Научная статья на тему 'Особенности формирования содержания допрофессиональной подготовки будущих специалистов спортивных бальных танцев'

Особенности формирования содержания допрофессиональной подготовки будущих специалистов спортивных бальных танцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАП ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ / PERIOD OF PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF SPORT BALL DANCE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шанкина С. В., Шанкин Ю. В.

В статье рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществленной авторами на базе Центра бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина. Статья знакомит с результатами апробации авторской инновационной модели довузовской подготовки специалистов спортивных бальных танцев, выявляет наиболее актуальные и значимые проблемы личностно-профессионального развития детей в процессе занятий бальной хореографией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шанкина С. В., Шанкин Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions in forming the content of pre-professional training of future sport ball dance specialists

The article deals with the results of experimental work which has been carried out by the author in the centre of ball choreography «Fiesta-TSU» of Tambov state university named after G.R. Derzhavin. The article introduces the author's innovative model of preprofessional training of sport ball dance specialists, reveals the most important problems of children's personal-professional development during training in ball choreography.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования содержания допрофессиональной подготовки будущих специалистов спортивных бальных танцев»

ной сферы личности в ее саморазвитии, самосовершенствовании. Следовательно, в своей дальнейшей работе с молодежью необходимо уделить данной проблеме внимание.

Таким образом, результаты проведенного исследования еще раз показали нам, что учет и создание необходимых условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи обладают большими потенциальными возможностями. Общественные музеи, осуществляя целенаправленную деятельность по изучению и пропаганде локальной истории и микрокультуры, объединяют вокруг себя представителей и носителей данной культуры. Это позволило общественным музеям занять определенную нишу в культурной жизни Тамбовского края, стать важным звеном в формировании духовнонравственных качеств молодежи.

1. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. С. 19.

2. Борытко И.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001. С. 114.

Поступила в редакцию 15.08.2008 г.

Deryabina Yu.G. Experimental work of forming spiri-tual-moral features of the youth under the conditions of modem museum. The article is devoted to experimental consideration of the problem of forming of spiritual and moral features of the youth under the conditions of modem museum. The work emphasizes that museum presents itself both a social institute, and a special unique means of social experience translation, connection between history, the past and the present and the future in being of modem society. In this situation it is necessary to take into account and form necessary socio-cultural features of the youth in the activities of modem museums which possess great potential opportunities.

Key words: youth, museum, morality, spirituality.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин

В статье рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществленной авторами на базе Центра бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина. Статья знакомит с результатами апробации авторской инновационной модели довузовской подготовки специалистов спортивных бальных танцев, выявляет наиболее актуальные и значимые проблемы личностнопрофессионального развития детей в процессе занятий бальной хореографией.

Ключевые слова: этап допрофессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Этап допрофессиональной подготовки занимает существенное место в структуре непрерывного образования, в т. ч. и при подготовке специалистов спортивных бальных танцев (СБТ). Образовательная программа подготовки дошкольников и школьников включает I и II ступени в иерархии ступеней непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Она предусматривает, в конечном итоге, достижение базового уровня подготовки в области хореографического искусства и танцевального спорта. В процессе допрофессиональной подготовки специалистов СБТ формируется эстетическая культура личности, мотивационная готовность к обучению спортивным бальным танцам, направленность на профессиональную

деятельность, вырабатывается хореографическая культура исполнительского мастерства, физическая выносливость. Допрофессио-нальная подготовка, направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, становится фундаментом для перехода на следующий уровень подготовки специалистов спортивных бальных танцев - этап профессионального образования.

Для построения программы обучения определяющими являются педагогические цели, задачи и технологии обучения, которые проектируются в соответствии с возрастными группами. Цели обучения на этапе допрофессиональной подготовки специалистов

спортивных бальных танцев в большинстве случаев значительно отличаются от жизненных ориентиров обучаемых. Традиционная программа обучения спортивным бальным танцам варьируется и модифицируется в зависимости от конкретных условий и профильной направленности. С позиции системного подхода процесс обучения интегрирует в себе статическую модель (учебные планы и программы) и динамическую модель (сам процесс обучения). Исходя из того, что социальный заказ в концентрированном виде отражает дальнейшие жизненные ориентиры учащихся, при составлении учебного плана и программ преподаватель должен иметь возможность выбора глубины усвоения учебного материала и его целенаправленного содержания обучения спортивным бальным танцам.

Исходя из заданных параметров глубины усвоения материала целесообразно разделить содержание учебного материала на три уровня, соответствующие каждому разделу до-профессиональной подготовки специалистов СБТ. В дальнейшем такую дифференциацию будем называть «уровневой».

Первый уровень - базовая подготовка в области хореографического искусства и танцевального спорта.

Второй уровень - расширенная подготовка, необходимая для дальнейшего развития и повышения качественного уровня исполнительского мастерства обучающихся спортивным бальным танцам.

Третий уровень - углубленная подготовка, необходимая для абитуриентов, поступающих в вузы, готовящие специалистов СБТ.

Методика обучения спортивным бальным танцам на этапе допрофессиональной подготовки включает следующие компоненты:

- выявление взаимосвязей в компонентах системы ценностей учащихся дошкольного и школьного возраста;

- ранжирование выявленных элементов в отношении мотивации и призвания к профессиональной деятельности;

- обеспечение педагогических условий необходимых для этапа допрофессиональной подготовки;

- введение в содержание допрофессиональной подготовки специалистов СБТ профильных дисциплин (основы классической хореографии; основы бальной хореографии;

основы народно-сценической хореографии; современные танцевальные направления; свободная пластика; актерское мастерство; искусство балетмейстера, соревновательная практика и т. д.), позволяющих интегрировать и реализовать полученные специальные знания, умения и навыки и стимулирующих к продолжению обучения в вузах, готовящих специалистов спортивных бальных танцев;

- использование современной технологии обучения спортивным бальным танцам на этапе допрофессиональной подготовки;

- направленность образовательного процесса на профессиональную ориентацию.

С целью реализации предложенной авторской модели довузовской подготовки автором было осуществлено экспериментальное исследование.

Опытно-экспериментальной работой были охвачены четыре группы детей разного возраста, занимающиеся в Центре бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина. Эксперимент продолжался с 2001 по 2008 г. В эксперименте было задействовано 120 человек, из которых

- группа дошкольного возраста (1-2 год обучения) - 40 человек;

- группа младшего школьного возраста (3-4 год обучения) - 40 человек;

- группа подросткового возраста (5-6 год обучения) - 20 человек;

- группа старшего школьного возраста (обучающихся более 6 лет) - 20 человек.

Опытно-эксперементальная работа охватывала несколько этапов:

- изучение особенностей отношения, мышления, интересов обучаемых в области хореографического искусства и танцевального спорта, а также их динамики;

- апробация разработанных нами методики диагностирования и критериев оценки уровня сформированности исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам;

- обобщение результатов опытно-экспе-риментального исследования на этапе допрофессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Практическая работа в Центре бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина строилась по определенному плану с учетом возрастных и психофизиологических

особенностей. В образовательный процесс входили специальные дисциплины:

- основы классической хореографии;

- основы танцев Европейской программы;

- основы танцев Латиноамериканской программы;

- историко-бытовой танец;

- основы народно-сценической хореографии;

- современные танцевальные направления;

- актерское мастерство;

- искусство балетмейстера;

- история хореографического искусства и танцевального спорта;

- общая физическая подготовка и т. д.

Обучение в Центре бальной хореографии

«Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина включает в себя следующие формы работы: учебные занятия (уроки, тренировки) - групповые, индивидуальные, самостоятельные, открытые, семинарские, выездные; исполнительская практика - концерты, фестивали, конкурсы, соревнования, тематические встречи, вечера и т. п.

Для оценки уровня исполнительского мастерства (и, соответственно, профессиональной готовности) использовались как традиционные формы аттестации, так и нетрадиционные, обусловленные спортивными достижениями учащихся (открытый урок, экзамен, рейтинг пары, результаты соревнования, конкурса, фестиваля, участие в концертах).

В период исследования хореограф-тренер-педагог анализировал реакцию обучаемых на объяснения, их ответы на вопросы, связанные с искусством танца и спорта, с тем, чтобы выявить изменение мышления, мировоззрения, вкуса, эстетических потребностей и отношений к творческой деятельности.

В режиме диалога с учащимися удалось отследить приоритеты, характеризующие отношение к процессу обучения спортивным бальным танцам и мотивационную направленность на обучение:

- дошкольная возрастная категория -подвигаться под музыку, поиграть;

- младший школьный возраст - разучить танцы и выглядеть красивыми;

- подростковая и старше школьная возрастная категория - отношение к учебно-

му процессу и направленность на профессиональную деятельность.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на раскрытие понятий, отражающих понимание детьми содержания и функций бального танца. Посредством беседы с детьми первого года обучения обсуждались вопросы «Что такое танец?» и «Зачем нужен танец?». В середине второго года обучения осуществлялся сравнительный анализ суждений и определений, представленных учениками первого и второго года обучения. В ответах, полученных от учащихся первого года обучения, доминирует индивидуальное понимание значения и функций танца: «Поняла, что мне нравиться танцевать», - говорит Кристина С.; «Танец поднимает мне настроение», - считает Паша Я.; «Оказалось, что танец - это я сам», - отмечает Никита Н.; Наталья В. предполагает, что она «узнала, что такое гармония движений»; а Ратмир С. открыл для себя танец как выступление на сцене.

Все учащиеся занимались по единой программе взаимодействия, с одними и теми же педагогами, в единой ситуации обучения. Им было предложено учитывать важнейшие стороны педагогического процесса системы непрерывной подготовки специалистов СБТ. Педагоги варьировали способы выполнения тренировочных заданий (тестовый тренинг, ассоциативный тренинг, хореографический тренинг, физический тренинг и т. д.). В целенаправленно создаваемых педагогических ситуациях, ориентированных на развитие новых ощущений пластических возможностей каждого, учащиеся смогли выявить личностную природу танца, оценить его содержание на индивидуально-философском уровне, сформированном собственной практикой познания данного вида искусства.

Констатирующий этап экспериментального обучения спортивным бальным танцам позволил сделать следующие выводы о педагогическом процессе обучения спортивным бальным танцам на этапе допрофессиональ-ной подготовки специалистов СБТ:

- даже при разных показателях танцевальных способностей дети, прошедшие через опытно-экспериментальные занятия, обнаружили более развитую познавательную активность;

- первоначальное развитие обучаемых становится более эффективным, если обращаться в процессе обучения не к технике танца, а к овладению представлениями о пластических образах хореографического текста;

- обучение становится более успешным и эффективным, если дети заранее представляют цели, связанные с реализацией исполнительских навыков в столь экспрессивном и зрелищном виде творчества;

- эффективность развития познаний учащихся в области хореографического искусства существенным образом зависит от реализации их первоначальных интересов, учета потребностей, а также от характера взаимодействия в межличностном общении, в коллективе, от умения преподавателя учитывать личностное самоопределение в экстремальной ситуации;

- применение десятибалльной шкалы оценок, а также оценивание во время соревнования по системе «Скейтинг», способствует развитию хореографической культуры, исполнительского мастерства и имеет столь же важное значение, как и в обучении по другим предметам;

- для процесса допрофессиональной подготовки специалистов СБТ важно своевременное выявление природных возможностей (в виде танцевальных способностей и физических возможностей), а также соотнесение их с ожидаемыми результатами обучения, которые фиксируются посредством различных доминирующих видов деятельности: сценический показ, просмотр, конкурс, соревнование, фестиваль, творческая или экзаменационная аттестация, выступление перед родителями;

- процесс формирования готовности к профессиональной деятельности требует от педагога наличия таких профессиональноличностных качеств, как артистизм, педагогическая интуиция, творческое воображение, педагогическая импровизация, наблюдательность, исполнительское мастерство. Помимо этого, требуют развития выразительные качества: пластика, эмоциональность, внешняя выразительность и взаимодействие, сотрудничество педагога и учащихся на протяжении всего периода обучения.

Для выявления уровня сформированно-сти познавательных интересов учащихся

школьного возраста в области бальной хореографии было проведено специальное исследование, в ходе которого изучался общий интерес к различным видам хореографического искусства, а также представлений, формируемых посредством регулярных занятий спортивными бальными танцами. Учащимся было предложено ответить на вопросы специальной анкеты.

На вопрос о том, что Вас привело к обучению танцам, были получены следующие ответы: 50 % пришли в Центр бальной хореографии по желанию родителей, и 50 % -по собственному желанию. Исходя из этого особое внимание в работе с учениками должно быть уделено повышению собственной мотивации и интереса к спортивным бальным танцам.

После окончания экспериментальной работы было проведено повторное анкетирование, анализ результатов которого показывает, что абсолютно все (100 %) опрошенные хотели бы продолжать обучение спортивным бальным танцам, причем 80 % - профессионально.

В процессе эксперимента при обучении спортивным бальным танцам выявились доминирующие мотивы, которые привели к занятиям танцами: улучшить физические способности - 87,5 %; улучшить эмоциональное и психическое состояние - 87,5 %; научиться хорошо двигаться и узнать новые танцевальные направления - 100 %.

Практически все обучаемые (100 %) считают, что занятия спортивными бальными танцами оказывают положительное влияние на развитие музыкального слуха и ритма, развитие координации и пластики, творческой активности, эстетического вкуса. Формирование данных качеств средствами спортивных бальных танцев оказывает позитивное влияние на развитие эстетической культуры личности.

Проведенное в рамках эксперимента анкетирование позволило нам создать целостное представление об изменениях отношений и мотивационной направленности учащихся в процессе обучения спортивным бальным танцам.

Наибольшие изменения (в сторону увеличения) произошли в позициях респондентов относительно формирования эстетических качеств вкуса - на 20 %, навыков хорошего

тона и правил поведения - на 15 %, чувства коллективизма и взаимовыручки - на 10 %, творческой активности на 12,5 %, музыкального слуха и ритма - на 7,5 % (отмечено практически у всех [100 %] участников опроса); развития физических качеств выносливости - на 15 %, силы мышц - на 13 %; изменений в психологическом и эмоциональном состоянии, уравновешенности, способности преодолевать трудности - на 22,5 %, получения от занятиях спортивными бальными танцами положительного эмоционального заряда - на 33%. Выявлены также приоритеты в изучении танцевальных направлений: среди опрошенных особо популярны латиноамериканские танцы (увеличение интереса на 15 % у абсолютно всех участников опроса). Интерес к танцам европейской программы возрос на 17,5 %, что характерно для 62,5 % опрошенных. По другим танцевальным направлениям мы наблюдаем не столь яркий рост интересов, но это связано с спецификой работы Центра бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина, которая направлена на углубленную подготовку специалистов СБТ, вследствие чего другие танцевальные направления изучаются на ознакомительном уровне.

Исходя из результатов исследования мы видим, что занятия спортивными бальными танцами являются эффективным средством для решения многих задач и способствуют оптимизации эмоционального, психологического и физического состояния человека, а также являются эффективным средством организации процесса эстетического развития личности. Таким образом, констатирована необходимость еще больше популяризировать обучение спортивным бальным танцам для формирования профессиональной направленности на деятельность в данной сфере.

Для определения уровня сформированное™ качеств исполнительского мастерства в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев на этапе допрофессиональной подготовки была разработана специальная анкета, в основу которой были положены специально выделенные нами критерии.

В ходе эксперимента по выявлению уровня сформированности качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам группы дошкольного возраста (1-2 год обучения) можно сделать вывод о том, что на данном этапе обучения динамично формируются все критерии, но особенно ярко выражен прогресс в развитии таких критериев, как музыкальность, ритмичность и внешний вид.

На 3-4 году обучения (младший школьный возраст) также наблюдался активный рост исполнительского мастерства по всем критериям, но наибольшие позитивные изменения отмечены по таким показателям, как гармония линий, элегантность, легкость, пластичность, мягкость.

У обучающихся в третьей группе подросткового возраста за время эксперимента отмечалось улучшение достигнутых показателей, что, вероятно, можно объяснить активным физиологическим ростом в данный период. Но благодаря приобретенным умениям и навыкам, убеждениям, работоспособности, поисково-творческим, исполнительским практическим качествам, благодаря соревновательному стимулу, динамично раскрылись такие важные и сложные критерии сформированности качеств исполнительского мастерства, как техничность, виртуозность и динамичность.

В группе старшего школьного возраста (обучающихся более 6 лет) отмечены наивысшие достижения по всем показателям. Однако самого высокого уровня исполнительского мастерства достигают лишь единицы, внимание же большинства учащихся захватила активная творческая деятельность, нашедшая наиболее яркое выражение в таких критериях, как художественность, артистичность и сознательное отношение к нормам поведения.

Сравнительный анализ результатов эксперимента во всех экспериментальных группах, исходя из суммарного критерия динамики сформированности качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам в Центре бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина, представлен в табл. 1 и рис. 1.

Таблица 1

Суммарный критерий динамики уровня сформированности качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам в Центре бальной хореографии

«Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина.

№ групп Средний уровень 1 2 3 4

До эксперимента, в % 14,2 36,1 61,8 78,6

После эксперимента, в % 35,3 61,8 78,9 92,7

Изменение среднего уровня по группе, в % 21,1 25,7 17,1 14,1

100

До эксперимента

№ Г рупп

После эксперимента

Рис. 1. Суммарный критерий динамики уровня сформированности качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам в Центре бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина

Результаты эксперимента позволили выявить существенные изменения и динамичный рост уровня сформированности качеств исполнительского мастерства как в целом, так и по определенным критериям и показателям на каждом из возрастных уровней обучения. Данные критерии и показатели необходимы для планирования учебно-воспитательного процесса на этапе допрофессио-нальной подготовки. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенных модели и технологии формирования качеств исполнительского мастерства.

Полученные экспериментальные данные убеждают нас в том, что формирование качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам открывает новые перспективы для совершенствования педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ.

Эксперимент позволил определить приоритетные методы профессиональной ориен-

тации учащихся дошкольного и школьного возраста системы непрерывной подготовки специалистов СБТ в соответствии с ее содержанием:

- первую группу составляют методы профессионального самовоспитания самих учащихся;

- вторую группу составляют методы сбора информации об учащемся и методы управления профессиональным воспитанием, которые использует преподаватель в процессе ориентации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- третью группу составляют методы профилирующих дисциплин в области хореографического искусства и танцевального спорта.

Использование данных методов положительно сказывается на профессиональном самоопределении учащихся, осознанном выборе профессии и дальнейшем обучении в вузах, готовящихся специалистов СБТ.

Эффективность предложенного содержания профессиональной ориентации и ме-

тодов ее проведения среди учащихся дошкольного и школьного возраста на профессию подтверждена следующими показателями:

- в профессиональной направленности учащихся экспериментальной группы старшего школьного возраста танцевальная направленность составила 60 %, педагогическая 40 %, тогда как в начале эксперимента в этой же группе танцевальная была 80 %, а педагогическая - 20 %, т. е. изменилась значительно;

- готовность к профессиональному самоопределению в конце эксперимента составила 80 %, по сравнению с показателем начала эксперимента - 20 %.

Представленная информация, полученная в ходе экспериментального изучения особенностей допрофессиональной подготовки в системе непрерывной подготовки

специалистов СБТ, окажется полезной для дальнейших проектных разработок, направленных на совершенствование организации процесса обучения спортивным бальным танцам.

Поступила в редакцию 20.08.2008 г.

Shankina S.V., Shankin Y.V. Main directions in forming the content of pre-professional training of future sport ball dance specialists. The article deals with the results of experimental work which has been carried out by the author in the centre of ball choreography «Fiesta-TSU» of Tambov state university named after G.R. Derzhavin. The article introduces the author’s innovative model of preprofessional training of sport ball dance specialists, reveals the most important problems of children’s personal-professional development during training in ball choreography.

Key words: period of pre-professional training of sport ball dance specialists.

ТЕХНОЛОГИЯ САМОИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ССУЗА В УСЛОВИЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ М.А. Хмелевская

Самоисследование качества образовательной деятельности в ссузе является одним из механизмов его развития. Достоинством самоисследования качества образовательной деятельности является его направленность на профессионально-личностное саморазвитие всех субъектов образовательного процесса. В работе предложены этапы технологии самоисследования качества образовательной деятельности ссуза в условиях его развития.

Ключевые слова: самоисследование, качество образовательной деятельности, развитие ссуза, инновационный процесс, саморазвитие.

В настоящее время основной тенденцией в области гарантий качества среднего профессионального образования становится перенос центра тяжести с процедур контроля качества деятельности образовательного учреждения на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки (самоисследования) образовательного учреждения на основе моделей управления качеством. В этом контексте самоисследование качества образовательной деятельности ссуза можно рассматривать как отправную точку эффективной гарантии качества. В связи с этим важно, чтобы образовательное учреждение обладало средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности.

Самоисследование качества образовательной деятельности мы рассматриваем как механизм развития ссуза, когда персонал учебного заведения совместно со студентами проводит мониторинг, самоанализ и самооценку качества инновационных процессов, условий и результатов выполнения основных образовательных программ. Эта работа крайне важна, т. к. позволяет коллективу критически осмыслить результаты своего труда, выявить достижения, недостатки, их причины, наметить пути их улучшения, поставить конкретные цели и задачи на будущее, установить степень взаимосвязи результатов деятельности, процесса и условий обучения, запланировать направления развития ссуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.