ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Бабич Эльвира Александровна
директор МБОУ СОШ № 167 Корякова Анна Александровна
зам. директора МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбург E-mail [email protected]
J ^
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Л___________________________________________г
Аннотация: В статье представлена система деятельности, сложившаяся в МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбурга по проблеме формирования здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников, повышающей мотивацию к здоровому образу жизни. Описана разработанная в школе модель формирования здоровьесберегающей среды, имеющая социально-педагогическую направленность и ориентированная на создание ресурсов для повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровьесохраняющее образование, подходы к проблеме сохранения и развития здоровья школьников
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ведущих направлений развития нации является сохранение и укрепление здоровья школьников. В программе заявлено, что «здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Здоровьесохраняющее образование возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению.
Состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков (в настоящее время в общеобразовательных школах Российской Федерации обучается более 2 200 000 детей и подростков), вызывает обоснованную тревогу: по данным Министерства здравоохранения и Госкомэпиднадзора России 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания [1]; сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам как ожирение, миопия, плоскостопие, аллергические заболевания; 1/3 школьников имеют морфофункциональные отклонения, среди которых преобладают нарушения органов чувств, нервной системы, осан-
ки [1, с. 12]. За прошедшее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявляемых функциональных нарушений и хронических болезней возросла почти на 20%, более чем у 25% подростков-школьников отмечается задержка полового развития.
Проводимые нами в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона по направлению « Построение открытой здоровьесозидающей образовательной среды в образовательных учреждениях» в рамках ФЭП АПКиПРО (г. Москва) [2,3,5,6,7] исследования позволили установить, что подходы к проблеме сохранения и развития здоровья школьников как проблеме формирования здорового поколения характеризуются рядом противоречий между общественногосударственной потребностью в формировании здорового поколения, заявленной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», национальной Доктрине развития образования и реальными условиями жизни и обучения школьников; фактическим состоянием здоровья школьников и неготовностью образовательного учреждения сохранять и развивать их здоровье; притязаниями выпускников школ на успешную самореализацию и их отношением к здоровью и здоровому образу жизни как условию этой успешности; необходимостью перехода к созданию здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы и недостаточной теоретической и практической проработанностью условий её формирования.
Из противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в определении основных организационно-педагогических условий влияния здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на здоровье школьников.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
55
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Целью программы является выявление и оценивание проведенных педагогических действий, направленных на освоение и развитие процессов, проходящих при организации работы по сохранению здоровья участников педагогического процесса.
Задачи программы:
1. 1. Обосновать педагогические условия и приоритетные подходы к формированию здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с целью сохранения и развития здоровья школьников.
2. 2. Выделить факторы, влияющие на сохранение и развитие здоровья школьников.
3. 3. Проанализировать эффективность модели здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с целью сохранения и развития здоровья школьников.
4. 4. Разработать методические рекомендации по дальнейшему внедрению модели здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы.
Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все психолого-педагогические технологии, программы, методы направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его укреплению и сохранению, формированию представления о ценности здоровья и мотивации на ведение здорового образа жизни.
Среди здоровьесберегающих образовательных технологий нами рассматривались следующие: медико-гигиенические технологии; физкультурно-оздоровительные технологии; экологические здоровьесберегающие технологии; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Реализация вышеуказанных технологий в учебновоспитательном процессе позволила нам объединить их в следующие блоки:
• образовательный, который включал в себя урочную систему по дисциплинам естественнонаучного и гуманитарного циклов; разработку и реализацию вариативной части программы по физическому воспитанию; образование по выбору с учетом профильного обучения;
• психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении, включая разработку и апробацию методического материала по укреплению и сохранению здоровья в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями школьников;
• оздоровительно-профилактические, состоящие из комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий (витаминизация, экология питьевой воды, мероприятия, направленные на уменьшение йодо- и железодефицита и т. д.);
• физкультурно-спортивные, включающие занятия в бассейне, кружковую, спортивную и спортивно-массовую работу;
• врачебно-педагогический и санитарно-гигиенический контроль за организацией воспитательно-образовательного процесса;
• формирование базы данных о состоянии здоровья и адаптации школьников.
В ходе работы по реализации программы «Здоровье» в МБОУ СОШ № 167 нами было рассмотрено понятие «здоровьесберегающая среда образовательно-
го учреждения», которое трактуется как совокупность
управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптации школьников на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска» и реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий; выявлены основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье участников образовательного процесса:
• социальные - в том числе, социальная ориентация учащихся на здоровый образ жизни, потребность в специальных знаниях и умениях по сохранению своего здоровья; риски социализации.
• психолого-физиологические, включающие взгляды на здоровье и адаптацию, индивидуально-типологические особенности организма, функциональные резервы школьников и др.;
• организационно-педагогические, которые можно подразделить на организационные (учебный процесс, режим учебного процесса, оптимизация режима двигательной активности обучающихся); процессуальные (информационные нагрузки и др.); профессионально-компетент-ностные (антистрессовая педагогическая тактика, комплексный подход учителя к оценке состояния здоровья участников образовательного процесса, методы индивидуальной диагностики оздоровления учащихся и др.);
• управленческие (основные параметры качества здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; материально-технические, финансовые, кадровые, информационные, методические ресурсы и др.).
В ходе исследования была разработана модель формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, имеющая социально-педагогическую направленность и ориентированная на создание ресурсов для повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса; обеспечение комплекса знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на здоровье, создание системы мониторинга состояния здоровья обучающихся; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, необходимой для сохранения здоровья участников образовательного процесса; введение в образовательный процесс комплекса мероприятий по повышению двигательной активности, психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, позволяющего наиболее результативно укреплять здоровье всех участников образовательного процесса и реализовать социальную функцию школы: помочь учащимся сохранять свое здоровье. Модель включает в себя следующие основные направления: создание здоровьесберегающей инфраструктуры учебного заведения, рациональная организация учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и просветительско-воспитательной работы с учащимися, педагогами, родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Основные составляющие представленной модели:
1. Административный (координационный) совет.
Цель его работы - организация системы и создание условий для реализации модели формирования здоровьесберегающей среды.
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Основные функции:
• управленческая (определение стратегии действия и принятие локальных актов);
• диагностическая (организация мониторинга);
• аналитическая (экспертная оценка хода реализации модели).
2. Работа учителей и как предметников и как классных руководителей.
Цель их работы - формирование у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым.
Основные задачи:
• формирование у обучающихся знаний, умений, навыков по ЗОЖ и здоровью;
• построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
• интеграция знаний собственно по предмету и знаний по культуре здоровья, комплекс знаний отдельных предметов должен позволить ребенку представить целостную картину мира, сформировать ценностное отношение к ней и найти свое место в этом мире;
• организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения, осуществление самоконтроля за состоянием организма;
• формирование здоровьесберегающей культуры в системе учебной деятельности.
Учебная деятельность на уроках строится на принципах здоровьесбережения. Каждый учитель на каждом уроке стремится создать максимально возможные условия для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся, учитывая следующие моменты:
• чистый, хорошо проветренный кабинет;
• положительный психологический настрой на урок;
• частая смена видов деятельности на уроке (групповые формы, смена пар, конкурсы, соревнования, индивидуальная работа и т. д.);
• использование ТСО на уроках, мультимедийных технологий (согласно санитарным требованиям);
• проведение физических разминок и физкультурных минуток;
• дозирование домашних заданий;
• проведение уроков-экскурсий, уроков или их элементов на улице (согласно тематике);
• самооценка ребенком своего ответа, работы.
3. Медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса.
Основные задачи;
• осуществление контроля за соблюдением требований САНПиНа;
• проведение медицинского мониторинга и реализация профилактических и коррекционных мероприятий.
4. Работа с родителями.
Цель: организация системы взаимодействия коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формирование у них потребности в ЗОЖ.
Основные задачи:
• организация просветительской работы среди родителей;
• формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье;
• привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в школе и лечебно-профилактической работы с детьми.
5. Система школьного дополнительного образования.
Основные задачи:
5. 1. Выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным видам деятельности.
6. 2. Создание условий для детского творчества.
7. 3. Профессиональная ориентация школьников.
8. 4. Формирование разновозрастных детских коллективов по интересам.
9. 5. Организация досуга отдыха детей во внеурочное время.
В ходе исследования были выявлены основные пути и средства создания здоровьесберегающей среды ОУ:
• реализация содержания образования, обеспечивающее влияние здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на здоровье школьников;
• использование здоровьесберегающих образовательных технологий, влияющих на здоровье участников образовательного процесса;
• анализ результативности создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на основании оценки когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационно-деятельностного, адаптивно-ресурсного критериев.
К основным средствам и формам обеспечения физического благополучия субъектов учебно-воспитательного процесса мы относим следующие:
1. Санитарно-гигиенические условия - основа здоровьесберегающего пространства школы, включают регулярное отслеживание уровня шума, освещенность кабинета, размер помещений, аэрацию помещений, качество используемых стройматериалов и красок, соответствие мебели санитарным требованиям, качество питьевой воды, состояние сантехнического оборудования, экологическое состояние прилегающей к школе территории.
2. Спортивно-оздоровительные мероприятия -включают: уроки физкультуры в спортзале (2 раза в неделю), урок физкультуры в бассейне (1 раз в неделю), физкультминутки, паузы релаксации на уроке, занятия ЛФК, посещение сауны (по предписанию врача), занятия танцами (по желанию), дни здоровья, спартакиады, соревнования, широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
3. Организационно-педагогические условия - связаны с систематическим анализом объема учебной нагрузки учащихся, качеством расписания уроков, оптимальной дозировкой домашнего задания, обеспечением интеграции знаний; внешней уровневой дифференциацией, поиском путей рациональной формы организации УВП, снижением утомляющего воздействия уроков за счет физкультминуток и использование здоровьесберегающих технологий, валеологической направленностью содержания учебных предметов, экологизацией окружающей среды; качеством организации горячего питания учащихся, сложившимся стилем управления, характером отношений в коллективе, позицией и уровнем компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
57
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
4. Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в школе - здоровьесберегающие медицинские технологии; здоровьесберегающие технологии административной работы в школе; здоровьесберегающие технологии семейного воспитания; здоровьеформирующие образовательные технологии, т. е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Среди основных средств и форм обеспечения духовно-нравственного благополучия субъектов УВП в ходе работы над проектом мы выделяем:
10. 1. Систему классных часов.
11. 2. Тематические классные собрания, направленные на планирование, организацию, подведение итогов и анализ жизнедеятельности коллектива.
12. 3. Игровые мероприятия.
13. 4. Внеклассные и внешкольные мероприятия.
14. 5. Традиционные праздники.
Вся деятельность по созданию условий для обеспечения духовно-нравственного благополучия субъектов УВП в школе ведется на основе методики индивидуально-рефлексивного воспитания.
Реализация представленной модели в МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбурга осуществляется через инвариантную часть учебного плана, школьный компонент (курсы по выбору), кружки оздоровительной направленности, различные подпрограммы (занятия ЛФК и т. д.), внеклассные и внеурочные формы работы (дни здоровья, КВН, беседы и т. д.) и задействует всех субъектов образовательного процесса.
В табл. 1 представлена дорожная карта деятельности по реализации программы.
Таблица 1
Дорожная карта программы «Здоровье» МБОУ СОШ № 167
№ Мероприятия Ответств. исполнители Сроки Планируемый результат и выполнение
1. Врачебно-педагогический и санитарно-гигиенический контроль
1.1. Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; - выявление учащихся специальной медицинской группы; - ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. Врач школы ежегодно Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах
1.2. Проведение диспансеризации учащимся школы. Врач школы ежегодно
1.3. Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х, 11-х классов. ДГБ, подростковый врач ежегодно план медосмотров
1.4. Медосмотр учащихся школы определение уровня физического здоровья. Комиссия ДГБ ежегодно план медосмотров
1.5. Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. Врач школы, медсестра ежегодно план прививок
1.6. Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Медсестра, классный руководитель, учитель физкультуры ежегодно классные журналы
1.7. Анализ случаев травматизма в школе. Заместитель директора по ПР ежегодно материалы отчетов
1.8. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Классные руководители ежегодно материалы отчетов
1.9. Контроль за качеством питания и питьевым режимом. Медсестра ежедневно в течение года
1.10. Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: - проветривание; - освещение; - отопление; - вентиляция; - уборка. Заместитель директора по АХЧ, медсестра, учителя ежедневно в течение года
1.11. Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа). Заместитель директора по УВЧ ежегодно справка по оценке расписания
1.12. Постоянный контроль за школьной столовой. Директор школы, медсестра, ответственный за организацию горячего питания ежедневно в течение года Протокол административного совещания Протокол совещания при директоре
2. Просветительское направление
2.1. Организация просветительской работы с родителями (лекторий). Заместитель директора по УМР ежегодно график проведения лектория
2.2. Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. Заместитель директора по УМР 20092010 уч. г. тематика лектория
2.3. Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. Администрация школы ежегодно план работы
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
№ Мероприятия Ответств. исполнители Сроки Планируемый результат и выполнение
2.4. Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Администрация школы ежегодно план работы
2.5. Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Укрепление здоровья школьника, как ведущий аспект педагогической деятельности образовательного учреждения. Заместитель директора по УМР 20102011 уч. г. протокол педсовета
2.6. Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др. виды работ). Заместитель директора по ВР, классные руководители ежегодно план работы
2.7. Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. Заместитель директора по ПР ежегодно план работы
2.8. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, обществознания. Учителя-предметники в течение года планы уроков
3. Психолого-педагогическое направление
3.1. Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Администрация школы ежегодно план работы
3.2. Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; - разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией учащихся к различным формам обучения. Врач школы, заместитель директора по УМР, классные руководители ежегодно диагностические исследования
3.3. Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. Психолог центра «Диалог» ежегодно
3.4. Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения». Заместитель директора по УМР 20112012 уч. г. материалы конференции
3.5. Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. Учителя-предметники ежегодно планы уроков
4. Спортивно-оздоровительное направление
4.1. Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья. Учителя физической культуры, администрация ежегодно план работы
4.2. Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Заместитель директора по ВР ежегодно план работы кружков и секций
4.3. Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. Заместитель директора по ВР ежегодно план работы
5. Диагностическое направление
5.1. Мониторинг состояния здоровья детей. Председатель МС ежегодно результаты мониторинга
5.2. Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития». Председатель МС 20112012 уч. г. материалы семинара
В процессе реализации программы нам удалось выявить позитивную динамику влияния созданных условий на формирование здоровьесберегающей среды в школе. Проведенное анкетирование учащихся и родителей 5-9 классов с целью изучения социально заказа и требований показало, что приоритетными направлениями деятельности школы в последние годы стали: формирование здорового образа жизни, реализация творческого потенциала ребенка, интеллектуальное развитие личности, воспитание социально безопасного поведения (табл. 2).
Изменилась оценка возможностей здоровьесберегающей системы МБОУ СОШ № 167 родителями учащихся (табл. 3).
Исследования реализации программы последних лет, как и другие работы этой направленности, убедительно показывают, что регулярные физические нагрузки улучшают память, помогают в концентрации внимания, улучшают точность оценки выполненной физической и умственной работы [4]. Это в свою очередь повышает успеваемость школьников на 10-15%, отвлекает от вредных привычек, что отмечается многими учителями школы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
59
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 2
Динамика выбора членами образовательного сообщества приоритетных направлений деятельности МБОУ СОШ № 167
Направления деятельности школы 2008-2009 уч. год 2010-2011 уч. год
Формирование знаний, умений, навыков по предмету 36% 40%
Интеллектуальное развитие личности 19% 39%
Уровень комфортности пребывания ребенка в школе 34% 38%
Отношение к ребенку, оказание помощи, внимания 26% 34%
Воспитание социально безопасного поведения 15% 43%
Возможность реализовать творческий потенциал 12% 56%
Формирование здорового образа жизни 17% 68%
Таблица 3
Оценка деятельности МОУ СОШ № 167 родителями учащихся в условиях реализации программы «Здоровье»
Вопросы 2008-2009 уч. год 2010-2011 уч. год
Оцените, пожалуйста, по 5-балльной системе («5» - максимальная, «1» - минимальная) Вашу удовлетворенность:
- уровнем преподавания 3,9 4,7
- организацией школьного быта 4,1 4,7
- питанием в школе 3,2 4,8
- состоянием школьных помещений 4,6 5,0
- оформлением классов 4,2 5,0
- материально-техническим обеспечением учебного процесса 4,0 5,0
- отношениями между школьниками в классе 3,6 4,4
- вашими отношениями с педагогами 4,0 4,7
- отношением вашего ребенка с педагогами 3,8 4,6
- отношением вашего ребенка к школе в целом 3,8 4,7
Оцените уровень работы кружков и секций школы 4,27 4,85
Способствует ли школа сохранению здоровья Вашего ребенка 61% 84%
Таким образом, проведенное исследование показывает положительное влияние использования социально-педагогического подхода к созданию здоровьесберегающей среды образовательных учреждений, с учетом социальных, психолого-физиологических, организационно-педагогических,
управленческих факторов, влияющих на здоровье школьников.
Вместе с тем, исследование не претендует на исчерпывающие представления по данному предмету исследований. Перспективным, с нашей точки зрения, направлением является изучение социально-психологических, педагогических и медико-биологических аспектов адаптации и здоровья; исследование методов и средств повышения здоровьесберегающей профессиональной компетенции педагогов; разработка предметных приемов, способов и средств здоровьесберегающего обучения по каждой учебной дисциплине. Исследование названных и других вопросов могло бы способствовать сохранению здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году. - М. - 2001.
2. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42.
3. Давыдова Н. Н., Суслов, А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО//Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45.
4. Ревенко Е. М., Никитина Н. В., Сальников В. А. Соотношение двигательных и умственных способностей у школьников 5-6-х классов//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2011, № 3 (82), с. 59-67.
5. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя//Эксперимент и инновации в школе.- 2008. - № 1.
6. Сиденко А. С. Яшина Г А. Школа Здоровья: стратегия и так-тика.//Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 1.
7. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»//Эксперимент и инновации в школе. -2010. -№ 5.
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012