ность любого человека в сфере высоких технологий в рамках современных организаций, ориентированных на новые социальные и гуманистические цели хозяйственной деятельности, предполагает и новые социальные качества работника, которые формирует современная высшая школа. Современные вузы России призваны осуществлять постоянное возрастание стоимости человеческого капитала, то есть своих студентов, и формировать им высокие моральные
качества и такие интеллектуальные качества, как нелинейную логику, нестандартное мышление, высокую степень творческой предприимчивости, способность к концентрации внимания и к проявлению высоких креативных способностей. Только такие качества позволят выпускникам высшей школы осуществлять свою жизнедеятельность в российском обществе высоких социальных рисков успешно, нравственно и ответственно.
Примечания
1. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007.
2. Васенина И. В. Студенты МГУ о своей жизни и учебе: Итоги пятнадцатилетнего мониторинга / И.В. Васенина, В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич. - М.: МГУ, 2005.
3. Интервью помощника Президента РФ Дж. Паллаевой // Итоги. - 2005 - 26 декабря.
4. Кочеткова А. И. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) / А.И. Кочеткова // Альма-Матер. - 2004. - №11.
5. Кузнецова Е.В. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и отдельных зарубежных стран / Е.В. Кузнецова, Е.Д. Дмитриева // Вопросы экономики. - 2000. - №3.
6. Соколова Г. Н. Человеческий капитал как экономическая категория / Г.Н. Соколова // Социология. - 2004. - № 2. - С. 54-68.
С.В. Шанкина
ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
В статье представлены результаты комплексной экспериментальной работы, направленной на оптимизацию целостной системы непрерывного образования в сфере спортивных бальных танцев. Исследователь анализирует условия эффективности допрофессиональной, профессиональной и послевузовской подготовки соответствующих специалистов, опираясь на апробацию разработанной авторской педагогической модели. Ключевые слова: образование в сфере культуры, непрерывная подготовка специалистов; образование в сфере спортивных бальных танцев; системный подход к подготовке кадров.
The article presents the results of complex experimental study aimed at optimization of an integral system of unceasing training in sport ball dance. The researcher analyses the conditions of efficient preprofessional, professional and postgraduate training of sport ball dance specialists proceeding from the devised pedagogical model. Keywords: unceasing training ofspecialists, training in sport ball dance, system approach to staff training.
Качественные параметры подготовки специалистов спортивных бальных танцев (далее СБТ) существенно зависят от эффективности функционирования целостной педагогической системы непрерывного образования.
При характеристике признаков целостности педагогической системы мы опирались на иерархию, предложен-
ную исследователем Т.А. Ильиной (1):
1. Эффективность по признаку целостности, под которой подразумевается взаимосвязь всех частей системы, когда изменения в одной какой-либо части приводят к изменениям в других ее частях и во всей системе в целом.
2. Эффективность по признаку сис-тематизированности, под которой под-
разумевается сила связей между элементами системы.
3. Эффективность по признаку совместимости системы, которая характеризуется степенью согласованности с подсистемными структурами.
4. Эффективность функционирования системы по признаку ее оптимизации.
Развитие целостности системы непрерывной подготовки специалистов СБТ начинается с осознания общей цели функционирования как ее руководителями, так и педагогическим коллективом. Для этого определяются «дерево целей», структура и качественные характеристики системы, распределение учебной нагрузки на каждом из этапов обучения, составляется алгоритм функциональных обязанностей членов коллектива и аппарата управления.
Поскольку система непрерывной подготовки специалистов является сум-мативной, то судить о результатах опытно-экспериментальной работы можно лишь по совокупности оценок, полученных в результате подготовки специалистов СБТ каждой из входящих в нее подсистем.
В ходе исследования нами с позиций системно-деятельностного подхода определялась организация профориента-ционной деятельности самих учащихся по выявлению и формированию склонностей и способностей, знаний и умений, качеств личности, необходимых для будущей профессии.
Эффективность предложенного содержания методов проведения ориентации учащихся дошкольного и школьного возраста на профессию подтверждена следующими показателями:
- по результатам формирующего воздействия в структуре профессиональной направленности учащихся экспериментальной группы старшего школьного возраста танцевальная направленность составила 60%, педагогическая - 40%, тогда как в начале эксперимента в этой же группе соответствующие показатели были следующими: танцевальная - 80%, а педагогическая -20%, что позволило констатировать
значительные изменения;
- готовность к профессиональному самоопределению в конце эксперимента составила 80%, в сравнении с начальным показателем эксперимента - 20%.
Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев в вузе использовалась совокупность показателей готовности к достижению высокого профессионального уровня. Экспериментальная группа состояла из 12 человек первого набора на специальность 050700 «Педагогика балета», квалификация «Педагог бального танца» (2004 год) кафедры хореографии Академии искусств сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина (2). В ходе эксперимента (2004-2008 годы) оценивались показатели динамики готовности к профессиональной деятельности студентов от первого и до четвертого курсов, проводилась сравнительная оценка результатов деятельности студентов в течение последнего года обучения (результаты учебы, количественные и качественные параметры участия студентов в конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, количество публикаций в рамках НИРС, качество написания курсовых и дипломной работ). Комплексная оценка свидетельствует о позитивной динамике показателей готовности к профессиональной деятельности, что также позволяет констатировать положительный рост научно-творческой активности.
Об уровне сформированности профессиональных знаний, умений и навыков мы судили по рейтинговым и оценочным результатам рубежных контрольных работ и сессий, по показателям уровня самооценки, определяемым посредством десятибалльной шкалы. Затем результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивали с соответствующими результатами диагностического этапа.
Анализ результатов анкетного опроса, мониторинга успеваемости, а также бесед со студентами позволил корректировать как организацию, так и содержа-
ние учебного процесса, а также спрогнозировать параметры процесса обучения на старших курсах.
Рассмотрим несколько подробнее изменения уровня готовности к профессиональной деятельности у будущих специалистов до и после эксперимента. Готовность педагогов бальных танцев к профессиональной деятельности рассматривалась как сумма параметров, представленных в дереве целей: ГЦ = Х + М + Д + П. Это позволило конкретизировать уровни готовности и соответствующие им уровни сфор-мированности профессиональных качеств педагогов бального танца в вузе.
Для оценки эффективности создан-
ных педагогических условий ежегодно проводился сопоставительный анализ профессиональной деятельности педагогов бальных танцев, прошедших обучение с применением инновационных технологий. Обработка данных представлена в таблице 1 и рис. 1.
Трудности экспериментальной работы были связаны, прежде всего, с дисциплинарным аспектом обучения: только к концу третьего курса удалось наладить стопроцентную посещаемость занятий, что объясняется социально-экономической и ментальной спецификой нового поколения, которое параллельно с учебой вынуждено зарабатывать на свое существование.
Таблица 1
Динамика роста уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки
Уровни готовности Количество студентов %)
Входная диагностика После I кур. обучения После II кур. обучения После III кур. обучения После IV кур. обучения После эксперимента
1-Недопустимый 50 10 0 0 0 0
2-Критический 40 60 50 20 10 0
3-Допустимый 10 30 40 60 50 40
4-Оптимальный 0 0 10 20 40 60
До После
Рис. 1. Динамика роста уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что уровень готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности повышается, если:
- обучение приведено в соответствие с закономерностями и тенденциями функционирования интегрированной профессионально-образовательной среды, с моделью готовности работать в этой среде;
- методологическая и теоретическая база педагогического процесса обеспечивает его личностно-деятельностную ориентацию, создание профессионально ориентированной учебной среды подготовки специалистов спортивных бальных танцев;
- содержание обучения предусматривает решение профессионально-дидактических проблем на основе использования инновационных технологий обучения.
При этом объем знаний расширяется, отсутствуют раз и навсегда установленные готовые знания, которые педагог передает, а обучающий осмысливает, усваивает, запоминает. Все это делает возможным и актуальным переход к следующему этапу подготовки специалистов СБТ - совершенствованию профессиональной подготовки.
Организация совместных педагогических проектов на этапе совершенствования профессиональной подготовки обеспечивает освоение изучаемого материала или работу с имеющимся исходным учебным материалом на новом уровне осознания.
Основные результаты подготовки специалистов СБТ подсистемы повышения квалификации рассмотрим на примере переподготовки и повышения квалификации педагогов бального танца Тамбовской области. Основной целью переподготовки и повышения квалификации являлась актуализация их готовности к профессиональной деятельности на основе использования разноуровневых инновационных технологий.
Конкретизация показателей готовности педагогов бального танца к про-
фессиональной деятельности в условиях разноуровневых технологий потребовала решения следующих задач:
- определить отношение педагогов бального танца к инновационным технологиям обучения в профессиональной деятельности;
- выявить интересы и потребности личности в сфере педагогической деятельности на основе использования инновационных технологий;
- установить начальный уровень их готовности к работе в новых условиях.
Поставленные задачи обусловили выбор методов исследования: анкетирование, собеседование, интервьюирование, самооценка.
Результаты проверки начальной готовности педагогов бального танца к работе в новых условиях нашли отражение в оценочной карте, которая заполнялась на каждого испытуемого и предполагала использование балльной шкалы показателей уровня этой готовности. Аналогичным образом определялся уровень готовности после обучения на курсах.
Мы признали необходимым выполнение определенных дидактических условий для реализации поставленной цели. Анализ анкет позволил определить, что для наиболее эффективной организации процесса переподготовки и повышения квалификации педагогов бального танца важно учитывать следующие особенности:
- различный базовый уровень подготовки слушателей;
- различная направленность образовательной работы в учебных заведениях;
- различные индивидуальные потребности слушателей, которые связаны, прежде всего, с появлением программ дополнительного образования в учреждениях разного типа (гимназии, колледжи, лицеи, авторские школы и т.д.).
Для удовлетворения потребностей обучаемых с учетом условий их профессиональной деятельности, требований базового образования и психологических особенностей обучения взрослых, а главное - с учетом социального заказа,
были разработаны технология построения индивидуализированного маршрута переподготовки и повышения квалификации и программа обучения с учетом уровневой и профильной дифференциации. Учитывая постоянно изменяющееся содержание обучения, что обусловлено изменениями социального заказа, программа была разработана на основе блочно-модульного подхода к организации и содержанию обучения.
После прохождения курсовой подготовки данные изменились следующим образом: 40% педагогов оценили свой уровень когнитивного и эмоционально-волевого компонента как высокий, 60% — как средний. Низкий уровень не отметил никто из испытуемых. У большинства педагогов появилась уверенность в своих силах, они четко стали представлять, какие задачи им предстоит решать, какие проблемы могут возникнуть и каким образом их можно преодолеть.
Очевидно, что решение профессиональных задач с использованием инновационных технологий в процессе повышения квалификации положительно сказывается на эмоционально-волевой и
когнитивной составляющей готовности к профессиональной деятельности в новых условиях.
Об уровне сформированности знаний и умений мы судили по результатам рубежных контрольных работ, уровню самооценки, выставляемой участниками эксперимента по десятибалльной шкале. Затем сравнивали ее с соответствующими результатами до прохождения курсов повышения подготовки.
В ходе эксперимента было отмечено изменение уровня готовности к профессиональной деятельности педагога до и после прохождения курсов. В частности, были конкретизированы показатели уровня готовности, соответствующие уровням сформированности профессиональных качеств педагогов бального танца, с присвоением соответствующих квалификационных категорий.
Измерения на основе суммирования уровней компонентов готовности позволили констатировать положительную динамику роста уровня готовности после прохождения курсовой подготовки, наблюдаемую после каждого этапа обучения, что отражено в таблице 2, рис. 2.
Таблица 2
Динамика роста уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе совершенствования профессиональной подготовки
Уровни готовности Количество студентов (%)
Входная диагностика После I этапа обучения (переподгот.) После II этапа обучения (переподгот.) После III этапа обучения (повыш. квалиф.)
1-Недопустимый 60 30 10 0
2-Критический 40 30 10 10
3-Допустимый 0 30 60 40
4-Оптимальный 0 10 20 50
Рис. 2. Динамика роста уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе совершенствования профессиональной подготовки
Для оценки эффективности созданных педагогических условий ежегодно проводился сопоставительный анализ профессиональной деятельности педагогов бальных танцев, прошедших обучение по экспериментальной технологии. Обработка данных о посещении уроков и внеурочных мероприятий свидетельствует о том, что 90% обучавшихся на курсах в своей дальнейшей профессиональной деятельности используют инновационные технологии.
Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные свидетельствуют о том, что уровень готовности и результативность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности могут быть существенно повышены на этапе совершенствования профессиональной подготовки, если в системе переподготовки и повышения квалификации созданы условия, соответствующие профессиональной среде специалиста и способствующие актуализации его готовности к профессиональной деятельности.
В силу сложности исследуемого феномена - системы непрерывной подготовки специалистов СБТ - в опытно-экспериментальной работе отражены различные отдельные составляющие содержания обучения в каждой из подси-
стем. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы.
На этапе допрофессионального образования результаты эксперимента позволили выявить существенные изменения и динамику роста уровня сформиро-ванности качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам в Центре бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина на каждом возрастном уровне обучения, что позволило оптимизировать планирование учебно-воспитательного процесса на этапе допро-фессиональной подготовки. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенной модели формирования качеств исполнительского мастерства при правильном планировании, учете психофизиологических особенностей учащихся, ускорении учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию профессиональной направленности на продолжение профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
На этапе профессионального образования подготовка специалистов СБТ должна быть ориентированной на формирование готовности к профессиональной деятельности в современных
условиях, включать базовый общеобразовательный курс, профессионально ориентированные спецкурсы с использованием инновационных технологий обучения; охватывать все виды деятельности (учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, управленческую), что способствует качественной перестройке базовых свойств системы подготовки специалистов спортивных бальных танцев и повышению уровня готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, развитию самоорганизационных процессов и аккумуляции опыта практической деятельности.
На этапе совершенствования профессионального образования система подготовки специалистов СБТ отличается ориентацией (в целевом и содержательном аспекте) на актуализацию готовности специалистов к профессиональной деятельности в изменившихся условиях. Профессионально ориентированная среда должна учитывать уров-невую и профильную дифференциацию слушателей системы повышения квали-
фикации, а переподготовка разворачиваться с учетом ограниченных сроков пребывания обучаемого в данной системе и быть ориентированной на развитие профессионального самообразования и поддержку основных функций самой системы непрерывной подготовки специалистов СБТ.Анализ социальной ситуации, практики преобразований педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить дальнейшие ориентиры системы непрерывной подготовки специалистов СБТ — такие, как обучение в аспирантуре, докторантуре по любым областям знаний общественных и гуманитарных наук.
Общим для подсистем системы непрерывной подготовки специалистов СБТ является то, что на любом этапе обучения любая из подсистем «вписывается» в теоретико-прогностическую модель, направленную на формирование готовности специалистов СБТ к профессиональной деятельности в современных условиях социума.
Примечания
1. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. - М.: Знание, 1972. - Вып. 1. - 121 с.
2. Сборник примерных программ и методических материалов по специальности 050700 «Педагогика балета» / А.В. Фомкин, М.Н. Юрьева (науч. ред.). - Тамбов: Першина, 2005.
М.В. Лазарева
СТРУКТУРА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГОТОВНОСТИ
ПЕДАГОГОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается структура диагностической модели готовности педагогов к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. Делается вывод, что структура диагностической модели включает в себя три взаимосвязанных компонента: психологический, теоретический, практический, ведущим компонентом выступает психологический, а его основой является профессиональная направленность (потребности, мотивация, педагогические ценности и др.). Ключевые слова: образование в сфере культуры, структура, компоненты, диагностическая модель, интегрированные занятия, дети дошкольного возраста.
The article deals with the diagnostic model of determining the readiness for integrated teaching. The structure of this model includes psychological, theoretical and practical components. The first one playing the leading role is based on professional needs, motives, pedagogical values of a nursery teacher, etc. Keywords: structure, components, diagnostic model, integrated lesson, preschoolers.