Научная статья на тему 'Реализация социально значимых проектов общественно активной школы в системе «Школа - вуз»'

Реализация социально значимых проектов общественно активной школы в системе «Школа - вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ ШКОЛА / МЕГАПРОЕКТ / СИСТЕМА "ШКОЛА ВУЗ" / ИННОВАЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ЛУЧШАЯ ШКОЛА ТАМБОВЩИНЫ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / SYSTEM "SCHOOL-HIGH INSTITUTION" / PUBLICALLY ACTIVE SCHOOL / MEGAPROJECT / INNOVATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / CONTRACT ABOUT COOPERATION / DEVELOPMENT PROGRAM / BEST SCHOOL OF TAMBOV REGION / TECHNOLOGY OF SOCIAL PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Курбатова Ирина Владимировна, Ферман Антонина Алексеевна

Статья посвящена социально значимым проектам в содержании работы общеобразовательного учреждения в рамках движения «Общественно-активная школа». В работе рассматриваются отдельные аспекты реализации мегапроекта «Школьный академгородок «Я живу среди людей», направленного на социализацию подрастающей личности. Анализируется проблема сетевого взаимодействия в системе «школа вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Курбатова Ирина Владимировна, Ферман Антонина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF SOCIALLY IMPORTANT PROJECTS OF PUBLICALLY ACTIVE SCHOOL IN SYSTEM SCHOOL-HIGH INSTITUTION

The article is devoted to the socially important projects in the content of work of educational institution within movement Publically active school. The work considers the separate aspects of megaproject realization School academcity I live among people, directed on socialization of growing personality. The problem of network interaction in system school-high institution is analyzed.

Текст научной работы на тему «Реализация социально значимых проектов общественно активной школы в системе «Школа - вуз»»

УДК 37l

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННО АКТИВНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»

© Юрий Петрович ПРОКУДИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: [email protected] © Ирина Владимировна Курбатова МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Тамбов, Российская Федерация, директор, почетный работник народного образования,

e-mail: [email protected] © Антонина Алексеевна ФЕРМАН МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Тамбов, Российская Федерация, зам. директора, заслуженный учитель РФ, e-mail: [email protected]

Статья посвящена социально значимым проектам в содержании работы общеобразовательного учреждения в рамках движения «Общественно-активная школа». В работе рассматриваются отдельные аспекты реализации мегапроекта «Школьный академгородок «Я живу среди людей», направленного на социализацию подрастающей личности. Анализируется проблема сетевого взаимодействия в системе «школа - вуз».

Ключевые слова: социально активная школа; мегапроект; система «школа - вуз»; инновационное учебное заведение; договор о сотрудничестве; программа развития; лучшая школа Тамбовщины; технология социального проектирования.

На современном этапе развития общества образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности, что делает его одним из

важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Федеральная целевая программа развития образования «Наша новая школа» предусматривает реализацию планов долгосрочно-

l73

го развития системы образования, направленного на опережающее обучение и воспитание школьников, повышение потенциала образования в консолидации общества, сохранение единого социокультурного пространства, более полное обеспечение образовательных потребностей личности [1].

В МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова накоплен уникальный 20-летний опыт сотрудничества с высшими учебными заведениями, в числе которых и ТГУ им. Г.Р. Державина.

Школа занимает лидирующее место среди инновационных учебных заведений города и области. Главной целью ее развития является создание единой системы: начальная школа - среднее и старшее звенья - вуз. Перспективная модель школы первой ступени основана на принципах развивающего обучения. В школе второй ступени осуществляется четкая ориентация на один из трех профилей: информационно-технологический,

гуманитарный и химико-биологический, а на третьей ступени - их реализация. Общение школы с миром науки, с высшей школой -одно из самых заметных проявлений духа времени. Эти связи решают множество задач: создание классов, спрофилированных на вуз, привлечение ученых для работы со старшеклассниками, создание кафедральной системы, научно-методического совета «Развитие», организации исследовательской деятельности среди учащихся и преподавателей.

Начиная с 2008 г. МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова работает по модели общественно активной, в 2010 г. школа вступила в региональный проект «Общественно-активная школа».

Анализ внутренней среды, позволяющей гибко реагировать на возникающие потребности, реализация дополнительных образовательных услуг, ведение внебюджетной деятельности обусловили введение в систему управления общеобразовательным учреждением маркетинговой деятельности, определяющей вполне конкретные социально-экономические выгоды и риски. МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова самостоятельно выстраивает финансовую политику учреждения, формируя проект бюджета на финансовый год, разрабатывает бизнес-планы: по

реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, по модернизации материальной базы школы в рамках президентской инициативы «Наша новая школа», по организации проектной и исследовательской деятельности.

Концептуальные основы развития общеобразовательного учреждения заложены в Программе развития на 2011-2014 гг., которая разработана с учетом потребностей учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров школы. Договоры о сотрудничестве общеобразовательного учреждения заключены с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина, Тамбовским государственным техническим университетом, Тамбовским государственным музыкально-педагогическим институтом им. С.В. Рахманинова, городской детской поликлиникой им. В.Н. Коваля, советом территории «Парк Победы», комитетом по делам горожан Администрации г. Тамбова, кондитерской фабрикой «ТАКФ», СДЮСШОР № 1, ДЮСШ № 2 г. Тамбова, Тамбовским региональным отделением Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд».

Один из разделов программы развития МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова, отражающий организацию проектной деятельности в рамках общественно активной школы, разработан совместно с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина. ТГТУ и советом территории «Парк победы», управляющим советом школы, школьной детской организацией «Алые паруса».

В основе концепции развития общеобразовательного учреждения положена модель интеграции общего и дополнительного образования, которая позволяет учесть потребности родителей не только в дополнительных образовательных услугах, но и в режиме Школы полного дня.

Обеспечить учащимся гибкий выбор деятельности по интересам, построение индивидуальных учебных траекторий развития позволяет Образовательная программа учреждения, включающая в себя внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов на первой ступени обучения, программ углубленного изучения отдельных предметов на второй ступени и профильного

образования на третьей ступени обучения. Разработано несколько систем оценки деятельности обучающихся как урочной, так и внеурочной деятельности, постоянно проводится мониторинг инновационной деятельности учителей, разработана карта инновационных достижений [2].

Школа является областной школой-лабораторией по управлению исследовательской деятельностью, областной экспериментальной площадкой по интеграции общего и дополнительного образования, по введению Федеральных государственных образовательных стандартов. С 2011 г. на базе МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова создана областная стажировочная площадка, цель которой - повышение профессионального уровня различных категорий работников общеобразовательных школ в области инновационной деятельности, а также школы дистанционного обучения «Грани+» для обучающихся третьей ступени сельских школ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова стала победителем в рамках конкурса «Лучшая школа Тамбовщины 2010», дважды занимала призовые места в областном конкурсе «Профильная школа», в 2011 г. школа стала победителем регионального конкурса «Народный проект» в рамках движения «Общественноактивная школа».

С 2007 г. МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова является региональным центром международного общественного движения «Добрые дети мира», объединяющим в себе общественно-активные школы стран СНГ.

С 2010 г. школа вступила в региональный проект «Общественно-активная школа» и одной из первых защитила разработанный для участия в нем мегапроект «Школьный академгородок «Я живу среди людей», получивший поддержку губернатора области О.И. Бе-тина и администрации г. Тамбова.

Модель общественно-активной школы позволяет общеобразовательной школе стать общественно-активной без ущерба для ее основных функций в качестве муниципального образовательного учреждения. В ее основе лежит технология социального проек-

тирования. За прошедший период МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова не только успешно решала основные задачи, связанные с предоставлением образовательных услуг ученикам, но и привлекала родителей и жителей микрорайона к решению социальных проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом. Многие годы, учитывая интересы социума, педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами школы успешно реализуются социальные проекты: «Предшкольная подготовка», «Семейный психолог», «Телефон доверия»,

«Компьютер для всех», «Социальная реклама», «Мы - вместе», «Спорт для всей семьи».

Совместная работа с жителями микрорайона позволяет решить социальные проблемы сообщества (спад нравственности и морали, рост неполных семей, увеличение семей, попадающих в группу риска), снизить социальную напряженность в обществе, поддерживает живой гражданский интерес к улучшению жизни не только маленьких граждан (учащихся), привлекая их к добровольческим мероприятиям, но и их родителей, через работу общественных объединений (творческий союз «Здоровье нации», подростковый штаб «Рекорд», Всероссийское общество рационализаторов и изобретателей (ВОИР), международное общественное движение «Добрые люди мира», волонтерское движение). Не остаются в стороне и пожилые сограждане. Их реальное участие в работе школы (от управления до получения услуг) делает жизнь вокруг нее намного интересней и позволяет школьникам учиться на реальных примерах, что положительно влияет на их социализацию [3, с. 49-65].

Все процессы, которые проходят в рамках общеобразовательного учреждения, строятся на принципах гуманизации и демократизации, добровольчества и партнерства.

Реализуемые проекты, хотя и являются востребованными, однако требуют изменения как в содержательном, так и организационном плане с учетом ключевых проблем микросоциума. Например, численность населения микрорайона МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова составляет 9294 человека, из них 37 % пенсионеров, 43 % лица трудоспособного возраста, 20 % детей и подростков. Из

общего количества семей - 31 многодетная семья, 15 опекунских, 262 неполных семьи, 19 семей, имеющих в своем составе инвалидов. В сравнении с 2005 г. увеличилось количество детей дошкольного возраста с 49 до 293 человек. Демографическая ситуация в микрорайоне отражает основные тенденции демографической ситуации в городе. Среднегодовая численность населения в микрорайоне колеблется в зависимости от миграции жителей. Наибольшая численность работающего населения сосредоточена на предприятиях промышленности города, а также на работах вахтовым методом, большая часть жителей занята в сфере торговли.

На сегодня в микрорайоне, основу которого составляет частный сектор, отсутствуют места для организации культурного отдыха и проведения досуга жителей: нет Дома культуры, современного спортивного стадиона, оборудованных детских площадок.

Социологической службой школы, совместно с общественниками территории «Парк Победы» был проведен социологический опрос жителей микрорайона, в результате которого выявлены потребности социума в услугах, ожидаемых от общеобразовательного учреждения, помимо тех, которые на сегодняшний день уже реализуются. Так для молодых семей актуальным является организация спортивно-развивающих занятий с детьми, оказание фитнес-услуг молодым мамам и психологических консультаций по воспитанию детей дошкольного возраста. Жители средней и старших возрастных категорий интересуют возможности приобрести навыки по уходу за садовыми и декоративными растениями, получить консультации у специалистов по организации здорового питания, кинологии, организация досуговой деятельности. Большинство респондентов всех возрастных категорий заинтересованы в организации спортивно-массовых мероприятий по разным видам спорта, в т. ч. и народным.

В результате анализа, полученного по запросам жителей микрорайона, с учетом кадрового потенциала и материальных возможностей школы и родился социальный мегапроект «Школьный академгородок «Я живу среди людей». Цель проекта заключается в создании социальной среды, при которой школа становится основным ресурсом

местного сообщества, влияющего на социальное формирование личности. Как показывает практика, именно общественно-активная школа способна изменить характер сложившихся в социуме взаимоотношений.

Жители микрорайона «Парк Победы», принявшие участие в социологическом опросе были единодушны в выборе территории для реализации проекта - это школьный двор -наиболее удачное место для создания игровых, спортивных площадок, мест отдыха и развлечений не только для учащихся, но и для всех категорий жителей микрорайона.

Социальный мегапроект «Школьный академгородок «Я живу среди людей» включает в себя четыре проекта, рассчитанных на определенную возрастную категорию жителей с учетом их запросов и потребностей.

Миссия МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова в рамках инициативы «Общественно-активная школа» - привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества, его нравственным ценностям и формирование цивилизованного общества [4, с. 9-13].

В плане реализации социального мегапроекта «Школьный академгородок «Я живу среди людей» предусматривается осуществление следующих проектов:

- «Планета детей «Семейный переполох»;

- «Институт «Здоровье будущего»;

- «Парк культуры «Академический контент»;

- «Клуб «Шаг навстречу».

Основной задачей социального проекта

«Планета детей «Семейный переполох» является укрепление престижа семьи в обществе, содействие утверждению в жизни современных общественных идей, воспитание чувства социальной ответственности. Его участники - молодые семьи, имеющие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для реализации данного проекта разработаны программы: «Веселый город», «Живой мир рядом с нами» (для детей с ограниченными возможностями), «Семейный психолог», «Телефон доверия», предшкольная

подготовка «АБВГДЕйка», «Мир ярких красок». Основным исполнителем проекта являются: целевые группы учителей начальных классов и физической культуры, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, логопед, представители территори-

ального округа «Парк Победы», работники поликлиники им. В.Н. Коваля.

Социальный проект «Институт «Здоровье будущего» направлен на создание условий для полного самовыражения личности, профилактику асоциальных явлений и социальную защиту личности. Для реализации данного проекта разработаны программы: «Современная дыхательная гимнастика», «Спорт для всей семьи», «На даче и дома», «Экоотклик».

Основными исполнителями проекта является кафедра естественных наук МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова, при которой создан творческий союз «Здоровье нации». Творческий союз объединяет тренеров школы единоборств имени Е.Т. Артюхина и СДЮСШОР по легкой атлетике, медицинских работников поликлиники им. В. Н. Коваля, педагогов дополнительного образования эколого-биологического Центра и подростковый штаб «Рекорд» при детской организации «Алые паруса».

Основной задачей третьего проекта «Парк культуры «Академический контент» является развитие молодежной инициативы, содействие в реализации социально значимых программ и проектов различного уровня [5, с. 21-23]. Он рассчитан на учащихся третьей ступени обучения, студентов и категорию служащих. Проект осуществляется в рамках сетевого взаимодействия с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина и ТГТУ. Для реализации данного проекта разработаны и реализуются программы: «Исследователь»,

«Школьное телевидение», «Социальное проектирование», «Основы кибернетики и изобретательства», «Компьютер для всех», «Социальная реклама». Руководство проектом осуществляет научно-методический совет «Развитие» и научное общество школьников «Искатель».

Социальный проект «Клуб «Шаг навстречу» рассчитан на группы населения, требующие социальной поддержки, реабилитации и адаптации к современным условиям жизни. Главная задача - преодоление чувства одиночества, дискомфорта, получение новой информации и совместный отдых. Проект осуществляется под руководством кафедры педагогики и психологии школы совместно с

кафедрой общей педагогики и образовательных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина и направлен не только на жителей микрорайона, но и на оказание конкретной помощи Татановскому детскому дому (программа «Мы - вместе»), Дому ветеранов и детскому приюту. В основе осуществления проекта -развитие волонтерского движения.

Отличительной чертой проекта является реконструкция школьного двора и создание активных зон отдыха. Архитектурные предложения по преобразованию школьной территории подготовлены студентами четвертого курса архитектурного факультета ТГТУ.

Реализация разработанных проектов позволит:

- вовлечь в социально значимую общественную деятельность жителей микрорайона и будет способствовать приобретению ими навыков социального поведения, социальной ответственности и применению их в повседневной жизни;

- показать значимость общественной инициативы по решению конкретной социальной проблемы;

- осуществить комплексный подход к решению социальных проблем микрорайона;

- объединить совместные усилия в творческой и другой деятельности учащихся школы и учителей, родителей, жителей микросоциума, что будет способствовать духовному сближению детей и взрослых, осуществлению их общих интересов и увлечений;

- приобщить их участников к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры;

- создать благоприятные условия для отдыха малышей и молодежи;

- обеспечить социальную защищенность обучающихся из семей, оказавшихся в социально-трудном положении.

Основным показателем успешности реализации проектов общественно-активной школы является отрицательная динамика асоциального поведения учащихся и жителей микрорайона, улучшение качества жизни и потребности в ее здоровом образе. Включение в реализацию социально-значимых проектов всех участников учебно-воспитательного процесса, партнеров по сотрудничеству, благотворительных и общественных организаций, создание устойчивой системы сетевого взаимодействия «школа - вуз» будет спо-

собствовать эффективному внедрению задуманного в повседневную жизнь [6, с. 185-192].

Реализация социально значимых проектов общественно-активной школы в системе «школа - вуз» как в образовательной, так и воспитательной деятельности позволяет получать учащимся не только необходимый уровень академического образования, но и формировать навыки гражданской активности и творческой самореализации [7]. Исключительную значимость играет фактор привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов, аккумулирование финансовых средств для решения общеобразовательным учреждением насущных задач и потребностей, формирование позитивного отношения местного сообщества к деятельности школы и расширению предоставляемых ею услуг [8].

1. Интеграция общего и дополнительного образования / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. М., 2006.

2. Леонтович А.В. К вопросу о развитии творческой активности учащихся // Методология учебного проекта. М., 2001.

3. Прокудин Ю.П. Система сотрудничества «школа - вуз» как фактор повышения качества образования // Вестник Тамбовского уни-

верситета. Кафедра общей и социальной педагогики. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2010.

4. Прокудин Ю.П., Курбатова И.В., Макарова Л.Н., Ферман А.А. Проектная и исследовательская деятельность старшеклассников в системе «Школа - вуз» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 6 (62).

5. Прокудин Ю.П., Терехина Т.А. Психологопедагогическое формирование ключевых компетенций старшеклассников // Грани творчества: XV открытая научно-практическая конференция. Тамбов, 2011.

6. Прокудин Ю.П., Курбатова И.В., Макарова Л.Н., Терехина Т.А. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции и дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 6 (74).

7. Стратегия воспитания в общеобразовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. М., 2005.

8. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого). М., 2004.

Поступила в редакцию 12.10.2011 г.

UDC 371

REALIZATION OF SOCIALLY IMPORTANT PROJECTS OF PUBLICALLY ACTIVE SCHOOL IN SYSTEM “SCHOOL-HIGH INSTITUTION”

Yuriy Petrovich PROKUDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of General Pedagogy and Educational Technologies Department, e-mail: [email protected]

Irina Vladimirovna KURBTOVA, GEI Secondary School № 13 with deep studying of some subjects, Tambov, Russian Federation, Director, Honored Worker of Public Education, e-mail: [email protected]

Antonina Alekseyevna FERMAN, GEI Secondary School № 13 with deep studying of some subjects, Tambov, Russian Federation, Vice Director, Honored Teacher of Russian Federation, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the socially important projects in the content of work of educational institution within movement “Publically active school”. The work considers the separate aspects of megaproject realization “School academcity “I live among people”, directed on socialization of growing personality. The problem of network interaction in system “school-high institution” is analyzed.

Key words: publically active school; megaproject; system “school-high institution”; innovational educational institution; contract about cooperation; development program; best school of Tambov region; technology of social projecting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.