Научная статья на тему 'Институт искусств Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина: нучно - исследовательская деятельность и международное сотрудничество'

Институт искусств Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина: нучно - исследовательская деятельность и международное сотрудничество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт искусств Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина: нучно - исследовательская деятельность и международное сотрудничество»



Институт искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: научно-исследовательская деятельность и международное

сотрудничество

Е.И.Григорьева

доктор культурологии, профессор, зам. директора по научной работе Института искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Свою историю Институт искусств ведет с Тамбовского государственного института культуры (филиала МГИК), который был открыт в 1967 году. За 42 года своего существования менялись наименования кафедр и самого учебного заведения: филиал МГИК стал самостоятельным государственным институтом культуры, затем в 1994 году на базе двух вузов

областного центра (Педагогического и Института культуры) Указом Президента Российской Федерации образован Тамбовский государственный университет имени Г.Р, Державина -единственный в области вуз, дающий высшее университетское образование классического типа. За этот период из его стен вышли более 10000 специалистов социокультурной сферы и библиотечного дела. Славу и гордость института составили его выпускники: народный артист СССР В.Ф, Степанов, заслуженные артисты РФ А.Н. Лобоцкий, A.A. Зайцев, Л. Ару-тюнян, д.ф.н., проф. О.В. Ромах, д.п.н., проф. М.И. Долженкова, д. культурологии, проф. Е.И. Григорьева, д.п.н., проф. Ю.Н. Кротова , д.э.н., проф. Л.Ф. Голубева.

Значительный вклад в развитие института внесли такие специалисты, как профессор В.П. Баранов, доценты И.И. Алпацкий, Б.С. Гейко, Ю.А. Розов, К.Е. Роша, В.А. Сазонова, В.Н. Окатов, Н.М. Аверин, Г.А. Гонтарев, С.Б. Каверин, Е.Г. Нефедова, Н.И. Ромах, В.М. Тютюнник, доценты В.А. Каримов, H.A. Коваль, Д.А. Рачков, В.П. Саранин и др.

Сегодня Институт искусств (директор - д.э.н., профессор В.Д. Мамонтов) является структурным подразделением Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, который возглавляет д.э.н., профессор В.М. Юрьев.

В состав института входят кафедры музыкального искусства эстрады, сценического искусства, социально-культурной деятельности. Образовательную деятельность Института осуществляет профессорско-преподавательский состав, насчитывающий более 70 чел. Из них 65% имеют ученые степени и звания, в том числе более 15% - ученую степень доктора наук и звание профессора.

Научно-исследовательская деятельность в Институте искусств развивается в нескольких аспектах:

1. Базовый аспект внедрения инновационных достижений студентов, аспирантов и преподавателей в учебный процесс вуза.

2. Подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров.

3. Фундаментальные и прикладные исследования по различным проблемам культуры и искусств в рамках действующих научных школ и направлений.

. я

В институте искусств в настоящее время действуют две научные школы.

.Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - это название научной школы и специальности, в рамках которой осуществляются научные разработки и проекты ведущих ученых и преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры социально-культурной деятельности Института искусств ТГУ им. Г. Р. Державина.

День театра. 2009 год

Возглавляет научную школу доктор культурологии, профессор Елена Ивановна Григорьева - ученый, органически сочетающий выдающиеся научно-педагогические и организаторские способности.

Научная школа возникла в 1996 году, и целью проводимых исследований по данному направлению является изучение исторического опыта развития социально-культурной деятельности в России и за рубежом, выработка концепции возрождения региональных центров на-родного художественного творчества, выявление сущности и специфики организации культурно-досуговой программ для разновозрастных групп населения, разработка современных технологий социально-культурной деятельности и их внедрение в практику работы учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений, систему дополнительного образования, центры различной направленности.

Целью проводимых исследований является выявление особенностей развития традиционной художественной культуры в регионе, выработка концепции возрождения региональных центров народного художественного творчества и разработка современной технологии социально-культурной деятельности.

На протяжении 5 лет (2004 - 2008) под руководством Е.И. Григорьевой в рамках тематического плана Рособразования проводилась научно-исследовательская работа «Теоретико-методологические основы возрождения и развития народных художественных промыслов Центральной России», которая позволила провести ряд научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, издать сборники научных трудов и другую научную литературу. Итогом научных исследований Е. И. Григорьевой и ее коллектива явились: выработка методологии социапьно-

Спектакль «Мнимая дурочка»

С ноября 2007 года открыт и успешно действует докторский диссертационный совет по двум специальностям: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (область музыки). Открыта магистратура по специальности «Социально-культурная деятельность».

Активное участие принимают члены научной школы в вузовских, межвузовских, областных, региональных, международных, научно-методических, научно-практических конференциях: «Человек и культура», «Культура и жизнь» (1980 - 1990 годы - ежегодно); «Совершенствование деятельности централизованных клубных систем и культурных комплексов» (1981); «Формирование и развитие общественно-политической активности студентов музыкальных вузов и вузов культуры» (1982); «Совершенствование идеологической работы на селе» (1983); «Социально-педагогические проблемы школы и клуба по работе с молодежью» (1988, 1991); «Самостоятельная работа студентов: состояние, планирование формы контроля» (1990); «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров

и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы» (1990); «Державинские чтения» (1990 - 2000); «Вуз и регион» (1994); «Совершенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режиссеров любительских театров» (1990, 1992, 1995); «Культура Тамбовского края» (1995); «Разработка и внедрение программы многоуровневой подготовки специалистов сферы культуры и искусства» (1996); «Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края» (1997); «Подросток нашего двора» (1998, 1999); «Молодежь в XXI веке: социальное участие» (октябрь 2000); Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации» (ноябрь 2001); Международная научно-практическая конференция «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (декабрь 2004); Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социально-культурной деятельности» (март 2005); Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социально-культурной деятельности и сфере туризма» (ноябрь 2006); «Культурное

Студенты специальности педагогика балета

пространство России» (2006); «Опыт и пер- I.

спективы развития социально-культурной дея- н

тельности и сферы туризма» (февраль 2007); о

«Совершенствование системы подготовки т

кадров для сферы культуры и искусства: опыт, д

проблемы, инновации» (апрель 2008); «Совер- э

шенствование системы управления организа- л

циями культуры и искусства: опыт, проблемы, Т

инновации» (ноябрь 2008); «Монастырская куль- р

тура России: история, современное состояние» с

(ноябрь 2008); Международный форум в Египте т

«Социально-культурная анимация: от идеи к б

воплощению» (2006, 2007, 2008). с

На базе научной школы действует Чиче- у

ринский Центр, Центр по изучению народных о

художественных промыслов и ремесел, Центр н

развития туризма, студенческо-аспирантское р

научное сообщество. д

Члены научной школы активно работают т

над реализацией научно-исследовательского в

проекта «Возрождение культурных традиций с

Центрального Черноземья». Аспект данной научной проблематики, избранный в качестве основного, был связан с разработкой теоретических и научно-методических основ создания регионального компонента содержания этнохудожественного образования с учетом локальных социально-культурных традиций. Так, в Тамбовском регионе, на материале которого выполнена основная часть исследований, среди региональных социально-культурных традиций можно выделить, во-первых, самобытные традиции народного творчества; специфику деятельности культурно-досуговых учреждений и общественных организаций, ориентированную на сохранение и развитие народного творчества. Выбор Тамбовского региона в качестве основной базы исследования обусловлен тем, что данная территория формировалась и развивалась под воздействием сходных для регионов европейской части России социально-политических,

Отчетный концерт кафедры эстрадного искусства

экономических и этнокультурных факторов. Историко-культурные и этнографические аспекты развития Тамбовского региона во многом типичны и сходны с процессами, происходившими на территории юга России, и особенно в субъектах Федерации, входящих в так называемую зону Центрального Черноземья.

Многочисленные эксперименты проводятся на протяжении всех лет существования научной школы в учреждениях общего, дополнительного, среднего, специального и высшего профессионального образования с целью апробации авторских программ и методик, внедрения регионального компонента в содержание этно-художественного и социально-культурного образования. Студенты и аспиранты Института искусств разрабатывают проекты культурно-досуговых центров для Тамбовского региона, а также авторские программы по социально-культурной деятельности, художественному творчеству, отражающиесоциапьно-культурные

традиции. Данные научные разработки неоднократно были представлены и апробированы на научных конференциях в различных регионах России.

В настоящий момент изучением жизнедеятельности Б.Н. Чичерина (уроженца Тамбовской губернии) занимается центр, который функционирует при кафедре социально-культурной деятельности института искусств ТГУ им. Г.Р. Державина. Активная деятельность тьютеров центра привлекла к себе внимание ученых Франции. С 13 по 18 апреля 2009 года Чичерин-ский центр посетила директор европейского института «Восток-Запад», зав. кафедрой русистики, профессор Сильви Мартен. Данный визит позволил наметить долгосрочные перспективы для развития научной деятельности на базе Высшей нормальной школы филологических и гуманитарных наук (Лион, Франция) и Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Тем самым научная школа решает очень важную задачу консолидации научной общественности и педагогов-практиков, заинтересованных в исследовании проблем социально-культурной деятельности, а также способствует развитию научного творчества студенческой и аспирантской молодежи.

Профессорско-преподавательский состав института искусств тесно сотрудничает со многими учебными заведениями и учреждениями социально-культурной сферы России. Нас связывают партнерские отношения с учебными заведениями Чехии, Франции, Америки, Австралии и другими странами мира. Это способствует тому, что студенты, аспиранты и преподаватели проходят стажировки и принимают

участие в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, симпозиумах, форумах и мн. др.). Подтверждением этого является работа ежегодного Международного научного форума «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» (Египет), где принимают участие студенты и преподаватели вузов культуры и искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Челябинска, Белгорода, Казани и других городов России, а также представители Австралии, Турции, Египта.

В настоящее время достаточно активно работают ученые Института искусств по трем основным направлениям: «Возрождение культурных традиций Центральной России»; «Современные технологии социально-культурной

Театр юного зрителя

Заседание диссертационного совета

деятельности»; «Проблемы внешкольного образования: история, теория, практика», которые находят отражение в грантах. Так, например, в 2007 году был выигран грант Управления культуры Тамбовской области по созданию тамбовского сувенира.

В 2003 - 2004 году был получен грант Министерства образования и науки по теме «Медико-социальные технологии в сфере культуры и досуга». Цель данной работы заключалась в привлечении студенческой молодежи к активному участию в пропаганде здорового образа жизни и профилактике болезней поведения среди детей, подростков и молодежи. В процессе исследования проводилась экспериментальная работа по созданию волонтерского отряда и пропаганде здорового образа жизни. В результате исследования был создан автономный волонтерский отряд из числа студентов Тамбовского государственного университета, разделившийся на два подразделения: «Аниматор» и «Реаниматор» (руководитель доцент Е. В. Великанова).

В 2008 году получен грант РГНФ на проведение Всероссийской научно-практической конференции «Монастырская культура России: история, современное состояние» (ноябрь 2008 г.).

Основные научные результаты научной школы можно охарактеризовать следующим образом: создана принципиально новая организационно-управлен ческая модел ь

социально-культурного центра, ориентированного на создание социально-правовых и экономических условий развития локальной культуры;

выработана методология социально-культурной деятельности в регионе, построенная на преемственности, сохранении и возрождении российской культуры;

разработана методика приобщения разновозрастных групп населения к традиционному народному искусству.

В учебно-образовательный процесс активно внедряются современные технологии социально-культурной деятельности,

Конференция «Монастырская культура России - история, современное состояние»

отечественные и зарубежные обучающие методики, разрабатываются циклы учебных дисциплин. Преподаватели и студенты являются организаторами научно-практических конференций, семинаров российского и областного значения, культурных акций, фестивалей, конкурсов.

Научная школа «Эстетическое воспитание подрастающего поколения в процессе непрерывного образования в области современной бальной хореографии» создана на кафедре сценических искусств Института искусств ТГУ им. Г.Р. Державина для осуществления научного исследования силами ведущих преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов кафедры.

Руководителями научной школы стали доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой сценических искусств Карцева Галина Александровна и кандидат педагогических наук, доцент, докторант ТГУ, директор Центра бальной хореографии «Фиеста ТГУ» Светлана Викторовна Шанкина. Такое руководство обеспечивает философско-эстетическое обоснование педагогических проблем воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время решение проблем подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования носит спонтанный характер, поскольку оно ориентировано на повседневные текущие задачи, связанные с недостатком материально-

Спектакль «Юнона и Авось»

технических средств, модернизацией обучения; на овладение техническими элементами для достижения спортивных результатов без затрагивания нравственных и эстетических аспектов и т.д. Разработка же долгосрочной стратегии связана с определением методологических и теоретических основ педагогической системы данного типа, выработкой достаточно универсальной модели решения этой задачи. При этом уровень готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях непрерывного образования может быть существенно повышен, если:

• разработаны, обоснованы и осознаны педагогическими кадрами методологические и теоретические основы подготовки специалиста спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования;

• реализуемые на практике методологические и теоретические основы педагогического процесса обеспечивают личностно-деятельностную ориентацию, учитывают логику непрерывного образования, нацелены на создание профессионально ориентированной учебной среды подготовки специалистов спортивных бальных танцев, совместно с воспитательными целями;

• образовательный процесс в системе непрерывной подготовки специалистов приведен в соответствие с закономерностями и тенденциями современного общества, соответствует научно обоснованной

модели подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования;

• содержание обучения предусматривает направленность на решение профессионально-ориентированных задач на основе использования педагогических средств, методов, принципов, приемов и опирается на логику непрерывного образования.

Научные исследования, посвященные подготовке специалистов спортивных бальных танцев, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы. Дискуссии о профессиональной специфике, наряду с духовным, нравственным, эстетическим воспитанием молодежи, широко охватившие научно-педагогическую общественность, практически не затронули эту проблему с позиции возможностей физической культуры, в том числе спортивных бальных танцев.

Процесс подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования осуществляется при запаздывании становления ее методологии. Зачастую к решению задач подготовки высококвалифицированных кадров в области спортивного бального танца привлекаются специалисты, профессионально не подготовленные к этой деятельности. Так, в ряде научных исследований в России и за рубежом сделан вывод о

Форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению». Египет 2008 год

недостатке подготовленных педагогических кадров с опытом использования в обучении знаний хореографии и спорта; об отсутствии критериев эффективности педагогических систем, об отсутствии научно обоснованной теории процесса подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе образования.

Теоретические разработки научной школы базируются на практических исследованиях, которые осуществляются через:

1. Организацию и проведение конкурсов и турниров бальных танцев.

2. Организацию и проведение научно-практических конференций и семинаров: межвузовская научно-практическая конференция «Интеграционные процессы в хореографическом образовании: опыт, проблемы, перспективы» - Тамбов, 2003; 1 Всероссийская научно-

практическая конференция «Хореографическое образование на рубеже XXI века: Опыт, проблемы, перспективы развития» - Тамбов, 2005; 2. Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое образование на рубеже XXI в.: Опыт, проблемы, перспективы развития»- Тамбов, 2006; научно-методический семинар «Искусство танца: история, теория, практика» - Тамбов, 2006; научно-практический семинар по повышению исполнительского мастерства по спортивным бальным танцам в городе Рассказово (Рассказово, СТК «Флэш») -сентябрь 2006; научно-практический семинар по повышению исполнительского мастерства по спортивным бальным танцам в Пензе - сентябрь 2006; семинар по народному и современному танцу в Вологодском областном музыкальном колледже и Учебно-методическом центре по художественному образованию - ноябрь 2006;

Выпускники кафедры социально-культурная деятельность 2008 года

областной семинар на базе Дворца юношества и молодежи - январь 2007; круглый стол «Традиции и инновации в современном хореографическом искусстве на различных образовательных уровнях» - сентябрь 2007.

3. Обмен творческим и педагогическим опытом, участие студентов в образовательном процессе.

Плодотворно ведется и международное сотрудничество. Это сотрудничество Центра бальной хореографии «Фиеста ТГУ» с Международным детским центром «Артек», совместные концертные мероприятия организационно-воспитательной направленности; участие Центра бальной хореографии «Фиеста ТГУ» в чемпионате мира по спортивным бальным танцам во Франции (декабрь 2003); участие Центра бальной хореографии «Фиеста ТГУ» в Чемпионате Мира по спортивным бальным танцам в Дании (ноябрь 2006).

Основными задачами научной школы являются:

• выполнение научно-исследовательских работ, направленных на ускорение развития бальной хореографии;

• повышение уровня научно-методической подготовки будущих специалистов в области бальной хореографии;

разработка, апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных и оздоровительных методик для детей дошкольного, школьного возраста и студентов;

оказание дополнительных образовательных услуг в области бальной хореографии с учётом возрастных и психофизиологических особенностей для различных категорий граждан города Тамбова и Тамбовской области и других регионов;

эстетическое воспитание подрастающего поколения от дошкольного возраста до студентов средствами применения инновационных технологий, интегрирующих различные сценические искусства в единое театрально-хореографическое действо и тем самым углубляющих и расширяющих возможности воспитательного процесса.

Институт искусств ТГУ им. Г.Р.Державина играет все более заметную роль в культурной жизни региона. В 2008 году успешно заявил о

себе ТЮЗ (его открытие состоялось 1 октября 2008 года), во главе которого встал выпускник театрального отделения, ныне старший преподаватель кафедры Д.А. Беляев. Новый театр явился значимым событием в социально-культурной жизни Тамбовской области. Тонкая репертуарная политика включает в себя разнообразную палитру драматургии: от сказок и произведений классической литературы до современного литературного творчества и серьезных, глубоких произведений, поскольку ТЮЗ ставит перед собой задачу не только лишь развлечения молодежи, но привлечения внимания к серьезным и актуальным художественно-этическим проблемам современности. На сцене Учебного театра успешно идут не только спектакли ТЮЗа, но и курсовые, и дипломные спектакли: «Волки и овцы» А.Н. Островского, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Пришить старушку» Р. Ламуре, «Мнимая дурочка» Г.Р. Державина, «Панночка» Н.В. Гоголя и Н. Садур, «Чума A.D.»

A.C. Пушкина и Дж. Вильсона, «Васса Желез-нова» М. Горького др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С большим успехом на сцене Учебного театра были показаны музыкальная трагедия «Иисус» по рок-опере Э.Л. Уэббера, мюзикл «Я всегда буду с тобой». Высокий уровень режиссерской работы и актерского исполнения в спектакле «Иисус» получил заслуженную оценку на фестивалях в Москве и Санкт-Петербурге.

В настоящее время институт искусств ТГУ им. Г.Р. Державина является живым, динамично развивающимся организмом, который постоянно ищет и активно использует новые подходы к обучению и профессиональному становлению современной молодежи, способствует формированию активной жизненной позиции, самосовершенствованию и самоопределению студентов.

Как отмечает директор института, профессор

B.Д. Мамонтов, «перспективы дальнейшего развития института связаны с наращиваем научного и творческого потенциала, модернизацией существующих и открытием новых, востребуемых социумом специальностей, приведением структуры и содержания образовательного процесса в соответствие с изменениями, происходящими в экономической и социальной жизни общества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.