ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
С. В. ШАНКИНА
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществленной автором в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Автор раскрывает современные проблемы и тенденции оптимизации системы непрерывной профессиональной подготовки кадров для сферы спортивных бальных танцев. В статье подробно рассмотрены выявленные автором организационные и психологопедагогические механизмы личностно-профессионального развития в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Ключевые слова дифференцированный подход, профессиональная подготовка, спортивные бальные танцы.
Дифференцированный подход предусматривает перестройку учебного процесса в оптимальном режиме для разных групп, обучаемых в соответствии с их потребностями, возможностями, интересами, и с обязательным обеспечением возможностей для полноценного образования каждого обучаемого. Цель дифференциации - преодоление однообразия в организации учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей и особенностей обучаемых [1].
Данный подход оказывается крайне важным в любой педагогической системе, в частности и в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (далее СБТ).
С целью апробации инновационной модели системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ, проведено экспериментальное исследование, в основу которого была положена авторская концепция системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ. Основной целью является выявление комплекса и особенностей использования методологических подходов к формированию системы непрерывной профессиональной подготовки специалиста (педагога-тренера-хореографа) спортивных бальных танцев, обоснование теоретических основ процесса его подготовки в системе непрерывного образования и разработке содержания и технологий обучения на каждом этапе [2].
При организации педагогического процесса системы непрерывной профессиональной подго-
товки специалистов СБТ обучающимся была предоставлена возможность выбрать свою траекторию продвижения при обучении. Это обеспечило реализацию уровневой и профильной дифференциации обучения и личностно-ориентированного подхода [3].
Маршрут выбирался на основе анкетного опроса, контрольного опроса и беседы с обучающимися. Затем строилась индивидуальная технологическая карта для каждого обучающегося.
В рамках полного цикла обучения были выделены промежуточные ступени с целью расчленения образовательного процесса и организации контроля на каждом этапе подготовки (допрофес-сиональной, профессиональной, совершенствования профессиональной подготовки). Это способствовало более эффективному, последовательному достижению заданных конечных результатов, осуществлению корректировки индивидуальных и групповых показателей знаний, умений и навыков через составления нормы-образца (эталона) повышения уровня подготовки на каждом этапе системы непрерывного образования.
Приоритетными направлениями использования инновационных технологий в процессе непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ стали: индивидуализация обучения, тренинг профессиональных навыков, устранение пробелов основных знаний и умений, демонстрация динамических процессов, изучение трудно усваиваемых понятий, моделирование различных педагогических процессов [5].
В случае реализации компенсаторной функции средства коммуникационных технологий для обучающего играют особую роль, обеспечивая устранение пробелов в образовании за счет индивидуализации обучения, тренинга, самоподготовки.
Реализация корригирующей функции позволяет изучить и обобщить принципиально новую информацию, появившуюся в результате изменения новой интегрированной профессиональнообразовательной среды, частных методик, передового опыта. Значение ее реализации усилилось в связи с появлением школ различного типа, учреждений дополнительного образования в области хореографического искусства и танцевального спорта, с увеличением потребности в информации по организации педагогического процесса в этих школах.
Корригирующая функция направлена на преодоление устаревших стереотипов мышления и методов работы, овладение новейшей, современной технологией управленческой и методической деятельности. Для реализации этой функции большое значение имеет необходимость интеграции хореографического искусства и танцевального спорта, с ее помощью можно усовершенствовать подготовку специалистов СБТ, внедряя в технологические процессы инновационные программы обучения спортивным бальным танцам, осуществить тренинг различных навыков.
При реализации функций формирования творческой активности обучающихся необходимо участие в творческих мероприятиях (концерты, соревнования, тематические вечера и т. д.), международных и общероссийских проектах, грандах по актуальным проблемам в сфере культуры и спорта и др.
Основой проектирования инновационных технологий должен стать личностно-деятельностный подход. Цель такого подхода - содействовать развитию личности обучаемого, формировать у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных и профессиональных ситуациях с осознанием личной ответственности. Результаты реализации подхода заключаются в следующем: у обучаемых появляется устойчивый интерес к использованию инновационных технологий в своей профессиональной деятельности, формируются потребности в самообучении, саморазвитии [4].
Расширение использования инновационных технологий в системе непрерывной профессиональной подготовки представляется важным как с точки зрения психологических особенностей
обучаемых, так и с дидактических позиций: возрастает роль инновационных технологий обучения, которые, формируют такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность; возрастает значение сотрудничества между преподавателем и обучающимся. Задача преподавателя -организация учебной деятельности, в процессе которой формируется познавательный подход, творческое отношение к делу, стремление к самосовершенствованию; главные ориентиры -профессиональная компетентность, кругозор, навыки индивидуальной и коллективной профессиональной и социальной деятельности, широкое использование активных и инновационных технологий обучения.
Уровень профессиональной компетентности может быть зафиксирован как обобщенный результат обученности (теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого опыта, профессионально-личностных качеств), опосредованный в процессе проектировочной деятельности. Для целей исследования важной становится диагностика исходного уровня обучающегося на каждом этапе системы непрерывной профессиональной подготовки СБТ.
В процессе экспериментального обучения в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ были выделены четыре типа педагогического взаимодействия:
1. преодоление непродуктивности действий и сопротивления в режиме инноваций;
2. сотворчество с последующей коррекцией умений и навыков;
3. равное партнерство;
4. творческая команда.
Для удовлетворения потребностей обучаемых с учетом: индивидуальных и психологических особенностей; условий их профессиональной деятельности; базового образования; а главное - с учетом социального заказа разработана технология построения индивидуализированного маршрута и программы обучения с учетом уров-невой и профильной дифференциации. Учитывая постоянно изменяющееся содержание обучения, адекватного изменению социального заказа общества, программы разработаны на основе блочно-модульного подхода к организации содержания обучения.
Содержание педагогического процесса определяется соответственно индивидуализированной траектории обучения. Для управления учебным процессом мы разработали систему контроля и диагностики.
При обучении был, организован входной, рубежный и итоговый контроль (квалификационный экзамен).
Входной контроль, проводимый наряду с собеседованием, тестированием и анкетированием, позволил определить уровень подготовки обучающихся, выявить наиболее типичные пробелы в знаниях и умениях, учесть потребности обучающихся и их возрастные психологические особенности. Результаты позволили определить объем учебного материала, выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения на каждом этапе системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ.
В конце каждого этапа обучения был организован рубежный контроль, который предусматривал определение индивидуальных и групповых показателей усвоения учебного материала с целью оценки эффективности обучения и выявления круга вопросов, на которые следует обратить внимание при проведении очередного этапа, а также определения степени и меры помощи со стороны педагога.
Рубежный контроль позволил получить информацию об оптимальной траектории обучения. Показатели рубежных проверок учитывались при выставлении оценки на выходном контроле в виде нормы-образца уровня обученности на каждом этапе системы непрерывной профессиональной подготовки СБТ.
В конце полного цикла обучения проводился итоговый контроль, который устанавливал достижение уровня овладения учебным материалом и подготовленности специалиста к сдаче квалификационного экзамена.
Наиболее эффективной была признана контролирующая система «Контроль» [6], базирующаяся на контроле результатов обучения посредством тестирования, контрольных вопросов и анкетирования, выявляющая уровень подготовленности и потребности обучающихся, их личностные качества и позволяющая определить индивидуальную траекторию прохождения обучения в системе непрерывной профессиональной подготовки СБТ.
Для определения показателей мотивации использовался метод самооценки. Этот метод, на наш взгляд, имеет достаточно высокую надежность, что подтверждается нашими выводами, основанными на предварительном сравнении самооценок группы, экспертных оценок методистов и оценки исследователя.
Оценка уровней освоения производилась по стобалльной шкале:
- оптимальный уровень - 90-100;
- допустимый уровень - 60-89;
- критический уровень - 40-59;
- недопустимый уровень - 0-39.
Изменение уровня мотивации связано с тем,
что большинство обучающихся не знали функциональных возможностей инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, не четко представляли направление своей будущей профессиональной деятельности. Затруднения, связанные с неправильным подходом к планированию учебного процесса и неумением использовать в практической деятельности накопленные знания, умения и навыки, негативно отражались на уровень развития профессиональной творческой деятельности. После обучения большинство проблем было устранено.
Для оценки эффективности созданных педагогических условий ежегодно проводился сопоставительный анализ уровня подготовки на каждом этапе обучения. Для расчета каждого из критериев использовалась стобалльная шкала, которая применялась в отношении каждого участника опроса. Затем определялся общий показатель данного критерия по группе, как сумма показателей всех учащихся. Рассчитывался также процентный показатель данной группы в соотношении с эталонным показателем (т. е. максимально возможным показателем группы). Аналогичная процедура была произведена в отношении других критериев. Определялся интегральный показатель динамики роста уровня подготовки на каждом этапе системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ как суммарный показатель (в %) всех критериев по каждой группе.
Сравнительный анализ результатов эксперимента во всех экспериментальных группах, исходя из интегрального показателя динамики уровня подготовки на этапе допрофессионально-го образования у обучающихся спортивным бальным танцам, представлен в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Интегральный показатель динамики роста уровня подготовки на этапе допрофессионального образования у обучающихся спортивным бальным танцам
№ группы Среднии~~~~~~^^ уровень 1 2 3 4
До эксперимента (в %) 14,2 36,1 61,8 78,6
После эксперимента (в %) 35,3 61,8 78,9 92,7
Изменение среднего уровня по группе (в %) 21,1 25,7 17,1 14,1
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
х
о
з
о
а
с
До эксперимента
№ Групп
После эксперимента
Рис. 1. Интегральный показатель динамики роста уровня подготовки на этапе допрофессионального образования
у обучающихся спортивным бальным танцам
Результаты эксперимента позволили выявить существенные изменения и динамичный рост уровня подготовки на этапе допрофессионального образования у обучающихся спортивным бальным танцам как в целом, так и по определенным критериям и показателям, в каждой возрастной группе обучения. Данные критерии и показатели необходимы для планирования учебно-воспитательного процесса на этапе допрофессиональной подготовки. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенных модели и технологий формирования качеств исполнительского мастерства. Установлено, что при правильном планировании и учете психофизиологических особенностей учащихся оптимизируется учебно-воспитательный процесс, способствующий формированию направленности на продолжение профессиональной подготовки в области хореографического искусства и танцевального спорта.
Анализ результатов на этапе профессиональной подготовки позволил подтвердить эффективность предложенной теоретико-прогностической модели системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ. Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы на этапе профессиональной подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования использовалась совокупность показателей готовности к достижению высокого профессионального уровня.
Проводилась сравнительная оценка результатов деятельности студентов за все годы обучения
(результаты рубежного контроля обучения, количественные и качественные показатели участия в фестивалях, конкурсах, соревнованиях, конференциях; количество публикаций в рамках НИРС, качество написания рефератов, курсовых и дипломной работ и т. д.).
Комплексная оценка свидетельствует о положительной динамике готовности к профессиональной деятельности (все выпускники трудоустроены 97 % по специальности, 50 % выпускников среднепрофессиональных учреждений успешно поступили в вуз) и также позволяет подтвердить качественный рост научно-творческой активности (10 % выпускников вуза поступило в аспирантуру).
Наряду с этим, контроль качества полученных углубленных знаний и навыков на этапе профессиональной подготовки специалистов, проводимый учебной частью образовательного учреждения (контрольные опросы, тесты, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые работы, дипломная работа и мн. др.), в связи с опытно-экспериментальной работой был нами дополнен наблюдением, анкетированием, собеседованием. Результаты проверки первоначального уровня готовности студента отражены в оценочной карте, которая заполнялась на каждого испытуемого, и в 100 балльной системе определялся уровень интегрированных знаний, умений и навыков. Аналогичным образом в конце эксперимента определялся интегральный показатель динамики роста уровня готовности к профессиональной деятельности в процентном соотношении.
Интегральный показатель динамики роста уровня подготовки на этапе профессионального образования представлен в таблице 2 и на рисунке 2, где ярко выражена динамика роста уровня профессиональной подготовки в 4 группе студентов обучающихся с применением инновационных технологий.
Результаты опроса на первом курсе: 20 % оценили свой уровень достаточно высоко; 60 % оценили свой уровень, как средний; 20 % студентов - достаточно низко. Самооценка студентов показала, что только 40 % могли оценить себя объективно, а у остальных студентов самооценка была завышена 50 %, занижена 10 %.
Таблица 2
Интегральный показатель динамики роста уровня подготовки на этапе профессионального образования
№ Групп Средний уровень 1 2 3 4 Общ. ср-й Уровень (%)
До эксперимента (в %) 20,6 21,3 27,3 33 25,5
После эксперимента (в %) 73 73,4 81,1 87,6 70,5
Изменение среднего уровня по группе (в %) 52,4 52,1 53,8 54,6 45
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
х
о
3
о
а
с
До эксперимента
№ Групп
После эксперимента
Рис. 2. Интегральный показатель динамики роста уровня подготовки на этапе профессионального образования
После эксперимента данные изменились следующим образом, все студенты объективно оценили свой уровень готовности к профессиональной деятельности: 60 % студентов оценили свой уровень, как высокий (оптимальный), 30 % студентов - как допустимый; на недопустимом уровне нет ни одного студента, так как студенты с низким уровнем были отчислены по неуспеваемости, а 10 % студентов вышли в критический уровень.
Анализ результатов, полученных на основе успеваемости студентов, анкетирования, наблюдения за научно-творческими успехами студентов в учебном процессе и индивидуальная форма работы с ними, позволил корректировать как организацию, так и содержание учебного процесса, а также прогнозировать процесс обучения на старших курсах.
Для оценки эффективности созданных педагогических условий ежегодно проводился сопос-
тавительный анализ уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов СБТ. Обработка данных представлена в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3
Интегральный показатель динамики роста уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки
Уровни готов- ности Количество студентов (%)
Входная диагностика I курс обучения II курс обучения III курс обучения IV курс обучения После экс- пери- мента
1 - Недопустимый 40 30 20 10 0 0
2 - Критический 30 15 10 10 10 10
3 - Допустимый 20 20 25 30 30 30
4 - Оптимальный 10 35 45 50 60 60
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
о
р
с
Уровни готовности
До эксперимента
После эксперимента
Рис. 3. Интегральный показатель динамики роста уровня готовности к профессиональной деятельности
на этапе профессиональной подготовки
Об уровне сформированности знаний и умений на этапе совершенствования профессиональной подготовки, мы судили по результатам модульно-рейтинговой оценки качества знаний, рубежных контрольных работ, уровню самооценки, выставляя оценку аналогично предыдущим этапам по сто балльной шкале. Затем сравнивали ее с соответствующими результатами до прохождения курсов повышения квалификации.
Изменение на основе интегрального показателя динамики роста уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе совершенствования профессиональной подготовки показали, что после прохождения курсовой подготовки наблюдается положительная динамика роста уровня
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
готовности. Это отражено в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4
Интегральный показатель динамики роста уровня подготовки на этапе совершенствования профессионального образования
№ Групп Средний уровень 1 2 3 4 Общ. ср-й Уровень (%)
До эксперимента (в %) 22,3 31,3 34,3 38,4 31,5
После эксперимента (в %) 60,7 66,3 76,5 79,7 70,8
Изменение среднего уровня по группе (в %) 38,4 35 42,2 41,3 39,2
X
си
з
о
р
с
До эксперимента
№ Групп
После эксперимента
Рис. 4. Интегральный показатель динамики роста уровня подготовки на этапе совершенствования профессионального образования
Для оценки эффективности созданных педагогических условий инновационного эксперимента, ежегодно проводился сопоставительный анализ профессиональной деятельности педагогов бальных танцев, прошедших обучение по экспериментальной программе совершенствование профессиональной подготовки специалистов СБТ. Обработка данных о посещении уроков и внеурочных мероприятий свидетельствует о том, что 90 % обучавшихся на курсах используют инновационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные свидетельствуют о том, что уровень готовности и результативность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности могут быть существенно повышены на этапе совершенствования профессиональной подготовки, если в системе переподготовки и повышения квалификации созданы условия, соответствующие профессиональной среде специалиста и способствующие его готовности к совершенствованию профессиональной деятельности.
Экспериментальная работа на этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов СБТ предполагала использование
дифференцированного обучения, что предусматривало перестройку учебного процесса в оптимальном режиме для разных групп, обучаемых в соответствии с их основным местом работы и конечно же потребностями, возможностями, интересами и творческими способностями.
Опытно-экспериментальная работа показала, что, чем выше уровень профессиональной компетентности, тем больше требуется степеней свободы для обучающегося и наоборот. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что показатели оптимального уровня совершенствования профессиональной готовности возросли с 10 до 50 %. Напротив, показатели критического уровня готовности снизились с 40 до 5 %. (табл. 5, рис. 5).
Таблица 5
Интегральный показатель динамики роста уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе совершенствования профессионального образования
Уровни Количество респондентов (%)
готовности Входная После
диагностика эксперимента
1 - Недопустимый 0 0
2 - Критический 40 5
3 - Допустимый 50 45
4 - Оптимальный 10 50
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
о
а
с
Уровни готовности
До эксперимента
После эксперимента
Рис. 5. Интегральный показатель динамики роста уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе совершенствования профессионального образования
4
Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные свидетельствуют о том, что уровень и результативность профессиональной подготовки с помощью использования дифференцированного подхода в системе непрерывной профессиональной подготовки специали-
стов СБТ, может быть существенно повышен, если на каждом этапе подготовки данной системы созданы дидактические условия, соответствующие профессионально-образовательной среде будущего специалиста и способствующие его готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, дифференциация системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ предоставляет возможность построения принципиально новой модели обучения, ориентированной на личностные особенности и потребности, обучающихся к профессиональной деятельности в условиях современной интегрированной профессионально-образова-
тельной среды. В процессуальном смысле она реализуется в связи с поэтапной преемственностью (целевой, содержательной, технологической), в содержательном смысле она охватывает все компоненты системы (допрофессиональной, профессиональной, совершенствования профессиональной подготовки) специалистов СБТ, предоставляя возможность реализации дифференцированного подхода.
Литература
1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социальнокультурные проблемы. Ростов н/Д, 2001.
2. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. № 6.
3. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М., 2006.
4. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38.
5. Орешкина А. К. Развитие образовательного процесса в системе непрерывного образования. М., 2007.
6. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. М., 2004.
* * *
DIFFERENTIATION OF EDUCATION IN CONTINUING VOCATIONAL TRAINING SYSTEM OF SPECIALIST IN BALL-ROOM DANCING
S. V. Shankina
The results of research work realized by author in the continuing vocational training system of specialists in ball-room dancing are considered. The author discloses the modern problems and trend of optimization of continuing vocational training system of personnel for ball-room dancing. This paper gives a detailed account revealed by author of organizational and psycho-pedagogical mechanisms of personality and professional development in the continuing vocational training system of specialists in ball-room dancing.
Key words: differentiation of education in the vocational training system of specialists in ball-room dancing.