской» и «мужской» энергии, хаотические движения, движения полёта или «падающего листа», движения в неподвижности или «пульсирующая статуя»).

Авторская концепция инновационной технологии обучения современной хореографии включает систему обязательных хореографических дисциплин, в которой вершится процесс воспитания тела и развития хореографического мышления. В новой образовательной программе есть профильные учебные дисциплины: «Педагогика и психология танца»; «Философия танца»; «Анализ движений по методу Р. Лабана»; «Методика организации ритма в современных формах танца»; «История, теория и практика современных направлений хореографии»; «Режиссура и постановка концептуальных форм танца»; «Мастерство хореографа в современном танце»; «Композиция и постановка современных форм танца»; «Техника джазового танца»; «Техника танца модерн», «Техники контемпорари танца»; «Творческая работа в пластическом театре», «Партнёринг и контактная импровизация»; «Основы классического танца»; «Основы народно-сценического танца». Модель обучения хореографии строится на стыке теорий и практик современного искусства и гуманитарных наук, а профиль направлен на объединение и интеграцию знаний о танце как образовательном феномене и современной пластической культуры в социуме.

В заключение выскажем тезис о том, что современные реалии развития танцевального искусства в социокультурном пространстве региона диктуют условия для проектирования образовательной программы в вузе, которая обеспечивает модель обучения современной хореографии в конкретных условиях педагогического эксперимента с учётом его базовых компонентов:

- психологическая готовность к восприятию новой практики и, как следствие, наличие динамики мотивационно-деятельностного состояния;

- технологическая готовность в контексте системы общекультурных и профессиональных компетенций;

- обобщённый алгоритм действия педагога-хореографа в профессиональном контексте современного хореографического искусства;

- необходимые и достаточные организационно-управленческие функции с учётом содержания реального проекта образовательной программы в вузе;

- критерии эффективности инновационного учебно-творческого процесса;

- дерево целей с мотивационным основанием к хореографическим инновациям в вузе.

Необходимо сфокусировать внимание на следующих моментах оптимального поведения

инициатора нововведения:

- не принимать скоропалительных и недостаточно продуманных волевых инновационных решений, для которых ещё не созрели объективные условия или несоответствующие имеющимся в профессиональной среде потребностям;

- не останавливаться на достигнутом результате, а выявлять недостатки своего первоначального опыта на пути инноваций и искать более совершенные варианты;

- не пасовать перед конкретными слабостями собственного принятого решения, а найти оптимальные направления необходимой корректировки;

- не ставить барьеры в общении с оппонентами, а учиться разрешать конфликтные ситуации и уметь прогнозировать трудности на всех этапах экспериментальной работы.

Для реализации инновационного потенциала, педагог-хореограф должен осознать не только роль формирования психологической готовности к осуществлению нового вида профессиональной деятельности, но и значение для педагогического новаторства позитивного мотивационнодеятельностного состояния как последовательного осуществления профессиональных ключевых шагов: «надо», «хочу», «могу», «смею», «умею», «достигаю».

«Надо» - категория интеллектуально-действенная, даёт возможность осознания личностного смысла поведения в контексте будущей профессиональной деятельности.

«Хочу» - категория мотивационно-действенная, даёт установку психике на действие, соответствующее поведению в конкретной профессиональной ситуации.

«Могу» - категория социально-действенная, даёт право педагогу на объективные возможно -сти и выбор с учётом собственного профессионального интереса.

«Смею» - категория морально-волевая, характеризует нравственный потенциал и силу характера личности педагога-хореографа.

«Умею», «Делаю» - категория когнитивно-действенная, связана с потребностью целенаправленного поиска и формирования знаний и умений, с помощью которых личность педагога активно реализует свои профессиональные возможности и творческие устремления.

«Достигаю» - категория результативно-действенная, даёт право на оценочное поведение и действие на этапе получения оптимальных в данных условиях результатов педагогической инновационной деятельности.

УДК 374:392(100)

В. В. Кравченко

Школа-центр дополнительного образования № 19, Усть-Каменогорск, Казахстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ВОСПРИЯТИЮ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования готовности личности современного школьника к восприятию общечеловеческих ценностей. На примере творческой деятельности Школы-центра дополнительного образования № 19, автор показывает, что международное этнокультурное взаимодействие способствует развитию моральных и духовных ценностных установок личностей детей.

Ключевые слова: морально-духовные ценности, принципы воспитания, гуманизм, толерантность, саморазвитие, этничность, патриотизм, гражданственность, творчество

Valentina V. Kravchenko, School-Center of Additional Education No. 19, Ust’-Kamenogorsk, Kazakhstan

INTERNATIONAL ETHNICAL AND CULTURAL RELATIONSHIP - BASIS FOR FORMING OF TODAY'S SCHOOL CHILDREN'S PREPAREDNESS TO APPRECIATION OF UNIVERSAL HUMAN VALUES

Abstract. The article considers a question of forming of a today's school children personality's preparedness to appreciation of universal human values. the author shows that international ethnical and cultural relationships help to improvement of children's moral and spiritual value paradigm; the idea is argued by the example of activity of School and Center of additional education No. 19 (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan).

Keywords: moral and spiritual values, upbringing principles, humanism, tolerance, selfimprovement, ethicality, patriotism, civic consciousness creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.