ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Пролубчикова Светлана Юрьевна
директор
МБОУ «Казанская специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 V вида г. Казань
E-mail: [email protected]
J ^
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КАЗАНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 7 V ВИДА
Л____________________________________________с
Аннотация. В статье представлено детальное описание образовательной программы учреждения, сочетающего общеобразовательный процесс (начальную и основную ступень), коррекционную работу с детьми с нарушениями речи и воспитательную деятельность в условиях школы-интерната. Программа содержит учебный план и подпрограммы: духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу формирования УУД; программу коррекционной работы. Программа разработана при участии педагогического коллектива школы-интерната № 7 V вида.
Ключевые слова: образовательная программа, учебный план, духовно-нравственное воспитание, культура здорового и безопасного образа жизни, коррекция дефектов устной и письменной речи.
Данный документ разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной образовательной программы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся воспитанников при участии педагогического коллектива Казанской специальной (коррекционной) школы-интерната № 7 V вида. При разработке программы были приняты во внимание результаты методических разработок, исследований и инновационного опыта организации учебного и воспитательного процессов [1,2,3,4,5,6,7,8,9].
Актуальность программы
Необходимость разработки образовательной программы, и в особенности, программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека.
Школа является учреждением, формирующим не только навыки самообразования и самовоспитания, но и социализации учеников, что особенно актуально в речевой школе.
Актуальность данной программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития обучающегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Программа адресована:
Обучающимся и родителям:
• для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности гимназии по достижении каждым обучающимся образовательных результатов;
• для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы-интерната, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям и воспитателям:
• для углубленного понимания целей современного образования в свете ФГОС второго поколения и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
Администрации:
• для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы;
40
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации).
В основу разработки данной основной образовательной программы положена одна из ведущих идей федерального государственного образовательного стандарта второго поколения - идея общественного договора. Она реализуется через работу родительского комитета школы-интерната, а также администрации и педагогического коллектива, общественных организаций.
В программе так же учтены результаты личностный и профессиональный потенциал родителей, традиции внеклассной и воспитательной работы школы-интерната, возможности городской среды и социальных партнеров, запросы обучающихся и родителей в сфере образования, в том числе коррекции речи, профессиональный уровень педагогов, особенности материально-технической базы.
Программа опирается на инновационный опыт школы-интерната.
Одним из приоритетов реализации данной образовательной программы является развитие информационных технологий и создание информационной образовательной среды: пополняется материально-техническая база - приобретены мультимедийное и интерактивное оборудование.
На сегодняшний день школа-интернат является единственным учреждением в Республике Татарстан, в котором ведется коррекция речи учащихся.
Цели программы:
• сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
• развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;
• сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
• создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
• помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
• дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
Задачи программы:
1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.
2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.
4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий.
5. Продолжать создание в школе-интернате развивающей предметной среды.
6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).
7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре посредством использования школьного музея «Татарская изба».
8. Воспитывать уважение к людям других национальностей и различных вероисповеданий.
Основные принципы построения программы:
• гуманизация и культуросообразность;
• целостность и вариативность;
• индивидуализация и дифференциация;
• преемственность;
• системность;
• открытость;
• творческая активность личности.
Задачи, решаемые педагогами в процессе реализации основной образовательной программы начального общего образования:
1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. В этих целях:
о организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
о побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
о организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; о осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.
9. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. В этих целях: о Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. о Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
о Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.)
о Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
41
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Портрет выпускника начальной школы.
Ученик обладает:
• нравственно и социально значимыми качествами (уважение к своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой);
• любознательностью, активностью в познании мира;
• готовностью действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки;
• высоким уровнем овладения учебными навыками и действиями;
• желанием заниматься (совершенствоваться) в логопедической направленности;
• доброжелательностью и коммуникабельностью;
• умением выполнять правила здорового и безопасного образа жизни;
• готовностью обучаться в общеобразовательной школе.
Учебный план.
Данный учебный план разработан на основании БУП на 2013-2014 учебный год (вариант № 4 (РФ)) в рамках основных образовательных программ (ООП) начального общего образования, основного общего образования в условиях введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Учебный план является частью ООП образовательного учреждения и определяет объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам, а также включает в себя план внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Учебный план общеобразовательного учреждения разрабатывается на основе следующих законов и нормативных документов:
• Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
• Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» № 126-ФЗ от 24.07.1998 г. (в действующей редакции);
• Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г № 373, зарегистрирован в МинЮсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г № 1897, зарегистрирован в МинЮсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);
• приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован в МинЮсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
• приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
• приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего среднего (полного) общего образования»;
• приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
• письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;
• письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2012 г. № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
• федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в МинЮсте России 3 марта 2011 г, регистрационный номер 19993);
• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03 (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2002 г. № 27, зарегистрированным в МинЮсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
• примерных основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования;
• Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
• Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» № 44ЗРТ от 18.07.2004 г.
42
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Учебный план и в целом основные образовательные программы начального общего и основного общего образования состоят из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Обязательная часть учебного плана начального общего образования, основного общего образования определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Цикл «Математика и информатика» состоит из 4-х учебных предметов: математика (1-6 классы), алгебра и геометрия (7-10 классы), информатика, что соответствует рекомендациям в группе № 4 (РФ) БУП на 2012-2013 учебный год.
Часть учебного плана, учитывающая специфику школы-интерната, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения и представлена такими предметами: логоритмика, фонетика, грамматика, правописание, развитие речи.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на коррекцию речевых дефектов учащихся. Кроме того, вне сетки часов проводятся логопедические занятия (групповые и индивидуальные).
Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. При разработке учебного плана учтено, что внеурочная деятельность выводится за рамки учебного плана. Внеурочная деятельность нашла отражение в образовательной программе школы, в том числе «Программе коррекционной работы».
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др., в том числе через такие формы, как экскурсии, соревнования, общественно полезные практики, в том числе с привлечением учреждений дополнительного образования детей.
Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе дополнительно обеспечена за счет уроков логоритмики; а также:
• проведения на уроке физкультминуток и гимнастики для глаз в соответствии с рекомендованным комплексами упражнений (приложение 4, 5 СанПиН 2.4.2.2821-10);
• построения структур урока с учетом чередования различных видов учебной деятельности (чтение, письмо, слушание, опрос, практическая деятельность т. п.);
• организации подвижных игр на переменах;
• проведения ежедневных динамических пауз с организацией двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортивной площадке, в спортивном зале или в рекреациях;
• организации спортивного часа для детей во второй половине дня;
• организации внеклассных спортивных, общешкольных спортивных, дней здоровья;
• самостоятельных занятий обучающихся физической культурой в секциях, кружках.
В целом уроки двигательной активности учащихся, развития физических навыков ведутся в 1-10 классах в объеме 3-х часов.
Замена уроков физической культуры другими предметами и внеурочной деятельностью двигательно-активного характера не допускается.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры с обучающимися общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния их здоровья сформированы три медицинские группы для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
Обучающие, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе и занимаются по основной образовательной программе по предмету «Физическая культура».
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности нагрузок (в том числе временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе. Занятия в этой группе должны отличаться от основной учебной программы объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала, и организовываться в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
В целом учебный план учитывает и специфику используемых в образовательном процессе систем учебников, ориентированных для обучения учащихся в коррекционных школах V вида и входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Обязательные предметы области учебного плана начального общего образования: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
43
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при объеме максимальной допустимой нагрузки в течение дня, который не должен превышать для обучающихся 1 классов 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии. В сентябре, октябре проводятся по 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, на четвертых уроках используются не классно-урочные, а иные формы организации учебного процесса. В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализации, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и п.т. В ноябре, декабре проводятся по 4 урока по 35 минут каждый, во втором полугодии (январь-май) - по 4 урока по 45 минут каждый.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 недели, 2-4 классах - не менее 34 недель.
Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель.
Продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 6 лет.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
В соответствии с п. 2.6 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» «к компетенции образовательного учреждения относятся... разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов», поэтому учебный план разработан общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Объем учебной нагрузки, трудности овладения программным материалом обучающимися с тяжелыми нарушениями речи диктуют введение специальных предметов коррекционного лингвистического цикла, увеличивая количество часов на изучение трудных тем.
Нагрузка обучающихся в I отделении школы регулируется за счет увеличения количества лет обучения, в сравнении с общеобразовательными учреждениями.
В начальных классах лингвистический курс «Фонетика, грамматика, правописание» корректирует произношение звуков и развивает навыки грамотного
письма, в связи с чем учебные программы по предметам «Русский язык» и «Фонетика, грамматика, правописание» рекомендовано объединить и гармонично сочетать темы уроков по данным предметам, закрепляя и углубляя знания и умения учеников.
Информатика вводится с 8 класса.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Общество нуждается в подготовке высокообразованных, высоконравственных людей; само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, потому что воспитанность - это качество личности, определяющееся в повседневном поведении человека его отношении к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям - инвалидам трудно адаптироваться среди здоровых сверстников, особенно детям с тяжелыми нарушениями речи, т.к. их недуг визуально не определяется.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы-интерната с тяжелыми нарушениями речи является социально-педагогическая поддержка становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях народов Татарстана и Российской Федерации.
В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражен национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребенка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, средства массовой информации (СМИ), необходимо на этапе реализации программы обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
Определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания:
В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности учеников школы-интерната формулировать собственные нрав-
44
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование нравственного смысла учения; формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры: формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с учителями и воспитателями, воспитанниками интерната, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов Татарстана, России.
В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Программа подразумевает конкретизацию классными руководителями общих задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников для более полного достижения воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса в школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; социальная
солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Критериями эффективности данной Программы является принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти
- на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
- на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.
Только при наличии второго уровня - дела - можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».
Федеральный государственный образовательный стандарт допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов. Следовательно, оценивать можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:
1. Закон РФ «Об образовании», 1992 г.
2. Конституция Российской федерации (Ст. 1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51,52)
3 Закон об основных гарантиях прав ребёнка, 1998 г.
4. ФГОС второго поколения (с 2011 г.)
5. Декларация прав и свобод человека
6. Конвенция о правах ребёнка
7. Устав школы
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
45
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Уставом Всемирной организации здравоохранения понятие здоровья определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения соотношение факторов, влияющих на здоровье, следующее: условия и образ жизни, питание - 50%, генетика и наследственность - 20%, система здравоохранения - 10%.
В школе-интернате № 7 V вида обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, в том числе инвалиды (32%).
Показатели состояния здоровья обучающихся школы-интерната свидетельствуют о необходимости принятия экстренных мер, направленных на решение вопросов, связанных с влиянием на здоровье обучающихся одного из основных факторов - условия и образ жизни, питание, создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья обучающихся.
Цель программы:
Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, что подразумевает:
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• формирование потребности вести здоровый образ жизни;
• развитие навыков поведения, способствующих укреплению здоровья и профилактика употребления психоактивных веществ.
Задачи:
• Организационно-педагогические меры по укреплению физического, психического, нравственного здоровья и гигиеническому воспитанию обучающихся.
• Проведение мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
• Разработка эффективных механизмов совместной деятельности различных секторов воспитательной системы гимназии, родительских организаций и ученического самоуправления.
• Формирование морально-волевых качеств обучающихся.
• Способствование осознанию личных ресурсов для здорового образа жизни.
• Пропаганда здорового образа жизни и лечебно-оздоровительная работа.
• Развитие материально-технической базы с целью охраны жизни и здоровья обучающихся.
Ожидаемые результаты:
1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
2. Улучшение звукопроизношения и развитие речи, способствующие психологической комфортности ребенка.
3. Формирование потребности вести здоровый образ жизни.
4 Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз.
5. Развитие навыков поведения, способствующих укреплению здоровья и препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.
6. Социальная адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Программа формирования УУД
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов освоения образовательной программы не столько предметные, сколько личностные и метапредметные результаты: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.
Овладение ребенком общеучебными навыками, универсальной учебной деятельностью (УУД) означает формирование «умения учиться» (способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений) и его коммуникативную компетентность. Эти приобретенные качества определяют успешность самореализации во всех сферах жизнедеятельности. Под общеучебными умениями мы понимаем умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности. Универсальные учебные действия - это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.
В образовательном процессе - сформированность УУД позволяет обучающемуся ориентироваться в различных предметных областях, в структуре учебной деятельности, придает ценностно-смысловую характеристику познавательному процессу. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно
46
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
выделить следующие взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
• коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность (умение организовывать и осуществлять совместную деятельность со сверстниками и взрослым, адекватно передавать информацию в речевой форме и т.д.),
• познавательные - общеучебные (в том числе связанные с использованием знаково-символические средств), логические, связанные с общими приемами решения проблемы;
• регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.).
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения умений, обеспечивающих метапредметные результаты, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
• установить ценностные ориентиры образования;
• определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
• выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
1. Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования.
2. Характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
4. Типовые задачи формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках специальной речевой школы.
5. Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов.
6. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.
ФГОС начального общего образования определяет
ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
• чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• осознание ответственности человека за благосостояние общества;
• восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
• отказ от деления на «своих» и «чужих»;
• уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
• доброжелательность, доверие и внимание к людям,
• готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
• принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
• формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
• развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
• формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
• формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
• готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
• критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
• готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
• целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
• готовность к преодолению трудностей;
• умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Общие положения ФГОС начальной общей школы распространены в школе-интернате на все классы как актуальные и перспективные задачи.
Представление о современном выпускнике школы-интерната V вида следующее: это человек
• любознательный, интересующийся, активно-познаю-щий мир;
• владеющий основами умения учиться;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
47
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• любящий родной край и свою страну;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных результатов:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериа-ции, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:
• знаю-могу
• хочу
• делаю
Программа коррекционной работы
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в школе-интернате № 7 V вида.
Логопедическая работа в школе V вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с речевыми нарушениями.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
• нарушения звукопроизношения;
• недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
• аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
• нарушения сложных форм словообразования;
• недостаточная сформированное^ связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
• выраженная дислексия;
• дисграфия.
Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир. (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) знаю-могу, хочу, делаю
Личностные результаты Воспитание личности (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) «Я сам» Что такое хорошо и, что такое плохо. «Хочу учиться». «Учусь успеху». «Живу в России». «Расту хорошим человеком». «В здоровом теле здоровый дух!»
Регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация «Я могу» «Понимаю и действую». «Контролирую ситуацию». «Учусь оценивать». «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»
Познавательные универсальные учебные действия. Исследовательская культура «Я учусь» «Ищу и нахожу». «Изображаю и фиксирую». «Читаю, говорю, понимаю». «Мыслю логически». «Решаю проблему»
Коммуникативные универсальные учебные действия Культура общения «Мы вместе» «Всегда на связи». «Я и Мы»
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
49
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся школ V вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
• гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
• системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
• реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
• деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
• индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
• системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через кор-рецию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
В план работы учителей-логопедов на 20132014 учебный год входят:
• Организационная работа. Коррекционно-развивающая работа в школе осуществляется в первую очередь через организацию логопедических мероприятий.
• Коррекционно-воспитательная работа. Для продолжения коррекции речи во внеурочное время намечаем продолжить преемственность в системе воспитательной работы.
• Связь логопеда с учителями и воспитателями. Для понимания и изучения ребёнка с нарушением речи с его сложной формирующей системой психической деятельности, выявления компенсаторных возможностей необходимо осуществлять связь логопеда с учителями и воспитателями.
• Пропаганда логопедических знаний. Проведение спец. семинаров.
• Участие в методических объединениях и педсоветах школы.
• Связь с врачом.
• Связь с родителями. Проведение родительских собраний.
А также общепрофессиональная деятельность:
• Освоение и применение компьютерных программ по произношению и развитию речи учащихся.
• Проведение педагогической практики для студентов МСГИ и для студентов ТГГПУ
• Участие в республиканских и городских семинарах и конференциях, проводимых ИРО РТ, МСГИ, ТГГПУ
• Повышение квалификации через изучение передового педагогического опыта и новых технологий в области дефектологии.
Литература
1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.33-36.
2. Валюх М. Н., Голева Л. В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.13-15.
3. Гайдукова В. И. Новые стандарты и принцип психологической комфортности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.20-22.
4. Дунилова Р А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5—11.
5. Макарова Д. В. Использование в речевом поведении языковых средств выражения интеллектуальных эмоций // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.45-48.
6. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
7. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
8. Сорокина Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.70-74.
9. Усольцева И. В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов // Инновационные проекты и программы в образовании 2011. № 2. С.22-26.
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013