НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА С.В. Шанкина
Shankina S.V. Continuous education of specialists in sports ball dance as a scientific-pedagogical problem. The problem of training specialists in sports ball dance in the system of continuous education is considered to be topical both in the field of art and in the field of sports. Scientific research in this direction has revealed the difficulty and a variety of the phenomenon that in turn has caused the rise of various approaches to its investigation and development. Recently a new methodology of comprehension of social and pedagogical value of art dance and sport integration requires changes in approach to training specialists in sport ball dance as well as understanding the need in systematic, integral study and development of theory and practice within the field of continuous education and training of sports ball dance specialists.
Масштабность социально-экономических изменений, происходящих в настоящее время в России, их сложность, неоднозначность, противоречивость и недостаточная научная обоснованность объективно обусловливают необходимость изменения стратегии на всех уровнях образования. Именно система образования определяет формирование перспектив развития общества в целом и интеллектуального потенциала страны в XXI в., является одним из стратегических направлений его развития.
Важной составляющей системы образования России является непрерывная подготовка специалистов для различных отраслей практической и научно-теоретической деятельности, способная решать задачи, обусловленные как общими тенденциями развития человеческой цивилизации в целом, так и потребностями развития государства, потребностями повседневной жизнедеятельности.
Новая методология осмысления социальной и педагогической ценности интеграции искусства танца и спорта требует реформирования подходов к подготовке специалистов спортивных бальных танцев. Специалист по спортивным бальным танцам XXI в., как нам представляется, должен стремиться к активности, к самореализации, к саморазвитию, самосовершенствованию, динамичности, умению добиваться успеха, быть широко образованным, профессионально подготовленным, творческим, способным решать сложные профессиональные задачи в быстро изменяющихся условиях современного общества. На основании анализа литературных данных и обобщения опыта ведущих специалистов возникает необходимость повышения
уровня профессиональной подготовленности, полученной в ходе обучения в вузе. Современное высшее образование - это, прежде всего, базовое образование, дающее специалисту инструментарий познания, с помощью которого будут не только использоваться фундаментальные знания основ наук, но и переосмысливаться эти основы, находиться и разрабатываться новые технологические решения уже новых социально значимых проблем. Эффективность современной модели непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, скорее всего, как нам представляется, будет определяться такими социально значимыми качествами, как профессионализм, социальная активность, творчество, созидание, динамизм.
Такого рода подход весьма существенен при рассмотрении проблемы подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования. Область подготовки специалистов в системе непрерывного образования затрагивалась в различных сферах образования, но интегрированная преобразовательная система непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев непосредственно внесет, на наш взгляд, особую модификацию в реформу образования.
Исследование генезиса современного образования подводит нас к необходимости пристального изучения различных научноисследовательских подходов к проблемам системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Целостность педагогического процесса подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образо-
вания является единством взаимодействия обучения, воспитания и образования, определяет ценность педагогического результата, отражающегося целостностью своего результата во всестороннем развитии личности человека. Каждый из компонентов целостности педагогического процесса непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, благодаря относительно собственному составу решаемых задач, средств, методов и форм организации, обладает специфическими «функциональными свойствами», определяющими характер и направленность развития личности, ее функционально-социальный статус (индивид, индивидуальность, личность). Сменность в направлениях, воздействующая на педагогический процесс непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (соответственно, на обучение, воспитание, образование), регулируется непосредственно через приоритетное решение задач одного из соответствующих его компонентов, который гармонизирует их в соответствии с содержанием и логикой решения своих «собственных» педагогических задач. При целевом развитии личности устанавливается логическая последовательность в регулировании воздействующих направлений педагогического процесса непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, которая соотносится с поэтапным переводом индивида из объекта деятельности в ее активного субъекта: идентификация (обучение) - индивидуализация (воспитание) - актуализация (образование) (рис. 1).
Научно-педагогическую проблему непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев нельзя рассматривать, не учитывая тех изменений, которые
происходят в образовании Российской Федерации. В сфере образования идет поиск приоритетной модели в пределах четырех основных тенденций:
первая - сохранение структурных качеств советской государственной системы, работающей по единообразным программам, имеющим установленный набор дисциплин;
вторая - «экономический подход» или «рыночный тип образовательной системы»; третья - культурологическая; четвертая - культуротворческая, ставящая на первое место гуманистический аспект образования в процессе становления культурного самосознания.
Большой вклад в развитие направления непрерывного образования внес Р. Даве, и его исследования стали основой данной концепции. Р. Даве определил качества, присущие этой системе, среди которых: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей школьное воспитание, повторное, параллельное объединяющее и интегрирующее все уровни и формы; включение в систему образования помимо учебных заведений и центров доподготовки формальных, неформальных и внеинститутциональных форм образования; горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т. д.; связь между изучаемыми предметами; связь между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным, эстетическими и т. п.) на отдельных этапах жизни; вертикальная интеграция: связь
между отдельными этапами образования -
Рис. 1. Целостность педагогического процесса подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования
дошкольным, школьным, послешкольным; между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т. п.); универсальность и демократичность образования; возможность создания альтернативных структур для получения образования; увязка общего и профессионального образования; акцент на самоуправление; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку; индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений; расширение кругозора; интердис-циплинарность знаний; гибкость и разнообразие содержания, средств, методик, времени и места обучения; динамичный подход к знаниям - способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов; облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учиться для того, чтобы «быть» и «становиться» кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.
Но наряду с положительными сторонами данной концепции - определенная целостность образовательной деятельности в обществе, четкая взаимосвязь, взаимодополняемость и преемственность между различными образовательными уровнями и формами, - в ней отсутствует четкое структурирование и административное управление.
В последние десятилетия Россия активно интегрируется в мировое сообщество и переживает принципиальные изменения в социально-экономической и культурной жизни. В связи с этими изменениями меняется и образовательная система в целом. Актуальные проблемы системы непрерывного образования рассматриваются в психолого-педагоги-ческом журнале Гаудеамус авторским кол-
лективом: д. э. н. Ю.В. Шленов, д. э. н. О.И. Бетин, д. э. н. В.М. Юрьев, д. п. н. М.С. Чванова, д. п. н. Н.Е. Астафьева. Развивающемуся обществу нужны высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивным мышлением, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социальноэкономическое развитие.
Опираясь на принципы непрерывного образования, выявилась самая злободневная проблема в сегодняшней практике системы непрерывного образования - обеспечение преемственности непрерывной подготовки специалистов. Для выполнения программ разных звеньев профессионального образования создаются профессиональные учебные заведения (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»). Начальное профессиональное образование имеет целью развить личность по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; среднее - направлено на подготовку специалистов среднего звена, на углубление и расширение образования для удовлетворения потребности личности на базе основного общего, среднего общего или начального профессионального образования; высшее - удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования, а также осуществляет подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Послевузовское образование предоставляет возможность повышения уровня профессионального образования на базе высшего, открывает дорогу для научной работы. Исходя из вышесказанного, выстраивается определенная схема системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (табл. 1).
Под термином «уровень» подразумевается образование, а под термином «ступень» -обучение. Эти понятия неразделимы, так как обучение является организованной формой получения образования. Каждая ступень образовательного процесса непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев отличается своим содержанием,
Таблица 1
Уровни профессионального образования Ступени профессиональной подготовки Образовательные структуры
Допрофессиональное образование
Начальная общая танцевальная подготовка Ступень начального профессионального образования Дошкольные учреждения (ритмика). Студии спортивного бального танца. Школы бального танца. Школы искусств (хореографические отделения). Центры спортивного бального танца. Колледжи искусств (хореографические отделения) Спортивные школы и др.
Дипломное образование
Среднее профессиональное образование Среднее специальное образование Колледжи искусств (профессиональное хореографические отделения). Училища культуры (хореографические отделения). Педагогические училища (хореографические отделения, кафедры теории и методики танцевального спорта) и др.
Высшее профессиональное образование Ступень двухлетнего, трехлетнего неполного высшего образования. Ступень пятилетней или шестилетней подготовки специалистов Музыкально-педагогические институты (хореографические отделения). Институты (хореографические отделения, кафедры теории и методики танцевального спорта). Академии (кафедры хореографии, кафедры теории и методики танцевального спорта). Университеты (кафедры хореографии, кафедры теории и методики танцевального спорта)
Последипломное образование
Послевузовское образование Аспирантура Ассисентура Докторантура Специальные кафедры: институтов, академий, университетов
Уровень На всех ступенях Краткосрочные курсы при учебных заведениях.
переподготовки.
Уровень повышения Факультеты повышения квалификации
квалификации
методами и формами организации обучения и воспитания. Характерным ее отличием от уровней образования является невозможность перехода человека через ступень, этап, что является принципиальным моментом при разработке педагогической базы в системе непрерывного образования.
Проблема преемственности этапов системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев является одной из острейших в современной концепции непрерывного образования. Одним из решений этой проблемы является введение стандартов для более мягкого перехода с одного этапа на другой. Об этом говорилось на коллегии Минобразования России по вопросам преемственности, непрерывности образовательных стандартов общего и профессионального образования, состоявшейся 26 декабря 1996 г., где подчеркивалась необходимость отраже-
ния различных точек зрения на ее решение. Вот некоторые из них. По мнению М.Н. Костиковой, преемственность требует разведения понятий образованности и профессиональной подготовки (субъектность двух типов: субъект культуры и субъект профессиональной деятельности). А.Г. Асмолова видит решение этой проблемы в необходимости пересечения осей универсального и профессионального образования на полях культуры. А.Н. Лейбович подчеркивает важность учета новых аспектов преемственности - целевой, структурный, профессионально квалификационный, содержательный, деятельностный, методологический, процедурный. И.А. Зимняя видит проблему в выделении полей вариации для ступеней и уровней общего и профессионального образования и подчеркивает основную цель образования в развитии личности, а в методологической основе пре-
емственности - идею развития. В.П. Соловьев говорит об обеспечении преемственности через классы профессиональных задач, а А.М. Новиков - через модульные конструкции.
И на сегодняшний день вопрос о преемственности остается открытым. Разрешение этого вопроса требует опыта практической работы в данном направлении, а также поиска и апробирования разных путей для достижения решения данной проблемы.
Выделяя организационный аспект подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования, на первый план выступает характерный ей признак - иерархия, то есть система обладает субординационными связями и отношениями между подсистемами (этапами), подчиненностью и соподчиненностью их, указывая каждому особое место в системе.
Поскольку главная цель каждого из этапов подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования отлична от других, то при решении этого вопроса нужно исходить из преемственности целей подготовки специалистов каждого звена и всей системы непрерывной подготовки специалистов в целом.
Отсюда возникают следующие противоречия между:
• количественными и качественными характеристиками вузовской подготовки;
• реально существующими потребностями общества в специалистах танцевального спорта, способными работать с различным контингентом населения, - и отсутствием подготовки соответствующей сложности объекта-субъекта профессиональной деятельности (отсюда дефицит одних и перепроизводство других работников культуры и спорта);
• интеллектуализацией, гуманизацией и гуманитаризацией современного труда, особенно того, где объектом-субъектом является человеческая личность, и резким снижением общекультурного, нравственного и творческого уровня;
• дидактическим, психологическим,
социальным образом-моделью педагога-
преподавателя любого профиля (когда уровень мышления, мировоззрения, общей культуры, эмоционально-ценностных ориентации, способность к коммуникации - одни из ведущих показателей) - и стереотипом моде-
ли непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев ориентированной на качество профессиональной подготовки и достижений высоких результатов;
• дифференциацией возрастных показателей, иных физиологических, социальных, биологических, психологических характеристик объектов-субъектов деятельности специалистов спортивных бальных танцев (от детей ясельного возраста до престарелых и инвалидов), различием средств воздействия на них - и слабо выраженной специфики в курсах специализации, в содержании учебных дисциплин, в учебниках, учебном процессе в целом (и, скорее, наоборот, «размывание» специфики под лозунгом «широкого профиля»);
• деятельностью специалиста спортивных бальных танцев, требующей способности не только воспроизводить ценности спортивно-физического развития, но и обогащать, развивать его - информативно-репродуктивным характером обучения, при котором знание, по сути, конечная цель обучения, а не средство овладения различными способами решения профессиональных задач и профессионального самосовершенствования.
Процесс непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев осуществляется при запаздывании становления методологии в определении стратегических перспектив его развития. В настоящее время решение проблемы подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования носит спонтанный характер, поскольку они ориентированы на повседневные текущие задачи, связанные с недостатком материально-технической базы, модернизацией обучающихся средств; на овладение техническими элементами; на достижение спортивных результатов, не затрагивая нравственные и эстетические аспекты и т. д. Разработка же долгосрочной стратегии связана с определением методологических и теоретических основ педагогической системы данного типа, выработкой достаточно универсальной модели решения этой задачи. При этом уровень готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях непрерывного образования может быть существенно повышен, если:
• разработаны, обоснованы и осознаны педагогическими кадрами методологические
и теоретические основы подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования;
• реализуемые на практике методологические и теоретические основы педагогического процесса обеспечивают его личностно-деятельностную ориентацию, учитывают логику непрерывного образования, нацелены на создание профессионально ориентированной учебной среды, подготовки специалистов спортивных бальных танцев совместно с воспитательными целями;
• образовательный процесс в системе непрерывной подготовки специалистов приведен в соответствие с закономерностями и тенденциями современного общества, соответствует научно обоснованной модели подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования;
• содержание обучения предусматривает направленность на решение профессионально-ориентированных задач на основе использования педагогических современных технологий, средств, методов, принципов, приемов и опирается на логику непрерывного образования.
• усовершенствуется структура, диф-ференцированность в системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев - как с точки зрения возрастания многообразия учебных заведений, так и в смысле многоуровневости системы непрерывного образования, значительного расширения спектра специальностей и специализаций внутри ее;
• будет продолжаться развитие демократических оснований в системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, предполагающих значительную вариативность в решении вузами вопросов организации учебно-воспитательного процесса, в разработке учебно-методических оснований и регулятивных документов для образовательной практики;
• ориентация на определенное укрепление гуманистических направлений образовательного процесса, реализующихся в том числе посредством акцентирования личностно-развивающих начал в процессе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (в последующем, вероятно, как и во многих других странах, в предоставлении возможности учащимся выбирать оп-
ределенные блоки обучения в соответствии со своими индивидуальными склонностями, потребностями, запросами);
• использовать опыт и учитывать ошибки международных стандартов, ориентаций, подходов в процессе модернизации подготовки специалистов спортивных бальных танцев;
• расширить спектр экономических механизмов, обеспечивающих образовательную практику, сочетание различных форм финансирования в процессе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев - бюджетного, хозрасчетного, спонсорского и др.;
• расширить связи с общесоциальными структурами, связанными с решением проблем общей социализации и инкультуризации соответствующих групп населения, занимающихся спортивными бальными танцами.
Таким образом, краткий обзор и первичный анализ исследовательских позиций по проблемам непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на отмеченные трудности, усилиями зарубежных и отечественных ученых к концу XX столетия была подготовлена определенная эмпирическая и аналитико-теоретическая база, позволяющая более основательно и целенаправленно проводить дальнейшую разработку избранной нами проблематики, а также поиски вероятных новых парадигм исследования. Однако научные исследования, посвященные подготовке специалистов спортивных бальных танцев, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы. Поэтому в данном исследовании в качестве одного из интегральных, инвариантных, системообразующих свойств системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев анализируется целостностный процесс системы, которая определяет общее свойство систем любой природы, характеризует высокий уровень их развития и способность производить качественно новые преобразования.
1. Астафьева Н.Е., Бетин О.И., ШленовЮ.В., Чванова М.С., Юрьев В.М. // Психолого-педа-гогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2004. № 1 (5).
2. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 1995.
3. Закон «Об образовании» // Образование в документах. Ст. 2. М., 1996.
4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб., 1996.
5. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10.11.89) // Международное законодательство об образовании. М., 1994.
6. Концепция непрерывного образования. Проект. М., 1988.
7. КоптажГ. // Aima mater. 1991. № 6. С. 52-62.
8. Корнилова В.А., Кузнецова Э.И, Матросова В.Л., Рычкова А.К, Хотунцена Ю.Л. // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 59-64.
9. Новиков А.Н // Педагогика. 1998. № 4. С. 11-17.
10. Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б.С. Гершунского. М., 1990.
11. Устав учебных заведений подведомых университетам // Сб. постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. СПб., 1975. Т. 1. С. 9-10.
12. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. 3 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13.01.96 г. 12-ФЗ, от 16.11.97. 3 144-ФЗ, от 20.07.2000 г. 34 1 02-ФЗ) «Об образовании».
13. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: моногр. М.; Тамбов, 2000. С. 8.
14. Dave R.H. (ed.) Foundations of Libelong Education: Some Methodological Aspectes, Paris, 1976. P. 15-55.
Поступила в редакцию 27.02.2007 г.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТАНЦЕВ Ф.И. Собянин, А.С. Некрасов, И.А. Жаворонкова
Sobyanyn F.I., Nekrasov A.S., Zhavoronkova I.A. The method of development of coordination abilities with elements of dances among preschool age children. The presented research is devoted to the substantiation of method of development of coordination abilities among preschool age children that includes the elements of sporting ballroom dances in combination with general developing exercises, outdoor games, and exercises from different types of sport, included into the program of physical culture for nursery schools. Principal thesis and the results of the conducted research are given.
Актуальность исследования. В последние годы особую тревогу вызывает физическая подготовленность детей дошкольного возраста, в котором закладываются основы полноценного развития и подготовки детей к будущей жизни. В этом возрасте у детей происходит активное изменение форм и функций организма, наступают сенситивные периоды в развитии физических способностей, среди которых ведущее место занимают координационные способности, хорошо развивающиеся в возрасте от 4 до 6 лет. Вместе с тем проблема совершенствования методики развития данных способностей у дошкольников остается мало разработанной.
В содержании физкультурных занятий в дошкольных учреждениях (ДОУ) часто на-
блюдается однообразие, отсутствие интереса у детей к занятиям физическими упражнениями, усредненный подход к физкультурному процессу, отсутствие стимулов к развитию физических способностей. Существенным недостатком физкультурных занятий в ДОУ является то, что они мало ориентированы на развитие координационных способностей детей, как базовых. Отсутствуют, в частности, методики, основанные на применении элементов спортивных бальных танцев. В то же время занятия бальными танцами имеют значительный потенциал для развития координационных способностей, являются привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, овладения