Научная статья на тему 'Social ballroom dancing in the culture of present-day Russia'

Social ballroom dancing in the culture of present-day Russia Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ БЫТОВОЙ ТАНЕЦ / МАССОВЫЙ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / БАЛ / ЭТИКЕТ / КОМПОЗИЦИЯ ТАНЦА / БЫТОВОЕ ТАНЦЕВАНИЕ / HISTORICAL DOMESTIC DANCE / SOCIAL BALLROOM DANCE / BALL / ETIQUETTE / DANCE COMPOSITION / DOMESTIC DANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Narskaya T. B.

The article deals with the ballroom dancing as a social dance training tool, as the basis of moral and aesthetic education of a person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Social ballroom dancing in the culture of present-day Russia»

Раздел III ИСКУССТВОЗНАНИЕ

Т. Б. Нарекая

МАССОВЫЙ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматривается бальный танец как средство обучения массовому танцу, как основа нравственного и эстетического воспитания личности. Также дан исторический аспект развития бального танца в России.

Ключевые слова: исторический бытовой танец, массовый бальный танец, бал, этикет, композиция танца, бытовое танцевание.

The article deals with the ballroom dancing as a social dance training tool, as the basis of moral and aesthetic education of a person. Key words: historical domestic dance, social ballroom dance, ball, etiquette, dance composition, domestic dancing.

Неудовлетворенность уровнем культуры подрастающего поколения, поиск эффективных методов и форм работы с молодежью заставляют обратиться к историческому опыту воспитания средствами массового танца. Эта проблема актуальна для всех занимающихся созданием условий для роста внутренней и внешней культуры юного поколения, возможности его творчества в современном социуме, поскольку танец имеет свойство комплексно воздействовать как на культуру поведения и общения, так и на раскрытие творческого потенциала, является мощным стимулом к самопознанию.

Многолетний опыт преподавания историко-бытового танца позволяет нам утверждать, что бальный танец является средством обучения массовому танцу. Исторический бытовой танец имеет две ветви, каждая из которых развивается в своей среде. Бытовые танцы (или бытовое танцевание) в любых условиях и обстоятельствах избегают ограничений в выборе движений; отражают социальную, трудовую, национальную принадлежность; являются показателем эмоционального состояния танцующего. В обычной жизни (в быту) человек танцует для себя, просто получая эстетическое наслаждение. Бальный же танец, черпающий основу в бытовых танцах, канонизируется, следует строгому этикету, отбору движений, выражая принадлежность в прошлом к конкретному сословию, имеет четкую форму организации и определенное место бытования. Это форма балов, маскарадов, церемониал которых разрабатывался в деталях: танцы имели свою программу; сменялись комфортным общением, играми, беседами; соприкасались с музыкальным и балетным искусством. Бальный танец является одним из выразитель-

ных средств искусства хореографии, гармонично объединяя движение, музыку, эмоции; помогает усвоению норм общественного поведения; включается в процесс взаимодействия с различными ценностями культуры и искусства.

XXI век обнажил потерю традиций, столетиями накопленного опыта обучения танцам. Была утрачена воспитательная функция обучения танцам как условие комфортного общения, владения культурой движения, усвоения исторически сложившихся норм поведения. Через танец происходило и происходит приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, так как в нем сочетаются средства пластического, музыкального, этического и художественно-эстетического развития.

Воспитание средствами массового танцевания осуществляется через определенную форму организации. Сегодня дискотеки и другие подобные мероприятия не позволяют системно и одновременно ненавязчиво приобщать молодежь к ценностям культуры и поведения в обществе.

Альтернативу дискотекам могут составить балы, маскарады и другие формы организации массового танцевания. За основу здесь необходимо принять разработку программ проведения мероприятий, не оставляющих возможности для «вольного» поведения и общения (проявления негативных качеств), нарушения общественных норм.

С другой стороны, обучение спортивному бальному танцу, конкурсы по танцам узкой направленности не оказывают влияния на развитие массового бального танца, в основе которого - парное танцевание, уважительное отношение танцующих друг к другу и окружающим. Бальный танец

69

делает привлекательным физическое воспитание на основе доступной пластики, социализации личности, развития культуры общественного поведения.

Разработанные адресно программы балов - подростковых, старшеклассников, выпускных, светских, общественных, корпоративных и т. д. - направлены на то, чтобы увести молодежь от наркотиков, алкоголя, агрессии, так как учитывают интересы участников балов, их взаимодействие в процессе подготовки и проведения мероприятий. Это ли не является должным условием для самореализации личности?

Поэтому необходим социальный заказ учебным и клубным учреждениям на воспитание средствами бального танца. Цель такого заказа одна: воспитать личность, готовую жить, работать, созидать в современной России.

1960-1970-е гг. дают яркий пример совместной деятельности государства и учреждений культуры и искусства по организации и пропаганде бального массового танца. В основе этого опыта - изучение исторического наследия по развитию бального танца в России. Танец - форма творческой деятельности человечества, которая подчиняется закономерностям развития общества и культуры. Рассматривается танец во времени, в связи с экономическим, социальным, политическим развитием общества; опосредованно танец отображает государственный уклад, быт, нормы общественного поведения. Танец - средство хореографического искусства, он прежде всего отображает внутренний мир человека, его мышление и эмоциональное состояние. Главным выразителем здесь является пластика человеческого тела. Сегодня требуется обновление содержания эстетического воспитания средствами танца, потому что изменился уклад жизни общества, ритмы жизни и как результат появились другие ритмы и в музыке, и в танце. Во второй половине XX в. в Россию с Запада хлынуло множество танцевальных стилей и направлений, что привело к утере парного танцевания, снижению нравственных и этических норм в обществе. Сегодня массовая культура танца должна, как и в XX в., опираться на многонациональные традиции России.

Бальный танец выбран автором за основу воспитания не случайно. Обучение ему комфортно, так как состоит во взаимодействии совершенства формы с красотой внутреннего содержания. Доступность пластики формирует осанку, поступь, умение двигаться в пространстве. Поворот головы, удобное, естественное положение рук одухотворяются взглядом. Одновременно воспитывается культура общения, уважение кавалера к даме, что способствует

органичному существованию человека в обществе. В подтверждение сказанного обратимся к историческим корням, богатство которых неисчерпаемо.

Появление первых балов в Европе относится к XII в. Сначала Италия, а затем Франция становятся центрами развития бального танца, законодателями мод. Светские танцы того периода - это танцы-шествия, в которых канонизировались иерархия, этикет, композиции перемещений, позировки, поклоны, выступавшие основными элементами танца. В светских танцах отражается расцвет замковой рыцарской культуры. Эпоха Ренессанса рождает новый стиль танцевания, другие манеры. Управление пышными одеждами, владение шпагой, плащом, шляпой во время парного танца не способствуют развитию техники. Особо выделяется роль кавалера. Танцы многообразны по форме и содержанию, продолжают питаться от народных истоков. Большое значение придается обучению молодежи танцам, в связи с чем рождается профессия учителя танца и изящных манер. Фигура учителя становится значимой. Они обучают, создают композиции танцев, разрабатывают распорядок балов, оставляют после себя книги - самоучители по танцам, в которых отражены представления авторов о современниках.

В XVII в. складываются определенные приемы, системы обучения, устанавливаются формы танцев и их названия. Созданная в 1661 г. Парижская академия танца канонизирует названия отдельных движений. Бальный танец начинает приобретать черты сценического, оставаясь принадлежностью бытового танцевания.

В XVIII в. бал становится привилегией знати, но с 1713 г., по указу Людовика XV, устраиваются платные общественные балы. Позднее балы разделяются на официальные, общественные, семейные и др. Техника танцев достигает своего апогея и содержит поклоны, позировки, подскоки, заноски, сложные рисунки. В танцах каждого вида определяется оптимальное количество фигур, уравнивается техника исполнения дамы и кавалера. Парный танец предъявляет усложненные требования. В основе обучения ему - менуэт, который способствует выработке координации, кантиленности, чувства позы, развитию техники и благородных манер. Парное танцевание в эпоху Людовика XV закладывает основы для сольного исполнительства. Демократизация общественного развития во Франции делает возможным появление новых танцев на народной основе. Это контрдансы, которые состоят из нескольких фигур с преобладанием игры, перемещением пар, ус-

70

ложнением рисунков. Жесткого регламента не существует.

Война 1812 г. предопределяет потерю лидерства французской школой. Хотя церемониальные танцы исполняются повсюду в начале бала и составляют его прелюдию, их постепенно все более активно вытесняют танцы славянских народов: кадрили, вальсы, польки, полонезы, мазурки и т. д.

XIX век вошел в историю как эпоха массового танцевания, как столетие развития танцев славянских народов, и самым характерным для этого периода становится вальс. Его популярность объясняется отсутствием сложных фигур, импровизационным характером и, конечно, музыкой отца и сына Штраусов.

В 40-е гг. XIX в. Австрия и Россия обгоняют Францию. Россия становится крупным хореографическим центром. Бальные танцы, созданные в Европе, обретают в России вторую родину. Легкость, грация, импровизационность, изобретательность придают неповторимость манере исполнения.

Первый бал в России был дан в XVII в. на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. О нем мало что известно.

Заслуга в возобновлении балов принадлежит Петру I. Преобразования Петра I затрагивают все стороны жизни Российского государства. Танец становится средством воспитания, значимым явлением в культурной жизни России. Петр устанавливает нормы поведения не только для официальных приемов и торжеств, но и семейных праздников, свадеб, вечеров. По указанию императора вырабатываются правила поведения молодежи, впоследствии изданные под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» [15]. В них обращается внимание на нормы поведения в обществе, манеру говорить, носить костюм, приветствовать старших. Во многих пунктах говорится о танцах, которые способствуют воспитанию, умению вести себя в общественных местах.

Так, в пункте 18 читаем: «Младший шляхтич или дворянин, ежели в ексерциции (обучении. -Т. Н.) своей совершенен, а наипаче в языках, конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор ученить, кто мучи красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги прямым придворным человеком быть». В пункте 34 сказано: «Немало есть отроку краса, когда он смирен, а не сам на высокую честь называется, но ожидает пока его танцевать или к столу идти с другими пригласят: ибо говорится: "смирение - молодому ожерелье"».

В пункте 54 отмечается: «непристойно на свадьбе в сапогах и острогах быть и тако танцевать: для того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют острогами, к тому же не так поспешен в сапогах, нежели без сапог».

В своих заграничных путешествиях Петр I имел привычку интересоваться танцевальным искусством. Он выписывал из-за границы учителей, которые обучали не только иноземным танцам, но и манере поведения. В 1718 г. император издает указ об учреждении Ассамблей, создавая тем самым условия для общения людей, невозможного в условиях домостроевского уклада.

Ассамблеи были первыми русскими балами, куда приглашенные являлись одетыми по моде того времени и соревновались в танцах и изящных манерах. На Ассамблеях все должны были танцевать, и тот, кто не владел этим искусством, считался дурно воспитанным. Увлечение молодых дворян и бояр танцеванием нашло отражение на страницах дневника камер-юнкера Берхгольца: «Нельзя себе вообразить, до какой степени они любят танцы, равно как и здешние молодые купцы, из которых многие танцуют очень хорошо» [3, с. 86].

В России иноземные танцы претерпевают изменения. Им придается живость, неповторимость манеры исполнения: они становятся менее чопорными и более эмоциональными. Ассамблеи традиционно открываются церемониальными танцами. В отличие от балов в Европе, на Ассамблеях исполняются танцы-игры, в которых принимает участие царь. Популярны танцы с задействованием всех гостей.

О танцевальной культуре XVIII в. в России свидетельствуют записи в книге «Русский быт по воспоминаниям современников» [8, с. 64]. Во времена Екатерины II каждое воскресенье при дворе давался бал-куртаг. В Новый год проводились маскарады с танцами в нескольких залах, причем купечество имело свою залу. Во время бала императрице докладывали как о первом посетителе (самом нетерпеливом), так и о последнем (самом большом любителе танцев), которых она награждала. Описания сохранили свидетельства об отлично убранной зале овальной формы - «большой зал Аполлона» для танцева-ния лиц, не имеющих доступа ко двору [12, с. 73]. На Рождество в кунц-комнате устраивались фольклорные игры («заплетися плетень», «гоняли третьего», «золото хоронили»), плясали по-русски, в чем искусна была сама императрица. Княгиня Голицына в 1795 г. упоминает о бале, где контрданс исполняли целый час. Приоритет отдавался Петербургу, но не

71

уступала и Москва. В огромный зал (ныне Дом Союзов. - Т. Н.) съезжались по четвергам - повеселить жен и детей. Танцы являлись эталоном, свидетельствующим об уровне воспитания, и чтобы не отстать от общественного этикета, в дом приглашали учителей танцев.

Танец постепенно занимал одно из важных мест в воспитании подрастающего поколения. Во времена Екатерины II было создано Императорское воспитательное общество благородных девиц [Там же, с. 173], для которого определялось следующее содержание воспитания.

1. Для домоводства - чтение, письмо, цифирь.

2. Для излишества в языках - французский, немецкий.

3. Для забавы - рисование.

4. Для забавы своей и в компании веселого обхождения - музыка, танцы, вокал, иностранные языки.

В 1852 г. в устав этого учебного заведения вводятся дополнения: «Воспитание девиц имеет двоякую цель: воспитанница учится сама для себя как будущий член общества, и она учится для того, чтобы впоследствии могла быть наставницей детей своих или тех, кого призвана будет обучать».

27 ноября 1852 г. принято «Наставление для образования воспитанниц женских учебных классов», в котором, в частности, сказано: «Ввиду педагогической цели образование должно быть основательное, самосознательное с избежанием всего поверхностного... Развивать у девиц более силы нравственные и умственные, чем обременять одну память низменными подробностями, стараться возбудить в воспоминаниях любовь к наукам, чтоб они по выходе из заведения могли усовершенствовать себя уже и без помощи посторонних» [12].

Воспитанию танцем придается такое серьезное значение, что он вводится как обязательный предмет в светские средние и высшие учебные заведения. Возрастает значимость учителей танца, приглашаемых для обучения, без которых общество уже не может обходиться. Балы создают возможность практического закрепления навыков и знаний, получаемых на уроках в образовательных учреждениях.

Изучение танцев, старинных и новых, позволило осваивать законы светского этикета. Известный русский балетмейстер А. П. Глушковский отмечает совмещение роли танцмейстера с преподаванием светских манер: «Балетмейстеры (т. е. учителя танцев. - Т. Н.) играли в то время также немаловажную роль в высшем кругу общества. Зимой не проходило

ни одного вечера, в котором бы вельможи не давали бала: на балы всегда приглашали и учителей танцев» [2, с. 196].

Первыми учителями в России были заезжие танцмейстеры. Жан-Батист Ланде в 1738 г. в Петербурге открыл первую хореографическую школу в России. Лучший ученик Ланде - Андрей Алексеевич Нестеров, долго и плодотворно работавший в Шляхетском корпусе, обучал бальным танцам дворянскую молодежь и отдельных представителей демократических слоев общества. Методика преподавания танцев того периода описана в книге Ивана Кускова «Танцевальный самоучитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства к пользе обоего пола, со многими гравированными фигурами и частию музыки...», вышедшей в 1794 г. Этот учебник предлагал практические указания, руководство по обучению танцу, но главной задачей определял воспитание поведения в обществе. Издание свидетельствует о довольно сложной технике танцевания того времени. Требовалось системное обучение для постановки корпуса, рук; знание позиций ног и их соблюдение в танце. Как и в Европе, в России большое значение придают менуэту, на элементах которого и строится обучение: «...Сей танец самый благородный и важный, а, следовательно, и труднейший, и которому, дабы с потребностью и по всей точности танцевать, надобно долгое время обучаться» [6, с. 10]. В России знали старинные и новейшие бальные танцы и исполняли их в благородной манере. Этому способствовали крупнейшие мастера сцены, артисты балета. Они обучали молодежь благородным манерам, воспитывали музыкальность, придавали новую форму осанке и поступи.

В конце XIX - начале XX в. появляются танцы-гибриды, плоды творчества учителей танцев: полька-мазурка, вальс-миньон, падеграс, па-де-труа, падепатинер и др. Танцы XIX в. описаны в самоучителях выдающихся педагогов бального танца: А. Я. Цорна «Грамматика танцевального искусства и хореографии» [14], Бернарда Клемма «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» [5], Г. Целлариуса «Руководство к изучению новейших бальных танцев» [13] и др. Имя учителя П. А. Иогеля хорошо знала Москва, где он преподавал 50 лет, через его класс танца прошло не одно поколение. Он был популярен и собирал учеников всех возрастов.

Источником изучения танцевальной культуры XIX в. является также художественная литература: произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и

72

др. Характеристика персонажей, картины общественной жизни даются на основе описания балов. Они предоставляют возможность познакомиться с социальным укладом, нравами разных слоев населения, этикетом, а также дают понятие манеры исполнения, техники и композиций танцев. В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил уникальные описания балов Лариных и Греминых, ставшие хрестоматийными примерами изучения бального танца.

XX век вошел в историю бального танца как время массового танцевания. Наряду с традиционными каноническими танцами закрепляется импровизация в вальсе, польке, мазурке, полонезе и т. д.

Развитие бального танца в России в XX в. связано с Октябрьской революцией 1917 г. Социалистический эксперимент разрушил многие ценности культуры, накопленные не одним поколением. Обучение бальному танцу рассматривалось как пережиток старого буржуазного строя. Но интеллигенция тяготела к этому виду искусства. В детстве автор статьи была свидетельницей того, как в Доме инженерно-технических работников поселка ГоГРЭС Балахнин-ского района Горьковской области в 1930-е гг. существовал кружок по изучению танго, фокстрота, вальса, вальса-бостона, краковяка, чарльстона, тустепа для взрослых, в котором преподавала артистка балета и оперетты, высланная на поселение. Специально этим танцам детей не обучали.

Пик расцвета массового танцевания пришелся на середину XX в., когда создавались школы, студии, ансамбли бального танца. Активно функционировали танцевальные площадки (веранды) на открытом воздухе. Репертуар регламентировался руководящими органами. Ориентировались на создание репертуара бального танца на основе народных традиций многонационального населения Советского Союза. Важным этапом в развитии бального танца в СССР стали 19501970-е гг., когда балетмейстеры, преподаватели хореографии энергично подключались к процессу сочинения танцев и изучению исторического наследия.

Так, в 1948 г. издается учебник «Бальный танец XVI - XIX вв.» [4]. Его автор - Н. П. Ивановский, профессор, ведущий педагог исторических танцев Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Это первый труд, написанный на основе документов и фактов, фиксирующий методические рекомендации. В учебнике даются описания бальных танцев, отражающие вкусы, манеры исполнения, рассматриваются композиции. Не утратила свою актуальность глава «Учебные основы бального танца».

В 1963 г. М. В. Васильева-Рождественская, профессор ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне РАТИ), издает фундаментальный труд «Историко-бытовой танец» [1], теоретическое исследование по развитию историко-бытового танца. В своей работе автор доказывает, что каждый танец имеет народную, национальную основу, и если он заимствован у другого народа, то в него обязательно вносится что-то свое, неповторимое, особенное. В предисловии к данному учебнику профессор Р. В. Захаров пишет: «Стремясь изучить, проанализировать и обобщить опыт прошлого, М. В. Васильева-Рождественская воссоздает для нас живые картины и образы танцевальной культуры наших предков, отражающие характер далеких эпох» [Там же]. В работе большое внимание уделяется происхождению танцев, которые разделены на 4 группы: в первой - образцы народного танца, во второй - танцевальные композиции и схемы, взятые из классических трудов по бальному танцу, в третьей - примеры сценической формы бытового танца, в четвертой - бальные танцы прошлых эпох.

В 1974 г. издается учебное пособие «Современный бальный танец» [11] под редакцией В. М. Стри-ганова и В. И. Уральской, которое отражает репертуар, методику преподавания в середине XX в., дает характеристику состояния массового танца. Создается Заочный народный университет искусств, где проблеме бального танца уделяется большое внимание. В этот период деятелей хореографического искусства призывают создавать бальные танцы на основе многонациональной культуры Советского Союза. Издаются библиотечки в помощь руководителям танцевальных коллективов. Записи бальных танцев в этот период осуществляли Школьников, Степанова, Богаткова, Шарыгин и многие другие, активно сотрудничая с Центральным домом народного творчества (ЦДНТ) и методическим кабинетом Министерства культуры СССР. Эти записи становятся популярными в репертуаре обучения, пропагандируются на танцевальных площадках, на их основе проводятся конкурсы сольных пар, ансамблей и т. д.

В те годы вышел и ряд постановлений по пропаганде массового бального танца. Например, в 1973 г. Министерством культуры СССР, Управлением клубных учреждений и ЦДНТ им. Н. К. Крупской издается сборник документов [9]. В нем печатается приказ министра культуры СССР от 6 апреля 1970 г. № 171, подписанный Е. А. Фурцевой, «О задачах органов культуры по созданию, пропаганде и распространению современных бальных танцев». Там же - постановление секретариата

73

ВЦСПС от 15 июля 1971 г. «О проведении конкурса исполнителей бальных танцев» и приказ министра культуры РСФСР Н. А. Кузнецова от 20 августа 1971 г. «Об участии органов и учреждений культуры РСФСР во Всесоюзном конкурсе исполнителей бальных танцев». В 1974 г. при непосредственном участии секретариата ЦК ВЛКСМ выпускается другой сборник документов по бальному танцу [10], объявляется Всероссийский смотр-конкурс танцевальных площадок. В реализации постановлений правительства были заняты деятели хореографического искусства, преподаватели учебных заведений культуры и искусства.

В потоке сочинений встречалось много однодневок. Некоторые танцы не прижились из-за надуманности сочетания движений и фигур, маловыразительной неэмоциональной музыки. В 1980-е гг. традиция целенаправленного развития бального танца прервалась.

Перестройка и последовавший за ней распад СССР (1980-е и 1990-е гг.) заметно приостановили принявший было общенациональный характер процесс массового обучения бальному танцу. Его ценность как основы повышения общей культуры до сих пор не осознана и не оценена по достоинству.

Подведем некоторые итоги. Обучение бальному танцу не только приобщает молодежь к искусству, но и формирует национальное самосознание. Анализируя опыт XX в., можно наметить пути реализации новой методики обучения и обогащения современным репертуаром. Тем не менее нельзя пренебрегать опытом и традициями прошлого - советская эпоха развития бального танца достойна изучения. Знание исторического наследия, разнообразных форм и композиций танца в комплексе с необходимостью отображения современной культуры должны способствовать созданию репертуара, преобразованного по форме и содержанию в новой стилистической окраске, отражающего последние эстетические и этические нормы, которые соответствуют современному развитию общества. Именно таким путем возможно решать проблему повышения уровня массовой культуры: приобщением к музыке, театру, литературе. Последнее способствует созданию условий для самовыражения и самореализации личности. Балы, маскарады - не что иное, как праздники, но праздники адресные, с хорошо продуманным содержанием. Кадровый потенциал для реализации этой проблемы сегодня есть. Объединение усилий профессионалов - хореографа, музыканта, режиссера (а они готовятся в средних и высших учебных заведениях культу-

ры и искусства) - создаст творческое содружество по подготовке и проведению балов. Фантазия и опыт каждого обогатят встречи содержанием, будут способствовать приобщению к культуре и искусству, расширят содержание досуга, создадут возможность влиять на вкусы и культуру поведения молодого поколения. Уже сегодня необходимо изменение форм досуга, ибо в обществе высока степень увлеченности красотой бального танца, культурой парного танцевания. Об этом свидетельствует стихийное развитие любительских объединений по реставрации старинных танцев, участниками которых становятся люди разных возрастов и профессий; проведение балов в кадетских учебных заведениях и т. п. Эти начинания, безусловно, нуждаются не только в поддержке, но и в пропаганде.

Бал - иная форма организации досуга в сравнении с дискотекой. Она несет в себе более широкий набор воспитательных мер и позволяет эффективно решать проблемы массовой культуры.

Главные усилия при этом направлены на сохранение таких ценностей, как здоровье, образование, духовность, творческое развитие. Учитывая требования современности, можно выделить следующие основные признаки многофункциональности при подготовке и проведении балов:

- обучение танцевальному искусству;

- здоровьесбережение на основе физического развития;

- специализация личности;

- воспитание культуры общественного поведения;

- почитание женщины как олицетворения прекрасного (понятие рыцарство);

- новые формы организации и проведения досуга.

Бал - это практическая реализация тех умений и

знаний, которые получены молодежью в учебных учреждениях; закрепление навыков поведения, что в должной степени не под силу смотрам, конкурсам, фестивалям хореографии.

Проблема, очерченная автором, достаточно актуальна, перспективна и практически осуществима, поскольку в этой сфере человечеством накоплен многовековой исторический опыт. Остается проявить профессиональную заинтересованность в кропотливой разработке и реализации идеи, требующей довольно продолжительного времени для полного воплощения, при поддержке данной инициативы на всех уровнях власти. Несомненно, результатом будет рост массовой культуры населения России.

1. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец / М. В. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство, 1987. - 382 с.

74

2. Глушковский, А. П. Воспоминания балетмейстера / А. П. Глушковский. - Л.; М.: Искусство, 1940. - 238 с.

3. Берхгольц, Ф. В. Дневник камер-юнкера Берхгольца. 1721-1725. Ч. II. / Ф. В. Берхгольц. - М., 1858.

4. Ивановский, Н. П. Бальный танец XVI - XIX вв. / Н. П. Ивановский. - Калининград: Янтар. сказ, 2004. - 207 с.

5. Клемм, Б. Теоретико-практический самоучитель общественных танцев с аккомпанементом музыки: в 3 ч. / Б. Клемм. - М: Тип. Н. Ф. Савича, 1873-1876. - 76 с.

6. Кусков, И. Танцевальный учитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства к пользе обоего пола, со многими гравированными фигурами и частию музыки... / И. Кусков. - СПб., 1794. - 44 с.

7. Нарская, Т. Б. Историко-бытовой танец: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Нарская; Челяб. гос. акад. кульуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 178 с.

8. Русский быт по воспоминаниям современников: XVIII век: сб. отрывков из записей, воспоминаний и писем / сост. П. Е. Мельгунова, К. В. Сивков и Н. П. Сидоров. - М.: Задруга, 1914-1923. - Ч. 2.

9. Сборник документов и материалов по бальным танцам. - М.: Совет. Россия, 1973. - 113 с.

10. Сборник документов и материалов по бальным танцам. Вып. 2. - М.: Совет. Россия, 1974. - 78 с.

11. Современный бальный танец / под ред. В. М. Стриганова и В. И. Уральской. - М.: Просвещение, 1978. - 431 с.

12. Черепнин, Н. П. Императорское воспитательное общество благородных девиц: исторический очерк, 1764-1914 / Н. П. Черепнин. - Петроград: Гос. тип., 1914-1915. - 28 с.

13. Целлариус, Г. Руководство к изучению новейших бальных танцев / Г. Целлариус; пер. Ф. И. Я. - СПб.: Тип. воен.-учеб. заведений, 1848. - 113 с.

14. Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А. Я. Цорн. - Одесса: Тип. А. Шульце, 1890. -346 с.

15. Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов повелением е. и. в. государя Петра Великаго блаженныя и вечнодостойныя памяти и ныне четвертым тиснением напечатанное. - СПб.: При Имп. Акад. наук, [1749]. - 78 с.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.