- разработка государственных стандартов профессионального образования;
- фундаментализация высшего образования с учетом особенностей идущих специальностей.
Среди современных тенденций и объективных предпосылок модернизации системы высшего профессионального образования выделяется управление, финансирование и развитие материально-технической базы.
Важным фактором в рассматриваемом вопросе является проблема нормативноправового обеспечения и формирования законодательной базы
Рассмотрение вопроса развития негосударственных вузов как важнейшего пути модернизации системы высшего образования показало, что в 90-х гг. прошлого столетия возникла необходимость подготовки специалистов с высшим образованием, имеющих способность адаптироваться в рыночной экономике. Появление и становление негосударственных высших учебных заведений было востребовано уровнем развития общества.
1. Галаган А.И. Сравнительный анализ эффективности современных систем образования // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 5. С. 225.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 2004 С. 65.
3. Галаган А. И Современное состояние мирового рынка образовательных услуги положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 65-75.
Поступила в редакцию 16.06.2008 г.
Borodkina T.A., Kolosova L.A. Pedagogical conditions of specialists’ professional training in the branch of a non-state higher institution. The article reveals the essence of pedagogical conditions of specialists’ professional training in non-state higher institutions, theoretical methodological bases of the branch functioning are described, the role of the branch in society development is shown.
Key words: pedagogical conditions, professional training, non-state higher institution branch.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
С.В. Шанкина
Обращение к проблемам профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев входит в число актуальных направлений в области педагогики. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его преобразованию. Интеграция искусства танца и спорта требует реформирования системы профессионального образования, применения инновационных технологий, понимания потребности в системном, целостном изучении и развитии теории и практики профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Ключевые слова: системность, целостность, оптимальность, результативность, многофакторность, концептуальность, итеративность, управляемость, алгоритмичность на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
В современной педагогической науке существуют различные определения понятия «технология образования». Так, В.П. Беспалько определяет технологию как «проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [1]. М.Г. Ярошевский отмечает, что «педагогическая технология -это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех пе-
дагогических действий» [2]. В исследовании П.Н. Терехова педагогическая технология трактуется как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики. Автор подчеркивает, что технологизация педагогического труда нужна для более эффективного управления и целенаправленного, при строгой обоснованности каждого компо-
нента и этапа, движения к прогнозируемому конечному результату процесса обучения [3].
Исходя из приведенных дефиниций, сформулируем аналогичное определение применительно к сфере профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (СБТ). Под технологией необходимо подразумевать научно обоснованный подход к проектированию профессиональной подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования, в условиях взаимодействия преподавателя и студентов с целью совершенствования субъектного опыта и профессиональных компетенций в педагогической деятельности, в которой ярко выражен инновационно-творческий компонент.
Тем самым наиболее существенными характеристиками педагогической технологии в сфере профессионального образования является ее новизна и преобразующий характер. Наличие технологии снижает вероятность непродуктивных действий преподавателя и студента, дает возможность оптимально управлять сложными социальнокультурными процессами. Технология выражается в системных действиях студента и педагога, направленных на эффективное достижение конечной цели инновационного обучения. При этом важнейшим инновационным компонентом является педагогическое проектирование. В технологии профессиональной подготовки специалистов СБТ активно используются различные виды учебно-профессионального проектирования, направленные на разработку целостного учебно-методического обеспечения процесса преподавания инновационных хореографических и спортивных дисциплин. Проектирование охватывает наиболее актуальные проблемы профессионального образования, поскольку в условиях реализации новых образовательных стандартов ощущается острая нехватка учебников, учебных пособий, монографий, методических разработок и рекомендаций, а также других дидактических материалов, включая аудио- и видеоинформацию. Таким образом, педагогическое проектирование реально приближает подготовку специалиста к условиям будущей профессиональной деятельности.
Многолетний опыт экспериментальных исследований в области теории и практики профессиональной подготовки специалистов
СБТ позволил нам выявить наиболее обобщающие свойства и отличительные черты интегрированной педагогической технологии в области хореографического искусства и танцевального спорта. В основу характеристики технологии непрерывной подготовки специалистов СБТ нами была положена критериальная модель Г.К. Селевко [4].
Вышеуказанная технология опирается на сформировавшуюся в ходе обобщения результатов предшествующего опыта хореографической педагогики систему дидактических представлений о процессе инновационного хореографического обучения (сущность, закономерности разработки и внедрения, а также механизмы реального функционирования инноваций в практике вузовской подготовки). Инновационная технология также учитывает фундаментальные положения и принципы развития танцевального спорта и соответствующих ему проектных дидактических разработок. Технология также коррелирует с выработанной системой профессиональных компетенций, позволяющих специалисту СБТ быть конкурентоспособным на рынке труда, свободно владеть профессиональным мастерством и быть готовым к постоянному творческому росту, самосовершенствованию и саморазвитию в соответствии с постоянно изменяющимися целями и задачами современного образования.
В процессе инновационного проектирования необходимыми компонентами структуры технологии профессиональной подготовки специалистов СБТ должны стать:
- цели и задачи процесса обучения и воспитания (формулируемые на основе построения дерева педагогических целей);
- система дидактических условий, гарантирующих достижение запрограммированных целей обучения (наличие оптимальной образовательной программы, использование интерактивный формы образовательной деятельности, построение и реализация модели программно-целевого управления качеством обучения, разработка критериального аппарата, эталонов [норм-образцов] готовности специалиста, алгоритмов подготовки и др.);
- закономерности процесса интерактив-
ного взаимодействия в профессиональнопознавательной деятельности (инновационная направленность, систематическое решение профессионально-дидактических проблем
(ПДП), интеграция личного опыта и совершенствующихся профессиональных компетенций в контексте проектного обучения);
- наличие комплекса диагностических средств, включающего практические задания, которые позволяют в ходе эксперимента отслеживать и корректировать результаты инновационного педагогического воздействия на развитие личностных и профессиональных качеств специалистов СБТ.
Таким образом, неотъемлемыми качествами технологии профессиональной подготовки специалистов СБТ должны стать системность, целостность, оптимальность, результативность, многофакторность, концептуальность, интегративность, управляемость, алгоритмичность и воспроизводимость в реальных условиях вуза.
Многолетний опыт преподавания хореографических дисциплин в вузе позволил выделить параметры, характеризующие принципиальные различия в подходах к традиционной и инновационной (альтернативной) профессиональной подготовке студентов (табл. 1). Именно эти различия обусловили
актуальность концептуального осмысления современной модели непрерывного образования специалистов СБТ.
Стратегической линией современного профессионального обучения является погружение будущего специалиста СБТ в интегративный инновационный субъектный опыт преподавателя. Ориентация на опыт педагогических инноваций, авторские школы, творчество и эксперимент стали одним из значимых компонентов технологии профессионально-образовательного процесса в вузах и других учебных заведениях системы многоуровневой подготовки специалистов СБТ. Подобный подход к профессиональному обучению полостью соответствует требованиям развития образовательных процессов в современном обществе.
Однако многолетняя практика проведения в вузе экспериментальных исследований готовности специалистов СБТ к нововведениям позволила установить значимость педагогического проектирования для формирования и развития инновационного потенциала педагога-хореографа.
Таблица 1
Анализ различий традиционного и инновационного профессионального обучения специалистов СБТ
Традиционное профессиональное обучение | Инновационное профессиональное обучение По характеру использования педагогической методики (технологии)
Узкопредметная методика преподавания специальных дисциплин (в контексте частного практико-ориентированного опыта) Интегративная педагогическая технология профессионального обучения (специалист владеющий общедидактическими и специальными знаниями, умениями и профессиональными компетенциями)
По психолого-педагогической основе
Рационально-прагматическое, практико-функ-циональное обучение Рефлексивно-гуманистическое, проектно-созидательное обучение
По целевой ориентации
Формирование системы знаний, умений и навыков, в конкретной профессиональнопредметной области на основе учета индивидуальных особенностей учащихся Совершенствование профессиональных компетенций (межпредметно-специальных, социально-педагогических, личностнопрофессиональных, индивидуально-творческих интеграций) в субъектном творческом опыте
По ориентации развития профессиональных способностей
В основе обучения универсальная программа развития исполнительского мастерства по спортивным бальным танцам В основе обучения программа саморазвития и самоактуализации профессионально-проектировочных способностей будущего специалиста спортивных бальных танцев
По характеру педагогического взаимодействия в обучении
Традиционная педагогика и психология хореографического творчества в процессе различных видов учебно-позновательной и художественно-творческой деятельности Научно-обоснованная технология интерактивного сотрудничества и совместных творческо-педагогических проектов в контексте подготовки профессиональных кадров по спортивным бальным танцам
По типу управления учебно-творческим процессом
Традиционное управление с опорой на развитие мотивации и способностей в обучении Подход к управлению инновационным обучением на основе методологии мотивационного программно-целевого управления
При этом в качестве важнейшей задачи нами рассматривается проектирование личности будущих специалистов СБТ, что предполагает целостное формирование и развитие профессионально-личностных качеств с учетом требований культуроцентричной образовательной парадигмы. Использование подходов проблемного и развивающего обучения позволяет интегрировать в учебном процессе формирование профессиональных знаний студентов с удовлетворением их индивидуальных практических потребностей и интересов.
Государственные стандарты высшего профессионального образования по специальностям 070301 (053000) «Народное художественное творчество» (квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель-балетмейстер спортивного бального танца»); 050700 «Педагогика балета» (квалификация «Педагог бального танца»); 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (квалификация «Режиссер художественно-спортивных праздников, преподаватель спортивных бальных танцев»), а также стандарты подготовки бакалавров и магистров по специальностям 530700 «Искусство балета» и 070300 «Хореографическое искусство» предусматривают сходные положения, касающиеся вопросов изучения конкретного вида танца и танцевального спорта. Это, в частности, касается следующих важнейших дидактических единиц: значения места и роли новых специальностей в системе профессиональной подготовки специалистов СБТ; становления, функционирования и содержания системы профессиональной подготовки специалистов СБТ; освоения техники, стиля и манеры исполнения основных фигур танцев Европейской и Латиноамериканской программ, методов преподавания различных видов хореографического искусства и танцевального спорта; навыков и специфики проведения уроков и танцевальных тренировочных занятий в коллективах различных организационных форм и жанровых направлений на этапе профессиональной подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования.
С учетом этих положений стандартами определены требования к освоению содержания обучения. В результате обучения спе-
циалист СБТ должен знать: историю хореографического образования, историю развития физической культуры и спорта, историю развития бального танца, особенности процесса формирования школ бального танца, художественно-эстетические возможности
последнего в контексте мировой танцевальной культуры; теорию и методику преподавания в контексте профессиональной инновационной деятельности (предмет, цели, задачи, структуру и содержание курса, его роль как систему хореографического образования в вузах искусств и спорта, основные требования и терминологию, сущность и содержание художественно-педагогического процесса, методы, средства, формы обучения и т. д.); выработанные в опыте профессионально-предметные алгоритмы обучения (методику изучения лексического модуля, методику композиции практического урока, методику сочинения вариаций обязательной и произвольной программ, хореографических композиций на основе историко-бытовых танцев и танцев Европейской и Латиноамериканской программ); сформированные в условиях эксперимента способы и приемы проектной педагогической деятельности; сферу профессиональных компетенций и квалификационные характеристики профессионально-личностных качеств специалиста СБТ в соответствии с требованиям социального заказа.
В результате профессиональной подготовки специалист СБТ должен уметь использовать полученные методические знания, умения и навыки в практической профессиональной деятельности в контексте современных проблем специального хореографического образования.
Вышеуказанные положения Государственных образовательных стандартов позволили нам адаптировать предложенный в исследовании Г.В. Бурцевой [5] технологический алгоритм мотивационного программноцелевого управления. Этот алгоритм позволяет снять противоречивость идеальной цели обучения, связанную с переводом внешней (заданной потребностями танцевального
спорта и хореографической практики) цели во внутреннюю для субъектов педагогической системы, цель, определенную и обусловленную потребностями каждого участника художественно-педагогического проекта.
Исходя из этого нами сформулирована генеральная цель (ГЦ), понимаемая как профессиональная (предметная и социальная) готовность специалистов СБТ к деятельности и культурным преобразованиям в условиях современного социума.
На основании системного анализа автором были выделены ведущие факторы, препятствующие достижению генеральной цели, к которым были отнесены:
- недостаточная разработанность целостной теории обучения спортивным бальным танцам, учитывающей особенности системы непрерывной подготовки специалистов СБТ;
- отсутствие методики преподавания по спортивным бальным танцам, что усложняет задачу системного проектирования процесса обучения в системе непрерывного образования;
- недостаточная компетентность в ре-
шении профессионально-дидактических проблем в контексте преподавания инновационного предмета (на уровне разработки программы, системы научно-методического
обеспечения курса, выбора оптимальных методов, форм, содержания и средств обучения с учетом целей экспериментального обучения и т. д.) в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ.
Педагогическая диагностика позволила нам выявить пробелы в технологической готовности (особенно в таких видах деятельности, как проведение системного анализа, наличие комплекса оптимальных алгоритмов профессионального обучения в системе непрерывного образования) и мотивационной готовности к преодолению факторов, препятствующих достижению генеральной цели системы непрерывной подготовки специалистов СБТ.
Конкретизация общего проблемного поля позволила перейти непосредственно к процессу педагогического моделирования. Его первым этапом стала формулировка цели, адекватной каждому этапу и уровню профессиональной подготовки специалистов СБТ. Рассмотрим несколько подробнее выделенные нами уровни и цели в последовательности «могу» - «хочу» - «делаю» - «получаю».
Цели на уровне «хочу»:
ЦХ1 - развитие мотивационной готовности к достижению высокого профессиональ-
ного уровня в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ;
ЦХ2 - формирование технологической готовности к достижению высокого профессионального уровня в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ;
ЦХ3 - развитие профессионально-творческих и личностных качеств специалистов СБТ;
ЦХ4 - развитие творческих достижений специалистов СБТ в области общих гуманитарных и социально-экономических наук;
ЦХ5 - развитие достижений специалиста СБТ в нарабатываемом художественно-творческом опыте.
Цели на уровне «могу»:
ЦМ1 - познавать сущность профессиональной компетентности специалистов СБТ;
ЦМ2 - познавать историю и теорию хореографического искусства и танцевального спорта;
ЦМ3 - овладевать профессиональной подготовкой специалистов СБТ для выполнения инновационной преподавательской деятельности.
Цели на уровне «делаю»:
ЦД1 - развитие достижений специалиста СБТ в нарабатываемом педагогическом опыте;
ЦД2 - развитие достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте научнометодической деятельности;
ЦД3 - развитие достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте научноисследовательской работе;
ЦД4 - развитие достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте организационно-управленческой деятельности;
ЦД5 - развитие достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте экспертноконсультационной работы.
На уровне «получаю»:
ЦП1 - формирование воспитанности и общекультурная подготовка специалиста СБТ;
ЦП2 - совершенствование профессиональной компетенции специалиста СБТ;
ЦП3 - развитие достижений специалиста СБТ в общепрофессиональной предметной подготовке;
ЦП4 - развитие достижений специалиста СБТ в нарабатываемом опыте научноисследовательской работы.
Далее приведем указанные цели, выстроенные нами в логике мотивационного профессионально-целевого управления:
- практически использовать знания по спортивным бальным танцам как самостоятельной научной школы в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ;
- владеть теорией обучения спортивным бальным танцам в условиях различных образовательных учреждений и социальнокультурных заведений;
- владеть выработанными на практике профессионально-предметными алгоритмами образования в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ;
- заниматься научно-исследовательской работой;
- заниматься совершенствованием своих профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств.
С позиций инновационной педагогики в результате профессиональной подготовки специалист СБТ, по нашему мнению, должен наработать следующие компоненты индивидуального творческого опыта:
- произвести на практике коррекционно-психологическую адаптацию нового вида деятельности к условиям системы непрерывной подготовки специалистов СБТ (опыт индивидуальной социализации профессионального труда);
- активизировать полученные знания и умения в конкретных производственных сферах спортивного бального танца и проверить их на результативность (опыт индивидуальной рационализации профессионального труда);
- добиться собственной результативности (открытий) в самостоятельной творческой работе (опыт индивидуальной созидающей деятельности).
Для того чтобы оптимально структурировать цели системы непрерывной подготовки специалистов СБТ необходимо было спроектировать содержательные аспекты «дерева целей», охватывающие все этапы осуществления образовательной программы. Рассмотрим соответствующие уровни и цели подробнее.
На уровне «хочу»:
ЦХ1 - обеспечение условий для формирования художественно-эстетических потребностей и активной профессиональной
позиции в процессе преподавания спортивного бального танца;
ЦХ2 - обеспечение условий для формирования готовности к самоисследованию и личностным изменениям с учетом осознания целей инновационного обучения;
ЦХ3 - обеспечение условий для формирования готовности к восприятию нетрадиционного профессионального опыта;
ЦХ4 - обеспечение условий для формирования готовности достичь оптимального уровня норм-образцов (эталонов) и соответствующих им критериев, используемых для определения качественных характеристик деятельности субъекта в условиях непрерывной подготовки специалистов СБТ;
ЦХ5 - желание реально созидать и нести ответственность за принятые решения;
ЦХ - обеспечение мотивационной готовности к овладению профессиональной подготовкой в области предметной методики спортивного бального танца (система знаний, умений и навыков, предназначенных для усвоения).
На уровне «могу»:
ЦМ1 - познание сущности профессиональной компетентности специалиста СБТ;
ЦМ2 - познание истории и теории методики преподавания танцев Европейской и Латиноамериканской программ;
ЦМ3 - познание базовых алгоритмов технологии профессионального обучения конкретному предмету;
ЦМ - обеспечение целостной технологической готовности к осуществлению инновационной педагогической деятельности в условиях профессиональной подготовки специалистов СБТ.
На уровне «делаю»:
ЦД1 - овладение комплексом знаний в области педагогического проектирования профессиональной подготовки в рамках инновационного курса;
ЦД2 - овладение комплексом умений по проектированию профессионального обучения в рамках инновационного предмета;
ЦД3 - овладение опытом преподавания танцев Европейской и Латиноамериканской программ в условиях интегративного построения содержания учебной программы;
ЦД4 - постоянное совершенствование своих профессионально-личностных качеств
для осуществления инновационной педагогической деятельности;
ЦД5 - развитие средствами спортивных бальных танцев системного профессионального педагогического мышления;
ЦД6 - овладение способами проектной педагогической деятельности в условиях интеграции хореографического искусства и танцевального спорта;
ЦД7 - овладение навыками целенаправленного развития инновационно-педагогического потенциала;
ЦД8 - овладение системой диагностических методик и средствами оценки и самооценки уровня подготовленности специалиста СБТ в контексте содержания изучаемого курса.
На уровне «получаю»:
ЦП1 - овладение оптимальным уровнем обученности в процессе непрерывной подготовки специалистов СБТ;
ЦП2 - овладение оптимальным уровнем воспитанности в процессе непрерывной подготовки специалистов СБТ;
ЦПЗ - усовершенствование своей профессиональной компетентности в условиях инновационного эксперимента;
ЦП4 - овладение творческим опытом преподавания бального танца в условиях инновационного эксперимента.
На рис. 1 наглядно представлено «дерево» педагогических целей образовательной программы системы профессиональной подготовки специалистов СБТ, в котором в сжатой форме отражена логика этапа профессиональной подготовки специалистов СБТ в последовательности действий «могу» - «хочу» - «делаю» - «получаю».
Дерево педагогических целей упорядочивает и соподчиняет разные подцели адекватно каждому содержательному уровню профессионального обучения в рамках системы непрерывной подготовки специалистов СБТ. Каждая подцель является конкретизацией высшей генеральной цели и с функциональной точки зрения рассматривается как средство достижения цели более высокого уровня. Заданная субординация целей является базовым положением для определения на основе использования дифференцированного подхода параметров готовности специалиста СБТ к профессиональной деятельности и профессиональному совершенствованию.
Подцели в педагогическом процессе могут реализовываться одновременно или последовательно. Ограничения, накладываемые внешними факторами, определяют очередность реализации тех или иных целей субъектов педагогической системы.
Однако цели не являются единственным компонентом педагогической системы. Не меньшее значение имеют специфика учебного заведения, характер и содержание выполняемых работ, тип связей между ними, требования к основному и вспомогательному персоналу, связи с внешними учреждениями образования и органами управления, финансирование, учет и оценка качества организации педагогического процесса по профессиональной подготовке специалистов СБТ в системе непрерывного образования.
В данном контексте исследования проектирование целостной технологии профессиональной подготовки специалистов СБТ осуществляется путем интеграции хореографического искусства и танцевального спорта включая:
1) совершенствование концептуальных подходов к построению системы профессиональной подготовки специалистов СБТ, обеспечивающих и гарантирующих оптимальное качество последней;
2) проектирование целей профессионального обучения специальным предметам в соответствии с совокупностью требований ГОС высшего профессионального образования в сфере культуры, искусства и спорта;
3) разработку программ дисциплин по выбору и специальных курсов с учетом заданного дерева педагогических целей и в контексте проблемного подхода к содержанию профессионального обучения;
4) проектирование эталонов (норм-образцов) профессиональной деятельности специалистов СБТ с учетом требований новых поколений Государственного образовательного стандарта;
5) проектирование интерактивных форм
и методов обучения («проблемная видеолекция», «системное практическое занятие», «творческое задание», «конкурс учебно-
практических уроков», «алгоритм решения профессионально-дидактических проблем», «самоанализ профессионального субъектного опыта», «экспериментальная площадка», «класс-концерт», «профессионально-произ-
водственная практика», «курсовое и дипломное проектирование»);
6) проектирование адекватных диагностических средств, применяемых для оценки достижения запрограммированных целей обучения с учетом разработанных критериев качества профессиональной подготовки специалистов СБТ;
7) проектирование системы учебно-мето-дического обеспечения профессиональной подготовки специалистов СБТ.
Таким образом, исходя из разработанной нами целевой педагогической модели, основные компоненты инновационного подхода к построению технологии подготовки специалистов СБТ, можно представить следующим образом:
- обеспечение профессиональной мотивации к инновационному обучению в вузе в условиях подготовки специалистов СБТ;
- готовность к эксперименту в процессе профессионального обучения специалистов СБТ;
к к
ЦМ2
к і
і к к к к 1 к к к
ЦХ1 ЦХ2 ЦХ3 ЦХ4 ЦХ5
ХОЧУ
Рис. 1. Дерево педагогических целей образовательно-обучающей программы профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев
- проблематизация и самоанализ личного педагогического опыта специалистов СБТ;
- ведущая роль решения профессионально-дидактических проблем в подготовки специалистов СБТ;
- инновационное программирование, способность к прогнозу в педагогическом процессе преподавателя / тренера / хореографа специальных дисциплин;
- разработка системы совместных педагогических проектов подготовки специалистов СБТ;
- переоценка и корректировка педагогических ценностей традиционной передачи знания, ревизия используемых в педагогической практике принципиальных подходов, форм, методов, способов и средств подготовки специалистов СБТ.
Учет и использование каждого из вышеуказанных компонентов позволит в полном масштабе реализовать требования инновационного подхода к разработке технологии профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов СБТ.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С. 29.
2. Ярошевский М.Г. Категориальная регуляция научной деятельности // Вопр. философии. 1973. № 2. С. 80.
3. Терехов П.Н. Интеграционные технологии в социокультурном образовании // Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Казанский гос. ун-т культуры и искусств; сост. и науч. ред. П.Н. Терехов. Казань, 2003. С. 4-15.
4. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005.
5. Бурцева Г.В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. Барнаул, 2006.
Поступила в редакцию 22.04.2008 г.
Shankina S.V. Educational technologies in the course of professional training of sport ball dance specialists. The problem of professional training of sport ball dance specialists is considered to be an important direction in pedagogical studies. Scientific studies in this direction demonstrated complexity and many-sidedness of this phenomenon, and that caused rise of various approaches to its development and change. Integration of the art of dance and sport should be based on reforming of the system of professional training in general, on adoption of innovation technologies, on understanding of necessity of systematic and holistic research in the theory and practice of professional training of sport ball dance specialists.
Key words: consistency, entirety, optimality, outcome, multifactoral character, conceptuality, integrity, controllability, algorithm in the course of professional training of sport ball dance specialists.