С. В. Шанкина
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
В статье представлена авторская педагогическая модель, связанная с формированием профессионально-образовательной среды в системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Автор раскрывает сущность, структуру данного явления, а также приводит важнейшие принципы, условия и факторы ее функционирования, развития и взаимодействия на основе интеграционного подхода. Ключевые слова: образование в сфере культуры, образовательная среда, внутренняя и внешняя образовательная среда, интегра-тивный подход к формированию образовательной среды.
The article describes the author's pedagogical model aimed at creating professional-educational environment for the system of sport ball dance specialists unceasing training. The author presents the essence and structure of the phenomenon and describes the most important principles, conditions, and factors of its functioning, development, and interactivity within integration approach. Keywords: liberal education, educational environment, internal and external educational environment, integration approach to creation of educational environment.
В интересах улучшения качества процесса подготовки специалистов спортивных бальных танцев (далее СБТ) в системе непрерывного образования, много внимания следует уделить принципам формирования профессионально ориентированной образовательной среды, в которой проходит формирование профессиональных и личностных качеств специалиста СБТ. Под образовательной средой понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию учебно-воспитательных процессов взаимодействия между обучаемыми и преподавателями, а также формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов профессионально-образовательной среды предметным содержанием.
Образовательная среда, обеспечивая функционирование организационных структур педагогической системы, включает средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной информации и средства представления знаний (5). Ее целями становятся: выявление и развитие способностей обучаемых; стимули-
рование их творческой инициативы; создание условий для самостоятельного поиска новой информации и знаний, а также и их качественного усвоения; устранение нежелательных последствий и обеспечение эффективных результатов процесса обучения и многое другое.
Внешняя среда, окружающая образовательную систему, оказывает на нее самые разнообразные воздействия, создавая условия для ее оптимизации и результативного функционирования. Но как позитивные, так и негативные воздействия среды носят дезорганизующий характер: система либо приспосабливается к изменениям окружающей среды, либо (если имеет высокий уровень организации) сама ее изменяет. Высокий уровень организации подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования, воспринимая воздействие внешней среды, опосредованно (или непосредственно) заставляет систему непрерывной подготовки специалистов СБТ изменять свою структуру, перестраиваться, частично изменяя соответствующие параметры и показатели, но не нарушая своей сущности (см. схему 1).
Схема 1. Взаимосвязь профессионально-образовательной среды системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев
с внешней средой
Непрерывная подготовка специалистов предполагает наличие, как минимум, трех образовательных сред (4):
1) внутренней среды как некой интег-ративной инварианты, характерной для большинства образовательных учреждений соответствующего этапа подготовки специалистов;
2) внешней среды профессиональной деятельности;
3) наследственной среды педагогов, то есть среды, унаследованной педагогом от своей предыдущей деятельности, которую он способен воспринимать и
воспроизводить в учебном заведении.
Эффективность системы непрерывной подготовки специалистов СБТ, по всей видимости, зависит от умения педагога использовать не только ресурсы образовательной среды учебных заведений, но и ресурсы среды предстоящей профессиональной деятельности, которую он будет способен самостоятельно воспринимать, воспроизводить и преобразовывать.
Все перечисленные среды могут и должны быть различными, но, вероятнее всего, эффективная подготовка специ-
алистов СБТ может быть достигнута только в том случае, когда среда учебного заведения и наследственная среда педагогов будут сориентированы на сферу профессиональной деятельности (суммарная наследственная среда педагогов должна включать две другие среды) (см. схему 2).
Одной из существенных проблем образования является проблема преемственности образовательной среды, которая должна основываться на целевых установках каждой из подсистем системы непрерывной подготовки специалистов СБТ. Так, целью функцио-
нирования образовательной среды на этапе допрофессиональной подготовки является обеспечение процессов формирования готовности к получению профессиональной подготовки в вузе; на этапе профессиональной подготовки — обеспечение процессов подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях современного общества; наконец, на этапе совершенствования профессиональной подготовки целью становится создание условий для самообразования и актуализации готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.
СУММАРНАЯ НАСЛЕДСТВЕННАЯ СРЕДА СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
Внешняя среда профессиональной деятельности
Схема 2. Взаимосвязь образовательной среды в сфере профессиональной деятельности специалистов спортивных бальных танцев
Образовательная среда в учреждениях культуры и спорта обладает большими возможностями для проектирования модели педагогической систе-
мы непрерывной подготовки специалистов СБТ на основе интеграционных технологий. Это обусловлено социокультурными особенностями содержа-
ния профессионального знания, в котором интегрируются компоненты гуманитарной и специальной, культурологической и педагогической, общефилософской и художественно-предметной подготовки.
Внутрипредметная интеграция дает возможность преподавателю квалифицированно изложить каждую новую тему, дать необходимые объяснения по ходу решения профессионально-дидактических проблем. За счет внутрипред-метной интеграции высвобождаются учебные часы, которых так не хватает в условиях хореографического творчества.
Такая организация образовательного процесса подготовки СБТ предопределяет перманентный характер междисциплинарной интеграции.
Мы считаем, что в целях улучшения качества процесса непрерывной подготовки специалистов СБТ необходимо преодолеть разобщенность, несостыко-ванность и скоординировать специалистам разного профиля свое воздействие на обучающихся, что позволит справиться с раздробленностью учебно-воспитательного процесса, сделать его более монолитным и целостным.
Интеграционный подход оказывается крайне важным для овладения методологией и технологией таких значимых направлений деятельности будущего специалиста СБТ, как проектирование, управление, педагогическая рефлексия, художественно-творческое конструирование.
В настоящее время при проектировании процесса обучения разрабатываются и реализуются разноуровневые технологии. Существенные изменения, касающиеся объема и содержания учебного материала, обусловлены следующими факторами:
— расширением сферы самостоятельной деятельности обучаемых;
— вариативностью видов учебной деятельности;
— необходимостью внедрения новых современных технологий профессионального обучения.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области культуры и спорта указано, что специалист СБТ может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: художественно-творческую, педагогическую, научно-методическую, организационно-управленческую, эксперт-но-консультационную, научно-исследовательскую.
Проектирование системы непрерывной подготовки специалистов СБТ требует предварительного изучения:
— сущности инновационных педагогических процессов непрерывного образования специалистов СБТ в образовательной среде;
— структуры профессиональных компетенций и проведения их диагностики в контексте подготовки к инновационной педагогической деятельности специалистов СБТ в системе непрерывного образования;
— оптимальных форм, методов и средств обучения в режиме инноваций;
— оптимальных способов педагогического управления инновационными процессами системы непрерывной подготовки специалистов СБТ;
— профессиональной этики специалистов СБТ с учетом характера инновационных процессов в системе непрерывного образования.
А сам педагогический процесс непрерывной подготовки специалистов СБТ на основе профессиональных технологий нуждается в совершенствовании по следующим направлениям:
— создание условий для широкого внедрения в практику психолого-педагогических разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания;
— повышение уровня научности педагогического эксперимента;
— приобщение к современным методам работы в учебной деятельности.
Структура процесса формирования знаний представлена на схеме 3, где от-
ражен научно-технологический подход, согласно ему при организации работы с конкретными знаниями необходимо заранее планировать основной вид деятельности, в которую они должны войти (3).
Самоопределение, самоорганизация, саморазвитие субъектов обучения идут через профессиональную ориентацию и освоение опыта специфической профессиональной деятельности.
Новые специализированные дисциплины
Преподаватель -разработчик педагогического проекта
^ащиеся - созидательно-
активные участники педагогического проекта
Цели, потребности, мотивы, интересы, желания, убеждения
Предметно-образовательная деятельность в инновационно-интегрированных формах непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (коллективное
решение профессионально-дидактических проблем, экспериментально-творческая площадка, класс-концерт, конкурс проектов практических уроков, курсовое и дипломное проектирование, проблемные видеолекции и др.)
Результат уровня профессиональной подготовленности на различных этапах обучения
Результат уровня воспитательно-педагогической работы на различных этапах обучения
Специалист, бакалавр, магистр
Схема 3. Структура формирования специальных знаний на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев
Основным источником знаний в предлагаемом технологическом подходе является интерактивное общение преподавателя и обучающегося в процессе различных видов профессионально-проектировочной деятельности, которые по мере перехода от одного этапа обучения к другому повышают уровень профессиональной подготовки в области спортивных бальных танцев.
Трансформируя комплекс технологических знаний в профессиональный контекст, педагогу-тренеру-хореографу необходим обоснованный переход от теории к практике, соединяющий фундаментальные научные подходы с прак-тико-ориентированными умениями и профессиональными компетенциями с учетом личностного творческого опыта.
Изучение проблемы подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования дает нам право в своем исследовании исходить из совокупности следующих теоретико-методологических положений, которые определяют комплекс дидактических условий реализации данной модели:
— учебно-методическая и воспитательная деятельность образовательного процесса;
— междисциплинарная интеграция;
— формирование содержания процесса непрерывной подготовки специалистов СБТ;
— организация целостного образовательного процесса подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования;
— введение в педагогический процесс непрерывной подготовки специалистов СБТ новых организационных форм, способствующих формированию профессиональной культуры личности;
— разработка и обоснование критериев для эффективности оценки уровня сформированности профессионально-личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности;
— кадровое обеспечение;
— административно-хозяйственные функции для обеспечения образовательного процесса.
Для реализации предложенной нами модели педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ, помимо перечисленных теоретико-методологических положений, необходимо учитывать ряд основополагающих факторов образовательного процесса — такие, как:
1. Целеустремленность и общественная направленность — вся работа педагога должна быть подчинена потребностям общества, профессиональной культуре, традициям, здоровому образу жизни.
2. Опосредованность, неявность воспитательного воздействия — педагогический процесс должен проводиться незаметно для обучающихся.
3. Сотрудничество педагога с обучающимися — педагог, участник образовательного процесса, изменяет характер своего участия в зависимости от психолого-физиологических особенностей обучающихся.
4. Формирование профессиональной культуры личности в группе и коллективе — для эффективного развития личности необходимо влиять на нее через группу, а еще лучше — организовать и педагогически грамотно использовать коллектив.
5. Личностная ориентация — педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого обучающегося, найти индивидуальный подход к нему и включить в активную профессионально-творческую деятельность.
Кибернетический подход к проектированию модели педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ базируется на идее комплексного использования в педагогическом опыте разноуровневых технологий: мотивационного программно-целевого управления и проблемно-развивающего обучения (2, 6, 1). Этот подход помогает осознать, как развитие созидательно-проектного потенциала преподавателя новых для отечественной педагогики специальностей влияет на формирование профессионально-образовательной среды в систе-
ме непрерывной подготовки специалистов СБТ.
Основанием для этого является использование в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ разноуровневых дидактических инновационных технологий в обучении, которые, на наш взгляд, должны опираться на следующие условия:
— соответствие принципам развития педагогической теории, призванной обосновывать процессы синтеза, интеграции и комплексности научно-фундаментальных и специальных знаний; проектирование на этой основе перспективных современных технологий образовательного процесса непрерывной подготовки специалистов СБТ;
— учет специфической области применения данных технологических алгоритмов, где требуется системный подход к формированию основных научных понятий изучаемого объекта;
— необходимость целостного подхода к проектированию различных компонентов системы непрерывной подготовки специалистов СБТ: целей,
содержания, методов, форм, способов деятельности, профессиональных компетенций в контексте новых специализаций с целью сокращения разрыва между разработкой и внедрением технологических инноваций в практику;
— учет региональных особенностей характера управления инновационными процессами в обучении с целью решения конкретно-оперативных задач на основе воплощения профессиональной мотивации;
— направленность на индивидуальный (интегральный) опыт самоанализа и решения проблем профессиональной теории и практики, ведущий к разъяснению значений (смысла) объекта и предмета экспериментального исследования.
Опора на эти теоретические основания позволяет оптимально решать сложные задачи, стоящие перед системой непрерывной подготовки специалистов СБТ. Соответственно этому формируется профессионально-образовательная среда педагогической системы, оптимизирующая систему непрерывного образования.
Примечания
1. Атутов П. Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. — 1996. — №2. — С. 11-23.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996. — 423 с.
3. Леонтьев А. А. Научите человека фантазии. Творчество и развивающее образование / А.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 1998. — №5. — С. 82-85.
4. Майор Ф. Высокий образовательный замысел / Ф. Майор, С. Тангян // Педагогика. — 1996. — №6. — С. 3-18.
5. Новиков А. М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / А.М. Новиков // Педагогика. — 1998. — №4. — С. 11-17.
6. Эльконин Д. Б. Проблемы развивающего обучения / Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков. — М., 1986. — С. 18-32.