Научная статья на тему 'Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни'

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1716
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматуллина Минзяля Галимулловна, Лебедева Дарья Петровна, Скороход Светлана Анатольевна, Бирюкова Виктория Юрьевна, Малинина Татьяна Сергеевна

Авторы знакомят читателя с Программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения, определяют место Программы при создании ими основной образовательной Программы школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нигматуллина Минзяля Галимулловна, Лебедева Дарья Петровна, Скороход Светлана Анатольевна, Бирюкова Виктория Юрьевна, Малинина Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Авторы знакомят читателя с Программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения, определяют место Программы при создании ими основной образовательной Программы школы.

Нигматуллина Минзяля Галимулловна

директор Лебедева Дарья Петровна

методист

Скороход Светлана Анатольевна

заместитель директора по начальной школе Бирюкова Виктория Юрьевна

психолог

Малинина Татьяна Сергеевна

учитель валеологии Подкорытова Наталья Константиновна

учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Губкинский, ЯНАО s3-director@yesnet.purpe.ru

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Как можно сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения?

_______________________________________________________________________________________________

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Основная образовательная программа начального общего образования, здоровьеберегающая инфраструктура, урочная и внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа, работа с родителями, управление реализацией программы.

По результатам многочисленных исследований, здоровье российских школьников можно оценить как неблагополучное. Немалая роль в сохранении, формировании и укреплении здоровья учащихся принадлежит школе. По данным ученых Российской академии образования, почти на 30% здоровье школьников определяется тем, как организован образовательный процесс школы, насколько эффективно реализуются здоровьесберегающие образовательные технологии, насколько педагоги в своей работе следуют принципам и рекомендациям здоровьесберегающей педагогике. Поэтому программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, должны активно разрабатываться, совершенствоваться и реализовываться на практике.

Представленная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 « октября 2009 г. № 373). Данная программа комплексная и включает формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение не только физического, но и психологического

здоровья. В программе учтены факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье детей северных регионов нашей страны: продолжительная зима, короткий световой день, низкие температуры, недостаток кислорода и другие. Выделены стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте, где учитываются психологические, социальные и «внутришкольные» факторы, оказывающие потенциальное воздействие на здоровье и благополучие школьников.

Список задач программы охватывает все более значимые стороны жизни школы и возможные аспекты работы педагогического коллектива.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ № 3», которая разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

В программе представлены: цели и задачи; факторы риска, влияющие на состояние здоровья учащихся; стратегия воспитания культуры здорового образа жизни; принципы реализации программы.

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Описание разделов программы включает в себя эффективность реализации, планируемые результаты по каждому блоку:

- «Здоровьеберегающая инфраструктура» включает описание состава сотрудников их деятельности; планируемый результат деятельности.

- «Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности учащихся» включает описание организации режима школьной жизни; создание предметно-пространственной среды; организацию учебнопознавательной деятельности.

- «Организация физкультурно-оздоровительной работы» представлено описанием направлений деятельности и мероприятий по их реализации в рамках оздоровительно — профилактической работы.

- Реализация дополнительных образовательных программ приведено опиисание программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, форм организации занятий по программам дополнительного образования.

- Просветительская работа с родителями представлена описание деятельности по родительскому всеобучу в рамках программы.

- Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни представлено описанием направлений и мероприятий в рамках контрольно — оценочной деятельности.

- Программа составлена в соответствии с определением Стандарта. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программмы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования составлена с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные климатические условия:

- продолжительная зима,

- низкие температуры,

- короткий световой день,

- недостаток кислорода;

• факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей:

- не всегда обязательное соблюдение санитарных норм;

- нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса;

- профессиональные ошибки педагогов — нерациональная организация учебного процесса, повышенный уровень перегрузок за счет домашних заданий;

- недостаточное внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках;

- недостаточное взаимодействие с родителями;

- недостаточное взаимодействие в части просветительской и профилактической работы с работниками стоматологического кабинета и медпункта;

• активно формируемых в младшем школьном возрасте комплексов знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к сво-ему здоровью, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте:

- учёт психологических и психофизиологических характеристик возраста;

- опора на зону актуального развития, исходя из того, что формируется;

- осознание ценности здоровья и здорового образа жизни;

- создание благоприятного психологического климата;

- обеспечение рациональной организации учебного процесса;

- организация эффективной физкультурно-оздоровительной работы;

- организация рационального питания.

Задачи программы:

1. Создать условия для обеспечения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

2. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

3. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяяющих сохранять и укреплять здоровье.

4. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

5. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

6. Организовать работу с учащимися с учётом принципа информационной безопасности.

7. Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.

8. Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.

9. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

10. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

11. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

12. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Принципы:

- научности и обоснованности,

- последовательности,

- возрастной и социокультурной адекватности,

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

37

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

- информационной безопасности и практической целесообразности.

Структура формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

1. Здоровьеберегающая инфраструктура.

2. Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности учащихся.

3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

4. Реализация дополнительных образовательных программ.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Содержание программы

1 блок. Здоровьеберегающая инфраструктура Задача: создание условий для реализации программы. Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности администрации образовательного учреждения.

Состав сотрудников здоровьесберегающей инфраструктуры Деятельность Планируемый результат

1. Директор школы Осуществляет контроль за реализацией этого блока. Создание условий: кадровое, материально - техническое, финансовое обеспечение.

2. Заместитель директора по административно-хозяйственной части Осуществляет контроль за санитарно - гигиеническим состоянием всех помещений ОУ; организует соблюдение требований пожарной безопасности; создаёт условия для функционирования столовой, спортивного зала, медицинского кабинета. Обеспечение соответствия состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

3. Заместитель директора по начальной школе Разрабатывает построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Контролирует реализацию ФГОС и учебных программ с учетом индивидуализации обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности). Организует работу по индивидуальным программам начального общего образования. Проведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с состоянием здоровья и физическими возможностями обучающихся и учителей, организующих процесс обучения обучающихся. Наличие условий сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности.

4. Заместитель директора по ВР Организует воспитательную работу, направленную на формирование у обучающихся ЗОЖ, на развитие мотивации ЗОЖ. Приоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; здоровая целостная личность. Наличие у обучающихся потребности ЗОЖ.

5. Заместитель директора по МР Изучает передовой опыт в области здоровьесбережения. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Принимает участие в разработке рекомендаций по валеологическому просвещению обучающихся учителей и родителей. Повышение валеологической грамотности учителей; наличие готовности у педагогов к валеологической работе с учениками и родителями.

6. Классный руководитель, учитель физкультуры Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с учащимися, направленную на сохранение и укрепление здоровья; проводит диагностическую работу по результативности и коррекции валеологической работы. Формирование у обучающихся потребности ЗОЖ; формирование здоровой целостной личности.

7. Ответственый за организ-цию питания (заведующий столовой, социальный педагог) Организует просветительскую работу по пропаганде основ рационального питания, входит в состав бракеражной комиссии, осуществляет мониторинг количества учащихся, питающихся в столовой. Обеспечение качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков, формирование представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

8. Медицинский работник Обеспечивает проведение медицинских осмотров. Организует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы: - ведет диспансерное наблюдение за детьми; - выполняет профилактические работы по предупреждению заболеваемости; - обучает гигиеническим навыкам участников образовательного процесса. Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; формирование потребности ребёнка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

9. Председатель школьного ПМПк Организует комплексное изучение личности ребенка. Обеспечивает выработку коллективных рекомендаций для учителей, родителей по дальнейшей тактике работы с данными детьми Обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в обучении, отклонениями в поведении.

10. Педагог - психолог Способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе: - занимается профилактикой детской дезадаптации, - пропагандирует здоровые отношения в семье, - проводит консультации для родителей по вопросам создания благоприятной психологической атмосферы для ребёнка в семье. Создание благоприятного психо-эмоционального фона: развитие адаптационных возможностей; совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности, развитие самопознания; формирование психологической культуры личности

11. Учитель - логопед Осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей. Способствует социальной адаптации детей -логопатов. Снижение речевых нарушений; социальная адаптация детей-логопатов.

12. Родители - члены управляющего совета Контролируют соблюдение требований СанПиН. Участвуют в обсуждении совместной деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей по здоровьесбережению. Участвуют в совещаниях по подведению итогов по сохранению здоровья обучающихся. Транслируют опыт работы школы по сохранению и укреплению здоровья в социуме. Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы.

2 блок. Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности учашихся. Задача: повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Планируемый результат: • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся; • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления деятельности Учебная и внеучебная деятельность

1.Организация режима школьной жизни Снятие физических нагрузок через: - Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 1 классы - 33 учебные недели, дополнительные каникулы в середине 3 четверти. 2-4 классы - 34 учебные недели, разбит на 4 периода. Максимально допустимая нагрузка. - Наибольший охват учащихся в 1 смену. - Пятидневный режим обучения в1-х классах и 6-дневный режим обучения 2-4 классах с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки. - «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре - октябре в 1-х классах. - Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). - 35-минутный урок в течение всего учебного года в1 классах и 40-минутый во 2-4 классах. - Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока. - Рациональный объем домашних заданий: 2 классы до 1,5 часов, в 3-4 классах до 2 часов, отсутствие домашних заданий в 1 классе. - Составление расписания с учетом динамики умственной работоспособности в течение дня и недели.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

39

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

2.Создание предметно - пространственной среды 1. Отдельный блок для начальной школы. 2. Для каждого класса отведён учебный кабинет, в котором имеется гигиенический уголок (раковина для мытья рук). 3. Обеспечение учащихся удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. 4. Парты в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. 5. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников, папки с материалами для занятий по технологии и изобразительному искусству учащихся 1-4 классов хранятся в школе. 6. Физкультурный зал для уроков физической культуры и внеурочной деятельности. 7. Актовый зал для внеурочной деятельности. 8. «Кабинет психологической разгрузки» - комната для снятия физического и эмоционального напряжения.

З.Организация учебно-познавательной деятельности 1. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, технологии личностно - ориентированного обучения, концептуальные основы которых заложены в используемом школой УМК «Школа 2100». 2. Корректировка учебных планов и программ: - введение в школе 1 ступени за счет школьного компонента учебного плана третьего часа физкультуры; - введение во внеурочную деятельность ритмики (спортивно-оздоровительное направление); - реализация планов индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Оптимальное использование содержания валеологического образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую направленность (физическая культура, окружающий мир, валеология), и внеурочной деятельности (проектная деятельность, ритмика, «Юный эколог», посещение ЭЦ «Гармония», «Театральная мастерская»). 4. Безотметочное обучение в1-х классах. 5. Применение ИКТ с учетом требований СанПиН. 6. Специфика организации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период. 7. Реализация программы духовно-нравственного воспитания и развития личности. 8. Реализация плана мероприятий по профилактике детского травматизма; изучение пожарной безопасности. 9. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (осенний кросс, спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», день здоровья, экскурсии в лес, парк; встречи с инспекторами ГИБДД, ОГПС-28, специалистами реабилитационного центра «Елена», Центральной городской больницы).

3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Задача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития

и двигательной подготовленности учащихся 1-4 классов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение

и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Планируемый результат:

• эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, во внеурочное время);

• рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организация часа активных движений (динамической паузы) между 2-м и 3-м уроками;

• организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и создание условий для её эффективности;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, дней «Здоровья», соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

• организация совместной деятельности со спортивными комплексами города: ДЮСШ «Олимп», ГТК «Вертикаль», ГССК «Фортуна», ФСК «Юность», ПК «Память», КСК «Нефтяник», ЛБ «Снежинка», СЗБ «Витязь», Городской шахматный клуб, СТК «Ирбис», ВСК «Ямальские барсы», ДЮК «Метелица».

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также

всех педагогов.

Организация оздоро- 1. вительно-профилак- • тической работы •

2.

Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья: медицинский осмотр детей врачами-специалистами;

медицинский осмотр детей и профилактическая работа врача - стоматолога МУЗ ГБ; мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

проведение плановых прививок медработником школы (в т. ч. вакцинация против гриппа); витаминизация;

профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой мази и т. д.);

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т. д.; • соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима. 3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей: • ежедневная физзарядка до занятий; • согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000 г. № 2021/11-13), проведение физкультминуток на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока, в комплекс физкультминуток включать различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата); • согласно требованиям СанПиН 2.4.2.11784)2 п. 2,9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут; • подвижные игры на переменах; ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня; • внеклассные спортивные мероприятия; • внеурочные занятия: «Ритмика», «Фольклор», посещение ЭЦ «Гармония». 4. Организация рационального питания предусматривает: • осуществление контроля классным руководителем за организацией горячего питания учащихся класса; • работа бракеражной комиссии в следующем составе: медицинский работник школы, социальный педагог, учитель, ответственный за организацию питания; • выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях; • соблюдение основных принципов рационального питания: соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей младшего школьного возраста); • сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения; • восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания. • создание благоприятных условий для приема пищи (необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом; • 100%-ный охват учащихся начальной школы горячим питанием; • привлечение родителей к проверке организации питания учащихся в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализ меню, анкетирование, опрос обучающихся). 5. Работа психолого-педагогической и медико-социальной службы для своевременной профилактики нарушений психологического и физиологического состояний детей и педагогов: занятия с учащимися с целью снятия физической нагрузки в «Кабинете психологической разгрузки»; организация работы ПМПк по психолого - медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и отклонениями в поведении. 6. Работа логопедической службы по рабочим программам для групповых и индивидуальных занятий: «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с нарушениями чтения и письма», «Пальчиковый театр».

4. блок. Реализация дополнительных образовательных программ Задача: внедрить программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс. Планируемый результат: личностный рост учащихся, наиболее полное раскрытие и развитие индивидуальных способностей при обеспечении сохранности здоровья. Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагогов -психологов.

Внедрение программ и проведение мероприятий направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни 1. Вводный курс для первоклассников «Первые дни в школе». 2. Работа школьного психолога по программе «Экспресс-диагностика готовности к школе» Вархотовой Е. К., Дятко Н. В., Сазоновой Е.В, 3. Реализация во внеурочной деятельности программы «Юный эколог» Ласкиной Л. Д., Николаевой Н. В., Александровой Ю. Н. в 1-4 классах. 4. Реализация во внеурочной деятельности программ «Ритмика», «Фольклор», «Шахматы», «Театральная мастерская», «Проектная деятельность», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», способствующих формированию стремления к здоровому образу жизни как напрямую, так и косвенно.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

41

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

5. Проведение мероприятий по технике безопасности и правилам дорожного движения. Формы организации занятий по программам дополнительного образования: - интеграция в базовые образовательные дисциплины; - внеурочная деятельность; - проведение часов здоровья; - проведение классных часов; - проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.

5. блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями) Задачи: организовать педагогическое просвещение родителей. Планируемый результат: • формирование общественного мнения родителей, ориентированного на здоровый образ жизни; • создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению межличностных отношений, повышению ответственности семьи за здоровье, физическое, эмоциональное, умственное и нравственное развитие школьников. Реализация этого блока зависит от совместной деятельности администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагога - психолога, социального педагога, школьного библиотекаря, родителей.

1. Родительский всеобуч: просвещение через обеспечение литературой, размещение информации на сайте школы, сменных стендах «Уголок для родителей» 1. Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на родительских собраниях, лекториях. 2. Обмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоровью в различных формах (родительской конференции, организациионно-деятельностной и психологической игры, собрания-диспута, родительского лектория, семейной гостиной, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинара, педагогического практикума, тренинга для родителей и др.) 3. Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы. Создание информационных стендов, книжных выставок о нормативно - правовой базе по воспитанию ребенка, о правовых аспектах, связанных с ответственностью родителей за воспитание детей - знакомство со статьями Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Закона «Об образовании», Устава школы (права и обязанности родителей). Информирование о социально-психологической службе; о режиме работы школы. 4. Реализация цикла бесед для родителей: 5. Цикл «Уроки для родителей или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь»; «127 полезных советов как уберечь детей от наркотиков» с использованием методической литературы экспериментального центра антинаркотической профилактики: «Все в твоих руках. Думай», «Знать, чтобы понять, уберечь и помочь»; «Детская агрессия и как ее предотвратить». 6. Размещение информации на сменном стенде «Лучше быть здоровым!», «Береги здоровье смолоду». 7. Реализация программы «Семья и школа». 8. Ежегодное представление публичного доклада директора школы на родительских собраниях, размещение публичного доклада на сайте УО.

2.Просве-щение через совместную работу педагогов и родителей Проведение совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по организации спортивных соревнований: «Веселые старты», « Осенний кросс», спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», дней «Здоровья», занятий по профилактике вредных привычек в рамках месячника «Мой выбор», предупреждение травматизма, соблюдение правил безопасности и оказание помощи в различных жизненных ситуациях в рамках «Дня защиты детей».

6. блок. Управление реализацией программы Формирования здорового и безопасного образа жизни. Задача: контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами. Планируемый результат: выявление и корректировка имеющихся отклонений в реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Реализация этого блока зависит от администрации и педагогов образовательного учреждения.

1. Изучение и контроль реализации программы в учебно-воспитательном процессе 1. Утверждение рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, планов работы в рамках программы (план ПМПк, план мероприятий по технике безопасности, правилам дорожного движения, план внеклассных мероприятий). 2. Создание материально-технической базы для реализации программы. Обеспечение специалистов нормативно-правовой методической литературой. 3. Контроль эффективности использования спортивной площадки, кабинета психологической разгрузки, актового и спортивного залов, рекреаций в целях сохранения здоровья обучающихся. 4. Контроль режима работы специалистов. 5. Организация проведения семинаров в рамках программы формирования здорового и безопасного образа жизни. 6. Контроль проведения ежедневной утренней гимнастики. 7. Контроль соблюдения санитарно - гигиенических норм в обеспечении образовательного процесса. 8. Проверка соответствия нормам и утверждение расписания школьных занятий. 9. Контроль качества горячего питания учащихся. 10. Контроль повышения квалификации специалистов.

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

2. Изучение и контроль взаимодействия с родителями 1. Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы (Совет образовательного учреждения (с управляющими функциями), родительские собрания, сайт школы). 2. Знакомство с нормативно-правовой базой. 3. Организация тематических родительских собраний с привлечением специалистов МУЗ ГБ, ГИБДД, реабилитационного центра « Елена». 4. Совместное родительское собрание с администрацией основной школы по проблеме здоровьесбережения. 5. Контроль проведения классных родительских собраний, консультаций.

3.Управление повышением профессионального мастерства 1. Заседание методического совета о согласовании программы. 2. Теоретический семинар «Реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с позиций здоровьесбережения». 3. Семинар-практикум «Внедрение в рамках введения ФГОС новых технологий и активных форм обучения как средства повышения качества ЗУН обучающихся». 4. Педагогический консилиум «Проблемы школьной дезадаптации». 5. Педагогический совет «Психологическая атмосфера на уроке». 6. Заседание МО учителей начальных классов «Здоровье как одно из условий создания ситуаций успеха в обучении» 7. Теоретический семинар «Валеология - наука о здоровье». 8. Педагогический совет «Валеологические аспекты воспитания обучающихся на уроках и во внеурочное время». 9. Заседание МО классных руководителей «Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя по формированию здорового образа жизни».

Диагностика эффективности реализации программы Критерии Показатели

Сформированность физического потенциала 1. Сравнение показателей состояния здоровья обучающихся по итогам углубленного медицинского осмотра. 2. Развитость физических качеств (уровень обученности по физической культуре).

2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника начальной школы. 1. Осознание значимости ЗОЖ в сохранении здоровья (по итогам анкетирования).

3. Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью 1. Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А. А. Андреева). 2. Уровни эмоционально - психологического климата в классных коллективах (в 1-4 классах по итогам исследований психологов по вопросам адаптации, по итогам тематического контроля).

4. Осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий по здоровьесбережению 1.Уровень осмысления учащимися содержания проведенных мероприятий (на основе анкетирования).

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г № 373).

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е. С. Савинов, М.: Просвещение, 2010.

3. Образовательная система «Школа 2100» «Примерная основная образовательная программа» под редакцией Д. И. Фельдштейна, М.: Баласс, 2011.

4. Здоровьсберегающие технологии в образовательном процессе / автор - составитель - С. А. Цабыбин, Волгоград.: Учитель, 2009.

5. Ковалько В. И. Школа физкультминуток, М.: Вако,

2005.

6. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.