МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
С.В. Шанкина
Обращение к проблемам подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования входит в число актуальных направлений в области педагогики. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его познанию и преобразованию. В последние годы новая методология осмысления социальной и педагогической ценности интеграции искусства танца и спорта требует реформирования подходов к подготовке специалистов спортивных бальных танцев, понимания потребности в системном, целостном изучении и развитии теории и практики непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Ключевые слова: Проект педагогической системы непрерывной подготовки специалистов (СБТ), модель управления педагогической системой непрерывной подготовки специалистов (СБТ).
Созданная на протяжении десятилетий система непрерывного образования в сфере спортивных бальных танцев (далее СБТ) в современных условиях столкнулась с острой необходимостью реформирования и диверсификации в соответствии с изменившимися требованиями социума, но с учетом фундаментальных теоретико-методологических и научно-методических достижений отечественной и зарубежной хореографической педагогики.
Оптимизация педагогического процесса в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ, по нашему мнению, должна осуществляться посредством педагогического проектирования и моделирования, ориентированных, прежде всего, на технологическое перевооружение, результативность и высокую эффективность.
Исходя из этого, структура педагогического процесса системы непрерывной подготовки специалистов СБТ, может включать следующие этапы: этап проектирования модели, этап реализации модели на практике и этап оценки результативности моделирования (рис. 1).
На этапе проектирования педагогической модели необходимо использовать уже имеющийся опыт технологических инноваций, а также приоритетные тенденции и концепции подготовки специалистов в области спортивных бальных танцев, нашедших отражение в федеральном и региональном компонентах образовательных программ, выстроенных в соответствии с требованиями
Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к сфере спортивного бального танца.
Разрабатывая проект, необходимо помимо общей инвариантной составляющей учитывать особенности непрерывной подготовки специалистов СБТ в региональных образовательных системах и условия реализации конкретной педагогической модели на практике.
В процессе разработки стратегии функционирования и развития непрерывной подготовки специалистов СБТ нами были определены ее целевые ориентиры, а также основные этапы достижения намеченных целей. На основе этого были выделены этапы непрерывной подготовки специалистов в сфере спортивных бальных танцев (рис. 2), а также конкретизирована возрастная компонента модели непрерывной подготовки специалистов СБТ (рис. 3).
Таким образом, нами реализован динамический подход к проектированию модели педагогического процесса системы непрерывной подготовки специалистов СБТ. Однако он не является исчерпывающим в силу сложности данной системы. Поэтому потребовался мониторинг изменений, происходящих в каждой из подсистем на основе положений и закономерностей системного подхода. К структурным особенностям системы непрерывной подготовки специалистов СБТ нами отнесены следующие:
Оценка на этапе Уточнение
проектирования и коррекция
Этап оценки
результатов
Рис. 1. Процесс моделирования и реализации педагогического процесса системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев на практике
- цели входящих подсистем подчинены единой цели самой системы, а именно формированию готовности к профессиональной деятельности и участию в культурном преобразовании современного общества;
- содержание обучения и воспитания на каждом этапе должно характеризоваться преемственностью предыдущего по отношению к последующему;
- условия завершения подготовки на каждом этапе должны быть адекватными условиям вхождения в образовательный процесс последующего этапа, т. е. должен быть обеспечен мягкий переход из одной подсистемы в другую;
- создание подсистемы обеспечения качества педагогического процесса, включающей организационный, управленческий, инструментальный и диагностический компоненты;
- обеспечение доступности, свободы выбора различных форм подготовки специалистов СБТ на каждом этапе системы непрерывного образования.
Таким образом, каждый из этапов подготовки приобретает в структурном и содержательном отношении черты предшествующего, что наиболее ярко проявляется в области освоения знаний, умений, навыков, способов практической деятельности и профессиональных ценностных ориентаций. При этом эффективность формирования знаний обусловливается максимальной реализацией познавательной активности обучаемого, ориентированной на осмысление инновационных процессов в природе и человеческом обществе. Способы практической деятельности рассматриваются нами как совокупность методов и форм организации образовательной и художественно-творческой деятельности.
Рис. 2. Этапы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев
Поле профессиональной деятельности
Рис. 3. Возрастная компонента модели непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев
Ценностные ориентации, определяющие вектор содержания учебного процесса, классифицированы нами на три группы: социальноориентированные (удовлетворяющие по-
требности общества в специалистах спортивных бальных танцах), предметно-ориентированные (удовлетворяющие потребности специалистов в предметном развитии хореографического искусства и танцевального спорта) и личностно-ориентированные
(удовлетворяющие потребности человека в
развитии индивидуальных особенностей и самореализации).
Таким образом, этап проектирования педагогической модели позволяет привести педагогическую систему в соответствие с современными потребностями социума. Для этого необходимо внести изменения во все структурные элементы данной системы, в ее цели, образовательную среду, средства педагогической коммуникации, деятельность педагогов и деятельность обучающихся.
На этапе реализации педагогической модели на практике должна быть достигнута полная реализация следующих компонентов.
1. Теоретико-методологическое обеспечение - теоретические источники и научная литература.
2. Учебно-методическое обеспечение -наличие учебных планов и программ, учебных пособий и методической литературы.
3. Материально-техническое обеспечение - возможности материально-технической базы.
4. Информационное обеспечение - создание электронных баз данных, обучающих программ, электронных учебных пособий и др.
5. Организационное обеспечение - создание организационных структур управления и соответствующих им иерархических функциональных связей, обеспечивающих качество обучения на разных этапах подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования.
6. Координационное обеспечение - координация и согласование работы с другими учреждениями, организация обмена опытом, проведение семинаров и конференций, осуществление совместных проектов.
7. Кадровое обеспечение - кадровая политика и организация, повышение квалификации и переподготовка персонала, занятого в сфере спортивного бального танца, с учетом современных образовательных технологий.
8. Финансовое обеспечение - определение источников финансирования и распределение финансов в образовательных целях подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования.
Таким образом, на этапе реализации модели педагогической системы на практике предметом научно-исследовательского поиска становятся способы разрешения противоречий, возникающих на всех этапах подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования, а также обеспечение преемственности между всеми подсистемами в соответствии с динамикой, происходящей в тех ли иных структурных элементах модели.
Структурно-функциональный и целевой подходы к исследованию системы непрерывной подготовки специалистов СБТ позволили конкретизировать важнейшие профессиональные цели и задачи, а также выстроить их в следующей последовательности: задачи
профессиональной диагностики; задачи це-леполагания; задачи планирования (прогнозирования) предстоящей деятельности; задачи практического осуществления намеченного этапа работы; задачи анализа результатов выполненной работы и ее коррекции.
Реализация на практике модели педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ зависит от качества управления образовательным процессом. Использование кибернетического подхода привело нас к раскрытию особенностей реализации подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования.
В частности, необходимость совершенствования управления подсистемами непрерывной подготовки специалистов СБТ вызвана рядом причин важнейшими из которых являются [1]: 1) низкая целенаправленность управления, несовершенство мониторинга текущего состояния педагогической системы и ее потребностей; 2) действующие механизмы управления способны обеспечивать лишь запаздывающую реакцию, что влияет на программно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение функционирования системы; 3) низкая эффективность контроля качества подготовки к профессиональной деятельности; 4) неотлаженность процедур координации горизонтальных связей между подразделениями и подсистемами непрерывной подготовки специалистов СБТ.
Любую систему, в которой есть управление, можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую. В состав управляющей подсистемы включают не только руководителей, но и преподавателей.
Процесс управления педагогической системой имеет в определенной степени замкнутый циклический характер. Причем. если педагогическая система развивается, то каждый ее новый цикл представляет собой не замкнутый круг, а новый виток в развитии. Особенностью педагогической системы (как социальной и управляемой) является сложность строгого разделения на управляемые и управляющие подсистемы. Структура управления системой непрерывной подготовки специалистов СБТ, как и любой педагогической системой, в общем виде сводится к следующему: 1) координирование образовательного процесса в подсистемах непрерывного образования; 2) принятие прогно-
стических решений по выбору наиболее рациональных управляющих воздействий на подсистемы непрерывного образования;
3) реализация принятых решений непосредственно в процессе непрерывной подготовки специалистов СБТ; 4) оценка и контроль уровня подготовки специалистов СБТ в подсистемах непрерывного образования.
Особое значение в управленческой деятельности имеют задачи прогнозирования и принятия управленческих решений. При управлении педагогической системой необходимо исходить из уровня решаемых задач. Для решения оперативных задач необходимо придание педагогической системе открытого характера, при котором учитываются внешние факторы функционирования (социальный заказ общества, региональные потребности и особенности, личностные интересы обучаемых и др.). Это позволит реализовывать следующие стратегии: открытие новых специальностей и направлений; создание взаимовыгодных связей с другими образовательными структурами, системами, научными институтами и предприятиями; снижение стоимости обучения без ущерба качества, профориентационная работа.
Принимая во внимание сложность управленческих процессов в подсистемах непрерывного образования специалистов СБТ, необходимо ввести целостный анализ управленческой деятельности и определение функциональных возможностей как в каждой отдельной структурной подсистеме, так и в процессах реализации функциональных связей между подсистемами. Но этого недостаточно. На сегодняшний день важным становится решение проблемы оценки и контроля эффективности управления системой непрерывного образования. Процедуры оценки и анализа функционирования системы управления непрерывным образованием зачастую носят «узкозадачный» характер и не позволяют отслеживать процессы, характеризующие качественные параметры подготовки специалистов СБТ в подсистемах непрерывного образования. Для этого управление учебно-воспитательным процессом необходимо рассматривать (на основе системного подхода) с позиции генеральной цели - формирования готовности к профессиональной деятельности в качестве педагога-тренера-хореографа. Выделим структурные элементы
системы управления, к которым нами отнесены: цели управления; содержание управления; средства управленческих воздействий; объекты, на которые направлены управленческие воздействия; аппарат управления. Причем каждый из указанных структурных элементов можно рассматривать как подсистему низшего уровня, а базовыми связями между их исходным и конечным состоянием, полученным в результате решения управленческих задач, являются организационные, плановые, учетные, анализа, конструктивные, коммуникативные, контролирующие, мотивационные или стимулирующие элементы.
Использование положений структурнофункционального, целевого и кибернетического подходов позволяет выстроить модель управления системой непрерывной подготовки специалистов СБТ, конкретизировать возможные пути ее совершенствования и одновременно спрогнозировать возможные варианты использования данной модели в той или ной области педагогической деятельности.
Одним из направлений проектирования модели управления педагогической системой непрерывной подготовки специалистов СБТ может стать построение дерева целей, вершина которого соответствует генеральной цели - формированию готовности специалистов спортивных бальных танцев к профессиональной деятельности, жизнедеятельности в условиях современного общества и участию в его культурном преобразовании. Цели каждого из последующих нижних уровней рассматриваются как задачи, решение которых приводит к достижению целей верхнего уровня.
Программно-целевой подход к управлению системой непрерывной подготовки специалистов СБТ подразумевает конкретную последовательную логику действия педагога-управленца, алгоритм которой приведем ниже.
Во-первых: построение дерева целей
(ПДЦ) управления системой непрерывной подготовки специалистов СБТ.
Дерево целей строится на основе многоуровневого анализа и представляет собой сложную причинно-следственную связь между генеральной целью (ГЦ) и промежуточными ведущими целями (ВЦ) и подцелями (ПЦ) на уровнях «хочу» - «могу» - «делаю» -«получаю» (рис. 4).
Хц
Рис. 4. Дерево педагогических целей управления системой непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев с мотивационным началом
Формирование целей на уровне «хочу» (X) обеспечивает мотивационную готовность к достижению ГЦ: реализации требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области хореографического искусства и танцевального спорта. Прежде всего это касается формирования в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ направленности на эффективную профессиональную деятельность.
Уровень «могу» (М) обеспечивает технологическую готовность к достижению генеральной цели через активизацию знаний и умений в области решения профессиональнодидактических проблем (ПДП) в контексте закономерностей, принципов и алгоритмов подготовки к профессиональной деятельности.
Уровень «делаю» обеспечивает реализацию разрабатываемой технологии и, соответственно, оптимальную и эффективную непрерывную подготовку специалистов СБТ к профессиональной деятельности.
Согласно положениям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области хореографического искусства и танцевального спорта, специалисты спортивных бальных танцев могут осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: художественно-творческую, педагогическую, научно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую, экспертно-консультационную.
Ко всем этим видам деятельности будущего специалиста СБТ необходимо целенаправленно готовить, чему во многом способствует освоение в учебном процессе предметно-практических действий, а также разработка критериального аппарата и диагностических средств педагогического процесса. В частности, важнейшими, на наш взгляд, являются следующие цели: Д1ц - достижение элементарной и функциональной грамотности; Д2ц - достижение общего базового уровня знаний; Д3ц - формирование профессиональных и личностных качеств спе-
циалиста; Д4ц - формирование общекультурного уровня; Д5ц - формирование индивидуального менталитета, обеспечение развития способностей и самореализации личности.
Структурирование ведущих целей на уровне «получаю» позволит конкретизировать базовые аспекты качества подготовки будущих специалистов, к которым нами отнесены: предметная общепрофессиональная обученность; воспитанность и формирование профессионально-личностных качеств обучающихся, необходимых для обеспечения творческих достижений в индивидуальном опыте; профессиональная компетентность с учетом индивидуальной направленности стиля спортивно-хореографического творчества. Ведущими целями данного уровня являются: П1ц - общий базовый уровень знаний; П2ц - профессиональные знания и самоопределения; П3ц - углубленные знания и усовершенствование профессиональных качеств личности.
Во-вторых: разработка адекватной дереву целей функциональной модели педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ. Функциональная модель опирается на разработку поэтапного плана действий по достижению генеральной цели. Засвидетельствовать достижение цели становится сложным при отсутствии обоснованных норм-образцов (эталонов, идеальных представлений) и соответствующего обеспечения диагностическими средствами, позволяющими определить уровни качества подготовки специалистов СБТ в подсистемах непрерывного образования.
Реализация педагогического процесса в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ строится на основе многоуровневого планирования по следующему алгоритму: планирование стратегическое (пс), планирование тактическое (пт), оперативное планирование (по).
Определение показателей качества немыслимо без процедуры контроля, при которой подтверждается соответствие подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта.
Требования к контролю качества профессионально-личностных достижений специалистов СБТ нашли отражение в разработанной нами структурно-функциональной модели и реализации программы качества непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (рис. 5). Она включает в себя следующие компоненты: (Х) - контроль развития мотивационной готовности к достижению высокого профессионального уровня в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ; (М) - контроль формирования технологической готовности к достижению высокого профессионального уровня в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ; (Д1) - контроль совершенствования профессионально-творческих и личностных качеств специалистов СБТ; (Д2) - контроль творческих достижений специалистов СБТ в области общегуманитарных и социально-экономических наук; (Д3) - контроль достижений специалиста СБТ в нарабатываемом художественно-творческом опыте; (Д4) - контроль достижений специалиста СБТ в нарабатываемом педагогическом опыте; (Д5) - контроль достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте научнометодической деятельности; (Д6) - контроль достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте научно-исследовательской работе; (Д7) - контроль достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте организационно-управленческой деятельности; (Д8) -контроль достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте экспертно-консультационной работы; (П1) - контроль формирования воспитанности общекультурной подготовки специалиста СБТ; (П2) - контроль достижений специалиста СБТ в общепрофессиональной предметной подготовке; (П3) -контроль совершенствования профессиональной компетенции специалиста СБТ.
В-третьих: конкретизация педагогиче-
ских функций управления системой непрерывной подготовки специалистов СБТ, опирается на формулу программно-целевого управления И.К. Шалаева [2] (рис. 6).
Д1 у Д2 1 00
Рис. 5. Структурно-функциональная модель исполняющей программы качества непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев
Рис. 6. Формула педагогических функций управления системой непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, где а - анализ; п - планирование; ф - функционирование; к - контроль; р - результат; т - тактика; с - стратегия, о - оперативность
Особенность механизма управления системой непрерывной подготовки специалистов СБТ состоит в следующих действиях руководителя и организатора педагогического процесса.
Если социально-психологическое состояние управляемого коллектива положительное, то педагог осуществляет педагогический процесс оперативно по управленческому циклу. Если социально-психологическое состояние отрицательное, то сначала осуществляется социально-психологическая стратегия и тактика, а только затем реализуется оперативный управленческий цикл. В этом случае необходимо планирование сти-мульных ситуаций адекватных показателям, вытекающим из анализа социально-психологического состояния (создание ситуации критической самооценки, создание ситуации делегированной инициативы, создание ситуации установки, создание организационно-деятельностной ситуации). Затем осуществляются оперативно-тактические шаги по реализации социально-психологических функций посредством образовательных технологий, что приводит к завершению всего цикла социально-психологической стратегии и достижению идеала.
Последовательно осуществляется многоуровневые анализ, планирование, организация, контроль и коррекция педагогического процесса. Выбор варианта механизма управления зависит от характера решаемой профессионально-дидактической проблемы и от индивидуальных особенностей педагога-управленца.
Таким образом, система непрерывной подготовки специалистов СБТ рассматривается нами как теория и практика перевода управляемой системы в новое, более высокое качественное состояние на основе построения дерева целей и адекватной ему модели функционирования педагогической системы
непрерывной подготовки специалистов СБТ, органично сочетающей в себе социальнопсихологическую стратегию, социальнопсихологическую тактику и традиционный управленческий цикл.
В заключение хочется отметить важность построения модели педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ, поскольку подобное педагогическое моделирование позволяет выявить наиболее оптимальные пути развития педагогической системы и одновременно спрогнозировать вариативные направления использования данной модели в различных сферах педагогической деятельности.
1. Абрамов О.А. Целостность и управление. М., 1974.
2. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности. Барнаул, 2004. С. 30.
Поступила в редакцию 22.04.2008 г.
Shankina S.V. Modeling of system of continuous education of sport ball dance specialists. The problem of training specialists in sport ball dance in the system of continuous education is considered to be topical both in the field of art and in the field of sport. Development of scientific research in this direction has revealed that the phenomenon under study is rather difficult and many-sided and it, in its turn, has caused rise of varied approaches to its investigation and development. A new methodology of comprehension of social and pedagogical value of art dance and sport integration that has become reality in the latest years requires changes in the approach to training specialists in sport ball dance as well as understanding of need in systematic, holistic study and development of theory and practice within the field of continuous education and training sport ball dance specialists.
Key words: project of pedagogical system of continuous education of sport ball dance specialists, model of pedagogical system control within continuous training of specialists.