DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-81-89 УДК 378.1
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Светлана Викторовна ШАНКИНА1^ Юрий Викторович ШАНКИН1,2), Евгения Юрьевна ШАНКИНА1)
1) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 2) ТООО «Федерация спортивного бального танца» 392027, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Чичерина, 34 E-mail: [email protected]
Аннотация. Отражена специфика организации педагогической практики в вузах культуры и искусств, где основополагающими элементами структуры организационно-педагогического процесса являются методологические подходы, формирующие систему организации педагогической практики в области хореографического искусства. Раскрыта сущность синергетического, системного, кибернетического, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного, инновационного подходов, а также приведены важнейшие принципы, условия и формы педагогической практики в вузах культуры и искусств, ее функционирование, развитие и взаимодействие на основе методологических подходов. Представлены организационные условия прохождения педагогической практики при обучении в вузе, связанные с формированием профессионально-образовательной среды в рамках реализации педагогической практики в области культуры и искусств, которые предоставляют возможность всесторонне развить творческий потенциал специалистов в сфере хореографии. Предложена авторская концепция прохождения педагогической практики в целях индивидуального освоения программ каждым обучающимся. Также представлены возможности для переосмысления целей, задач, принципов, содержания, методик, средств и организационных форм процесса прохождения педагогической практики согласно требованиям современного соцзаказа и концепции модернизации образовательной системы в России.
Ключевые слова: профессиональное образование; методологические подходы; педагогическая практика; хореографическое искусство
Высшее профессиональное образование зачастую предполагает освоение специфических знаний и умений в определенной сфере деятельности и профессии. На практике, в процессе обучения по специальности студенту предоставляется больший спектр информации, разнообразие навыков, выходящих за рамки конкретной профессии. Однако приобретение квалификации является основной целью профессионального образования.
Как правило, в практической деятельности специалисты понимают под такой многогранной категорией, как профессиональное образование, процесс усвоения комплекса специальных умений и навыков с целью овладения какой-либо специальностью или профессией. При этом нельзя не отметить тот факт, что на деле специалист в рамках профессионального образования сталкивается с огромными массивами разнообразных сведений и данных помимо информации, раскрывающей сущность изучаемой специальности. Ключевой целью профобразовательного
процесса в данном случае выступает необходимость комплексного получения всех необходимых знаний и освоения необходимых навыков на практике.
Хореографическое образование не стоит на месте, поэтому требуется проведение необходимого комплекса реформ подготовки специалистов. Основная задача, которая должна быть решена в сфере высшего хореографического образования, заключается в формировании необходимого фундамента для последующей трансформации механизма внедрения теоретических и методических наработок в практическую деятельность. Согласно основной стратегии улучшения системы высшего образования в сфере хореографии, требуется расширить объем внедрения получаемых знаний, умений и освоенных навыков в практику, повысить профкомпе-тенции, а также уровень социальной активности, обеспечить творческую состоятельность обучаемых в сфере хореографии.
© Шанкина С.В., Шанкин Ю.В., Шанкина Е.Ю., 2018
81
Педагогическая практика представляет собой фундаментальный компонент в процессе обучения студентов для реализации ими в дальнейшем своей профессиональной деятельности.
Процесс реформации в вузах педагогической практики является чрезвычайно актуальной проблемой на современном этапе. В силу того, что практическая деятельность значительно отстает от теоретического обучения, качественные параметры хореографического образования в настоящее время пребывают на низком уровне. Указанная проблема может быть решена только после того, как будет выявлен комплекс методологических подходов, образующих в совокупности механизм организации педагогической практики в учебных заведениях культуры и искусств. При проектировании и реализации процесса системы организации педагогической практики в вузах культуры и искусств необходимо опираться на следующие методологические подходы.
Синергетический подход
Именно синергетический подход позволяет определить общие направления научных изысканий процесса организации педагогической практики в вузах культуры и искусств. Бесспорно, эффективными будут и принципы теории самоорганизации в рамках организации педагогической практики в вузах. Отсюда вытекает одна из задач синергетики - выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности.
Лишь после зарождения античной цивилизации появились первые предпосылки для синтеза искусств, которые и по настоящее время не утратили своей актуальности в области хореографического образования.
Организация древнегреческих школ представляет собой еще один ярчайший пример самоорганизации системы передачи навыков и умений от одних слоев населения к другим. Также в качестве примера самоорганизации можно указать и процессы появления крупных городов и мегаполисов.
Еще одна практическая задача заключается в выявлении переменных факторов, ответственных за переход системы в новое состояние, и критических значений этих переменных. Совершенствование процессов образовательной сферы, социальных преобразований с использованием идей синергетики,
добившейся в последние годы выдающихся успехов в профессиональной деятельности человека, очевидно, ставит ряд конкретных задач: поиск наиболее действенных факторов и количественных характеристик, определяющих процесс обмена системы с окружающей средой (например, организационные решения, идеологическая и пропагандистская деятельность, интеграционные процессы и т. д.); выяснение свойств самой системы проведения педагогической практики в вузах (степень ее сложности, размерность, инфраструктура и количество объектов, входящих в систему, и т. д.); определение критических значений параметров, определяющих величину отклонения системы от равновесия, и т. п.
Системный подход
Для выявления механизмов развития системы проведения педагогической практики в вузах обратимся к идеям системного подхода.
1. Особенности развития целостной системы зависят от того, как она переходит из одного состояния в другое, с одного уровня на другой, более высокий. Следовательно, общим критерием развития будет степень целостности системы, являясь интегратив-ным и инновационным образованием по своей сути, подчиняясь целому на основе межсистемных связей и взаимодействий.
2. Системный подход к развитию содержит в себе также неотъемлемое требование необходимости постоянного наблюдения, оценивания и изучения особенностей системы в рамках реализации педагогической практики в вузах. Для оценки фактического состояния педагогической системы одного критерия недостаточно - необходимо отслеживать изменения, происходящие в компонентах системы, с целью коррекции процессов, так или иначе связанных с проведением педагогической практики в вузах.
3. Системный подход предполагает также исследование особенностей процессов развития, и особое внимание в данном случае акцентируется на системообразующей связи -преемственности во всех ее формах, под которой понимается связь нового со старым при сохранении актуального и внедрении прогрессивного.
4. Сохранение актуальных наработок при активном внедрении разработок научного прогресса.
Кибернетический подход
Термин «кибернетика» буквально означает «искусство управления». Изучение принципов управления образовательным процессом проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств привело к раскрытию общих особенностей управления в условиях целенаправленного воздействия на развитие творчески активной личности в области хореографического искусства. Кибернетический подход обеспечивает наличие возможности установления комплекса междисциплинарных направлений в различных процессах системы проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств.
Система проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств - это управляемый процесс, где управляемой стороной являются обучаемые (и преподаватели), а управляющей - преподаватели (и управленческий аппарат), связанный с определением стратегии, принятием решения, выполнением решения.
В управляющей системе должно быть предусмотрено средство, учитывающее отклонения от цели и определяющее воздействия, обеспечивающие достижение цели. Рациональное функционирование любой динамической системы в кибернетике осуществляется посредством механизма управления и механизма регулирования. Управление рассматривается как последовательность действий на систему, приводящих ее в заданное состояние. Регулирование понимается как включение воздействий, обеспечивающих системе устойчивый режим.
Изменения качественных параметров объектов и субъектов системы управления демонстрируют не изолированное изменение: на них влияет как среда непосредственно, так и многие другие внутренние и внешние факторы.
Культурологический подход
Методология культурологического подхода, ориентированная на культуроцентриче-скую образовательную парадигму формирования профессионально-личностных качеств специалиста в области хореографического искусства, - это, с одной стороны, развитие, идущее изнутри и основанное на природных способностях человека, с другой - это извне определяемое формирование личности, преодоление и замещение ее природных на-
клонностей социально и культурно обусловленными знаниями, умениями и навыками.
Культуроцентристская образовательная парадигма системы проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств позволяет органично объединить социоцен-тристскую и антропоцентристскую модели образования и снять издержки каждой из них. В данном случае указанная парадигма предполагает:
- осознание того, что процесс обучения и воспитания выступает в роли фундаментального социального института преемственности культурного наследия;
- увеличение объема гуманитарных основ в рамках образовательного процесса при помощи внедрения в систему образования духовно-нравственного потенциала наследия общемировой культуры;
- определение значимости воспитательного процесса как ключевой системы создания культуры жизнеспособности, то есть готовности личности как психологически, так и нравственно осуществлять свою жизнедеятельность в условиях стремительно изменяющегося мира, как ключевого метода формирования творческих личностей;
- определение в роли основных приоритетов мировоззрения в воспитательном процессе стратегических задач и эталона формирования личности, демонстрирующей всестороннее развитие;
- обеспечение баланса между профессионализмом и универсальностью;
- направленность на выполнение требований принципов партнерства и социальной ответственности, на выполнение требований гуманизма и использования технологий демократической направленности;
- формирование процесса образования согласно требованиям принципа культуриза-ции цивилизационного единства мира и многообразие существующих идеологий, теорий и взглядов, определяющих роль преподавателя как посредника между мировым духовным опытом и личностью обучающегося.
Личностно-деятельностный подход
При проектировании и реализации процесса системы проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств необходимо опираться на личностный подход, который означает ориентацию на личность как цель, субъект, результат и главный кри-
терий. Он ориентирован на естественный процесс саморазвития творческого потенциала личности, создания необходимых для этого условий. Деятельность здесь, в сущности, представляет собой основу развития, главный инструмент и условие личностного роста. По этой причине деятельностный подход должен использоваться в активной взаимосвязи с личностным [1].
Личностно-деятельностный подход подразумевает моделирование в рамках процесса обучения целевой структуры педагогической практики, что играет ключевую роль в сфере изучения вопросов формирования готовности специалиста в сфере хореографического искусства к профессиональной реализации в дальнейшем. Система проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств - это и результат, фиксирующий факт приобретения профессиональных компетенций своей будущей профессиональной деятельности [2].
Компетенстностный подход
При активизации явлений интеграции и глобализации образовательного процесса появляются новые требования к уровням компетентности специалистов в сфере хореографии. Высококвалифицированный специалист в области хореографического искусства должен обладать в первую очередь высокой профессиональной культурой личности и представлять собой личность, способную и желающую самостоятельно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности и обладающую для этого необходимыми знаниями, умениями, навыками и способностями [3].
Необходимо приобретать новые знания не только на уровне предметно-практических действий специалиста в области хореографического искусства, но и на уровне общих принципов психологии и педагогики на современном этапе (законов, принципов, понятий) и мн. др.
В этом плане представляется перспективным компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов в области хореографического искусства в системе организации проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств. Суть данного подхода - перевод знаний, умений и навыков из цели деятельности в средство саморазвития личности; ее профессиональный
рост состоит не в отказе от фундаментальности образования, а в упрочении и развитии профессиональных качеств благодаря проведению педагогической практики в вузах культуры и искусств на протяжении всего времени обучения. Профессиональная компетентность выступает в качестве основного критерия соответствия готовности субъекта к профессиональной деятельности.
Инновационный подход
Термин «инновация» берет свое начало от латинского слова «тпоуайо», что дословно означает «обновление, изменение, новшество». С нашей точки зрения, технологическая инновация демонстрирует тесную связь с изменениями, призванными для улучшения используемого сегодня (традиционного хореографического) обучения [4]. Новизне в любом случае присущи черты конкретно-исторического характера.
Конкретные идеи, концепции, технологии (методики) бывают объективно новыми в определенное время, но когда они становятся достоянием многих, то переходят в норму, а могут и вообще устареть и стать тормозом для развития в современном обществе. Поэтому руководителю педагогической практики в вузах культуры и искусств необходимо постоянно следить за новшествами в своей профессиональной деятельности и активно осуществлять инновационную педагогическую деятельность по изменению педагогического процесса и его компонентов (целе-полагание, стандарты и содержание, технологии, управление и пр.). Таким образом, всякая инновация (преобразование, обновление, модернизация технологии обучения) может называться альтернативной.
Инновации в рамках реализации педагогической практики в вузах культуры и искусств обеспечивают развитие творческого потенциала специалистов в области хореографического искусства, позволяют осуществлять поиск нового, нестандартного, оптимального решения неизменно возникающих разного характера проблем в образовательном процессе.
Инновационность, как один из принципов педагогики, для практиков - явление не новое. Давно известно, что основной смысл понятия «новаторство» в области хореографического искусства состоит в распространении оригинального художественного опы-
та сочинительских и постановочных приемов танца, преобразовании и изменении способов профессиональной деятельности, методов хореографического мышления. К этому также следует отнести готовность воспринимать перемены в области хореографического искусства, внедрять новые творческие идеи в хореографическую практику, в сознание общества. Благодаря проявлению в профессиональной деятельности такого рода действий идет накопление социокультурного творческого опыта, который обусловливает развитие и прогресс в области хореографического искусства.
Между теорией и практикой существует разрыв. У некоторых студентов он небольшой и преодолеть его, то есть интегрировать теорию в практику, вполне реально. У других разрыв такой большой, что теория никак не влияет на практику. А иногда попытка применить теорию на практике дает обратный разрушительный эффект, и теория начинает казаться вредной.
Присутствие сегодня единого и единственного требования образовательных стандартов в рамках педагогической практики в сфере культуры и искусств обусловливает сдерживание развития и реализации ряда фундаментальных принципов современного образовательного процесса, в частности дифференциации, диверсификации и личностной ориентации [5].
Отсутствие решения с точки зрения теории и практики множества проблем в сфере организации педагогической практики в вузах культуры и искусств обусловливает возникновение ситуации, при которой утрачивает смысл многообразие постановлений, издаваемых управленческим аппаратом, которые при этом требуют повысить эффективность системы, не внося при этом необходимых корректив в профессиональную деятельность. До настоящего момента не найдено решения такому многогранному вопросу, как пропорциональное отношение теоретической и практической подготовки молодых специалистов дополнительного образования и трансформация практики, в силу появления инновационных разработок дифференциации обучения в сфере хореографии [6].
В настоящее время все еще сохраняется элемент упрощенного отношения к процессу педагогической практики в области хорео-
графии. Анализ публикаций позволил выявить наиболее значимые проблемы, которые могут быть решены созданием педагогических условий, разработкой системы управления педагогической практикой на гуманистических началах, то есть только при условии уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимания к развитию творческого компонента [7].
Организационные условия при прохождении педагогической практики при обучении в вузе следующие:
- институционально-организационные условия включают в себя государственные структуры, основным предназначением которых является разработка стратегии государственной политики в области культуры и искусств;
- правовые условия, связанные с юридическими проблемами государственной политики в области культуры и спорта: закрепление прав и обязанностей субъектов и организаций культуры и искусств;
- управленческие структуры и общественные организации, которые обладают статусом образовательного учреждения и обеспечивают поддержку нововведений на период прохождения педагогических практик;
- обеспечение теоретическими материалами и методологическими разработками - в данном случае предполагается использование совокупности теоретических источников и необходимой научной литературы;
- учебно-методическое обеспечение - в данном случае предполагается использование совокупности учебных планов, пособий и методических материалов;
- материально-техническое обеспечение - использование возможностей, которые предоставлены существующей материально-технической базой;
- информационное обеспечение предполагает разработку баз данных в электронном формате, обучающих программ, учебных материалов, источников литературы в виде электронных научных библиотек и др.;
- организационное обеспечение - создание эффективных организационных управленческих структур и соответствующих им иерархических функциональных взаимосвязей, в силу чего будет обеспечен должный уровень качества прохождения педагогической практики;
- координационное обеспечение включает в себя разработку и внедрение программ координации и согласования деятельности с другими организациями системы образования, создание механизма обмена опытом и практическими наработками, реализацию совместных проектов;
- кадровое обеспечение - кадровая политика учебного заведения, реализация проектов в области повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров, принимая во внимание и активно внедряя современные образовательные технологии.
Уровень эффективности педагогической практики зависит от того, насколько эффективно будет организован процесс подготовки к ней со стороны студентов и руководителей практики.
Перед нами встала задача перевести обыденное сознание студентов в научно-педагогическое, что значит в динамическое, подвижное, критичное, саморазвивающееся и т. д. Это требует четкого выделения основания и результата [8].
Основание в данном случае представляет собой идею, которая была сгенерирована в рамках прохождения практики, а в роли результата - практика ее изменения:
- перейти от теории к практике можно при помощи внедрения новых идей;
- педагогический опыт обусловливается качеством получаемого образования, а также механизмом профессиональной деятельности в рамках практической деятельности [9];
- принципы педагогической деятельности, формы и методы позволяют повысить скорость накопления педагогического опыта у студентов в рамках прохождения практики в вузе;
- критерии и параметры определяют степень формирования педагогического опыта во время практики в вузе.
В рамках авторской концепции прохождения педагогической практики на период обучения в высшем образовательном учреждении предложено рассредоточить на все годы обучения в процессе формирования условий в целях индивидуального освоения программ каждым обучающимся следующее.
1. Пояснительная записка и цель педагогической практики (виды практики, тип
практики, метод проведения, семестр, форма проведения, промежуточная аттестация).
2. Место прохождения практики в рамках структуры образовательной программы и запланированные результаты (список планируемых результатов обучения в рамках прохождении практики, соотнесенных с запланированными результатами освоения образовательной программы; процесс прохождения обучающимися практики призван для формирования перечня компетенций).
3. Структура и содержание производственной практики (объемы, этап, содержание стадий практики, объем часов, форма текущего контроля, индивидуальные задания на практике).
4. Контроль знаний студентов и типовые инструменты оценки (промежуточная аттестация реализуется в виде экзамена, отчетные документы по практике, шкала оценивания промежуточной аттестации).
5. Учебно-методические рекомендации по практике.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики (основные источники литературы, дополнительная литература, информационные справочные системы).
7. Материально-техническое обеспечение практики.
8. Лист внесений изменений в рабочую программу дисциплины.
Запланировано, что содержание практики должно быть переведено на использование блочно-модульного фундамента [10]. Наличие индивидуальной программы предполагает образование конкретного модуля. Конкретные задачи, решая которые студент приобретает и совершенствует знания и навыки, формируют блоки. Таким образом, будет обеспечено эффективное достижение целей и задач как практики, так и профессиональной деятельности в целом. Индивидуальные программы практик включают в себя как программы постановки и разъяснения реального вопроса, так и предложения по его решению. В рамках технологии прохождения практик во время обучения в вузе предполагается ее разделение на несколько компонентов. Рассмотрим их.
1. Учебная практика (практика, предполагающая получение комплекса первичных профессиональных умений и навыков).
2. Производственная практика (практика, предполагающая освоение профессиональных навыков и практического опыта профессиональной деятельности).
3. Производственная практика (педагогическая практика).
4. Производственная практика (преддипломная практика).
Мы рассмотрели ряд проблем организации проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств, которые требуют дальнейшего разрешения. В первую очередь, это проблема единого научного руководства, определяющая возможность создания авторских педагогических школ (классов, творческих мастерских). При столкновении теории с практикой обнаруживаются сильные противоречия, достоинства и недостатки участников педагогического процесса и применяемых ими принципов, форм и методов подготовки специалистов в области хореографического искусства. Исследование позволило определить перспективы дальнейшей работы по изучению теории и практики совершенствования процесса организации проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств, переосмыслить цели, задачи, принципы, содержание, методы, средства и организационные формы проведения педагогической практики в соответствии с новыми стандартами, социальным заказом и концепцией модернизации образовательной системы в России.
Список литературы
1. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: методология, теория, практика. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.
2. Шанкина С.В., Чванова М.С., Шанкин Ю.В. Спортивные бальные танцы. Дифференциация системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2012.
3. Юрьева М.Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: методология, теория, практика. Санкт-Петербург; Тамбов: «Центр-пресс», 2010.
4. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Личностно-профессиональное становление студента-хореографа в вузе: методология и теория. Санкт-Петербург; Тамбов: «Центр-пресс», 2009.
5. Гаврилюк О.В., Галеева Р.Б., Журавлева М.В. и др. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Saint-Louis: Publishing House "Science & Innovation Center", 2013.
6. Ананьева Н.А., Андрусенко С.Ф., Денисова Е.В., Журавлев М.В. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования. Saint-Louis: Publishing House "Science & Innovation Center", 2013.
7. Орешкина А.К. Педагогические системы в логике культурологической парадигмы // Профессиональное образование. 2008. № 3.
8. Бурцева Г.В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006.
9. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
10. Молоткова Н.В. Стратегия развития образовательных систем в современных условиях // Профессиональное образование. 2003. № 4.
Поступила в редакцию 14.07.2018 г. Отрецензирована 09.08.2018 г. Принята в печать 15.10.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Шанкина Светлана Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры сценических искусств. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Шанкин Юрий Викторович, старший преподаватель кафедры сценических искусств. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация; президент Тамбовской областной общественной организации «Федерация спортивного бального танца», руководитель Тамбовского регионального отделения Российского танцевального союза, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Шанкина Евгения Юрьевна, магистрант по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность». Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для корреспонденции: Шанкина С.В., e-mail: [email protected]
Для цитирования
Шанкина С.В., Шанкин Ю.В., Шанкина Е.Ю. Организация проведения педагогической практики в вузах культуры и искусств // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 177. С. 81-89. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-81-89.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-81-89
ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN THE UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS
Svetlana Viktorovna SHANKINA1), Yury Viktorovich SHANKIN1,2), Evgeniya Yuryevna SHANKINA1)
1) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation 2) Federation of Sports Ball Dance 34 Chicherina St., Tambov 392027, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. We reflect specificity of the organization of pedagogical practice in the universities of culture and arts, where the fundamental elements of the structure of the organizational and pedagogical process are methodological approaches that form the system of organization of pedagogical practice in the field of choreographic art. We reveal the essence of synergetic, systemic, cybernetic, cultural, learner-centered, competence, innovative approaches, and also give the most important principles, conditions and forms of pedagogical practice in the universities of culture and arts, its functioning, development and interaction on the basis of methodological approaches. Presented organizational conditions of teaching practice at the university associated with the formation of professional and educational environment in the framework of the implementation of pedagogical practice in the field of culture and arts, which provide an opportunity to fully develop the creative potential of specialists in the field of choreography. We offer the authors' concept of passing of pedagogical practice for the purpose of individual development of programs by each student. It also presents opportunities for rethinking the goals, objectives, principles, content, methods, tools and organizational forms of the process of teaching practice in accordance with the requirements of the modern social order and the concept of modernization of the educational system in Russia.
Keywords: professional education; methodological approaches; pedagogical practice; choreographic art
References
1. Manger T.E. Diversifikatsiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v sotsial'no-kul'turnoy sfere: metodologiya, teoriya, praktika [Diversification of the System of Continuing Education in the Social and Cultural Sphere: Methodology, Theory, Practice]. Tambov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin Publ., 2007. (In Russian).
2. Shankina S.V., Chvanova M.S., Shankin Y.V. Sportivnye bal'nye tantsy. Differentsiatsiya sistemy nepreryvnoy professional'noy podgotovki spetsialistov sportivnykh bal'nykh tantsev [Competitive Ballroom Dancing. Differentiation of System of Continuous Professional Training of Specialists of Sports Ballroom Dances]. Saarbrücken, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2012. (In Russian).
3. Yureva M.N. Professional'no-tvorcheskoe stanovlenie lichnosti studenta-khoreografa v vuzakh kul'tury i iskusstv: metodologiya, teoriya, praktika [Professional and Creative Formation of the Personality of the Student-Choreographer in the Universities of Culture and Arts: Methodology, Theory, Practice]. St. Petersburg, Tambov, "Tsentr-press" Publ., 2010. (In Russian).
4. Yureva M.N., Makarova L.N. Lichnostno-professional'noe stanovlenie studenta-khoreografa v vuze: metodologiya i teoriya [Personal and Professional Development of a Student Choreographer at the University: Methodology and Theory]. St. Petersburg, Tambov, "Tsentr-press" Publ., 2009. (In Russian).
5. Gavrilyuk O.V., Galeeva R.B., Zhuravleva M.V. et al. Kompetentsii i kompetentnostniy podkhod v sovremennom obrazovanii [Competences and Competence Approach in Modern Education]. Saint-Louis, Publishing House "Science & Innovation Center", 2013. (In Russian).
6. Ananeva N.A., Andrusenko S.F., Denisova E.V., Zhuravlev M.V. Innovatsionnye formy, tekhnologii i metody obucheniya v sisteme obrazovaniya [Innovative Forms, Technologies and Methods of Instruction in the Education System]. Saint-Louis, Publishing House "Science & Innovation Center", 2013. (In Russian).
7. Oreshkina A.K. Pedagogicheskie sistemy v logike kul'turologicheskoy paradigmy [Pedagogical systems in the logic of cultural paradigm]. Professional'noe obrazovanie - Professional Education, 2008, no. 3. (In Russian).
8. Burtseva G.V. Tekhnologiya professional'nogo obucheniya pedagoga-khoreografa v kontekste innovatsionnoy deyatel'nosti [Technology of Professional Training of the Teacher-Choreographer in the Context of Innovative Activity]. Barnaul, Altai State Academy of Culture and Arts Publ., 2006. (In Russian).
9. Glikman I.Z. Teoriya i metodika vospitaniya [Theory and Methods of Education]. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2002. (In Russian).
10. Molotkova N.V. Strategiya razvitiya obrazovatel'nykh sistem v sovremennykh usloviyakh [Strategy of development of educational systems in modern conditions]. Professional'noe obrazovanie - Professional Education, 2003, no. 4. (In Russian).
Received 14 July 2018 Reviewed 9 August 2018 Accepted for press 15 October 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Shankina Svetlana Viktorovna, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Performing Arts Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Shankin Yury Viktorovich, Senior Lecturer of Performing Arts Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation; President of the Tambov Regional Public Organization "Federation of Sports Ball Dance", Head of the Tambov Regional Branch of the Russian Dance Union, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Shankina Evgeniya Yuryevna, Master's Degree Student in "Social and Cultural Activity" Programme. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] For correspondence: Shankina S.V., e-mail: [email protected]
For citation
Shankina S.V., Shankin Y.V., Shankina E.Y. Organizatsiya provedeniya pedagogicheskoy praktiki v vuzakh kul'tury i iskusstv [Organization of pedagogical practice in the universities of culture and arts]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 177, pp. 81-89. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-81-89. (In Russian, Abstr. in Engl.).