Научная статья на тему 'Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования'

Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / SCHOOL ACADEMY / INTEGRATION / GENERAL AND AN ADDITIONAL EDUCATION / PROFILE TRAINING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / A PROBLEM FIELD OF SOCIALIZATION / INNOVATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Ирина Владимировна, Макарова Людмила Николаевна, Прокудин Юрий Петрович, Терехина Татьяна Алексеевна

В статье раскрыт опыт работы Центра дополнительного образования «Школьная академия» как структурного подразделения МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова. Проанализированы основные ценности и функции дополнительного образования детей в условиях школы, его содержание и процесс интеграции с общим. Обобщены разноплановые профильные направления деятельности «Школьной академии», раскрыта ее роль в личностном и профессиональном становлении школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Ирина Владимировна, Макарова Людмила Николаевна, Прокудин Юрий Петрович, Терехина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal improvement and professional self-determination of schoolboys in the process of integration of programs of the general and the additional education

In the article the operational experience of the Center of additional education "School academy" as a structural division of comprehensive school № 13 with profound studying of separate subjects is revealed of Tambov. The basic values and functions of an additional education of children in the conditions of school, its maintenance and process of integration with the general are analyzed. Versatile profile directions of activity of the "School academy" are generalized, its role in personal and professional formation of schoolboys is opened.

Текст научной работы на тему «Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования»

УДК 371

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1 © И.В. Курбатова, Л.Н. Макарова, Ю.П. Прокудин, Т.А. Терехина

В статье раскрыт опыт работы Центра дополнительного образования «Школьная академия» как структурного подразделения МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова. Проанализированы основные ценности и функции дополнительного образования детей в условиях школы, его содержание и процесс интеграции с общим. Обобщены разноплановые профильные направления деятельности «Школьной академии», раскрыта ее роль в личностном и профессиональном становлении школьников.

Ключевые слова: школьная академия; интеграция; общее и дополнительное образование; профильное обучение; профессиональное самоопределение; проблемное поле социализации; инновационная модель.

Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях направлено на решение следующих задач:

- определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися общеобразовательного учреждения с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей социокультурного окружения;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образо-

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)», проект № 3.1.2 / 5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей» и в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

вания большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;

- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании, организуемом в образовательном учреждении;

- компенсацию недостатков общего образования;

- привнесение в школу гуманитарных,

научно-технических, культурологических,

социально-педагогических, художественноэстетических образовательных программ и учебно-методических пособий нового поколения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова одна из первых в области начала работать над новой моделью общеобразовательного учреждения, особенностью которой является интеграция высшего, общего и дополнительного образования.

Сложившиеся в учреждении традиции профильного обучения, взаимодействие

с двумя главными вузами города (ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ), учреждениями

дополнительного образования, а также новые подходы к организации процесса обучения позволили школе открыть областную экспериментальную площадку «Создание новой модели общеобразовательного учреждения «Школьная Академия», функционирующего в режиме полного дня пребывания детей, в рамках которого происходит интеграция общего и дополнительного образования. Таким образом, дополнительное образование детей становится составной частью образовательной системы в целом, подчиняющейся общим закономерностям и требованиям общеобразовательных стандартов, одним из которых является ответственность за качество образования детей.

В программе развития МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов на период до 2011 г. определены основные идеи развития общеобразовательного учреждения, в соответствии с которыми предусмотрена модификация структуры образовательной системы школы: развитие и углубление учебно-предметной деятельности за рамками учебного плана, повышение качества образования (введение надпредмет-ных курсов, факультативов, кружков, внедрение новых технологий); создание условий для формирования индивидуальных образовательных траекторий развития учащихся в рамках дополнительного образования (работа с одаренными и мотивированными детьми); широкое использование пространственной жизнедеятельности, предоставляющей учащимся возможность профильного выбора (создание новой системы воспитательной внеурочной работы с использованием элементов структуры социума) в условиях инновационной модели общеобразовательного учреждения.

В соответствии с Концепцией дополнительного образования МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов, сложившаяся в школе система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом для развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования в рамках Центра дополнительного образования «Школьная Академия» детей способна быстро и точно реагировать на образовательные запросы семьи, создавать устойчивую куль-

туросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию, способствовать профессиональному самоопределению личности.

Интеграция общего и дополнительного образования, модификация учебного плана и расписания занятий обучающихся обеспечивает индивидуальный темп продвижения по общеобразовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование личностноориентированных, проектных технологий способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений. Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, т. к. приучает их к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.

По итогам рейтинга общеобразовательных учреждений г. Тамбова МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов по соблюдению здорового образа жизни занимает ведущую позицию среди общеобразовательных учреждений г. Тамбова.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в развитии социальной инициативы неисчерпаем. В настоящее время особую актуальность представляет взаимодействия учреждений дополнительного образования и детских общественных организаций и движений с точки зрения интеграции их усилий в формировании гражданской позиции личности. В рамках дополнительного образования совместно с Татанов-ским детским домом в школе реализуется социальный проект «Мы вместе!», межрегиональный проект «Социальные молодежные инициативы», Всероссийский проект общественного движения «Добрые дети мира».

Современный этап развития дополнительного образования в Центре дополнительного образования «Школьная Академия» строится с учетом достижений и проблем, возникших в процессе перехода школьной системы образования на новый качественный уровень. Обусловленный этими явлениями переход на новые образовательные программы завершен успешно и получает дальнейшее развитие в создании единого образовательного пространства школы через интеграцию основного и дополнительного образования.

О положительной тенденции развития системы дополнительного образования в МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов свидетельствуют факты:

- количество кружков дополнительного образования с 2007 г. увеличилось на 121 % (с 14 кружков в 2007 г. до 31 кружка в 2009 г.);

- соотношение количества детей, посещающих кружки дополнительного образования, на базе школы с 2007 г. увеличилось на 43 % (786 учеников в 2007 г.) и составляет на сегодняшний день 1125 учеников - 100 %;

- количество педагогов дополнительного образования с 2007 г. увеличилось более чем на 200 %; при этом количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, составляет 25 % от общего количества педагогов дополнительного образования.

В Центре дополнительного образования «Школьная Академия» работают ведущие преподаватели Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: доктор филологических наук, профессор А.И. Иванов, доктор исторических наук, профессор

А.Г. Айрапетов и кандидаты наук, доценты Е.А. Ганжа, В.Д. Орлова, Ю.П. Прокудин, М.Е. Буковский, И.И. Фролова и др. Необходимость дальнейшего развития дополнительного образования в школе потребовала открытия на базе кафедры общей и социальной педагогики ТГУ им. Г.Р. Державина филиала кафедры педагогики и психологии школы, а также кафедры дополнительного образования.

Сегодня Центр дополнительного образования «Школьная Академия» осуществляет свою деятельность в соответствии с реализацией образовательных программ семи направленностей: научно-технической, физ-

культурно-спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической, социально-педагогической, культурологической, естественнонаучной. При этом наиболее стабильными и популярными профильными направлениями дополнительного образования являются: естественнонаучное (27,6 % от всех детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования), культурологическое (19,8 %), социально-педагогическое (18,5 %), художественно-эстетическое (15,3 %), эколого-биологическое (13,3 %).

Положительные результаты профильной работы системы дополнительного образования детей находят свое подтверждение в ито-

гах муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов, научных конференций, фестивалей, спортивных состязаний: хореографический коллектив «Семицветик» под руководством педагога дополнительного образования высшей категории Г.А. Павловой является победителем и призером муниципальных конкурсов хореографических коллективов («Славянский фестиваль», «Тамбовские самоцветы»), призером международного конкурса детского творчества «Морской бриз» в г. Сочи, лауреатом всероссийского конкурса «Любимый город» в г. Москве. Театр песни под руководством педагога дополнительного образования Э.И. Павликовой неоднократно становились победителями и призерами муниципальных конкурсов. Два воспитанника Школы молодого инженера стали призерами Всероссийской конференции «Шаг в будущее» (Диплом II степени). Воспитанники Школы юного математика и физика вошли в число десяти сильнейших по итогам III этапа Всероссийской олимпиады школьников.

За время функционирования Центра дополнительного образования «Школьная Академия» наметился ряд других положительных тенденций:

- интеграция учреждения общего и дополнительного образования детей в единое пространство, где каждое учреждение сохраняет свою специфику (Договор о сотрудничестве с ТГТУ от 14.09.2005 г. № 754, Договор о сотрудничестве с ТГУ им. Г.Р. Державина от 5.09.2005 г. № 12, Договор о сотрудничестве ДОД Биологическим центром от 1.09.2008 г. № 2);

- обновление содержания дополнительного образования через разработку научных основ образовательного процесса в Центре дополнительного образования (рис. 1).

Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном пространстве школы основывается на идее сохранения единого пространства общеобразовательного учреждения в контексте реализации принципов вертикальной и горизонтальной координации деятельности на основе обеспечения дополнительности образовательных услуг.

В контексте нового целеполагания развития школы, направленного на личностное и профессиональное становление учащихся,

СТРУКТУРА ШКОЛ

Рис. 1. Школы, действующие в Школьной академии

способных решать задачи различной степени сложности в разных сферах жизнедеятельности (познавательной, трудовой, гражданско-общественной, бытовой, культурно-досуговой), востребованность дополнительного образования значительно возрастает. Расширение спектра направлений деятельности, в условиях которых необходимо сформировать высокую степень готовности личности к самореализации, предполагает актуализацию личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания ребенка, реальность и результативность обеспечения которого возможна за счет интеграции основного (общего и профессионального) и дополнительного образования. Академизм и жесткие формы организации образовательного процесса, отличающие состояние школьного образования, не позволяют в полной мере обеспечить деятельностный подход в обучении.

Инновационный характер изменений содержания и технологий в МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов в контексте нового целеполагания в значительной степени усилен за счет дополнительного образования, характер которого предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированность обучаю-

щихся, а значит, и реальное творческое самовыражение личности.

Система дополнительного образования в школе способна внести значительный вклад в развитие обучающихся как субъектов целе-полагания и целереализации собственного личностного и профессионального развития на основе расширения их образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности освоения межпредметных и надпредметных знаний и умений в процессе профильного обучения. Это становится возможным за счет усиления интеграционных связей учреждений разных типов и видов в выстраивании образовательных маршрутов обучающихся в условиях образовательного пространства города в целом. Направления традиционного взаимодействия учреждений дополнительного и основного образования в Центре дополнительного образования «Школьная академия» значительно расширены на основе развития содержательных линий совместной деятельности: создания и реализации интегративных образовательных программ. Для каждой ступени основного образования дополнительное образование предлагает свой содержательный модуль,

исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода:

- на этапе дошкольного образования -предшкольная подготовка;

- на этапе начального образования -помощь в освоении позиции ученика, включение в разные учебные сообщества;

- на этапе основного общего образова-

ния - поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых

проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения;

- на этапе среднего полного общего об-

разования - сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся,

обеспечение допрофессиональной подготовки.

Интегративный подход реализуется при создании образовательных программ, позволяющих выйти на межпредметный и над-предметный уровни содержания, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентности учащихся: «Дополнительные главы к основному курсу математики», «Подготовка к олимпиадам по математике», «Информатика в играх и задачах», «Наглядная геометрия в начальных классах», «страноведение», «По страницам русской классики», «Технология создания фильмов и видеоклипов с использованием программы Adobe Premiere Pro», «Интернет-технологии, создание Web-сайтов», «Исследователь», «Красивописание», «Детская риторика», «Основы журналистики», и, соответственно, мета-умений: исследовательских, проективных, рефлексивных: «Исследова-

тель», «Моя будущая профессия», «Конфликтология», «Основы кибернетики и изобретательства».

Воспитанники «Школьной академии» в рамках договоров имеют возможность заниматься практической деятельностью в лабораториях Тамбовского государственного технического университета, в телевизионной студии факультета журналистики ТГУ им. Г.Р. Державина, в зооуголках и участке биоэкологического центра г. Тамбова.

Реализация выше обозначенных направлений развития дополнительного образования детей в Центре дополнительного образования «Школьная академия» стала возможной при целенаправленном управлении качеством дополнительного образования в соот-

ветствии с разработанными критериями и показателями качества. В соответствии с общепринятыми международными стандартами управление качеством предполагает оценку показателей в соответствии с тремя основными характеристиками качества:

- показатели вложения в дополнительное образование, его ресурсное обеспечение;

- показатели качества образовательного процесса (дополнительных образовательных программ);

- показатели результатов дополнительного образования в соответствии с требованиями дополнительных образовательных программ.

Предложенные показатели оценки позволили провести мониторинг дополнительного образования, характеризующий систему «на входе», «в процессе», «на выходе». Это позволяет устанавливать характер наблюдаемых связей, анализировать процессы и их результаты, планировать вложение необходимых ресурсов.

Выявление тенденции состояния дополнительного образования позволяет принимать верные и своевременные управленческие решения, способствующие его дальнейшему развитию. Инвариантная характеристика качества дополнительного образования для разных образовательных систем определяется на основе оценки:

- набора предлагаемых услуг, их разнообразия и соответствия социальному запросу;

- качества услуг (качество дополнительных образовательных программ, уровень преподавания, качество результата и др.);

- доступности услуг, реальной возможности пользования ими;

- качества обслуживания (качество образовательного взаимодействия педагогов дополнительного образования и обучающихся, характера общения и отношений, благоприятной среды).

В МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением дополнительных предметов г. Тамбова разработана Концепция развития дополнительного образования, включающая в себя все компоненты качества, в т. ч. спроектированные условия обеспечения качества, а также организационный механизм управления качеством образования.

Проводимые мониторинги эффективности деятельности дополнительного образования продемонстрировали успешность в развитии детей, особый психолого-педагоги-ческий климат в школе, общественно-значимый характер результатов образования; авторитет системы в социуме, желание детей получать дополнительное образование, а родителей - поддерживать его деятельность.

Как структурное подразделение школы Центр дополнительного образования «Школьная академия» функционирует системно и стабильно. На заседаниях Управляющего совета неоднократно подчеркивалась его открытость, гуманность, самоорганизация, прочность связей с окружающей социокультурной средой. Информация о деятельности Центра дополнительного образования «Школьная академия» систематически публикуется на сайте школы и отражается в ежегодном Публичном докладе руководителя общеобразовательного учреждения И. В. Курбатовой.

На базе школы в рамках Центра дополнительного образования «Школьная академия» проведено два областных семинара «Организация работы Центра дополнительного образования «Школьная академия» на основе интеграции общего и дополнительного образования и «Интеллектуально-познавательная деятельность старшеклассников в Центре дополнительного образования «Школьная академия». Обмен опытом работы осуществляется в ходе работы круглого стола «Интегрированный подход в проектировании и реализации процесса обучения в области естественнонаучного образования», а также на августовской конференции учителей «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях муниципального субъекта образования».

Анализ деятельности Центра дополнительного образования «Школьная академия» МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова определили ряд проблемных полей социализации учащихся и основные направления деятельности:

1. Преодолению комплекса проблем в гендерном поле позволит создание образовательных программ, способных помочь молодым людям выработать образцы - эталоны мужских и женских социальных ролей, осознать ответственность за жизнь и сформиро-

вать отношение к человеку как высшей ценности, выработать принципы его ценности и неприкосновенности.

2. Увеличение динамики развивающей деятельности. Старшие подростки, особенно из «группы риска», в период особой обостренности процесса социализации, «уходят» из сферы влияния учреждений дополнительного образования. Несмотря на то, что данная категория обучающихся полностью охвачена кружковой деятельностью в Центре дополнительного образования «Школьная академия», предупредить возникновение подобной ситуации возможно за счет организации сопровождения социализации детей, что предполагает совместное с ребенком выстраивание маршрутов взросления, вовлечение в общественно-значимую деятельность, формирование волевых привычек и мотивации преодоления трудностей.

3. Возникает необходимость создания социально-педагогического паспорта территории, позволяющего выстраивать целенаправленную работу с семьей. Разнообразные формы работы в досуговой сфере позволят объединить усилия семьи педагогов в процессе преодоления кризисных аспектов развития ребенка.

4. Особое проблемное поле социализации связано с одаренными детьми. Наличие ярко выраженных общих или специальных интеллектуальных способностей в детском возрасте не являются гарантом успешного построения жизненной карьеры. Такие дети нуждаются в особом сопровождении процесса социализации, где должно уделяться место самоанализу и самооценке, отработке технологии социального погружения, развитию способности детей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, формированию у них высокого уровеня общей культуры.

Процесс сопровождения одаренных детей должен проектироваться на основе знаний психолого-педагогических подходов работы с данной категорией детей. Эффективность педагогического воздействия на процесс социализации одаренных детей предполагает профессиональное (компетентное) решение задач по формированию умений анализа как своих действий, слов, поступков, так и тех социальных процессов, жизненных ситуаций, в которых оказывается ребенок.

Следует подчеркнуть, что в основе педагогической системы дополнительного образования детей заложена образовательная философия, направленная на личностное развитие и профессиональное самоопределение каждого обучающегося, на удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных, социальных и других потребностей. В этой системе сложилась новая парадигма субъект-субъектных взаимоотношений всех участников социокультурного и образовательного процесса. Школа и ее структурное образование «Школьная академия» не противопоставлены друг другу. Эти две разные образовательные системы направлены на создание глубоких интеграционных связей.

Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей в условиях муниципального образовательного учреждения являются: демократизация образовательного процесса; поддержка и развитие детского творчества; воспитание культуры здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; открытость системы дополни-

тельного образования детей; создание дополнительных образовательных программ нового поколения; научно-методическое

обеспечение системы дополнительного образования в школе; развитие системы дополнительного образования детей на основе информационных технологий.

Поступила в редакцию 7.05.2009 г.

Kurbatova I.V., Makarova L.N., Prokudin Yu.P., Te-rekhina Т.А. Personal improvement and professional selfdetermination of schoolboys in the process of integration of programs of the general and the additional education. In the article the operational experience of the Center of additional education “School academy” as a structural division of comprehensive school № 13 with profound studying of separate subjects is revealed of Tambov. The basic values and functions of an additional education of children in the conditions of school, its maintenance and process of integration with the general are analyzed. Versatile profile directions of activity of the “School academy” are generalized, its role in personal and professional formation of schoolboys is opened.

Key words: school academy; integration; general and an additional education; profile training; professional selfdetermination; a problem field of socialization; innovative model.

УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© Т.А. Махрачева

Стратегия управления развитием субъектности учителя в условиях повышения квалификации (ПК) составляет основу теоретической модели управления данным процессом. Критериями эффективности теоретической модели управления развитием выступают: переход образовательной системы ПК школьных педагогов на более высокий уровень; инновационность деятельности субъектов; положительная оценка результатов ПК учителей со стороны ее субъектов, «заказчиков» и «потребителей»; удовлетворенность органов управления образованием, руководителей школ качеством ПК школьных педагогов; позитивное отношение педагогических коллективов, родительской общественности к результатам развития системы ПК учителей.

Ключевые слова: управление развитием; субъектность учителя; теоретическая модель управления развитием; технологическое обеспечение.

Развитие субъектности школьных педагогов рассматривается нами в контексте их непрерывного образования. Идеи непрерывности в системе повышения квалификации (ПК) учителей школ предполагают опережающее прогнозирование будущих проблем школьного образования и профессиональной

деятельности педагогов, а также заблаговременную подготовку к их решению. Согласно

В. А. Сластенину, образование будущего требует выполнения функции опережения, выступающей как мысленная интеграция всех необходимых предпосылок реализации цели, как создание информационной модели, пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.