Научная статья на тему 'Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся'

Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баянов Олег Михайлович, Токарева Ирина Витальевна

В статье представлен опыт создания центра организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся. Рассмотрены подходы к его организации, приоритетные направления деятельности и основные итоги по реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баянов Олег Михайлович, Токарева Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся»

В статье представлен опыт создания центра организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся. Рассмотрены подходы к его организации, приоритетные направления деятельности и основные итоги по реализации проекта.

Баянов Олег Михайлович

директор МОУ СОШ № 97 Токарева Ирина Витальевна

зам. директора МОУ СОШ № 97 г. Екатеринбург

ШКОЛА КАК ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Какой должна быть работа центра содействия укреплению здоровья обучающихся, чтобы она положительно влияла на формирование культуры здоровья у детского населения микрорайона школы?

А

Ключевые слова: диспансеризация, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии в школе, здоровьесберегающее пространство школы, центр содействия укреплению здоровья

Состояние здоровья подрастающего поколения -важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Около 60% школьников России страдают хроническими заболеваниями, часто несколькими. Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболеваний, более половины составляют те, кто находится «между здоровьем и болезнью», в так называемом «третьем состоянии».

За последние 10 лет Министерствами здравоохранения и образования проведена серьезная работа по формированию нормативной базы, дающей возможность заботиться о здоровье подрастающего поколения: 1995г.- введена специальность «валеология» в вузах; 2000г. утверждена «Медицинская карта ребенка» для ОУ (приказ №241 Министерства здравоохранения; 2001г. - приказ №371 «О штатных нормативах мед. персонала» (1 ставка школьного врача на 1200 уч-ся); 2002 г.- приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения №176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ»; 2003 г. - программа «Здоровый ребенок» в рамках Федеральной целевой программы «Дети России». Однако, по свидетельству статистиков, состояние здоровья населения России остается крайне неблагополучным. В качестве примера рассмотрим данные Министерства здравоохранения о проведенной в 2005 году диспансеризации уч-ся школ. Около 60% школьников РФ страдают хроническими заболеваниями, часто несколькими. Почти 2/3 сидящих за партами наших школ - больные дети. Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболеваний, более половины составляют те, кто находится «между

здоровьем и болезнью», в так называемом «третьем состоянии». Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных требований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, определяемых данной группой риска, неизбежно приводит к переходу человека из этой группы в группу больных (в хронической или острой формах) [4,5]..В результате проведенного выборочного анкетирования, социологического опроса, данных, предоставленных медицинской службой школы и учителями физкультуры, была проанализирована ситуация в нашем образовательном учреждении. Проведенный анализ показал, что в школе были превышены районные показатели больше всего по:

• болезням органов дыхания (в 2,7 раза),

• гриппу (от 1,5 до 6,3 раз),

• болезням органов пищеварения (от 1,3 до 3,5 раз),

• болезням почек и мочевыводящих путей (от 1,3 до 3,8 раз).

Обращал на себя внимание тот факт, что состояние здоровья у учащихся начальной школы было хуже, чем у учеников средней школы, что означало, что уже в 1 класс ребенок приходил , имея одно или два хронических заболевания. Была проанализирована острая заболеваемость детей и подростков в ОУ в 2005 году. Эти данные (по отдельным заболеваниям) тоже значительно выше средних показателей по Октябрьскому району.

Острая заболеваемость детей (1-9 класс) (всего уч-ся 460, заболеваний- 95)

всего с луч. Инф. забол. Нервн. сист. Орган, дыхан грипп Орган, пищев. Почки мо-чев. пути Травмы переломы Проч. забол.

Школа 1-9 кл. 206,5 10,8 - 171,7 23,9 10,8 4,3 6,5 -

Район 1-9 кл. 299,5 20,4 3,4 252,6 16,3 8,1 3,2 3,6 7,9

Острая заболеваемость подростков (10-11кл.) (всего уч-ся 69, заболеваний - 44)

Всего с луч. Инф. забол Нерв. сист. Орган дыхан. грипп ОРИ Остр. бронх Орган, пищев. Почки мо-чев. пути Пр. заб.

Школа 10-11 кл. 173 - - 565 144 420 28,9 43,4 28,9 -

Район 10-11 кл. 260 6,2 14,1 206,8 22,7 182,9 9,4 12 7,6 5

Коллективом школы были выявлены основные факторы, влияющие на состояние здоровья детей:

- низкая санитарная и медицинская культура значительной части населения поселка;

- несоответствие нормам наполняемости классных комнат (по СанПиНам на 1 ученика должно быть 2,5 кв.м; в реальности- от 2,4 до 1,6 кв.м;

- недостаточный охват горячим питанием уч-ся школы, несбалансированность рациона питания, отсутствие молока и молочных блюд, свежих фруктов и овощей в школьном питании;

- низкий материальный уровень большого числа семей;

- рост числа неполных семей, в которых воспитываются дети (от 30% до 60% в некоторых классах);

- рост количества детей, родившихся в алкоголи-зированных семьях;

- раннее курение и употребление подростками пива и других алкогольных напитков;

- отсутствие приема детскими врачами узких специальностей (невролог, гастроэнтеролог, эндокринолог, офтальмолог и др.), детской стоматологии, физиотерапии, массажа, анализов;

- 100% отсутствие в поселке спортивных секций, культурных центров, способных занять старших школьников и молодежь поселка;

- повышенное содержание в питьевой воде солей;

- повышенное содержание нитратов в почве;

- недостаток йода в организме;

- загрязнение атмосферного воздуха территории оксидами азота и серы (пары воды Новосвердловской ТЭЦ).

По итогам социологического опроса, проведенного среди учащихся, большая часть опрошенных одной из главных жизненных ценностей называет здоровье. Однако отношение к здоровью как к самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Большинство детей слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни, не имеют поддержки от родителей и, как следствие этого, недостаточно заботятся о своем организме, не могут дать оценку своему физическому состоянию, отказываются или редко участвуют в различных спортивных мероприятиях. Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в освоении учебного материала, педагогический коллектив и медицинские работники школы должны направлять все свои усилия на устранение из жизни тех факторов, которые вызывают эти нарушения или способствуют этому. Проанализировав сложившуюся в школе ситуацию, педагогический коллектив пришел к выводу, что все мероприятия, акции по профилактике зависимостей и проблемам здорового образа жизни, родительские собрания и педагогические советы, работа медицинских работников, логопеда не объединены в единую систему действий. Многие мероприятия носили разовый характер и из-за этого не имели нужного результата.

В рамках сетевого взаимодействия инновационноактивных школ Уральского региона [1, 2], реализации территориального подпроекта «Образование по стандартам XXI века» на базе МОУ СОШ №97 был создан «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ участников образовательного процесса». Представим основные функции центра:

Учебно-воспитательная:

■ Обеспечение преемственности в обучении (детский сад - начальная школа, начальная школа - средняя школа).

■ Разработка новых и помощь в корректировке существующих учебных программ, факультативных курсов в соответствии с концепцией.

■ Введение здоровьесберегающего режима учебных занятий и кружковой деятельности разных возрастных групп.

■ Организация и проведение различных мероприятий, связанных с формированием культуры здоровья.

Коррекционная:

■ Проведение мероприятий по коррекции психологического здоровья учащиеся (психологи Службы практической психологии, логопед).

■ Изучение и корректировка факторов, влияющих на духовное, физическое, социальное здоровье учащиеся (психологи, учителя физкультуры, педагоги школы, специалисты территориального управления по профилактике безнадзорности Центра «Отрада»).

Консультативная:

■ 1.Консультирование уч-ся, родителей, педагогов по вопросам сохранения здоровья (психологи и другие специалисты).

■ 2. Привлечение специалистов к работе с родителями (собрания), педагогами (педагогические советы), учащиеся (классные часы) - (Служба практической психологии, детская поликлиника №13, комитет по социальной защите населения, комитет по делам молодежи).

Профилактическая:

■ Профилактическая работа по медицинским показаниям (медработники школы).

■ Организация работы по программам профилактики первичных зависимостей и СПИДа (руководитель Центра).

■ Отслеживание работоспособности (утомляемости), тревожности и других психических показателей учащихся (психологи).

Диагностическая:

■ Мониторинг индивидуального здоровья уч-ся и учителей (медработники школы, учителя физкультуры, классные руководители).

■ Диагностика самочувствия учащихся на уроках и во внеурочное время (классные руководители).

Среди приоритетных направлений деятельности по проекту мы выделяем:

1. Спортивно-оздоровительное:

- постоянный мониторинг состояния здоровья детей;

- организация работы санаторно-оздоровительного лагеря на базе школы;

- проведение общешкольных Дней здоровья;

- организация работы спортивных секций.

2. Просветительское:

- организация работы лектория для родителей по вопросам сохранения здоровья;

- выпуск газет, листовок, бюллетеней;

- систематическое проведение классных часов по проблемам здоровья и ЗОЖ;

- подготовка выставок специальной литературы и тематических бесед (для родителей и учащихся).

3. Профилактическое:

- разработка программы по профилактике и коррекции здоровья школьников;

- профилактическая и реабилитационная работа по медпоказаниям;

- разработка программы по профилактике первичных зависимостей, СПИДу.

4. Научно-методическое:

- внесение изменений в БУП;

- информационное обеспечение на всех уровнях образования;

- разработка инновационных программ, направленных на укрепление здоровья и полноценное развитие учащихся;

- совершенствование форм и методов обучения;

- формирование информационно-методического фонда, разработок педагогов, психолога, воспитателей по вопросам сохранения здоровья.

5. Духовно-творческое:

- тематические праздники, вечера с участием детей и взрослых;

- организация конкурсов газет, рисунков, сочинений, проектов;

- проведение общешкольных праздников, встреч, фестивалей и т.п.

Концепция «Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся» реализуется через учебно-воспитательную, внеклассную воспитательную работу, работу с родителями и учащимися, работу медицинской службы школы и школьной столовой. Основные этапы реализации проекта приведены ниже.

Основные этапы проекта

1 этап - подготовительный (январь 2006г.)

Мероприятия:

- создание рабочей группы, распределение обязанностей;

- определение приоритетных направлений деятельности;

- изучение научно-методической литературы, опыта других учебных заведений, работающих в аналогичных направлениях;

- формирование психологической готовности участников к положительному восприятию данного проекта;

- разработка механизмов финансовой поддержки концепции и проекта и их реализация.

Результат:

■ Создание необходимых организационно-содержательных условий для реализации проекта

2 этап - проектно-диагностический (янв.2006-окт.2006 гг.)

Мероприятия:

- создание мониторинговой группы, проведение диагностических исследований;

- обновление и ведение «Паспорта здоровья»;

- анализ полученных факторов состояния здоровья детей, учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на 3 этапе;

- заседания МО предметников «Здоровье сберегающие технологии»;

- организация работы психолого-педагогических семинаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание «Центра содействия укреплению здоровья участников образовательного процесса»;

- разработка механизма взаимодействия различных структур района (школа, клуб по месту жительства, поликлиника, общественные структуры) в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Результат:

■ Обновление школьного Паспорта здоровья для учащихся и педагогов

■ Организация ежегодно проблемно-ориентированного анализа состояния здоровья

■ Разработка цикла психолого-педагогических семинаров

■ Нормативное обеспечение деятельности Центра здоровья

3 этап - практический (октябрь 2006- май 2009 гг.)

Мероприятия:

- практическая реализация проекта по направлениям, определенным рабочей группой, с учетом объемов финансирования;

- апробация и применение новых здоровье сберегающих технологий;

- диагностика самочувствия учащихся на уроках и во внеурочное время;

- мониторинг индивидуального здоровья учащихся и учителей;

- изучение и корректировка факторов, влияющих на духовное, физическое, социальное и психическое здоровье личности

- организация новых форм самоуправления в школе;

- семинары классных руководителей, учителей-предметников;

- лекторий для родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

- ежегодное отслеживание и фиксация результатов деятельности всех участников на данном этапе.

Результат:

■ Поэтапная деятельность по созданию здоровье сберегающей среды на территории поселка Исток

■ Обновление системы мониторинга школы по данному направлению

■ Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенностях развития

4 этап - обобщающий (сент.2009 - май 2010 гг.)

Мероприятия:

- подготовка диагностических и аналитических материалов по итогам работы (брошюра);

- создание банка здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения школьников;

- проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы школы по теме данного проекта.

Результат:

■ Создание базы методических пособий и разработок, направленных на укрепление здоровья и полноценное развитие учащихся.

■ Проведение школьных педагогических чтений по презентации и защите методических тем по здоровье сбережению, по которым работает каждый педагогический работник.

■ Выпуск школьного сборника статей по здоровье сбережению.

■ Подготовка заявки для вступления ОУ №97 в Европейскую сеть Школ здоровья.

Модель мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя следующие направления [4, 5, 6]:

о физкультурно-оздоровительная работа в школе; о просветительско-воспитательная работа с учащимися, которая формирует ценности здоровья и здорового образа жизни;

о психофизическая комфортность образовательного процесса;

о системность и последовательность здоровьесберегающей деятельности ОУ.

В рамках проекта повысили квалификацию по тематике здоровьесбережения через курсы и семинары 16 учителей. Каждым учителем разрабатывается методическая тема по здоровьесбережению, которую он ежегодно защищает на школьных педагогических чтениях. В 2009г. свои выступления представили 13 педагогов. Выпущено 3 сборника по итогам работы за 2006-2009гг. Материалы педагогических чтений положены в основу школьного сборника статей по тематике концепции. Растет число публикаций педагогов и сотрудников школы из опыта реализации проекта (опубликовано 10 статей в сборнике «Инновационные процессы в образовании» г. Екатеринбург, 2006г., 2007г., 2008г.).Организован постоянный обмен опытом работы по теме здоровьесбереже-ния в рамках сетевого взаимодействия Инновационноактивных школ, работающих по данному направлению.

К основным результатам деятельности по проекту следует отнести, прежде всего то, что он реализуется в образовательном пространстве школы системно, охватывая всех участников образовательного сообщества, все уровни управления и исполнения, все детское население микрорайона, начиная от дошкольного и заканчивая старшим школьным возрастом. В школе создана здоровьесберегающая образовательная среда, предоставляющая каждому учащемуся реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, потребностям и интересам. В школе создан «Центр здоровья», который координирует и организует работу по данному виду деятельности. Привели в соответствие с СанПиНами учебную мебель, приложили все усилия, чтобы у каждого ребенка высота парты (стола) и стула соответствовали его ростовым показателям; в каждом классном журнале прикреплена схема посадки учащихся под роспись учащегося и родителей. Осуществляем контроль за соответствием школьной мебели и правильным рассаживанием учащихся за столами (партами) - как средство коррекции отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата. Инициативная группа, отвечающая за организацию горячего питания, следит за питанием в школьной столовой, проводит беседы с учащимися, родителями, подводит итоги за «Лучший класс» в организации горячего питания, совместно с ООО «Славянка» организовано награждение. Представители родительского комитета классов один раз в месяц осуществляют контроль за питанием, и свои замечания и рекомендации вносят в журнал по проверке столовой.

Благодаря совместной работе повысился процент охвата учащихся горячим питанием с 73,5 % (2006 год) до 97% (2010 год). Мы применяем систему разноуровнего обучения, проводим нестандартные уроки, коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снизило напряженность в классах, прямую зависимость усталости от времени проведения урока. Устраняем перегрузку на уроке и строго дозируем домашнее задание. На двадцатой минуте каждого урока проводим физкультминутку (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз). Ежедневно проводим оздоровительный час на свежем воздухе в начальной школе. В школе продолжает успешно функционировать (уже 13 лет) своя медицинская служба, в составе которой работают смотровой и прививочный кабинеты, физиотерапевтический кабинет, стоматологический кабинет, массажный кабинет. На базе школы с 1985 ежегодно летом работает санаторно-оздоровительный лагерь. Пролечиваем в лагере по назначениям врачей до 130-150 детей, отдыхает до 200 человек. В течение года медицинская служба школы обслуживает более 900 человек (дети от 0 до18, учителя и сотрудники школы, ветераны, другие категории населения по обращению).В учебный план школы с 2007 года внесен предмет «Культура здоровья» в 5-7 классах, в 10-11 классах факультатив «Оказание первой медицинской помощи и основные методы реанимации»; в начальной школе для учащихся 2- 4 классов ведется кружок «Культура здоровья».Ежегодно на родительские собраниях отдельные выступления посвящаем здоровью детей («Особенности психического здоровья в период становления учебной деятельности», «Ваш ребенок пошел в школу» и др). Подобран информационно-методический материал. Занятия в спортивных секциях школы наравне с учителями физкультуры ведут тренеры ДЮСШ (лыжи, ОФП, баскетбол). Заключены договора о взаимном сотрудничестве. Общий охват учащихся внеклассной спортивной работой 58%. Итоги мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы (2009г.) показали, что эффективность здоровьесберегающей деятельности школы находится на высоком уровне (172 балла из 200 возможных).

Литература

1. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .

2. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 1

3. Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 6. т. 2.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы.- М., 2004.

5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие

технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.М.Безруких, В.Д. Сонькина.-М.,2002.

6. Науменко Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы // Справочник заместителя директора школы, , 2009. № 6 .

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.